Каков порядок признания расходов при УСН 6 процентов?
Чем отличаются разные объекты обложения упрощенным налогом
В соответствии со ст. 346.14 НК РФ, при переходе на упрощенку или до окончания очередного налогового периода налогоплательщик имеет возможность выбрать один из двух объектов обложения: «доходы» и «доходы минус расходы».
Приведем их основные различия:
УСН «доходы за вычетом расходов»
Ставка налога (в общем случае)
База для расчета
Сумма доходов, определенная согласно ст. 346.15 НК РФ
Из доходов вычитаются расходы, рассчитанные в соответствии со ст. 346.16 НК РФ
РАЗЪЯСНЕНИЯ от экспертов КонсультантПлюс:
УСН с объектом «доходы» выгоднее применять, если у вас небольшие расходы. Тогда вы будете платить меньшую сумму налога и будет проще вести учет, чем при объекте «доходы минус расходы». Доходы надо определять по правилам налога на прибыль. В общем случае они облагаются по ставке 6%, но в регионах могут быть пониженные ставки. Для ряда случаев предусмотрена ставка 8%. Как применять УСН с объектом «доходы», детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
О порядке перехода с УСН 6% на УСН 15% почитайте в этом материале.
ВАЖНО! При превышении лимита доходов или численности работников предусмотрены повышенные ставки налога. Подробнее об этом можно прочитать в статье.
Отражая издержки при любом объекте упрощенки, необходимо помнить, что доходы и расходы упрощенцев фиксируются в налоговом учете кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме того, необходимо соблюсти общие правила признания расходов (ст. 252 НК РФ): они должны быть экономически целесообразны и подтверждены первичкой.
Сложность учета при УСН 15% заключается в том, что возможность включения расходов в налогооблагаемую базу ограничена так называемым жестким списком. С этой точки зрения учет по объекту «Доходы» технически гораздо проще. Некоторые виды расходов при УСН 6% также подлежат налоговому учету, уменьшая при этом не базу, а уже рассчитанный налог.
Расходы, уменьшающие сумму налога по УСН 6%
Снизить налог на УСН-доходы можно за счет тех расходов, что указаны в ст. 346.21 НК РФ. К таковым, в частности, относят:
- Расходы на оплату соцвзносов по наемным работникам.
- Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплачиваемых за счет работодателя, но не покрытых страховыми выплатами по заключенным с работодателем на этот случай полисам.
- Платежи по договорам страхования временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев) сотрудников, если сумма предполагаемых в случае наступления страхового случая выплат не превышает суммы пособия, рассчитанного в соответствии с законодательством о соответствующем виде страхования.
- Расходы на медицинское и пенсионное страхование, оплаченные предпринимателем за себя (в случае если наемных работников у ИП нет).
- Расходы по оплате торгового сбора, установленного на территории осуществления деятельности, если уведомление о постановке на учет по конкретному объекту торговли было подано в соответствии с законодательством.
За счет указанных расходов и авансы по УСН, и упрощенный годовой налог можно уменьшить максимально на 50%. ИП без работников вправе уменьшить авансы и налог на 100%. Такие затраты отражаются в разделах 2.1.1 (стр. 140–143 для страхвзносов) и 2.1.2 (стр. 160–163 для торгового сбора) декларации по УСН, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@, в соответствующем отчетном периоде согласно дате их перечисления.
Узнайте больше об УСН «доходы» в этой статье.
Учет расходов на поставщиков при УСН 6 процентов
С точки зрения налоговых целей учет расходов при УСН доходы 6% отходит на второй план, так как в КУДиР данная категория плательщиков по желанию может их не указывать. В расчете суммы упрощенного налога затраты компании, в том числе и на поставщиков, не участвуют.
Но если при налоговой проверке не будут предоставлены документы на закупку проданных товаров, их стоимость может быть квалифицирована как безвозмездно полученные товарно-материальные ценности, и расчетная сумма налога увеличится. Это может привести к доначислению упрощенного налога, оплате штрафа (20% от суммы недоплаты, но минимум 40 000 руб.) и начислению пеней (ст. 120 НК РФ).
Кроме налоговой инспекции, документы от поставщиков могут также заинтересовать правоохранительные органы с целью подтверждения права владения теми или иными ценностями, а также клиентов компании для выполнения гарантийных обязательств и подтверждения качества продукции.
С точки же зрения бухгалтерских и управленческих целей отсутствие актуального учета расчетов с поставщиками в принципе является невозможным, так как это моментально сведет на нет систему расчета валовой и чистой прибыли.
Нужно ли вести учет расходов при УСН 6%
Если для юрлиц законодательно регламентирована обязанность ведения и налогового учета, и бухучета, то ИП обязаны вести лишь налоговый (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ). Но существуют и операции, по которым закон требует документального оформления вне зависимости от организационно-правовой формы.
Так, в п. 4 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено сохранение порядка предоставления статистической отчетности и ведения кассовых операций для упрощенцев. В п. 2 ст. 346.11 НК РФ приведены ситуации, в которых упрощенец не освобождается от некоторых налогов:
- Контроль над иностранной компанией.
- Выплата дивидендов.
- Операции с долговыми обязательствами.
- Наличие объектов, по которым налог на недвижимость рассчитывается с кадастровой стоимости.
- Импорт товаров на территорию России.
- Выполнение обязанностей налогового агента.
- Экономия на процентах и иные случаи из п. 2 ст. 224 НК РФ.
В таких случаях налогоплательщик обязан вести документально подтвержденный учет как доходов, так и расходов.
Кроме вышеприведенных ситуаций тщательное ведение расходов при УСН 6% может быть полезным при переходе на ОСНО, реорганизации предприятия, его ликвидации, смене учредителя и других правовых действиях, требующих точных и актуальных данных о состоянии хозяйственной деятельности.
Ведение книги доходов и расходов при УСН 6% (КУДиР)
Обязанность вести КУДиР предусмотрена для всех без исключения плательщиков-упрощенцев (ст. 346.24 НК РФ). Ее форма регламентирована приказом Минфина РФ «Об утверждении форм КУДиР организаций и ИП на УСН, КУДиР ИП на ПСН и Порядков их заполнения» от 22.10.2012 № 135Н (далее — Порядок заполнения КУДиР).
Порядком регламентировано различное оформление КУДиР в зависимости от выбранного объекта обложения. Так, плательщикам УСН 6% разрешается в разделе I заполнять графу 5 «Расходы» по своему усмотрению с оговоркой, что эти суммы должны быть связаны с получением доходов по УСН. При этом п. 2.5 Порядка заполнения КУДиР обязывает в данной графе отражать:
- Расходы на созданные за счет бюджетных средств рабочие места в рамках программы поддержки самозанятости населения.
- Расходы, произведенные за счет субсидий, выделенных бюджетом в рамках программ государственной поддержки бизнеса (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Справочную часть раздела I, а также разделы II и III упрощенцы 6% не заполняют. Но для целей налогообложения они должны оформить раздел IV «Расходы, уменьшающие сумму налога». В нем необходимо по отдельности отразить каждый документ, сумма которого уменьшает налог к уплате, а также итоговую расчетную сумму расходов.
О нюансах заполнения КУДиР рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Итоги
Мы рекомендуем вести учет расходов при УСН «Доходы» вне зависимости от их отражения в КУДиР, так как:
- некоторые хозяйственные операции предполагают ограничение в использовании УСН;
- налоговики и правоохранительные органы могут истребовать документацию, подтверждающую расходы компании на закупку ТМЦ;
- на юридические лица возложена обязанность по ведению бухучета.
Применение УСН 6% значительно упрощает документооборот на предприятии, а возможность уменьшить налог на социальные выплаты позволяет сэкономить до 50% от его суммы.
Хитрые расходы на УСН: уменьшаем облагаемую базу вместе с Бертой Сергеевной
Каждый бухгалтер сталкивался с тем, что нужно объяснить нюансы учета директору. Почему налог такой большой, деньги есть, а дивиденды выплатить нельзя, есть расходы, документы, а принять в затраты не получается. Берта Сергеевна, которая вернулась к нам вместе с ее новой работой , не исключение. Можно ли оптимизировать налоги, чтобы директор остался доволен и не выйти за рамки закона — Берта расскажет.
С чего началось
Всем привет! Думала не вернусь к вам до июля, пока не сдам отчеты (как помните, я еще на испытательном сроке). Но нет сил молчать. Я уже сталкивалась с тем, что директор — крутой управленец, но в бухгалтерии способность четко мыслить его покидает:
Налоговая база большая? Придумай как уменьшить . Не знаешь как — плохой ты бухгалтер.
В смысле эту покупку нельзя принять в расход? Вот же товарный чек, аж с печатью и авансовый отчет. Ну и пусть на диван, я ж почти ночую на работе.
Из нескольких организаций, которыми я занимаюсь на новой работе, основная на ОСНО и парочка на УСН с объектом «доходы минус расходы». Доходы сейчас достаточно большие, а вот расходов не так много и директор попросил найти возможности эти расходы нарастить.
Пришлось заняться анализом расходов, на работе времени из-за текучки не хватало, поэтому я брала работу на дом. Точнее работала с базой удаленно. С БухСофт это возможно благодаря тому, что бухгалтерия ведется онлайн.
БухСофт — онлайн бухгалтерия для малого бизнеса, всегда и везде доступна бухгалтеру и руководителю. Даже на расстоянии можно контролировать работу подчиненных и отправлять отчетность.
Попробовать БухСофт онлайн
Первоначальные выводы были неутешительные — оптимизация если и будет, то незначительная. О чем я шефу и сообщила.
«А вот предыдущий бухгалтер уменьшала », — заявил мне начальник. Согласна, только коллега работала временно и ей было по большому счету все равно, что включить в расходы — реальные затраты или покупку стереосистемы для шефа.
Мне же (надеюсь) работать тут долго А значит и учет должен вестись так, чтобы ФНС не могла ни к чему прицепиться.
Я решила поглубже погрузиться в вопросы с расходами на УСН с учетом специфики работы. И вот что я выяснила.
Оптимизировать можно не только расходы
Доходы тоже можно пересмотреть. Ваш директор вносит в компанию свои деньги ? А может он еще и учредитель с более, чем 50% доли в компании? Тогда он может помочь своему бизнесу деньгами и эти суммы не будут облагаться налогом.
В моем случае учредителей два и директор владеет только 25%, так что все его взносы попадают под налогообложение.
Решение: пусть помощь «вносит» второй участник. Им достаточно договориться об условиях между собой. Например в будущем непропорционально долям распределить дивиденды.
Насчет дивидендов я решила заранее проконсультироваться с экспертами поддержки БухСофт. Они помогают не только в бухгалтерском и налоговом учете, но и по юридическим вопросам. Они подтвердили — раз в уставе есть возможность распределять дивиденды не по долям, то так можно. Ну вот — одно решение есть.
Еще один вариант — перераспределение расходов и доходов по кварталам .
Например:
В июне планируется поступление оплат от клиентов на 1 000 000 в качестве аванса за товар. При этом сам товар будет оплачен нами сейчас, но поставлен только в августе. Если аванс придет в июне, то и налог за полугодие с этой суммы придется заплатить уже до 25 июля.
С одной стороны — отказываться от аванса не хочется, с другой — переплачивать налог тоже. Есть два варианта:
1.Для немножко жадных и смелых — не платить налог полностью . Плюсы : до конца года никаких санкций не будет, фактически получится отсрочка по уплате, «самый выгодный кредит от государства — зажать на время налоги» — как говорил Броненосец.
Минусы : после того, как будет подана декларация по УСН за год, ФНС насчитает пени за просрочку платежа и также может выставить требование об уплате авансового платежа — такая практика есть.
2.Для рисковых — попросить покупателя перечислить деньги чуть позже — в начале июля. Плюсы — необходимость платить налог переносится уже на следующий отчетный период, а там появятся расходы, которые значительно уменьшают облагаемую базу. Минус — покупатель может передумать, пока мы тут крутим свои схемы. Потерять миллион? Вряд ли шеф скажет мне « спасибо », скорее » неси трудовую, твой испытательный срок окончен «.
Еще один момент, который важен для УСН — НДС. Да, не удивляйтесь, я не ошиблась. Покупатели иногда просят выставить документы с НДС даже упрощенца. И у нас такие есть. Причем это — анекдот. НДС мы крутим сверху на обычную цену, в результате выгоды покупателю ноль, зато с НДС :), кто-то у них явно не умеет пользоваться калькулятором.
У нас же появляется обязанность перечислить НДС в бюджет и сдать декларацию. Причем только в электронном виде. Даже если операция разовая.
Вести учет по разным системам налогообложения и сформировать декларацию по НДС на УСН легко с БухСофт. Лучший помощник малого бизнеса. Ведите учет, отправляйте и получайте электронные документы через ЭДО и сдавайте отчетность в ФНС — все самое нужное в одном сервис.
Узнать про БухСофт
Приходите на юбилейную Конференцию БухСофт! Чиновники и эксперты по налогам и бухучету расскажут о главных изменениях в работе бухгалтера и предпринимателя. Формат участия — онлайн!
Чек-лист в работе с расходами на УСН
Конечно главное правило — все расходы должны быть задокументированы, причем документы оформлены как положено и в полном объеме. Разбираться — можно их провести или нет — это потом.
Обычно же все наоборот. Сначала директор что-то покупает, а потом бухгалтер разбирается — чего не хватает в документах.
Есть и еще несколько важных моментов, на которые ни рядовые сотрудники, ни руководитель часто не обращают внимание:
- Что все-таки купили. Чеки в духе «лампочка» или «канцелярия» — страшный сон бухгалтера. Пытки в нашей стране запрещены, а так бы хотелось иногда! Кажется меня уже считают этакой Круэллой, потому что я строго настрого запретила приносить такие чеки. Если из документов не совсем ясно, для чего предназначена покупка — обязательно должна быть объяснительная записка с обоснованием.
- А чек то где? Одного товарного чека мало, чтобы принять расходы. Сейчас большая часть предпринимателей уже обязана иметь кассы и еще часть потеряет право на льготу по ним с 1 июля. Поэтому требование чека — это не хотелки бухгалтера, а необходимость. Есть тут такой кладовщик, назовем его Василий. Так вот Вася считает, что дружит со всеми и поэтому не любит ни с кем спорить (кроме меня, я — «счастливое» исключение). Когда ему приносят какие то документы на закупку он предпочитает не замечать ошибок — вот есть бухгалтер и пусть разбирается. Вася был сильно удивлен, когда я напомнила ему должностную инструкцию и даже распечатала её часть, где говорится, что кладовщик обязан проверять документы, которые ему передают. Мир Васи буквально встал с ног на голову, я прямо услышала звук упавших розовых очков. Прости Василий, ничего личного, только бизнес.
Загружайте данные из онлайн-кассы в БухСофт , выгружайте номенклатуру. Удобный учет продаж и выручки в онлайн-сервисе.
- Неполный комплект документов . Например, товар покупается с условием доставки. Доставка оплачивается как отдельная услуга. При получении товара прикладываются документы на сам товар, а на доставку — нет. Или выясняется, что разгрузка в услуги не входит и директор доплачивает за нее на месте наличными и никаких подтверждающих документов не получает.
Я сейчас настраиваю руководителя, что любые разовые работы должны выполняться самозанятыми. Это тоже хороший способ вывести из тени расходы (да, в тени не только доходы прячутся).
Во-первых, так мы получим официальное подтверждение по затратам и сможем их списать, во-вторых, сэкономим на взносах, их при расчетах с самозанятыми нет в отличие от оплат обыным физлицам.
Конкуренция у самозанятых сейчас сильная. В крайнем случае надо заключать договор с физлицом (но там НДФЛ и взносы).
С учетом любых расчетов с «физиками» проблем не будет — в БухСофт все есть. Даже прием на работу сотрудника можно сделать, сформировав сразу весь пакет документов, что говорить о самозанятых.
Как увеличить расходы на УСН
Несколько лайфхаков по отражению расходов и выработке тактики по их защите перед ФНС.
«Социальные» расходы
Для создания нормальных условий труда работодатель может обеспечивать сотрудников различными полезными вещами. Например:
- установить кулеры и покупать бутилированную воду;
- приобрести для оборудования зоны приема пищи (кухни) мебель, микроволновку, чайник и т.п.;
- покупать средства для уборки и чистки, в т.ч. дезинфицирующие средства.
За что мне нравится новый офис — у нас все есть. Зона кухни с кофеваркой, чайником, микроволновкой и холодильником, несколько кулеров, в магазинах они тоже стоят — для клиентов и для персонала. В такую жару, как сейчас здорово, что можно выпить холодной воды или съесть прохладных фруктов. Правда виноград с апельсинами не покупают, но я все своё ношу с собой 😉
Я заметила, что хоть и покупались эти вещи официально, у поставщика, который возит в офис канцелярию, а мелкую технику мы брали из своих запасов (из того, что продаем в магазине), но бухгалтер явно опасалась их включать в расходы — в бухучете они прошли, а вот в НУ нет.
В этом году меняли чайник, покупали сменные фильтры для кофеварки и всякие чистящие средства тоже. И опять их не проводили в расходах. Я решила исправить эту несправедливость.
Что касается расходов на воду, то это спорный расход . ФНС эти затраты в КУДиР видеть не любит и требует снять. Обоснование — в НК, в статье 346.16 нет таких расходов, а перечень расходов закрытый. Но вот судебная практика говорит в пользу налогоплательщиков. Так что тут на усмотрение руководителя — будет он рисковать или нет (я бы лично рискнула).
Что касается чистящих средств — несмотря на то, что прямо такие затраты в НК также не указаны, но их можно отнести к материальным расходам. Это подтверждают и сами налоговики. Вот и Минфин давал подобные разъяснения (см. Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 03-11-11/1827).
Также можно обосновать и покупку бытовой техники. При этом дополнительными аргументами станут:
- отсутствие поблизости мест общественного питания — кафе, столовых и т.п.;
- продолжительная рабочая смена;
- невозможность покинуть на долгое время рабочее место;
- удаленность места работы.
У нас офис расположен не то чтобы в промзоне, но в отдалении от оживленных улиц (офисы в центре Москвы сами понимаете — слишком дороги), так что необходимость организации кухни вполне обоснована. К тому же в пиковое время менеджеры могут работать сменами не по 8, а по 12 часов, переходя на другой режим работы — это, например, периоды активных распродаж или новогодних праздников.
Сложности с налоговым учетом? Эксперты БухСофт на связи 24/7 — не только проведут устную консультацию, но и подключатся удаленно, чтобы помочь провести операции в БухСофт Онлайн.
Обслуживание техники
Чаще всего в офисе это — заправка картриджей для МФУ или принтеров. И их вы в статье 346.16 не найдете. Но и тут выручат материальные расходы — к ним относятся в т.ч. расходы на приобретение материалов, используемых для содержания и эксплуатации основных средств.
Обратите внимание — по сложившейся практике и разъяснениям Минфина не имеет значение фактически — относится устройство к ОС или нет (МФУ может стоить и 5000 рублей), все равно расходы на обслуживание офисной техники можно принять к расходам.
Канцелярия
Не раскидывайтесь мелкими расходами. Все покупки типа ручек, блокнотов, бланков и др. в совокупности могут составлять приличные суммы. Лучший вариант — централизовать закупки . Ежемесячно (или чаще, нам вот достаточно раз в месяц) собирать заявки от отделов, магазинов и т.д. и заказывать оптом. Тут есть сразу несколько плюсов:
- Оптовые покупки могут быть выгоднее.
- Они не раскиданы по куче мелких чеков (которые, как мы выяснили, могут оформить неправильно или вообще не дать), а собраны в накладных.
- Снижается вероятность ошибок при вводе документов и время на эту работу.
- Легко отследить расходы. У моей знакомой на работе директору не понравились суммы, заплаченные за канцелярию в течение года и он провел «внутреннее расследование». Оказалось несколько сотрудников регулярно забирали домой из каждой партии по коробке бумаги. Ущерб за год — около 60 000. Бумагу продавали через соцсети со скидкой. Горе-предприниматели.
Соцсети
Раз уж коснулись этой темы. Сейчас продвижение в социальных сетях и интернете вообще необходимая часть работы практически любой компании. Я конечно не у сетевых магнатов работаю, но недавно директор предложил начать рекламироваться в инстаграме и завести уже группу в ВК (до этого был только сайт с интернет магазином).
И вот там есть платные услуги — таргетинг, объявления и все такое прочее. Одним из первых вопросов стала возможность учесть эти рекламные расходы .
Принять расходы на продвижению и рекламу в соцсетях на УСН принять можно. В письме Минфина России от 26.10.2020 № 03-11-06/2/92939 ведомство подтвердило эту позицию.
Какие расходы не получится учесть
Расходы на УСН очень коварные. Кажется, что можно что-то без труда принять. Но нет, оказывается НК не предусмотрено.
Нельзя уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по участию в торгах — платежи электронной площадке, комиссии, платные услуги — все мимо. Мы нанимали для подготовки документации специалиста, т.к. у нас в штате такого нет. Вот расходы на него мы учтем. Он самозанятый и его услуги пройдут как бухгалтерские.
Консультационные услуги налоговики тоже не любят видеть в расходах . В нашем случае одна компания пошла навстречу и выставила акт на юридические услуги, вместо просто консультационных. Такой тип услуг мы можем принять в расходы.
Расходы на тесты на коронавирус для сотрудников вы тоже в расходах учесть не сможете. Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-11-06/2/101770. При этом другие расходы, например, на приобретение средств дезинфекции можно возместить через ФСС.
Подводим итоги
В процессе поиска ответов на свои вопросы я постоянно просила помощи у экспертов БухСофт, они здорово помогли мне с нормативкой.
Тут сразу два плюса — меня точно консультируют профессионалы и эта услуга входит в стоимость обслуживания сервиса БухСофт Онлайн, поэтому проблем с принятием в расходы оплаты таких консультаций точно не будет.
Итак, главные принципы для расходов на УСН:
- экономически обоснованы;
- связаны с получением дохода;
- документально подтверждены;
- оплачены.
И все равно надо быть готовыми отстаивать свою позицию не только перед налоговиками, но и в суде. Поэтому запасайтесь судебной практикой и скачивайте Письма Минфина с разъяснениями заранее. Я вот уже папку на компьютере для этого завела.
Поделитесь — как вы боретесь с нерадивыми сотрудниками, есть ли у вас на работе Васи, переживаете ли сейчас из-за вакцинации для работников торговли (я как пройду этот квест на работе обязательно расскажу)?
Снижение налогов на УСН: 7 законных способов
Упрощенная система налогообложения считается очень удобной для малого и среднего бизнеса. Применять ее могут индивидуальные предприниматели и ООО при соблюдении ограничений по численности сотрудников (до 130 человек), обороту (до 200 миллионов рублей) и стоимости основных средств. Очевидные плюсы: замена ряда налогов, например, НДФЛ и НДС, и простота учета. Но какой бы выгодной не была эта система, перед любым бизнесменом встает вопрос: как законно снизить налоги? Для «упрощенцев» есть сразу 7 способов это сделать.
1. Выбрать оптимальный объект налогообложения
Существуют два вида упрощенной системы:
1. Объект налогообложения «Доходы» со ставкой 6%
Налогом облагаются все доходы от предпринимательской деятельности. Продал товар – получил деньги – заплатил 6% от выручки. Если предпринимателю сделал перевод родственник, платить налог не нужно.
2. Объект налогообложения «Доходы минус расходы» со ставкой 15%
В этом режиме приходится фиксировать и доходы и расходы, поэтому учет требует больше времени.
6% и 15% – федеральные ставки, в некоторых регионах они могут отличаться.
Ставки могут быть выше, если выполняется любое из условий:
- доходы за год больше 150 миллионов рублей, но меньше 200 миллионов;
- среднесписочная численность больше 100 человек, но меньше 130.
Для объекта налогообложения «Доходы» ставка составит 8%, для «Доходы минус расходы» – 20%. Она начинает действовать с того квартала, когда доходы, посчитанные нарастающим итогом, или средняя численность превысили лимиты.
Иван решил запустить бизнес, открыть кондитерскую, чтобы производить и продавать торты. Каждый стоит 2000 рублей, а расходы на его производство – 1600.
При режиме УСН «Доходы» он будет платить 120 рублей с каждого торта, значит, 30% прибыли придется отдать государству:
2000 х 0,06 = 120 (руб.)
120/400=0,3
Если использовать объект «Доходы минус расходы», налог составит 60 рублей, а это в два раза меньше:
(2000 -1600) х 0,15 = 60 (руб.)
Ивану выгоднее выбрать объект налогообложения «Доходы минус расходы»
А Мария сдает в аренду квартиру, зарабатывает на этом 480 000 рублей в год. На коммунальные услуги и налог на недвижимость она тратит 80 000 рублей.
Используя режим «Доходы», она будет платить ежегодно 28 800 рублей.
480 000 х 0,06 = 28 800 (руб.)
При режиме «Доходы минус расходы» 60 000 рублей.
(480 000 — 80 000) х 0,15 = 60 000 (руб.)
Мария решила выбрать объект налогообложения «Доходы»
Получается, чем ниже рентабельность, тем выгоднее использовать вид УСН «Доходы минус расходы».
Марина Агафонова, налоговый консультант:
2. Уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы
Каждый ИП платит страховые взносы за себя, их размер определен государством заранее. В 2020 году размер страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования составил 40 874 рубля, в 2021 сумма не изменилась. Если ИП заработал за год больше 300 000 рублей, он должен в следующем году оплатить 1% от суммы превышения в Пенсионный фонд (но не больше 259 584 рублей). Компания платит страховые взносы за своих сотрудников, их размер составляет от 15% до 30% от зарплаты.
При выборе объекта налогообложения «Доходы» можно уменьшить налог на всю сумму взносов, если ИП работает без сотрудников. Если сотрудники есть, уменьшить налог можно на 50%.
При объекте «Доходы минус расходы», уплаченные страховые взносы включаются в сумму расходов. Важный нюанс – при расчете налога можно учитывать только уплаченные суммы. Оплатили в 3 квартале страховые взносы – смело уменьшайте налог на них.
У Ивана из нашего примера все уплаченные страховые взносы уже включены в стоимость производства. А Марии повезло больше – она работает без сотрудников и может уменьшить налог на 40 874 рубля. Это означает снижение налогов на УСН до нуля.
3. Стать самозанятым
Это другой налоговый режим, который называется «Налог на профессиональный доход». Его могут использовать физические лица, ведущие деятельность без сотрудников в определенных областях, с оборотом до 2,4 миллионов рублей. Ставка налога при работе с физическими лицами составит 4%, а с юридическими – 6%. Два приятных бонуса:
- самозанятому не нужно платить страховые взносы;
- государство дает вычет в размере 10 000 рублей.
Как работает вычет? С его помощью не получится уменьшить налог до нуля, но он дает «скидку». Налог уменьшается с 4 % до 3% при работе с физическими лицами и с 6% до 4% – с юридическими.
Посмотрим, подойдет ли этот режим нашим героям.
У Ивана есть нанятые сотрудники, поэтому ему нельзя стать самозанятым, хотя производство тортов попадает под разрешенные режимы.
Мария сдает квартиру физическому лицу, следовательно, может перейти на этот режим. Ставка налога составит 4%, а с учетом вычета – 3%.
480 000 х 0,03 = 14 400 (руб.)
Когда вычет в 10 000 рублей исчерпается, Мария будет платить 19 200 рублей.
480 000 х 0,04 = 19 200 (руб.)
19 200 — 14 400 = 4800 (руб.) – составит «скидка» от государства.
При УСН «Доходы» она платит 40 874 рубля страховых взносов, а налог, благодаря вычету, сокращает до нуля. При использовании налога на профессиональный доход страховые взносы платить не нужно, а сам налог составит всего 14 400 рублей.
Юлия Сиверина, фотограф:
4. Купить патент
Право перейти на патент имеют предприниматели, у которых работает не больше 15 человек. Есть и другие ограничения, например, нельзя производить и продавать подакцизные товары, заниматься добычей полезных ископаемых, розничной торговлей с площадью зала больше 150 кв.м.
С 2021 года стоимость патента разрешили уменьшать на размер страховых взносов. Как и в УСН «Доходы», предприниматель без сотрудников может уменьшить налог на всю сумму, а с сотрудниками – на 50%. Размер патента и условия отличаются в разных регионах. Рассчитать стоимость патента можно в специальном калькуляторе на сайте налоговой.
Мария сдает квартиру площадью 40 кв.м в Перми, стоимость патента на год составит 2380 рублей. Эту сумму можно уменьшить до нуля на страховые взносы и не платить ничего. Но от самих страховых взносов патент не освобождает. Так что за год придется заплатить 40 874 рубля.
Иван продает торты в Астрахани в небольшом отделе площадью 10 квадратных метров. Патент на розничную торговлю составит 32 088 рублей в год. Но все продажи юридическим лицам все равно будут облагаться по ставке 15% (совмещать режимы можно, если они относятся к разным видам деятельности).
Сейчас с каждого тортика он платит 60 рублей налога, значит, если продавать через эту точку больше 535 тортов в год, патент для него будет выгоднее.
32 088 / 60 = 535 (шт)
Марина Агафонова, налоговый консультант:
5. Заключить агентский договор
По этому договору агент (одна сторона) обязуется совершать действия от имени принципала (другой стороны) на возмездной основе. Агент может, например, осуществлять закупки или заниматься сбытом. В договоре обязательно нужно указать вознаграждение агента, чаще всего, это 10-20%. УСН будет платиться с этого вознаграждения.
Допустим, Мария взяла еще одну квартиру в субаренду для сдачи. Собственнику она платит 20 000 рублей, а сдает недвижимость за 25 000 рублей. Так как у нее выбран объект налогообложения «Доходы», каждый месяц налог составляет 1 500 рублей.
Если оформить агентский договор с вознаграждением 25%, придется платить налог только с 5 000 рублей (это 300 рублей), так как в составе доходов не нужно учитывать средства, поступающие посреднику от покупателей в пользу заказчика.
6. Поменять регион регистрации
Регионы могут самостоятельно устанавливать ставки УСН. Минимальная ставка при объекте «Доходы» – 1%, применяется в Чукотском и Ненецком автономных округах и Мурманской области. Самая выгодная ставка по объекту «Доходы минус расходы» в Ленинградской, Мурманской, Тюменской областях и некоторых автономных округах – 5%.
ИП может сменить регион регистрации, если поменяет прописку или оформит временную регистрацию. Снижение налогов на УСН таким способом не всегда оправдано: смена прописки может повлечь за собой другие бюрократические сложности, поэтому все нужно хорошо взвесить.
Если бы наши герои зарегистрировали бизнес в Мурманской области, Иван бы платил с каждого торта 20 рублей вместо 60, а Мария 10 000 рублей в год вместо 60 000.
7. Использовать налоговые каникулы
Кто только зарегистрировался в качестве ИП, могут рассчитывать на двухлетние налоговые каникулы. Их предоставляют регионы, поэтому условия могут различаться, но обычно каникулы действуют в сфере производства, науки, социальной сфере. Ставка в это время составит 0%. Предприниматель не обязан уведомлять налоговую о том, что попадает под действие каникул. Но, на всякий случай, лучше запросить разъяснений у своей инспекции – вдруг они трактуют закон по-другому и такое снижение налогов на УСН вызовет вопросы.
По закону Астраханской области, рассчитывать на налоговые каникулы могут налогоплательщики, занимающиеся производством. Ограничения: среднесписочная численность до 5 человек и доход от реализации до 10 миллионов рублей. У Ивана соблюдаются эти ограничения, поэтому он может воспользоваться каникулами. Теперь налог с продажи каждого тортика составляет 0 рублей. Сэкономленные на налогах деньги он решил потратить на продвижение.
Мария не попадает под действия каникул, поэтому, посчитав все варианты, она решила стать самозанятой, оставшись при этом ИП. Для этого она зарегистрировалась в приложении «Мой налог» и отправила в налоговую уведомление об отказе от УСН. Теперь она тратит на налоги 14 400 рублей в год, что в 4 раза меньше, чем планировалось.
Снижение налогов на УСН не требует сложных схем и махинаций. Государство дает предпринимателю легальные возможности уменьшить платежи. Иногда достаточно внимательно изучить законы или проконсультироваться с грамотным бухгалтером при выборе системы налогообложения, чтобы сократить налог в несколько раз или не платить его вовсе.
Как рассчитать налог УСН 6%
При участии Наталья Бокова
Налог при упрощенной системе с объектом «доходы» рассчитывается просто — перемножением выручки и ставки (чаще всего она равна 6%). При этом налог УСН 6% уменьшается на страховые взносы, уплаченные в текущем периоде, на больничное пособие за первые три дня болезни и на некоторые другие суммы. Мы на примерах покажем, как правильно сделать все вычисления.
Плюсы использования «упрощенки» для ИП
Индивидуальный предприниматель может выбрать один из двух видов упрощенной системы налогообложения: УСН с объектом «доходы» или УСН с объектом «доходы минус расходы». При «упрощенке» с объектом «доходы» налог в общем случае равен выручке, умноженной на ставку 6% (затраты не учитываются). Если выбран объект «доходы минус расходы», налог в общем случае равен выручке, уменьшенной на затраты, и умноженной на ставку 15% (подробнее об этом читайте в статье «Упрощенная система налогообложения для ИП: чем она выгодна и как ей пользоваться»).
«Упрощенка» дает предпринимателю ряд преимуществ. Перечислим основные:
- Не нужно платить НДС. Как следствие, нет обязанности по выставлению счетов-фактур, а также ведению книги покупок и книги продаж.
- Отчитываться по УСН надо всего один раз в год (а при основной системе налогообложения необходимо ежеквартально сдавать декларации по НДС).
- При небольшой величине расходов (менее 60% от выручки) выгодно выбирать УСН с объектом «доходы». Это позволит существенно уменьшить сумму налога.
Порядок расчета налога по УСН (объект «доходы»)
Сначала нужно определить налоговую базу. В нее входят доходы от реализации, то есть выручка по основному виду деятельности, а также внереализационные доходы, например, от сдачи имущества в аренду. Доходы следует включать в базу в тот момент, когда деньги фактически поступили на расчетный счет или в кассу. Расчет базы идет нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря текущего года, затем начинается с нуля.
Налоговую базу следует умножить на ставку. Она равна:
— е сли доходы (посчитанные нарастающим итогом с начала года и умноженные на коэффициент-дефлятор) не превысили 150 млн. руб., и средняя численность персонала не превысила 100 человек, ставка равна 6%.;
— если превысили, то начиная с квартала, в котором произошло превышение, нужно применять ставку 8% (см. «Как изменится УСН в 2021 году: читаем свежие поправки в Налоговый кодекс»).
ВНИМАНИЕ. Для отдельных категорий налогоплательщиков власти региона вправе снизить ставку до 1%, а в особых случаях даже до нуля. Узнать, какая ставка действует в том или ином субъекте РФ, можно в своей инспекции.
Как уменьшить налог при УСН 6%
Из суммы налога можно вычесть:
- страховые взносы за сотрудников, а в случае ИП — еще и «за себя». Взносы разрешено вычитать, только если они перечислены в периоде, за который начислен налог УСН 6%. Предприниматели без работников могут уменьшить налог на взносы полностью, а ИП с работниками и организации — не более, чем наполовину;
- больничные за первые три дня болезни сотрудника;
- взносы за сотрудников по договорам ДМС;
- торговый сбор, если плательщик этого сбора зарегистрирован там же, где ведет торговую деятельность.
Величину налога УСН 6% (или 8%) вычисляют по итогам года. В течение года необходимо делать авансовые платежи по окончании первого квартала, полугодия и девяти месяцев. Авансовый платеж рассчитывают так же, как и сам налог. При перечислении учитывают предыдущие авансовые платежи, начисленные за этот год.
Пример расчета налога по УСН (объект «доходы»)
Индивидуальный предприниматель Иванов занимается торговлей стройматериалами. Он нанял двух работников. Оклад первого составляет 30 000 руб. в месяц, оклад второго — 50 000 руб. в месяц.
Авансовый платеж за первый квартал
В первом квартале 2022 года ИП Иванов перечислял взносы с зарплаты сотрудников: в январе — за декабрь 2021 года, в феврале — за январь, в марте — за февраль. Каждый раз сумма пенсионных и медицинских взносов, а также взносов на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляла 24 000 руб.((30 000 руб. + 50 000 руб.) × 30%), сумма взносов «на травматизм» — 160 руб.((30 000 руб. + 50 000 руб.) × 0,2%).
В январе 2022 года Иванов перечислил взносы «за себя» за 2022 год: пенсионные — в размере 34 445 руб., медицинские — в размере 8 766 руб.
Итого в первом квартале ИП Иванов заплатил страховые взносы на общую сумму 115 691 руб.(((24 000 руб. + 160 руб.) × 3 мес.) + 34 445 руб. + 8 766 руб.).
В первом квартале 2022 года Иванов получил выручку в размере 3 000 000 руб. Авансовый платеж по УСН 6% за первый квартал равен 180 000 руб. (3 000 000 руб. × 6%).
ИП Иванов вправе уменьшить авансовый платеж за первый квартал на сумму, не превышающую 90 000 руб.(180 000 руб. × 50%). Иванов перевел в бюджет 90 000 руб., а оставшуюся часть взносов, равную 25 691 руб. (115 691 руб. – 90 000 руб.), он сможет учесть при расчете авансового платежа за полугодие.
Рассчитайте взносы «за себя» и работников при совмещении УСН и ПСН Рассчитать бесплатно
Авансовый платеж за полугодие
Во втором квартале 2022 года ИП Иванов перечислял взносы с зарплаты сотрудников: в апреле — за март, в мае — за апрель, в июне — за май. Каждый раз сумма пенсионных и медицинских взносов, а также взносов на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляла 24 000 руб.((30 000 руб. + 50 000 руб.) × 30%), сумма взносов «на травматизм» — 160 руб.((30 000 руб. + 50 000 руб.) × 0,2%).
Итого во втором квартале ИП Иванов заплатил страховые взносы на общую сумму 72 480 руб.((24 000 руб. + 160 руб.) × 3 мес.).
Во втором квартале 2022 года Иванов получил выручку в размере 2 500 000 руб. Авансовый платеж по УСН 6% за полугодие составляет 330 000 руб. ((3 000 000 руб. + 2 500 000 руб.) × 6%). С учетом авансового платежа за первый квартал получается величина, равная 150 000 руб.(330 000 руб. – 180 000 руб.).
Также Иванов вправе уменьшить авансовый платеж за полугодие на взносы, перечисленные во втором квартале, и на часть взносов, перечисленных, но не учтенных в первом квартале. При этом уменьшать авансовый платеж за полугодие можно на сумму, не превышающую 75 000 руб.(150 000 руб. × 50%).
Иванов перевел в бюджет 75 000 руб., а оставшуюся часть взносов, равную 23 171 руб.(25 691 руб. + 72 480 руб. – 75 000 руб.), он сможет учесть при расчете авансового платежа за девять месяцев.
Рассчитывайте взносы «за себя» и налог по УСН, заполняйте платежки в веб‑сервисе Заполнить бесплатно
Калькулятор расчета УСН
На нашем сайте вы можете бесплатно использовать калькулятор расчета УСН.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей
Авансовые платежи необходимо перечислять не позднее 25 числа месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Таким образом, даты перечисления авансовых платежей следующие:
- за первый квартал — не позднее 25 апреля;
- за полугодие — не позднее 25 июля;
- за девять месяцев — не позднее 25 октября.
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно
Налог УСН 6% (или 8%) по итогам года нужно перечислить: предпринимателям — не позднее 30 апреля следующего года, ООО — не позднее 31 марта следующего года.
ВАЖНО. Если дата перечисления налога или авансового платежа приходится на выходной или праздник, то перевести деньги в бюджет можно в ближайший следующий за ним рабочий день. Это следует из пункта 7 статьи 6.1 НК РФ.
Добавим, что при расчете налога УСН 6% предприниматели и организации обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Об этом говорится в статье 346.24 НК РФ. Форма книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.10.12 № 135н .