Можно ли привлекать работников к дежурству на дому в выходной день без письменного согласия
Эксперты Роструда разъяснили, может ли работодатель привлекать работников к дежурству на дому в выходной день без их письменного согласия и без положения о дежурстве в организации.
Ведомство отмечает, что ТК РФ предусматривает возможность установления дежурства на дому в отношении медицинских работников (статья 350 ТК РФ). В иных случаях дежурство в выходной день фактически считается полноценной работой в выходной день.
Это значит, что если речь не идет об экстренных случаях, то на выполнение работы в рамках дежурства в выходной день работодатель обязан получить согласие работника. При этом дежурство в выходной день должно быть компенсировано работнику двойной оплатой либо предоставлением дополнительного дня отдыха вне зависимости от того, были ли фактические вызовы на рабочее место или нет.
Вместе с тем наличие у работодателя положения о дежурстве не обязательно.
Такие разъяснения привел Роструд на своем сайте , отвечая на вопросы работников и работодателей.
Следить за новостями удобно в нашем новостном telegram-канале . Присоединяйтесь!
Дежурство на дому
В некоторых сферах деятельности может возникнуть ситуация, когда работодателю экстренно понадобится один или несколько работников. Как правило, произойти это может в официальные выходные или праздничные дни. Однако технологии выполнения работ или оказания услуг могут и не предусматривать постоянное нахождение персонала на своих рабочих местах. Для того, чтобы иметь возможность вызвать того или иного сотрудника на работу наниматель может использовать такой метод организации рабочего времени, как дежурство на дому.
Дежурство на дому: трудовой кодекс
В обычном понимании, дежурство подразумевает под собой выполнение работником обязанностей в соответствии с созданным нанимателем графиком. При этом дежурный сотрудник должен находиться на своем рабочем месте.
Иная ситуация складывается при так называемом дежурстве на дому.
Основное время работник проводит в ожидании вызова на работу, который может и не произойти.
Такая практика используется в медицинской сфере, МЧС, силовых структурах и некоторых других отраслях экономики.
Кроме того, дежурство на дому может устанавливаться отраслевыми нормативными актами соответствующих министерств и ведомств.
Подобный режим работы используют на железной дороге, в сфере энергетики и связи и т. д.
В принципе каждый работодатель может установить такой вид дежурства сотрудников. При этом важно помнить о том, что дежурство на дому должно быть обосновано технологической необходимостью, а не желанием руководства использовать труд работников в режиме 24/7.
Например, оправданным будет дежурство на дому в праздничный день электромонтера узла связи. Он обязан будет своевременно устранить неполадки при их возникновении.
И совершенно не подходит дежурство на дому для офис-менеджера, если компания работает по стандартному графику пятидневной рабочей недели.
Такая практика минимизации затрат на оплату труда является нарушением трудового законодательства, а соответственно, чревата для нанимателя штрафными санкциями.
Для того чтобы использовать такой режим рабочего времени для сотрудников, необходимо:
- внести дежурство на дому в положение о персонале и оплате труда;
- получить согласие работников на такое дополнение к рабочему режиму;
- внедрить для дежурных суммированный учет рабочего времени;
- составить график дежурств.
Поэтому при составлении графика таких дежурств нужно учитывать количество отработанного работником времени, а также помнить о запрете на отработку двух смен подряд.
Кроме того, нельзя привлекать к такому виду дежурства отдельные категории сотрудников, например, несовершеннолетних или беременных женщин.
Как оплачивается дежурство на дому
Дежурство на дому включается в рабочее время сотрудников, а соответственно, оплачивается по часовым тарифным ставкам. При этом для его учета в табеле рабочего времени могут применяться понижающие коэффициенты.
Все время дежурства на дому можно разделить на две категории:
- время, проводимое работником в режиме ожидания;
- время, затрачиваемое на выполнение работы и проезд до места проведения работ или оказания услуг, а также для возвращения домой.
Вторая категория временных затрат учитывается как полноценное рабочее время.
Режим ожидания, как правило, подлежит учету с понижающими коэффициентами.
Например, ожидание вызова во время дежурства на дому для медицинских работников учитывается с коэффициентом 0,5 (приказ Минздрава № 148н), а для сотрудников организаций связи с коэффициентом 0,25 (постановление Минтруда № 58).
Таким образом, у медика в табеле учета рабочего времени 1 час рабочего времени будет стоять за 2 часа ожидания вызова, а у связистов — за 4 часа в режиме ожидания.
Пример расчета отработанного времени при дежурстве на дому:
Сотрудник МЧС дежурит дома в течение 8 календарных часов. Из них он 5 часов провел в режиме ожидания и 3 часа затратил на проезд к месту ЧП, работу по устранению последствий происшествия и возвращение домой.
Для работников этого ведомства предусмотрен коэффициент 0,25 (постановление Минтруда № 23).
В табеле учета рабочего времени у сотрудника МЧС будет учтено 3 + 5*0,25 = 4,25 часа.
Если точный алгоритм учета рабочего времени при дежурстве на дому не предусмотрен законодательством или отраслевыми нормативными актами, то наниматель может установить и полную оплату за часы, проводимые работником в ожидании вызова.
Дежурство на дому является особым видом рабочего времени сотрудников. Он применяется в тех случаях, когда у работодателя может возникнуть необходимость присутствия дополнительного персонала на рабочих местах.
Возможность введения такого вида дежурств предусматривается законодательством либо отраслевыми нормативными актами.
Оплата за время такого дежурства производится исходя из количества учтенных часов рабочего времени. Большинство ведомств и организаций применяют понижающие коэффициенты для учета времени ожидания вызова, однако, законодательство не запрещает учитывать все время дежурства на дому без таких коэффициентов.
Работа в выходные и праздничные дни
Рассчитывая зарплату за январь, бухгалтерам важно помнить о новогодних праздниках. Если учреждение работало в январские каникулы, то эти дни должны быть оплачены согласно трудовому законодательству в повышенном размере. Об особенностях оплаты выходных и праздников мы расскажем в этой статье.
Автор: С. Валова /зам. главного редактора журнала «Учреждения культуры и искусства
Согласно ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями являются:
1, 2, 3, 4 и 5 января – новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится на следующий после праздничного дня рабочий день.
Работникам, за исключением тех, кто получает оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а также трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 112 ТК РФ в редакции Закона № 90-ФЗ[1]).
Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (ст. 112 ТК РФ в редакции Закона № 90-ФЗ).
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе переносить выходные на другие дни. При этом нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных на другие дни допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня (ст. 112 ТК РФ в редакции Закона № 90-ФЗ).
В январе 2007 года сотрудники, работающие по пятидневной рабочей неделе, получили возможность отдыхать с 30 декабря 2006 по 8 января 2007 года включительно.
Документальное оформление работы в выходные и праздничные дни
Если учреждение решило сделать выходной или праздничный день рабочим, то следует особое внимание обратить на оформление первичных документов.
Что нужно предусмотреть в данной ситуации?
1. Составляется приказ руководителя, в котором следует указать:
– даты выходных или праздничных дней, когда будут работать сотрудники учреждения;
– причину, по которой учреждение сделало выходной или праздничный день рабочим;
– список сотрудников, которые выйдут на работу в эти дни;
– оплату за труд в выходные или праздничные дни: если в повышенном размере, то не менее чем в двойном согласно трудовому законодательству, или в одинарном размере, но с предоставлением дополнительного выходного дня, который работник может выбрать по своему усмотрению.
2. Приказ работнику выдается под роспись.
Обратите внимание: сотрудник может выйти на работу в выходной или праздник только по собственному желанию (ст. 113 ТК РФ). Согласие работника не нужно в случаях:
– предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
– предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
– выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театральных и концертных организаций, цирков, СМИ, профессиональных спортсменов в организациях, финансируемых из бюджета, допускается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены письменно со своим правом отказаться работать в выходной или праздничный день (ст. 113 ТК РФ).
3. Положения трудовых или коллективных договоров должны предусматривать оплату работы в выходные и праздничные дни. Следует отметить, что ст.153 ТК РФ устанавливает только минимальный размер доплаты за работу в праздничный или выходной день (но не менее чем в двойном размере). Следовательно, работодатель может оплачивать работу в выходные и праздничные дни и в большем размере. Поэтому размер вознаграждения, который полагается за работу в выходной или праздничный день, должен быть закреплен в трудовом или коллективном договоре.
Предоставление выходных в другие дни
Иногда руководство предлагает сотрудникам выйти на работу в праздник или выходной, а отдохнуть в другой день. Такая ситуация возникает, когда Правительством РФ переносятся выходные дни и учреждению данный график не удобен.
Может ли учреждение самостоятельно перенести выходной на другой день? Трудовым законодательством РФ данный случай для учреждений не предусмотрен. Однако руководитель учреждения должен знать, что при этом необходимо письменное согласие трудового коллектива и оплата работникам за работу в выходные и праздничные дни производится в соответствии с законодательством РФ, а предоставление выходных в другие дни не освобождает учреждение от оплаты труда.
Оплата в выходные и праздничные дни сотрудникам с ненормированным рабочим днем
Согласно ст. 101 ТК РФ работодатель может установить для отдельных сотрудников ненормированный рабочий день.
Некоторые руководители учреждений ошибочно считают, что от сотрудников, для которых установлен ненормированный график работы, они вправе требовать выходить на работу в выходные и праздничные дни, поскольку в соответствии со ст. 119 ТК РФ таким работникам полагается ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью три календарных дня.
Однако это не так. Дополнительный отпуск не компенсирует работу в выходные и праздничные дни. Согласно ст. 111 ТК РФ всем работникам, кто трудится по ненормированному графику, полагаются выходные и праздничные дни, и исключений для них не предусмотрено. Поэтому руководитель может попросить выйти сотрудника работать в выходной или праздник только с его согласия. И такая работа должна оплачиваться в двойном либо одинарном размере, но с предоставлением дополнительного выходного дня.
Пример 1.
Главный бухгалтер библиотеки Иванов С. В. вышел на работу 30 и 31 декабря 2006 года для составления годовой отчетности. Работа в праздничные дни оформлена приказом руководителя, согласие о привлечении к работе в праздничный день от главного бухгалтера получено.
Его ежемесячный оклад согласно штатному расписанию – 10 000 руб. Трудится он по графику пятидневной рабочей недели (продолжительность – 40 часов) с двумя выходными днями – суббота и воскресенье.
В декабре – 21 рабочий день. При этом норма рабочего времени составляет 168 часов. Иванов С. В. отработал в этом месяце 168 часов (из них по 7 часов в субботу, 30.12.06, и воскресенье, 31.12.06).
Поскольку работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, размер доплаты в этом случае составит 833,33 руб. (10 000 руб. / 168 ч. х 14 ч.). Сумма доплаты может быть удвоена, если сотрудник откажется отдыхать в предоставленный ему работодателем выходной день. Вопрос о компенсации работы в выходной и праздничный день согласовывается с работником заранее и указывается в приказе руководителя.
Оплата дежурства в выходной или праздничный день
Специфика деятельности некоторых учреждений требует дежурств в праздничные и выходные дни. В этом случае сотрудники учреждения по очереди выходят работать в выходные и праздничные дни. Как оплачивать дни, на которые приходится дежурство, в ТК РФ не указано. Поэтому следует обратиться к Постановлению Секретариата ВЦСПС от 02.04.54 № 233. Этот документ до сих пор действует, и им можно руководствоваться.
В нем, в частности, сказано, что дежурства не оплачиваются – они компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула с той же продолжительностью, что и дежурство. При этом работник самостоятельно выбирает день, в который он хочет отдохнуть. Руководитель, оформляя приказ на дежурство в выходные и праздничные дни, должен указать дату, когда сотруднику будет предоставлен день для отдыха. Работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись.
Оплата труда в выходные и праздничные дни работникам, занятым на сменных работах
Сотрудникам, у которых работа носит сменный характер, выходные и праздничные дни оплачиваются следующим образом.
За работу в субботу и воскресенье по графику сотрудники должны получать обычную зарплату. Согласно ст. 111 ТК РФ при сменном графике выходные могут предоставляться не только в субботу и воскресенье, но и в другие дни недели. В этом случае следует учесть, что за учетный период человек должен трудиться не более установленной нормы рабочего времени – например, 40 часов в неделю (ст. 104 ТК РФ). Поэтому если в соответствии с графиком смена выпадает на субботу или воскресенье, этот день считается обычным рабочим. Следовательно, за него надо начислить заработную плату в одинарном размере.
В случае если сменщика попросили выйти на работу в день, который не указан в его графике как рабочий, учреждение обязано начислить заработную плату в повышенном размере – в два раза больше, чем обычно.
Работа по графику, которая приходится на праздничный день, всегда оплачивается в двойном размере (ст. 153 ТКРФ).
Оплата в выходные и праздничные дни сверхурочной работы
В случае суммированного учета рабочего времени сверхурочной работой являются часы, отработанные сверх нормы рабочего времени учетного периода, которые компенсируются за работу в выходные и праздничные дни по общим установленным законодательством нормам. При этом в полуторном размере оплачивается количество сверхурочных, которое не превышает в среднем 2 часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю той продолжительности рабочей недели, которая установлена на предприятии. Остальные часы сверхурочной работы оплачиваются в двойном размере.
Пример 2.
В праздничный день в учреждении произошла производственная авария. Для устранения ее последствий был привлечен слесарь Смирнов А. С., которому согласно штатному расписанию установлена часовая тарифная ставка 40 руб. В праздничный день он отработал 4 часа.
Доплата за работу в праздничный день составит 320 руб. (40 руб. x 4 ч. x 2).
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени (Разъяснение Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 08.08.66 № 13/П-21 , далее – Разъяснение № 13/П-21). Таким образом, особенностью суммированного учета рабочего времени является выполнение определенных функций в соответствии с задачами учреждения и в праздничные дни. При этом, если рабочее время совпало с нерабочим праздничным днем, плата за работу в этот день производится в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада (если работа в праздничный день производилась в пределах нормы рабочего времени) и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх нормы. В последнем случае в соответствии с Разъяснением № 13/П-21 отработанное время не будет являться сверхурочным, так как оно уже оплачено в двойном размере.
Оплата работы в праздничную ночь
Следует отметить, что если сотруднику пришлось работать в праздничную ночь, то ему полагаются две доплаты: одна – за работу в праздники согласно ст. 153 ТК РФ, вторая – за работу в ночные часы (с 22.00 до 6.00) согласно ст. 149 ТК РФ. Ее размер организации устанавливают самостоятельно в трудовых или коллективном договорах. При этом следует помнить, что продолжительность ночной смены сокращается на 1 час.
Оплата выходных и праздничных дней при нахождении работника в командировке
На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы. Вместо дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.
Если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, то компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с действующим законодательством.
В случае если по распоряжению администрации работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха в установленном порядке (п. 8 Инструкции от 07.04.88 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»).
Вопрос о явке на работу в день отъезда в командировку и день прибытия из командировки решается по договоренности с администрацией учреждения.
[1] Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании недействующими на территории некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Дежурство в выходные дни
Ответ:
Трудовой кодекс ПФ понятия «дежурство на дому» не содержит. Поэтому требовать от работника, чтобы он дежурил на дому за пределами рабочего времени, работодатель не вправе. При возникновении спора суд может прийти к выводу, что такое дежурство являлось сверхурочной работой, которая должна быть оплачена в повышенном размере.
Правовое обоснование:
Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, является временем отдыха (ст. 106 Трудового кодекса РФ).
В отношении коммерческих организаций продолжает действовать Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 № 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» в части, не противоречащей ТК РФ.
Согласно данному документу:
1) привлечение к дежурствам не допускается чаще одного раза в месяц;
2) продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня;
3) дежурства в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула.
Статья 99 ТК РФ устанавливает, что сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
- Главная
- Трудовой навигатор
- Новости
- Памятки
- Вопросы и ответы
- Обсуждения
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Статистика
- О проекте
- Сообщить о проблеме
- Электронный инспектор
- Требования трудового законодательства
- Досудебное обжалование
- Банк документов
- Банк предприятий и организаций
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Карта сайта
- Предприятие информирует
- Главная
- Трудовой навигатор
- Новости
- Памятки
- Вопросы и ответы
- Обсуждения
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Статистика
- О проекте
- Сообщить о проблеме
- Электронный инспектор
- Требования трудового законодательства
- Досудебное обжалование
- Банк документов
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Карта сайта
- Предприятие информирует
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
«Довольный Гражданин»
- vkontakte
- telegram
- Одноклассники
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
- Главная
- Электронный инспектор
- Трудовой навигатор
- Сообщить о проблеме
- Предприятие информирует
- Памятки
- Дежурный инспектор
- Обсуждения
- Банк документов
- Досудебное обжалование
- Банк предприятий и организаций
- Требования трудового законодательства
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Новости
- Статистика
- О проекте
- Официальный сайт Роструда
- Работа в России
- Минтруд России
- Госуслуги
- Роспотребнадзор
- Карта сайта
Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
- никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
- адрес проживания заявителя (опционально);
- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
- электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
- фотография (по желанию Пользователя).
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
- регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
- данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
- сведения о своей должности и периоде работы;
- сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
- описание ситуации;
- фотоматериалы.
Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
- игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
- отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
- экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
- коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
- недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
- не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
- не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
- не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
- не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.
4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.
3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.
4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.
4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.
4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)
Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:
1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.
Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.
Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.
4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.
Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.
5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.
Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.
Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.
Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.
Политика обработки персональных данных
1. Общие положения
1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):
- разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
- раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.
1.2. Основные понятия
Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.
1.3. Права субъектов персональных данных
1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.
1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:
- обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
- обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
- обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.
1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.
1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. Цели обработки персональных данных:
- использование функционала Системы и Портала;
- направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
- исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.
3. Правовые основания обработки персональных данных
3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).
4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления
4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:
4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:
- фотография;
- фамилия, имя и отчество;
- телефон;
- дата рождения;
- город;
- электронная почта;
- адрес проживания;
- иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);
Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).
4.2. Источники получения персональных данных.
Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.
5. Порядок и условия обработки персональных данных
5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.
5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.
5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.
5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.
5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.
6. Сроки обработки (хранения) персональных данных
6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.
6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.
6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.
7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных
7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.
7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.
7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.
7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.
7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:
- по достижении цели обработки персональных данных;
- в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
- в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
- по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.
7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.
8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки
8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
- назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
- назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
- осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
- ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
- контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.
9. Использование метрических программ
9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.
9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.
9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.
9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.
9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.
9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.
10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.
10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.
10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.