Контролька автоэлектрика
Периодически теперь буду выкладывать инструмент которым я сам пользуюсь и всем рекомендую.
У каждого профессионального автоэлектрика по защите от угона обязательно есть контрольно-измерительные приборы которыми он пользуется по мере необходимости, такие как осциллограф, мультиметр и конечно же контролька.
На контрольке остановлюсь поподробнее.
В продаже можно найти полно всяких разных, всякие светодиодные пищащие и от производителя сигнализаций.
Кто имел опыт работы с большинством из них прекрасно понимает, что одни страдают качеством, другие опасностью "спалить" штатные блоки автомобиля, при поиске необходимой цепи, третьи просто огромны и неудобны да и тоже ломучие, да да, это я про контрольку одного производителя сигнализаций 🙂
Разумеется в "узких" кругах данная тема уже пройденный этап и мы не ищем в инете инфу про контрольки и что лучше купить, мы просто знаем что это за прибор и покупаем его 🙂
Вот так выглядит моя контролька, которой я пользуюсь каждый день.
Что лично мне в ней нравится:
1) Ее разработал эксперт-разработчик радиоэлектронной аппаратуры, знающий все нюансы правильной схемотехники и особенности электрики автомобилей. Такой контролькой можно безопасно работать с современными автомобилями и быть уверенным в сохранности штатных цифровых блоков.
2) Долговечная и надежная.
3) Есть две кнопки, удобные для поиска некоторых типов цепей, со второй кнопкой необходимо быть осторожным, об этом читайте ниже.
4) В руках сидит очень уверенно и удобно
5) Иглу подтачивать приходится очень редко, это с учетом больших объемов работ. Если объем работ небольшой, к примеру 20 автомобилей в месяц, то про заточку иглы вспоминать будете раз в пол года-год.
6) Ремонтно пригодная. Элементарно, оторвался провод по какой-то причине или решили заменить на новый, у некоторых это большая проблема, а тут всё сделано так, чтобы было удобно отремонтировать, тоже большой плюс.
Из минусов пожалуй это цена, хотя с другой стороны если сравнивать с аналогами и учесть от каких проблем может она обезопасить, то цена условно бесплатная.
И так небольшой обзор этого контрольного прибора.
На приборе есть две кнопки
При нажатии на верхнюю кнопку на иглу будет идти минусовой сигнал через микро лампочку, вот с чем с чем но с этой кнопкой необходимо быть аккуратным. Безусловно она необходима, когда ищем силовые цепи, тем не менее тыкаясь в цифровые цепи стоит пользоваться второй.
Вторая, нижняя кнопка, то есть та что ближе к игле, подает минусовой сигнал на иглу через безопасное сопротивление 50 Ом.
Что может быть полезно в поиске цифровых цепей, например подпора радиоканала и не переживать о том, как бы не "спалить" дорогие контроллеры.
Как пользоваться? Элементарно!
Сейчас просто дотронулся до клеммы "+"
Тут нажимаем на нижнюю кнопку, как видно, что продолжает гореть красный светодиод.
А если нажать на верхнюю кнопку то питание будет проходить через микро лампочку и она загорится если цепь силовая.
Если дотронуться до клеммы "-" то будет гореть зеленый светодиод.
Тоже самое будет, если нажать на нижнюю или верхнюю кнопку но держа котрольку на "весу" не подключив ее никуда.
Автомобильный щуп-прозвонка
Автомобильный щуп-прозвонка (он же пробник)— это диагностический прибор, который широко используется при обслуживании электрического оборудования автомобилей. Основная область применения щупа-прозвонки — в качестве пробника электрических цепей автомобиля с высоким входным сопротивлением.
Особенности щупа и принцип его работы
Щуп-прозвонка конструктивно представляет собой пластиковую капсулу, внутрь которой помещен резистор с большим сопротивлением. От пластикового основания отходит металлический стержень, конец которого используется для непосредственного контакта с контактами электрооборудования. Прибор показывает наличие напряжения, индикаторами выступают расположенные на пластиковом корпусе светодиодные лампочки зеленого и красного цветов. Зеленый светодиод — показатель низкого сопротивления цепи, красный — наличия напряжения.
Автомобильный щуп-прозвонка, по сути являющийся вольтметром, незаменим при выявлении неисправностей электрооборудования автомобиля, а также при установке нового электрооборудования на транспортное средство.
Диагностический прибор дает возможность определить целостность электрической цепи либо отдельного ее участка, выявить места обрывов соединения, ненадежных контактов, расположения деталей, вышедших из строя, а также выявления ряда других повреждений. Для проведения быстрой проверки токопроводящего оборудования применение щупа-прозвонки — наиболее рациональное и целесообразное решение.
Пробник автомобильный для проверки искры зажигания JTC
Пробник автомобильный 6-24В 110мм «игла» латунь АВТОДЕЛО
Пробник автомобильный 6-24В FORSAGE
Пробник автомобильный для проверки искры зажигания ТЕСТ-М
Пробник автомобильный 6-24В 120мм пластмассовый корпус SPARTA
Пробник автомобильный 6-24В 50А в блистере ROCKFORCE
Пробник автомобильный 6-24В 120мм «игла» ТЕХНИК
Основные направления использования щупа-прозвонки
Диагностический прибор широко применяется с целью:
- поиска сигналов в электрической проводке автомобиля;
- моментального распознавания положительных, отрицательных, переменных сигналов;
- передачи отрицательного сигнала;
- поиска неисправностей в работе электрического оборудования автомобиля;
- поиска неисправностей в работе дополнительного оборудования, установленного на автомобиль.
Применение щупа-прозвонки для проверки различных видов электрооборудования
Проверка аккумулятора
Применяя щуп, можно проверить наличие напряжения на выводах аккумуляторной батареи. Для этого с использованием зажима типа «крокодил» необходимо подсоединиться к выводу аккумулятора со знаком «-», а конец щупа приставить к клемме со знаком «+».
Проверка предохранителя
С целью проверки предохранителя одним концом его вывода необходимо прикоснуться к положительному выводу аккумуляторной батареи, а концом щупа — к его второму выводу.
Проверка лампы накаливания
Чтобы проверить щупом-прозвонкой лампу накаливания, один вывод ее цоколя приставьте к положительному выводу аккумулятора, а ко второму приставьте конец щупа. При проверке лампочки с двумя нитями накала (такой, например, как лампа для фар автомобиля), их проверяйте поочередно.
Проверка автомобильного реле
В автомобильном реле помимо обмотки электромагнита также имеются и контакты, которые при длительном периоде эксплуатации могут выгорать, вследствие чего переставать коммутировать электрические цепи. С использованием щупа-прозвонки можно проверить и целостность электромагнитной обмотки, и исправность контактов.
Чтобы проверить обмотку реле, необходимо один из его выводов 85 или 86 приложить к клемме аккумулятора со знаком «+», а ко второму выводу приставить конец щупа. Исправность контактов определяется при касании вывода подвижного контакта 30 к клемме, а к выводу 87а — щупа-прозвонки.
Таким же образом осуществляется проверка любых микропереключателей и выключателей.
Преимущества использования щупа-прозвонки
Диагностическое оборудование такого типа отличается функциональностью и простотой использования. Из-за неисправности электрооборудования могут выходить из строя все узлы транспортного средства. Пробник позволяет оперативно выявить причину неисправности, определить элементы цепи, подлежащие ремонту или замене, а также произвести ремонт или замену с составлением правильной электрической цепи.
Автомобильный щуп-прозвонка — это недорогой прибор, который должен быть в инструментарии любого автовладельца.
11 Августа Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой
Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.
16 Июня Опрыскиватель: эффективная обработка почвы и растений
В сельском хозяйстве, садоводстве и других сферах возникает необходимость в регулярной обработке растений и почвы различными препаратами. Для правильного дозирования и эффективного внесения этих средств в жидкой форме используются опрыскиватели — об этих приспособлениях подробно рассказано в статье.
9 Июня Перчатки велосипедные: вопросы комфорта и безопасности велопрогулок
Велосипедные прогулки и серьезные занятия различными видами велоспорта будут более комфортными и безопасными при использовании специальных аксессуаров — велосипедных перчаток. О велоперчатках, их типах и конструкции, а также о правильном подборе, использовании и уходе за перчатками читайте в статье.
24 Февраля Лобзик электрический: режущий универсал
Для пиления древесины, ДСП, металлов, пластиков, керамики и других материалов применяется универсальный режущий инструмент — электрический лобзик. О лобзиках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и правильной эксплуатации этого инструмента рассказано в данной статье.
10 Февраля Набор ключей шестигранных
Для работы с винтами и другими метизами, имеющими шестиугольный шлиц, используются специальные шестигранные ключи, которые часто предлагаются в наборах. О наборах шестигранных ключей, их типах, составе и характеристиках, а также о правильном подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.
27 Января Паяльник
Изготовление и ремонт электронного оборудования, многие монтажно-слесарные и другие работы требуют применения специального инструмента — паяльника. Все, что вы хотели узнать о паяльниках, их существующих типах, устройстве и работе, а также о верном выборе и применении паяльников, рассказано в статье.
20 Января Напильник: слесарный универсал
В слесарном деле, при выполнении ремонтных работ и в других случаях обработка изделий часто выполняется многолезвийными режущими инструментами — напильниками. О том, что такое напильник, какие типы этого инструмента существуют, как они устроены и как их правильно использовать — рассказано в статье.
Светодиодная контролька автоэлектрика
Давно известно, что контролька это необходимое устройство для автоэлектрика, оперативно посмотреть предохранители, по-быстрому, оценочно, проверить напряжение в цепях. Не всегда это удобно делать это мультиметром, да и компактные размеры тоже большой плюс. Если интересно как сделать аккуратную контрольку из подручных материалов, пожалуйста коротенький обзор
Началось все с предохранителей, сгорел тут у меня один через который подключен прикуриватель, а вкладыш где какие предохранители и за что отвечают где-то потерялся. Либо вытаскивай по одному и проверяй, либо мультиметром, ну крайне неудобно. Пред я конечно нашел и поменял, но задумался над изготовлением контрольки, из говна и палок, как мы любим ))
Итак, что нужно:
1. Кусок провода, лучше силиконового, он остаются мягким на морозе.
2. крокодил
3. 2 светодиода
4. резистор ( из расчета тока через светодиоды ) на 470 ом
5. шариковая ручка прозрачная с колпачком
6. щупы игольчатые от мультиметра
7. Один разъем банан.
Ну все что было под рукой.
Спаиваю два светодиода и резистор последовательно для ограничения тока
получается так
дальше, отрезаю половинку ручки, припаиваю плюс диодов к щупу, припаиваем крокодил к проводу, провод к резистору. Запихиваем все это в ручку и закрываем колпачком.
Приклеил колпачок суперклеем и затянул в термоусадку
проверяю, работает
Чтобы провод не болтался и не путался закрепляем велкролентой, а на острый щуп надеваю силиконовый колпачек
Вот такая конструкция даже не выходного дня, а выходного часа из того что было под рукой, теперь живет у меня в бардачке хлеба не просит, а друзьям уже помог пару раз. Конечно в качестве силовой контрольки не подойдет, ну лампочку припаяю как-нибудь ))
Спасибо за внимание, всем хорошего настроения и исправных автомобилей.
Как пользоваться контролькой с лампочкой
Несмотря на огромное количество измерительных приборов и индикаторов, используемых как в бытовых, так и в производственных задачах, из обихода не перестают выбывать контрольные лампы. Такое устройство можно без проблем и капитальных затрат собрать самостоятельно. Наиболее распространенные модели предназначены для использования в бытовых и автомобильных цепях. Поэтому в данной статье мы разберем, как собрать контрольку на 12 и 220 Вольт своими руками.
Для домашней сети
Отличительной особенностью бытовой сети и подключаемых к ней приборов является питающее напряжение на 220В. Поэтому все запчасти для контрольки должны выбираться исходя из этой величины.
Из запчастей вам понадобятся:
- два провода – если контролька вам нужна для одноразового использования, можно использовать и алюминиевые провода. Если вы планируете применять ее неоднократно, лучше брать медный многожильный провод, так как он не боится перегибов и более удобен в эксплуатации.
- патрон под лампочку – выбирайте только закрытые модели из изоляционного материала, никаких оголенных токоведущих элементов, к которым был бы открыт доступ, быть не должно.
- контрольная лампочка – выбирается в соответствии с размером цоколя патрона, а при наличии защитного кожуха и по габаритам колпака.
- щупы – не являются обязательным элементом контрольной лампы, но значительно упрощают работу, а при наличии упоров еще и повышают безопасность. В качестве щупа можно устанавливать не только заводские изделия, но и любые подручные средства – болты с накрученными гайками, спицы и т.д.
- колпак или защитный кожух – также не является обязательным элементом, но снижает вероятность повреждения особо хрупких деталей. По конструкции бывает сплошной или решетчатый.
Последние два пункта актуальны для контрольки многоразового использования, если вы хотите прозвонить цепи электропроводки один раз, можно собрать тестер без щупов и кожуха.
Изготовление контрольки на 220В
Чтобы собрать контрольку, вам потребуются такие инструменты: отвертка, паяльник, кусачки или пассатижи. В зависимости от ситуации, вам может понадобиться только часть этих приспособлений. К примеру, если пайка не предвидится, можно обойтись и без паяльника. Следует отметить, что провода к патрону можно припаивать, а не прикручивать, так получиться надежней.
Процесс изготовления состоит из таких этапов:
- Разберите патрон на составляющие элементы, чтобы получить доступ к точкам подключения;
- Подключите провода к выводам патрона, для этого заведите их в клеммный зажим и плотно зажмите отверткой, а если такое соединение не предоставляется возможным, припаяйте провода к выводам;
- Соберите патрон, провода контрольки выведете в специально предназначенное для этого отверстие;
- Подключите или припаяйте щупы к выводам проводов, места подключения или пайки заизолируйте, сами щупы должны иметь достаточную изоляцию, чтобы в ходе работы исключалась возможность прикосновения к оголенным токоведущим деталям;
- Вкрутите лампу в патрон, при необходимости, закройте ее защитным кожухом.
Рис. 1: Готовая контролька на 220В
Контролька на 220 В готова к использованию для прозвонки проводов и электрических цепей. При постоянной работе такой контролькой не забывайте периодически проверять ее работоспособность в заведомо исправной сети, находящейся под напряжением.
Для автомобиля
Автомобильная контролька, в отличи от бытовой, выполняет измерительные операции в цепях постоянного тока с питающим напряжением 12 В. Поэтому вы не сможете использовать контрольку на 220 В в качестве автомобильного пробника. Но принцип изготовления будет идентичным, хотя для диагностики автомобиля вместо лампочек очень удобно использовать светодиодные контрольки.
В виду технических особенностей электропроводки автомобиля, контролька на 12 В, выполненная по принципу описанному выше, не предоставляет полной информации о положении дел в цепи. Из-за чего контролька автоэлектрика может оснащаться такими функциональными дополнениями:
Рис. 2: модернизированная автоконтролька
Такая схема, помимо контроля состояния цепей, позволяет определить плюс или минус на выводах и интенсивность сигнала. Благодаря разнополярному включению светодиодов, один из них загорится при касании к положительному контакту, а второй будет сигнализировать при контакте с минусовой клеммой.
Для реализации такой автотестконтрольки вам понадобятся:
- Соединительные провода – подбираются в соответствии с вашими потребностями, но профессиональные автоэлектрики рекомендуют делать длину не менее 2м, так как устанавливать щуп приходится и в труднодоступных местах;
- Щупы могут представлять собой штекеры или крокодилы, для одноразового использования можно просто зачистить края проводов от изоляции и обойтись без щупов;
- Патрон под лампочку и сама лампочка на 12В, если прибор освещения имеет другой принцип подключения, устанавливается патрон соответствующего типа или провода припаиваются к выводам лампы (светодиода) ;
- Кнопка – предназначена для коммутации в цепи контроля, выбирается по величине коммутируемого тока;
- Два светодиода – в данном примере используются разноцветные модели (красный для сигнализации плюсовой клеммы и синий для минусовой);
- Корпус – предназначен для размещения всех деталей и установки световых сигнализаторов на видном месте, в качестве корпуса можно использовать маркер, фломастер или пластиковый тюбик из-под клея.
Выбор вспомогательных элементов ограничивается только вашей фантазией и подручными средствами, которые вы найдете в своем гараже, квартире или мастерской. Если вы изготавливаете автомобильный тестер для конкретной цели, вы можете исключить определенные элементы из схемы, чем значительно упростите устройство. Так, наиболее простой контролькой считается модель с одной лампочкой или низковольтным светодиодом.
Простейшая контролька на 12В для индикации цепи
Для изготовления такого устройства вам понадобиться одноразовый шприц, лампочка на 12 В (можете заменить ее светодиодом), провод, канцелярская резинка, канцелярский нож, пассатижи.
Процесс изготовления состоит из таких этапов:
- разберите иглу от шприца и проденьте ее в пластиковое основание таким образом, чтобы одни конец полностью погружался внутрь шприца – он должен выполнять роль контакта для лампочки. Рис. 3: положение иглы в пластиковом основании
- отмерьте такую длину провода, чтобы вам было удобно обмотать его вокруг цоколя. Зачистьте этот участок от изоляции, обмотайте вокруг лампы и затяните при помощи пассатижей. Эту процедуру можно заменить пайкой для обеспечения более надежного контакта.
- если цоколь лампы свободно ходит внутри шприца, наденьте сверху на него канцелярскую резинку для уплотнения. Вставьте лампу таким образом, чтобы незадействованный контакт соприкоснулся с иглой. Рис. 4: вставьте лампочку в шприц
- поршень от шприца обрежьте так, чтобы он закрывал лампу вровень с корпусом. Проделайте в поршне отверстие для провода, иначе изготовление может сильно затрудниться.
Рис. 5: готовая контролька из шприца
Контролька готова, можете использовать ее для отыскания цепи в автомобильной проводке или проверять исправность отдельных элементов.
Контролька для определения полярности
Это более сложный вариант, для такой контрольки вам понадобятся два светодиода, можно использовать светодиоды smart (возьмите разные цвета для удобства), корпус (в данном случае используется нерабочая индикаторная отвертка), паяльник, резистор на 1000 Ом. Процесс изготовления контрольки состоит из таких этапов:
- спаяйте светодиоды и резистор, как показано на рисунке; Рис. 6: схема подключения светодиодов
- зафиксируйте конструкцию на контактных пружинках (отлично подойдут те, на которых держалась лампочка в отвертке); Рис. 7: зафиксируйте светодиоды на пружинах
- установите модернизированную световую сигнализацию назад в индикаторную отвертку. Рис. 8: готовая контролька в индикаторе
Тестер готов, теперь при касании плюсового контакта у вас будет гореть один светодиод, а при касании к минусовому – второй. Но помните, рабочий номинал такой контрольки не подходит для бытовых сетей 220В – он определяется рабочим номиналом световых элементов.
Сразу стоит сказать, что отвертка-индикатор это очень важный инструмент, который наравне с плоскогубцами и молотком, должен быть в любом доме и квартире.
Практически каждому человеку приходилось попадать в такую неприятную ситуацию – неожиданно в квартире гаснет свет. Что же случилось? Почему это произошло? Большинство людей сразу же задается вопросом: «Свет выключили только у меня или же повсюду?» Что ж, если под рукой есть индикаторная отвертка, найти ответ на этот вопрос можно очень быстро. Более того, имея минимальный набор навыков, в некоторых случаях можно даже самостоятельно устранить неисправность.
Например, если в выключателе или розетке просто был потерян контакт, исправить поломку можно очень быстро – достаточно лишь отыскать проблемное место. Но как это сделать? Использовать специальные, громоздкие, сложные и довольно дорогие приборы? Нет, если под рукой имеется отвертка индикатор. Причем, если вы используете её, то вам не придется разбирать стену, чтобы добраться до проводки.
Серьезный плюс заключается в том, что никого не нужно учить, как пользоваться отверткой индикатором – он максимально прост в использовании. И при этом он позволяет моментально определить отсутствие или наличие напряжение на включателе или в розетке.
В данной статье рассмотрим, что такое отвертка индикатор их основные разновидности и конструкцию, а также как пользоваться отверткой индикатором.
Как работает отвертка индикатор
Чтобы использовать любое устройство, необходимо разобраться, как же оно работает. Конечно, это в полной мере относится и к отвертке-индикатору. Если вы хотя бы примерно знаете, как он работает, это даст вам возможность легко использовать её, и при этом не допустить никаких ошибок.
Также это даст вам возможность обойтись без мультиметра, который стоит гораздо дороже, да и в использовании значительно сложнее. Сегодня в специализированных магазинах можно увидеть различные индикаторные отвертки. И каждый вид имеет свой принцип действия.
Обычная отвертка индикатор – самое простое решение
Самые простые и распространенные пробники снабжены неоновыми лампами. Принцип их действия максимально прост.
Когда вы проверяете напряжение в розетке, электрический ток проходит через резистор установленный внутри индикатора (этот резистор ограничивает ток, его номинал составляет не менее 0,5 мОм) и передается на первый контакт неоновой лампочки.
При этом второй контакт лампочки замыкается на пользователе через контакт, расположенный на рукоятке.
У таких отверток сопротивление тела человека и емкость являются частью цепи лампочки. Другими словами, когда вы касаетесь пальцами контакта, а жалом – напряженного провода, то увидите свечение лампочки (при условии, что в сети есть напряжение).
Если контакт с пользователем отсутствует, лампа не загорается. Главным минусом данного типа отверток является довольно высокий порог срабатывания по напряжению – не ниже 60 В.
Поэтому они подходят только чтобы выявлять наличие фазы и напряжение. Определить обрывы цепи она не поможет. Так что, эта отвертка-индикатор не является многофункциональной – она лишь позволяет определять отсутствие или наличие напряжения в сети.
Индикаторная отвертка со светодиодом – большая функциональность
Отвертка-индикатор, снабженная светодиодом, имеет немало общего с описанной выше моделью. Их принцип действия одинаков. Но отличие все же имеется – светодиодные пробники подходят для работы с электрическими сетями, в которых напряжение значительно меньше, чем 60 В.
Ещё один фактор, отличающий светодиодный индикатор от обычного, это наличие собственного, автономного источника питания – батарейки. Также их отличает наличие транзистора, чаще всего биполярного.
Поэтому данный тип отверток-индикаторов уже можно назвать многофункциональным. С его помощью вы сможете не только проверять наличие или отсутствие фазы контактным, а также бесконтактным способом, но и проверять целостность цепей – предохранителей, проводов и кабелей.
Указатель состоит из двух рабочих частей. Первая выглядит как плоская отвертка. Она используется при работе с непосредственным контактом с элементами, которые находятся под напряжением.
Вторая же часть подходит, если необходимо определить наличие напряжение без контакта. При использовании с первой частью, она также позволяет определить целостность сети
В изолированной рукоятке из прозрачного материала расположен светодиод, который и сообщает о наличии напряжения в сети.
Универсальная индикаторная отвертка STAYER 4520-48
Но на сегодняшний день в продаже можно встретить специальные отвертки-индикаторы, при работе с которыми можно протестировать линию как контактным, так и бесконтактным способом. Также она позволяет «прозвонить» проводку на предмет короткого замыкания или обрывов.
Такой отверткой-индикатором является STAYER 4520-48. Она прекрасно подходит, если нужно протестировать элементы цепей постоянного и переменного тока в автотранспорте, бытовых электроприборах и других устройствах. С её помощью можно легко определять полярность и проводить прозвонку методом звуковой или световой индикации.
Этот индикатор выгодно отличается от большинства аналогов наличием не только светового, но и звукового оповещения. Благодаря этому работа, связанная с проверкой наличия напряжения, становится ещё более простой, комфортной и безопасной.
Если напряжение в норме, то пользователь слышит звуковой сигнал, сопровождающийся зажжением индикатора зеленого цвета. Увы, эта отвертка индикатор имеет и серьезный минус. Дело в том, что она работает от батарейки, которая садится быстрее, чем того хотелось бы.
Как пользоваться отверткой индикатором
Ну что ж мы рассмотрели три вида индикаторных отверток, теперь рассмотрим как пользоваться отверткой индикатором и проверим их в работе.
Обычный индикатор
Указатель этой отвертки-индикатора снабжен двумя рабочими областями. Первая похожа на плоскую отвертку – она-то и контактирует в элементами электропроводки, которые находятся под напряжением. Вторая обеспечивает достаточное сопротивление, и находится на рукояти отвертки. Также она имеет двухполюсный выключатель.
Рассмотрим пример, при котором к первому контакту подведен фазный провод, а ко второму – нулевой. Индикатором напряжения определяется, по какому проводу идет фаза.
Чтобы определить достаточно зажать контакт на рукоятке индикатора напряжения большим пальцем, после чего поднести рабочую область индикатору поочередно к обоим контактам автоматического выключателя. При этом нужно следить, чтобы большой палец оставался голым – нельзя надевать перчатки при использовании устройства.
Как пользоваться индикаторной отверткой со светодиодом
Как уже говорилось выше, эти индикаторы отличаются наличием функции не только контактного, но и бесконтактного использования при наличии светового оповещения.
Если вы используете классический контактный способ, и вам нужно выяснить, где имеется фаза, достаточно приблизить рабочую часть к обоим контактам автоматического выключателя. Поднося прибор к нулевому контакту, вы не заметите никаких изменений. Когда же вы проверяете фазный, сразу же загорится сигнальная лампочка, что позволит вам сразу выяснить, что на этом контакте присутствует напряжение.
Чтобы определить наличие фазы, используя бесконтактный метод, достаточно использовать вторую рабочую часть, также известную, как пятка. Её необходимо поднести к изоляции кабеля. Не нужно даже касаться её – при наличии фазы диод загорится на небольшом расстоянии от кабеля.
Серьезный плюс – простота прозвонки (выявление разрывов в цепи). Необходимо подсоединить одну рабочую часть к первому концу цепи, которая проверяется, а другую – ко второму. Если цепь исправна, то загорится светодиодная лампочка. В противном случае ничего не произойдет.
Если контакт находится под напряжением, индикатор тут же просигнализирует об этом – в нем загорится красный огонек. Если же поднести индикатор напряжения к нулевому контакту, никакого сигнала не последует.
Как пользоваться индикаторной отверткой STAYER 4520-48
Эта отвертка индикатор снабжена пластмассовой рукояткой, имеющей переключатель режимов работы. Он может быть установлен в трех различных положениях:
- — 0 – это контактное использование с функцией светового оповещения. Сигнализация осуществляется путем загорания красной лампочки;
- — L – бесконтактное использование с низкой чувствительностью. При средней чувствительности возможно звуковое оповещение. Напряжение может быть выявлено на малом расстоянии даже при использовании двойной изоляции провода. При выявлении напряжения загорается зеленая лампочка;
- — Н – бесконтактное использование при высокой чувствительности – используется звуковое оповещение. Чувствительность такова, что позволяет выявлять напряжение на большом расстоянии – не только через плотную изоляцию проводов, но и через тонкий слой штукатурки на стене. В этом режиме возможно определение маршрута проводов, проложенных в стене. Выявление напряжения сопровождается зажженной зеленой лампочкой.
Защитный колпачок скрывает рабочую область, выполненную в форме плоской отвертки. Вторая торцевая сторона индикатора имеет специальный контакт, используемый для определения наличия разрывов в цепи.
Чтобы выполнить то действие, достаточно соединить провод одного конца цепи с указателем напряжения, а второй – с контактом целостности цепи. В случаях, когда цепь не повреждена, отвертка-индикатор соответственно просигнализирует пользователю об этом. При работе в режиме «О» загорается красный диод.
Если включен режим «L» или «Н», загорается зеленая лампочка, причем это сопровождается определенным звуковым сигналом. Если же цепь повреждена на каком-то участке, индикатор никак не отреагирует.
В качестве примера можно рассказать, как пользоваться отверткой индикатором при проверке целостности лампы накаливания. В одной руке держим прибор, причем контактная пластика соприкасается с рукой. Жало отвертки подносим к металлической части цоколя лампы. Второй рукой дотрагиваемся до второго конца лампы, таким образом, замыкая цепь.
Если обрыва нет, то можно увидеть, как загорается красный индикатор. Переключим прибор в режим «О» — контактная индикация. Сначала совместим индикатор с нулевым контактом автоматического выключателя – индикатор напряжения здесь ничего не покажет. А потом совмещаем с фазным контактом. Тут же загорается световая индикация.
Теперь переключаемся на бесконтактный режим «L». К контактам указателя не прикасаемся, а просто приближаем к автоматическому выключателю или розетке. Возле фазного загорится зеленая лампочка, а также раздастся звуковая сигнализация. А возле нулевого индикатор никак себя не проявит.
Наконец, проводим проверку в режиме «Н». Рабочая часть для этого не нужно. Наденем защитный колпачок, после чего подносим индикатор к автомату. На расстоянии около 20 сантиметров будет активировано звуковое оповещение. Одновременно с этим загорится зеленый диод.
Домашняя электропроводка в нормальных условиях эксплуатации функционирует долго, надежно и безопасно.
Но стоит возникнуть аварийной ситуации, на которую не рассчитаны защитные устройства, как сразу появляются проблемы с работой бытовых приборов.
Хозяину приходится искать неисправности в электрической схеме, устранять их.
В статье даются советы домашнему мастеру по безопасному поиску повреждений в бытовой электрической проводке различными популярными способами с пояснением основных моментов картинками, схемами и видеороликом.
Особое внимание уделено тому, насколько опасна контрольная лампа и почему она запрещена правилами. Проверять электрическую схему надо исправным вольтметром или индикатором.
Как работает контрольная лампа
Обыкновенная лампочка накаливания не знает какая ей уготована судьба.
Она в любой схеме работает совершенно одинаково в качестве контрольной или осветительной:
- светится при подаче по проводам на ее нить номинального напряжения;
- взрывается или перегорает при его значительном превышении;
- не создает свечения от малых токов, силы которых недостаточно для разогрева вольфрамовой спирали.
Название «Контрольная лампа» ей придумали люди, когда стали ею оценивать наличие тока в проблемной цепи.
Практически до конца ХХ века контрольная лампа широко применялась электриками для обнаружения неисправностей в проводке даже после того, как ее использование было запрещено правилами и жестоко каралось инспекторами. Но многие люди до сих пор пользуются этой опасной схемой.
Из воспоминаний электрика
Два десятка лет назад пришлось работать в составе бригады релейщиков, обслуживающей оборудование подстанции 330 кВ и большое количества разъездных объектов с меньшим напряжением — 110/10 кВ. Аппаратура защит, автоматики и управления на них размещена в шкафах, ящиках или на панелях со слабым освещением.
А контакты реле, все детали схемы электроники очень мелкие и требуют хорошего зрения. Освещали их различными дополнительными способами, включая карманные фонарики. Удобных налобных светильников тогда просто не было. Поэтому решили изготовить своими руками переноску для освещения.
Сделали ее быстро и решили показать инспектору по охране труда. Он осмотрел и заметил, что:
- устройство светильника взято от плафона с высокой степенью защиты по IP, имеет корпус, хорошо противостоящий механическим повреждениям и прочное стекло;
- кабель питания с высокопрочной электрической изоляцией надежно вставлен в корпус с резиновой трубкой, защищающей его от излома при перегибах;
- в целом монтаж выполнен надежно.
А его вывод нас огорошил: это не переноска, а контрольная лампа, качественно замаскированная под светильник. Поэтому пользоваться ею он запрещает…
Спорить с начальством в энергетике бессмысленно. Однако с его помощью удалось заказать и получить аккумуляторные переноски для подсветки. Работать с ними было не совсем удобно, но наш вопрос частично решился.
Принцип работы индикатора напряжения и контрольной лампы
У обоих этих приборов осуществляется проверка наличия тока лампочкой, но она реализуется разными способами. Рассмотрим их.
Общие черты
Сразу обращаю внимание на один важный момент, который позволит избежать много ошибок, допускаемых начинающими электриками.
При работе с индикатором или измерительными приборами необходимо представлять картину протекания тока через них по всему пути от источника до нити накала в замкнутой схеме и помнить, что напряжение представляет разность потенциалов между определенными точками, а не потенциал одной из них.
Этого принципа стоит придерживаться при анализе схем.
Как проверяется напряжение контрольной лампой
Рассмотрим на примере схемы работы обыкновенной комнатной розетки. К ней подводится потенциал фазы и нуля от вторичной обмотки силового трансформатора на подстанции.
Ток течет по замкнутой цепи через подводящий кабель, контакты розетки, провода контрольки, ее нить накала. Кстати, у обыкновенной настольной лампы схема работает точно так же.
Работа двухполюсного индикатора напряжения
Его конструкцию можно представить двумя проводами с контактами и корпусом, в котором расположен токоограничивающий резистор с неоновой или светодиодной лампой.
Ток течет точно так же, как в предыдущей схеме.
Работа однополюсного индикатора напряжения
У него свечение лампочки происходит по другому принципу: изменен путь протекания тока.
За счет токоограничивающего резистора создается малый ток, который безопасно проходит через тело электрика и возвращается к источнику трансформаторной подстанции по контуру земли. Он достаточен для свечения индикатора.
Отличия
Ток через контрольную лампу составляет доли ампера. Например, для мощности 40 ватт он рассчитается по формуле: 40/220=0,18 А.
Для свечения светодиода индикатора достаточно нескольких миллиампер, а неоновой лампочки и того меньше — микроамперы. Все измерительные приборы напряжения потребляют очень мало тока для замера.
Нагрузка у контрольки значительно больше, чем у индикатора или вольтметра. Это ее основное преимущество к которому привыкли старые электрики.
Пример из жизни
Хозяйка квартиры со старой алюминиевой проводкой пригласила молодого электрика ЖКХ отремонтировать розетку, в которой перестал работать телевизор.
Недавний выпускник технического училища проверил индикатором напряжение и увидел фазу. Раз она присутствует, то прозвонил прозвонкой ноль на батарею отоплению. Цепь нуля тоже оказалась целой. Тогда он взял мультиметр и замерил напряжение на контактах розетки. Результат его озадачил: стрелка показала 100 вольт вместо 220.
Осмыслить причину этой неисправности он не смог, пришел за советом. Вскрыли розетку, осмотрели ее контакты и подключенные провода. Все нормально.
Пришла очередь оценки состояния распределительной коробки. В ней соединения выполнены скруткой со сваркой. Одна жила была пережата: алюминий разломился на две части, которые создавали неплотный контакт с меняющимся электрическим сопротивлением. Переделали скрутку: работоспособность розетки восстановилась.
Вывод: каждый измерительный прибор (индикатор, вольтметр и телевизор) предоставляли правдивую информацию в соответствии с принципами построения своей конструкции. А грамотно понять ее и правильно оценить ситуацию — задача электрика.
Чем опасна контролька
Лампа накаливания относится к электрическим изделиям, требующим аккуратного обращения. Поэтому ее устанавливают в светильники, которые стационарно закреплены на строительных конструкциях или имеют устойчивое основание, например, в настольном исполнении.
Контролька создается переносной и легко повреждается. Она может:
- взорваться от повышенного напряжения;
- выскользнуть из рук электрика, упасть и разбиться (часто в подключенном состоянии);
- сделать короткое замыкание;
- послужить причиной попадания человека под действие тока.
Опытные электрики пытались учесть эти риски и принимали различные технические ухищрения для повышения собственной безопасности. Но они все запрещены современными правилами.
Возможность взрыва
Технические предпосылки
При подключении под напряжение сопротивление нити накала изменяется по нелинейному закону. В первоначальный момент кратковременно возникают переходные процессы, а затем устанавливается номинальный режим работы.
Это объясняется тем, что вольфрам в холодном и разогретом током состоянии обладает разным электрическим сопротивлением. Рассмотрим это на примере популярной лампочки 60 ватт. Она потребляет ток 0,27 ампера, а ее нить обладает сопротивлением 815 Ом.
Если же замерить ее сопротивление в холодном состоянии, то омметр покажет порядка 59 Ом. Разница почти в 14 раз. Такое свойство вольфрама избавляет лампу от сложной пускорегулирующей аппаратуры, облегчает конструкцию, но требует учета при эксплуатации.
При превышении напряжения до линейной величины 380 нить чаще всего перегорает, но у изношенной конструкции может взорваться. Примеров таких повреждений очень много. Они возникают там, где владельцы квартир экономят на защитах типа реле контроля напряжения.
Человеческий фактор
Электрики, пользующиеся контрольками на предприятиях, работали не только в сетях 220, но и 36 вольт, которые используются для освещения опасных помещений.
Конструкция патрона и форма лампочек взаимозаменяемы: при работе в контрольке просто перекручивали лампы на соответствующее напряжение. Если же при смене рабочего места в сети 220 вольт забывали об этом, то происходил взрыв колбы. А мелкие осколки почему-то летят прямо в глаза.
Механическое повреждение
Стекло колбы хрупкое, легко бьется, особенно в переносной конструкции. Если у стационарного светильника лампа вкручена и закреплена, то контрольку обычно держат в руках. Она может выскользнуть.
Да и человек не всегда соблюдает правила безопасности при работе с инструментом, способен поскользнуться и выронить ее из рук или упасть вместе с ней и порезаться о стекла.
Особую опасность представляет падение с лампой, на которую подано напряжение. Нить накала оборвется, а электроды ее крепления могут закоротиться через случайный токопроводящий предмет или человеческое тело. Сразу возникает короткое замыкание со всеми отягчающими обстоятельствами.
Вероятность прикосновения к токоведущим частям
Для создания электрического контакта при подключении контрольки обычно оставляют оголенный конец металла на проводе или напаивают простой наконечник с зажимом типа «крокодил».
Эта точка находится под напряжением сети, представляет опасность.
Самодельные защиты контрольной лампы
Учитывая риски работы с котролькой опытные электрики всячески пытались защитить ее конструкцию:
- надевали на патрон жестяной или иной плафон:
- обматывали колбу скотчем или тряпками;
- приспосабливали крюк для подвески;
- монтировали перед патроном предохранитель, защищающий от короткого замыкания;
- использовали для подключения провода с высокой степенью защиты изоляции;
- применяли для подключения щупы с предохранительными ограничительными кольцами от измерительных приборов, предназначенных для работы под напряжением.
Однако даже полный комплекс всех этих мер не позволяет безопасно выполнять работу контрольной лампой. Надежней работать индикатором и вольтметром.
Как найти фазу и ноль
Вспомним схему распределения напряжений в трехфазной сети, выполненной по системе заземления TN-C.
Во время армейской службы на учениях пришлось практически решать подобную задачу в полевых условиях полигона. Требовалось найти фазу и ноль в силовом шестижильном кабеле, подключенном под напряжение, чтобы запитать от них схему освещения.
Индикатора и измерительных приборов не было. За лампочками был отправлен посланец, а мы обошлись обыкновенной электрической бритвой и отрезком изолированного провода.
Проверку выполняли в два этапа:
- определение фазных концов;
- поиск нуля.
Замер фазных напряжений
Работа проходила по следующей схеме:
- забили в землю кусок металла рядом с кабелем;
- приложили к нему один контакт вилки от электробритвы;
- ко второму штырьку прикрутили отрезок провода и закрепили нитками;
- свободным концом этого проводника поочередно дотронулись до всех жил кабеля;
- пометили три жилы, на которых двигатель бритвы заработал — так определили фазные концы и выбрали тот, где проще будет выполнять монтаж последующей схемы.
Поиск нуля
Вилку электробритвы сняли с самодельного заземления и освободившимся штырьком создали поочередно контакт для тока на оставшихся трех жилах кабеля при подключенном отрезке провода к выбранной фазе.
Когда двигатель заработал, то это указало на рабочий ноль, а остальные два конца были просто в резерве.
Опытные электрики увидят в наших действиях много нарушений правил безопасности. Но этот пример приведен с другой целью — показать техническую возможность решения подобной задачи и ее выполнение с осознанием рисков и опасностей. А контрольная лампа или индикатор в критической ситуации может быть заменена любым электроинструментом, например, дрелью домашнего мастера.
Для лучшего уяснения принципов поиска неисправности в электропроводке рекомендую посмотреть видеоролик владельца «Советы электрика» о практике поиска КЗ лампой контролькой. Считаю, что они пригодятся при пользовании обыкновенным вольтметром.
Если остались еще вопросы по теме, то можете задать их в комментариях. Сейчас вам удобно поделиться этим материалом с друзьями в соц сетях.