Какая информация должна обязательно быть вывешена для всеобщего обозрения
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Какая информация должна обязательно быть вывешена для всеобщего обозрения в и общеобразовательных учреждениях?
ППР РФ N 390 п. 7. В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2016 N 947)
На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
Правомерность обнародования списка должников ЖКУ
Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора” в подъезде или на придомовой территории. На самом деле, это является грубым нарушением ФЗ №152 “О персональных данных”. О правомерности обнародования списка должников ЖКУ сегодня и поговорим.
Персональные данные
Прежде чем разобраться в правомерности вывешивания на всеобщее обозрение списка должников жилищно-коммунальных услуг, необходимо разобраться в вопросе о персональных данных.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.
При заключении договора управления МКД управляющая организация получает от собственников их персональные данные. В работу управляющей организации входят функции по приёму первичных документов для регистрационного учёта граждан, а также ведению и хранению этих документов. То есть, управляющая организация получает право на обработку персональных данных собственников помещений в МКД.
Под обработкой персональных данных понимается их сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение. Сбор, хранение и распространение персональных данных регулируются ФЗ №152 “О персональных данных”. Нарушение закона, в частности, распространение персональных данных о человеке влечёт за собой административную ответственность.
Вывешивание списков должников ЖКУ
К сожалению, данная ситуация не редкость. Управляющие организации, а иногда и РСО имеют склонность вывешивать на дверях подъездов или на информационных досках во дворах МКД списки неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. При этом, они не задумываются о нарушении закона “О персональных данных”. За такие противоправные действия привлечь к административной ответственности могут именно управляющие организации.
Некоторые управляющие организации хитро обходят закон, размещая информацию о должниках ЖКУ с обезличенными данными. Например, только номер квартиры и сумму долга. Они читают, что обобщённая информация без разглашения других персональных данных не даёт возможности установить личность человека. Поэтому информацию можно считать обезличенной и соблюдение конфиденциальности в данном случае не требуется.
Но не следует пользоваться этими советами, чтобы не попасть под административные штрафы за разглашение конфиденциальной информации. Лучше работать с должниками индивидуально по другой схеме. Например, проводить персональные беседы с неплательщиками, обсуждать проблемы должников на общих собраниях собственников или оглашать общую сумму задолженности МКД.
Ответ Роскомнадзора
В связи со сложившейся ситуацией управляющие организации направили запрос в Роскомнадзор, является ли номер квартиры персональными данными физического лица и будет ли считаться нарушением ФЗ №152 размещение на информационных стендах УК информации о его задолженности с указанием суммы задолженности?
В своём ответе Роскомнадзор сослался на ст.3 ФЗ №152, согласно которой под персональными данными подразумеваются любые сведения, прямо либо косвенно относящиеся к определяемому физическому лицу. По мнению ведомства, эта информация должна быть персонализирована, чтобы позволить идентифицировать субъекта персональных данных.
Поэтому номер квартиры, по словам Роскомнадзора, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. То есть, размещение информации о должнике с указанием номера его квартиры и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку его персональных данных. Это, соответственно, не является нарушением закона “О персональных данных”.
Судебная практика
Однако нельзя принимать на веру данное разъяснительное письмо Роскомнадзора, поскольку судебная практика свидетельствует о противном. Конечно, каждый случай индивидуален, поэтому суды в разных регионах принимают различные решения по данному вопросу. И не всегда в пользу управляющих организаций.
Более того, нарушением считается даже предоставление по запросу председателя совета МКД распечатанного списка должников с указанием их номеров квартир и суммы задолженности. Например, постановлением судьи г.Кирова управляющая организация признана виновной в совершении правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ, но отделалась предупреждением.
Заместитель руководителя УК выдал по запросу председателю совета МКД письмо с приложением запрашиваемого списка должников с указанием их номеров квартир и суммы образовавшейся задолженности по оплате ЖКУ.
Суд посчитал это нарушением, поскольку адрес физического лица является его персональными данными. Поэтому указание адреса позволяет идентифицировать физическое лицо, что является несанкционированным распространением персональных данных собственников помещений в МКД.
Другим решением суда г.Ульяновска товарищество собственников жилья признано виновным по ст.13.11 КоАП РФ в распространении персональных данных без согласия их субъектов. Указанные действия нарушают права граждан и требования действующего законодательства. В результате ТСЖ назначен административный штраф.
И ещё одним решением суда г.Чебоксары вынесено обвинительное постановление в отношении управляющей организации, которая развесила списки должников с указанием их номеров квартир и суммы долга на дверях подъездов МКД. Суд посчитал это нарушением обработки и распространения персональных данных, что квалифицируется штрафом в размере 5 000 рублей по ст.13.11 КоАП РФ.
Согласие субъекта персональных данных
Согласно п.1 ст. 6 ФЗ №152 оператор в нашем случае в лице управляющей организации может обрабатывать персональные данные с согласия их субъекта в целях исполнения договора управления МКД.
В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.
Но работа по взысканию задолженности осуществляется не для исполнения УК договора управления, а для контроля исполнения обязательств собственниками. Поэтому для осуществления претензионно-исковой деятельности управляющей организации необходимо получить письменное согласие собственников на обработку их персональных данных. Нельзя в каком бы то ни было виде размещать и публично разглашать персональные данные о неплательщиках ЖКУ. Это грубое нарушение, за которое УК может получить штраф.
Кроме того, независимо от того, нужно или нет получать согласие собственников на обработку их персональных данных, управляющая организация обязана обеспечить их конфиденциальность. То есть, не допускать распространения персональных данных без согласия собственников (п.1 ст.7 Закона “О персональных данных”).
Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.
- ФИО, адрес субъекта персональных данных, номер, дату и орган выдачи паспорта гражданина;
- наименование (ФИО) и адрес управляющей организации, получающей согласие субъекта персональных данных;
- цель обработки персональных данных (исполнение договора управления МКД, взыскание задолженности за ЖКУ, оказание услуг по начислению платы, печати и доставке квитанций);
- перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных (ФИО, адрес, перечень, объём и стоимость потреблённых ЖКУ, учётно-регистрационные данные, сведения о составе семьи, прочие данные, необходимые для начисления платы за ЖКУ, размер задолженности);
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых даётся согласие, общее описание используемых УК способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие, и порядок его отзыва.
Ответственность
- для граждан — от 300 до 500 рублей;
- для должностных лиц — от 500 до 1 тысячи рублей;
- для юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
Как оформить вывеску на фасаде
По закону компании и ИП должны размещать вывески на зданиях, в которых находятся. Но при этом вывеска не может быть наружной рекламой — за это грозят внушительные штрафы. Разбираем, в чем разница между этими двумя понятиями и как правильно оформить вывеску
Михаил Кратов
Эксперт по праву
Компании и ИП по закону должны размещать информационные вывески на тех зданиях, где находятся их офисы или торговые точки. Но если установить вывеску не по правилам, антимонопольная служба или местная администрация могут обязать нарушителя демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Мы разобрались, чем информационная конструкция отличается от рекламной, какие вывески нужно согласовывать и как это делать.
Что такое вывеска
Вывеска — это информационная конструкция на внешней поверхности здания. На ней написано, какая компания или ИП здесь находится. Если по одному адресу находятся несколько компаний, вывески помогают клиентам найти нужную.
В этой статье мы называем вывеской только информационную конструкцию. Наружную рекламу в любом виде мы называем рекламой.
Чем вывеска на фасаде отличается от рекламы
Вывеска и реклама отличаются по многим параметрам, и их нужно согласовывать.
Проще всего отличить вывеску от рекламы по таким признакам:
- назначению;
- содержанию;
- месту и формату размещения.
Назначение. Если цель вывески — не проинформировать и сориентировать клиента, а привлечь его внимание и порекомендовать конкретный товар или услугу, она считается наружной рекламой и подпадает под действие закона «О рекламе».
Вывеска сверху говорит о «полном спектре» и раскрывает подробности бизнеса, поэтому она рекламная. А нижняя вывеска сообщает только основные данные компании, она — информационная
Содержание. Реклама может содержать описание конкретного товара или услуги, их преимуществ и условий продажи. А на вывеске можно указать только информацию о компании, подробнее расскажем дальше.
Если на макете есть фразы, похожие на те, что мы собрали в таблице, — его признают рекламой.
Место и формат размещения. Расположение рекламы не связано с тем, где находится компания. Рекламные конструкции можно устанавливать в нескольких местах, а вот вывеску можно разместить только у входа в помещение, где расположена организация или ИП.
Рекламу можно размещать на разных носителях, которые запрещены для вывесок, например щитах, перетяжках, проекциях. При этом вывеска должна быть у бизнеса обязательно, а рекламу делают по желанию.
Какие есть требования к вывескам
Часто вывески не только можно, но и нужно размещать. Это требование закона о защите прав потребителей к розничным продавцам и тем, кто оказывает услуги гражданам.
Мы собрали в таблицу сведения, которые нужно указывать на фасадной вывеске в соответствии с законом о защите прав потребителей:
Что нужно размещать на вывеске | Примеры |
---|---|
Название компании или ИП | ООО «Комбинатор», ИП Бунша И. В. |
Адрес | г. Москва, ул. Пятницкая, д. 42, оф. 104 |
Режим работы | ПН. — ПТ. 08:00 — 20:00 СБ. 14:00 — 18:00 ВС. — выходной |
Кроме обязательных сведений на вывеске допустимо размещать такую информацию:
Что еще можно размещать на вывеске | Примеры |
---|---|
Чем занимается бизнес | Стоматология, продукты, салон красоты |
Зарегистрированный в Роспатенте товарный знак или знак обслуживания и схематическое изображение категории услуг | Товарные знаки: «Магнит», «Автоваз», «Спортмастер». Схематические изображения: медицинский крест — для аптеки, очки — для оптики, ножницы — для парикмахерской |
Вывеска на фасаде может быть такой:
- объемные буквы на каркасе на подложке и без подложки;
- буквы из листового пластика;
- световой короб с внутренней подсветкой;
- полноцветное изображение на пластике;
- консольная конструкция — толедо;
- аппликация или объемные буквы на остеклении;
- электронное табло, в том числе с бегущей строкой.
Общие требования к вывескам:
- располагаются около входа в помещение, где находится бизнес;
- не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами;
- указывают, чем занимается компания;
- текст расположен горизонтально;
- если есть подсветка, она должна быть немерцающей и приглушенной.
Конкретные требования к вывескам и правила их согласования устанавливает муниципалитет: руководство города, поселка и так далее. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, — правила едины для всех территорий в составе города.
В некоторых городах администрации помогают предпринимателям разобраться в требованиях с помощью методических рекомендаций.
Например, московский комитет по архитектуре сделал методички с иллюстрациями, как размещать вывески на типовых зданиях.
Пример решения для одноподъездных блочных девятиэтажек, которые строили в 1960-х
В Екатеринбурге тоже сделали методическое руководство — наглядное и информативное. Из него становится понятно, где и как размещать вывески.
Примеры размещения вывесок из екатеринбургского методического руководства
Конкретные требования и примеры помогают компаниям и ИП сделать правильный проект вывески, а администрациям — приводить информационные конструкции к единому стилю.
Какие вывески нужно согласовывать
Начнем с обратного: какие вывески точно не нужно согласовывать.
Не нужно согласовывать. Информационные вывески для выполнения требований закона о защите прав потребителей согласовывать не нужно. Прежде всего это относится к прямоугольным табличкам при входе в помещения, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП. Размещение таких конструкций суды считают распространенной практикой и обычаем делового оборота.
Такую вывеску согласовывать не нужно
Дальше разберемся, какие вывески нужно согласовывать — там все не так однозначно.
Нужно согласовывать. Всю рекламу нужно согласовывать. А вот нужно ли согласовывать информационную вывеску, зависит от нормативных документов и от самой конструкции: ее содержания, размера и места размещения.
Правила согласования вывесок публикуют на сайтах местных администраций. Там же указаны контакты контролирующих органов, у которых можно получить информацию для каждой конкретной ситуации.
Например, в Москве информационную вывеску можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, а здание не включено в перечень памятников архитектуры. А если здание включено в перечень, то нужно согласовывать даже миниатюрную вывеску.
В Санкт-Петербурге информационные вывески нужно согласовывать всегда, кроме вышеупомянутых табличек.
Часто у бизнеса возникают сомнения, нужно ли согласовывать вывеску. Они появляются потому, что грань между вывеской и рекламой тонкая и нельзя точно сказать, сочтет администрация города или антимонопольная служба вывеску рекламой или нет.
Судебная практика по таким спорам разная, поэтому лучше не рисковать и заранее получить от администрации информационное письмо о том, что вывеска соответствует требованиям закона. Для этого нужно отправить эскиз конструкции и адрес ее размещения в местный контролирующий орган.
Как согласовать вывеску
Для согласования вывески на фасаде здания подают заявление в местную администрацию. Бланки заявлений, образцы оформления эскизов и другие необходимые документы можно поискать на сайте районной или региональной администрации или запросить у них по электронной почте.
На случай, если установленной формы заявления нет, мы подготовили произвольную, которой вы можете воспользоваться.
Обычно в заявлении нужно указывать:
- тип конструкции вывески;
- размеры конструкции;
- количество сторон;
- площадь информационного поля;
- освещенность;
- содержание — текст, номер торгового знака;
- основание владения помещением.
К заявлению обычно прикладывают:
- копию паспорта;
- копию листа записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- документ, подтверждающий право действовать от имени компании, если заявитель ООО;
- проект вывески: эскиз, смонтированный в графическом редакторе прототип, схему с прилегающей территорией земельного участка и разверткой фасада здания;
- документы, подтверждающие согласие собственника помещения на размещение вывески или протокол голосования жителей, если вывеска находится на многоквартирном доме.
В некоторых регионах документы можно подать в электронной форме через сайт госуслуг, в других нужно приносить лично или направлять по почте.
Если предприниматель арендует помещение, перед подачей заявления на согласование вывески нужно получить разрешение от собственника недвижимости.
Если помещение находится в многоквартирном доме, придется организовать собрание и получить одобрение как минимум ⅔ от общего числа жителей.
К историческим и культурным объектам предъявляют особые требования. В Москве размещать вывески на кинотеатрах, цирках и зданиях с архитектурно-художественными элементами — например, лепниной или колоннами, — можно только с разрешения Москомархитектуры.
В среднем согласование занимает от двух до четырех недель.
Что будет, если неправильно установить вывеску
Размещение вывесок контролирует антимонопольная служба и местная администрация. Если они решат, что вывеска установлена с нарушениями или вообще признают ее несогласованной рекламой, то последуют санкции.
Вот что за это грозит:
- демонтаж вывески;
- штраф;
- досрочное расторжение договора аренды помещения.
Демонтаж. В случае нарушения контролирующие органы направляют бизнесменам предписание демонтировать вывеску в течение месяца. Если нарушитель не убирает конструкцию самостоятельно, это делают подрядчики администрации или собственник помещения, а компании выставляют счет за расходы.
Штраф. Если информационная вывеска установлена с нарушениями, помимо демонтажа, можно получить штраф в соответствии с региональным законодательством.
А вот наказание за незаконную рекламу предусмотрено уже федеральным КоАП:
- ИП или руководителю ООО — от 3000 до 5000 ₽;
- компании — от 500 000 до 1 000 000 ₽.
Расторжение договора аренды. Некоторые арендодатели прописывают в договоре аренды требования к вывескам и рекламе. Если арендатор их нарушает, владелец помещения вправе досрочно расторгнуть договор.
Если компания или ИП считают, что вывеску необоснованно признали рекламной или установленной с нарушениями местных правил, предписание и штраф можно обжаловать в суде в течение трех месяцев. В практике есть примеры, когда бизнесу удавалось выигрывать такие дела.
Суд признал незаконным демонтаж светодиодной вывески и обязал Управление архитектуры вернуть ее назад
Что случилось. Управление архитектуры Усть-Лабинского района Краснодарского края вынесло ИП предписание и впоследствии демонтировало светодиодный экран — бегущую строку, который оно признало незаконной рекламной конструкцией. ИП обратилась в суд.
Какие ошибки. Суд определил: материалами дела не доказано, что информация на электронном табло являлась рекламой. Вывеска была на фасаде кафе-магазина, и на ней не было ни одного товара с фирменным названием, а только общая информация с текстом «выпечка, магазин, круглосуточно, чай, кофе, комплексные обеды, товары в дорогу, банкомат».
Решение суда. Суд признал действия Управления архитектуры незаконными и обязал его вернуть конструкцию на место.
Главное
- Информационная вывеска ничего не рекламирует. Она показывает, какой бизнес находится в помещении.
- Требования к вывескам и порядок их согласования устанавливает муниципалитет. Их обычно публикуют на сайте администрации. В городах федерального значения правила едины для всех территорий в составе города.
- На вывеске можно размещать только основную информацию о бизнесе: юридическое название или ФИО ИП, вид деятельности, адрес, телефон и режим работы. Нельзя подробно описывать товары или услуги или призывать к действиям.
- Не нужно согласовывать вывески в виде небольших прямоугольных табличек при входе в помещение, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП.
- Чтобы не получить штраф, надежнее сразу оформить информационное письмо о соответствии вывески требованиям закона. В отличие от рекламы, информационные вывески согласовывают бесплатно, и это занимает меньше времени.
- Если вывеска установлена с нарушениями или признана рекламой, антимонопольная служба или местная администрация могут вынести предписание демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Предложение Тинькофф