Какая ответственность предусмотрена за нарушение трудового законодательства
Перейти к содержимому

Какая ответственность предусмотрена за нарушение трудового законодательства

Статья 419 ТК РФ. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 419 ТК РФ

1. Одной из основных обязанностей работодателя и работника является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ТК и коммент. к ним). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

Комментируемая статья не содержит конкретных норм, позволяющих привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В статье установлены виды юридической ответственности, для применения которых необходимо руководствоваться иными положениями Кодекса и другими федеральными законами.

2. Дисциплинарная ответственность предусматривается за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение лица к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 192 — 195 ТК (см. коммент. к этим статьям).

3. Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена нормами разд. XI ТК. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне этого договора, может быть конкретизирована в трудовом договоре с соблюдением установленного ТК минимума материальной ответственности для работодателя и максимума — для работника (см. коммент. к ст. 232 ТК). Для привлечения стороны к материальной ответственности необходимо соблюдение таких условий, как: наличие ущерба, причиненного другой стороне; противоправное поведение (действие или бездействие); вина причинителя ущерба; причинная связь между противоправным действием (бездействием) и причиненным ущербом (ст. 233 ТК).

Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в порядке, установленном гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» и гл. 39 «Материальная ответственность работника» ТК, а также иными федеральными законами (см. коммент. к статьям названных глав).

4. Гражданско-правовая ответственность предполагает особые условия ее наступления, а также иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда. Так, согласно ст. 277 ТК в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве (см. коммент. к ч. 2 указанной статьи).

В ГК РФ также установлена ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда, в т.ч. в случае возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084).

Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью застрахованных (работников) при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях. Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, а также установлена ответственность субъектов страхования: страхователя, страховщика, застрахованного (ст. 19).

Работодатель может быть привлечен к ответственности по нормам гражданского законодательства в случае причинения работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний вреда, не возмещенного в полном объеме произведенными им выплатами по социальному страхованию (см. ст. 184 ТК и коммент. к ней).

5. Лица, допустившие административные правонарушения в сфере труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

К административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда могут быть привлечены: должностные лица организаций; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица (ст. 5.27 КоАП РФ). В ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего: за создание препятствий к заключению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, а также за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Правом привлекать к административной ответственности наделен широкий круг лиц, указанных в КоАП РФ, в числе которых должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).

6. Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан установлена статьями УК РФ. Лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

В УК РФ предусмотрена ответственность: за нарушение правил охраны труда (ст. 143); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145); невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1); нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), правил пожарной безопасности (ст. 219) и др.

Вопросы привлечения к уголовной ответственности руководителей и иных должностных лиц за правонарушения в сфере труда, содержащие признаки преступлений, рассматриваются в комментарии к ст. 362 ТК.

ТОП-8 «трудовых» нарушений, выявляемых при проверках в 2021 году

Огромное количество вопросов требует внимания руководителей компаний, поэтому удерживать «в фокусе» все — невозможно. Из-за этого часто вопросы соблюдения трудового законодательства остаются «за кадром».

Однако в последнее время трудовые инспекции ужесточили контроль, появились новые основания проведения проверок, штрафы могут измеряться семизначными суммами.

Мы регулярно проводим большое количество проверок и более, чем в 90% случаев, находим нарушения. Рекомендуем Вам удостовериться: а все ли у Вас в порядке по самым распространенным нарушениям?

№ 8: Не заключаются трудовые договоры в тех случаях, когда они должны быть

Конечно, гражданско-правовой договор в некоторых случаях более выгодный вариант для компании, чем трудовой. Однако нужно понимать, что недостаточно просто вместо «трудовой договор» написать «договор подряда». Если Вы выбираете второй вариант, то не следует явно строить отношения между организацией и подрядчиком в такой форме, как если бы это были трудовые отношения: например, обязывать подрядчика подчиняться требованиям Правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Все это с легкостью выявит трудовой инспектор, особенно, если работник захочет «намекнуть» ему об этом.

Если в работе Вашей компании будут выявлены нарушения в заключении трудовых договоров (а это не только использование гражданско-правовых конструкций, но и случаи, когда человек выполняет работу и при этом вообще никак не оформлен), то с должностных лиц компании может быть взыскан штраф от 10 до 20 тыс. руб., а с юридического лица — в размере от 50 до 100 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27 КоАП).

№ 7: В трудовых договорах нет обязательных условий

Представим ситуацию, что Вы работаете исключительно с оформлением трудовых договоров. Но достаточно ли этого?

Зачастую трудовые договоры не составляются специально, а берутся из интернета так называемые «типовые формы». Никто особо не вникает: а что там указано, ведь есть четкие договоренности с работником, они ежедневно контролируются в процессе выполнения рабочих задач, проблем не возникает. Но это только на первый взгляд.

Знаете ли Вы, что в трудовом договоре должны быть конкретно прописаны: место работы, условия оплаты, режим рабочего времени и др. условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ? А если какого-то из этих условий не будет, то ответственность будет такая, как если бы Вы вообще не оформляли трудовые договоры.

Мы не призываем Вас отказаться от типовых трудовых договоров — это очень удобный инструмент, который экономит время сотрудника, занимающегося кадровым делопроизводством. Но мы рекомендуем проверить используемые в Вашей компании трудовые договоры на наличие всех обязательных условий. Это не займет много времени, но даст Вам уверенность.

Проверка достаточности условий в трудовых договорах — один из вопросов, который решает кадровый аудит

№ 6: Правила предоставления отпусков нарушаются

Все работники знают, что для ухода в отпуск самое главное согласовать его период с руководителем. Иногда процесс направления в отпуск на этом и заканчивается. Вроде всем все понятно и про оформление необходимых документов благополучно забывают. В итоге мы приходим на проверку в организацию, а там может не быть ни графика отпусков, ни уведомлений работников о начале отпуска, кроме того допускается несвоевременная выплата отпускных (работник вроде как не возражал) и другие нарушения гарантий, предусмотренных гл. 19 ТК РФ.

Как видим, в вопросе отпусков может быть много нарушений, а если аналогичное нарушение уже фиксировалось ранее, то штраф за эти нарушения на организацию может достигать 70 тыс. руб. (п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Ну и, конечно же, не минуют ответственности и должностные лица компании (до 5 тыс. руб. за «первичное» нарушение, до 20 тыс. руб. за каждое «повторное» нарушение).

№ 5: Не соблюдается порядок привлечения к работе в выходные и праздничные дни и порядок оплаты этих дней

Еще один «пласт» часто выявляемых нарушений — это несоблюдение законодательства, регулирующего работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Иными словами, это работа в то время, которое обычно является нерабочим. В частности, это касается выходных и праздничных дней. Есть определенные правила, которые должны соблюдаться (ст. 113, ст. 153 ТК РФ):

  • письменное распоряжение нанимателя;
  • письменное согласие работника;
  • оплата в двойном размере и др.

Но, как правило, работа в таких случаях, носит срочный характер, все гораздо больше озабочены проблемой закрытия проекта, нежели оформлением «непрофильных» бумаг. В итоге, требования законодательства игнорируются. А зря. Размер штрафов такой же, как и при нарушении правил предоставления отпусков.

Как все корректно оформить в условиях спешки? Может помочь заранее подготовленная памятка с четкой последовательностью действий, которые нужно совершить при оформлении/оплате работы в нерабочее время.

№ 4: В ЛНА не указан порядок индексации зарплаты

Достаточно часто сталкиваемся с распространенным убеждением руководителей частных компаний о том, что «они не обязаны где-то закреплять порядок индексации заработной платы, т.к. у них вообще нет обязанности делать «индексацию». Это отчасти верно. Действительно, работодатели, нефинансируемые из бюджета, вправе самостоятельно определять сроки (периодичность) и размер индексации заработной платы. Но порядок индексации обязательно должен быть закреплен в локальном нормативном акте (например, коллективном договоре).

Если это не сделано, то снова получаем основание для привлечения к административной ответственности, а значит и повод для штрафов.

№ 3: Работники не ознакомлены с ЛНА

Многие работодатели уже осознали, что закрепление некоторых правил в локальных нормативных актах не только необходимо для соблюдения законодательства, но и удобно. Однако, почему-то по-прежнему часто встречаются случаи, когда работников не знакомят «под роспись» с ЛНА. Хотя такое ознакомление обязательно (абз. 10 ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 86 ТК РФ).

Если сотрудник не ознакомлен с локальными нормативными актами, организацию и ее должностных лиц могут привлечь к такой же административной ответственности, как и за их отсутствие (ст. 5.27 КоАП РФ).

№ 2: Отсутствуют табели учета рабочего времени

При проверках трудовой инспекцией одним из основных мероприятий, включенных в программу проверки, является анализ табеля учета использования рабочего времени. С помощью документа учета рабочего времени ревизоры выявляют нарушения трудового законодательства. Поэтому, если Ваша компания нарушает обязанность по ведению табелей рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ), это легко выявит трудовая проверка и на организацию может быть наложен штраф — до 50 тыс. руб.

№ 1: Разные должностные оклады по одноименным должностям в штатном расписании

Обычно руководитель контролирует, в лучшем случае, только итоговый размер заработной платы. Он складывается из должностного оклада и различных надбавок/доплат/др. выплат — эта информация интересует директоров уже в куда меньшей степени. Но лучше эту ситуацию исправить и уделить этому вопросу чуть больше внимания.

Дело в том, что Роструд придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов. При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (абз. 6 9 письма Роструда от 27.04.2011 N ). Об обязанности работодателя устанавливать равные размеры должностных окладов по должностям с равной сложностью труда также сказано в Письме Минтруда России от 25.10.2017 N 14-1/В-953.

Иными словами, если у Ваших сотрудников, работающих по одной должности, разные должностные оклады, то при обнаружении нарушений компанию могут ожидать штрафы (от 1 тыс. руб. на должностных лиц, от 30 тыс. руб. — на юридическое лицо).

№ 0: Самые серьезные нарушения

Штрафы штрафами, но из-за нарушений трудового законодательства бывают и гораздо более неприятные последствия — речь об уголовной ответственности вплоть до лишения свободы. Конечно, это далеко не самый часто встречающийся вид ответственности за «трудовые» правонарушения. Но для того, кто будет привлечен, вряд ли это послужит утешением.

Существует 2 нарушения за которые возможна уголовная ответственность:

  • невыплата (несвоевременная выплата) заработной платы (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ);
  • нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ).

При этом, необязательно указанные правонарушения повлекут уголовную ответственность уполномоченного лица. В абсолютном большинстве случаев в таких ситуациях происходит привлечение к административной ответственности (ст. 5.27 и 5.27.1. КоАП).

Давайте разберемся, когда эти нарушения могут повлечь уголовную ответственность?

Если мы говорим о невыплате или несвоевременной выплате заработной платы, то для уголовной ответственности «нужно»:

    чтобы частичная невыплата заработной платы (не менее 50%) длилась более месяцев (если зарплата не выплачивается в полном объеме — то достаточно месяцев);

За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список

Штрафы, которые могут грозить ИП или организации за нарушения норм трудового законодательства, собраны в КоАП РФ, и разобраться в них поначалу довольно трудно. Для тех, кто не хочет рыскат» по нормативке и тратить на это много времени, мы подготовили таблицу административных правонарушений в области трудового законодательства.

Составленная нами таблица содержит перечень нарушений трудового законодательства и виды административной ответственности, предусмотренной за это КоАП РФ.

Основным наказанием является штраф, в отдельных случаях — приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация должностных лиц.

Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства
Статья КоАП РФ Правонарушение Штраф Альтернативные виды ответственности
5.27
  • На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • Уклонение от оформления трудового договора.
  • Ненадлежащее оформление трудового договора.
  • Подмена трудового договора гражданско-правовым.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  • На граждан — 5 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.
  • Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.
  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;
  • обязательных медосмотров в начале смены;
  • обязательных психиатрических освидетельствований
  • На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.
  • На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.
  • Нарушение срока проведения переговоров.
  • Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
  • Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.
  • Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)
  • Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).
  • Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)
  • без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);
  • с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;
  • с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
  • Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
  • На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.
  • Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.
  • На граждан — от 700 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.
  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.
  • На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.
  • об уточнении персональных данных;
  • их блокировании или уничтожении.

При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.
  • На граждан — от 700 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.
  • Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • На граждан — от 300 до 500 руб.
  • На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.
  • На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
  • Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Узнаете, как составлять идеальные кадровые документы, к которым не придерутся ни трудовые инспекторы, ни налоговики.

Новые размеры трудовых штрафов действуют с 02.02.2020: что учитывать

Наконец пересмотрели т.н. «драконовские» трудовые штрафы, наложенные на работодателей с 01.0.2017, когда их внесли в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. И хотя еще нельзя сказать, что все виды указанных штрафов снизили, но все же начало положено — и с 02.02.2020 размеры трудовых штрафов по отдельным позициям уменьшились, а работодателей на едином налоге вообще только письменно будут предупреждать о том, что ранее «яростно» штрафовало Гоструда. Далее — подробнее.

Как изменились размеры трудовых штрафов

Лучше всего это продемонстрирует сравнительная таблица, в которой приведены все виды нарушений и штрафы по ним, определяемые ч. 2 ст. 265 КЗоТ (см. таблицу).

Таблица

Размеры трудовых штрафов

Вид нарушения

Размер штрафа

до 01.02.2020 (включительно)

с 02.02.2020

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

30 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

10 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 47230 грн.

К юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1–3 групп, применяют предупреждение.

За повторное в течение двух лет со дня выявления нарушение — 30 размеров минимальной зарплаты за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

3 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

В 2020 году — 14169 грн

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

10 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

2 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 9446 грн

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлеченным к исполнению воинских обязанностей

10 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

4 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 18892 грн.

К юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1–3 групп, применяют предупреждение

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

3 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

В 2020 году — 14169 грн

Недопущение к проведению проверки, препятствование в ее проведении по вопросам неоформленных работников, неполной занятости и неполной уплаты ЕСВ и налогов

100 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

16 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения.

В 2020 году — 75568 грн

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных

1 размер минзарплаты

1 размер минзарплаты за каждое такое нарушение.

В 2020 году — 4723 грн.

За повторное в течение года со дня выявления нарушения — 2 размера минзарплаты за каждое такое нарушение

Предупреждение для единщиков

Наверняка все помнят, сколько было новостей и судебных решений по искам ФЛП, оспаривавших огромные штрафы за неоформленных работников. Иногда такие суммы достигали миллионных значений, что фактически делало невозможным дальнейшую работу таких ФЛП, которые попросту не имели средств на уплату данных штрафов и продолжали оспаривать судебные решения.

Ввиду этого им сделали фактически шаг навстречу, предоставив возможность всем плательщикам единого налога 1–3 групп сначала получить предупреждение в случае неоформленной занятости лиц. Если после этого все трудовые отношения оформляются надлежащим образом, то никаких штрафов не будет. Однако если в дальнейшем в ходе повторной инспекции обнаруживают, что работники все же надлежащим образом не оформлены на работу, то такие работодатели получат сумму штрафа в размере 30 минимальных зарплат.

Ослабление предусматривали и для случаев, когда ненадлежаще выполнены гарантии и льготы, предусмотренные для призванных на военную службу лиц, работающих у плательщиков единого налога 1–3 групп. То есть и в таком случае сначала будут предупреждать, а только при невыполнении данного предупреждения могут прийти снова на инспектирование и уже оштрафовать на 4 минимальные зарплаты.

В ст. 265 КЗоТ не указано, как работодатели на 1–3 группах единого налога должны подтверждать свой статус. Но выходим из того, что регистрируют субъектов хозяйствования как плательщиков единого налога, внося соответствующие записи в реестр плательщиков единого налога (п. 299.1 НКУ). Сам же реестр ведет ГНС, и он является открытым в Электронном кабинете по ссылке. В реестр вносится, в частности, информация о группе плательщика единого налога (пп. 5 п. 299.7 НКУ).

Надеемся, что инспекторам труда достаточно будет этого, и они самостоятельно еще до проверки будут осведомлены о статусе единщика у работодателя, которого будут проверять.

Конечно, можно вспомнить и о том, что согласно п. 299.9 НКУ по желанию зарегистрированный плательщик единого налога может бесплатно и безоговорочно получить извлечение из реестра плательщиков единого налога. Срок предоставления извлечения не должен превышать 1 рабочий день со дня поступления запроса. Форма извлечения утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 г. № 308.

Напомним

В течение 20–31 января 2020 года были проведены совместные масштабные рейды Гоструда и ГНС по всей Украине, целью которых была детинизация занятости. Посещали работодателей в сфере торговли, временного размещения и организации питания и разъясняли необходимость официального трудоустройства работников.

В свою очередь, работодатели после такого визита имели возможность добровольно оформить всех работников в соответствии с действующим законодательством. В то же время после разъяснительных мероприятий контролирующие органы обещали осуществлять проверки указанных работодателей, чтобы проверить, как соблюдается законодательство о труде. И если нарушения не будут исправлены, то штрафовать будут согласно требованиям ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Все понимают, что в сфере торговли работает подавляющее большинство единщиков. А значит, понятно было, что подписание Закона № 378 готовили под них. Однако предупреждения, сделанные инспекторами труда до 02.02.2020, нельзя считать соответствующими требованиям ст. 265 КЗоТ, поскольку данного условия там не было до указанной даты. Поэтому работодатели на едином налоге 1–3 групп, которых инспекторы посетят после 02.02.2020, могут ссылаться на то, что они допустили не повторное нарушение, а только впервые выявленное, и апеллировать к требованию составлять в таком случае предупреждение с условием к работодателю устранить нарушение.

Однако и здесь споров с инспекторами труда не избежать. А все из-за наличия до 31.12.2019 в нормах обновленного п. 16 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823, условия, что при выявлении нарушения требований законодательства о труде вместе с предписанием об их устранении составят и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде.

Таким образом, мы видим, что Гоструда подготовилось к исполнению Закона № 378 заранее. Но это уж никак не гарантирует им успех в случае судебных споров, т.к. нормы Закона № 378 не работают задним числом. Безусловно, за исключением, когда они смягчают ответственность, но это уже играет на стороне работодателя.

Все об изменениях в инспекционных посещениях Гоструда читайте в публикации «Проверки Гоструда: что изменилось с 2020 года».

Условие для уплаты штрафа в размере 50%

Нововведением является ч. 5 ст. 265 КЗоТ, согласно которой уплата работодателем 50% размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о его наложении означает, что данное постановление исполнено. Срабатывает это для всех нарушений, штрафы за которые прописаны в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Конечно, это не касается наложенных админштрафов к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и ФЛП, определенных ст. 41 КоАП (в части нарушений требований законодательства о труде). Суды будут рассматривать такие админпротоколы, и в случае применения штрафа его придется уплачивать в полной мере.

Например. Инспектор труда выявил факт неначисления сумм индексации зарплат двум работникам. В таком случае после 02.02.2020 последует наложение штрафа согласно абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере двух минимальных зарплат за каждого работника, т.е. 18892 грн (4723 грн × 2 × 2). Но если не обжалуют и уплатят в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления, то израсходуют наполовину: 9446 грн (18892 грн × 50%).

Однако здесь получается очень интересная ситуация. Если, условно, не допустили к проверке инспектора, который мог бы выявить именно неначисление сумм индексации зарплаты этим двум работникам, то последует штраф в размере 3 минимальных зарплат, который при уплате в 10-дневный период уменьшится наполовину: 7084,50 грн (4723 грн х 3 х 50%). А это же меньше, нежели уплатить штраф за выявленное нарушение. Вот такие изменения на «улучшение».

И помните: уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде (ч. 10 ст. 265 КЗоТ).

За другие трудовые нарушения будут штрафовать больше

Непонятно, почему с 02.02.2020 за нарушение других требований трудового законодательства введен штраф в размере одной минимальной зарплаты за каждое нарушение. Ведь до этой даты штраф в одну минимальную зарплату применялся независимо от количества этих «мелких» нарушений и работников, относительно которых они допущены.

То есть теперь, имея условно нарушения в заполнении трудовой книжки работника, отсутствии графика отпусков, штатного расписания, непредоставлении отпусков работникам в течение более двух лет, невыплаты аванса на командировку и т.д., совокупно можно получить штраф в 5 минимальных зарплат, а то и больше, если мелочей будет больше.

Единственное, что может защитить, — исполнение предписания Гоструда и устранение выявленных нарушений в определенные предписанием сроки. Тогда согласно ч. 6 ст. 265 КЗоТ меры по привлечению к ответственности не применяются.

Когда исполнение предписания Гоструда не защищает от штрафа

Согласно ч. 7 ст. 265 КЗоТ независимо от факта устранения выявленных в ходе проведения проверки вместе с вынесением предписания будут штрафовать за:

«фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, и выплату зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов;

недопущение к проведению проверки, препятствование в ее проведении;

совершение повторно в течение года другого нарушения трудового законодательства».

На сколько будут штрафовать, если проверка начата до 02.02.2020 или нарушение допущено до этой даты

Это вопрос будет № 1 для всех, на кого нагрянула проверка, и тех, у кого имеет место длящееся нарушение трудового законодательства, которое не устранено.

Обратите внимание

Закон № 378 с обновленными размерами штрафов действует с 02.02.2020. И никакого обратного его действия во времени не предусмотрено.

Однако обратимся к ст. 58 Конституции Украины, согласно которой нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или упраздняют ответственность лица.

Поэтому считаем, что за нарушение трудового законодательства, где штраф уменьшен или он заменен на предупреждение работодателю, должны следовать ответственность, определенная уже с 02.02.2020 в ч. 2 ст. 265 КЗоТ, если постановление о наложении штрафа составляют после 02.02.2020. Это должно действовать даже тогда, когда само нарушение допущено до 02.02.2020, в т.ч. если оно является длящимся.

Но такое смягчение не касается тех нарушений, где штрафы остались неизменными.

Здесь можно вспомнить о решении Одесского окружного административного суда от 07.10.2019 г. по делу № 420/3783/19. Тогда суд упразднил постановление Гоструда о наложении штрафа за то, что с 14.05.2019 Порядок № 295 упразднен судом. А действующий на то время Порядок № 823 уже не предусматривал привлечение к ответственности, если исполнено предписание в случае выявленных нарушений относительно несоблюдения минимальных гарантий в оплате труда.

Минсоцполитики ранее в письме от 05.01.2018 г. № 8/0/22-18/134 отмечало: финансовые санкции начинают применять к работодателям, действия которых нарушают требования трудового законодательства, по состоянию на день вступления в силу закона, которым они введены.

бухгалтер-эксперт газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *