Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать
Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.
Что такое прибыль
Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.
Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.
Чем прибыль отличается от выручки
Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:
Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.
Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.
В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.
То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.
Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.
Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.
Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.
Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.
Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.
А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.
Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.
Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.
Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:
Маржинальная прибыль
Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.
В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.
Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.
С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:
Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.
Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.
Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.
Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:
Валовая прибыль
С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:
Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.
Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.
Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.
Операционная прибыль
Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:
Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.
Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.
Кроме этого, используют и другую формулу:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.
Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.
Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:
Чистая прибыль
Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:
Чистая прибыль = (Выручка компании + Прочие доходы) – (Расходы по основной деятельности + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы)).
Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.
Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:
- Выручка — 465 000
- Постоянные расходы — 100 000
- Переменные расходы — 150 000
- Налоги — 50 000
- Кредитные платежи — 20 000
- Амортизация — 5000
Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.
Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.
Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.
Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:
Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.
Горизонтальный анализ (по времени)
Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.
При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.
Вертикальный анализ (структурный)
Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.
В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.
Конкурентный анализ
Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.
Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.
Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.
Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:
На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.
Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться
Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:
Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:
Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:
Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.
Какая прибыль была у завода центробел
Чтобы получать от своего бизнеса желаемый доход и влиять на него, нужно следить за показателями прибыли и рентабельности. Как это делать, рассказали эксперты Контур.Маркета. Спойлер. Прибыль можно разделить на четыре разновидности: маржинальную, операционную, валовую и чистую. Отличия в том, какие расходы включать при расчете, а какие нет.
Маржинальная
Этот вид прибыли формируется из выручки за минусом переменных расходов. Переменные расходы — это сырье, расходные материалы, зарплата и другие расходы, которые возникают время от времени. А выручка — это деньги, которые компания получила от клиентов, оплативших товары и услуги.
Зарплата может относиться и к переменным расходам, и к постоянным. Это зависит от вида деятельности компании и того, как она ведет бухучет. Зарплату относят к переменным расходам, если она не фиксированная, например зависит от того, на какую сумму сотрудник продал товаров или оказал услуг.
Маржинальную прибыль анализируют на протяжении длительного периода, месяца, квартала, полугодия. Если динамика положительная, можно сделать вывод о правильной работе со статьями расходов и ценообразованием. Если отрицательная, нужно разбираться в причинах, чтобы их устранить и тем самым поднять показатели.
Например, маникюрный салон «Галактика» выручил 200 000 ₽ за месяц. Расходы на материалы составили 45 000 ₽. Маржа получилась 155 000 ₽. Ее посчитали по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные расходыНа основе маржи руководитель «Галактики» может оценить процент рентабельности по формуле:
Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль ÷ Выручка) х 100В результате рентабельность составила 77,5 %. Этот показатель нужен, чтобы лучше понимать, как обстоят дела. Например, если в какой-то месяц салон потратил на расходники больше, чем обычно, то маржа будет меньше. Это значит, при той же выручке рентабельность будет ниже.
Операционная
Этот вид еще называют прибылью от реализации. Он демонстрирует результаты работы бизнеса. Операционная прибыль составляет разницу между выручкой и расходами, как переменными, так и постоянными. Что такое переменные расходы, мы рассмотрели в предыдущем разделе. К постоянным расходам относятся платежи за аренду, коммунальные услуги и зарплату и другое. В некоторых компаниях к таким затратам относят плату за обучение персонала или регистрацию бренда.
Отметим, что операционная прибыль всегда меньше маржинальной. Ее можно определить по любой из двух формул:
Операционная прибыль = Выручка — Переменные расходы — Постоянные расходы
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль — Постоянные расходы на ведение бизнесаНапример, выручка парикмахерской «Фантазия» составила 250 000 ₽ в месяц. При этом на материалы потратили 35 000 ₽, а на аренду помещения и оплату труда — 120 000 ₽. Значит, операционка составила 95 000 ₽.
Операционная рентабельность считается по уже знакомой формуле. Вот как это можно сделать на основе данных «Фантазии»: операционную прибыль 95 000 ₽ делим на выручку 250 000 ₽ и умножаем на 100. Получается показатель рентабельности 38 %.
Подчеркнем, что рентабельность анализируют в динамике. Если она отрицательная, это сигнал к тому, чтобы найти причины и принять управленческие решения. Возможно, фиксированные расходы можно снизить. А может быть, следует пересмотреть ценообразование, которое основано на закупочных ценах товаров и себестоимости услуги. Читать статью Из чего складывается цена на услугу.
Валовая
Валовую прибыль можно определять и для торговли в целом, и в отношении конкретных товаров, блюд или услуг. Она показывает, сколько средств останется у компании, если из выручки от продажи товара или реализации услуги вычесть средства, потраченные на сырье, зарплату, амортизацию или аренду оборудования. Другими словами, из выручки нужно вычесть полную себестоимость продаж продукта (в такую себестоимость входит не только закупочная цена, но и остальные затраты компании).
Валовая прибыль = Выручка от продаж товара/услуги — Себестоимость продаж товара/услуги Например, бизнес-ланч в кафе «Былина» стоит 150 ₽, а себестоимость продаж ланча 100 ₽, значит, валовая прибыль от продажи — 50 ₽.
Анализировать свой ассортимент на основе валовой прибыли помогает комплексный АВС-отчет. Как пользоваться таким отчетом, эксперты рассказали на примере общепита, смотреть видео.
Чистая
Это итоговый результат работы компании. Он складывается из суммарной выручки за вычетом всех расходов, налогов, обязательных платежей, амортизации, заработной платы, процентов по займам и кредитам на развитие бизнеса за определенный период.
Чистая прибыль = Выручка компании — Все расходы компании
Например, месячная выручка магазина канцтоваров «Карандаш» составила 300 000 ₽. Постоянные расходы на аренду помещения, коммунальные услуги и зарплату — 170 000 ₽. Переменные расходы на материалы (чековая лента, клейкие этикетки) — 15 000 ₽. Налог по патенту в пересчете на месяц — 1 500 ₽. Амортизация оборудования — 5 000 ₽. Учетная система с кассовой программой и ОФД в пересчете на месяц — 1 000 ₽.
Рассчитываем: 300 000 – (170 000 + 15 000 + 1 500 + 5 000 + 1 000), выходит чистая прибыль 112 000 ₽.
Чистая прибыль — это то, что заработала компания. Ее можно пустить на развитие бизнеса, приобретение нового оборудования, открытие новых точек, на выплату премий и создание резервного фонда.
Рентабельность в этом случае будет показателем общей эффективности бизнеса. Повысить рентабельность поможет анализ расходных статей и пересмотр правил формирования цены на товары и услуги.
Какая прибыль у Светлогорского ЦКК и сколько потратили на зарплаты работникам?
Согласно информации, опубликованной на корпоративном сайте ОАО «Светлогорский ЦКК», а также на Едином портале финансового рынка, акционерное общество завершило 2021 год с чистой прибылью 9 млн 12 тысяч рублей.
Как мы уже сообщали, годовое общее собрание акционеров, прошедшее 30 марта 2022 г., приняло решение не производить начисление дивидендов по итогам работы общества в 2021 году «в связи с недостаточностью части прибыли для начисления минимальной обязательной части дивидендов на долю Республики Беларусь в уставном фонде Общества».
ОАО «Светлогорский ЦКК» в 2021 году получило 577,444 млн рублей выручки. При этом прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг ЦКК составила 197,335 млн рублей, а убыток от инвестиционной и финансовой деятельности предприятия — 234,304 млн рублей. Долгосрочные обязательства ОАО «Светлогорский ЦКК» в 2021 году превысили 2,3 миллиарда рублей (в 2020 году было 2123,967 млн руб.). Среднесписочная численность работающих Светлогорского ЦКК, согласно отчёту, в 2021 году составила 2677 человек. На оплату их труда в прошлом году было потрачено 48,742 млн рублей – почти на 10 миллионов рублей больше, чем в 2020 году.
Напомним, что по итогам 2020 года Светлогорский ЦКК отчитался о чистых убытках в размере 72 миллионов белорусских рублей. По мнению специалистов, это стало результатом значительной долговой нагрузки компании, в том числе в валюте. Как уже сообщалось, в ближайших планах коллектива Светлогорского целлюлозно-бумажного комбината – обеспечить выход на проектную мощность Завода белёной целлюлозы и освоить производство микрокрепированной мешочной крафт-бумаги. Кроме того, уже этой осенью ОАО «Светлогорский ЦКК» должен стать одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции региона.
На 8 июня 2022 года назначено проведение внеочередного собрания акционеров ОАО «Светлогорский ЦКК». В повестке дня собрания: изменения в Уставе общества, а также дополнительная эмиссия акций и увеличение уставного фонда. По состоянию на 1.01.2022 года уставный капитал ОАО «Светлогорский ЦКК» составляет 364820 тыс. рублей. 35686090624 акций ОАО (97,8184% уставного фонда) принадлежат государству в форме республиканской собственности. Оставшиеся два с небольшим процента акций ОАО «Светлогорский ЦКК» принадлежат 4059 акционерам, в числе которых 4045 физических лиц.
Если вы дочитали эту статью, нажмите пальчик.
Давайте обсудим эту статью в нашем Ранак-Чате
«Прибыльность» и «рентабельность» при Сталине. часть II
Вот так, не спеша, мы добрались до темы «прибыльности» социалистических предприятий. Надеюсь ни у кого не вызывает сомнения, прочтя все вышеизложенное, что никакой «прибыльности» социалистических предприятий, в капиталистическом смысле быть не может, т.к. хозяин картошки, который ее вырастил и сам съел не о прибыльности думал, а о количестве и качестве картошки, чтобы ее с лихвой хватило для наполнения собственного живота. Не хватает на год, значит нужно вырастить больше, остаются излишки, значит можно сажать меньше и, соответственно, меньше трудиться.
В отношении страны дело обстоит сложнее, но принцип тот же. Посчитали, нужно, столько-то стали в год, зачем производить больше. Посчитали нужно столько-то пассажирских самолетов, больше собирать не нужно. Но в сталинские годы, тем более после гражданской войны и ВОВ, народнохозяйственный комплекс не производил столько стали, угля, электроэнергии, продуктов, стройматериалов, тракторов и прочего, чтобы в достатке хватало всем и каждому и в тоже время перекрывало нужды страны. Каждый новый трактор, каждая тонна метала, каждый киловатт электроэнергии был СССР необходим и шел на развитие народнохозяйственного комплекса и всего общества.
Но в том и была особенность СССР, что теория социализма не поспевала за социалистической практикой. Читатели скажут, нонсенс, но так было. Невозможно до конца понять сущность явления до наличия самого явления. Маркс, Энгельс и Ленин многое смогли предугадать в общих чертах, но основная работа по изучению социализма, выявлению его закономерностей, признаков и противоречий легла на Сталина. Самое интересное, что приходилось изучать то, что строишь и по ходу исправлять собственные ошибки. Признавать и исправлять собственные ошибки — удел великих людей, удел коммунистов. Не стоит только забывать, что строил коммунизм не один Сталин, а вся страна под руководством коммунистической партии.
Учебник «Политэкономии» должен был стать еще одним промежуточным итогом работы по строительству коммунизма. Осмыслением того, что сделано, руководством для других народов, стремящихся к социализму и коммунизму. Учебник вышел в 1954 году, когда «хрущевцы» уже прихватизировали власть в СССР. Т.е. упорядочение социалистических терминов и категорий взамен капиталистических могло бы произойти только после 1954 года, но не произошло. Поэтому, сохранившиеся с советских времен документы пестрили понятиями прибыли и рентабельности до 1954 года по одной причине, а с 1954 года пестрили ими же по другой причине. Например, документ об образовании на предприятии Фонда Директора:
«В целях упорядочения дела образования и расходования фондов премирования и улучшения быта работников на предприятиях, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: Установить с 1 января 1936 года во всех производственных предприятиях (фабриках, заводах, шахтах и т. п.) вместо существовавших до сих пор фондов и отчислений на премирование и улучшение быта работников предприятий — единый фонд директора предприятия за счёт прибылей в размере:
а) 4% от полученной предприятием чистой прибыли в пределах утвержденного плана;
б) 50% от сверхплановой прибыли».
— Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 1936.04.19, http://istmat.info/node/44638
По ссылке можно прочесть весь документ, кому интересно, другая его часть будет ниже. Если Вы видите, то год постановления 1936, до экономической дискуссии еще далеко, а до учебника политэкономии и подавно. Но есть несколько интересных мест в данном документе — это слова о плановой прибыли и сверхплановой прибыли, а не просто о прибыли и сверхприбыли в их капиталистическом понимании.
Как не раз отмечалось выше, социалистическое производство тем и отличалось от капиталистического, что работало по плану. Даже «прибыль» предприятия, которая вовсе и не прибыль, а необходимый общественный продукт, была плановой. Как так получалось? Очень просто. Государство устанавливало цены на большинство товаров в стране, в том числе на сырье и материалы, государство определяло зарплаты работникам и т.п. Оно же устанавливало закупочные цены на произведенную продукцию социалистических предприятий. Называть продуктообмен между социалистическими предприятиями торговлей язык не поворачивается, да и сырье и материалы, переходя из предприятия в предприятие, собственника не меняли, поэтому товаром в известном смысле не были.
Цена продукции была известна заранее, себестоимость продукции была известна заранее, заработная плата при выполнении плана — заранее. Поэтому, делая несложные математические вычисления, планирующий орган определял, какое количество средств («прибыли») государство передаст тому или иному предприятию, если оно выполнит план, в виде заработной платы. Но даже при установленных ценах бухгалтера и экономисты путались в расчетах. Сталин упомянул о таком случае в своей экономической работе.
«Беда не в том, что закон стоимости воздействует у нас на производство. Беда в том, что наши хозяйственники и плановики, за немногими исключениями, плохо знакомы с действиями закона стоимости, не изучают их и не умеют учитывать их в своих расчетах. Этим собственно и объясняется та неразбериха, которая все еще царит у нас в вопросе о политике цен. Вот один из многочисленных примеров. Некоторое время тому назад было решено упорядочить в интересах хлопководства соотношение цен на хлопок и на зерно, уточнить цены на зерно, продаваемое хлопкоробам, и поднять цены на хлопок, сдаваемый государству. В связи с этим наши хозяйственники и плановики внесли предложение, которое не могло не изумить членов ЦК, так как по этому предложению цена на тонну зерна предлагалось почти такая же, как цена на тонну хлопка, при этом цена на тонну зерна была приравнена к цене на тонну печеного хлеба. На замечания членов ЦК о том, что цена на тонну печеного хлеба должна быть выше цены на тонну зерна ввиду добавочных расходов на помол и выпечку, что хлопок вообще стоит намного дороже, чем зерно, о чем свидетельствуют также мировые цены на хлопок и на зерно, авторы предложения не могли сказать ничего вразумительного. Ввиду этого ЦК пришлось взять в свои руки, снизить цены на зерно и поднять цены на хлопок. Что было бы, если бы предложение этих товарищей получило законную силу? Мы разорили бы хлопкоробов и остались бы без хлопка». — И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.
Еще раз повторюсь, говорить о «прибыли» социалистических предприятий в капиталистическом смысле смысла не имеет, уж, простите за каламбур, но так повелось еще с царских времен и текло после двух революций самотеком.
Несмотря на известные «рамки», у коллективов предприятий были официальные способы заработать больше денежных средств в тот же Фонд Директора, чем установлено планом – за счет сверхплановой «прибыли» и, соответственно, получить большую заработную плату за свой труд. Давайте обратимся к Большой советской энциклопедии, чтобы выяснить, каким конкретно образом этого можно было достичь при социализме:
Сверхплановые накопления — на социалистических предприятиях часть накоплений, получаемых сверх сумм, предусматриваемых в плане.
Социалистическое хозяйство развивается за счёт собственных накоплений, получаемых в различных отраслях хозяйства. Величина накоплений, к-рые должны быть получены в каждой отрасли, определяется планом. С. н. в промышленности и на транспорте образуются за счёт большего снижения себестоимости (чем это предусмотрено планом), роста производительности труда, увеличения объёма производства, повышения качества продукции и т. д. В торговых организациях и предприятиях С. н. образуются за счёт роста товарооборота, снижения издержек обращения, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
Объём С. н. в народном хозяйстве определяется их величиной, полученной за каждый хозяйственный год. В отдельные годы С. н. в СССР составляли значительные суммы. Так, напр., в 1948 С. н. только за счёт снижения себестоимости продукции были получены в сумме более 6 миллиардов рублей. В росте С. н. заинтересованы трудящиеся социалистического общества, т. к. значительная часть накоплений используется для дальнейшего развития народного хозяйства, повышения материального благосостояния и культурного уровня жизни советского народа. Для материального поощрения работников, добившихся С. н., установлен такой порядок, при к-ром значительная часть С. н. (при выполнении плана по выпуску продукции по всему ассортименту или при выполнении плана товарооборота и при выполнении задания по снижению себестоимости и по накоплениям) отчисляется в фонд директора или в фонд предприятия для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования социалистического производства. За счёт С. н. выплачиваются премии, присуждаемые предприятиям и коллективам работников по итогам социалистического соревнования.
— БСЭ (Первое издание)
Таким образом, сверхплановые накопления были возможны при определенных условиях: перевыполнение плана по всему ассортименту продукции (а не только самой дорогой, как будет при Хрущеве), снижение себестоимости ниже плановой (а не задирание межотраслевых цен), повышение производительности труда (т.к. нормы повышаются централизованно, а не на местах), уменьшение расхода материалов ниже плановых (а не хищническое производство, не считаясь с издержками, ради удорожания продукта) и прочее.
Сообразуясь с экономическими законами социализма, единый народно-хозяйственный комплекс при Сталине постепенно, путем проб и ошибок начал работать как отлаженный механизм и двигатель этого механизма постоянно набирал обороты. Если рассмотреть на что распределялись средства из «Фонда Директора», то вот что мы увидим:
«2. Средства из фонда директора расходуются, с утверждения народного комиссара или в установленном им порядке, распоряжением директора на следующие мероприятия сверх утвержденного государственного плана:
а) на жилища для рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия — не менее 50% всего фонда;
б) на улучшение других видов культурно-бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих данного предприятия (ясли, детские сады, клубы, столовые и т. д.);
в) на индивидуальное премирование особо отличившихся работников предприятия;
г) на дополнительные капитальные работы;
д) на дополнительные рационализаторские мероприятия и техническую пропаганду.
План расходования средств фонда устанавливается директором по согласованию с фабрично-заводским комитетом профсоюз».
Государство диктатуры пролетариата поступало достаточно хитро и просто одновременно. Во-первых, за одну часть рабочего времени (плановую) работник должен был выполнить установки, которые уже подразумевали достойную оплату его труда, расширение социалистического производства, расходы на оборону и прочее. Во-вторых, обеспечение предприятий высшей техникой и обучение кадров, правильно установленные нормы и правильно подобранная система оплаты труда в различных отраслях экономики стимулировали работника перевыполнять план за оставшуюся часть рабочего времени. Т.о. если бы трудящиеся в СССР просто выполняли бы план, то материальное и культурное благосостояние советского общества улучшалось бы день ото дня, но трудящиеся план перевыполняли, поэтому жизнь в СССР улучшалась стахановскими темпами. Дома, больницы, школы, санатории, дворцы культуры, театры, библиотеки, транспорт, кинотеатры, детские сады, ясли, стадионы, бассейны и прочее, в которые трудящиеся имели бесплатный или практически бесплатный доступ, росли как грибы после дождя. Плюс дополнительный заработок «разрешенный» собственным государством в пределах трудового дня. Причем сверхплановый продукт, как и плановый, ничего пролетарскому государству не стоил, кроме организационных усилий, перевыполняя план, трудящиеся обеспечивали сами себя.
«. решающим условием серьезного хозяйственного подъема является организация массового стахановского движения, обеспечение каждому стахановцу и ударнику необходимых условий стахановской работы и возможности перевыполнять норму. Важнейшим условием этого является организация всего комплекса работ как единого слаженного целого».
— Развитие советской экономики, 1940 г.
Весь «фокус» социалистической экономики и состоит в том, что люди трудятся на собственное благо, на собственных средствах производства, а пролетарское государство служит организатором данного процесса. И если не брать разного рода отчисления, тоже необходимые обществу, на которые указывали еще классики марксизма и здравый смысл, то весь продукт, произведенный социалистическим обществом, идет в том или ином виде данному обществу в целом. Да, сегодня осознать это трудно, но такое возможно, и сталинский период такую возможность доказал. Не все получалось у Советской власти, не сразу были найдены те формы производственных отношений, в которых наиболее полно отражались бы экономические законы социализма, но при Сталине многого удалось достичь. А все разговоры о прибыли, о рентабельности, о сочетании капитализма с социализмом при Сталине, о капиталистической сдельщине пусты.
Материальное стимулирование, в частности денежное стимулирование, имело место быть, т.к. не все предприятия (колхозы, промкооперация) и не весь продукт в стране были обобществлены до уровня социалистической собственности. В СССР оставался товарообмен, и оставалось определенная финансовая система. Люди не могли удовлетворить свои потребности в предметах потребления кроме как через куплю-продажу. Только поэтому имел место и смысл денежный стимул. Когда бы исчез товарообмен, то пропал бы смысл выплачивать заработную плату деньгами, ведь люди не едят и не носят деньги, им нужен лишь продукт с определенной потребительской ценностью, а его можно было бы распределять по труду, а возможно, к тому времени уже и по потребностям. Да и само материальное стимулирование теряет смысл, если рассматривать трудящегося как хозяина страны. Если он хочет купаться в ванной с шампанским, то он должен изготовить сначала ванну, потом шампанское и только потом купаться. Т.е. все находится в руках трудящихся, а пролетарское государство и партия лишь направляет желания работников в конструктивное русло и, прежде чем купаться в шампанском, предлагает позаботиться о стариках, о детях, об обороне страны и т.п.
В СССР времен Сталина действительно исполнялся социалистический принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», причем ни по абы какому труду, а по труду конечному. Не зря 3/4 всех работников социалистических предприятий работали на сдельной оплате, не говоря уже об оплате в колхозах по конечному результату. Сталину просто не хватило времени положить этим разговорам о прибыльности и рентабельности конец раз и навсегда.