Что влияет на процесс принятия решений в организации?
4. К качественным показателям оценки эффективности системы менеджмента предприятия относятся: уровень квалификации управленческого персонала; достоверность и полнота информации управляющей системы; а также …
А) обоснованность принимаемых управленческих решений
Б) величина затрат на управленческий аппарат
В) фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ
Г) соотношение численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих
5. Соотнесите функции менеджмента и их содержание
1. Организация
2. Стимулирование
3. Координация
4. Планирование
А) процесс определения будущих показателей работы предприятия
Б) побуждение работников к заинтересованности в результатах труда
В) объединение людей, совместно действующих на базе определенных правил и процедур
Г) согласование работ сотрудников предприятия
Ответ: 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-А
6. Основным содержанием долгосрочных планов в менеджменте является определение…
Б) механизмов регулирования
Г) целей и стратегии
7. Матричная структура управления предполагает…
А) усиление управленческой вертикали
Б) сложность управленческих отношений
В) упрощение управленческих коммуникаций
Г) улучшение использования интеллектуальных ресурсов
8. Расставьте потребности в правильном порядке согласно иерархии А. Маслоу, начиная с более низкого уровня:
А) физиологические потребности
Б) потребность в защищенности
В) потребность развития
Г) социальные потребности
9. Целью координации и регулирования как общей функции менеджмента не является…
А) уточнение распределения обязанностей и ответственности менеджеров для устранения отклонений в ходе производства
Б) определение резервов, выделяемых предприятием, для выполнения дополнительных работ
В) выяснение причин отклонения в выполнении плановых заданий
Г) удовлетворение потребностей клиентов
10. Установите соответствие вида эффективности деятельности организации и показателей, которыми она могла бы быть оценена
1. Внутренняя эффективность
2. Внешняя эффективность
3. Общая эффективность
А) производительность труда
Б) рентабельность продаж на новом сегменте рынка
В) ускорение складского документооборота в результате внедрения АСУП
11. Сопоставьте понятия и соответствующие им определения
1. Управленческое решение;
2. Процесс принятия управленческого решения
3. Индивидуальное решение
4. Групповое решение
А) совокупность действий, осуществляемых для разрешения проблемы и увязанных во времени и пространстве, по ресурсам и исполнителям
Б) решение, имеющее коллегиальную природу
В) решение, принятое конкретным должностным лицом
Г) процесс и акт решения проблемы, ведущие к достижению цели предприятия
Ответ: 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б
12. Доведение заданий до исполнителей в процессе реализации управленческого решения означает постановку перед каждым исполнителем конкретных задач и определение …
А) уровня оплаты их труда
Б) их возможностей по его реализации
В) их прав, обязанностей и функций в исполнении решения
Г) их отношения к реализуемому решению
13. Модель проблемной ситуации с учетом вероятности наступления событий, оценки результативности каждого этапа и взаимосвязи событий представляет собой метод …
А) многомерных матриц
В) «дерево решений»
Г) мозгового штурма
14. К проявлению социальной эффективности управленческого решения в деятельности организации не относится…
А) улучшение условий труда работников
Б) повышение расходов работников на приобретение продукции своей организации
В) совершенствование системы мотивации сотрудников
Г) разнообразие форм повышения квалификации работников
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2546; Нарушение авторского права страницы
Система управления организацией
Чтобы сделать компанию прибыльной, успешной и жизнеспособной — важно грамотно управлять всеми её подразделениями. Эту функцию выполняет система управления организацией. В неё входят инструменты, технологии и методы воздействия на ресурсы для получения запланированного результата. Управление предприятием обозначает направление его к поставленной цели путём максимального извлечения возможностей из существующих в его распоряжении ресурсов.
Эффективное управление организацией с помощью ЛидерТаск
Поручайте задачи вашим сотрудникам прямо в ЛидерТаск, чтобы освободить свое время для более важных дел. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.
Функции и элементы системы управления
Система управления используется для разработки, принятия управленческих решений, доведения их до исполнителей и контроля их исполнения. В её функции входит:
- разработка миссии компании;
- распределение функций управления и производства;
- установка порядка взаимодействия сотрудников;
- рациональное распределение ресурсов;
- организация взаимодействия с внешней средой;
- внедрение мероприятий, направленных на модернизацию компании;
- инновационная деятельность;
- развитие компании.
Это сложное по устройству образование состоит из следующих элементов:
- органов или субъектов управления (должностей или управленческих подразделений);
- коммуникаций, обеспечивающих выполнение управленческих решений;
- комплекса методов, инструментов и технологий, регламентирующих модели поведения работников;
- правового обеспечения управления (в виде норм, установленных правил и полномочий);
- процесса управления (состоящего из коммуникаций и управленческих решений);
- технических условий.
В менеджменте выделяют пять групп процессов, охватывающих работу любого предприятия. Они являются объектами управления компании. К ним относят:
- Производство;
- Маркетинг;
- Финансы;
- Кадровый отдел;
- Учёт и анализ хозяйственной деятельности компании.
Организационную структуру управления формируют органы управления. Они объединяются между собой коммуникационными каналами. Методы, технологии, инструменты и процедуры, определяющие способы воздействия на исполнителей, образуют механизм управления. Систему управления считают организованной при определении её границ, состава элементов, структуры, схемы взаимодействия и функций каждого элемента.
Принципы функционирования системы управления
Система управления базируется на соблюдении следующих принципов:
- Разделение и специализация труда. Работникам выдаются задания, соответствующие их квалификации, опыту и знаниям.
- Гармоничное совмещение централизации и децентрализации в управлении. «Чистых» структур не бывает. Применение централизованного подхода с чётким подчинением одному центру управления, обеспечивает эффективную координацию всех структурных подразделений компании. Передача части полномочий и ответственности низшим звеньям делает управление гибким и адаптивным к внешним условиям.
- Научное и теоретическое подтверждение. Предполагает использование специальных методик и технологий для сохранения устойчивости компании при внедрении социально-экономических реформ. . Направлено на разработку основных и вспомогательных действий для обеспечения деятельности организации.
- Стабильный состав персонала. Соблюдение данного принципа помогает сократить расходы на наём, обучение, адаптацию новых сотрудников, поддерживать производительность на постоянном уровне.
- Стимулирование и мотивация персонала. Подбор грамотных методов стимулирования сотрудников положительно повлияет на качество их работы, улучшает их результативность, способствуя повышению прибыли.
- Развитие каждого работника и компании в целом. Данный принцип реализуется за счёт проведения семинаров, тренингов внутри компании и за её пределами. Квалифицированные, образованные сотрудники обладают лучшей эффективностью, открывая перед организацией новые перспективы развития.
- Демократичность. Стремление к взаимному благополучию. Сотрудники должны быть заинтересованы в повышении прибыльности компании, так как это приведёт к повышению их заработной платы и уровня жизни.
Ответственность за реализацию принципов управления в системе возлагается на менеджеров компании.
Структура системы управления организацией
Система управления организацией состоит из управляющей и управляемой подсистем. К управляющей части относят дирекцию, менеджеров, информационные элементы и службы, поддерживающие работу руководства. Иначе её называют административно-управленческим аппаратом. В её функции входит принятие управленческих решений на основе полученной информации. В управляемую часть входят подразделения, участвующие в производственном процессе и создании конечного продукта.
Система управления проходит следующие стадии:
- образование общей структурной схемы аппарата управления;
- разработку состава руководящих отделов с организацией связей между ними;
- доработку и организацию эффективной структуры управления.
При построении системы управления организацией формируются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи устанавливаются между отделами на одном уровне управления. То есть не подчиняются друг другу. Вертикальные подразумевают подчинение нижестоящего элемента вышестоящему.
Организационные структуры делятся на группы:
- с вертикальным (иерархическим) типом управления;
- с горизонтальным или органическим типом управления.
Особенности вертикальной организационной структуры
Для успешного функционирования компании при вертикальном (иерархическом) типе управления необходимо соблюдение следующих условий:
- строгого подчинения низших звеньев структуры высшим;
- грамотного распределения обязанностей между сотрудниками;
- преобладания вертикальных связей;
- найма работников с высокой квалификацией.
Вертикальная структура управления строится по принципу пирамиды. Её подножие состоит из низших должностей. Чем выше должность – тем большими полномочиями и возможностями наделяется её обладатель.
Компаниями с иерархической структурой управляют генеральные директора, которым подчиняются их заместители по приоритетным направлениям. За ними следуют менеджеры среднего звена, низшего и потом – исполнители. В организациях с данным типом управления часто возникают проблемы с выполнением поручений из-за длинного пути информации от высших звеньев к низшим. В итоге, часто к исполнителям от руководства поступает искажённая или неполная информация.
Преимущества горизонтальной структуры управления
Данный тип управления характеризуется гибкостью и адаптивностью к изменяющимся внешним условиям. Подразумевает отказ от иерархии с построением горизонтальных связей между участниками рабочего процесса. За счёт устранения бюрократии в структуре управления компании значительно сокращается путь распоряжений от руководителя к исполнителям. Это позволяет сократить срок согласования и утверждения документов, выполнить поставленные задачи оперативно и качественно.
Для эффективного существования такой структуры важно привлечение инициативных и креативных исполнителей. Они должны взаимодействовать друг с другом на высоком уровне. Иногда достичь этого весьма проблематично, особенно, если участники структуры имеют противоположные взгляды на решение задач.
Чем более разнообразна деятельность компании, тем более сложную организационную структуру управления она имеет. Исходя из её типа, применяют соответствующие методы управления.
Методы управления организацией
По характеру воздействия на объекты методы управления бывают:
- Организационно-административными (прямыми или косвенными). Прямые методы управления выражаются в виде предписаний, указывающих работнику последовательность выполнения работы. Косвенные методы реализуются в виде целей и мотивации сотрудников.
- Экономическими. К ним относят:
- прямой экономический расчёт, выполняющийся высшими органами управления;
- хозяйственный или коммерческий расчёт, обеспечивающий прибыльность организации;
- планово-экономические и нормативные показатели и способы их достижения;
- анализ хозяйственной деятельности, предполагающий просчёт возможных рисков и рассмотрение возможных вариантов развития компании;
- ценообразование, соответствующее ситуации на рынке;
- финансирование, кредитование, направленные на определение источников развития предприятия;
- экономическое стимулирование, учитывающее интересы персонала.
- Отдельно рассматривают экономико-математические методы, включающие теорию игр, математическое программирование и другие способы управления деятельностью компании.
- социальное развитие;
- убеждение;
- критику и самокритику;
- совещания;
- соревнования внутри коллектива;
- корпоративные обычаи.
По степени вовлечения в процесс методы управления бывают системными и ручными. В системных процессах прямое управленческое воздействие сведено к минимуму. Их участники в своей работе руководствуются установленными правилами. Им не нужны дополнительные указания или другие способы стимуляции. Правила устанавливаются законами, нормативными актами или стандартами, разработанными в компании. Ручное управление характеризуется прямым участием руководящего звена в координации действий подчинённых. Без его указаний исполнители не могут выполнять какую-либо работу. Данный метод управления считается неэффективным, так как полностью лишает сотрудников инициативности и ответственности за свои поступки. Поэтому к нему прибегают в исключительных случаях.
От выбора методов управления зависит тип функционирования и поведения работников. Он может быть:
- Вынужденным. Характеризуется исполнением обязанностей при постоянном «давлении» сверху. Сопровождается формированием чувства зависимости и неприязнью к руководству.
- Пассивным. Когда сотрудники не проявляют инициативы, действуя исключительно по приказам высшего менеджмента.
- Осознанным. Когда все члены команды принимают участие в постановке и решении задач.
Модели систем управления
На основании принципов и специфики деятельности компании разрабатываются модели управления организацией. В настоящее время в практических условиях применяются две модели:
- управления целями;
- управления изменениями.
Управление целями подразумевает организацию деятельности компании путём постановки промежуточных целей. Такая модель используется в организациях, не имеющих чёткой формулировки конечных задач. Поэтому им приходится передвигаться от одного этапа к другому, из-за чего может происходить периодическое колебание от одного направления деятельности к другому. Данная модель свидетельствует о неэффективной деятельности системы управления компании.
Управление изменениями подразумевает наличие одной постоянной цели, на пути реализации которой выполняются промежуточные задачи. В этом случае все цели остаются неизменными. Совершенствуются только стандарты и технологии управляющих процессов.
Эффективность приложения ЛидерТаск в управлении организацией
Для повышения качества организации управленческих процессов применяются специальные электронные приложения. Например, отечественная программа ЛидерТаск. Это современный, функциональный программный продукт, предназначенный для решения любых вопросов, касающихся организации и повышения эффективности управления компанией.
В приложении ЛидерТаск присутствуют следующие полезные функции:
- Создание поручений подчинённым и контроль их исполнения.
- Делегирование задач.
- Проектное и индивидуальное планирование.
- Организация группового сотрудничества.
- Хранение корпоративной информации с централизованным доступом для работников.
- Эффективное ведение клиентской базы.
- Оценка деятельности сотрудников.
Программа работает на всех цифровых платформах. Располагает всеми возможностями для организации управления компаниями в офисе и удалённом режиме. Подходит для индивидуального и командного использования.
Заключение
Об эффективности системы управления компании свидетельствует баланс централизации и децентрализации власти, способность адаптироваться к внешним условиям. Работа таких предприятий ориентирована не на личные нужды, а на потребности и интересы потребителя.
Для оптимизации систем управления применяют различные методики. Примеры из практики доказывают, что лучший эффект в управлении достигается при применении комплексного подхода совместно с автоматизацией управляющих процессов.
Одним из способов повышения эффективности управления компанией является использование подхода по теории ограничений, не требующего единовременной модернизации системы. Для этого концентрируются на отдельных участках работы. На каждом из них имеются «слабое место», препятствующее выполнению поставленных задач. Определяют способы его устранения. Избавляются от него. После решения выявленной проблемы находят следующий «ограничитель», мешающий нормальному развитию компании. Таким образом, постепенно улучшают систему, не прибегая к кардинальным мерам.
Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений
181. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
• Коммуникационные
• Организация
• Планирование182. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?
• Общее руководство
• Организация183. Какое государство является родиной менеджмента?
• США184. Какой подход к управлению, наиболее эффективен для предприятий малого и среднего бизнеса?
• ситуационный185. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?
• Социально-психологической186. Кинокамеру для исследований движений рабочего применил:
• Гилбретт187. Классификация менеджмента по виду привлекаемых ресурсов .
• информационный
• материально-технический
• менеджмент персонала
• финансовый188. Ключевой (основной) целью подсистемы маркетинга в организации является:
• увеличение объема продаж189. Ключевыми моментами разработок школы науки управления являются:
• моделирование и исследование операций190. Ключевыми сферами применения предварительного контроля являются ресурсы
• человеческие, материальные и финансовые191. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются:
• менеджеры, возглавляющие производственные отделения192. Когда менеджер осуществляет психологическое консультирование подчиненных, он реализует роль:
• лидера193. Когда менеджер разрешает конфликты и урегулирует споры, он выполняет роль:
• пожарного194. Когнитивные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей это:
• концептуальные навыки195. Коллегиальные и параллельные отношения образуют группу
• латеральныхФункции и структуры менеджмента
Главное в менеджменте — определить цели, которые отвечают интересам предприятий и организаций, а следовательно, и функции управления, реализующие эти цели. Достижение целей осуществляется через функции управления.
Функция — широко распространенное слово , имеющее множество значений. Функция (лат. functio) — это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Это понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. Большинство людей планируют свою деятельность , затем организуют ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд функций менеджмента. То есть менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ — функций менеджмента.
В социально-экономических системах понятие » функция » также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.
Функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности.
Функции менеджмента — особый вид деятельности, выражающий направленность или стадии осуществления целенаправленного воздействия на отношения людей; совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью; конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работ .
Функции являются одними из основных компонентов, составляющих содержание управления. Таким образом, для выполнения той или иной даже относительно простой работы необходимо заранее спланировать, что нужно в итоге получить, как организовать дело, активизировать и скоординировать его, проконтролировать выполнение.
А. Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций административного управления: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль .
Давая определение управления, К. Маркс в первом томе «Капитала» отмечал, что оно «устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».
Тем самым подчеркивается, что управление выступает как особая, специфическая функция общественного труда и само по себе является не чем иным, как специфической формой труда совокупного общественного работника, являющейся результатом объективно протекающего процесса разделения труда в производстве.
А так как управление является процессом, то в нем можно выделить элементы, из которых оно состоит, через которые оно проявляется и в которых раскрывается его сущность и содержание. Это выделение является также и результатом разделения труда в самом управлении.
Функции управления — это воздействие на объект , принимающее на различных этапах своего осуществления объективно необходимые формы.
Выделение в управлении отдельных его функций — это объективный процесс, порождаемый разделением труда в сфере управления. Сначала разделение труда привело к обособлению управления внутри производства, а затем внутри управления начали выделяться отдельные его функции.
Функция управления связана с трудовым процессом управления и в определенном смысле является его частью. Диалектическое единство всех функций — характерный процесс управления в целом.
Сущность управления производством вытекает из сущности производства. Сущность любого производства одна и та же — это создание материальных благ или оказание услуг. Она едина и универсальна во всех случаях производства. Так же универсальна и вытекающая из нее, связанная с ней сущность управления. Она не зависит от формы управления и является целенаправленным воздействием на объект управления, на производство продукции или услуг.
Разделение труда в осуществлении функций управления способствует повышению эффективности управления. Разделение труда по выполнению одноименных основных функций управления приводит к тому, что от ступени к ступени управления не только меняется их содержание, но и становится неодинаковым объем работ по их выполнению. Это приводит к изменению соотношения между основными функциями при переходе от одного уровня управления к другому. При переходе от низшего уровня управления к высшему функции планирования, координация и контроля растут, а организации и стимулирования — убывают.
Планирование — это определение оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам.
Планирование как функция представляет собой начальное звено управления и состоит в проектировании процесса производства и процесса управления. В результате этого проектирования на какой-то период определяются обоснованные конкретные задания и перспективы развития управляющей и управляемой систем. В плане всегда есть ответы на вопросы, что, кто, сколько и когда необходимо сделать.
Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности, обеспечивающие единое направление усилий всех членов предприятия и организации на достижение целей. Планирование как процесс управления включает разработку концепций, прогнозов, программ, планов.
Функция планирования предполагает решение, какими должны быть цели предприятия и организации и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. Это определение того, что требуется и за счет каких ресурсов этого можно добиться.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния предприятия и организации.
Цель планирования — разрешить неопределенность. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование, это только начало. Предприятие, имеющее большое количество разных планов и не имеющее цельной системы претворения их в жизнь, обречено на неудачу. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются.
Планирование готовит основу для того, чтобы реализовать цели предприятия, а организация как функция управления создает систему, главным компонентом которой выступают люди.
Организация — последующая за планированием функция управления.
Организация — определение путей, методов и средств достижения поставленных целей, обеспечение всем необходимым: материальными, трудовыми, денежными и финансовыми ресурсами.
Организация — это создание управляющей системы, способной оказывать воздействие на управляемую.
Чтобы создать предприятие, недостаточно собрать людей и распределить функции, надо уметь приспособить коллектив к выполнению заданий, найти необходимых людей и поставить каждого на такое место , где он может принести наибольшую пользу.
Организовывать — значит создавать некую систему. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для эффективной работы и достижения поставленных организацией целей.
Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей. Эта деятельность формирует объект , совершенствует его, разрабатывает режимы его функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления — формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.
Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала.
Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своих целей. В независимости от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
- определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
- определение видов деятельности по достижению этих целей;
- разделение и поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, и установление рабочих взаимоотношений: каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит;
- обеспечение единства цели и работы каждого члена предприятия на общую цель, т.е. никто не должен работать вразрез целям предприятия;
- определение границы менеджмента и ответственности менеджеров за управление подчиненными им работниками.
Организация как процесс представляет собой функцию по реализации многих задач. Однако есть два основных аспекта организационного процесса:
- деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
- делегирование полномочий.
Поскольку системы управления производством необычайно сложны и динамичны, установленные связи не могут оставаться «жесткими». Даже при самой идеальной организации систем в процессе их функционирования начинают возникать отклонения в связях и пропорциях между отдельными элементами.
Так как система характеризуется цельностью, единством своих структурных элементов, то эти отклонения влекут за собой цепь других отклонений, что в конце концов приводит к нарушениям ритма работы системы и даже к ее остановке и распаду. Чтобы этого не произошло, в рамках уже созданной организации необходимо своевременно обнаруживать возникающие отклонения и устранять их в процессе координации.
Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. На предприятиях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация руководителями уровней управления.
Координирование — установление гармонии между участниками производства, между управляющей и управляемой системами.
Задачей функций координирования является достижение необходимого и достаточного для нормального функционирования системы управления состояния упорядоченности ее элементов.
В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп партнерских отношений, координация становится основной организующей функцией, ибо в таких системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивация.
Одно из основных условий успешной деятельности предприятия — согласованность действий менеджеров этого предприятия. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели — цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
Активизация (стимулирование) как основная функция менеджмента — это побуждение участников процесса управления и производства работать с наибольшей отдачей. В процессе активизации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности — действия людей. В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в новых коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Активизация специалистов — ориентация на профессиональный рост, накопление знаний, самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление, на высокую производственную и управленческую культуру.
Стимулирование — конкретная форма проявления активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов.
Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников, которое проявляется в разных формах: премирование, организация отдыха для работников, различные доплаты к заработной плате.
Контроль — прогнозирование отклонений и разработка по их устранению.
Контроль как основная функция менеджмента связан с функционированием объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности ( анализ ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. В значительной степени эффективность работы по организации контроля определяется предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми.
Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Различают следующие виды контроля:
- предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты;
- текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей;
- заключительный контроль помогает предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации;
- выборочный контроль. Для определения объема выборки, способа ее отбора, правил переноса выборочных результатов контроля на всю совокупность следует применять методы, разработанные в теории статистического контроля.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, управленческие функции образуют своего рода круговое движение, или цикл. Информация , полученная в процессе контроля, может использоваться на этапах планирования, организации, координации и активизации деятельности сотрудников.
Основные функции неразделимы. Они связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Они переплетаются во времени, каждая из них выступает вперед или отступает, когда этого требует ход процесса производства или необходимость воздействия на управляемую систему.
Функции управления реализуются во всех управляемых системах процесса производства, но в каждой из этих систем значение функции управления приобретает особые черты, обусловленные содержанием процесса управления в определенной системе, характером и направлением воздействия, оказываемого на нее, восприимчивостью этой системы, наконец, той ролью, какую выполняет функция управления в целенаправленном воздействии на производство.
Общая характеристика функций управления приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Содержание основных функций управления
Функция Содержание Планирование Проектирование основных направлений процесса производства Проектирование типов и форм технических и экономических связей процесса производства Проектирование типов технических систем производства Проектирование типов технологических систем производства Проектирование типов систем совместного туда Проектирование методов организации труда и производства Проектирование ритма и режима производства Проектирование результатов производства, его эффективности Проектирование внешних связей производства Проектирование условий, обеспечивающих реализацию планов развития производства Проектирование общего направления процесса управления Проектирование развития управляющих систем Проектирование средств управления Организация Формирование системы и структуры производства Формирование технической и технологической систем производства Формирование системы совместного труда Формирование экономической системы производства Формирование управляющей системы Разработка и осуществление методов и форм воздействия на управляемую систему Координация Установление гармонии между сферами и участками производства Обеспечение единства и динамичности процесса производства во всех его ступенях Обеспечение оптимальных количественных и качественных отношений элементов процесса производства Обеспечение оптимальных количественных и качественных отношений живого и общественного труда Согласование технологических и экономических заданий между участками и сферами производства Согласование отношений управляющих и управляемых систем Согласование ступеней и звеньев управления и структуры производства Стимулирование Выбор системы направляющих усилий в плане воздействия на управляемые системы Побуждение участников процессов производства и управления действовать с оптимальной производительностью, творчески решать поставленные перед ними задачи Побуждение участников процессов производства и управления совершенствовать эти процессы Разработка и применение эффективных средств стимулирования оптимальных результатов процесса производства Мотивирование и раскрытие значения труда участников процесса производства и управления Разработка систем, методов и приемов подготовки и принятия решений и их реализации Разработка и применение метода отбора руководителей производства, персонала управления Разработка и применение средств и методов общения и связи участников процесса производства и процесса управления Контроль Разработка и применение систем наблюдения и проверки соответствия хода и развития процесса производства планам, нормам, стандартам, правилам, инструкциям Разработка и применение систем проверки выполнения решений Разработка и применение методов выявления результатов воздействия на управляемые системы Разработка и применение методов выявления отклонений от проектировок в планах производства Разработка и применение методов выявления отклонений от организационных структур, от норм и стандартов, от рекомендаций в системе активизации Выявление необходимости в корректировании направления и методов воздействия на управляемые системы Выявление необходимости в уточнении планов развития процессов производства, корректировании соотношения элементов процесса производства и их интеграции Выявление необходимости корректирования системы активизации Выявление необходимости корректирования систем организации производства и труда и организации управления Выявление необходимости корректирования систем связи управляемых систем Выявление необходимости корректирования самой системы и методов контроля Наряду с основными функциями в системе менеджмента реализуется большое количество конкретных функций. Конкретная функция представляет собой целенаправленное воздействие универсальной сущности управления и конкретного содержания.
Отдельные управленческие работы, которые соответствуют определенным конкретным функциям, могут отличаться довольно большим разнообразием. К конкретным функциям управления можно отнести: общее линейное руководство, планирование и регулирование производства, техническую подготовку и обслуживание производства, бухгалтерскую и финансовую деятельность и многое другое.
В различных производствах конкретные функции управления приобретают конкретное содержание и становятся малосопоставимыми и по содержанию труда, и по его затратам. Так, например, функция сбыта в промышленности существенно отличается в отношении затрат труда от такой же функции в строительстве.
Развитие производства оказывает непосредственное влияние на развитие конкретных функций управления. Оказывает влияние также научно-технический прогресс. Внедрение в управление современных достижений, развитие науки и техники приводят к появлению новых и изменению содержания отдельных работ по управлению, из которых состоит функция . При этом изменяется и содержание функции. При достаточном изменении их прежнего количества и качества они переходят в новое. Этот процесс протекает незаметно и постепенно.
На практике часто возникает необходимость в классификации функций управления. Положенный в основу группировки функций классифицирующий признак зависит от конечных целей. Цель классификации может быть различной, например:
- проектирование организационной структуры управления;
- нормирование труда и численности работников;
- механизация и автоматизация управленческого труда и т.д.
Возможно, что по классифицирующему признаку конкретную функцию управления нельзя целиком отнести к той или иной группе. В этом случае функцию управления следует дифференцировать на отдельные работы и отнести их к соответствующим группам.
На организационные структуры управления влияет ряд факторов:
- масштаб, структура и уровень развития производства;
- размер предприятия, степень самостоятельности;
- его место в сложившейся системе общественного разделения труда;
- связь с другими предприятиями и организациями;
- уровень технической специализации управления и т.д.
Под воздействием этих факторов объем некоторых функций управления может сильно изменяться. Может появиться необходимость в создании новых подразделений или в их объединении. При реализации конкретных функций управления не должно допускаться буквального совпадения содержания функций подразделений или их исполнителей на одном и том же или на разных уровнях управления. Совпадение содержания этих функций свидетельствует об их дублировании, связанном со скрытыми потерями труда и времени работника.
Менеджмент предполагает комплексность в реализации всех функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть:
- всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этих функций целям и задачам, стоящим перед конкретной системой управления;
- комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, стыковку долей функции при их реализации различными исполнителями и трудоемкость выполнения функций с учетом равнонапряженности труда;
- процедуры реализации каждой функции с целью упрощения и совершенствования технологии их выполнения.
Анализ эффективности реализации управленческих функций позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать рациональную систему менеджмента.
Функции являются основой содержания менеджмента, они лежат в основе структуры системы управления. Состав и численность аппарата управления в целом, равно как состав и численность входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.
Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в едином потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Именно поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.
Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления — составная часть менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.
Выбор объекта анализа зависит от задач, которые ставятся перед ним. Можно выявить виды работ , тесно связанных между собой и в то же время представляющих законченную функцию управления, определить взаимосвязи между ними, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы и проводится общий системный анализ . А при необходимости обоснования специфической информации, касающейся только данного круга работ , в качестве объекта анализа принимается подфункция (функциональная подсистема), в состав которой входит этот круг работ .
Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда необходимо выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.
Содержание анализа функций управления состоит в исследовании факторов и причин, обусловивших их; контроле за ходом их выполнения; оценке соответствия подразделений функциям управления; выявлении резервов в целях рационального распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками аппарата управления; разработке мероприятий по использованию резервов; контроле за выполнением мероприятий.
Многогранность анализа, необходимость поиска резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа нужно закрепить за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.
Исходными данными для анализа могут служить результаты анкетного опроса или интервью, наблюдений за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т.д.), анализа документооборота, изучения нормативно-инструкционного материала, анализа отчетов о выполнении работ , заключений комиссий, изучения протоколов совещаний и собраний.