Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 25.05.2022
Продолжайте читать
Договор на оказание услуг: оформление, заключение, расторжение + бланк
Уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности
Как правильно разорвать договор аренды помещения
Рассылка для бизнеса
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур
Какой договор заключают с ржд на перевозку
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 26 февраля 2020 г. N 400/р
ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА
НА ИНЫЕ СРОКИ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
В целях совершенствования ведения договорной работы в ОАО «РЖД» при взаимодействии с контрагентами в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом, в соответствии со статьей 33 федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктом 15 приказа Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом»:
1. Утвердить актуализированную типовую форму договора на иные сроки доставки грузов.
2. Заместителю начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Дреничеву А.М., начальникам территориальных центров фирменного транспортного обслуживания организовать работу по заключению договоров на будущие периоды в соответствии с актуализированной типовой формой, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Признать утратившей силу типовую форму договора, утвержденного Центром фирменного транспортного обслуживания 20.05.2016 г. и направленного всем территориальным центрам фирменного транспортного обслуживания письмом от 20.05.2016 г. N исх-8259/ЦФТО.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Дреничева А.М.
директора ОАО «РЖД» —
начальник Центра фирменного
распоряжением ОАО «РЖД»
от 26.02.2020 г. N 400/р
ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА НА ИНЫЕ СРОКИ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
на иные сроки доставки грузов N ____
г. _________ «___________________________» _________ 20 г.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», именуемое в дальнейшем «ОАО «РЖД», в лице ________________________, действующего на основании _____________, с одной стороны и ____________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ______________, действующего на основании ______________, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1.1. Стороны согласовали иные по сравнению с установленными Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее — Правила) сроки доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов (далее — грузы), отправляемых со станций _____________ и/или направляемых на станции _____________, а именно увеличение/уменьшение на ____ суток <1>.
<1> Указываются наименования станций, увеличение или уменьшение срока с указанием количества суток.
Стороны согласовали иные установленные Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) сроки доставки грузов, отправляемых со станций _____________ и направляемых на станции _____________, а именно увеличение/уменьшение на ____ суток <2>.
<2> Данная редакция применяется при перевозках грузов в международном сообщении.
1.2. При исполнении настоящего договора стороны руководствуются статьей 33 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ, приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 «Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» и статьей 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Заказчик при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» проставляет (указывает) номер настоящего Договора и согласованное в пункте 1.1 настоящего Договора количество суток, на которое изменяется срок доставки.
2.2. ОАО «РЖД» при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) рассчитанный в соответствии с Правилами срок доставки с учетом сведений в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
2.3. Заказчик подтверждает наличие у него полномочий на распоряжение вагонами и несет всю ответственность за свои действия по распоряжению данными вагонами.
2.4. Заказчик обязуется предоставлять ОАО «РЖД» информацию об изменениях в составе владельцев Заказчика, включая конечных бенефициаров, и (или) в исполнительных органах Заказчика не позднее чем через 5 (пять) календарных дней после таких изменений.
В случае непредставления Заказчиком данной информации ОАО «РЖД» вправе расторгнуть настоящий Договор в порядке, предусмотренном пунктом 9.2 настоящего Договора.
2.5. Стороны специально оговаривают, что Заказчик, в случае если с ОАО «РЖД» по заявлению грузоотправителя/грузополучателя в судебном порядке взысканы пени за просрочку доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, при согласовании Сторонами иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, предусмотренного пунктом 1.1 настоящего Договора, обязуется возместить ОАО «РЖД» возникшие у последнего в связи с указанными обстоятельствами имущественные потери в размере взысканных по решению суда сумм пени (статья 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также расходов по оплате государственной пошлины.
3. Антикоррупционная оговорка
3.1. При исполнении своих обязательств по настоящему Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц
с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей.
При исполнении своих обязательств по настоящему Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей настоящего Договора законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции.
3.2. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений пункта 3.1, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений пункта 3.1 настоящего Договора другой Стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками.
Каналы уведомления ОАО «РЖД» о нарушениях каких-либо положений пункта 3.1 настоящего Договора: www.rzd.ru (для заполнения специальной формы).
Тел.: 8 (499) 262-66-66, официальный сайт.
Каналы уведомления Заказчика о нарушениях каких-либо положений пункта 3.1 настоящего Договора:
Сторона, получившая уведомление о нарушении каких-либо положений пункта 3.1 настоящего Договора, обязана рассмотреть уведомление и сообщить другой Стороне об итогах его рассмотрения в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения письменного уведомления
3.3. Стороны гарантируют осуществление надлежащего разбирательства по фактам нарушения положений пункта 3.1 настоящего Договора с соблюдением принципов конфиденциальности и применение эффективных мер по предотвращению возможных конфликтных ситуаций. Стороны гарантируют отсутствие негативных последствий как для уведомившей Стороны в целом, так и для конкретных работников уведомившей Стороны, сообщивших о факте нарушений.
3.4. В случае подтверждения факта нарушения одной Стороной положений пункта 3.1 настоящего Договора и/или неполучения другой Стороной информации об итогах рассмотрения уведомления о нарушении в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Договора другая Сторона имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты прекращения действия настоящего Договора.
Заказчик обязуется в течение срока действия настоящего Договора и в течение 5 (пяти) лет после его прекращения обеспечить охрану полученной от ОАО «РЖД» информации конфиденциального характера и не использовать эту информацию для целей, не связанных с выполнением обязательств по настоящему Договору.
4.1. Информация конфиденциального характера, передаваемая Сторонами друг другу, должна иметь реквизиты, свидетельствующие о ее конфиденциальности.
4.2. Заказчик обязуется не передавать оригиналы или копии документов, полученных от ОАО «РЖД» в связи с настоящим Договором, третьим лицам без предварительного письменного согласия ОАО «РЖД».
5. Ответственность Сторон
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае если неисполнение либо ненадлежащее исполнение заказчиком своих договорных обязательств повлекло за собой нарушения графика движения поездов, заказчик обязан возместить ОАО «РЖД» возникший ущерб, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 06.08.2015 N 1998р.
6. Обстоятельства непреодолимой силы
6.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы Стороны освобождаются от выполнения своих обязательств до окончания указанных обстоятельств, если Сторона, для которой они наступили, в течение 3 (трех) календарных дней в письменной форме уведомляет другую Сторону о причинах невыполнения настоящего Договора с предоставлением документов, заверенных соответствующей Торгово-промышленной палатой Российской Федерации либо иным компетентным органом Российской Федерации.
6.2. Под обстоятельствами непреодолимой силы следует понимать чрезвычайные ситуации и иные обстоятельства чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть и предотвратить, в частности землетрясения, наводнения, пожары, стихийные бедствия, запретительные действия властей, военные действия, забастовки, кроме забастовок на предприятиях ОАО «РЖД» и Заказчика.
6.3. В случае если обстоятельства непреодолимой силы будут продолжаться свыше трех месяцев, настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Если Стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии — 30 (тридцать) календарных дней с даты направления претензии.
7.2. В случае если споры не урегулированы Сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной Стороной на рассмотрение в ____________ <2>.
8. Порядок внесения изменений, дополнений в Договор и его расторжения
8.1. В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Сторонами дополнительными соглашениями к Договору.
8.2. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут по соглашению Сторон либо в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Срок действия Договора
9.1. Настоящий Договор вступает в силу с «__» _________ г. и действует по «__» _________ г.
9.2. Каждая из Сторон может в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора. Сторона, решившая расторгнуть настоящий Договор, должна направить письменное уведомление об отказе от исполнения настоящего Договора другой Стороне не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемой даты расторжения настоящего Договора.
9.3. Если ни одна из Сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть настоящий Договор за 30 (тридцать) календарных дней до окончания срока его действия, Договор считается продленным на каждый последующий календарный год.
10. Прочие условия
10.1. В случае изменения у какой-либо из Сторон юридического статуса, адреса и банковских реквизитов она обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня возникновения изменений известить об этом другую Сторону.
10.2. Все вопросы, не предусмотренные настоящим Договором, регулируются законодательством Российской Федерации.
10.3. Заголовки разделов, содержащиеся в настоящем Договоре, включены исключительно для удобства пользования и не влияют на толкование положений настоящего Договора.
10.4. Настоящий Договор подписан в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
Образец договора транспортной экспедиции для железнодорожного транспорта, заключаемого между юридическими лицами
Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:
- перевозка грузов;
- перевозка пассажиров и багажа;
По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.
Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих Клиенту, железнодорожным транспортом. Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.
1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор — оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в Поручении Экспедитору (далее — Поручение), являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. В соответствии с разделом 1 настоящего Договора Экспедитор организует обслуживание Клиента, связанное с предметом Договора.
2.2. Для организации указанных услуг Клиент дает Экспедитору Поручение, являющееся неотъемлемой частью настоящего Договора и основанием для проведения взаимных расчетов.
2.3. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, количестве грузовых мест, а также другие данные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Подача груза под погрузку производится в согласованный Сторонами день погрузки.
2.5. Экспедитор обязуется:
а) заключить от имени Клиента на основании доверенности договор о перевозке груза, оформить все необходимые документы;
б) обеспечить отправку и/или получение груза;
в) проверить достоверность предоставляемой Клиентом необходимой информации, количество и состояние груза;
г) сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у Клиента необходимые дополнительные данные;
д) обеспечить погрузку и выгрузку;
е) уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;
ж) после получения Поручения от Клиента направить его Клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;
2.6. В подтверждение факта получения Экспедитором для перевозки груза от Клиента либо от указанного им третьего лица Экспедитор выдает Клиенту Экспедиторскую расписку. Экспедиторская расписка должна содержать достоверные и полные данные о грузе. В случае если Экспедитор принимает груз Клиента на складское хранение, Экспедитор выдает Клиенту Складскую расписку.
2.7. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей по настоящему Договору других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.
2.8. В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний Клиента или если ответ на такой запрос не получен Экспедитором в течение суток, Экспедитор обязан направить Клиенту уведомление о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в течение ( ) дней любым доступным ему способом связи.
2.9. Клиент обязуется:
а) предоставить Экспедитору в письменной форме Поручение на выполнение транспортно-экспедиционных услуг не позднее сдачи груза к перевозке;
б) уплатить вознаграждение Экспедитору в соответствии с условиями настоящего Договора;
в) уплатить расходы, связанные с исполнением настоящего Договора, не позднее с момента представления Экспедитором калькуляции затрат;
г) предоставить Экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для выполнения настоящего Договора.
д) выдать Экспедитору доверенность на выполнение обязанностей по настоящему Договору.
2.10. Клиент имеет право:
а) выбирать маршрут следования груза;
б) требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза;
в) давать указания Экспедитору в соответствии с настоящим Договором.
3. ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ
3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
3.2. В случае, если указания Клиента неточны или неполны либо не соответствуют настоящему Договору и Экспедитор по независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания Клиента, Экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов Клиента.
В случае не предоставления Клиентом необходимой информации, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором обязанностей, Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
3.3. Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если только это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента в течение ( ) дней о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
3.4. Поручение, Экспедиторская расписка, Складская расписка составляются в соответствии с Порядком оформления и формы экспедиторских документов, утвержденным Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
4. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
4.1. Вознаграждение Экспедитора по настоящему Договору составляет ( ) рублей, НДС, за исполнение каждого Поручения Клиента из расчета .
4.2. Уплата вознаграждения по настоящему Договору производится в следующем порядке: .
4.3. Оплата понесенных Экспедитором расходов, связанных с исполнением настоящего Договора, производится в следующем порядке: .
4.4. Обязанность по оплате считается исполненной надлежащим образом с момента зачисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ИНЫЕ УСЛОВИЯ
5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. При задержке погрузки по вине Клиента погрузка переносится на следующие сутки и Клиентом производится доплата в размере ( ) рублей за каждые сутки простоя вагона на станции.
5.3. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 3.1 настоящего Договора.
5.4. В случае если будет доказана необоснованность отказа Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных Договором, Клиент уплачивает Экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере ( ) % от суммы этих расходов.
5.5. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения Экспедитору и понесенных им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов.
5.6. Экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие после принятия Экспедитором и до выдачи получателю либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что ущерб был причинен грузу вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
5.6.1. За утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
5.6.2. За утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере документально подтвержденной стоимости груза или недостающей его части.
5.6.3. За повреждение груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности.
5.6.4. За повреждение груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере документально подтвержденной стоимости груза.
Документально подтвержденная стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Клиента. Экспедитор наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Клиенту плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза.
Груз считается утраченным, если он не был выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия Экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося Экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если Экспедитор своевременно уведомил Клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
5.7. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, под которыми подразумеваются авария, наводнение, землетрясение, пожар, военные действия, забастовки, изменение законодательства Российской Федерации.
5.8. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить акты и справки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.9. Во всем, что не указано в настоящем Договоре, ответственность Сторон определяется действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами и соглашениями, регулирующими внутригосударственные и межгосударственные железнодорожные перевозки.
6. ПРЕТЕНЗИИ
6.1. Стороны настоящего Договора установили обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового отделения связи о принятии письма.
6.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее 1 (Одного) месяца с даты получения претензии.
При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров. В случае если путем переговоров Стороны не смогут достичь взаимного согласия, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Для требований, вытекающих из настоящего Договора, срок исковой давности составляет 1 (Один) год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до г.
8.2. Если за ( ) дней до конца действия Договора ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении, то Договор считается пролонгированным на следующий календарный год.
- по взаимному согласию Сторон, оформленному письменно;
- в любое время любой Стороной при подаче письменного заявления не менее чем за ( ) дней до момента прекращения его действия.
8.4. При одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением Договора, и уплачивает штраф в размере 10 (Десяти) процентов от суммы понесенных другой Стороной затрат.
9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
9.1. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
9.2. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.
9.3. Ни одна из Сторон не вправе без письменного согласия второй Стороны передать свои обязательства по настоящему Договору третьему лицу.
9.4. Настоящий Договор составлен в 2 (Двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Договор транспортной экспедиции при перевозке по России: оформление документов и учет
Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После заключения договора транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) стороны оформляют экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора:
клиент оформляет поручение экспедитору, в котором указываются данные о грузе, грузоотправителе и грузополучателе (направляется экспедитору в порядке, установленном договором (например, в бумажном виде (в т.ч. по факсу), по электронной почте, путем заполнения формы на сайте экспедитора и т.п.);
экспедитор в сроки, установленные договором ТЭ, согласовывает поручение (либо отказывается его выполнять с указанием причин отказа) также в порядке, установленном договором ТЭ;
далее при приеме груза в указанном в поручении месте экспедитор оформляет экспедиторскую расписку. Расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или указанному им грузополучателю по окончании перевозки).
Также экспедитором может оформляться складская расписка, если он принимает груз клиента на складское хранение.
Оформление прочих документов зависит от организации работы экспедитора. Дело в том, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозке груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента (от своего имени или от имени клиента), что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором, а также на оформление счетов-фактур:
1. Так, если экспедитор выполняет установленные договором ТЭ услуги самостоятельно, то, помимо экспедиторской расписки, после выполнения услуг он оформляет и передает клиенту акт оказанных услуг и счет-фактуру — на стоимость своих услуг, согласованных в договоре ТЭ.
2. В случае, когда экспедитор организовывает перевозку, то клиент выплачивает ему вознаграждение и возмещает понесенные экспедитором расходы, связанные с организацией перевозки. В связи с чем, помимо акта оказанных услуг, экспедитор должен оформить отчет о понесенных расходах и приложить к нему оригиналы или копии документов.
2.1. Если экспедитор при организации перевозки выступает от имени клиента, то он заключает договоры с перевозчиками (и иными поставщиками) на основании выданной ему клиентом доверенности. Оригиналы договоров экспедитор передает клиенту вместе с отчетом.
2.2. Если экспедитор заключает договора от своего имени, то клиенту он должен передать их копии, а также копии перевозочных документов.
Не позднее 5 дней со дня оказания экспедитором услуги (с даты оформления Акта оказанных услуг) экспедитор выставляет клиенту:
счет-фактуру на сумму своего вознаграждения;
сводный счет-фактуру, в котором указываются в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур/счетов. К сводному счету-фактуре должны быть приложены копии счетов-фактур/счетов, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перевозкой груза с привлечением экспедитора, организации-клиенту, помимо договора ТЭ, экспедиторской расписки, необходимы также первичные документы: Акты оказанных экспедитором услуг, транспортные накладные, заказчиком перевозки в которых выступает клиент, или (если экспедитор организовывает предусмотренные договором ТЭ услуги за счет клиента) Акты оказанных услуг, Отчеты о понесенных экспедитором расходах с приложенными к ним подтверждающими документами.
Обоснование вывода:
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Закон N 87-ФЗ и Правила).
По договору транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком*(1).
Договором ТЭ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой*(2).
При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.
Пунктом 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора при приемке груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором ТЭ от имени клиента на основании выданной им доверенности.
То есть обязанность представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции (например, оригиналы договоров перевозки), возникает только в том случае, если эти договоры заключаются от имени клиента на основании соответствующей доверенности.
Если же экспедитор при заключении договоров перевозки действует от своего имени, такой обязанности у него не возникает. Однако в договоре ТЭ желательно предусмотреть обязанность экспедитора предоставить клиенту копии документов, подтверждающих расходы, которые возмещаются клиентом (подробнее рассмотрим далее).
Таким образом, правовая природа договора ТЭ подразумевает, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту, связанные с перевозкой груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента, что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором.
Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента. В последнем случае клиент должен выдать экспедитору доверенность, подтверждающую полномочия экспедитора. Кроме этого, такой договор ТЭ носит характер посреднического договора, что отражается на документальном оформлении услуг экспедитора и оформлении счетов-фактур.
Документальное оформление
Неотъемлемой частью договора ТЭ являются экспедиторские документы (п.п. 5 и 7 Правил), порядок оформления и формы которых утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок)*(3). Такими документами являются:
поручение экспедитору (заполняется клиентом в соответствии с п. 8 Порядка; определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭ)*(4);
экспедиторская расписка (заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (согласно п. 13 Правил оформляется экспедитором в случае, если он принимает груз клиента на складское хранение);
иные экспедиторские документы.
В соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) сторонами договора ТЭ может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов (смотрите также п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).
Например, если договором ТЭ предусмотрено, что для оказания услуг экспедитор привлекает третьих лиц от имени и за счет клиента (или от имени экспедитора, но за счет клиента — т.е. клиент обязан возместить экспедитору соответствующие расходы), то в этом случае факт оказания экспедиторских услуг может быть дополнительно подтвержден отчетом экспедитора, к которому прикладываются документы, подтверждающие стоимость услуг третьих лиц (подробнее в разделе Расходы экспедитора, возмещаемые клиентом).
Если же договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за счет экспедитора. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора*(5).
Экспедиторские документы не являются первичными учетными документами в том смысле, который установлен ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а служат одним из подтверждений заключения договора ТЭ. В качестве первичных документов для целей бухгалтерского и налогового учета, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, оформляется, например, акт оказанных транспортно-экспедиционных услуг (далее — Акт).
В случае, если по договору ТЭ клиент возмещает экспедитору расходы, одновременно с Актом экспедитор должен представить Отчет о фактически понесенных расходах и подлежащих возмещению заказчиком (клиентом) (либо составляется единый документ — Акт-отчет, упомянутый в постановлении Третьего ААС от 19.10.2018 N 03АП-5251/18).
Акт и отчет оформляются в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(6).
В отчете экспедитора указываются, в частности:
суммы денежных средств, полученные для исполнения экспедиторских услуг по организации перевозки;
суммы денежных средств, израсходованные для исполнения экспедиторских услуг (например, на привлечение сторонних транспортных организаций);
суммы экспедиторского вознаграждения.
К отчету экспедитор должен приложить необходимые транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами (в случае если договоры заключались от имени клиента, то должны предоставляться их оригиналы). Также экспедитор составляет счет-фактуру на свои услуги (на сумму вознаграждения), если экспедитор является плательщиком НДС, и сводный счет-фактуру (для перевыставления клиенту сумм НДС, предъявленных третьими лицами; о его составлении смотрите далее).
Акт и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, установленной договором ТЭ (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения в соответствии с условиями договора ТЭ).
Расходы экспедитора на организацию перевозки, возмещаемые клиентом
Как указано в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, при оказании ТЭУ, помимо договора ТЭ, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов, должны также оформляться:
доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента (выдается клиентом экспедитору, если он выступает от имени клиента);
доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз*(7);
и перевозочные документы.
При этом, как указано в этом письме, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор, вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@).
Отметим, что в указанных выше письмах речь идет о документах, подтверждающих расходы экспедитора.
А для целей подтверждения расходов, связанных с привлечением экспедитора по договору ТЭ, заказчику (клиенту по договору ТЭ) достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/1/1533, от 05.07.2017 N 03-03-06/1/42369, от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16317).
В то же время заказчикам услуг ТЭ все же рекомендуется для снижения риска возникновения споров с налоговыми органами иметь транспортные накладные (или их копии). Для этого в договоре ТЭ необходимо предусмотреть обязанность экспедитора предоставить копии транспортных накладных (если заказчик возмещает экспедитору понесенные последним расходы).
Транспортная накладная (далее — ТН), если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ)).
По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако ТН является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого ААС от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Закона N 259-ФЗ). Из данного определения следует, что грузоотправителем является либо владелец груза, либо лицо, действующее от его имени или от своего имени, но по поручению владельца груза (например, экспедитор).
Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем (или уполномоченным им лицом) груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п. 4, 13 ст. 2 Устава).
Если экспедитор собственными силами исполняет обязанности перевозчика (без привлечения третьих лиц), то составление транспортной накладной возможно клиентом по договору транспортной экспедиции, так как в этом случае в отношении перевозки экспедитор выступает в качестве перевозчика, а клиент — грузоотправителем.
В том же случае, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, то грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, действующий в интересах владельца груза (клиента по договору ТЭ) (смотрите также постановления Тринадцатого ААС от 14.05.2014 N 13АП-4992/14, от 08.04.2014 N 13АП-3566/14, от 25.02.2014 N 13АП-688/14). Он же и должен в таком случае составлять транспортные накладные, копии которых должен передать клиенту.
При этом данные документов, составляемых при совершении операций, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05).
Оформление счетов-фактур экспедитором
Если договор ТЭ не несет в себе признаки посреднического договора (т.е. экспедитор заключает договора перевозки от своего имени, а клиент оплачивает экспедитору стоимость его услуг, т.е. без возмещения расходов), то экспедитор выставляет счета-фактуры в общем порядке — на стоимость своих услуг.
Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то его деятельность, по сути, является посреднической. При этом экспедитор при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитывает доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров ТЭ*(8).
Такой экспедитор должен по услугам третьих лиц, приобретаемым им от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедитору организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в специальном порядке, предусмотренном для экспедиторов Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Так, если экспедитор для выполнения своих услуг в соответствии с договором ТЭ приобретает от своего имени в интересах клиента товары (работы, услуги) третьих лиц, то он составляет сводный счет-фактуру для перевыставления заказчику (клиенту) сумм НДС, предъявленных третьими лицами (в силу п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Такой счет-фактуру экспедитор составляет от своего имени (указывает себя в качестве продавца), а в табличной части в отдельных позициях по каждому продавцу указывает товары (работы, услуги), приобретенные у третьих лиц в рамках договора, на основании счетов-фактур, полученных от непосредственных продавцов (исполнителей, перевозчиков).
При этом законодательством не предусмотрены конкретные сроки выставления сводных счетов-фактур экспедитором. Полагаем, что такой счет-фактура должен быть выставлен в срок не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуги по договору ТЭ (даты оформления акта выполненных услуг, даты отчета экспедитора).
Подробнее об оформлении таких счетов-фактур смотрите в Энциклопедии решений. Оформление счетов-фактур экспедитором.
В целях осуществления клиентом вычетов по НДС к первому экземпляру выставляемых экспедитором счетов-фактур в обязательном порядке должны быть приложены копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-07-09/01, ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4253@, постановление Пятнадцатого ААС от 06.04.2019 N 15АП-887/19)*(9).
Таким образом, если по договору ТЭ экспедитор привлекает сторонних исполнителей (перевозчиков), то он отдельно выставляет клиенту счета-фактуры:
на суммы своего вознаграждения;
на стоимость услуг, оказанных экспедитору третьими лицами (с приложением копий выставленных ими счетов-фактур).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Организация-заказчик, применяющая общую систему налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции с экспедитором на доставку грузов. Помимо заявки и экспедиторской расписки стороны после каждой поставки грузов составляют двусторонний акт оказанных услуг экспедитора, к которому в настоящее время не прикладываются никакие документы. Экспедитор ссылается на то, что подтверждение факта доставки можно получить на его официальном сайте. Какими первичными учетными документами должны быть подтверждены фактическое оказание услуг экспедитором по договору и расходы на эти услуги для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли у заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
— Вопрос: Кто должен указываться в строке «Плательщик» в товарно-транспортной накладной в товарном разделе? Каков порядок составления товарно-транспортной накладной при транзитной торговле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.);
— О документальном подтверждении расходов на доставку товара (Е.Л. Ермошина, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 10, октябрь 2018 г.);
— Вопрос: Организация-покупатель доставляет товар от поставщика через экспедитора, заключая с ним договор транспортной экспедиции. Какие документы должны быть в наличии у организации-покупателя с целью подтверждения транспортных расходов при исчислении налога на прибыль? Нужна ли транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите также:
— Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции.
*(2) В общем случае транспортно-экспедиционная деятельность признается самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15, Двенадцатого ААС от 09.12.2015 N 12АП-11946/15).
Договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если:
вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;
установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст.ст. 974, 999, 1008 ГК РФ) (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 N Ф02-961/14 по делу N А33-1626/2013).
*(3) Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок). Согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п. 16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п. 17, 27 Правил).
При этом в бланке «Поручение экспедитору» предусмотрена только подпись клиента. Согласно п. 15 Порядка в строке 22 «Подпись клиента» проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество). В отношении грузоотправителя и грузополучателя (строки 3 и 5 бланка «Поручение экспедитору») указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица (п. 15 Порядка).
Заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Этот бланк подписывается только экспедитором (п.п. 19, 25 Порядка). Вместе с тем в экспедиторской расписке указываются данные о грузоотправителе.
Согласно п. 2 Порядка:
грузоотправитель — лицо, предъявившее груз к перевозке;
грузополучатель — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.
*(4) Согласно п. 8, 9 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре ТЭ, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.
Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором (п. 10 Правил).
Для этого экспедитору следует выдать заказчику письменное подтверждение того, что данное поручение принято им к исполнению, или оформить дополнительную форму поручения в виде приложения к договору ТЭ с проставленной экспедитором подписью.
При этом указанные документы (поручение экспедитору и подтверждение экспедитора) могут носить различные наименования, согласованные сторонами договора ТЭ.
Так, в качестве поручения экспедитору иногда выступает «накладная на ТЭУ» (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 N Ф09-5013/11 по делу N А76-18145/2010) или, например, «накладная отправителя» (смотрите постановление Восьмого ААС от 03.03.2010 N 08АП-8793/2009), также заявка на экспедирование (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 N Ф04-17931/15 по делу N А45-14515/2014), транспортный заказ или заявка на перевозку (смотрите постановление АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16700/14 по делу N А40-31297/2014).
*(5) Смотрите также ответ на Вопрос: Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг на доставку импортного груза после таможенного оформления до склада. Стоимость услуг экспедитора согласовывается сторонами в поручении экспедитору к договору. Имеет ли право исполнитель при привлечении третьих лиц к перевозке выписывать первичные документы не как агент (т.е. не выделяя в акте стоимость своего вознаграждения и стоимость возмещаемых расходов) и не предоставлять транспортную накладную? Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).
*(6) Непосредственно сама по себе экспедиторская расписка в отсутствие первичных документов не может подтвердить реальность операций (постановление Шестого ААС от 29.09.2016 N 06АП-4476/16). Кстати, и в письме УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058 налоговые органы признавали, что экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.
И наоборот, — сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов и транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций (постановление Седьмого ААС от 14.01.2011 N 07АП-10911/10).
*(7) Согласно ст. 802 ГК РФ клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Как указано в постановлении Девятого ААС от 12.04.2018 N 09АП-12683/18, доверенность на получение груза сотрудником экспедитора (или перевозчиком) должна выдаваться от имени экспедитора.
В постановлении Четырнадцатого ААС от 30.01.2017 N 14АП-10191/16 упомянут пункт договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с которым исполнитель (т.е. экспедитор) выдает письменную доверенность водителю транспортного средства на право действовать от его имени при получении груза от грузоотправителя, при перевозке, при выдаче груза грузополучателю.
*(8) Обращаем внимание, что с 01 октября 2017 года новой редакцией Постановления Правительства N 1137 предусмотрены специальные Правила заполнения счетов-фактур для экспедиторов, застройщиков или заказчиков, выполняющих функции застройщика, приобретающих у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.
В связи с чем после указанной даты не используется ранее применяемый порядок, когда экспедитор при приобретении услуг (работ) третьих лиц в интересах клиента обязан был перевыставлять счета-фактуры на такие услуги (работы), в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов).
*(9) Подпунктом «а» п. 11 Правил установлено, что клиент должен в течение четырех лет хранить заверенные в установленном порядке экспедитором копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), полученных на бумажном носителе, выставленных продавцом товаров (работ, услуг) экспедитору при приобретении товаров (работ, услуг) для клиента и переданных экспедитором клиенту. В случае выставления продавцом счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных) в электронном виде клиент должен хранить счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), выставленные продавцом указанных товаров (работ, услуг) экспедитору, полученные экспедитором и переданные экспедитором клиенту.