Какой вид деятельности определяется термином применение права
Перейти к содержимому

Какой вид деятельности определяется термином применение права

Применение права: понятие, стадии, акты, виды

Процессу правового регулирования присущи динамичность и многослойность входящих в него элементов. Особенную роль здесь играют вопросы применения права или правоприменения.

Правоприменением называется одна из форм реализации права в виде организующей государственной деятельности посредством применения власти уполномоченных органов государства.

Механизм правоприменения подлежит реализации, если правовая норма не исполняется в силу различных причин, и требуется содействие государства. Такой ситуацией может быть:

  • потребность в официальном установлении наличия или отсутствия конкретных обстоятельств и признании их юридического значения (к примеру, признание гражданина без вести пропавшим);
  • возникновение правового спора, когда субъекты правоотношения не могут самостоятельно принять согласованное решение;
  • необходимость принудительной реализации установленной меры ответственности и пр.

Признаки правоприменения

Традиционно выделяют следующие признаки применения права:

  1. Властный характер правоприменения выражается в его осуществлении субъектом, являющимся государственным органом, владеющим соответствующими полномочиями. В редких случаях таким субъектом могут выступать общественные органы/объединения.
  2. Правоприменение – это одно из выражений управленческой государственной функции.
  3. Правоприменение носит организационный характер – создает условия для реализации правомочия в каждой конкретной ситуации.
  4. Применение права персонализированно, т.е. определяет индивидуальные предписания, конкретизирует права и обязанности субъектов для каждого отдельного случая.
  5. Правоприменение осуществляется с соблюдением юридически закрепленных процедур: регламент процедур содержится в специальных процедурных нормах права. Данные процедурные нормы, в свою очередь, являются составляющими частями процедурных отраслей, как то, например, уголовно-процессуальное право.
  6. Правоприменение – сложный многоступенчатый процесс.
  7. Правоприменению присуща творческая природа. Несмотря на необходимость соблюдения определенных процедур, применение права не осуществляется механически: как уже было сказано, имеет место индивидуализация каждого случая с учетом разнообразных жизненных обстоятельств. Подобный подход требует от представителей соответствующих органов не только точного владения юридическими знаниями, но и определенной интеллектуальной гибкости.
  8. Каждая осуществленная процедура правоприменения (его итог) закрепляется документально путем формирования акта применения права.

С учетом указанных признаков можно дать понятию правоприменения также следующее определение:

Правоприменение есть государственная деятельность властного характера, выполняемая уполномоченными на то органами с соблюдением законных процедур, имеющая целью оказать содействие в вопросе реализации правомочий через вынесение персонализированных решений.

Этапы осуществления правоприменения

В перечисленных признаках уже было упомянуто, что правоприменение – процесс многоступенчатый, сложносоставной, протяженный во времени, подразумевающий прохождение ряда стадий.

Стадиями применения права являются условно обособленные друг от друга группы действий правоприменительного характера, имеющие общей целью обеспечить надлежащее исполнение правовой нормы.

Ключевыми этапами здесь являются:

  1. установление фактов по рассматриваемому делу;
  2. определение применимой правовой нормы и ее анализ;
  3. вынесение решения и закрепление его документально.

Стадия установления фактов и стадия формирования правовой основы реализуются почти одновременно, т.е. разделение их относительно. В условиях реальной юридической практики формирование правовой и фактической основ происходит постепенно, с опорой друг на друга.

Установление фактической основы

По сути, в каждом рассматриваемом деле содержится множество разнообразных фактов. Очевидно, что большая часть их не имеет юридической значимости. Первая стадия правоприменения призвана доказать наличие либо отсутствие обстоятельств юридического значения при помощи соответствующих фактов.

Факты могут быть:

  • основными – напрямую следующими из правовых норм и влияющими на правовую оценку возникшей ситуации. Основные факты являются обязательными и, если они будут неверно установлены или не установлены вовсе, принятое решение по делу может быть отменено;
  • вспомогательными – теми, что не являются обязательными и не имеют непосредственного влияния на правовую оценку по делу, но могут стать подспорьем для установления истины.

Установление правовой основы

Стадия формирования юридической основы состоит из комплекса следующих действий правоприменительного характера:

  • определение юридической нормы, уместной для применения в конкретном деле;
  • установление действительности выбранной нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
  • исследование нормативного акта на предмет правильности текста;
  • осуществление толкования нормы права.

Вынесение решения

Принятие решения по рассматриваемому делу также является сложным по составу процессом: здесь есть место и логическим, и творческим, и властным элементам. На этой последней стадии правоприменения для рассматриваемых обстоятельств формируется юридически квалифицированное, персонализированное предписание в виде правоприменительного акта.

Этап вынесения решения в правоприменении можно считать ключевым, а две предыдущие стадии – подготовительными.

Акты применения права

Акт применения права является официальным документом, который формируется государственным органом, имеющим соответствующие полномочия и компетенции, и содержит в себе государственно-властное указание относительно вопроса применения некоторой правовой нормы.

Любой правоприменительный акт:

  • являет собой документ, составленный в письменном виде;
  • исходит от государства;
  • наделен силой юридического характера: факт его исполнения находится под охраной государства).

Указанные черты являются общими для правоприменительных и нормативно-правовых актов. Различие же между ними заключается в том, что:

  • нормативно-правовые акты закрепляют общие указания (общие правовые нормы), а правоприменительные акты, как уже неоднократно упоминалось, носят персонализированный характер и конкретизируют как самих субъектов, так и их права и обязанности;
  • нормативно-правовые акты имеют значимо длительный срок действия и, в силу общего характера их предписаний, неоднократно могут быть применены к широкому кругу лиц. Правоприменительный акт предполагает создание указаний для однократной реализации, содержит предписания для конкретных лиц и конкретных жизненных обстоятельств.

Наглядным примером того, как соотносятся нормативно-правовой акт и правоприменительный акт, могут быть положения Уголовного Кодекса (нормативно-правовые акты) и приговор суда (акт применения права).

Применение права

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

  • • необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
  • • диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • • речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется следующими признаками.

  • 1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).
  • 2. Носит государственно-властный характер.
  • 3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.
  • 4. Выступает формой управленческой деятельности государства.
  • 5. Осуществляется в определенных процедурных формах:порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В праве имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
  • 6. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.
  • 7. Представляет собой сложный, стадийный процесс, распадается на ряд стадий.
  • 8. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.
  • 9. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий [1] . В качестве основных можно выделить три стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  • 3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  • 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  • 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
  • 3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);
  • 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Акты применения права

По результатам правоприменения выносится акт применения праваофициальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты-документы можно поделить на три группы – нормативные, индивидуальные и интерпретационные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативными правовыми актами:

  • 1) представляют собой письменные акты-документы;
  • 2) исходят от государства;
  • 3) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера (нормы права), а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Нормативные акты действуют продолжительное время, иногда целые десятилетия и века, рассчитаны на широкий круг лиц, на многократное применение содержащихся в них правил. Акты применения права относятся лишь к указанным в них лицам, издаются для решения отдельно взятого случая и тем исчерпывают свое назначение. Примером соотношения нормативного правового акта и акта применения права в уголовном праве является соотношение уголовного кодекса (нормативный правовой акт) и приговора суда (правоприменительный акт), в гражданском праве – гражданского кодекса и решения суда по конкретному делу.

Виды применения права

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм).

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное – может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Применение права

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА — властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем:

Применение права — это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. Данный признак указывает на два обстоятельства: во-первых, субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев и общественные объединения граждан; во-вторых, применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность — существенный отличительный признак применения права.

Властный характер правоприменительных органов следует отличать от так называемых властных действий гражданских объединений. Это и реализация права на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме и др. Властный характер подобных акций граждан — безусловен. Решение, принятое, скажем, гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений Закона) безусловному осуществлению специальными органами, указанными в Законе о выборах. Решение о выдвижении кандидата, принятое населением, подлежит последующему утверждению (скажем, окружной избирательной комиссией), но это не меняет дела.

Подобное имеет место при совершении односторонних сделок, осуществлении права на забастовку и др.

Однако природа властных действий граждан в отличие от правоприменительной деятельности иная. Если граждане преследуют собственные интересы, то правоприменитель действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этот публичный) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны средства, механизмы осуществления такого рода действий. Государство наделяет правоприменителя такими юридическими средствами, которые позволяют ему довести принятое решение до логического завершения. Так, при невыполнении решения суда, должностные лица, оказывающие этому препятствие, несут установленную законом ответственность, налагаемую этим же судом. Граждане, в случае невыполнения распоряжения, такой возможностью не обладают.

Главная отличительная особенность применения права заключается в том, что оно носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Профессор П. Е. Недбайло, один из наиболее признанных авторитетов в исследовании данной проблемы, справедливо заметил, что «правоприменение — это такая правомерная деятельность, которая «сопряжена с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и воздействием на обязанных лиц в этих отношениях».

Назначение правоприменения, как это вытекает из сказанного, сводится к тому, что оно выступает вслед за правом (правовым регулированием общим) средством индивидуальной правовой регуляции поведения. «Властные правоприменительные действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования» (Н. Н. Вопленко). Наверное, поэтому С. С. Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает собой властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям.

Выступая в качестве средства индивидуально-правового регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении возникает всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть.

Правоприменение, таким образом, выполняет функцию индивидуального или казуального (т.е. ненормативного) регулирования. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом видится его основное предназначение в механизме действия права.

Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение есть конкретизация права применительно к конкретному случаю, есть подведение частного случая, факта под общую норму права. Правоприменение в этом смысле выступает своего рода проводником перевода общих нормативных требований закона в фактическое поведение субъектов в тех случаях, когда субъекты по каким — либо причинам не могут (или не хотят) осуществить предоставленные им законом субъективные права и юридические обязанности. Правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации.

Применение права всегда связано с вынесением специального решения (акта применения) в специально установленной форме (выдача ордера на жилплощадь, свидетельства права собственности на земельный участок и др.). Верно подмечено, что там, где нет решения, выраженного в специальном правовом акте, там нет и применения права.

Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах.

Применение права имеет четко очерченные законом сферы распространения. Как вид государственной деятельности, правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом. Это исключает произвольное, по своему усмотрению, «вклинивание» применения права в процесс реализации права. На практике подобное имеет довольно широкое распространение и всегда связано с ущемлением прав и законных интересов граждан и их объединений.

Процедурный порядок правоприменения подчинен тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Придание правоприменительной деятельности специфической юридической формы имеет важное значение. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел — в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. Вообще, юридическая деятельность невозможна без такого рода процессуальных форм. Сказанное распространяется на все иные виды применения права.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Применение права (правоприменение): понятие, признаки, принципы, виды

Рассмотренные 3 формы реализации права принято называть формами непосредственной реализации права, так как в их ходе юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений. Однако во многих случаях соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу. Поэтому существует еще одна форма реализации права — правоприменение.

Правоприменение (применение права) — это такая форма реализации права, при которой нормы права реализуются посредством активных действий соответствующих компетентных органов и должностных лиц. Правоприменение необходимо в случаях, когда иные формы реализации права не действуют или недостаточно эффективны.

Необходимость правоприменения возникает:

1) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты налога и др.);

2) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю;

3) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение (раздел имущества, спор о детях и т.д.);

4) когда определенные права и обязанности не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом соответствующего правоприменительного акта (назначение пенсии, прием на работу и др.);

5) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение в родстве и др.).

Существуют и другие причины применения права.

Применение права отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом особенностей, признаков.

1) Оно осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Связано это с тем, что по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь. Эта деятельность требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности.

В соответствии с законодательством это могут быть:

· органы законодательной власти;

· судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти;

· администрация предприятий и учреждений;

· должностные лица разных рангов и др.

Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.

2) Цель применения права — удовлетворение потребностей и интересов всего общества. Поэтому оно обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

3) Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Активная и определяющая роль в данных отношениях принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями.

4) Применение права является сложной формой реализации, поскольку его осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием).

5) Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц.

6) Применение права сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта).

Принципы правоприменения. Правоприменительная деятельность должна осуществляться в соответствии с определенными общепризнанными принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы:

законности; социальной справедливости; целесообразности; обоснованности принимаемых тех или иных решений.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование правоприменительных органов закону. Личное достоинство человека, справедливо подмечал Г.Ф. Шершеневич, страдает, когда ему нужно приспосабливаться к воззрениям и чувствам судьи или администратора. «Легче зависеть от бездушной нормы, чем от душевного человека».

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества.

Принцип целесообразности предполагает выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения (учет конкретных условий).

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов.

Следует отметить, что принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости — с другой, нередко входят в противоречие. Происходит это оттого, что в процессе формирования норм права невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств в процессе их применения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

1) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;

2) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

3) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта — действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, указ президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);

4) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

Виды правоприменения. Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.

Позитивное правоприменение осуществляется как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, выделение земельного участка.

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения норм права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *