Кто заполняет трудовую книжку, если нет кадровика
В крупных организациях ведением трудовых книжек обычно занимается специальное подразделение – отдел кадров или отдел персонала. В компаниях поменьше нет необходимости держать нескольких кадровиков, а достаточно одного сотрудника, ответственного за документацию по работникам. Например, менеджера по персоналу. Но небольшие фирмы часто не могут позволить себе отдельной штатной единицы, занимающейся кадровыми вопросами. Кто заполняет трудовую книжку, если нет кадровика, разъяснит наша статья.
Кто должен вести трудовые книжки
На данный вопрос отвечают нормы российского законодательства:
66-й статьей (абз.3) Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель ведет трудовые книжки (далее — ТК) подчиненных, если они отработали у него больше пяти дней;
45-й пункт Правил ведения и хранения ТК (Постановление Правительства от 16.04.2003 № 225) ответственность за их ведение возлагает на работодателя.
Кроме того, 8-й пункт Правил сообщает, кто должен заполнять трудовую книжку впервые оформляемому на работу гражданину. Этим лицом также является работодатель.Он ответственен за открытие, ведение и хранение ТК, а также ее выдачу после увольнения сотрудника.
Что делать, если кадровик отсутствует
Трудовое законодательство не перечисляет, какие работники вправе заниматься оформлением ТК. Нет особых требований к уровню их образования или квалификации. Работодатель (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно решить, кто должен заполнять трудовую книжку, вести и хранить эту документацию. Он издает локальный приказ или распоряжение, в котором определяет сотрудника, ответственного за кадровое делопроизводство или только за ведение ТК (45-й пункт Правил, 2 абз.).
Заполнять трудовые книжки может любой уполномоченный сотрудник, знающий, как это нужно делать. Поручая подчиненному вести ТК, работодатель должен быть уверен, что работник таким знанием обладает. За неправильное ведение трудовых книжек сотрудников, работодателю грозит:
материальная ответственность, если из-за неправильно внесенной записи о причине увольнения или несвоевременной выдачи ТК гражданин не смог устроиться на другую работу (234-я ст. Трудового кодекса);
административная ответственность, если проверка выявит, что трудовые книжки в компании заполнялись с нарушением трудового законодательства – при повторном нарушении штрафная санкция может достигать 70 000 рублей (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях).
Если руководитель компании, не имеющей кадровика, не возложил обязанности вести ТК на одного из работников, он должен сам выполнять эту работу. Но на практике это происходит редко. Обычно заполнение трудовых книжек поручается бухгалтеру, секретарю или делопроизводителю. Руководитель также может сделать запись в трудовой, если работник, ответственный за заполнение ТК, временно отсутствует (например, находится в отпуске или на больничном).
Приказ не нужен, если в должностной инструкции работника прописано, что он отвечает за ведение и хранение ТК, то есть эта обязанность возложена на него трудовым договором. Если в фирме работает единственный сотрудник, он сам ведет свою трудовую книжку – нарушением это не является.
Трудовая книжка: главные правила оформления
Трудовая книжка — это основной документ о трудовой деятельности работника. Так говорит ст. 48 КЗоТ.
Действительно, по записям в трудовой книжке исчисляют стаж, в том числе специальный, за период до введения системы персонифицированного учета.
Трудовая книжка подтверждает опыт, квалификацию и право работников на льготы при назначении специальных пенсий, выплат за выслугу лет и т. д.
Давайте подробно рассмотрим общие требования к ведению этого важного документа. Напомним, что они установлены Инструкцией № 58.
Форма трудовой книжки
Действующие на сегодняшний день формы трудовой книжки и вкладыша к ней утверждены постановлением № 301.
Однако многие работники (старшего поколения) имеют трудовые книжки ранее установленного (до вступления в силу указанного постановления) образца (1938 или 1974 года). Знайте:
трудовые книжки старого образца действительны и обмену не подлежат
Если в трудовой книжке заполнены все страницы и она дополняется вкладышем, то независимо от формы книжки вкладыш используют нового формата. На это указывает п. 3.3 Инструкции № 58.
Как заполнять трудовую книжку
Трудовую книжку нужно заполнять аккуратно! Это важно, иначе придется исправлять ошибки. Причем зачеркивать ранее внесенные неточные или неправильные записи ни в коем случае нельзя (подробнее об этом на с. 21).
Язык. Трудовые книжки заполняют одновременно на украинском и русском языках. Для этого в форме трудовой книжки предусмотрены соответствующие разделы ( п. 2.1 Инструкции № 58).
То есть все записи в документе дублируются на двух языках. Так, если вы вписали на первой странице данные о работнике на украинском языке, то на аналогичной странице под номером 33 должны быть записаны такие же данные на русском. То же касается и других страниц и записей.
Хотя, на наш взгляд, если вы сделаете запись на украинском языке и в русскоязычной части трудовой книжки или вообще проигнорируете русскоязычную часть, это не будет нарушением.
Тем более, Минсоцполитики в письме от 21.11.2012 г. № 183/06/186-12, сославшись на ст. 13 Закона № 5029, подчеркнуло, что заполнение трудовой книжки на другом языке, кроме украинского, может осуществляться на основе личного заявления лица, которому принадлежит трудовая книжка.
Цвет чернил. Записи в трудовую книжку вносят исключительно ручкой: шариковой или с пером. То есть никаких тебе пишущих машинок, принтеров и других современных средств вывода информации на бумагу.
Цвет чернил выбирайте любой из трех: синий, черный или фиолетовый ( п. 2.4 Инструкции № 58).
На кого ведут трудовые книжки
Работодатели (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также физлица-предприниматели) ведут трудовые книжки на всех работников, которые трудятся у них свыше 5 дней ( ст. 48 КЗоТ, п. 1.1 Инструкции № 58).
Также трудовые книжки ведут на:
— студентов высших и профессионально-технических учебных заведений, которые проходят у работодателя стажировку и больше нигде не работают;
— студентов высших учебных заведений, работающих у работодателя во внеучебное время, для которых это место работы является основным*;
* Подробнее об отношениях с практикантами, стажерами и студентами читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 45, с. 26; № 47, с. 19, № 57, с. 22 соответственно.
— внештатных работников (т. е. работников, которые занимают на предприятии должности (рабочее место), которых нет в штате (штатном расписании)), при условии, что они подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.
Мы не откроем Америку, если скажем, что
запись о выполнении работы или предоставлении услуг по гражданско-правовому договору в трудовую книжку не вносят
Ведь характер отношений с физлицом по такому договору — не трудовой.
У вас трудится работник по совместительству (внешний совместитель)? Запись в его трудовую книжку вы не вносите, потому что этот документ хранится на основном месте работы совместителя ( п. 1.1 Инструкции № 58). Правда, по требованию работника вы должны выдать ему справку о такой работе. И вот уже на основании этой справки запись о работе по совместительству по желанию работника внесет в его трудовую книжку отдельной строкой основной работодатель ( п. 2.14 Инструкции № 58).
А как быть с внутренним совместителем — вносить ли в его трудовую книжку запись о работе по совместительству? Да, на основании внутренних документов, но опять-таки, если работник хочет иметь такую запись в трудовой.
Итак, резюме: записи в трудовую книжку работника вносит работодатель по основному месту работы этого работника.
Кто заполняет трудовую книжку
Обычно на предприятиях заводит, заполняет трудовые книжки и ведет их учет специалист отдела кадров. Но иногда эту функцию может выполнять сам руководитель предприятия или другое уполномоченное им лицо.
Впервые трудовую книжку работнику заводит и заполняет работодатель, работа у которого для работника является первым основным местом работы.
Это, кстати, может сделать и работодатель — физлицо-предприниматель (см. письмо Минсоцполитики от 03.12.2015 г. № 492/06/186-15). Он заполняет трудовую книжку работника, в том числе и титульную страницу, по правилам, предусмотренным пп. 2.4, 2.11 и 2.12 Инструкции № 58. Подробнее см. на с. 35.
А если гражданин уже работал ранее? Он должен предъявить новому работодателю уже заведенную ранее трудовую книжку.
Правда, устраиваясь на новую работу, работник может скрыть факт наличия у него этого документа. Мало ли, вдруг его не устраивает название прежней должности. А проверять — правду говорит работник о своем прошлом или нет — новый работодатель не обязан. Так что в этом случае ему остается завести этому работнику новую трудовую книжку.
Какие сведения вносят в трудовую книжку
Узнать, какие сведения работодатель вписывает в трудовую книжку работника, вам поможет схема (см. рисунок на с. 5).
Важно! Название работы, профессии или должности, на которую принимают работника, записывают в точном соответствии с наименованием, приведенным в Классификаторе профессий ДК 003:2010.
Какие сведения не вносят в трудовую книжку
В трудовую книжку не вносят сведения о:
— наложенных на работника взысканиях (выговорах) ( п. 2.2 Инструкции № 58);
— премиях, предусмотренных системой заработной платы, или выплатах, носящих регулярный характер ( п. 2.24 Инструкции № 58);
— характере трудового договора, по которому принимается работник, — срочный или бессрочный. О том, что договор носит срочный характер, должно быть указано в приказе о приеме на работу (см. письмо Минтруда от 29.05.2007 г. № 126/13/133-07);
— пребывании работника в социальном отпуске (в связи с беременностью и родами; для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста);
— пребывании работника в отпуске без сохранения заработной платы, который предоставляется по медицинским показаниям для ухода за ребенком до достижения им 6 (16 (18))-летнего возраста;
— перемещении внутри предприятия на другое место работы, в другое структурное подразделение в той же местности, поручении работы на другом механизме или агрегате в рамках специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором;
— временном переводе работника на другую работу, совмещении им профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника.
Процедура и сроки заполнения трудовых книжек
Первым делом работодатель издает соответствующий приказ (распоряжение) о приеме на работу, переводе на другую работу, поощрении и награждении, увольнении. И уже на основании этого приказа делается запись в трудовую книжку. Происходит это в такие сроки:
— после издания приказа (распоряжения) о приеме на работу или переводе на другую работу, а также о поощрении и награждении — не позднее недельного срока;
— после издания приказа (распоряжения) об увольнении — в день увольнения.
Внимание! Запись в трудовой книжке должна точно отвечать тексту соответствующего приказа (распоряжения). С каждой подобной записью работника знакомят под подпись в Личной карточке работника типовой формы № П-2* ( п. 2.5 Инструкции № 58).
* Эта форма утверждена приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 г. № 495/656.
Основаниями для записей в трудовую книжку служат также справки других предприятий и организаций о работе, учебе, службе в ВСУ и т. п. При наличии этих справок дополнительно издавать приказ (распоряжение) не нужно — для внесения записи достаточно данных этих документов.
Например, работник устраивается к вам на работу после окончания службы в ВСУ. В качестве доказательства прохождения службы он предъявил военный билет. В этом случае вы, прежде чем внести в трудовую книжку запись о приеме этого работника на работу, должны заполнить в ней отдельную строку о периоде его службы в ВСУ ( п. 2.19 Инструкции № 58).
Кто обязан приобретать бланки трудовых книжек
Из разделов 6 и 7 Инструкции № 58 следует, что работодатель самостоятельно приобретает бланки трудовых книжек и заполняет их на работников, для которых это место работы является первым.
Стоимость бланка трудовой книжки работодатель взимает с работника ( п. 6.1 Инструкции № 58)
Работник вносит средства за бланк трудовой книжки в кассу работодателя ( п. 7.2 Инструкции № 58).
В то же время вы вполне можете удержать стоимость бланка из зарплаты работника. Так, во-первых, удобнее, а, во-вторых, нет угрозы наказания за продажу трудовой книжки без применения РРО.
Отметим, что как правило, на практике работник самостоятельно покупает бланк книжки и передает его работодателю для надлежащего оформления.
Где должна храниться трудовая книжка
Поскольку трудовую книжку ведет работодатель по основному месту работы работника, она у этого работодателя и хранится ( п. 3 постановления № 301).
Исключение — физлица-предприниматели и физлица, которые используют наемный труд. Они трудовые книжки наемных работников у себя не хранят. В этом случае трудовые книжки хранятся у самих работников ( п. 2.21-1 Инструкции № 58).
Намотайте на ус: возможность выдачи работникам трудовых книжек на руки до момента увольнения не предусмотрена. Но как быть, если такая необходимость все же возникла? Например, трудовая книжка нужна работнику для предоставления в органы МВД, в Пенсионный фонд и т. п.
В этом случае работодатель должен выдать работнику заверенные выписки из трудовой книжки, как это предусмотрено п. 2.7 Инструкции № 58.
Когда работник увольняется, ему в день увольнения выдают его трудовую книжку, о чем он расписывается в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним ( п. 4.1 Инструкции № 58).
Трудовая книжка впервые: какие документы нужны
Чтобы работодатель мог завести трудовую книжку гражданину, который устраивается на работу впервые, ему от такого гражданина потребуются ( ст. 24 КЗоТ, п. 1.4 Инструкции № 58):
— паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
— диплом или другой документ об образовании или профессиональной подготовке, если он необходим для допуска к выполнению определенной работы.
Военнослужащие, уволенные с военной службы, должны предъявить военный билет, а граждане, освобожденные из мест отбывания уголовного наказания, — справку об освобождении ( п. 1.4 Инструкции № 58).
Новичкам работодатель оформляет трудовую книжку не позднее 5 дней после принятия на работу ( ч. 3 ст. 48 КЗоТ). Если последний день 5-дневного срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, то днем окончания срока будет ближайший рабочий день ( ст. 241 1 КЗоТ).
Ну вот, с общими правилами заполнения трудовых книжек разобрались. Пора переходить к деталям. Читаем следующую статью!
Заполнение трудовой книжки: основные правила
Кто должен быть ответственным за ведение трудовых книжек? Какие сложности возникают при заполнении титульного листа? Как внести запись путем переноса красителей? Попробуем разобраться в этих и других вопросах с учетом тех изменений, которые вступили в силу с 1 сентября.
До 31 декабря 2020 года у работников была возможность подать заявление работодателю о переходе на электронную трудовую. Для тех, кто решил не цифровизировать информацию о своей трудовой деятельности, книжку оставили в бумажном виде. Стоит отметить, что таких работников пока большинство. По данным Пенсионного Фонда РФ, лишь 6 млн человек выбрали электронную книжку взамен обычного формата.
Таким образом, у работодателей по-прежнему остается обязанность правильно вести и хранить бумажные трудовые.
Какой документ установил новые правила ведения трудовых
С 1 сентября 2021 года начал действовать Приказ Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н (далее – Приказ Минтруда). Он утверждает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек. Срок действия документа – до 1 сентября 2027 года.
В основном Приказ содержит положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, которое утратило силу. При этом в новом документе появились важные изменения.
Также утратило силу Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69, которое содержало инструкцию по заполнению трудовых книжек.
Когда использовать новую форму трудовой книжки
- Трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 1 января 2023 года. Но такая необходимость может возникнуть только в двух случаях – если книжка была утеряна или испорчена. Тем сотрудникам, которые впервые трудоустраиваются, нужно сразу заводить электронные трудовые.
- Имеющиеся трудовые книжки старого образца остаются действительными и обмену на новые не подлежат.
- Имеющиеся бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца могут использоваться без ограничения срока.
Ответственный за ведение трудовых книжек
Организация работы по ведению трудовых книжек начинается с назначения ответственного за эту работу. В п. 45 Приказа Минтруда уточняется, что уполномоченное лицо назначается приказом работодателя.
Приказ можно подготовить в произвольной форме. При этом в нем важно указать, кто будет вести трудовые книжки в случае отсутствия уполномоченного лица. Некоторые работодатели прибегают к формулировке, что в случае возникновения такой ситуации дополнительное ответственное лицо будет назначено отдельным приказом. Но одного приказа недостаточно. В противном случае такое действие будет вступать в противоречие со ст. 4 ТК РФ, запрещающей принудительный труд.
У специалистов по кадровому делопроизводству обязанность по ведению трудовых книжек прописана в должностной инструкции. Но часто эту работу поручают главному бухгалтеру, офис-менеджеру — тем, чьи трудовые функции не связаны с ведением трудовых книжек. Чтобы это сделать на законных основаниях, помимо приказа следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору или дополнительно внести изменения в должностную инструкцию.
Учет трудовых книжек
На работодателе лежит ответственность по учету трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладышей в нее.
С этой целью он должен самостоятельно разработать книгу (журнал) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а кроме того — книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Самое главное — поручить работу тем, кто должен этим заниматься.
Так, например, нередко работодатель совершает ошибку, делегируя ведение книги отделу кадров, а не бухгалтерии. А вот учетом всех трудовых книжек и вкладышей в нее в книге учета движения трудовых книжек должен заниматься как раз отдел кадров либо лицо, ответственное за ведение трудовых.
В п. 40 Приказа Минтруда уточняется, что обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя и печатью. При этом с 1 сентября 2021 года отменяются требования по сургутной печати и опломбированию.
Оформление трудовой: как делать записи
Правила ведения трудовых книжек прописаны в Приложении 2 к Приказу Минтруда. В частности, проясняется, что указывать даты следует арабскими цифрами.
Кроме того, есть и определенные стандарты по использованию ручки и чернил для внесения записей:
- допускается использование световодостойких чернил (паста, краска, гель);
- цвет чернил — черный, синий или фиолетовый.
Обратите внимание на то, что какие-либо сокращения в записях не допускаются.
Запись в трудовой путем переноса красителей
Новый порядок ведения трудовых книжек предусматривает возможность внесения записи путем переноса красителей.
В Письме Минтруда РФ от 29.06.2021 № 14-6/ООГ-5976 уточняется, что имеется в виду под этим способом внесения записей. Это значит, что они могут производиться с использованием технических средств, например, принтера.
Запись в трудовой с помощью печати
Можно ли с целью упрощения порядка внесения записей в трудовую книжку использовать штамп наименования организации?
До 1 сентября 2021 года такой способ внесения записей не соответствовал установленным требованиям. Хотя за это ГИТ, как правило, не привлекала работодателей к ответственности.
С 1 сентября 2021 года в правила заполнения трудовых книжек были внесены изменения. Теперь записи могут быть полностью или частично произведены с использованием технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска печати.
Как заполнить титульный лист трудовой
ФИО и дата рождения заполняются на основании документа, удостоверяющего личность. Отчество указывается при его наличии.
Информация об образовании вносится на основании документа об образовании. Если в документе указаны магистратура или бакалавриат, то можно писать «Высшее – бакалавриат» или «Высшее – магистратура».
В строке «профессия, специальность» нужно указать профессию, специальность, квалификацию. Если в документе об образовании указано только направление, то сроку можно не заполнять.
Больше всего вопросов возникает о подписи лица, ответственного за ведение трудовых книжек. В практику прочно вошла привычка указывать ФИО. Эксперты Роструда считают, что именно так и надо делать: на титульном листе вписать фамилию лица, ответственного за ее ведение.
Однако если ориентироваться на ГОСТ р 7.0.97-2016, то подпись должна включать:
- наименование должности лица, подписывающего документ;
- его собственноручную подпись;
- расшифровку подписи (инициалы, фамилия).
Но очевидно, что формат трудовой книжки не позволит уместить всю эту информацию в одну строчку.
Обратите внимание, что в новом бланке трудовой на титульном листе появляются указания, что печать нужна при ее наличии.
Сведения о работе в трудовой книжке
Внесение сведений о приеме на работу имеет свои особенности. Заполнение этой части трудовой начинается с графы 3, где наименование организации указывается в соответствии с учредительными документами, также вносится сокращенное наименование (при его наличии).
Строчкой ниже, в графе 1, указываем порядковый номер вносимой записи. В графе 2 вписывается дата приема на работу — в соответствии с приказом о приеме на работу.
Напротив даты приема на работу, в графе 3, производится следующая запись по шаблону: «Принят(а) в <структурное подразделение> <название должности, профессии, специальности с указанием квалификации>». Например, «Принят в отдел кадров кадровиком».
Структурное подразделение указывается в том случае, если оно вписано в трудовой договор.
В графу 4 вносится информация о приказе (дата и номер), на основании которого сотрудник был принят на работу. Внося запись, лучше придерживаться такой последовательности: вид документа, дата, номер. Например, «Приказ от 16.12.2008 № 28-к».
На этапе заполнения сведений о приеме на работу никакие записи печатями заверять не нужно.
Что делать, если сотрудник сменил фамилию?
Записи в трудовых о фамилии, имени, отчестве и дате рождения можно изменить только на основании соответствующих документов и со ссылкой на их номер, дату и орган, выдавший документ.
В новых правилах подробно расписано, как именно это нужно делать:
- изменения вносятся на титульный лист;
- одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество (при наличии), дата рождения и записываются новые данные;
- ссылки на документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или уполномоченного лица, а также печатью организации (или печатью кадровой службы) (при наличии печати).
Как вносить изменения об образовании и профессии
Способ внесения изменений и дополнений относительно образования отличается от поправок, которые работодатель делает, когда у сотрудника меняется фамилия.
В данном случае изменение тоже вносится на титульном листе трудовой. При этом ничего зачеркивать не нужно. Правила позволяют лишь дополнить имеющиеся записи или заполнить строки без зачеркивания ранее внесенных записей.
Заполнение сведений по дистанционному сотруднику
В новых правилах появились уточнения, как вносить записи по удаленщикам. Сведения об их трудовой деятельности вносятся:
- по их желанию;
- при условии, что для этого они предоставили трудовую (она может быть направлена по почте заказным письмом с уведомлением).
Сведения о переводах
Предыдущие правила предусматривали внесение в трудовую книжку записей только о постоянных переводах. Никакие временные переводы в нее не попадали.
В правилах, действующих с 1 сентября, прописано, как вносить записи в случае признания временного перевода постоянным.
Следует руководствоваться следующим алгоритмом:
В графе 1 раздела «Сведения о работе» — указываем порядковый номер записи.
В графе 2 — проставляем дату перевода, то есть фактического начала исполнения работником обязанностей.
В графе 3 — делаем запись наименования структурного подразделения с указанием должности (работы), специальности, профессии («Переведен(а) <куда и кем>»). Например, «Переведен в юридический отдел юристом».
В графе 4 — указываем приказ о переводе (вид документа, дата, номер).
Запись о времени военной службы
Согласно п. 14 Приказа Минтруда записи о военной службе и госслужбе иных видов вносятся по месту прохождения службы.
Запись об увольнении
В сведения о приеме на работу вносятся также сведения об увольнении. Как это делать правильно, сформулировано в п. 15 Приказа Минтруда.
- в графе 1 ставится порядковый номер записи;
- в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора);
- в графе 3 делается запись о причине увольнения;
- в графе 4 называется документ, на основании которого внесена запись, — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
Работник уволен или трудовой договор расторгнут?
Ст. 84.1 ТК РФ, регламентирующая порядок оформления прекращения трудового договора. Норма, которая касается непосредственно записи об основании и о причине прекращения трудового договора, звучит так:
При этом п. 17 Приказа Минтруда обязывает вносить в трудовую книжку запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт статьи ТК РФ. Примеры: «Уволен по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации» или «Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».
Возникает противоречие, и непонятно, как действовать на практике. Необходимо руководствоваться нормами вышестоящего акта. В данном случае — это Трудовой кодекс. Использование норм Приказа Минтруда будет расцениваться, как нарушение федерального закона.
По мнению Евгении Конюховой, ведущего эксперта-консультанта по трудовому законодательству и кадровому делопроизводству, если исходить из того, что Трудовой кодекс по юридической силе выше, чем Приказ Минтруда, то корректнее использовать формулировку «трудовой договор расторгнут», «трудовой договор прекращен».
Важно понимать отличие этих двух терминов — «расторгнут» и «прекращен».
«Прекращение» предполагает отсутствие инициативы и работника, и работодателя (то есть так сложились обстоятельства — например, истек срок трудового договора). Термин «расторжение» используется, когда есть инициатива одной из сторон. В ст. 78 ТК РФ прописан порядок именно расторжения трудового договора.
При оформлении увольнения работника по инициативе работника, следует делать ссылку на ст. 77 ТК РФ, в которой используется термин «прекращение трудового договора». В п. 17 Приказа Минтруда на этот счет есть разъяснение:
При увольнении работника все внесенные в трудовую книжку за время работы у конкретного работодателя записи необходимо заверить подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью (п. 36 Приказа Минтруда). Подпись работника под записью об увольнении с 1 сентября 2021 года не требуется.
Оформление вкладыша в трудовую книжку
Трудовая книжка может быть дополнена вкладышем, если все страницы одного из ее разделов заполнены.
Вкладыш – неотъемлемая часть трудовой, поэтому без нее он недействителен. Его оформление так же регламентировано правилами, подобно трудовой.
При выдаче каждого вкладыша в трудовой проставляется штамп с надписью «Выдан вкладыш», указывается его серия и номер.
Эту запись нужно делать на титульном листе трудовой. Но может случиться так, что место для записи о выдаче последующего вкладыша уже не будет. Тогда запись вносится на титульный лист первого вкладыша.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Электронная трудовая книжка: ответы на популярные вопросы
 — Ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде началось с 1 января 2020 года.
Вместе с тем термина «электронная трудовая книжка» ТК РФ не содержит. Статья 66.1 ТК РФ говорит о сформированной работодателем в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (сведения о трудовой деятельности). Сведения о трудовой деятельности ведутся работодателем только в электронном виде.
Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?
 — Это информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, об установлении второй и последующей профессии или иной квалификации, а также другая предусмотренная ТК РФ или иным федеральным законом информация.
При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.
В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?
 — В сведения о трудовой деятельности информация о награждении за успехи в работе не вносится, потому что такая обязанность работодателя законодательством РФ не установлена. Представляемая работодателем в ПФР форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» также не содержит раздела для указания сведений о награждении за успехи в работе.
Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?
 — До конца 2020 года работодатели должны:
- принять или изменить локальные нормативные акты с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
- подготовить и обсудить с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
- обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
- до 31 октября 2020 года включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.
Источник: Ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», п.2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»
Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?
 — Нет, не нужно. При оформлении трудовых отношений по совместительству работник трудовую книжку не представляет. В связи с тем что работодатель не ведёт трудовые книжки работников-совместителей, уведомлять их о переходе на ЭТК и получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек нет необходимости.
Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?
 — Хранить уведомления работодатель вправе как в личном деле, так и в общей папке.
Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?
 — Если гражданин не впервые поступает на работу, то при заключении трудового договора он обязан предъявить работодателю трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен трудовой книжки.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.
Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?
 — Если работники, которые по состоянию на 31.12.2020 не исполняли свои трудовые обязанности, но за которыми сохранялось место работы, в том числе на период временной нетрудоспособности и отпуска, не имели возможности обратиться к работодателю с заявлениями о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ или о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ до 31.12.2020, они могут сделать это в любое другое время после этой даты.
Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?
 — Нет, не означает. Даже если работник не относится к тем лицам, которые могут написать заявление в любое время, возможность в последующем отказаться от ведения трудовой книжки у работника сохраняется.
В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).
При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).
Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141
Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?
 — Закон не предусматривает возможности отозвать заявление о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ или обратиться с заявлением о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьёй 66 ТК РФ взамен ранее поданного заявления о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.
Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?
 — Отзыв заявления о переходе на электронную трудовую книжку законодательством не предусмотрен.
В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?
 — Действующим законодательством не предусмотрена специальная норма, регулирующая сроки выдачи трудовой книжки в случае подачи работником заявления на предоставление сведений о трудовой деятельности.
В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.
При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.
Источники: онлайнинспекция.рф и Письмо Минтруда РФ от 13.03.2020 № 14-2/В-260
Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?
 — В данном случае необходимо руководствоваться буквальным содержанием ст. 2 Федерального закона № 439-ФЗ и сделать следующую запись в трудовой книжке работника:
- в графе 1 указать следующий порядковый номер;
- в графе 2 указать дату выдачи трудовой книжки;
- в графе 3 сделать запись: «Работником подано заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ»;
- в графе 4 в качестве основания указать заявление работника.
Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.
Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?
 — Минтруд рекомендует вносить запись в том же порядке, как и при увольнении.
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.
При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.
В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:
- В графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи.
- В графе 2 указывается дата выдачи трудовой книжки на руки.
- В графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись «Подано письменное заявление (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ)».
- В графе 4 проставляется дата подачи заявления с указанием числа, месяца и года.
Кроме того, в графе 13 «Расписка работника в получении трудовой книжки» книги учёта движения трудовых книжек, утверждённой постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, делается запись: «Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ)», а также работник расписывается в получении трудовой книжки.
Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.
Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267
Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?
 — В этом случае книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них заполняется обычным способом: записи делаются в столбцах № 12 «Дата выдачи на руки трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора)» и № 13 «Расписка работника в получении трудовой книжки».
Можно ли использовать свою форму журнала регистрации выдачи трудовых книжек работникам в связи с решением работника перейти на предоставление ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ? В унифицированной форме журнала учёта движения трудовых книжек нет соответствующей графы для внесения предложенной Минтрудом записи: «Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
 — Можно. В настоящее время ответственности за нарушение рекомендаций Минтруда в части оформления унифицированной формы журнала учёта движения трудовых книжек при выдаче трудовой книжки работнику в связи с его решением отказаться от ведения бумажной трудовой книжки не установлено.
Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?
 — Нет, это не обязательно. Трудовое законодательство не устанавливает требования о ведении какого-либо журнала предоставления работнику сведений о его трудовой деятельности. Способ подтверждения предоставления указанных сведений зависит от способа их предоставления (на бумажном носителе или в форме электронного документа).
Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?
 — Да, должен. Каких-либо исключений по внесению сведений в электронной форме о работе сотрудника по совместительству нормами действующего законодательства не установлено.
Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?
 — Сведения о трудовой деятельности ведутся работодателем только в электронном виде. При необходимости сведения могут быть получены работником (лицом, имеющим стаж работы по трудовому договору) на бумаге. Предоставить их может нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется бесплатно, без привязки к месту жительства или работы работника (лица, имеющего стаж работы по трудовому договору).
В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?
 — В период действия трудового договора работник может получить сведения о трудовой деятельности в течение трёх дней после подачи заявления, а при увольнении — в день прекращения трудового договора.
Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?
 — Следует обратиться с письменным заявлением к работодателю, который обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?
 — Право работника на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ не ограничено во времени и сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям. Работодатель освобождается от обязанности по ведению трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) только после её выдачи работнику, согласившемуся с формированием сведений о его трудовой деятельности в электронном виде. Поэтому непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года письменного заявления о продолжении ведения его трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ не освобождает работодателя от выполнения обязанности по её ведению и хранению.
Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?
 — Нет, новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки на бумажном носителе не может.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136
Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?
 — Сведения о трудовой деятельности работников, устраивающихся впервые на работу с 1 января 2021 года, должны формироваться только в электронном виде. До этой даты работник, устраивающийся на работу впервые, вправе сделать выбор как в пользу трудовой книжки, которая ведётся в соответствии со ст. 66 ТК РФ, так и в пользу сведений о трудовой деятельности, формируемых в электронном виде.
В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.
Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?
 — Да, должен. Работа по совместительству является одной из форм трудовой деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в сведения о трудовой деятельности работодатель обязан включить известную ему информацию о внешнем совместительстве работника.
При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.
 — Если работник перешёл на трудовую книжку в электронном виде, то работодатель, по нашему мнению, не обязан требовать трудовую книжку в бумажном виде. Но работник вправе предъявить работодателю трудовую в бумажном виде для исчисления трудового стажа работника.
Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?
 — При устройстве на новое место работы работник предоставляет сведения о трудовой деятельности либо в форме электронного документа с электронной подписью, либо на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.
Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?
 — Да, вы должны предоставить работодателю бумажную трудовую книжку. Однако после внесения записи о том, что вы подали указанное заявление, он вам её вернёт.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?
 — Факт того, что работодатель отразит в сведениях о трудовой деятельности работника в электронной форме информацию о его работе в том числе продолжительностью до 5 дней, не является нарушением части 3 статьи 66 ТК РФ, поскольку статья 66 ТК РФ не регулирует порядок заполнения сведений о трудовой деятельности работника.
Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?
 — Нет, не нужно. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?
 — Когда все записи в книге учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них завершены, все учтённые в ней трудовые книжки и вкладыши в них выданы работникам, процедура их дальнейшего учёта и хранения подлежит прекращению, а книга – передаче на архивное хранение.
Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:
- сделать отметку о прекращении её ведения (проставив на обложке дату первой записи (начало) и дату последней записи (окончание) с указанием срока и места хранения книги);
- сделать итоговую заверительную надпись на последнем заполненном листе книги (всего записей на … листах), которую сопроводить штампом отдела кадров (при наличии). В архиве организации книга учёта должна храниться в течение 50/75 лет.
Что делать, если работник устраивается на работу с бумажной трудовой книжкой, а книга учёта трудовых книжек и вкладышей в них «закрыта»?
 — В данном случае необходимо оформить новую книгу учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них либо возобновить ведение старой книги (на усмотрение работодателя).
Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?
 — В этом случае выдавать работнику СТД-Р не требуется. СТД-Р выдаётся при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой книжки и перешёл на ЭТК.
После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?
Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
- средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия);
- средний заработок за третий месяц при представлении работником справки из службы занятости, подтверждающей, что он в течение двух недель после увольнения обратился туда и не был трудоустроен.
Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.
В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.
В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.
Формы и формат сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п.