Кто определяет способ обеспечения исполнения государственного контракта
Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
Готовые решения. Вопросы применения ст. 96
Ч. 1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При осуществлении закупки, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), в проекте контракта, в приглашении требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части:
1) поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы);
2) последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 — 53, 55 — 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 2.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Ч. 6 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 — 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 6.1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
6.1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
Ч. 6.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
6.2. Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
6.2-1. В случае заключения контракта жизненного цикла при установлении заказчиком требования обеспечения исполнения контракта:
1) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении от стоимости товара или работы (в том числе при необходимости стоимости работ по подготовке проектной документации, стоимости работ по созданию товара);
2) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении в размере до десяти процентов от стоимости последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
(часть 6.2-1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Ч. 6.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
6.3. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
(часть 6.3 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)
7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 7.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
(часть 7.3 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача независимой гарантии.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
11. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
Обеспечение исполнения контракта
В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ [1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно
1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;
2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:
- при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
- при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
- при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;
- при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
- при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
- при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
- при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
- проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
- когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
- когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.
Способы обеспечения контракта
- предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ;
- внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:
- выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
- быть безотзывной;
- быть включенной в реестр банковских гарантий;
- содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
- обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.
Размер обеспечения
- от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
- от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
- сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.
Бухгалтерский учет
Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.
Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н [2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [3] ).
В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).
В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:
Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.
В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:
Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?
Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.
Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:
- в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
- после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.
Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.
Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:
Обеспечение исполнения контракта при осуществлении государственных закупок и закупок госкомпаний
Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) исполнение государственного контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Обеспечение исполнения контракта – это денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком своих обязательств по заключенному контракту. Следует отметить, что выбор способа обеспечения исполнения контракта, поставщик или исполнитель выбирает самостоятельно.
Институт обеспечения исполнения контракта является своеобразным способом защиты от недобросовестных поставщиков и является для Заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту.
Рассмотрим подробнее особенности обеспечения исполнения контракта предоставлением банковской гарантии.
Прежде всего, следует отметить, что не все банки могут выдавать банковские гарантии. Актуальный перечень банков размещен на сайте Минфина России.
При этом считаем возможным привести примечательный случай того, что заказчик при заключении контракта вправе ссылаться на невозможность его заключения, если банковская гарантия представлена иной кредитной организацией, не указанной в соответствующем Перечне банковских организаций, выдающих банковские гарантии в рамках государственных и муниципальных закупок. Тогда как ссылки на этот факт непосредственно исполнителя контракта, с целью его расторжения, признаются злоупотреблением правом. В частности, в судебном деле № А55-10730/2014 суд пришел к выводу о том, что недостоверность банковской гарантии, представленной истцом, установлена после заключения государственного контракта и вызвана неисполнением им лежащей на нем обязанности и его недобросовестным поведением, то заявление истца о недействительности сделки в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ не имеет правового значения 1 .
Банковская гарантия должна отвечать определённым требованиям, установленным в ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Так, она должна быть безотзывной и содержать не только гарантийную сумму, подлежащую уплате заказчику, но также и следующие сведения:
• обязательства, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией;
• обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
• условие, согласно которому исполнением обязательств банка по гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, указанный заказчиком;
• срок действия гарантии (когда гарантия обеспечивает исполнение контракта, срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе); Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
• отлагательное условие о том, что договор предоставления гарантии заключается по обязательствам участника конкурса, которые возникнут из контракта при его заключении (если банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта);
• перечень документов, предоставляемых заказчиком банку вместе с требованием уплатить денежную сумму по гарантии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Несомненно, обе формы обеспечения исполнения государственного контракт (предоставление банковской гарантии и внесение денежных средств) имеют свои преимущества и недостатки. Так, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее, отсутствует необходимость оплачивать услуги банка за выдачу банковской гарантии, но при этом ни у каждой компании на счету имеется порой достаточно крупная денежная сумма в свободном обороте. У банковской гарантии тоже имеются свои недостатки, в частности необходимость собирать определенный пакет документов для ее выдачи, необходимость траты времени и ожидания оформления и выдачи банковской гарантии, которого порой не хватает. При этом, банковская гарантия, позволяет победителю конкурентной закупки не «замораживать» собственные денежные средства на весь срок исполнения обязательств по контракту.
Тем не менее, существует проблема длительного срока согласования банковской гарантии либо выдачи их с техническими ошибками, что зачастую создает проблемы победителям, вплоть до внесения его в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).
Представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта.
В качестве примера можно привести судебное дело, рассмотренное в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017. В рамках данного дела акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному агентству (государственный заказчик) о признании незаконным протокола о признании его (победителя закупки) уклонившимся от заключения государственного контракта. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлено, что в целях заключения государственного контракта истцом была предоставлена исполнителю безотзывная банковская гарантия, обеспечивающая исполнение данного контракта. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды отметили, что частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию банковской гарантии, а также к перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, перечню документов, прилагаемых к ней, определены также в силу пункта 7 части 2, части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Следовательно, участник закупки имеет возможность заблаговременно проверить правильность содержания банковской гарантии, полученной от банка. Вместе с тем условия гарантии, представленной акционерным обществом, не соответствовали требованиям, установленным Законом. Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей 3 и 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта 2 .
Важно отметить, что государственными и муниципальными заказчиками в обязательном порядке должно включаться в государственный контракт обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 (одного) месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. В противном случае заказчики подлежат привлечению к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) 3 . Непредставление банковской гарантии в срок также является поводом для внесения поставщика в РНП. Так, как было установлено судами, по результатам электронного аукциона, проводимого заказчиком на поставку электропогрузчика, общество признано победителем.
Приведем пример, рассмотренный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018, в рамках которого заказчиком через оператора электронной площадки в адрес общества направлен на подпись проект государственного контракта, рассмотрев который обществом неоднократно в Единой информационной системе размещался протокол разногласий. Указанные обстоятельства послужили основанием для размещения заказчиком протокола отказа от заключения контракта и обращения в антимонопольный орган с заявлением о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неподписанием им в установленный срок проекта контракта. Решением антимонопольного органа сведения, представленные учреждением в отношении общества, включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Судебные инстанции, поддержав решение о включении исполнителя в РНП, исходили из того, что в установленный срок общество не подписало размещенный на электронной площадке проект контракта, не направило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта 4 .
Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Согласно ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнение контракта, размер которого можно уменьшить в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и ч. 7.3 ст.96 Закона № 44-ФЗ.
Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Этапы уменьшения обеспечения исполнения государственного контракта следующие:
1. Заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и размер исполненных им обязательств.
2. Поставщик направляет Заказчику заявление об уменьшении обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчик уменьшает размер обеспечения контракта пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств и возвращает ему часть денежных средств в срок, установленный ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС 5 . Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК 6 .
Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.
Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.
В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).
В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных 7 .
Случаи неприменения положений Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Важно обратить внимание на то, что требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в перечисленных выше случаях не распространяются, даже если такое требование будет установлено в документации о закупке 8 .
При этом, следует отметить, что с 1 июля 2019 г. на основании ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО, размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее, чем размер аванса. При этом, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, являющийся СМП или СОНКО, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 в случае, если он предоставит информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), сумма цен которых составляет не менее НМЦК. Таким образом, если у участников закупки, являющихся СМП или СОНКО, есть за последнее 3 года до даты подачи заявки 3 исполненных контракта, суммарно равных или превышающих НМЦК закупки и по которым не было неустоек, то участник может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Удержание обеспечения по государственному контракту
В соответствии с информационным письмом Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-544, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту денежные средства, депонированные на указанном заказчиком счете в качестве обеспечения исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) не возвращаются 9 . Таким образом, обеспечение исполнения контракта понимается как залог.
Судебная практика, напротив, считает, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть предметом залога 10 .
Анализ содержания норм Закона № 44-ФЗ в совокупности с арбитражной практикой показал, что Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, позволяющей заказчику удержать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта. Статья 96 Закона № 44-ФЗ описывает величину обеспечения исполнения контракта, порядок внесения, возврата, уменьшения такого обеспечения, но только не право заказчика обратить обеспечение исполнения контракта ко взысканию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны контрагента.
С учетом изложенного алгоритм разрешения спорной ситуации возможен следующий. В случае если ГК РФ прямо не предусматривает регулирование способа обеспечения обязательства, то такое регулирование следует искать в специальном (отраслевом) законе. В случае если такой закон не предусматривает регулирование или предусматривает неполное регулирование, то порядок действий необходимо искать в контракте. И если в контракте отсутствует условие о возможности заказчика удержать обеспечение его исполнения, то сам факт явного нарушения контрагентом обязательства по контракту не позволит заказчику удержать обеспечение. Заказчик будет обязан его возвратить добровольно или по решению суда с возмещением всех судебных расходов, издержек контрагента на восстановление его законных прав, включая проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания (ст. 395 ГК РФ).
Так, решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2016 по делу № А03-20671/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, действия заказчика по удержанию суммы обеспечения исполнения контракта признаны не соответствующими законодательству (неосновательное обогащение на стороне заказчика).
Частью 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ закреплено, что в государственный контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)). В п. 6.2 государственного контракта стороны согласовали сроки возврата залога денежных средств подрядчику. В то же время в названном пункте отсутствует условие о том, что сумма обеспечения не возвращается подрядчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Исследовав в совокупности условия договора и представленные сторонами документы в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно установили, что поскольку основные обязательства сторон по контракту прекращены, а наличие у заказчика имущественных требований к подрядчику материалами дела не подтверждено, то правовых оснований для удержания денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, не имеется, в связи с чем неправомерно удерживаемые ответчиком денежные средства в размере 7 522 978,44 руб. образуют на его стороне неосновательное обогащение и подлежат возвращению истцу в порядке ст. 1102 ГК РФ 11 .
Возврат обеспечения по контракту
Возврат обеспечения исполнения контракта обязателен, если подрядчик полностью выполнил условия договора по контракту и заказчик не имеет к нему претензий.
Возникает вопрос, а что делать, если подрядчик, поставщик или исполнитель не выполнил условия контракта или выполнил некачественно, как быть с обеспечительным платежом? Так, в деле № А55-4570/2017, рассмотренном в арбитражному суде, заказчик заключил контракт с организацией на выполнение работ. Организация задержала окончание работ на 27 дней. В связи с этим заказчик направил исполнителю претензию об уплате пени. Организация потребовала от заказчика возврат обеспечительного платежа за вычетом суммы пени. Заказчик отказал в возврате, поскольку считал, что обеспечительный платеж является самостоятельной мерой ответственности и удержание денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа, производится вне зависимости от начисления неустойки. Суд указал на ошибочность позиции заказчика. Вносимые подрядчиком как обеспечительный платеж денежные средства обеспечивают в том числе исполнение денежного обязательства по уплате неустойки (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации заказчик был вправе удержать лишь часть денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа – в размере неустойки, подлежащей взысканию. В остальной части обеспечительный платеж подлежал возврату организации. Требование уплаты неустойки и удержание обеспечения — это две меры ответственности за одно нарушение, что недопустимо 12 .
Обеспечение исполнения контракта в рамках закупок госкомпаний
Необходимость обеспечения исполнения контракта при заключении контракта по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) каждый заказчик устанавливает самостоятельно в своем собственном положении о закупке. Следует отметить, что достаточно часто заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные Законом № 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования.
В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 установлены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ. Согласно данного Постановлению для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ, обеспечение исполнения контракта не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).
Важно отметить, что, в отличие от Закона № 44-ФЗ, непредставление обеспечения исполнения контракта не всегда будет являться основанием для включения такого поставщика в РНП, так как в силу ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Обеспечение исполнения контракта по гособоронзаказу
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) при размещении государственного оборонного заказа посредством конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ в случае размещения государственного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию ВВСТ, ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение, не требуется.
При этом при применении ст. 6 Закона № 275-ФЗ на практике возникают некоторые трудности. Так, судебная практика позволяет сделать вывод, что согласно буквальному прочтению положений Закона № 44-ФЗ, Закона № 275-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1482 «О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта» (далее – Постановление № 1482) названными нормативными правовыми актами установлены требования к участнику размещения государственного оборонного заказа не в качестве требований, соблюдение которых позволяет участникам закупок избежать предоставления обеспечения исполнения обязательств, а в качестве дополнительных требований к участникам закупки, несоответствие которым является основанием для отклонения заявки участника закупки 13 .
Суд устанавливает то, что заявка на участие в закупке признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о такой закупке, в случае несоответствия ее участника требованиям, установленным согласно ч. ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. В силу нормы ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в число требований к участникам закупки включены соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, в силу положений ст. 31 Закона № 44-ФЗ требования Постановления № 1482 относятся к участнику закупки и подлежат рассмотрению в составе заявки на участие в закупке (при решении вопроса о соответствии участника условиям документации о закупке).
При этом Министерство экономического развития Российской Федерации делает вывод, что непредставление участником размещения государственного оборонного заказа указанных документов не может выступать в качестве основания для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке., а также, что требования, указанные в ст. 6 Закона № 275-ФЗ не являются дополнительными требованиями, устанавливаемыми согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а являются условиями, при которых участник закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, в заключение следует отметить, что по причине отсутствия четкого и единообразного толкования обеспечения исполнения контракта, внесенного в виде денежных средств, у заказчика имеются риски, связанные с процессом реализации обеспечительных мер в ходе исполнения контракта.
1 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу № 306-ЭС16-606, А55-10730/2014.
2 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
3 Решение ФАС России от 15.08.2019 по делу №19/44/105/2197.
4 Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018.
5 Решение Владимирского УФАС от 08.02.2018 по делу № Г-84-04/2018.
6 Определение ВС РФ от 03.08.2017 № 305-КГ17-3351.
7 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
8 Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».
9 Письмо Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-544 «Об обеспечении исполнения контракта банковской гарантией в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту; об установлении ответственности заказчика за превышение объема закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае отзыва ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств».
10 Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 № 309-ЭС16-16161 по делу № А50-24894/2015.
11 Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2016 по делу № А03-20671/2015.
12 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2018 № Ф06-28842/2017 по делу № А55-4570/2017.
13 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А40-132900/2015.
Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Обеспечение контракта в электронном аукционе по 44-ФЗ в 2021 году — от 0,5 до 30 % от НМЦК. Участник переводит денежные средства или предоставляет банковскую гарантию для подтверждения надлежащего исполнения условий госконтракта.
Когда предоставлять
В ч. 1, 2, 4 ст. 96 44-ФЗ указано, когда вносится обеспечение контракта — сделка обязательно обеспечивается, если заключаете ее по итогам электронного аукциона или конкурса. Если подписываете по итогам запроса котировок, предложений в электронной форме или как единственный поставщик, то обеспечиваете, когда заказчик требует это в извещении или проекте госконтракта. Это указано в ч. 2, 4 ст. 96 44-ФЗ.
Особый порядок действует по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ для СМП — если заключаете госконтракт по итогам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то обеспечивать его необязательно. Если предоставите сведения из реестра госконтрактов, которые подтвердят, что за 3 года до подачи заявки выполнили (без учета правопреемства) 3 заказа без штрафов и пеней. Их общая сумма — не меньше НМЦК или максимального значения цены госконтракта. Это закреплено в ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как СМП СОНКО и самозанятые участвуют в закупках по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Разрешено не размещать обеспечение исполнения контракта на основании ч. 8 ст. 96 закона 44-ФЗ таким организациям:
- казенным учреждениям, если выступают в роли поставщика;
- банкам (кредитным организациям) по договорам на выдачу кредита или банковской гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию.
Как вычислить размер
Предельный размер обеспечения контракта по 44-ФЗ в 2021 году — от 0,5 до 30 % от НМЦК. Его прописывают в извещении, документации о закупке или в проекте контракта.
Нельзя устанавливать обеспечение меньше аванса. Это указано в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ.
В Федеральной контрактной системе разъясняется, что обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ от НМЦК или цены контракта устанавливают в зависимости от того, с кем заключают госконтракт. Если закупку проводят только для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, то обязательства обеспечивают из расчета цены госконтракта (ч. 6.2 ст. 96).
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта для СМП по 44 ФЗ в 2021 году такой же, как и для других соглашений, — от 0,5 до 30 %, но применяют этот процент не к НМЦК, а к цене госконтракта. А если стороны заключили госконтракт с казначейским сопровождением, то заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение исполнения. Если же такое требование указано в документах заказа, то взимается размер обеспечения не выше 10 % от НМЦК или ЦК с представителями малого бизнеса.
Если в электронном аукционе или конкурсе уронили цену на 25 и больше процентов ниже НМЦК, то сработают антидемпинговые меры по ст. 37 44-ФЗ. При НМЦК 15 млн руб. и меньше выбирайте, что предоставить:
- обеспечение, которое увеличено в 1,5 раза;
- информацию о добросовестности и обеспечение в размере, который определен в закупочных документах.
Добросовестный участник — это тот, кто за 3 года до даты подачи заявки выполнил три и больше госконтрактов (с правопреемством) без неустоек (штрафов, пеней). Цена одного из таких договоров составляет не меньше 20 % от НМЦК.
Если снизили цену на 25 и более процентов от НМЦК на электронном запросе котировок или предложений, то антидемпинговые меры не применяются.
Если применили антидемпинговые меры, то аванс не получите. Это закреплено в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.
Как обеспечить исполнение контракта
Если процент обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ определяет заказчик, то способ обеспечения поставщик выбирает самостоятельно. Вариантов два — банковская гарантия или перечисление денег на счет заказчика.
Как предоставить банковскую гарантию:
- Заключите с уполномоченным банком договор.
- Определите срок действия гарантийных обязательств.
- Согласуйте проект с заказчиком.
- Уточните в банке, что он есть в реестре.
- Предоставьте заказчику при подписании.
Требования к гарантии: включает сведения, которые предусмотрены в ст. 45 44-ФЗ, и соответствует размеру. В ч. 3 ст. 96 44-ФЗ указано, что срок действия банковской гарантии превышает срок исполнения обязательств не менее чем на месяц.
Вот инструкция, как обеспечить госконтракт путем внесения денежных средств:
- Найдите в документации банковские реквизиты лицевого счета или запросите их у заказчика.
- Перечислите выплату платежным поручением с расчетного счета.
- Позвоните заказчику и уточните, что деньги пришли. Подтвердите отправку платежным поручением.
Как заменить
На стадии исполнения замените обеспечение с денег на банковскую гарантию или наоборот. Уведомьте об этом заказчика. Если обеспечивали банковской гарантией, то при изменении способа заказчик ее не вернет банку и взыскание по ней не произведет. Это указано в ч. 12 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Как уменьшить
Чтобы уменьшить размер обеспечения исполнения контракта, придется соблюсти такие условия:
- госзаказчик принял и оплатил товары в сроки, которые прописаны в госконтракте. Информация об этом берется из реестра;
- не задолжали выплату неустойки (штрафов, пеней);
- выполнили обязательства в размере аванса, которые перечислили (если он прописан в госконтракте);
- сделка не относится к случаям, когда ОИК не уменьшается. Эти случаи утверждает правительство, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность государства, защитить здоровье, права и законные интересы граждан.
Особых правил, как отразить в договоре изменение размера обеспечения контракта в связи с тем, что он увеличен в 1,5 раза, нет. Согласуйте это с заказчиком до подписания госконтракта и внесите необходимые изменения в проект соглашения.
Если госконтракт выполняется поэтапно, то размер ОИК уменьшается автоматически по мере выполнения этапов. Это указано в ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ.
Если обеспечивали банковской гарантией, то при уменьшении размера новая гарантия не выдается. Заказчик отказывается от части прав по ней на основании ч. 3.1 ст. 45 44-ФЗ.
Напишите заявление, чтобы вернуть часть денег, которые перечислили. Их вернут в срок, который установлен контрактом. Это прописано в ч. 27 ст. 34, ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ.
Когда возвратят
Если обеспечивали деньгами, то заказчик возвращает оплату в срок не позднее 30 дней от даты исполнения обязательств. Если госконтракт заключен по итогам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок не превышает 15 дней (ч. 27 ст. 34 44-ФЗ). Чтобы вернуть деньги, отправьте заказчику уведомление.
Когда предоставляется новое
Вносите новое обеспечение, если у банка, который выдал гарантию, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Этот порядок прописывается в соглашении.
Срок для обновления обеспечения — не позднее месяца со дня, когда заказчик уведомил надлежащим образом о необходимости его предоставить. За неисполнение этого обязательства начислят пени (ч. 30 ст. 34 44-ФЗ).