HR бизнес-партнер, кто это
В последнее время все чаще в компаниях появляется должность HR-бизнес-партнера. В России сфера HR-менеджмента только формируется, поэтому часто возникают недопонимания: функции кадрового работника, HR-директора, HR-партнера смешиваются в одну кучу. Но это все разные должности. Сегодня мы поговорим о HR-бизнес-партнере: кто он, чем занимается, как помогает бизнесу.
Кто такой HR-бизнес-партнер
HR-партнер – это нить между эйчар-отделом и самим бизнесом. HRBP должен разбираться одновременно и в психологии, и в бизнес-процессах. HR-партнера не должны пугать такие слова, как «рентабельность», «EBITDA» и «NPV».
Давайте рассмотрим на примере. В IT-компании нужно удвоить количество персонала, чтобы выйти на новый уровень развития. Для этого есть отдел кадров, который готов искать и нанимать сотрудников. Однако директор компании приглашает HR-бизнес-партнера, потому что понимает: когда организация быстро разрастается, сбиваются бизнес-процессы, страдает культура предприятия, начинается текучесть кадров и в итоге компания терпит убытки.
HRBP беседует с руководителями отделов, составляет план подбора персонала, дает указания рекрутерам. Его главная задача в этом деле – следить, чтобы все HR-процессы исправно работали, новые и старые сотрудники были удовлетворены работой, не были перегружены или недогружены, а бизнес достигал своих финансовых целей.
Таким образом, бизнес-партнер помогает компаниям добиваться поставленных целей с помощью персонала. Если главный инструмент финансового менеджера – это активы предприятия, то у HR-партнера – кадры организации.
Чем занимается HR-бизнес-партнер
HR-бизнес-партнер – это гибкая должность. Где-то он должен разрабатывать план найма сотрудников, а где-то сделать упор на мотивацию работников.
Обратите внимание! Иногда HRBP временно нанимают для решения определенной задачи, в других же случаях – он состоит в штате компании.
Давайте сначала разберемся, чем HRBP не занимается. Он:
- не ищет сотрудников;
- не занимается наймом;
- не увольняет;
- не организовывает обучение;
- не формирует график отпусков и т.д.
Эти все механические функции выполняет кадровый работник. Деятельность бизнес-партнера направлена на разработку методов и технологий, которые повысят продуктивность персонала. HRBP должен проявлять лидерские качества, а также выстраивать партнерские отношения между бизнесом и эйчарами.
Как мы уже говорили, HRBP должен соблюдать баланс между психологией и экономическими, технологическими процессами. Например, в финансовом отделе компании слишком много сотрудников, часть из них дублируют работу друг друга, а другая часть недостаточно загружена. Тут HRBP нельзя полагаться только на психологию и увольнять тех, кто недостаточно мотивирован и талантлив. Нужно полностью пересмотреть структуру финансового отдела, определить, какие должности важны, а какие – лишние. Сотрудников, которые попали под сокращение, не обязательно увольнять, не исключено, что им подойдет другая должность. Вот об этом всем должен заботиться HRBP.
Рассмотрим еще один пример, на первый взгляд с уклоном в сторону психологии. В одном агентстве наняли HRBP, чтобы решить проблему с мотивацией персонала: большая текучка и низкая производительность сотрудников доводят агентство до разорения. HR-партнер начал работу не с инновационных методик по системе НЛП, а с простого: каждый сотрудник после трудового дня оценивал по пятибалльной шкале, насколько ему было сложно в течение дня. Так сразу выявились «проблемные» отделы бизнеса, оказалось, что персонал не удовлетворен руководством: задачи приходят в последний момент на грани дедлайна, работники живут в вечном стрессе. Теперь перед HRBP стоит новая задача: разработать такую систему, чтобы кадры заранее знали о предстоящих задачах и могли эффективно управлять своим временем.
Подводя итог, HR-бизнес-партнер:
- налаживает связь между бизнесом и HR-отделом;
- разбирается в экономических показателях;
- анализирует проблемы компании (финансовые, маркетинговые, технологические и др.) и решает их с помощью кадров;
- оценивает, насколько персонал удовлетворен работой, как можно это улучшить;
- берет на себя ответственность за предлагаемые мероприятия.
Анна Соловьева (руководитель департамента «Банки и финансы» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel) утверждает, что одна из важных функций HR-партнеров – аналитика рынка. HRBP должен знать главных конкурентов, анализировать их деятельность, а также тенденции рынка и изучать прогнозы исследовательских компаний. Поэтому обычно HRBP отвечают за узкий участок рынка.
В чем отличия от HR-директора
Функции эйчар-директора и HR-бизнес-партнера могут пересекаться. Директор должен нанимать сотрудников, проводить интервью, мотивировать их, разрабатывать кадровый план. В маленьких компаниях HR-руководитель взаимодействует со всеми отделами и видит, в каких сотрудниках нуждается компания. Но чем больше бизнес, тем слабее связь подразделений с эйчар-отделом: у руководителя появляется больше задач и он физически не может взаимодействовать с руководителями подразделений.
В таком случае выручает HRBP. В большом бизнесе нанимают несколько партнеров, которые отвечают за производство, дистрибуцию, коммерческую функцию и т.д. Таким образом, эйчар-директор фокусируется на эйчар-задачах, а HRBP контролирует, чтобы работа эйчаров не шла вразрез с целями компании.
Обратите внимание! HR-директор не обязан глубоко разбираться в бизнесе, тогда как HR-партнеры должны детально понимать все аспекты дела.
В каких случаях необходим HRBP
Партнеров HR обычно нанимает крупный бизнес, когда один эйчар-директор не может охватить все проблемы организации. Обычно HR-партнеры появляются в компаниях с численностью сотрудников более 1000.
Бизнес-партнер требуется, когда:
- Руководителям не хватает знаний в области управления людьми. Например, в компанию наняли HRBP в производственный отдел: там очень умный руководитель, который разбирается в технологии производства до мелочей, но он не умеет управлять людьми. Работники ленятся, выполняют работу неправильно и небрежно. HRBP здесь выступает в роли коуча. Он помогает руководителю отдела выстраивать правильную коммуникацию с подчиненными и мотивировать их.
- Компания – сложный «составной» бизнес. Выше мы уже сказали: чем больше структура организации, тем слабее связи между подразделениями. Поэтому задача HR-партнера наладить эти связи.
- Бизнес широко распределен географически. У аутсорсинговой компании есть филиалы в пяти городах. Каждый из них оказывает определенный набор услуг: IT-консультирование, бухучет, налогообложение, реструктуризация и другое. Директор компании не может лично взаимодействовать с руководителями филиалов и вникать во все процессы, поэтому ищет HR-бизнес-партнеров на местах.
- В компании проходят изменения. Предприятие по производству продуктов быстрого питания меняет вид деятельности на производство мясных продуктов. Менять нужно все, начиная от технологий, заканчивая маркетингом. Здесь HRBP поможет найти слабые места во взаимодействии HR-отдела с бизнесом и предотвратить проблемы заранее. Например, работники узнают о реструктуризации и начнут искать новую работу. Чтобы не допустить потерю кадров, HRBP должен подобрать сотрудникам новые должности, которые им подойдут. Также необходима тесная работа с руководителями всех подразделений: один человек с этим точно не справится.
- Формируется эйчар-отдел. Консалтинговая компания разрастается, появляется необходимость в HR-отделе, который будет заниматься поиском и развитием персонала. Тут HRBP необходимо учитывать потребности консалтингового бизнеса и найти грамотных эйчаров, правильно настроить работу отдела и на первых порах контролировать деятельность эйчаров.
Обратите внимание! HR-бизнес-партнер не руководит подразделениями, он лишь предлагает и внедряет изменения, которые повысят эффективность работы компании.
Чем HR-бизнес-партнер может помогать компании
Мы уже знаем, чем занимается и не занимается HRBP, что он должен уметь и знать. Теперь давайте на примере разберем, как он конкретно помогает бизнесу.
В книжное издательство ReadBook нанимают HR-бизнес-партнера. В издательстве есть два направления: одно отбирает и печатает книги, а другое их продвигает. Последнее подразделение не признает эйчар-отдел, сотрудники считают эйчаров бесполезными и не выполняют их рекомендации. Более того, у отдела PR и рекламы есть свое особое видение развития компании, из-за этого часто возникают конфликты на предприятии.
Для начала HRBP должен наладить взаимодействие эйчаров и отдела PR и рекламы. Для этого он выявляет потребности отдела рекламы и делает так, чтобы эйчары стали их «закрывать». Например, нужно было разработать новую слегка провокационную рекламную кампанию. HRBP дал указание специалистам HR-отдела найти и пригласить на консультацию опытного маркетолога с нестандартным мышлением. В итоге рекламная кампания увеличила продажи вдвое, отдел PR получил награду от генерального директора и стал тесно сотрудничать с эйчарами.
Решив эту проблему, выявилась другая: кадровый отдел тратит много времени на поиск кандидатов, большая часть времени уходит на размещение вакансий и отбор. Перед HR-партнером стоит задача: автоматизировать этот процесс.
HRBP регистрирует кадровиков на рекрутинговом сервисе, где можно одновременно размещать вакансии на нескольких сайтах. Он помогает кадровикам написать вакансию, они выбирают сайты, и сервис автоматически отправляет объявления. Кадровым специалистам остается только заходить в личный кабинет и проверять отклики. Все они находятся в одном месте, где можно также посмотреть статистику просмотров и создать шаблоны ответов для кандидатов.
Обратите внимание! Наш сервис JCat работает аналогичным способом и поможет автоматизировать процесс отбора сотрудников.
В издательстве ReadBook HRBP помогает также выходить на новые рынки, преодолевать кризисные ситуации, формировать стратегию развития компании и др. А его главный инструмент в этом всем – персонал.
Как стать HR-бизнес-партнером
Как правило, HR-бизнес-партнерами становятся сотрудники с опытом в эйчар-управлении. Иногда ими бывают даже HR-директора, когда им надоедает заниматься только эйчар-функциями и хочется больше вникать в сам бизнес-процесс.
Если говорить о личных качествах HRBP, то тут нужно отметить инициативность, активность, креативность, ответственность. Бизнес-партнер не боится внедрять свои идеи и брать за них ответственность.
Важна заинтересованность в бизнесе и желание помочь в развитии, тогда HRBP слышит потребности компании и находит пути и инструменты в своем эйчар-арсенале для решения проблем предприятия.
Так, чтобы стать бизнес-партнером, нужно:
- проработать 5–10 лет в эйчар-управлении;
- разбираться в бизнес-процессе в целом или в отдельных функциях (маркетинг, производство, управление финансами и т.д.);
- быть инициативным, ответственным, коммуникабельным;
- проявлять лидерские качества.
Сейчас должность HRBP только начинает набирать обороты в России. Но многие крупные компании уже понимают, что грамотный бизнес-партнер в штате – это инвестиция в развитие и увеличение прибыли.
Бизнес-партнер: мнение эксперта о том, что нужно знать перед запуском совместного бизнеса
Прежде чем заключить деловое партнерство, следует подробнее изучить этот вопрос и понять, какие есть плюсы, минусы и что из этого может получиться или не получиться. Мы поговорили с кофаундером GXB group Сергеем Антоновым, так как часть их группы — это управляющие партнеры, совместно с которыми они реализуют проекты. В статье будет много личного мнения исходят из опыта Сергея, так как у этого вопроса нет единого ответа и все происходит индивидуально.
Кто такой бизнес-партнер
В первую очередь — это тот, кто готов брать и делить ответственность за результат и достижение целей. Если партнер соглашается на совместное сотрудничество без четкого понимания, что от него в равной степени зависит успех — этот не тот человек, с кем нужно делать продукт или строить бизнес.
Также, бизнес-партнеров ищут не только начинающие предприниматели, но и большие компании, с целью улучшения и масштабирования существующего бизнеса.
Идеальный бизнес-партнер
Профессиональные качества
Здесь все сводится к тому, что необходимо определить, для каких целей нужен партнер. Одно можно сказать точно — партнерство не берется из ниоткуда, оно на чем-то основывается. Например, человек разбирается в разработке программного обеспечения и способен наладить работу команды программистов, но не умеет продавать. Он будет вынужден учиться этому или найти человека, который сможет применить свой опыт и профессиональные знания. Поймет преимущества, привлечет заказчиков, начнет продавать, а также соберет и обучит отдел продаж.
Долгосрочное партнерство строится исходя из разных профессиональных качеств.
Личные качества
В этом случае нет шаблона, который сможет описать «идеального партнера». Например, Сергей рассказал, что привык работать в режиме многозадачности и быстро реагировать на изменение ситуации, стараясь всегда быть на связи. Это означает, что для него важно, чтобы партнер был стрессоустойчивым и эмоционально готовым к тому, что они могут созвониться в выходной.
Также, Сергей считает, что когда это стартап, необходимо постоянно выходить из зоны комфорта и расширять свои компетенций. Поэтому тот, кто привык заниматься одним и тем же — не подойдет.
Еще немаловажным фактором является надежность будущего совладельца.
Обращайте внимание на свои внутренние ощущения и предпочтения. Никто не сможет решить за человека, с кем ему будет комфортно взаимодействовать.
Что стоит обсудить с потенциальным бизнес-партнером
Однозначно — это условия работы и возможные риски, не нужно придумывать никаких иллюзий. Все должны сразу понимать, что случиться, если что что-то пойдет не так. Только когда оба приходят к общему пониманию, пожали руки, подготовили и подписали документы, можно начинать двигаться дальше.
Все возможные условия в ходе обсуждения необходимо документировать и юридически заверить:
Плюсы сотрудничества
Партнер может забрать на себя часть головной боли. Это значит, что уже не придется разбираться в каких-то вещах с нуля. Естественно, обо всем нужно договариваться в самом начале. Важно определить, кто в чем силен, чтобы можно было распределить роли и выставить цели.
Также, бизнес-партнер может предлагать идеи, смотреть на ситуацию с другой стороны и в принципе делиться опытом. Например, один человек считает, что нужно открыть каршеринг, а второй уже прошел этот путь, потерпел неудачу и смог аргументированно объяснить, почему стоит подумать в другом направлении или на что обратить внимание.
Еще стоит рассмотреть финансовый вопрос. Партнер может выступать в качестве инвестора и просто выделить сумму денег на вашу идею. В этом случае есть не очень приятный нюанс, который мы разберем ниже.
Минусы сотрудничества
Так вот, когда кто-то принимает решение найти партнера с целью инвестиций — нужно правильно объяснить инвестору, как и где эти деньги будут применены и что будет происходить. Сергей рассказал случай, когда одна компания получив инвестиции, начала строить команду и делать продукт сказав, что через год все будет готово. Ребята сделали MVP, но привлечь пользователей и монетизировать продукт не смогли. В итоге, из-за недопонимания и отсутствия грамотного юридически оформленного соглашения, инвестор пытается уже сейчас вернуть вложенные деньги.
Когда появляется партнер ты уже не можешь самостоятельно принимать ключевые решения и строить день опираясь только на свой график. Например, назначая встречу с заказчиком, необходимо согласовать время с партнером, так как в назначенный час у него может быть запланирована другая встреча.
Существует вариант, когда партнеров несколько. Тут уже решения будут приниматься путём переговоров, а если придти к единому мнению не удается, то все будет происходить через голосование.
Все очень индивидуально и зависит от характера, возможно кому-то нравится принимать коллективные решения. Если же человек привык контролировать ситуацию самостоятельно — некое ограничение свободы может стать весомым минусом.
Как найти партнеров по бизнесу
Часто в партнеры могут вырасти амбициозные сотрудники компании. Фишка в том, что вы с ним уже знакомы и знаете их сильные и слабые стороны. Это не единственно верный путь, но если есть крутой сотрудник, то в первую очередь стоит обратить внимание именно на него. Это куда проще, чем искать кого-то на стороне и налаживать отношения.
Еще можно использоваться социальные сети. Это отличный инструмент не только по поиску партнера, но и возможность получить совет или экспертное мнение. Плюс, сама социальная сеть дает возможность получить о потенциальном партнере первое впечатление. Например, посмотреть, в каких компаниях работал и на каких позициях. Безусловно, все равно придется не раз поговорить, чтобы принять решение.
Также, можно попробовать найти бизнес-партнера среди близких друзей. В этом плане есть шансы, что такой партнер не обманет и не бросит. Но в любом случае во всем есть как плюсы, так и минусы. Вести бизнес сложно и часто всплывают те или иные проблемы. Важно трезво оценивать ситуацию и быть готовым не потерять близкие отношения с другом из-за неудачи. Потерять друга куда страшнее, чем деньги.
Как проверить бизнес-партнера
Если человека порекомендовали или вы просто к кому-то присматриваетесь, важно получить о нем как можно больше информации. Естественно, первым делом обратите внимание на его социальные сети. Можно позвонить на предыдущее место работы и узнать мнение бывших коллег.
Не забудьте разузнать о финансовом положении партнера, даже если вложений от него не требуется. Если у него висят большие кредиты или штрафы — это серьезный звонок в сторону того, нужно ли начинать такое сотрудничество.
Как расстаться с бизнес-партнером
Несмотря на то, что к выбору партнера подходят с осторожностью и ответственностью, бывают случаи, когда продолжать совместную работу нет желания, денег или сил. В этом случае необходимо стараться разговаривать, а если не получается, то для этого как раз и существуют юридические документы. Когда два человека заключают договор, то нужно учитывать не только финансовую сторону вопроса и то, как будет построена работа, но и прописать все возможные исходы: продукт не полетит, кому-то надоест, появится предложение поинтереснее и что угодно еще. Это поможет в меньшей степени переживать о будущем.
Случиться может разное и в какой-то момент партнеры могут перестать понимать друга друга. Например, существуют люди, которые при первом знакомстве создают ложное впечатление и может показаться, что с ним точно можно сработаться. В итоге приходит понимание, что у него другие жизненные принципы и невозможно ничего решить без постоянных споров. Чтобы у бизнеса или продукта все было хорошо, нужно, чтобы принципы хотя бы частично совпадали. Понятно, что спорить можно и даже необходимо, но это должно помогать решать проблему и улучшать показатели, а не тешить собственное эго.
Заключение: как вести бизнес с партнером
Бизнес-партнер — не просто человек, с которым ведешь бизнес. Круто, если он станет другом, с которым можно будет вечером сходить в бар и поговорить о личном или же съездить семьями на отдых. Если нет желания разделить с ним что-то личное, то будет трудно вести совместное дело. Это может сказаться на доверии, а вследствие и на развитии бизнеса.
Кто такой ИТ-бизнес-партнёр и чем он занимается
Привет! К определению сущности ИТ-бизнес-партнёра зачастую возникает больше вопросов, чем к названиям большинства других должностей. Для рядового сотрудника порой куда понятнее, чем занимается тот же scrum-мастер или agile-коуч. А вот с ИТ-бизнес-партнёром всё иначе: кто-то думает, что это такой аналог классического продуктолога, который просто чуть более вхож в руководящие круги. Другие считают, что это просто перемычка между бизнесом и чистым ИТ, мол, коммуникации такого рода не автоматизируешь, так что вот, пусть должность будет для живого человека.
В этом посте мы постараемся объяснить, чем же именно занят ИТ-бизнес-партнёр на работе, что входит в его обязанности, какими качествами он должен обладать. И сделаем мы это на живом примере: меня зовут Светлана Евстигнеева, я ИТ-бизнес-партнёр блока розничного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ).
Так где же место такого человека в структуре компании?
Для начала определим зону ответственности ИТБП — далее будем использовать эту аббревиатуру, чтобы не перегружать текст, тем более что для бизнеса такой человек вполне себе является и источником бесперебойного питания. Итак, ИТБП целиком и полностью отвечает за продуктовое или сервисное направление. В моём случае это направление розничных продуктов. Направление разделено на функциональные команды, каждая из которых отвечает за поставку конкретного продукта или продуктов и управляется руководителем проекта.
В МКБ мы категорически не приемлем формат «заказчик — исполнитель», где заказчик придумывает набор хотелок и делает постановку в форме: «Некогда объяснять, просто возьмите и сделайте». Мы стремимся к истинному партнёрству и выстраиваем между бизнесом и ИТ доверительные отношения, основанные на открытости коммуникаций и прозрачности информации. Отсюда и роль ИТБП, которая предназначена для создания и поддержания разумной синергии между участниками процесса поставки ценности конечному клиенту.
В рамках взаимодействия с бизнесом ИТБП может и должен предлагать оптимизацию с точки зрения систем. Например, подробно и аргументированно расписать, как замена одной ИТ-системы может оказать влияние на бизнес-функционал и принести пользу, зачастую даже не конкретному заказчику, а банку в целом. Или же наоборот: объективно обосновать, почему нужно остаться на текущем стеке, иногда и в форме «Работает — не трогай».
Вообще, специфика направления розничных продуктов — в постоянном прогрессе: старт там есть, а вот финиша нет. Чаще всего новые задачи поступают в работу, когда старые ещё в процессе реализации.
При работе в режиме повышенной готовности к всевозможным изменениям крайне важно следить за климатом внутри команд разработки, не допуская перегрузов и выгорания сотрудников. Оценка ресурсов и компетенций участников команд, их настроения — это всё ответственность ИТБП: он должен понимать, когда и в каком объёме необходимо усилить команду с точки зрения компетенций или количества человек, а когда и пора делать «переливание крови».
Одна из ситуаций, которую ИТБП призван предотвращать в зародыше
Основная работа ИТБП — это всё же вопрос правильно выстроенных коммуникаций и умения вовремя донести нужную информацию о проблеме и возможных путях её решения до людей, уполномоченных принимать эти решения. Такой подход нам ощутимо помогает в ежедневной работе: например, когда проходило подключение к мобильному приложению СБПэй, мы (совместно с НСПК) единственные среди всех системообразующих банков запустили сервис в сроки, изначально установленные ЦБ. Так же оперативно мы в 2021 году реализовали продажу депозитов на Мосбирже и стали предлагать одни из лучших условий среди банков.
Особенность задач моего направления в том, что чаще всего у них нет финальной точки — всё время внедряются новые продукты, оптимизируются или выводятся с рынка действующие продукты.
ИТ и бизнес. Как с ними разговаривать
Прежде всего надо понимать, что оба этих лагеря — части одного бизнес-организма.
ИТ — это ваше всё, как бы пафосно сейчас ни прозвучало. ИТ отвечает за разработку продукта, услуги или сервиса на всех этапах жизненного цикла (включая те, о которых вы даже не подозреваете), в том числе и за обеспечение нужными мощностями и создание архитектуры решений, с соблюдением требований информационной и экономической безопасности и прочее. Для каждого клиента с момента «Вот бы стать клиентом МКБ» до окончания использования наших продуктов ИТ являются тем столпом, который обеспечивает бесперебойность работы всех продуктов и банковских услуг, делающих клиента счастливым.
Бизнес — это уже про клиентские пути, экономическую эффективность, планирование и умение быстро менять парадигму работы. Бизнес отслеживает критичные показатели, задаёт вектор развития компании на достижение её целей.
Каждая из сторон имеет колоссальную экспертизу, поэтому критично важно, чтобы они работали в тесной связке.
Вот тут и нужен ИТБП, который выстраивает доверительные партнёрские отношения между бизнесом и ИТ для достижения целей банка в ИТ- и бизнес-стратегиях.
Моё рабочее время делится примерно так: 50/50. Половина времени уходит на взаимодействие внутри ИТ, другая половина — на взаимодействие с бизнес-заказчиками.
Такая же пропорция и в переговорных процессах: кое-где нужно проявить гибкость и участливость, а кое-где вооружиться суровыми аргументами, цифрами и сухими фактами. В любом случае необходимо оставаться бесстрастным, помня про первоочередность достижения целей самой компании, а не конкретных участников спора.
Что должен делать ИТБП
Как вы поняли из абзацев выше, уметь разговаривать с людьми и договариваться с ними — основной навык успешного ИТБП. ИТБП не форвардит письма и не играет в пинг-понг запросами, не занимается критикой таких запросов. ИТБП решает проблемы, а в большинстве случаев сам их находит, подсвечивает всем заинтересованным участникам и уже после этого приступает к их решению.
ИТБП постоянно развивается, работает над прогрессом своей команды. Развиваешься ты сам — развивается команда, развивается команда — развивается продукт… Продолжать можно бесконечно.
А ещё для ИТБП важен именно результат, а не процесс. Если человек городит кучу различных монструозных процессов, в которые вроде как все вовлечены и активно работают, но при этом результата-то нет вообще (кроме видимой занятости и борьбы с безработицей), то ваш ИТБП что-то делает не так. Или тот, кто его нанял.
Критичной является способность время от времени останавливаться и осознавать происходящее, перезагружаться. Конечно, все мы можем работать в highload-режиме. Но лишь какое-то время мы будем делать это продуктивно. И если не брать паузу, то вы просто загоните себя, а кроме этого — и работающие с вами команды. Хотите этого? Спойлер: команды — тоже нет.
Мне в работе помогает классическая матрица Эйзенхауэра.
Пример матрицы Эйзенхауэра
Итого
Всегда знает краткосрочные и долгосрочные коммиты своих заказчиков, приоритеты бизнеса и следит за тем, чтобы деятельность вверенных ему команд обеспечивала достижение стратегических целей компании.
Всегда знает температуру в своих командах, как в целом, так и ключевых её участников в отдельности.
Подсвечивает текущие и потенциальные проблемы и предлагает пути их решения/недопущения, прилагает максимум усилий для того, чтобы проблемы решались эффективно и комфортно для всех участников.
Обеспечивает прозрачность деятельности команд разработки и портфеля проектов в управлении.
Отвечает за использование и формирование ИТ-бюджета.
Участвует в выборе ИТ-решений с учётом всех требований и ограничений. То же касается работы с подрядчиками.
Работает с очень разными людьми, так что если вы искали пример, для какой вакансии софт-скиллы могут быть критичны, то вы его нашли.
Бизнес-партнер: как найти надежного человека
Бизнес-партнер – это в первую очередь возможность. Возможность вести совместный бизнес, делить финансовые расходы, инвестировать большие суммы денег в развитие перспективных направлений. Конечно же, это и совокупные риски – решать возникающие проблемы тоже придется сообща. Свалить с больной головы на здоровую не получится – фирма одна.
По причине такого тесного переплетения деловых связей, взаимозависимости, выбирать бизнес-партнера нужно очень тщательно, наверное, так же как жену. Человек с деньгами – это еще далеко не деловой компаньон. Необходимо учесть множество факторов, провести анализ, полноценную проверку и только потом заключать договор. О том, кто такой бизнес-партнер, как правильно вести совместное дело, вы узнаете из нашего материала.
Кто такой бизнес-партнер и что такое бизнес-партнерство
Бизнес-партнером называют человека, берущего на себя обязательства и выполняющего определенный набор функций в соответствии с общей стратегией фирмы. Это может быть физическое или юридическое лицо, совладелец-предприниматель, либо временный участник сделки.
Кто такой бизнес-сотоварищ в компании? Партнерство предполагает сотрудничество, направленное на достижение общей цели. Эти участники бизнеса делят между собой обязательства, ответственность за убытки и прибыль.
Существует несколько поводов, чтобы найти партнера по бизнесу:
необходим стартовый капитал, дополнительные инвестиции в развитие компании;
не хватает оборотных средств, например, при расширении предприятия;
недостаточно опыта и знаний у владельца бизнеса;
происходит слияние фирм – они превращаются в единое предприятие ради решения общих вопросов.
К помощи партнеров обращаются как недавно вышедшие на рынок компании, так и крупные, желающие добиться большего успеха.
Примером поиска бизнес-партнеров являются объявления в специализированных изданиях. Если напарник признан экспертом в сфере предпринимательства, он видит, какие факторы могут негативно отразиться на работе компании. При этом не важно, сколько она существует на рынке. Допустим, вы отлично разбираетесь в бухгалтерии, но далеки от юриспруденции – тогда, чтобы добиться взаимовыгодного сотрудничества, стоит искать правоведа в качестве компаньона.
В основе такого товарищества может лежать и денежная поддержка: например, бизнес-партнер становится инвестором для запуска или расширения проекта. Самым рентабельным считается сотрудничество, предполагающее достижение определенных финансовых показателей, которых невозможно добиться без посторонней помощи.
Выбирая бизнес-партнера, убедитесь, что ему свойственны:
высокий уровень профессионализма;
способность справляться со стрессами;
умение налаживать коммуникации;
наличие важных связей;
близкие вам ценности, приоритеты.
От грамотного выбора бизнес-партнера зависит возможность добиться успеха и вывести компанию на новый уровень.
Преимущества и недостатки делового партнерства
Благодаря участию бизнес-партнера можно сократить временны́е затраты на развитие компании. Подобное сотрудничество не всегда воспринимается серьезно, так как людям сложно осознать все риски и ответственность.
Преимущества | Недостатки |
Быстрый старт, возможность масштабировать проект. Работа в команде позволяет объединять ресурсы, делать гораздо больше, а значит, добиваться высоких результатов. | Отличия во взглядах на развитие фирмы, провоцирующие конфликтные ситуации. Компаньоны не могут принять единое решение, так как не готовы идти на уступки. |
Новые перспективы, поскольку имея поддержку бизнес-партнера, легче заняться тем, на что прежде было сложно решиться. | Время и силы, необходимые для развития предприятия, уходят на споры. |
Возможность саморазвития партнеров, т. к. у каждого свой набор навыков и умений. Если один – хороший продажник, то второй должен быть мастером в подготовке отчетности и обработке цифр. Старайтесь найти того, кто будет вас дополнять. | Полная зависимость от партнера, так как он имеет право уйти, продав свою долю в бизнесе. |
Больше свободного времени, ведь всегда есть на кого оставить компанию. Можно подменять друг друга, договариваться об удобном режиме работы, выходных и отпусках, при этом не позволяя бизнесу бесконтрольно развиваться. | Необходимость согласовывать все вопросы с партнером, отсутствие возможности самостоятельно принимать решения. |
Повышенное доверие со стороны инвесторов, банков. | Ответственность за действия компаньона при нарушении им закона, допущенных ошибках. |
Кредитные и инвестиционные организации больше любят работать с фирмами, в основе которых лежит бизнес-партнерство. | Общая репутация, поэтому некомпетентность, халатность, безответственность одного бизнес-партнера проецируется на второго и образ всего предприятия на рынке. |
Стратегическое развитие, что подразумевает возможность собственника полностью выйти из операционного управления. Если вас привлекает такой формат работы, важно грамотно составить партнерское соглашение. | Одному из партнеров может казаться, что другой мало вкладывается в компанию и получает неоправданно большой доход. |
Отсутствие равноценного распределения обязанностей, невозможность точно оценить проделанную работу, что вызывает конфликты. | |
Вероятность ошибки при выборе партнера, которая чревата большими проблемами для бизнеса. |
Принципы делового партнерства и правила совместного ведения бизнеса
При заключении партнерских отношений важно соблюдать определенные правила. Тогда совместная работа будет взаимовыгодной и приведет к процветанию компании.
Правило 1: Вложение капитала обоими участниками
Каждый партнер должен потратить на развитие фирмы свои деньги. Если его помощь не имеет отношения к материальным вопросам, он является не бизнес-партнером, а наемным специалистом.
Данное правило объясняется следующими причинами:
Вложив средства в бизнес, человек будет стараться извлечь выгоду и делать все для развития компании.
Когда есть вероятность потерять деньги, появляется больший стимул, чтобы углубиться в суть процессов, отслеживать продвижение проекта.
В случае форс-мажора компаньон будет стараться исправить положение и вывести фирму из кризиса, чтобы не потерять собственный капитал.
Если вы хотите открыть бизнес с партнером, нужно представлять себе оптимальную долю каждого в компании. Специалисты утверждают, что она должна быть разной. Это дает возможность выделить лидера, который принимает решения и несет бо́льшую ответственность за все процессы. Обычно соотношение капитала имеет формат 51 к 49 – в крупных компаниях главному держателю акций принадлежит 50 % + 1 акция.
Один из бизнес-партнеров получает бо́льшие возможности, активнее влияет на ситуацию, что положительно сказывается на эффективности проекта. Не бойтесь работать по такой схеме, так как вы выстраиваете исключительно деловые отношения, не приемлющие излишней лояльности. Сразу выберите владельца контрольного пакета, иначе вас ждет череда неприятных ситуаций и конфликтов.
Правило 2: Единая стратегия управления компанией
Если вы хотите добиться успеха в общем деле, между вами и компаньоном не может быть недопонимания относительно развития предприятия. Поэтому после выбора бизнес-партнера не торопитесь подписывать соглашение о сотрудничестве. Проясните следующие вопросы и постарайтесь прийти к компромиссу:
отношение к разным путям развития проекта;
сумма, которую он готов вложить в предприятие;
порядок действий в случае форс-мажоров.
Правило 3: Опасность родственных, дружеских отношений
Не соглашайтесь стать партнерами по бизнесу с друзьями и родными – все опытные предприниматели предостерегают от этого по таким причинам:
Многим сложно предъявлять жесткие требования близкому человеку в непредвиденных обстоятельствах, возникших по его вине.
Ошибка сотрудника, принятого по рекомендации родственника или друга, всегда приводит к неприятным разбирательствам. В случае с другим работником она бы закончилась штрафом, выговором.
Близкий человек, выступающий в роли финансового бизнес-партнера, может стать причиной краха бизнеса. Некоторые, обретя власть и материальную независимость, забывают, что деньги являются результатом труда. Компаньон дает некоторую сумму на проект, но сам им не занимается, превращаясь в обузу для остальных. При этом он уверен, что уже немало сделал для общего успеха. Если такую тактику избирает чужой человек, его можно осадить, тогда как с близким это бывает сложнее.
Правило 4: Значимость правильно оформленных документов
При подписании делового соглашения с бизнес-партнером важно учесть:
При любой форме партнерства отношения закрепляются в документальном виде, после чего бумаги нотариально заверяются.
В договоре фиксируются взносы, обязательства сторон, порядок расторжения.
Соглашение включает в себя полную информацию об учредителях компании, их правах, обязанностях.
Не делегируйте подготовку документов, изучите все пункты договора, составленного юристом. Подписывайте, лишь если уверены в безупречности соглашения.
Только при соблюдении названных правил можно искать новых бизнес-партнеров и заключать взаимовыгодные договоры, а совместное правильно организованное предприятие будет обеспечивать владельцам хороший доход.
Виды делового партнерства
Есть два вида делового партнерства: зарегистрированное с двумя и более членами, и сотрудничество, незафиксированное юридически и поддерживаемое всеми участниками.
Также выделяют следующие формы организации сотрудничества.
Коммерческое партнерство
Предполагает совпадение целевых аудиторий двух компаний.
Например, автомобильные дилерские центры являются самыми заинтересованными участниками любого партнерства. Им не требуется помощь в продаже, зато необходимо обслуживать проданные транспортные средства. В любом дилерском центре предусмотрена зона СТО, которая приносит предприятию большую часть чистой прибыли.
Нередко дилерский центр готов реализовать автомобиль с большой скидкой, практически отказавшись от прибыли. Зато он получает лояльного клиента, который будет приезжать на ежегодное ТО и ремонтные работы.
Изготовитель автомобилей получает от подобного партнерства дополнительный канал сбыта продукции. Ему не нужно ничего продавать, и можно уделить больше времени производственным процессам.
Некоммерческое
Речь идет о добровольном сотрудничестве и помощи в продвижении предложения.
Ярким примером некоммерческого сотрудничества являются соцсети, в которых владельцы групп договариваются о взаимном обмене аудиторией. Они размещают у себя ссылку на группу бизнес-партнера, приглашая своих подписчиков вступить. Либо популярный блогер может позвать коллегу к себе на канал, чтобы вместе записать эпизод и обеспечить редирект аудитории.
Ограниченный формат
Ответственность каждого бизнес-партнера распространяется только не некоторые заранее обговоренные сферы. Данный подход нередко встречается в так называемых «партнерских коалициях», где цикл работы с клиентом поделен между исполнителями.
Так работают строительные компании, сдающие жилье «под ключ». Один участник контролирует и ведет проект, другой решает проблемы с документами, следующий – отвечает за поставку стройматериалов, еще один строит. В результате каждый занимается только доверенными ему задачами.
Нередко после нескольких выполненных проектов бизнес-партнеры открывают совместное предприятие, например, ООО или АО.
Полная форма
Здесь несут ответственность все стороны сотрудничества. Этот подход применяется для создания любого продукта объединением из нескольких компаний. Например, его результатом является активная популяризация и использование Apple Pay. Apple договорилась о сотрудничестве с Master Card, которой принадлежит одна из крупнейших клиентских баз в мире, и смогла в короткие сроки завоевать рынок безналичной оплаты.
С 2014 года количество пользователей Apple pay достигло уровня в 127 миллионов человек. Все крупные платежные системы сильно уступают сервису по темпам роста.
Стратегический вид
Подход предполагает сотрудничество в долгосрочной перспективе и используется бизнесом, успевшим завоевать свое место на рынке и стремящимся расширить сферу влияния.
Данный формат более сложный, чем описанные выше. Если бизнес-партнер превосходит вашу компанию по масштабам и воспринимает ваш сектор как стратегический, он присоединит или поглотит ваше предприятие. В идеале, присоединение должно стать взаимовыгодным.
Правда, не стоит игнорировать и другой сценарий, при котором ваш бизнес отберут либо сделают прежнее существование невозможным, а вы добровольно согласитесь на интеграцию с другой фирмой. Прежде чем находить стратегического бизнес-партнера, оцените возможные перспективы.
Виды отношений в деловом взаимодействии
Партнеры-поставщики
Бизнес-партнеры привозят компании сырье, инструменты, не являясь ее конкурентами. Они предоставляют определенный объем услуг, благодаря которому ваш бизнес становится более эффективным. Для них вы считаетесь клиентом.
Вы можете сократить свои издержки, если пойдете на более глубокую интеграцию с поставщиками. Договоритесь об упрощении и сокращении сроков доставки своих заказов.
Помогайте таким партнерам развиваться, чтобы сформировать надежную основу для работы собственной компании. Поддержка малых поставщиков – это и есть смысл такого взаимодействия, а не возможность покупать по сниженной цене.
Партнеры-клиенты
Они отличаются от обычных потребителей тем, что постоянно пользуются вашими услугами, интегрируются с вами и помогают вам расширять аудиторию.
Старайтесь перевести каждого покупателей в статус партнера-клиента – для этого нужны не особые навыки, а определенный образ мышления. Воспринимайте любого из них как долгосрочного компаньона, беспокойтесь о его проблемах, старайтесь найти способы их решения. Тут вам помогут ваши партнеры-поставщики.
Недостаточно оказывать услугу, нужно быть готовым взять на себя более широкий спектр вопросов. Так, «Макдональдс» не просто кормит людей, а развлекает детей, проводит социальные акции, пр. Подумайте, что еще вы способны сделать для своего клиента, тогда ему будет сложно отказаться от дальнейшей работы с вами.
Партнеры-конкуренты
Может показаться странным, но и соперники нередко становятся бизнес-партнерами. Например, для одного из покупателей ваши предложения слишком дорогие. Вы передаете его такому конкуренту, но работающему в бюджетном сегменте, а тот платит вам процент от сделки. Клиент без труда находит нужное предложение, а ваш коллега делает продажу – все довольны.
Чтобы добиться хороших результатов от работы с подобными бизнес-партнерами, решите, что привлекает вас в таком сотрудничестве:
виды оказываемых услуг, пр.
Создайте для себя отдельный каталог, чтобы как можно быстрее подключать нужные компании.
Партнеры-смежники
Они призваны дополнять услугу. Если вы разрабатываете сайты, то партнер может создать мобильное приложение. Выберите смежные для своей компании области, выделите в каждой пять фирм. Если клиенту нужны будут дополнительные услуги, вы сможете ему помочь.
Когда вы не способны привлечь смежника, потребитель найдет его сам, но вы рискуете лишиться сделки. Новый участник процесса может воспринимать вас исключительно как конкурента и будет бороться за возможность воздействовать на решения клиента. Заранее подготовьтесь, чтобы не допустить подобного исхода.
Этапы организации бизнес-партнерства
Этап 1: Поиск партнера для совместной работы
Поиск компаньона является сложной задачей, на которую уходит много времени. Применяйте доступные эффективные методы, обязательно ищите онлайн и офлайн. Вам могут помочь такие ресурсы:
тематические форумы для деловых людей;
блоги и группы в соцсетях.
Собственный блог или страница в социальных сетях. Расскажите на своей площадке, на личной странице, что вы ищете надежного бизнес-партнера. Дайте знать о своих планах, уже достигнутых успехах, поделитесь, каким вы видите подходящего компаньона. Допустим, вам нужен юрист, или человек с навыками в одной из технических областей, либо инвестор для нового проекта.
Поиск офлайн. Если вы собираетесь открыть свое дело или активно развиваете его, вашими бизнес-партнерами могут стать друзья, знакомые, коллеги. На данном этапе такой подход является самым удобным. Сотрудничать с тем, кого вы хорошо знаете, гораздо проще и выгоднее. Выберите человека, который заинтересуется вашей идеей, а его знания, опыт будут полезны фирме.
Поиск среди клиентов. Найти тех, кто ищет бизнес-партнеров, можно и среди клиентов. В результате оба контрагента получают выгодные условия, при этом работая в разных сферах бизнеса. Успешным бывает такое сотрудничество между поставщиком и продавцом.
Поиск на бизнес-мероприятиях, конференциях, семинарах, форумах. В современном мире выставки, конгрессы, симпозиумы и прочие события превратились в ресурс для обмена опытом, поиска людей и компаний для взаимовыгодного сотрудничества.
Поиск в объединениях бизнесменов, ассоциациях. Речь идет о профсоюзах, ассоциациях, позволяющих найти бизнес-партнеров, ведь в составе таких ассоциаций всегда есть фирмы-лидеры в своей отрасли. Попытайтесь попасть на их встречи, чтобы пообщаться с успешными предпринимателями, готовыми расширять горизонты своей компании, и предложить им объединиться с вами.
Для выхода на мировой рынок и поиска зарубежных бизнес-партнеров полезны наиболее популярные платформы:
LinkedIn имеет 500 миллионов зарегистрированных пользователей, доступна в 200 странах на 24 языках.
XING.DE пользуется наибольшим спросом в регионах, где местные жители говорят на немецком. Стоит воспользоваться этим порталом, чтобы стать партнером бизнеса в Германии, Швейцарии, Австрии.
Founder2be применяется для налаживания сотрудничества с компаниями, занятыми в сфере маркетинга, дизайна, пр.
CoFoundersLab является уникальной платформой для поиска партнеров и обмена информацией с представителями делового мира, имеющими похожие на ваши цели и проблемы.
Все названные порталы объединяют онлайн-бизнес и специалистов. По своей сути они близки к соцсетям, однако носят не личный, а профессиональный характер. Платформы отлично подходят для поиска бизнес-партнеров в Европе и общения с предпринимателями из разных уголков мира.
Этап 2: Анализ и оценка будущего партнера
После того как вам удалось выбрать нескольких потенциальных партнеров для бизнеса, и вы собрали о них максимум сведений, переходите к аналитике, уделив особое внимание полноте и достоверности данных. Так вы сможете понять, насколько кандидаты подходят для реальной совместной работы.
В основе выбора контрагента лежит принцип многовариантности и система сужающихся критериев – она позволяет оценить, стоит ли выстраивать с кандидатом деловые отношения.
В первую очередь потенциального компаньона рассматривают, исходя из укрупненных критериев. К ним относятся регион, масштабы деятельности, местоположение, пр.
В конце анализа количество оцениваемых компаний сокращается до минимума, поэтому характеристики конкретизируются. Теперь необходимо подробно сравнить качества и возможности претендентов.
Информация о каждом предприятии заносится в карту фирмы или анкету с ключевыми вопросами, которую начинают заполнять уже на первых этапах анализа. Она считается сквозным документом и дополняется на всех этапах работы: в процессе оценки потенциального компаньона, при заключении соглашения о сотрудничестве и организации совместной деятельности.
В карту фирмы вносятся данные о новых представителях компании, особенностях ведения переговоров, выстраивания деловых отношений с таким бизнес-партнером.
Структура и содержание этого документа должны соответствовать целям анализа и особенностям дальнейшей совместной работы.
Оценка финансового положения бизнеса включает в себя предварительный анализ, проверку устойчивости с финансовой точки зрения, ликвидности баланса, финансовых коэффициентов и результатов, а также уровня рентабельности и деловой активности.
Судить о состоянии организации позволяет ее отчетность, а именно баланс, итоговый отчет о прибылях и убытках, документация о фондах и их использовании. В первом из перечисленных документов содержится информация о финансовом положении предприятия на последнюю дату отчетного периода. Финансовый год может не совпадать с календарным: у многих организаций, действующих по всему миру, его конец приходится на 31 марта или 30 июня, либо иные сроки.
Этап 3: Проверка потенциального бизнес-партнера
Выбирая бизнес-партнера, важно быть предельно осторожным, поэтому сохраняйте результаты проверок и выполняйте такие несложные правила:
Изучайте перед заключением договоров своих контрагентов, не важно, новые они или давно вам знакомы. Насторожитесь, если компания просит предоплату, рассрочку, либо в Сети нет о ней сведений.
Старайтесь как можно быстрее распознать мошенников. Подсказками являются адрес массовой регистрации, отсутствие сведений в интернете и сервисах проверки, массовый директор или учредитель. Также сюда относится невозможность напрямую связаться с руководством компании, слишком долгое ожидание документов от потенциального компаньона.
Просите будущего бизнес-партнера показать бухгалтерскую отчетность, ИНН, ОГРН, устав, документы об учреждении компании, приказы назначения генерального директора и главного бухгалтера, материалы, свидетельствующие об опыте работы.
Пользуйтесь услугами юристов и экономистов при проверке контрагентов, чтобы не ошибиться при трактовке устава, договора, финансовой отчетности.
Просмотрите страницы топ-менеджеров компании в соцсетях, ведь именно от этих людей зависит отгрузка товара, оплата и другие процессы при ведении совместного проекта.
Бесплатные сервисы для поиска лучшего бизнес-партнера
На портале Федеральной налоговой службы можно проверить компанию по ИНН и другим реквизитам. Чтобы бесплатно собрать максимум информации о фирме, имея только индивидуальный налоговый номер, используйте такие услуги:
Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, то есть реестра юридических лиц и ИП. ФНС предоставляет самый полный перечень сведений, находящихся в открытом доступе. В выписке содержатся основные данные предприятия: дата регистрации, место постановки на учет, перечень учредителей, имя гендиректора, пр.
Сервис «Проверка контрагента». Введите ИНН, чтобы проверить в ЕГРН, что действительно было зарегистрировано ИП, юридическое лицо.
Проверка адресов массовой регистрации позволяет узнать, является ли таковым юридический адрес вероятного партнера.
Поиск данных в реестре дисквалифицированных лиц – здесь вы можете проверить учредителя, генерального директора компании, выбранной вами на роль потенциального бизнес-партнера. У названных лиц не может быть ограничений, наложенных судом, и они должны на законных основаниях занимать свои должности. Аналогичные санкции могут быть наложены и на ИП.
Получение сведений о лицах, которые не имеют права управлять предприятием, либо выступать в качестве его законных представителей. Сервис нужен для проверки учредителя, гендиректора.
Проверка регистрации контрагента как субъекта некрупного бизнеса – процедура выполняется через единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Онлайн-картотека арбитражных дел
В ней содержатся все открытые для публикации сведения, касающиеся судебных разбирательств с участием юридических лиц и ИП, а также соответствующие акты и решения. Чтобы проверить перед работой потенциального бизнес-партнера, достаточно знать название компании либо ее ИНН.
Наиболее внимательно стоит изучить дела, где на вашего вероятного контрагента подали в суд, и он является ответчиком. Если он постоянно участвует в подобных разбирательствах, они носят массовый характер, стоит хорошо подумать перед привлечением подобного компаньона.
Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов
В этой базе можно узнать о наличии долгов. Они могут появиться, если компания проиграла в суде и должна выплатить истцу денежные средства, либо не возвращает долги. Вы вряд ли захотите сотрудничать с фирмой, оказавшейся в этом банке данных.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Нет ничего хуже для бизнеса, чем заключить договор с банкротом. Вслед за этим вас ждет оспаривание сделок в судах, споры, тяжбы с кредиторами и много других проблем.
Бухгалтерская отчетность фирмы
На онлайн-ресурсе можно получить бухгалтерскую отчетность контрагента за 2012–2018 годы. Если вас интересует аналогичный документ за 2019 год и позже, стоит прибегнуть к помощи сервиса бухгалтерской отчетности Федеральной налоговой службы.
Сервис проверки паспорта
МВД дает возможность самостоятельно убедиться в действительности паспорта представителя контрагента, директора или учредителя.
Сервис проверки предоставленной нотариальной доверенности
Представитель может действовать от имени контрагента только при наличии доверенности. Введите на сервисе Федеральной нотариальной палаты ее номер и дату, чтобы убедиться, что документ не фальшивый.
Это основные бесплатные сервисы, позволяющие понять, стоит ли иметь дело с выбранным вами бизнес-партнером. После его проверки ФНС не сможет предъявить вам претензии за неосмотрительность.
Оценка репутации и реального финансового положения компании, ее собственника и управленца по открытым, в том числе платным, источникам информации не является полной гарантией благонадежности контрагента. Такой подход, напротив, может усыпить вашу бдительность и обмануть налогового инспектора, поэтому важно применять и другие способы.
Этап 4: Заключение партнерского соглашения
Партнерским соглашением называют документ, который не заменяет устав компании, корпоративный или трудовой договор, не позволяет выстраивать защиту в суде. Это способ фиксации отношений, целей и взаимных ожиданий бизнес-партнеров.
Форма фиксации такого соглашения не имеет установленного образца, главное, чтобы оно содержало основные нюансы вашей дальнейшей работы с контрагентом. Вы можете составить его в «Word», «Google.Документах», далее готовый текст необходимо распечатать, поставить подписи сторон.
Соглашение составляется в произвольной форме, простыми словами. Конечно, его можно подготовить на сложном юридическом языке, но смысл в том, чтобы зафиксировать конкретные договоренности между сторонами, поэтому партнеры должны точно понимать каждый пункт. Хотя этот документ допускается использовать при разбирательствах в суде, обычно этого не требуется, если отсутствуют юридические термины.
Подготовка соглашения включает в себя два ключевых этапа: обсуждение работы компаний и фиксацию договоренностей. Для этого выполните такие шаги:
Выбор времени и места для рассмотрения основных нюансов совместной деятельности.
Детальное обговаривание важных тем, проработка конфликтных ситуаций.
Обсуждение вопросов, возникших у контрагентов в процессе диалога.
Фиксация договоренностей, предполагающая отсутствие общих фраз.
Время и место
Сразу займитесь составлением соглашения, иначе этот процесс будет постоянно откладываться, ведь всегда кажется, что есть более важные вопросы. Так вы будете тянуть до первого серьезного конфликта, а после него крайне сложно спокойно прийти к общему мнению.
Не ждите ситуации недопонимания, в ваших интересах как бизнес-партнеров скорее выбрать время для обсуждения. Встречайтесь за пределами офиса, чтобы никто не отвлекал и не мешал сконцентрироваться на ключевых темах.
Детальное обсуждение
Нужно не просто сформировать документ, а осознанно и тщательно обсудить все подробности дальнейшего сотрудничества, не исключая вероятные случаи несогласия. Поэтому к данной задаче рекомендуется приступать в миролюбивом настроении – оно позволит вам выслушать друг друга, а не пытаться отстоять исключительно собственные интересы.
Сравните два варианта:
Ситуация без конфликта: есть два компаньона, у них пока нет общего бизнеса, поэтому им нечего делить. Задача бизнес-партнеров – понять, чей голос будет решающим в разных вопросах. Один говорит: «Допустим, мы нашли помещение, но меня устраивают условия, а ты на них не согласен. Кто отвечает за решение?» Ситуация абстрактная, что позволяет обсудить ее максимально подробно. Возможно, стороны решат, что последнее слово всегда за первым компаньоном, либо он отвечает за вопросы аренды, а второму принадлежит сфера маркетинга.
Конфликтная ситуация: аналогичный диалог разыгрывается уже в процессе совместной работы бизнес-партнеров. Перед ними – готовый договор аренды, но один из компаньонов не согласен на предложенные условия. Если бумаги не будут подписаны сейчас, помещение, которое искали несколько месяцев, заберет другая компания. Нужно торопиться, но договориться не получается.
Достаточно распространена позиция, что нет смысла подписывать соглашение, пока нечего делить. Она далека от реальности: нужно все подробно обговорить и выработать единую позицию, когда нет общего предприятия. Если участники диалога успели вложить в проект собственные ресурсы, конфликт из-за мелочи может разрастись до огромных масштабов.
Неудобные вопросы
Важно поднять все болезненные, деликатные темы, ведь именно они обычно приводят к несогласию. К таким вопросам относятся власть, деньги, полномочия, семья, несчастные случаи, ответственность в случае промахов. Наибольшие трудности вызывают вопросы: «Кому перейдет доля в бизнесе в случае смерти одного из партнеров?», «Кто в организации главный?» и т. п.
Упростите себе задачу, пригласив посредника на обсуждение таких тем. Это может быть юрист, переговорщик, любое незаинтересованное лицо, в беспристрастности которого уверены оба бизнес-партнера.
У посредника должен быть подготовлен список вопросов, которые он по очереди озвучивает компаньонам. Он следит за обсуждением, не позволяет собеседникам отвечать общими словами, мешает перевести диалог в конфликт. Некоторые вопросы от друга, родственника могут показаться болезненными, например: «Кто получит твою долю, если ты разведешься?», «Что будет, если ты закупишь товар, но продать его не получится?». Тогда как от постороннего человека они воспринимаются более спокойно – партнеры не спорят, ведь ведут диалог с посредником.
Другая сложная тема – это распределение долей и причины выбора определенного соотношения. К ответу необходимо прийти осознанно, хотя в реальности многие воспринимают этот вопрос как формальность. Например, делят компанию пополам, поскольку данная схема кажется наиболее справедливой. На самом деле, равное распределение является справедливым лишь при условии, что бизнес-партнеры затрачивают одинаковый объем сил, времени, денег.
При этом важно, чтобы они не только вкладывались фактически, но и верили, что дают фирме столько же, сколько и другие. В противном случае возникает недовольство, а это уже путь к конфликтной ситуации.
Рекомендуется заранее, допустим, за неделю передать партнеру вопросы, которые вы хотели бы обсудить. Так вы упростите диалог, позволив компаньону свыкнуться с темами и самой идеей такого разговора. Кроме того, ему будет проще придумать ответные вопросы. Данный подход гораздо разумнее, чем попытки без предупреждения узнать, что будет с компанией, если коллега ошибется на миллион рублей.
Фиксация договоренностей без общих фраз
Когда вы смогли прийти к общему мнению, важно записать соглашение. Так вы перепроверите себя, убедитесь, что вы с партнером правильно поняли друг друга.
В тексте соглашения не допускаются общие фразы, активно используемые в устной речи. Так, формулировка: «Я отвечаю за рекламу» только кажется весомой, на самом деле, она не устанавливает точные функции и обязанности. Если договоренность не записана, со временем человек забудет свое обещание либо будет иначе его трактовать. Постепенно память подстраивается под привычный принцип действия, прежние решения понимаются иначе, тогда как записанный текст не позволяет отходить от принятых стандартов.
Не откладывайте темы в процессе обсуждения, не выносите их в приложение к основному документу. Практика общения между бизнес-партнерами показывает: если что-то не записано сразу, оно будет упущено и станет причиной недопонимания. Откажитесь от отсылок к несуществующим дополнительным документам – обговаривайте все прямо сейчас.
Объемные вопросы можно обдумать дома, подготовить по ним предложения, чтобы продолжить разговор на следующий день партнерской сессии. Главное, чтобы к подписанию договора все условия были зафиксированы на бумаге.
Итак, основные темы обсуждены и записаны, остается подготовить копии документа и поставить подписи бизнес-партнеров в знак согласия на дальнейшую реализацию договоренностей. Визирование дисциплинирует, заставляет проверить каждое слово, ведь мало кому хочется подписывать все подряд. На данном этапе важно уточнить появившиеся и сложные вопросы, при необходимости внести изменения в текст, так как его ценность кроется в обсуждении, а не в бумажных экземплярах. Подпись ставится лишь в том случае, если вас полностью устраивают все пункты соглашения.
Советы как вести себя с партнером по бизнесу
Любой бизнес-партнер должен опираться в своей деятельности на основные принципы работы в команде с сильными игроками:
Быть искренним, создавать возможности, выгодные обоим участникам
В основе партнерских отношений лежат общие интересы, достижение совместных долгосрочных целей. Благодаря им, оба компаньона извлекают пользу, например, вырабатывают коммуникативные навыки, выходят на новый сегмент рынка. Чтобы прийти к успеху, вы должны стараться на благо не только своего дела, но и компании партнера. Не стоит пытаться воспользоваться чужой фирмой, так как манипулирование всегда заметно.
Не забывать, что оба контрагента должны обеспечивать одинаковый уровень качества работы
Веб-сайт фирмы, ее присутствие в соцсетях, маркетинговые программы, качество услуг и личные принципы деловой этики руководителя должны совпадать с аналогичными компонентами деятельности фирмы-партнера. Если вы видите, что уступаете даже по одному пункту, скорее исправьте ситуацию. В партнерстве более слабый стремится к уровню сильного, в результате развиваются все участники проекта. Попытка предложить контрагенту некачественные товары чревата полным разрывом отношений, так как негативно скажется на репутации обоих.
Находить компаньонов в вашей либо близкой к ней области
Важно, чтобы предложения подходили вашим деловым партнерам, помогали их фирме развиваться. А ваши действия должны быть направлены на их целевую аудиторию. Две компании работают с общим сегментом рынка, покрывают одинаковый спрос, избегая конкуренции. Вы и бизнес-партнер, будь то женщина или мужчина, должны дополнять друг друга, добиваясь лучшего качества оказания услуг.
Необходимо заранее изучить сферу и товары потенциального коллеги, ведь вы планируете вести общее дело, а результаты непосредственно скажутся на работе каждой компании.
Отказаться от совместных проектов с теми, кто не понимает смысл партнерства
Некоторые предприниматели не вступают в партнерскую программу после первого предложения, так как серьезно относятся к данному формату деятельности. Есть и бизнесмены, быстро подписывающие соответствующие договоры – чаще всего они относятся к сфере IT и совершенно не представляют себе суть нового проекта.
Соглашаясь работать со вторым типом руководителей, рискуете превратиться в их няньку. Вы не сможете получить быструю выгоду, а усилий и времени потратите очень много. Всегда есть вероятность, что контрагент со временем утратит интерес к взаимодействию с вами. Откажитесь от завышенных ожиданий, не бойтесь разорвать партнерское общение, если они не приносят плодов, а руководитель второй фирмы не до конца понимает, на что согласился.
Подготовить простую, но грамотную стратегию, чтобы постепенно развивать отношения с бизнес-партнером
Следуйте заранее составленному плану от первого письма кандидату на роль бизнес-партнера до подписания соглашения и реализации общего проекта. К успеху приведет хорошо продуманный, понятный документ, описывающий суть и плюсы совместной работы. В нем указываются принципы, которые ложатся в основу развития деловых отношений.
Партнеру нужно увидеть в вашем предложении существенные преимущества – сразу покажите ему, насколько выгодно сотрудничество. Предоставляемые документы должны быть понятными, краткими, а идеи – сформулированы в виде емких тезисов.
Обычно причина конфликтов кроется в таких ошибках:
Бизнес оформлен на одного партнера, либо номинального собственника, что нередко делают индивидуальные предприниматели. После конфликта основной компаньон не берет трубку, перекрывает другому доступ к внутренним ресурсам и полностью забывает о совместном владении предприятием.
Не предусмотрено разделение сфер ответственности. Оба бизнесмена пытаются скинуть с себя сложную работу, поэтому многие функции не выполняются, и фирма страдает.
Бизнес-партнеры не договорились заранее, как, в какие сроки и в каких объемах распределяется прибыль. Один уверен, что средства стоит вложить в компанию, а второй постарается забрать их для своих нужд.
Важно сразу все обсудить и прийти к соглашению относительно наиболее значимых моментов, даже если они кажутся абсурдными и очевидными. Все решения закрепляют в бумажном виде, чтобы защититься от постоянных споров.
Реальные примеры самых успешных деловых партнерств
Порой удачная реализация совместных проектов оказывается возможной, когда предприятие создают друзья, одноклассники, родственники. На первых порах некоторым компаньонам бывает сложно договориться. А другие так и не выстроили хорошие отношения, хотя эффективно работают вместе. Далее приведены самые успешные фирмы, в основу которых легла деятельность бизнес-партнеров:
Билл Гейтс и Пол Аллен, компания Microsoft
Предприятие основано в 1975 году.
Билл Гейтс и Пол Аллен подружились, когда оба были учениками частной школы Лейксайд. Их объединил интерес к компьютерам, а в старших классах они превратились в команду хакеров.
Хотя специалисты называют опасным открытие предприятия с друзьями, этих бизнес-партнеров к успеху привела их любовь к компьютерам, страсть к предпринимательству и настоящее единство.
Когда Билл Гейтс поступил в Гарвард, Пол Аллен отправился в Бостон, чтобы продолжать вместе генерировать идеи. Гейтс поддался уговорам товарища и бросил учебу, после чего они открыли «Microsoft».
Ларри Пейдж и Сергей Брин, компания Google
Фирма создана в 1998 году.
Сергей Брин родился в России, а Ларри Пейдж – в американском штате Мичиган. Они познакомились в Стэнфорде в 1995 году во время учебы, когда Брин был гидом Пейджа на экскурсии для аспирантов по университетскому городку. Хотя они бесконечно спорили и не сразу подружились, свой исследовательский проект Брин делал в паре с Пейджем, а совместная докторская диссертация «Анатомия гипертекстовой поисковой машины» послужила началом компании Google.
Их объединил примерно одинаковый опыт и технологические знания, интерес к поиску данных. Оба основателя знаменитой компании родились в семьях профессоров и еще в детстве стали проявлять интерес к компьютерам. Все названные факторы привели к тому, что видение фирмы оказалось у бизнес-партнеров похожим.
Они приняли в качестве третьего руководителя Эрика Шмидта, благодаря чему смогли создать в Google непринужденную атмосферу, ставшую визитной карточкой компании.
Стив Джобс и Стив Возняк, компания Apple Inc.
Компания открыта в 1976 году.
Джобс и Возняк подружились на летних каникулах в 1970 году: второй собирал компьютер, а первый предложил его продать.
В 2006 году Возняк дал интервью Seattle Times, где объяснил причину успеха предприятия. По его мнению, он просто делал то, что умел лучше всего, и только потом выяснилось, что его деятельность способна повлиять на ход развития мира. Джобс же всегда знал, какие из работ товарища можно продать. В самом начале он уже думал о создании компании и, вероятно, мечтал изменить общество.
Возняк является магистром анализа, но его никогда не интересовал сбыт своих машин – за эту часть проекта отвечал Джобс. В основу союза бизнес-партнеров лег технический гений первого и предпринимательский талант второго. Несмотря на все события, их дружба сохранилась, и за годы взаимодействия они даже никогда серьезно не ругались.
Эван Уильямс и Биз Стоун, компания Twitter
Фирма появилась в 2006 году.
Эван Уильямс работал в сервисе Blogger, когда тот приобрела компания Google. Став сотрудником знаменитой поисковой системы, Уильямс нанял Биза Стоуна. В своем интервью AllThingsD тот сказал, что изначально они были соперниками, но позже превратились в друзей и взаимно испытывали большое уважение. Когда Эван ушел из Google в Odeo.com, Стоун тоже сменил место работы. В Odeo товарищи встретились с Джеком Дорси, и тот рассказал им о своей идее – в итоге мир получил Twitter.
Оба бизнес-партнера многие годы трудились в блогосфере, поэтому прекрасно представляли себе тонкости блог-платформ, доступных на тот момент. Уильямс понял, насколько широкие возможности дарит Twitter, и решил посвятить себя микроблогингу. Важными компонентами совместной работы Уильямса и Стоуна стали взаимное уважение, братские отношения, общие амбиции.
Билл Хьюлетт и Дейв Паккард, компания Hewlett-Packard
Фирма создана в 1939 году.
Билл и Дейв познакомились в Стэнфорде, где проходили программу подготовки инженеров. После выпуска они вдвоем отправились в горы в двухнедельный поход, где подружились. Некоторое время спустя, они создали HP, находясь под влиянием идей профессора Стэндфордского университета Фреда Термана.
Хьюлетт и Паккард были близкими друзьями и во всем поддерживали друг друга, даже имели похожие характеры и манеру управления. Они сами участвовали в создании и ведении проектов, сформировав в компании атмосферу взаимопомощи и уникальную рабочую этику, которая привела их бизнес к процветанию.
Партнерство является форматом предпринимательской деятельности, который позволяет прекрасно сэкономить, открыть свое дело и добиться успеха. От вашего выбора и качеств конкретного бизнес-партнера зависит репутация каждого и эффективность фирмы в целом, поэтому не торопитесь, подробно все обдумайте, прежде чем заключать соглашение и начинать совместный проект.