Всё о маркировке товаров
В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно вводиться система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов. Зачем нужна эта «реформа» и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу?
Оглавление:
В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:
- идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
- создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
- создание Единого каталога товаров.
Что такое маркировка
С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».
Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.
В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Зачем в России внедряется маркировка
К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.
По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.
«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.
В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.
Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.
Какие товары участвуют в системе маркировки
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.
- Табачная продукция
- Духи и туалетная вода
- Шины и покрышки пневматические резиновые новые
- Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
- Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
- Обувные товары
- Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.
На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:
- Лекарственные средства (Постановление Правительства от 24.01.2017 № 62)
- Обувь (Постановление Правительства от 30.05.2018 № 620)
- Табачная продукция (Постановление Правительства от 27.11.2017 № 1433)
- Духи и туалетная вода (Проект постановления «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации»)
- Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки (Проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек»)
- Одежда (Проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности»)
Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.
Оператор системы маркировки
В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.
Этапы внедрения маркировки
2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.
Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.
Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.
В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:
Товар | Старт эксперимента | Обязательное использование |
Лекарства | С 1 февраля 2017 года | С 1 июля 2020 года |
Табак | С января 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Обувь | С 1 июня 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Шины и покрышки | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Духи и туалетная вода | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Пиво | С 1 июля 2018 года | Нет официальной информации |
Что такое «Честный знак»?
Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:
- цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
- инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).
Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.
Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.
Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?
Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.
Что такое Национальный каталог товаров?
В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.
Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.
С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.
Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
Data Matrix код и его криптозащищенность
Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.
Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.
Data Matrix код состоит из двух частей:
- код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
- код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.
На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.
В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.
Как работает система маркировки
Процесс включает следующие этапы:
- На уровне производителя / импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.
- На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя.
- На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки.
- На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар при продаже на онлайн-кассе. Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл.
- На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».
Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:
Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).
После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, в табаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.
После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.
Схема может усложняться, например, если код выбывает из оборота не через кассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты и т.д.
Как бизнес должен подготовиться к маркировке
Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.
Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.
Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки
Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.
- Новое оборудование, которое умеет работать с кодами маркировки
Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.
Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.
- Касса и кассовое ПО
Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.
- Подключение к ОФД
Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.
- Учетные системы
Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.
- IT-решение для передачи сведений в «Честный знак»
Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.
Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.
Участие СКБ Контура в системе маркировки
Компания СКБ Контур является оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором и позволяет клиенту оперативно решать свои задачи.
Маркировка — это совокупность различных бизнес-процессов. Исходя из этого СКБ Контур предлагает комплексное решение по автоматизации всех бизнес-процессов, которые участвуют в процессе маркировки товара. Кроме того, компания оказывает экспертную поддержку в методологии и технологиях, а также предлагает различные интеграционные решения или решения «под ключ».
Если у вас маленький неавтоматизированный магазин, то вам как раз подойдет решение «под ключ» – Контур.Маркет. Вы просто покупаете готовый комплект продуктов и в дальнейшем не заботитесь о том, как работать с ЕГАИС и маркированным товаром, как осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением вы получаете все необходимое оборудование и кассовое ПО.
Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД.
Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Онлайн-кассы для торговли маркированными товарами
Торговым сетям и крупному бизнесу (оптовики, дистрибьюторы, производители) необходимы другие возможности: ЭДО, автоматизированный учет и обработка входящих и исходящих документов, интеграционные решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы. Для таких клиентов решения подбираются с учетом их процессов, желаний, степени автоматизации и текущих систем. Они получают работающий и связанный комплекс инструментов для работы.
Торговым сетям подойдет Контур.EDI. Это решение ускоряет процесс обработки заказов, избавляя от ошибок ручного ввода наименования и количества номенклатуры, сокращает время создания документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.
Кроме того, требуется подключение ОФД — это позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на подключение торговых сетей
Для крупного бизнеса есть Диадок. Сервис позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.
Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то ей могут потребоваться услуги по его интеграции с информационной системой ЦРПТ. СКБ Контур может предложить API для взаимодействия с ЦРПТ. Имея опыт работы с большим количеством клиентов, компания располагает всеми необходимыми ресурсами для оказания необходимой техподдержки в таких случаях.
Для соблюдения правил оборота маркированной продукции необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись ЦРПТ. Контур.ОФД выполняет эту задачу, взаимодействуя со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Маркировка продукции: правила и ГОСТы
Маркировка по ГОСТ включает различные символы и знаки для обозначения информации о продукции на ее упаковке. Различные товары имеют свои особенности маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели узнают, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. По правилам, этикетка обязана состоять из названия товара, товарного знака, штрихкода, а на упаковке необходимо отразить сведения о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам видно, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
- ТР ТС маркировка непродовольственных товаров — ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
- 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ГОСТ Р 51074-2003 — для продовольственных продуктов;
- ГОСТ Р 51121-97 — госстандарт «Товары непродовольственные».
Как работает национальная система маркировки
Система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров введена Постановлением Правительства № 515 от 26.04.2019. Участники товарного оборота обязаны маркировать некоторые продовольственные и непродовольственные товары. Обязательная идентификация продукции касается организаций и ИП, которые занимаются (ст. 9 соглашения о маркировке товаров, п. 19 ст. 2 381-ФЗ от 28.12.2009):
- импортом;
- производством;
- поставками продукции;
- оптовой, розничной торговлей.
Правительство утвердило перечень продукции, которую надо маркировать (РП РФ № 792-р от 28.04.2018). Кроме того, обязательной маркировке подлежат лекарственные препараты (ч. 4, 5 ст. 67 61-ФЗ от 12.04.2010, п. «б» ПП РФ № 1557 от 14.12.2018).
Чтобы стать участником системы маркировки, надо зарегистрироваться в государственной системе мониторинга «Честный знак». После регистрации участник торгового оборота подает оператору системы заявку на получение маркировочных кодов (п. 5-8 правил из ПП РФ № 515).
Полученный маркер в машиночитаемой форме наносят на товар, упаковку или другой материальный носитель (п. 4 правил из ПП РФ № 515). Если в одной таре несколько фасованных товаров, маркер наносят на групповую упаковку. В ТР ТС 022/2011 указано, допускается ли на групповой упаковке не указывать количество упакованной пищевой продукции, — если свойства групповой упаковки позволяют идентифицировать сведения о количестве продукции и подсчитать число потребительских упаковок, общее количество разрешено не указывать (п. 3.2 решения комиссии таможенного союза № 881 от 09.12.2011).
Какую продукцию маркировать обязательно
Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, указаны в Распоряжении Правительства № 792-р от 28.04.2018. Обязательно маркируйте:
- табак и табачные изделия;
- духи и туалетную воду;
- шины и покрышки;
- предметы одежды;
- обувь;
- шубы;
- постельное и столовое белье;
- фотокамеры, вспышки;
- молочную продукцию;
- сыры и мороженое;
- лекарства;
- велосипеды;
- упакованную воду;
- кресла-коляски;
- пиво, сидр, пивные, сброженные и игристые напитки.
Сроки обязательной идентификации для каждого вида продукции определяет правительство. Если товары не включены в перечень из РП № 792-р, то маркеры являются добровольными. К примеру, маркировка спортивных товаров пока не обязательна, но многие производители отражают на упаковке коды с информацией об изделии.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке упаковки приводятся в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения наносятся четко, а надписи указывают разборчиво. Знаки делают контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействия внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования.
Ключевые требования не зависят от сферы применения продукции потребителем:
- на упаковке размещают неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя;
- все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия;
- если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.
Вот примерный ответ Гигтест о том, какие данные должны быть указаны на прикрепленном или наклеенном маркировочном ярлыке для пищевой продукции при доставке продуктов (п. 6.1.5 Постановления главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020):
- название и адрес предприятия общественного питания;
- дата и час изготовления пищевой продукции, время окончания раздачи;
- наименование пищевой продукции;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) ответственного лица.
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Основные виды маркировки товаров подразделяются на производственные и торговые. Группировка осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Иногда производители проставляют на продукции (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители получают информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, ценники.
Структура маркировки
Сам маркер обычно состоит из текста, рисунка и информационных обозначений. Часто на одну упаковку наносят как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель видит обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры показывают покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Для некоторых товаров требования по нанесению определяются отраслевыми нормативами. К примеру, в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 разъясняется, какая информация должна быть указана, если отсутствует оригинальная маркировка на емкости с рабочими растворами дезинфицирующих и моющих средств — название средства, его концентрация, дата изготовления, срок годности (Постановление главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020).
Как наказывают за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, должностных лиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ). Если нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, а для юридического лица — от 700 000 до 1 000 000 рублей.
За производство и ввод в оборот, продажу товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без нанесения, придется заплатить (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):
- должностным лицам — от 5000 до 10 000 рублей;
- организациями — от 50 000 до 100 000 рублей.
За продажу, хранение, перевозку и покупку для сбыта продукции без нанесенного маркера должностных лиц оштрафуют на 5000-10 000 рублей, организацию — на 50 000-300 000 рублей (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, накажут и по ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность за отсутствие маркировки предусматривает (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ):
- штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 2 лет;
- принудительные работы на срок до 3 лет;
- лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 800 000 рублей или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.
Кроме того, продукцию без нанесения конфискуют. Исключение — товары легкой промышленности, которые включены в перечень из ПП РФ № 180 от 07.03.2014. За нарушения такую продукцию изымут из оборота и уничтожат (п. 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, Постановление ВС РФ № 29-АД21-4-К1 от 01.10.2021).
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом и Техническим регламентом Таможенного союза.
Обязательная маркировка легкой промышленности введена с 01.01.2021 (ПП РФ № 1956 от 31.12.2019). Порядок определяет статья 9 решения комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 (ред. от 22.12.2020) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»). В маркер включают сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля дополнительно включает вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
- название товара или продукта;
- наименование и юридический адрес производителя;
- масса нетто — масса без упаковки;
- состав;
- пищевая ценность;
- срок реализации, срок годности, период и условия хранения;
- назначение применения для продукции, предназначенной для детского питания, для биологически активных добавок и проч.
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:
- название товара и страну, в которой он изготовлен;
- наименование производителя и его юридический адрес;
- область применения и предназначение продукции;
- главные потребительские свойства;
- данные об обязательной и добровольной сертификации;
- комплектацию, состав;
- дату изготовления и срок годности;
- при наличии товарный знак;
- размеры и массу нетто;
- штрихкод;
- иные сведения.
Образцы маркировки
Статья 9. Требования к маркировке продукции из решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»
(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)
1. Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
2. В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;
- модель;
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Процентное содержание исходного сырья указывается в виде нормативного значения с допуском в пределах +/- 5 процентов (кроме нетканых материалов);
(см. текст в предыдущей редакции);
- массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);
- устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);
- вид отделки (при наличии);
- символы по уходу за изделием.
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
- модель и (или) артикул изделия;
- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
- инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
- наименование материала верха;
- модель;
- указания по эксплуатации (при необходимости).
Для кож дополнительная информация должна содержать:
- площадь или массу кожи;
- толщину (при необходимости);
- сорт.
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
- вид меха;
- вид обработки;
- сорт, марку;
- площадь или размер.
3. Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
4. Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
В России вводится обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, в экспериментальном режиме — с лекарствами, табачной продукцией, обувью и драгоценностями. А к 2020 году маркироваться будут обязаны более десятка категорий товаров.
Разберёмся, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
Подробнее о маркировке:
Что такое маркировка
Сама маркировка — это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть на бутылке шампанского:
В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.
Зачем нужна маркировка
В России очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.
Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Каждой произведенной бутылке присваивался код PDF417, марку с кодом приклеивали на бутылку, а сам код отсылался на сервер в ведомство Росалкогольрегулирования — ФСРАР.
Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится — значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.
Поэтому в 2015 году был подписан 182-ФЗ, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код PDF417, когда принимают и продают товар. Все данные отправляются в ФСРАР, и ведомство видит, что конкретный магазин принимает и продаёт конкретные бутылки. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Подробнее о ЕГАИС в блоге Дримкас:
Сервис маркировки табака, обуви и других товаров
Помогаем принимать маркированные товары по электронным накладным, автоматически заносить в базу, списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах и не нарушать закон.
Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна — поэтому нужно было придумать другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.
Какие товары будут маркироваться
Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Пока неясно, когда будут маркироваться все лекарства и как будет маркироваться одежда из секонд-хенда и б/у техника.
Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться. В систему маркировки товары будут вводиться с 2019 по 2024 год.
Товар | Маркировка в режиме эксперимента | Обязательная маркировка |
Меховые изделия | с 12 августа 2016 года | |
Алкоголь | с 1 января 2016 года | |
Лекарства | с 2017 года | неизвестно |
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни | с 1 июня до 1 ноября 2018 года | неизвестно |
Табачная продукция | с 1 января до 31 декабря 2018 года | с 1 марта 2019 года |
Обувь | с 1 июня до 31 декабря 2018 года | с 1 июля 2019 года |
Духи и туалетная вода | с 1 декабря 2019 года | |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | с 1 декабря 2019 года | |
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи | с 1 декабря 2019 года | |
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания | с 1 декабря 2019 года | |
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия | с 1 декабря 2019 года | |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | с 1 декабря 2019 года | |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | с 1 декабря 2019 года |
Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей
Простой в производстве штрих-код. Алкоголь по ЕГАИС маркируется штрих-кодом PDF417, меховые изделия — кодом RFID. Но первый код не всегда считывается сканером, а второй — сложный и дорогой в производстве. Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для всех остальных товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код Data Matrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.
Передача данных в систему маркировки через ОФД. Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали дорогие марки, программный модуль, накладные расходы.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка действительно мало повлияет на бизнес. Но она несёт изменения в бизнес-процессах: в приёмке, хранении товаров и продаже. К тому же каждое предприятие будет обязано работать только с маркированным товаром, если маркировка для этой категории товаров — обязательна. Ответственность за приёмку и продажу контрафакта будет лежать только на магазине.
Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.
Что нужно для работы с маркировкой:
- Зарегистрироваться в эксперименте по маркировке
- Адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал
- Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, приобрести КЭП и настроить ЭДО.
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить системы и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Всё это можно будет сделать в Кабинете Дримкас.
Продажа. На кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и штрих-код маркировки. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
Например, так работают с табачной продукцией в системе маркировки ИС МОТП:
- Производитель табака запрашивает штрих-коды маркировки Data Matrix у ИС МОТП, получает их и наносит на пачки и блоки. Маркированная продукция — на балансе производителя.
- Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО — систему электронного документооборота — передаёт поставщику накладную УПД, где учтены все коды пачек и блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД. Данные о передаче сигарет от производителя поставщику поступают в ИС МОТП через ЭДО. Теперь 200 блоков сигарет списались с баланса производителя и перешли на баланс поставщика.
- Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Они поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.
- Покупатель приходит в магазин и покупает пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП. Вот и всё — эта пачка списалась с баланса магазина.
Какое оборудование работает с маркировкой
Все кассовые решения Дримкас уже умеют работать с маркировкой. Дримкас участвует в эксперименте по маркировке и сотрудничает со всеми службами, которые работают с этой системой: начали работу с ЦРПТ, который отвечает за системы отслеживания товаров по маркировке.
С маркировкой не смогут работать автономки. Эти кассы не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К такой кассе не подключается сканер — а идентифицировать товар можно только 2D-сканером, подключенном к кассе. Автономок на рынке много, но с маркировкой они работать не смогут. Например, если товара нет на кассе, владелец магазина не сможет гарантировать, что их продал кассир.
Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но такие кассы не подразумевают подключение 2D-сканера, идентификацию товара и установку УТМ — а всё это обязательно для ЕГАИС. Когда пользователи понимают, что касса не может работать с ЕГАИС, производители предлагают купить к автономке дополнительный компьютер. Уже с ним возможны подключение сканера, отсылка, сравнение и учёт данных для ЕГАИС. Такая покупка стоит времени и денег.
Если вы приобретаете автономную кассу, вам нужно будет докупить компьютер для учета товаров и подключения сканера. Это сложнее и дороже, чем купить онлайн-кассу, которая готова ко всем изменениям в законе.
Если магазин будет продавать контрафакт и не учитывать товары с обязательной маркировкой, будут санкции и штрафы.
Все для маркировки — от приемки до списания
В Кабинете Дримкас магазин принимает маркированные товары по электронным накладным — система автоматически заносит их в базу. Потом товары можно списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах.
Обязательная маркировка товаров на 2022 год
Вашему бизнесу понадобилось внедрить маркировку товаров? Вы пытаетесь разобраться, что это и для чего нужно?
В 2022 году большое количество товаров подлежит обязательной маркировке. Это закреплено на законодательном уровне. Поэтому от предпринимателей стало поступать много вопросов о маркировке.
В данной статье мы разбираем следующие вопросы:
- Что такое маркировка?
- Что такое код маркировки?
- Сроки и даты маркировки?
- Этапы маркировки?
Мы знаем про маркировку Все. Наше ПО особенно будет полезно тем кто работает с Wildberries, Ozon.
Не тратьте свое время, на поиски ответов на свои вопросы в интернете, просто позвоните нам 8 (800) 500-47-29
Для экономии Вашего времени:
* Подробности уточняйте у менеджера по телефону 8 (800) 500-47-29
Все про маркировку товаров
Предпринимателям придется изучить все изменения, требования «от и до», чтобы безошибочно внедрить ее в свой бизнес. За неправильное или несвоевременное внедрение процессов в установленные сроки, грозят штрафы. Как этого избежать и сделать все правильно мы расскажем в данном обзоре. Разберемся, что такое маркировка товаров 2022 года: перечень, понятия, должны ли вы участвовать и многое другое.
Что означает маркировка товаров
Обязательная маркировка товаров — это система внедренная государством для мониторинга движения каждого товара и выявления контрафакта посредством нанесения цифровых средств идентификации, запрета оборота без идентификаторов и передачи сведений бизнесом о движении товара.
Теперь производителям и импортерам необходимо заказывать коды маркировки на продукцию. Нужно заносить информацию о широкой группе изделий в национальную систему «Честный Знак» от оператора «ЦРПТ» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак», для государственного учета и возможности продавать их легально в магазине населению или в секторе B2B. Каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить, передавать и другое), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке. Условия придется выполнять оффлайн магазину (рознице), интернет-магазинам, аптекам, оптовым продавцам, производителям и импортерам духов и другой продукции. К сведению: с самого начала было внедрено только чипирование шуб (с момента старта прошло уже 4 года).
Маркировка — это идентификационный знак (средство идентификации), наносимый на упаковку, ярлык, товар, этикетку, палет или тару в виде RFID (метки радиочастотной идентификации), DataMatrix, КИТУ (код идентификации транспортной упаковки) или АТК (агрегированный таможенный код). Маркировка товаров — это процесс нанесения средств идентификации, содержащие код маркировки выданный оператором, на товары подлежащие отслеживанию обращения и сбыта. Код маркировки — это последовательность символов подразделяющиеся на группы данных, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в нём зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать например 2D сканером или приложением (например для бизнеса «GetMark», для населения «Честный Знак»), благодаря которому происходит идентификация каждой единицы. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты. QR-код чаще используют для коммерческих целей, например, для размещения на рекламных баннерах.
ДатаМатрикс генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать их не получится и повторно использовать тоже нельзя. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует Data Matrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении, а также физическое лицо для проверки подлинности. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.