Мероприятия последней мили что это
Перейти к содержимому

Мероприятия последней мили что это

Последняя миля: способы организации

Последней милей в провайдинге называют участок линии связи от коммутирующего устройства провайдера до коммутирующего устройства клиента. Проще говоря — оборудование “последней мили” соединяет узел связи поставщика услуг Интернета с вашей квартирой или вашим офисом. И организовывается эта самая миля на сегодняшний момент самыми разнообразными способами — как проводными, так и беспроводными.

Организация “последней мили” всегда подразумевает наличие следующих компонентов: коммутационного оборудования для получения и отправки сигналов и среды передачи информации.

Общие принципы организации “последней мили”

1. Коммутационная точка провайдера должна располагаться в достаточной близости от места обитания клиентов. Расстояние рассчитывается в зависимости от степени затухания сигнала в среде передачи.
2. Клиент должен иметь соответствующее оборудование, способное соединиться с коммутационной точкой провайдера. Вид оборудования зависит от способа организации “последней мили”.

Технологии организации “последней мили” разделяются на беспроводные и проводные в зависимости от характера среды передачи информации. Нетрудно догадаться, что беспроводные сети — это те, в которых информация передается прямо по воздуху (разнообразные волновые способы передачи: WiFi, WiMAX, радиопередача, оптическая беспроводная связь).

Кабельные сети, соответственно, включают кабельные магистрали: волоконно-оптические или металлические (витая пара, телефонный кабель, PLC, коаксиальный кабель).

Рассмотрим три наиболее распространенных на сегодняшний день технологии прокладки “последней мили”.

1. Беспроводное соединение WiFi. Преимущества беспроводного соединения очевидны: это удобно, не требует прокладки кабельных трасс, позволяет подключаться к каналу сразу нескольким компьютерам клиента без дополнительного оборудования. Недостатки такого решения: зона покрытия WiFi нестабильна, неоднородна и подвержена влиянию самых разнообразных помех.
2. Соединение при помощи медной витой пары. Самый распространенный способ подключения. Дешево и сердито: витая пара (кабель UTP категории 5е) прокладывается от коммутатора, расположенного в здании, до компьютеров пользователя. Несмотря на простоту монтажа и низкую стоимость материалов, такой способ организации сети имеет определенные ограничения: витую пару можно, но не желательно прокладывать по улице. Для уличной прокладки используется специальный экранированный кабель FTP с дополнительной защитной оболочкой, однако и он недостаточно надежен в долгосрочной перспективе. Медный кабель подвержен воздействию электромагнитных наводок, поэтому нельзя располагать кабель вблизи источников электромагнитного излучения, вдоль электропроводки. Длина трассы между коммутатором провайдера и пользователя не должна превышать 100 метров.
3. Волоконно-оптическое соединение. Преимущества волоконно-оптических технологий: полностью диэлектрическая среда передачи информации (волоконно-оптический кабель не подвержен влиянию электромагнитного поля), меньше ограничений по протяженности трассы (можно развести сеть по многоэтажному протяженному зданию от одного коммутационного узла без дополнительных ретрансляторов, можно объединять несколько зданий), долговечность (ВОК будет надежно выполнять свою функцию 25 лет и более) и значительно большая пропускная способность (10, 40 и более гигабит в секунду). Однако организация “последней мили” на оптическом волокне — дорогое удовольствие. Волоконно-оптический дуплексный кабель сам по себе недорог, но услуги по его прокладке могут влететь в копеечку. К тому же волоконно-оптическая сеть требует специального оборудования для преобразования оптического сигнала в электрический. В то же время при подведении линий связи к офисам в современном мегаполисе рациональнее применять наиболее современные и перспективные волоконно-оптические технологии.

Помимо этих способов все еще пользуется спросом передача сигнала по телефонному кабелю (уже практически не применяющийся DialUp и все еще довольно распространенный ADSL). Однако ввиду удобства более современных технологий эти варианты прокладки “последней мили” уже постепенно уходят в прошлое вслед за Интернетом по коаксиальному кабелю. За рубежом набирает обороты технология PLC — передача информации по электрическим проводам, но у нас она пока не нашла своего покупателя.

Что такое последняя миля. Объясняем простыми словами

Последняя миля — заключительный этап доставки, поездки и т. п. в пункт назначения.

Термин «последняя миля» используется в разных областях, например:

  • в дистрибьюции — это доставка до розничных торговых точек;
  • в e-commerce — доставка из сортировочного центра до конечного адресата (на конкретный адрес или в пункт выдачи заказов, почтовое отделение, постамат и др.);
  • в сфере телекоммуникаций — канал от оборудования провайдера до оборудования клиента;
  • в энергоснабжении — сети от объектов энергоснабжающей компании до присоединяемых устройств;
  • в пассажирском транспорте — последняя часть маршрута. Например, "работа — дом", когда человек от дома добирается на маршрутке до метро, а от метро до работы "последнюю милю"— пешком или на прокатном электросамокате.

Пример употребления на «Секрете»

«Министерство энергетики РФ подготовило законопроект об отмене льгот на подключение бизнеса к электросетям. С января 2022 года в цену технологического присоединения включат до 50% расходов на строительство сетей от существующей инфраструктуры (”последнюю милю”), а с июля 2022 года — 100%».

_«Президент России Владимир Путин подписал закон о бесплатном проведении газопроводов до границ земельных участков. Источником финансирования станет инвестиционная надбавка газораспределительным организациям, которым разрешат тратить деньги на прокладку так называемой последней мили». _

(Из новости о бесплатной подводке газа до участков россиян.)

_«Momentus Space занимается разработкой технологии "последней мили" для спутников, которые уже практически достигли орбиты. Для этого компания спроектировала «космический буксир» Vigoride». _

Нюансы

Последняя миля считается самым дорогим и сложным этапом доставки. Проще и понятнее — как с технической, так и с коммерческой точки зрения — построить несколько километров магистральной сети или перевезти груз на несколько сотен и даже тысяч километров — это, как правило, типовые задачи, которые легко рассчитываются. А вот завести коммуникации в квартиру или дом клиента или распределить маршруты доставки по всему городу — эти задачи требуют более тщательного подхода и расчёта.

Но именно этот этап видят клиенты и по нему оценивают работу всей компании. Особую роль играет и человеческий фактор — поведение курьера, водителя, экспедитора и т. п.

Существуют специализированные организации, а в крупных компаниях — подразделения, которые занимаются исключительно последней милей.

Сетевая монополия теряет ограничения

Пять лет назад, в конце 2013 года, в России был принят закон о поэтапной ликвидации «последней мили» — одного из видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике. В последние месяцы Минэнерго и «Россети» активно занимаются продвижением инициативы, предусматривающей введение аналогичного по принципу механизма. Эксперты предупреждают, что реализация данной инициативы приведет к ухудшению положения отечественных промышленных предприятий и — по цепочке — экономических показателей России.

«Последняя миля» — механизм, при котором крупные потребители, подключенные напрямую к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, сети высокого напряжения), оплачивали дополнительно затраты территориальных сетевых организаций (ТСО, сети более низкого напряжения), услугами которых фактически не пользовались. Ликвидация этого механизма произошла по указанию президента в рамках борьбы с перекрестным субсидированием. Теперь же Минэнерго и «Россети» предлагают поэтапно в полтора раза увеличить тарифы на передачу ФСК для прямых потребителей, а экономия ТСО будет замещена якобы неучтенными сейчас расходами. При этом вышеуказанная инициатива не содержит конкретных обязательств по снижению тарифов для потребителей ТСО.

Как заявлял в интервью в начале октября министр Александр Новак, планируется, что новые правила заработают с 1 июля 2019 года, а дополнительная нагрузка на потребителей ФСК составит до 38 млрд руб. в течение семи лет. В настоящее время бремя перекрестки несут только потребители, подключенные к распредсетям ТСО, а у потребителей, подключенных к ФСК, такой нагрузки нет, утверждают в министерстве. Электропотребление населения растет кратно большими темпами по сравнению с промышленными предприятиями, увеличивая нагрузку на потребителей, подключенных к сетям распределительного комплекса, что стимулирует крупных промпотребителей инвестировать в подключение к ФСК, тариф которой не содержит перекрестки, сообщили в пресс-службе Минэнерго. «Тариф ФСК в три раза ниже среднего по РФ тарифа ТСО на высоком напряжении. Такой экономический перекос создает диспропорции в экономике, тем самым постоянно нагружая оставшихся на распредсетях потребителей нести нагрузку по перекрестному субсидированную», — полагают в министерстве.

Эксперты не согласны с тем, что Минэнерго сравнивает затраты двух абсолютно разных компаний, имеющих различные особенности хозяйственной деятельности, начиная от применяемого оборудования и заканчивая составом потребителей услуг и эффективностью хозяйственной деятельности, одним из индикаторов которой является двукратно меньшая доля потерь в электрических сетях. При этом Минэнерго упускает из виду, что во множестве соседних регионов (имеющих схожие климатические условия, оборудование и состав потребителей) котловые тарифы ТСО могут отличаться в разы — что может свидетельствовать о наличии проблем внутри распределительных сетей монополии.

Потребители категорически не согласны с дифференциацией тарифов ФСК. «Ни к чему, кроме увеличения выручки сетей и ухудшению в связи с этим экономики энергоемких промышленных предприятий эта мера не приведет, — утверждает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. — Ни о каком справедливом распределении нагрузки по перекрестному субсидированию и снижении нагрузки на малый и средний бизнес здесь говорить не приходится. Энергоемкие промышленные предприятия помимо подключений к магистральным сетям имеют значительные объемы потребления в распредсетевом комплексе. Наш анализ показал, что по 25 наиболее индустриально развитым регионам эта доля составляет около половины общего объема потребления, в то время как по ряду регионов ставка перекрестки для малого и среднего бизнеса имеет отрицательные значения, то есть промышленность субсидирует не только население, но и предприятия и организации, подключенные на низких уровнях напряжения. Доля перекрестки, которую оплачивают энергоемкие промпредприятия, составляет около двух третей от общего объема перекрестки. В случае возврата «последней мили» через дифференциацию тарифа ФСК финансовая нагрузка по перекрестке на промпредприятия возрастет до 74%».

Последний раз данный вопрос обсуждался на прошедшем 6 декабря в Госдуме тематическом заседании экспертных секций комитета по энергетике, в рамках которого участники рассчитывали переубедить Минэнерго и «Россети» пересмотреть свои подходы.

«Дифференциация тарифов ФСК нарушает принципы проведенной реформы и государственного решения по ликвидации «последней мили», а также не учитывает суммарные показатели «Россетей» за период 2015-2017 годов, а именно: консолидированную EBITDА в размере 828 млрд руб. и дивиденды ФСК в размере 54 млрд руб. (80% из которых получают «Россети»), — заметил директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов. — Целесообразно произвести оценку влияния дифференциации тарифов на разных потребителей, с учетом доли электроэнергии в себестоимости продукции и услуг. Энергоемкие потребители пострадают, и это не даст никакого заметного эффекта для малого и среднего бизнеса, для которого цена на электроэнергию не является значимым фактором. Ежегодное снижение ВВП в размере более 60 млрд руб. и налогов более 10 млрд руб. от обременения энергоемких потребителей очевидно не будет компенсировано потребителями, в деятельности которых электроэнергия является «десятым» фактором».

«Важно отметить, что уже сейчас представители Минэнерго и «Россетей» открыто заявляют об использовании возникающей экономии региональных сетей не на снижение тарифов, а на покрытие якобы недоучтенных затрат», — отметил один из участников заседания. В итоге, по его мнению, крупные потребители будут вынуждены строить собственные блок-станции или сокращать электропотребление, что только «закрутит» дальше по спирали проблему перекрестного субсидирования».

В Минэнерго придерживаются собственных оценок. «Указанная инициатива не приводит к наращиванию перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электроэнергии. Более того, указанная инициатива снижает размер перекрестного субсидирования в тарифах распределительного сетевого комплекса за счет включения части перекрестного субсидирования в тарифы ФСК для прямых потребителей. По оценкам Минэнерго, проведенным совместно с ассоциацией «НП «Совет рынка», указанная инициатива не приводит к переходу ценового порога для потребителей, при котором таким потребителям выгодно уходить на собственную генерацию», — сообщили в министерстве.

Однако некоторые потребители продолжают строительство собственной генерации, по-своему оценивают ценовой порог и заявляют о снижении сроков окупаемости данных инвестпроектов с пяти-семи лет до трех-пяти лет в случае реализации инициативы Минэнерго и «Россетей». По информации «НГ», такие планы, в частности, озвучил на заседании 6 декабря представитель «Транснефтьэнерго» — компании, имеющей долю около 1% в энергобалансе страны. Согласно же недавним публикациям СМИ, даже при текущей ценовой нагрузке НЛМК уже планирует строительство на липецкой площадке собственной электростанции мощностью 300 МВт.

«Заявления «Россетей» и регуляторов о возможном снижении тарифов для малого бизнеса — это фикция, — считает Василий Киселев. — По данным сетевой монополии, накопленный объем выпадающих доходов, подлежащих возмещению, составляет около 734 млрд руб. То есть весь объем дополнительных доходов за счет повышения тарифа ФСК, которые планируется поэтапно довести до 38 млрд руб. в год, уйдет на возмещение этой суммы, и никакого снижения тарифов для малого и среднего бизнеса не произойдет. «Россети», кстати, это честно признают, когда указывают возврат «последней мили» в качестве одного из источников финансирования масштабной программы цифровизации электросетевого комплекса. Но если для сетей это дополнительные и совсем не обязательные доходы, то для энергоемких предприятий дифференциация тарифов ФСК, наряду с введением оплаты так называемой модернизации ТЭС и прочими негативными инициативами энергетиков, является мощным стимулом для перехода на собственное энергоснабжение. В итоге предлагаемое решение не только не поможет решению проблемы перекрестки, но в связи с сокращением тарифной базы для ее финансирования приведет к еще большему обострению этой проблемы».

В ФСК инициативу пока комментируют сдержанно. Ее влияние на полезный отпуск компании «зависит от итогового порядка реализации решения и последующей реакции промышленности. В целом в Стратегии развития электросетевого комплекса РФ упоминаются риски перехода крупных потребителей на собственную генерацию при сохранении любых форм перекрестного субсидирования», сообщили в ФСК. Вероятность же консервации части сетевого оборудования или снижения инвестпрограммы зависит от планов конкретных потребителей, заявили в компании: «Инвестпрограмма ежегодно корректируется как вниз, так и вверх под действием самых разных факторов. Наиболее емкие проекты, как правило, связаны не с техприсоединением отдельных предприятий, а с укреплением системной надежности, снабжением инфраструктуры или территорий комплексно».

Таким образом, все заинтересованные участники по-разному оценивают последствия инициативы. Однако, принимая во внимание, что, по данным Росстата, электропотребление не относящихся к населению категорий с 2008 по 2017 год выросло всего на 3%, а чиновникам не удалось полностью выполнить поручения президента по росту экономики, — дифференциацию ФСК возможно принимать только после тщательно проанализированных оценок регулирующего воздействия и только вместе с планом ликвидации перекрестного субсидирования при распределении нагрузки пропорционально обоснованным затратам. По мнению крупных потребителей и экспертов, Минэнерго и «Россети» слишком торопятся увеличить нагрузку электроэнергетики на экономику страны, прежде чем оценить возможные негативные последствия от реализации собственной концепции и своевременно скорректировать ее параметры.

Последняя миля для застройщика

Законодательство о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения претерпело несколько стадий (парадигм) в вопросе о том кто, как и за какие деньги строит сети ресурсоснабжения необходимые для подключения объектов капитального строительства.

Первая стадия, доставшаяся по наследству из советского прошлого, предполагала, что задачи обеспечения строительства сетей от существующих сетей до объектов капительного строительства (в профессиональном сообществе «последняя миля») или иных объектов которые строились по стране задачи самих предприятий, а не энергокомпаний.

Объяснять предпосылки и причины, почему «последнюю милю» всегда строили застройщики, думаю, не стоит.

На указанной стадии был выявлен глубокий недостаток такой ситуации, который с появлением рыночных отношений и укрепления институтов частной собственности стал очевиден.

Появилась проблема "лоскутного одеяла" в инженерных сетях, то есть множество частных собственников сетей на определенной территории, которая требовала учитывать их интересы. Ее решения, вырабатываемые органами власти и местного самоуправления, не совсем соответствовали требованиям гражданского и антимонопольного законодательства (понуждение застройщиков дарить казне, специальным контролируемым организациями или ресурсоснабжающим организациям построенные застройщиками объекты).

Чтобы не порождать этих проблем в дальнейшем, законодательство о подключении практически во всех сферах снабжения энергетическиеми и коммунальными ресурсами установило общее правило — «последнюю милю» до участка или многоквратирного дома застройщика строит только соответствующая ресурсоснабжающая организация (электросетевая, теплосетевая, теплоснабжающая, газораспределительная, организация водопроводно-канализационного хозяйства и т.д.) за счет застройщика и по регулируемым ценам, в том числе, устанавливаемых в индивидуальном порядке государством.

В итоге мы решили проблему лоскутных одеял, но усилили позиции субъектов естественных монополий, указанных выше, настолько, что это привело на практике к нескончаемым и неконтролируемым злоупотреблениям, вызванным не только аппетитами организаций-монополистов, но и их сотрудников.

Второй проблемой стало то, что в случае с естественными монополиями, которых в отличие от обычных смертных застройщиков рынок не толкает строить быстрее, дешевле и эффективнее, подарок в виде такого эксклюзива, поставил застройщика в ситуацию зрителя оплтившего за свой счет весь бал, но не участвующего в нем , если выразиться мягко.

А наблюдать приходится следующее, субъект естественной монополии строит «последнюю милю» медленнее, дороже,если не касаться льготных плат, да еще и не факт что построит.

Конечно, можно сказать, что застройщик имеет право предъявить убытки за нарушение договора на подключение, но этот подход не решает задачи повышения инвестиционной привлекательности нашей экономики и повышения доступности инфраструктуры.

Таким образом, профессиональное сообщество донесло указанный вопрос до Правительства РФ, которое наделено в настоящий момента неограниченной компетенцией по регулирования вопросов договорных отношение не только в сфере подключения, но и всего ресурсоснабжения в принципе.

Ответ на вызов о необходимости нахождения баланса между двумя парадигмами Правительством был найден. Стоит отметить, что пальма первенства в этом вопросе на сей раз принадлежит не электроэнергетике, которая обычно первая на себе испытывает новеллы законодательства.

Первой в решении вопроса стала теплоэнергетика.

С 19.07.2018 в ней применяются Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (утв. Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787)

В силу п. 34 Правил:

1. Застройщик вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома — за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем.

2. В таком случае исполнитель заключает с застройщиком договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. В указанный договор должны быть в том числе включены положения, предусматривающие:

обязанность застройщика согласовать с исполнителем проектную документацию;

обязанность застройщика передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;

обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке.

Конечно, норма ставит ряд вопросов, когда застройщик обязан реализовать указанное право, можно ли указанную норму применить к уже заключённым договорам, как и в какие сроки дается согласование, можно ли его не дать, безвозмездно ли передается построенная сеть в собственность теплоснабжающей или теплосетевой организации, в рамках какой договорной конструкции осуществляется передача и оформления права на сеть?

Однако это точно шаг вперед в ускорении и оптимизации процесса подключения, да и вопросы в принципе разрешимы, и, возможно, хорошо, что они остаются, давая простор для поиска наиболее выгодного варианта условий договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *