Общие принципы рационального планирования
Достижение цели требует от человека двух важных ресурсов – времени и прилагаемых усилий. Эти ресурсы взаимосвязаны между собой: чем больше мы прилагаем усилий для достижения поставленной цели, тем за более короткий срок мы её достигнем.
Однако мы не можем позволить себе всё своё время уделять только достижению одной цели, потому что нам необходимо время на: общение с семьёй, общение с друзьями и знакомыми, личные развлечения и отдых и пр. Поэтому самым оптимальным вариантом является рациональное планирование.
Под рациональным планированием подразумевается составление конкретного плана действий, в котором расписываются определённые шаги, которые необходимо будет совершать для того, чтобы приближаться к главной цели и, в конечном счёте, достичь её. Давайте более подробно рассмотрим весь процесс планирования.
Составление плана начинается с постановки цели. Затем определяется примерный срок достижения этой цели. То есть определяется время, в течение которого Вы планируете достичь цели. Затем это время разбивается на определённые промежутки (шаги) в течение которых Вы планируете достигать определённых результатов, приближающих Вас к цели. Другими словами поставленная цель разбивается на подцели.
В качестве наглядного примера можно рассмотреть строительство дома. Проект, в котором Вы одновременно являетесь архитектором, бухгалтером и строителем. Для того чтобы построить дом, Вам потребуется сначала составить его проект или план (конечная цель). То есть Вы должны заранее знать, какой именно дом Вы хотите построить.
Вы должны точно знать не только его размеры, этажность, расположение окон, дверей, высоту потолков и пр., но и материалы, из которых он будет сделан. Только имея на руках определённый проект (план) дома можно приступать к строительству. Обратите внимание! Без конкретного плана невозможно построить дом, поскольку нужно заранее знать, как, что и из чего строить.
Другое дело, что в промышленных масштабах эта задача распределяется между разными людьми (за счёт разделения труда), каждый из которых выполняет свою маленькую задачу. И тогда основному архитектору вовсе не обязательно знать конкретный план дома. Ему нужно знать лишь общий набросок. Однако собственную жизнь за Вас никто не сможет распланировать. Поэтому конкретика всё же нужна.
Итак, определившись с общим планом дома, Вам потребуется определиться с общим сроком его строительства. Определив общий срок строительства, последний разбивается на несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризуется достижением определённой цели в определённый срок.
Другими словами общая цель разбивается на подцели, для достижения которых устанавливаются определённые сроки. Например, общий срок строительства Вы определили в 5 лет. В первый год Вы планируете построить фундамент. Во второй — поднять стены. В третий – накрыть крышу и т.д.
Существует мнение о том, что лучше отказываться от планирования с жёстко установленными сроками, поскольку вгоняя себя в жёсткие рамки, человек быстро выматывается. Ему быстро это надоедает и, в итоге он забрасывает начатое. Я не согласен с таким мнением. И считаю, что заранее оговоренные сроки заставляют людей более серьёзно относиться к поставленным перед собой целям, а также приучают к самодисциплине.
Более того, на мой взгляд, вообще невозможно достичь поставленной перед собой цели, если заранее не оговорить срок её достижения. Разве мы могли бы вообще хоть чему-то научиться в учебных заведениях, если бы в них не было строго оговоренных сроков выполнения определённых заданий? Другое дело, что учебные заведения следят за сроками выполнения. А здесь Вам предстоит самим за этим следить.
Однако, разбив общую цель на мелкие подцели, Вы не можете сразу приступить к их реализации, поскольку подцели представляют собой достаточно сложные комплексы работ. Скажем, Вы не можете начать возводить фундамент, не выкопав для него траншею определённой формы и размеров.
Поэтому подцели также разбивают на ещё более мелкие подцели. Так долгосрочные планы, рассчитанные на 5 или 10 лет, требуют разбиения на относительно краткосрочные – на 1 год или полгода, а те в свою очередь на ещё более краткосрочные – на 1 месяц и т.д. И так вплоть до часового расписания каждого дня.
Следует отметить, что для разбиения долгосрочных целей на краткосрочные цели, потребуется определённая информация, которую нужно будет где-то найти. Например, для того, чтобы цель «построить фундамент» превратилась в цель «заказать бетон» нужно знать, сколько кубов бетона Вам потребуется для заливки фундамента.
В наши дни основным источником информации является Интернет. При помощи поисковых систем, таких как Google или Yandex можно найти практически любую информацию за короткое время. Безусловно, необходимо ещё обладать определёнными навыками, чтобы в море дезинформации, кишащей в Интернет, находить полезную информацию за короткое время. Однако сейчас речь не об этом. А о том, что сбор информации (который включает в себя поиск и анализ информации) является необходимым процессом при планировании.
Ещё одним важным аспектом рационального планирования является так называемая расстановка приоритетов целей. Необходимо определённо знать, какую цель необходимо преследовать в первую очередь.
В общем, общее правило рационального планирования можно свести к следующим пунктам:
1) Постановка долгосрочных целей на 5-10 лет.
2) Сбор общей информации по долгосрочным целям.
3) Уточнение долгосрочных целей. Расстановка приоритетов целей.
4) Разбиение целей по годам. Установка очерёдности (приоритетности) выполнения проекта.
5) Разбиение годовых целей по месяцам. Установка очерёдности выполнения проекта.
6) Сбор информации по осуществлению целей на первый месяц и на первую неделю начала осуществления проекта.
7) Постановка краткосрочных целей. Разбиение месячных целей по неделям. Установка очерёдности выполнения проекта.
8) Разбиение недельных целей по дням. Установка очерёдности выполнения проекта.
9) Распорядок дня. Установка очерёдности выполнения проекта, т.е. список дел, имеющих приоритеты важности.
10) Периодический пересмотр плана исполнения проекта.
11) Еженедельный, а также ежедневный отчёт по проделанной работе. (это так называемая обратная связь), а также корректировка плана с учётом выполненных шагов.
Рациональное планирование можно уподобить структуре, изображённой на рисунке.
Рисунок. Составление проекта, относящегося к определённой сфере.
Обратите внимание, что первоначальные цели разбиваются на подцели (на рисунке обозначены как этапы, в данном случае я синонимирую эти термины), где подцели в дальнейшем разбиваются на ещё более мелкие подцели и т.д. Причём разбивка подцелей сопровождается сбором информации и расстановкой приоритетности выполнения поставленных задач.
На первом этапе постановки цели индивид сначала знакомится с общей информацией, относящейся к его целям. Затем по мере разбиения цели, он всё более глубоко проникает в информацию, в результате чего приобретает более детальное и более конкретное представление о том, что ему предстоит выполнить на конкретном этапе.
Так если сначала цель была поставлена в общих чертах, и была, так сказать, «туманной», то в дальнейшем она уточняется и становится более «прозрачной». Она обрастает конкретикой, в том смысле, что уточняются мелкие детали намеченной работы. Причём сбор уточняющей информации относится к конкретному этапу, а не к общему плану, о котором у Вас на начальном этапе имеется только общее представление.
Нет смысла вникать в каждую деталь всего плана на начальном этапе его выполнения, так как на последнем этапе эти детали могут существенно измениться. Например, в нашем примере с домом, нет смысла точно знать, сколько будет стоить отделка кухни, если Вы находитесь на этапе строительства фундамента, поскольку за время строительства цены наверняка изменятся.
Кроме этого могут измениться и отделочные материалы. Однако следует знать общий план строительства дома: геометрию дома, расположение комнат, материалы из которых он будет строиться, через какие этапы строительства он будет проходить и т.д.
Следует отметить, что этот подход универсальный. То есть он применим для достижения практически любой жизненной цели. Давайте с Вами посмотрим, как это работает на примере Интернет-проекта:
- первый год – создание Интернет-портала.
- второй год – развитие Интернет-портала и получение от этого прибыли в размере 30 тыс. руб. в месяц.
- третий год – развитие Интернет-портала и увеличения прибыли до 80 тыс. руб. в месяц.
- четвёртый год – развитие Интернет-портала и увеличения прибыли до 150 тыс. руб. в месяц.
- пятый год – вложение денег в новые проекты.
После того, как долгосрочная цель (в какой-то жизненной сфере) расписывается по годам, можно переходить к краткосрочным целям начального этапа. Для этого следует разбить цели, намеченные на ближайший год, по месяцам в порядке приоритетности их достижения. Например, в нашем примере с созданием Интернет-портала это может выглядеть так:
1-й месяц – сбор и ознакомление с информацией, относящейся к различным Интернет-проектам. Поиск общей информации, относящейся к созданию сайтов, их доходности, специфики работы и т.д. Одним словом, общее ознакомление с Интернет-бизнесом. В итоге, конкретное определение Интернет-проекта: вид и род его деятельности (Что это будет за проект? Чем он будет зарабатывать?), составление его структуры (Как это будет работать?), составление бизнес-плана Интернет-проекта (если это необходимо).
2-й месяц – подготовка всего необходимого для реализации проекта. Поиск и анализ соответствующей информации; возможных компетентных специалистов; возможного оборудования и пр. Одним словом, начало реализации проекта.
3-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
4-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
5-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
6-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
7-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
8-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
9-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
10-й месяц — продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
11-й месяц – продолжение реализации проекта. Поиск и анализ необходимой на данный момент информации. Корректировка проекта, внесение изменений.
12-й месяц – полная реализация задуманного проекта. Сбор информации по раскрутке проекта. Продвижение проекта. Привлечение партнёров.
Обратите внимание, что в нашем примере-плане, расписанном по месяцам, начиная с 3-го месяца и заканчивая 9-ым месяцем описания этапов намеченных работ практически повторяются. Да и описания чересчур общие и абстрактные: в них практически нет конкретики. Это связано с тем, что заранее мы не можем знать, с какими трудностями и задачами нам предстоит столкнуться.
Соответственно, не можем заранее описать, что именно нам нужно будет делать в определённый момент времени. И что интересно, этого никто не может знать, когда сталкивается с неизвестным. Проблемы решаются по мере их возникновения. Однако очень важно установить временные рамки, которых следует стараться придерживаться.
Если Вы установили для себя временную рамку создать Интернет-портал за один год, и уже к концу году начать его продвигать (как в нашем примере), то старайтесь придерживаться этой временной рамки. Вы точно не можете знать, с чем именно Вам предстоит столкнуться и какие задачи Вам предстоит решать, но зато Вы можете точно обозначить время, которое Вы готовы затратить на их решение.
В дальнейшем месячный план разбивается на недельный. Недельный – на план по дням или, так называемый, список дел (В какой день — что и когда именно я буду делать?) Причем многие консультанты по вопросам краткосрочного планирования предлагают составлять список дел в порядке приоритетности и «привязывать» их ко времени. Например:
8.00 – позвонить родителям.
9.00 – почитать книгу по экономике.
10.00 – позаниматься на клавиатурном тренажёре
19.00 – начать собираться, чтобы поехать на встречу выпускников и т.д.
Я не рекомендую «привязывать» абсолютно все дела ко времени, а только те дела, которые нужно выполнить в положенное время. Например, из списка выше, «начать собираться, чтобы поехать на встречу выпускников» нужно в определённое время, не раньше и не позже. Поэтому это дело целесообразно «привязать» ко времени, т.е. к 19.00.
Дела: «позвонить родителям», «почитать книгу по экономике», «позаниматься на клавиатурном тренажёре» не имеют значения, в какое время их нужно выполнить. Главное чтобы они были выполнены.
Необходимо обозначить приоритетность выполнения дел и количество времени, которое следует на них затрачивать, т.е. самые важные дела необходимо выполнять в первую очередь и стараться затрачивать на их выполнение не менее установленного количества времени. Такой подход связан с тем, что не всегда есть возможность точно рассчитать время начала выполнения дела.
И если не получиться начать выполнять его по расписанию, то весь график, либо сместиться, либо какое-то дело «выпадет» из графика. Но если расположить дела в порядке приоритетности, не «привязывая» их ко времени (кроме дел, которые необходимо выполнять в определённое время) и обозначить время, которое следует на них затрачивать в течение дня, то при смещения графика, эти дела не будут «выпадать» и им будет уделено время, которое заранее планировалось на них затратить.
Это значит, что при соблюдении графика и выделения намеченного времени каждому важному делу, продвижение к цели будет обеспечено. Например:
1) Позвонить родителям (15 минут).
2) Почитать книгу по экономике (1 час).
3) Позаниматься на клавиатурном тренажёре (30 минут).
19.00 – начать собираться, чтобы поехать на встречу выпускников и т.д.
Обратите внимание на то, что в планировании записано «начать собираться, чтобы поехать на встречу выпускников». А не просто «поехать на встречу», так как для поездки на встречу выпускников требуется время для того, чтобы собраться: помыться, одеться и т.д. Важно правильно писать, что именно требуется сделать в первую очередь, чтобы была возможность сразу приступить к выполнению дела.
План действий я рекомендую составлять каждую неделю. Для этих целей следует завести отдельную тетрадь. Недельным планированием я занимаюсь в субботу, поскольку в этот день у меня выходной. Если у Вас другой распорядок жизни, то можете выбрать любой другой день. Неделя закольцована, поэтому днём для составления недельного плана, равно как и месячного или годового, может стать любой день.
Составлять список дел на предстоящий день я рекомендую в следующем порядке. Сначала запишите все важные дела в порядке приоритетности их выполнения. Затем подумайте о том, какие из этих дел должны быть «привязаны» ко времени, т.е. должны быть выполнены в определённое время.
Напротив этих дел в скобках поставьте время, которое Вы планируете на них потратить. Думайте над каждым делом и отмечайте в скобках напротив время, которое Вы готовы ему уделить. В итоге у Вас должен получиться примерно такой план:
1) Проделать упражнение на развитие мышления. (6.30, 15 минут)
2) Поздравить супругу с Днём рожденья. (8.00)
3) Позвонить в УФМС и узнать расписание работы отдела по оформлению загранпаспортов. (3 минуты)
4) Скачать книги для общего развития. (30 минут)
5) Изучить информацию о фитнесе. Составить программу тренировок на месяц. Выбрать спортивный зал. Приобрести необходимую одежду и обувь для занятия фитнесом. (1 час)
6) Изучить информацию об Интернет-порталах. Собрать информацию. (2 часа)
7) Изучить информацию о методах изучения иностранных языков. Собрать информацию для изучения английского языка. (30 минут) и т.д.
На выполнение некоторых дел из всего списка у Вас может требоваться совсем немного времени от 2 до 5 минут. Такие дела лучше выполнять в первую очередь, потому что они не отнимают много времени, но как говориться «тянут за душу».
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует множество различных методик и вариантов как краткосрочного, так и долгосрочного планирования. Существует множество приложений, электронных дневников и пр. Причём не обязательно придерживаться какой-то одной методики и правил, можно придумывать свои собственные методики. Я только постарался изложить в более подробном виде общие принципы построения методов планирования.
Между тем, не смотря на значительные преимущества иметь план, чем его не иметь, далеко не каждый человек занимается планированием. Но это, как говорится, каждый выбирает сам.
Важно понимать, что выбор человек делает всегда, даже тогда, когда ему кажется, что у него не было выбора. И поэтому выбор за него сделал кто-то другой. Однако это ложь, в которую хотят верить люди, не готовые взять на себя ответственность за свой выбор. Потому что по большому счёту они позволили другим сделать за себя выбор, а это тоже их выбор! Поэтому выбор есть всегда. Может быть, он не самый хороший, но он есть.
Модель рационального планирования — Rational planning model
Модель рационального планирования используется при планировании и проектировании микрорайонов, городов и регионов. Это было центральное место в развитии современного городское планирование и планирование транспортировки. Модель имеет множество ограничений, в частности, отсутствие руководства по вовлечению заинтересованных сторон и сообщества, затронутых планированием, а также других моделей планирования, таких как совместное планирование, сейчас также широко используются.
Очень похожий модель рационального принятия решений, как это называется в организационное поведение, это процесс принятия логически обоснованных решений. [2] Эта многоэтапная модель призвана быть логичной и следовать упорядоченному пути от выявления проблемы до решения. Принятие рациональных решений — это многоэтапный процесс принятия логически обоснованных решений, направленный на соблюдение упорядоченного пути от выявления проблемы до решения.
Содержание
Метод
Рациональный принимать решение или же планирование следует ряд шагов, описанных ниже:
Проверить, определить, детализировать проблему, предложить решение или альтернативу проблеме
Проверка, определение и детализация проблемы (определение проблемы, определение цели, сбор информации). Этот шаг включает в себя распознавание проблемы, определение начального решения и запуск первичного анализа. Примерами этого являются творческие разработки, творческие идеи, вдохновение, прорывы и мозговые штурмы.
Самый первый шаг, который обычно упускается из виду на высшем уровне. управление определяет точную проблему. Хотя мы думаем, что идентификация проблемы очевидна, во многих случаях это не так. При определении проблемной ситуации кадрирование является важной частью процесса. При правильном построении ситуация идентифицируется, и возможный предыдущий опыт в подобной ситуации может быть использован. Модель принятия рациональных решений — это процесс принятия решений на основе группы. Если проблема не идентифицирована должным образом, мы можем столкнуться с проблемой, поскольку каждый член группы может иметь собственное определение проблемы.
Сгенерируйте все возможные решения
Этот шаг включает два-три окончательных решения проблемы и предварительную реализацию на сайте. При планировании примерами этого являются планируемые единицы развития и оживление центра города.
Эту деятельность лучше всего выполнять в группах, поскольку разные люди могут предлагать разные идеи или альтернативные решения проблемы. Без альтернативных решений есть шанс прийти к неоптимальному или рациональному решению. Для изучения альтернатив необходимо собрать информацию. Технологии могут помочь в сборе этой информации.
Создать объективные критерии оценки
Критерии оценки — это измерения для определения успеха и неудачи альтернатив. Этот шаг содержит вторичный и окончательный анализ, а также вторичные решения проблемы. Примерами этого являются анализ пригодности и чувствительности сайта. После тщательного прохождения процесса определения проблемы, изучения всех возможных альтернатив для этой проблемы и сбора информации на этом шаге говорится: оцените информацию и возможные варианты, чтобы предвидеть последствия каждой возможной альтернативы, о которой идет речь. На этом этапе необходимо рассмотреть необязательные критерии для измерения успеха или неудачи принятого решения. Рациональная модель планирования во многом основывается на объективной оценке.
Выберите лучшее решение, созданное
Этот шаг включает окончательное решение и вторичную реализацию на сайте. На этом этапе процесс превратился в различные стратегии применения решений на сайте.
На основе критериев оценки и анализа, проведенного на предыдущих этапах, выберите лучшее решение. Эти четыре шага составляют основу модели принятия рациональных решений.
Реализуйте предпочтительную альтернативу
Этот шаг включает окончательную реализацию на сайте и предварительный мониторинг результатов и результатов сайта. Этот шаг является частью процесса строительства / ремонта.
Мониторинг и оценка результатов и результатов
Этот шаг включает вторичный и окончательный мониторинг результатов и результатов сайта. Этот этап занимает длительное время.
Обратная связь
Измените будущие решения и предпринятые действия на основе приведенной выше оценки результатов. [3]
Обсуждение модели рационального планирования, используемой при разработке политики
Рациональная модель принятия решений — это процесс принятия обоснованных решений при разработке политики в государственном секторе. Рациональность определяется как «стиль поведения, соответствующий достижению поставленных целей в пределах, налагаемых данными условиями и ограничениями». [4] Важно отметить, что модель делает ряд допущений, чтобы она работала, например:
- Модель должна применяться в стабильной системе,
- Правительство является рациональным и унитарным субъектом, и его действия воспринимаются как рациональный выбор,
- Проблема политики однозначна,
- Нет никаких ограничений по времени или стоимости.
В самом деле, некоторые из указанных выше предположений также отмечены в исследовании, написанном историком Х.А. Дрейк, как он заявляет:
В чистом виде подход Rational Actor предполагает, что такая фигура [как Константин] имеет полную свободу действий для достижения целей, которые он или она сформулировали посредством тщательного процесса рационального анализа, включающего полное и объективное изучение всей относящейся к делу информации и альтернатив. . В то же время он предполагает, что этот центральный субъект настолько полностью контролирует правительственный аппарат, что однажды принятое решение практически реализовано. Нет штабов, на которые можно было бы положиться, нет округов, которых можно было бы успокоить, нет генералов или губернаторов, которых можно было бы уговорить. Приписывая все решения одной центральной фигуре, которая всегда полностью контролирует ситуацию и действует только после тщательного взвешивания всех вариантов, метод Rational Actor позволяет ученым отфильтровать посторонние детали и сосредоточить внимание на центральных проблемах.. [5]
Кроме того, как мы видели, в контексте политики рациональные модели предназначены для достижения максимальной социальной выгоды. С этой целью Саймон определяет схему пошагового анализа для достижения рациональных решений. Ян Томас описывает шаги Саймона следующим образом:
- Сбор информации — данные, а также потенциальные проблемы и возможности выявляются, собираются и анализируются.
- Выявление проблем
- Оценка последствий всех вариантов
- Связь последствий с ценностями — для всех решений и политик будет существовать набор ценностей, которые будут более актуальными (например, экономическая осуществимость и защита окружающей среды) и которые могут быть выражены в виде набора критериев, по которым производительность (или последствия) о каждом варианте можно судить.
- Выбор предпочтительного варианта — при полном понимании всех проблем и возможностей, всех последствий и критериев оценки вариантов. [6]
Аналогичным образом Викторович и Дебер описывают в своем исследовании «Регулирование биотехнологии: рационально-политическая модель разработки политики» рациональный подход к разработке политики. Основные этапы принятия рационального решения для этих авторов следующие:
- Комплексная организация и анализ информации
- Возможные последствия каждого варианта
- Вероятность того, что каждый потенциальный результат будет реализован
- Ценность (или полезность) каждого потенциального результата. [7]
Подход Викторовича и Дебера похож на подход Саймона, и они утверждают, что рациональная модель имеет тенденцию иметь дело с «фактами» (данными, вероятностями) на этапах с 1 по 3, оставляя вопрос оценки ценностей на последнем этапе. Согласно Викторовичу и Деберу, ценности вводятся на последнем этапе рациональной модели, где оценивается полезность каждого варианта политики.
Многие авторы пытались интерпретировать вышеупомянутые шаги, в том числе Паттон и Савицкий. [8] которые резюмируют модель, как показано на следующем рисунке (отсутствует):
- Определение проблемы путем анализа данных и собранной информации.
- Определение критериев решения, которые будут важны при решении проблемы. Лицо, принимающее решение, должно определить соответствующие факторы, которые следует учитывать при принятии решения.
- Должен быть составлен краткий список возможных альтернатив; это может помочь решить проблему.
- Проводится критический анализ и оценка каждого критерия. Например, для каждой альтернативы составляются таблицы сильных и слабых сторон, которые используются для сравнения. Лицо, принимающее решение, затем взвешивает ранее определенные критерии, чтобы дать альтернативным политикам правильный приоритет при принятии решения.
- Лицо, принимающее решение, оценивает каждую альтернативу по критериям и выбирает предпочтительную альтернативу.
- Политика доведена до конца.
Модель рационального принятия решений также оказалась очень полезной для нескольких процессов принятия решений в отраслях, не относящихся к общественной сфере. Тем не менее, многие критические замечания в адрес модели возникают из-за утверждения о том, что модель непрактична и основана на нереалистичных предположениях. Например, эту модель сложно применить в государственном секторе, потому что социальные проблемы могут быть очень сложными, плохо определенными и взаимозависимыми. Проблема заключается в процедуре мышления, подразумеваемой моделью, которая является линейной и может сталкиваться с трудностями в экстраординарных проблемах или социальных проблемах, которые не имеют последовательности событий. Этот последний аргумент лучше всего иллюстрируется словами Томаса Р. Дая, президента Линкольн-центра государственной службы, который написал в своей книге «Понимание государственной политики» следующий отрывок:
Нет лучшей иллюстрации к дилеммам рациональной политики в Америке, чем в области здравоохранения . первое препятствие рационализму — это определение проблемы. Наша цель — иметь хорошее здоровье, то есть живем ли мы вообще (младенческая смертность), насколько хорошо мы живем (дни, потерянные из-за болезни), и как долго мы живем (продолжительность жизни и смертность взрослых)? Или наша цель — иметь хорошее медицинское обслуживание — частые визиты к врачу, хорошо оборудованные и доступные больницы и равный доступ к медицинской помощи как для богатых, так и для бедных? [9]
Проблемы, с которыми сталкиваются при использовании рациональной модели, возникают на практике, потому что социальные и экологические ценности может быть трудно количественно оценить и достичь консенсуса. [10] Более того, предположения, высказанные Саймоном, никогда полностью не верны в контексте реального мира.
Однако, как утверждает Томас, рациональная модель дает хорошую перспективу, поскольку в современном обществе рациональность играет центральную роль, и все рациональное имеет тенденцию цениться. Таким образом, не кажется странным, что «мы должны стремиться к рациональному принятию решений». [6]
Критерии принятия решения для анализа политики — Шаг 2
Как показано на Рисунке 1, анализ рациональной политики можно разбить на 6 отдельных этапов анализа. Шаг 2 подчеркивает необходимость понять, какие факторы следует учитывать в процессе принятия решений. На этой части процесса необходимо определить все экономические, социальные и экологические факторы, которые важны для принятия политического решения, а затем выразить их в качестве критериев политического решения. Например, критерии принятия решения, используемые при анализе экологической политики, часто представляют собой сочетание:
- — Такие как биоразнообразие, качество воды, качество воздуха, качество среды обитания, разновидность численность населения, так далее. — обычно выражаются в виде выгод и затрат. — как влияние политики распределяется среди различных демографических групп. Факторы, которые могут повлиять на распределение воздействий, включают местоположение, этническую принадлежность, доход и род занятий. — степень, в которой действия политики могут быть восприняты текущими социальные нормы или же культурные ценности. — мощность, необходимая для фактического применения политики.
- Законность — возможность реализации политики в соответствии с действующим законодательством по сравнению с необходимостью принятия нового законодательства, учитывающего политику.
- Неопределенность — степень, в которой может быть известен уровень воздействия политики. [11]
Некоторые критерии, такие как экономическая выгода, будет легче измерить или определить, в то время как другие, такие как качество окружающей среды, будет труднее измерить или выразить количественно. Тем не менее, в конечном итоге набор критериев принятия решений должен отражать все цели политики, и чрезмерный акцент на более легко определяемых или измеримых критериях будет иметь нежелательное воздействие, заключающееся в смещении анализа в сторону подмножества целей политики. [12]
Процесс определения подходящего всеобъемлющего набора критериев принятия решений также уязвим для искажения давлением, возникающим на политическом интерфейсе. Например, лица, принимающие решения, могут сказать: «больший вес для воздействий политики, которые являются концентрированными, ощутимыми, определенными и немедленными, чем для воздействий, которые являются диффузными, нематериальными, неопределенными и отсроченными. «^ 8. Например, с системой ограничения выбросов углерода и торговли квотами на выбросы углерода чистые финансовые затраты в первые пять лет реализации политики гораздо легче концептуализировать, чем более расплывчатое и неопределенное влияние улучшения положения страны. влиять глобальные переговоры по борьбе с изменением климата.
Методы принятия решений для анализа политики — Шаг 5
Отображение воздействия альтернативных политик может быть выполнено с использованием матрицы анализа политики (PAM), показанной в таблице 1. Как показано, PAM предоставляет сводку воздействий на политику для различных альтернатив, а изучение матрицы может выявить связанные с этим компромиссы. с разными альтернативами.
Таблица 1. Матрица анализа политики (PAM) для контроля выбросов SO2.
После того, как альтернативы политики будут оценены, следующим шагом будет решение, какая альтернатива политики должна быть реализована. Это показано как шаг 5 на Рисунке 1. С одной стороны, сравнение альтернатив политики может быть относительно простым, если все цели политики могут быть измерены с использованием единой метрики и иметь равные веса. В этом случае метод решения — это упражнение в анализе затрат и выгод (BCA).
С другой стороны, многочисленные цели потребуют, чтобы влияние на политику выражалось с помощью различных показателей, которые трудно сопоставить. В таких случаях политический аналитик может использовать концепцию полезности для объединения различных целей в единую оценку. В концепции полезности каждому воздействию присваивается такой вес, что 1 единица каждого взвешенного воздействия считается равноценной (или желательной) с точки зрения коллективного благополучия.
Веймер и Вининг также предполагают, что «идти, не идти«Правило может быть полезным методом выбора между политическими альтернативами ^ 8. В рамках этого режима принятия решений некоторым или всем политическим воздействиям могут быть назначены пороговые значения, которые используются для устранения по крайней мере некоторых из политических альтернатив. В их примере один критерий»минимизировать выбросы SO2«и поэтому пороговым значением может быть сокращение выбросов SO2« не менее 8,0 миллионов тонн в год ». Таким образом, любая политическая альтернатива, которая не соответствует этому пороговому значению, может быть исключена из рассмотрения. Если только одна политическая альтернатива удовлетворяет все последствия пороговых значений, то это тот, который считается подходящим для каждого воздействия. В противном случае может оказаться, что все альтернативы политики, кроме нескольких, будут устранены, а те, которые останутся, должны быть более тщательно изучены с точки зрения их компромиссов, чтобы решение может быть принято.
Пример анализа рациональной политики
Чтобы продемонстрировать процесс рационального анализа, описанный выше, давайте рассмотрим программный документ Лизы Райан «Стимулирование использования биотоплива в Европейском союзе: последствия для политики в области изменения климата», в котором в Европейском союзе предлагается заменить ископаемое топливо биотопливом. (ЕС) в период 2005–2010 гг. В рамках стратегии по сокращению выбросов парниковых газов автомобильным транспортом, повышению надежности энергоснабжения и поддержке развития сельских сообществ.
Принимая во внимание шаги модели Паттона и Савицки, показанные на рисунке 1 выше, в данной статье используются только компоненты 1–5 модели анализа рационалистической политики:
- Определение проблемы — в отчете указывается, что транспортное топливо создает две важные проблемы для Европейского Союза (ЕС). Во-первых, согласно положениям Киотского протокола к Конвенции об изменении климата, ЕС согласился установить абсолютный предел выбросов парниковых газов; в то же время рост потребления транспортного топлива привел к тенденции к увеличению выбросов парниковых газов из этого источника. Во-вторых, зависимость от импорта нефти из политически нестабильного Ближнего Востока вызывает беспокойство по поводу колебаний цен и возможных перебоев в поставках. Вместо ископаемого топлива необходимо использовать и заменять альтернативные источники топлива, чтобы уменьшить выбросы парниковых газов в ЕС.
- Определите критерии оценки — эта политика устанавливает экологические воздействия / выгоды (сокращение выбросов парниковых газов в качестве меры по уменьшению воздействия изменения климата) и экономическую эффективность (затраты на переход на биотопливо в качестве альтернативы ископаемым видам топлива и затраты на производство биотоплива из различных источников). потенциальных источников) в качестве критерия принятия решения. Однако в данной статье не говорится о социальных последствиях, которые может иметь эта политика. Он также не сравнивает эксплуатационные проблемы, связанные с различными рассматриваемыми категориями биотоплива.
- Определение альтернативной политики — Европейская комиссия прогнозирует, что три альтернативных вида топлива для транспорта: водород, природный газ и биотопливо заменят ископаемое топливо для транспорта на 5% к 2020 году.
- Оценка альтернативной политики — Биотопливо является альтернативным автомобильным топливом, производимым из биологического материала, и продвигается как переходный этап до тех пор, пока не станут более совершенными технологиями. Моделируя эффективность вариантов биотоплива, авторы вычисляют экономические и экологические издержки каждого варианта биотоплива в соответствии с критериями оценки, упомянутыми выше.
- Выберите предпочтительную политику — авторы предполагают, что в целом лучшее биотопливо получается из сахарного тростника в Бразилии после сравнения экономических и экологических затрат. Текущая стоимость субсидирования разницы в цене между европейским биотопливом и ископаемым топливом на тонну CO2 Экономия выбросов оценивается в 229–2000 евро. Если будет поощряться производство европейского биотоплива для транспорта, освобождение от акцизных сборов является инструментом, который несет наименьшие операционные издержки, поскольку не требуется создавать отдельную административную систему или систему сбора. Некоторые предприниматели рентабельно производят биотопливо по более низкой марже затрат, указанных здесь, если предоставляется скидка на акцизный сбор. Вероятно, что рост объема бизнеса приведет как к экономии за счет масштаба, так и к инновациям, которые существенно снизят затраты. [13]
Требования и ограничения
Однако существует множество предположений, требований, без которых модель рационального решения потерпит неудачу. Следовательно, все они должны быть рассмотрены. Модель предполагает, что мы имеем или должны или можем получить адекватную информацию как с точки зрения качества, так и количества и точности. Это относится как к ситуации, так и к альтернативным техническим ситуациям. Далее предполагается, что вы имеете, должны или можете получить существенные знания о причинно-следственных связях, относящихся к оценке альтернатив. Другими словами, это предполагает, что вы досконально знаете все альтернативы и последствия выбранных альтернатив. Кроме того, предполагается, что вы можете ранжировать альтернативы и выбрать лучшую из них. Ниже приведены ограничения для модели принятия рациональных решений:
- требует много времени
- требует много информации
- предполагает наличие и согласование рациональных, измеримых критериев
- предполагает точное, стабильное и полное знание всех альтернатив, предпочтений, целей и последствий
- предполагает рациональный, разумный, неполитический мир
Текущее состояние
Хотя модель рационального планирования изначально была новаторской, ее концепции противоречивы и сомнительные процессы сегодня. Модель рационального планирования вышла из массового использования в последнее десятилетие. Вместо того, чтобы рассматривать человеческих агентов как рациональных планировщиков, Люси Сачман утверждает, что агентов лучше понимать как участвующих в ситуативное действие. [14] Идти дальше, Гай Бенвенист утверждал, что рациональная модель не может быть реализована без учета политического контекста. [15]
Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование – это одна из составных частей управления (менеджмен та), заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, опреде ляющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое преимущественно носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.
Планирование можно трактовать как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
В то же время, планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Использование планирования на предприятии создает следующие пре имущества:
— выявление возникающих проблем;
— стимулирование руководителей и менеджеров в реализации своих решений;
— улучшение координации действий в организации;
— рациональное распределение ресурсов;
— улучшение контроля в организации.
Цель планирования – составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации. Планирование является рациональным образом действий по сравнению с интуицией и импровизацией.
Задачи планирования:
— определение места организации в настоящее время;
— анализ ресурсов и результатов деятельности организации;
— систематический поиск действий по реализации цели и задач организации;
— изучение альтернативных предложений по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.
Планирование, как процесс практической деятельности, включает не сколько этапов (стадий):
— формирование плановых проблем;
— обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач;
— планирование основных средств достижения поставленных целей и задач;
— определение потребности в ресурсах;
— проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Планы делятся на перспективные (долгосрочные, сроком на 10 – 15 лет и среднесрочные – на 3 – 5 лет) и текущие (краткосрочные на период до 1 го да). Различают планы директивные , подлежащие строгому исполнению, и индикативные , то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны, по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий и фирм.
Представленная последовательность планирования используется на американских фирмах. Немецкие экономисты предлагают такой порядок планирования:
Планирование –– Принятие решения –– Реализация –– Контроль.
В отечественной практике используют 3 этапа планирования:
— составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
— организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятий;
— контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
План – это предвидимая и подготовленная на данный период времени программа социально-экономического развития предприятия.
Процесс планирования и разработка планов осуществляются на определенной методологической базе, связанной с менеджментом и основанной на системном, процессном и ситуационном подходах.
Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов
и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных
и количественных результатов .
На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.
Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития со временного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
— экономический рост , означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, и более высокий уровень жизни людей;
— полная занятость , предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
— экономическая эффективность , характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
— стабильный уровень цен , не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
— экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
— справедливое распределение доходов , предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.
Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.
Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития .
Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики следует рассматривать и как процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованной системы свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприятий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.
1.2. Содержание планирования деятельности предприятия
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором.
Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие, в сущности, основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем:
1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?
2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить, и какие экономические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?
4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
5. Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производ ства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.
Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т. п.
1. По содержанию планов следует выделять, кроме рассмотренного технико-экономического и оперативно-производственного, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес- планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.
2. По уровню управления , в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях, принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригаду, рабочее место и т. д.).
3. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат, соответственно, механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления.
Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следовательно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается.
Индикативное планирование – это, по существу, государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.
Централизованное , или директивное, планирование предусматривает уста новление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию пла новых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требуется расши рение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.
4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным (текущим), среднесрочным, долгосрочным (перспективным).
Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 5 до 15 лет, среднесрочное – в пределах от 1 до 5 лет, а краткосрочное – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.
5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.
6. По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.
7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
8. По типам целей , учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например, распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель – завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет – может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т. п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.
Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение как на отечественных предприятиях, так и в зарубежных фирмах. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее деловыми внешними партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на которое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.
Теория планирования предусматривает формирование научных знаний по следующим важнейшим проблемам: методология рыночного планирования, разработка нормативной базы, механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей, методика составления планов, стратегическое планирование, сетевое планирование, бизнес-планирование, технико- экономическое планирование, социально-трудовое планирование, финансовое планирование, оперативное планирование, экономическая оценка планов, совершенствование планирования и т. д.
Практика планирования предполагает освоение теории и методологии, изучение методов и способов обоснования планов, использование знаний для поиска и выбора необходимых средств и ограниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственно-экономической деятельности.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т. п.
Всякое планирование, как процесс практической деятельности, включает обычно несколько этапов, или стадий, основное назначение которых состоит
в следующем:
— формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
— обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
— планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
— определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
— проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах.
На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и для повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на мировой рынок.
1.3. Границы планирования
Возможности планирования социально-экономических систем, одной из которых является предприятие, ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них заключаются в следующем.
1. Неопределенность рыночной среды. Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Без оценки настоящего и возможного будущего трудно предугадать последствия и предусмотреть соответствующие действия. Планирование и является одним из способов прояснения будущего. Но полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому предприятие стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами.
· Первый способ – вертикальная интеграция. Планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, т. е. объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате, внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия. Вертикальная интеграция имеет свои эффективные границы применения.
· Второй способ контроля над рынком – контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля, например, через установление монопольного влияния предприятия на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом – проведение эффективной маркетинговой деятельности.
· Третий способ контроля над рынком – использование контрактных отношений . В странах с рыночной экономикой этот способ развит очень широко – более 2/3 всех товарных сделок осуществляется по контракту. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателей продукции, а затем после соответствующей подготовки производит для них товар. Сделка оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объем поставляемой продукции. Контракт выгоден для обеих сторон. Для производителя снижается риск произвести и не продать. Для потребителя – это возможность наиболее полно удовлетворить свои запросы.
· Четвертый способ контроля над рынком – создание предпринимательских сетей. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, построенном на доверии, т. е. участники таких сетей экономически независимы, свободны, их отношения подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Основой образования сетей может быть единая технологическая или коммерческая цепочка. Предпринимательские сети обеспечивают те же преимущества, что и вертикальная интеграция, но в то же время они позволяют сохранить более гибкие организационно-экономические структуры.
2. Издержки планирования. Это затраты на оплату труда персонала, плата за аренду помещений (если помещение собственное – амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. Издержки планирования входят в состав совокупных затрат на производство продукции. Но нужны ли такие дополнительные затраты? Здесь, как и в других подобных случаях, необходимо соблюдать правило: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создают положительный дополнительный эффект. Отсюда следует, что минимальными затратами на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечить ее развитие.
3. Масштабы деятельности организации. Крупные организации имеют большие финансовые возможности, более квалифицированный персонал, соответствующий опыт, крупные плановые подразделения в своем составе. Но даже они иногда обращаются в специализированные консультационные фирмы, называемые в странах с рыночной экономикой салонами стратегии. Малые организации имеют меньшие возможности: стратегическое планирование, как пра вило, не осуществляют. Производится лишь текущее технико-экономическое и оперативное планирование. Их преимущество – более простая и обозримая внутренняя среда, что упрощает процесс принятия плановых решений.
1.4. Структура планов предприятия
Структуру планов предприятия следует рассматривать в трех аспектах: временном, производственно-структурном и содержательном.
Одним из недостатков существующей практики планирования на предприятиях является преобладающее внимание к текущим задачам. В результате, перспективная деятельность предприятий остается без надлежащего внимания. Чтобы избежать такого положения, необходимо планирование разделить на стратегическое и тактическое, так как, несмотря на взаимодействие, эти виды планирования относительно самостоятельны. В зависимости от охваченного временного отрезка, тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени, а среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако в связи с увеличением скорости развития внешней среды предел среднесрочного планирования сократился, и пятилетнее планирование перешло в разряд долгосрочных. Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей – и по месяцам. Иногда детализация, т. е. разбивка по месяцам, происходит уже в процессе реализации планов.
В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать:
— на корпоративном (для ассоциации, концерна, объединения и т. д.) уровне;
— на уровне самостоятельных экономических единиц типа предприятие, филиал;
— на уровне подразделений предприятия – цеха, участка.
Наряду с технико-экономическим планированием (ТЭП), о котором до сих пор шла речь, следует учитывать и оперативно-производственное планирование (ОПП). Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП.
С помощью ТЭП разрабатываются проекты деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование. ТЭП может быть комплексным и функциональным, направленным на отдельные виды деятельности и т. д. (табл. 1.1).
Сравнительные характеристики ТЭП и ОПП
I. Объекты планирования
В ТЭП – вся деятельность предприятия и его структурных подразделений
В ОПП – производственный процесс как совокупность операций. Строгая увязка операций в пространстве и во времени
II. Измерители
В ТЭП – укрупненные объемы, штуки, рубли
В ОПП – физически детализированные:
детале-операции
III. Периоды планирования
В ТЭП – год, квартал, месяц
В ОПП – квартал, месяц, декада, неделя, сутки, смена, час
IV. Связь с ресурсами
В ТЭП – объемная, путем сопоставления ресурсов с потребностями
В ОПП – объемно-календарная, с учетом запуска – выпуска
V. Методы воздействия на ход производства
В ТЭП – путем доведения заданий по выпуску продукции, норм расхода, затрат; путем анализа состояния объекта и разработки рекомендаций линейному руководству
В ОПП – путем доведения планов-графиков хода процессов до линейных руководителей; путем непосредственного приведения системы в равновесие, к заданным параметрам
Оценка текущих итогов Прогнозирование Разработка или
Выявление проблем внешней среды развития
(среда в целом, философии
условия отрасли, компании
Уровень целей Прогнозирование отрасли
Пробная базовая стратегия ключевого достижения
Разрывы и стратегические вопросы
Формулировка Детализация Расширение производства
стратегии стратегии и снижение издержек
Пересмотр прогнозной номенклатуры
области ключевого Политика
достижения в функциональный
Среднесрочное Среднесрочные цели Планы отделений:
планирование Директивы Стратегия отделения
по проектам План по маркетингу
План исследований Финансовый план
План по маркетингу
План по производству
План по производственным мощностям
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики? Какой круг проблем оно решает?
2. В чем заключается сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?
3. Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?
4. Каким основным требованиям должен соответствовать внутрифирменный план?
5. Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?
6. Какие методы используются для разработки экономической теории? Как они взаимодействуют между собой?
7. Какие общие производственные функции выполняются персоналом на предприятиях? Каков состав функций менеджера-руководителя?
8. Какие виды внутрифирменного планирования применяются на предприятиях? Что служит объектом социально-трудового планирования?
9. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?
10. Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?
11. Какие организационные структуры применяются в планировании? Что представляет линейная структура?
Планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Практика показывает, что наиболее продуктивно и эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной и интересной жизнью те люди, жизнедеятельность которых определенным образом регламентирована жизненными приоритетами, временными границами их реализации и осознанным использованием адекватных этим приоритетам средств. Регламентация же жизнедеятельности в своей основе имеет четкое планирование, построенное на предпосылке наиболее рационального использования времени в соответствии с жизненными установками, индивидуальными особенностями, спецификой и режимом профессиональной деятельности, семейным статусом и при условии ее здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности.
Время как физическая величина представляет для человека особую ценность, так как каждому из людей генетической программой определена его некоторая величина. В связи с этим перед человеком стоят задачи, с одной стороны, не укорачивать это время, а с другой – максимально эффективно его использовать. Нетрудно видеть, что в обоих случаях непременным условием решения этих задач является обязательное планирование. Отсутствие планирования ведет к тому, что, согласно одному из законов Паркинсона, работа растягивается по мере заполнения ее времени – то есть если не определены временные границы, то любая работа может откладываться достаточно долго или завершение начатой работы может быть отсрочено на неопределенный срок. Многочисленные примеры высокоорганизованных людей – ученых, общественных деятелей, предпринимателей и др. –показывают, что нельзя говорить о дефиците времени, а лишь о неправильной организации времени, когда либо акцент переносится с основных приоритетов на второстепенные, либо вообще не ведется учет времени – тогда из минут складываются дни, из дней – недели и годы нерационально прожитой жизни. Кроме того, записанное в планах есть перенос будущего в настоящее, что делает мечты (о счастье, успехе и т.д.) более осознанными. С другой стороны, планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему, когда «сегодня» является продолжением «вчера» и началом «завтра». Несомненным достоинством планирования является и то, что сам этот процесс скорее «письменная» работа, которая позволяет разумно оценить приоритеты и на основании реально складывающейся ситуации и своих возможностей ставить достижимые цели.
В отношении планирования особенно актуально звучат слова Л.Н. Толстого: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высоким». Думается, что вся жизнь и созданные великим писателем бессмертные произведения являются лучшим доказательством высокой эффективности планирования своей жизнедеятельности.
Планирование может носить и разовый характер (например, на день или неделю), однако при этом теряется перспектива и сиюминутные приоритеты могут отрицательно сказаться на более важных для будущей жизни. Действительно, у каждого человека должны быть стратегические жизненные цели, которые реализуются тактически в каждый данный отрезок времени. Причем важно, что любые изменения в уровне здоровья человека ведут к несомненному срыву планов, поэтому сама забота о здоровье должна быть одной из приоритетных и стратегических, и тактических задач.
Планирование режима жизнедеятельности работника умственного труда должно решать следующие задачи (разумеется, с учетом регламента профессиональной деятельности – графика работы, учебного расписания и др.):
– рациональное распределение времени для выполнения в полном объеме своих социально-бытовых функций и удовлетворения личностно-общественных потребностей;
– обеспечение и поддержание высокого уровня умственной работоспособности с учетом индивидуального характера ее изменений в течение дня;
– обеспечение чередования видов деятельности, способствующего предупреждению преждевременного утомления и эффективному восстановлению работоспособности;
– создание условий для целенаправленных занятий своим здоровьем.
Распределение жизнедеятельности в соответствии с указанными задачами приводит к формированию суточной и недельной регулярности и периодичности чередования отдельных элементов режима. Благодаря этому в ЦНС складывается определенная система условных рефлексов – динамический стереотип, делающий саму жизнедеятельность более экономичной и эффективной, так как в этой системе уже предыдущий элемент готовит следующий и приурочивает его к строго определенному времени.
Разрабатывать режим жизнедеятельности с учетом неравномерности нагрузки, определенной периодичности некоторых видов деятельности, занятий и досуга (частота и характер физической тренировки, посещение бани, изменения работоспособности, выходные дни и др.) целесообразнее на всю неделю. При этом должны быть предусмотрены все составляющие жизнедеятельности данного человека – обязательные и желательные. В случае же невозможности избежать неблагоприятных последствий выполнения обязательных действий режим должен быть составлен таким образом, чтобы сделать эти последствия менее значимыми. Основным требованием к самому режиму должно быть закономерное чередование периодов работы и отдыха, обеспечивающее поддержание высокого уровня здоровья и профессиональной работоспособности.
Разработка любой оздоровительной программы приобретает смысл только в том случае, если человек принимает твердое решение о том, что здоровье – главный приоритет, занимающий в иерархии жизненных ценностей первое место, и неукоснительно следует ему. В этом случае дела на работе, в семье, в свободное время – все должно быть подчинено здоровью или, по крайней мере, не вредить ему.
В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.
Жесткая последовательность действий для тех, кто любит соблюдать четкий график дня, расписанная досконально по мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья – физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д., – жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.
Четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.
Мягкое приближение к желаемому для привыкших к комфорту и лени. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие – уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты, затем постараться пройти пешком на работу. ). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.
Максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня для самых инертных. Особенно она подходит для лиц среднего возраста, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой – они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае они элементы последнего могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; сэкономить время на пропуске приема пищи, если не появилось ощущение голода; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы вставить такие элементы.
Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных вариант программы, по которому собирается работать человек. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты как в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, так и в уровне и динамике его здоровья.