Зачем определять целевую аудиторию
Перейти к содержимому

Зачем определять целевую аудиторию

Как и зачем определять свою целевую аудиторию

Андрей Батурин

Целевая аудитория — ключевое понятие в бизнесе. От того, насколько точно она определена, зависит вся маркетинговая стратегия компании. Однако при определении целевой аудитории часто допускают ошибки, из-за которых большие рекламные бюджеты сливаются в никуда. В этой статье мы разберем, что такое ЦА, каких видов она бывает и как ее правильно определять.

Что такое целевая аудитория

Казалось бы, здесь все просто. Целевая аудитория — это люди, которым вы хотите продать свой товар или услугу. Но на деле реальная ЦА с желаемой могут не совпадать. Например, вы недорого продаете автозапчасти и надеетесь, что их будут покупать владельцы авто. Но на деле этот товар более актуален для автосервисов, и целевой аудиторией будут именно они.

Если же говорить в общем, то целевая аудитория — это группа людей, которая с большой долей вероятности заинтересуется в вашем предложении. Вот несколько ключевых характеристик ЦА.

  • Заинтересованность. Здесь все понятно: продукт нужен тем людям, которые его хотят. Или еще не хотят, но точно захотят, когда узнают о его особенностях и преимуществах. Гитары — музыкантам, подгузники — молодым родителям, рассада — владельцам частных домов и дач и т.д.
  • Платежеспособность. О новом Мерседесе s-класса мечтают практически все мальчишки, юноши и мужчины. Вот только далеко не все из них попадут в категорию целевой аудитории, так как у большинства на такой продукт просто не хватит денег. Его целевой аудиторией будут только те, кто действительно способен позволить себе покупку и содержание этого автомобиля.
  • Открытость новому. Есть небольшой процент потребителей, которые чрезвычайно устойчивы в своих вкусах и предпочтениях. Однажды начав покупать товары какого-нибудь бренда, они будут делать это и дальше, даже если на рынке появятся более дешевые и качественные конкуренты. На таких потребителей бессмысленно тратить маркетинговые сообщения, так как “перевербовать” их крайне сложно, поэтому ваша целевая аудитория должна быть восприимчива к рекламе.

Чем точнее определен портрет ЦА, тем лучше для бизнеса. В этом случае вы сможете транслировать наиболее привлекательные маркетинговые сообщения, которые точно найдут отклик у аудитории. Если же вы считаете своей целевой аудиторией всех или слишком большую группу потребителей (например, все мужчины от 20 до 60 лет), результативность ваших маркетинговых активностей будет минимальной.

Поэтому сегментируйте целевую аудиторию по нескольким параметрам: социальным, географическим, финансовым, профессиональным, по уровню образования, по интересам и т.д.

Виды целевой аудитории

ЦА компаний принято разделять на два уровня по степени важности для бизнеса. На первом уровне находится основная целевая аудитория — люди, которые непосредственно заинтересованы в продукте, планируют и могут его купить, лояльно к нему относятся. На втором уровне — люди, которые имеют косвенное отношение к продукту. Если рассматривать это деление на примере, то будет так.

У компании по производству масла для двигателей будет два уровня ЦА. Первый — это автовладельцы, для которых и крутят рекламные ролики на телевидении и радио, размещают рекламные блоки на тематических сайтах и журналах. Это потребители, которые формируют спрос. Косвенный уровень ЦА — это владельцы автомастерских и магазинов с запчастями, которые и закупают масла для автовладельцев, чтобы перепродать их и сразу залить в двигатель.

Также целевая аудитория делится еще на три большие группы: B2C, B2B и B2G

1. B2С расшифровывается как business to consumer — то есть, бизнес, направленный на потребителя. Это значит, что компания ориентируется непосредственно на потребителей своих продуктов и продают их сразу им. За примером далеко ходить не надо — это большинство компаний, которые оказывают услуги: тренажерные залы, юридические кабинеты, парикмахерские, агентства недвижимости и т.д. В этом случае целевая аудитория — люди, которые будут пользоваться продуктом.

2. B2B расшифровывается как business to business — то есть, бизнес, направленный на другой бизнес. Целевая аудитория в этом случае — не конечные потребители, а часто посредники. Например, кондитерская фабрика изготавливает конфеты, но собственных розничных магазинов у нее нет, поэтому она продает свою продукцию торговым сетям — тоже бизнесу. Еще пример — фирма по производству офисной мебели. Ее потребители — это работники офисов, однако целевая аудитория — руководители компаний и арендаторы помещений, которые закупают мебель для своих сотрудников.

3. B2G расшифровывается как business to government — то есть, бизнес, направленный на государство. Такие компании работают по системе онлайн-госзакупок, выигрывают государственные тендеры и подряды. Их целевая аудитория — чиновники, принимающие решение о выборе подрядчика, и здесь совершенно другая специфика работы с аудиторией.

Почему важно знать целевую аудиторию

Если вы не знаете свою ЦА, можете считать, что любая ваша реклама — бесполезная трата денег. Вы можете запускать креативные и дорогие рекламные кампании, но если в них не учитываются особенности целевой аудитории, от них не будет никакого толка.

Почему важно знать целевую аудиторию

Если же вы хорошо знаете свою ЦА и имеете точный портрет своего типичного покупателя, это принесет ряд преимуществ для вашего бизнеса.

  • Научитесь подстраиваться под предпочтения потенциальных покупателей, чтобы сделать для них процесс принятия решения о покупки наиболее простым и приятным.
  • Сможете завоевать доверие людей, которые заинтересованы в вашем продукте, так как будете говорить на их языке и использовать в продвижении товара триггеры, которые точно “зацепят” заинтересованных потребителей.
  • Поймете, что именно важно для ваших клиентов, по каким критериям они выбирают товар или услугу: из-за цены, социального статуса, качества или чего-то еще.
  • Сможете персонализировать свои рассылки и коммуникацию с клиентами: сделать ее более адресной и индивидуальной.
  • Будете четко понимать, какие рекламные инструменты, какие интонации и маркетинговые приемы точно сработают, а от каких стоит совсем отказаться.

Способ определить ЦА

Есть несколько разных способов, которые маркетологи используют, чтобы определить целевую аудиторию и составить портрет потенциального клиента. Здесь мы разберем самый распространенный из них.

Для начала нужно сегментировать свою аудиторию В этом вам поможет методика пяти вопросов.

1. Первый вопрос — что? Здесь вам нужно определить подробные характеристики товара: какой он, для чего нужен, в чем его особенности и т.д.

2. Второй вопрос — кто? Определите, кто, по вашему мнению, будет покупать этот товар. Вам нужен не абстрактный образ, а конкретный портрет покупателя. Например, “Мужчина, 35 лет, из города Санкт-Петербург, женатый, есть дети, со средним достатком, любит проводить время дома перед телевизором”.

3. Третий вопрос — почему? Здесь важно понять, какими критериями руководствуется покупатель, когда принимает решение о покупке продукта: ищет самую низкую цену, заботится о надежности и гарантии, обращает внимание на популярность бренда и т.д.

4. Четвертый вопрос — когда? В какое время клиент совершает покупки: вечером по дороге домой, на работе по интернету, в выходные, когда есть свободное время.

5. Пятый вопрос — где? Каким образом происходит продажа: в офлайн-магазине, в интернете, на улице, на дому или еще где-то.

Ответив на эти вопросы, пора переходить к сегментации целевой аудитории. Обычно ЦА разделяют на сегменты по 4 критериям:

Сегментация ЦА

1. География. В зависимости от масштабов вашего бизнеса, разбейте свою ЦА по регионам, городам или даже районам конкретного города. В каждой локации есть свои особенности, которые тем или иным образом влияют на потребителей, и эти особенности желательно знать и учитывать.

2. Демография. Не менее важны и демографические характеристики, от которых во многом зависят покупательские предпочтения клиента. Сюда относится возраст покупателя, его пол, семейное положение, даже религия.

3. Социальный статус. Здесь рассматриваются довольно много характеристик: образование (высшее, среднее, научная степень), уровень достатка (богатые, бедные, средний класс, нищие), наличие автомобиля и собственного жилья и т.п.

4. Психология. Сюда относится не только психологические особенности целевой аудитории, но и ее интересы, жизненные установки, мировоззрение, образ жизни и т.д.

Чтобы узнать всю эту информацию и определить ясный портрет целевой аудитории, используют разные инструменты.

  • Опросы в социальных сетях. Если в вашей группе достаточно участников, вы можете устраивать там регулярные опросы, чтобы выявить предпочтения своей аудитории и лучше узнать ее.
  • Опросы на сайте. Здесь механика такая же, как и в предыдущем пункте, — создаете опрос, добавляете его на главную страницу сайта и анализируете результаты.
  • Офлайн-анкетирование. Также можно нанять промоутеров, которые проведут анкетирование в местах скопления ваших потенциальных клиентов — например, в магазинах, где продаются ваши товары или товары конкурентов.
  • Маркетинговые исследования. Здесь вам понадобятся услуги надежного маркетингового агентства, которое с помощью собственных инструментов составит для вас готовый портрет целевой аудитории и, возможно, сразу даст рекомендации по коммуникации с ней.

— Знать свою целевую аудиторию — обязательно, если вы хотите развивать бизнес, запускать успешные рекламные кампании и повышать лояльность клиентов. Чтобы определить портрет своего покупателя, ответьте на вопросы, что у вас за продукт, зачем он нужен потребителям, кто в нем заинтересуется. Затем первоначальный портрет ЦА сегментируйте по нескольким критериям. А чтобы подтвердить свои наработки, проведите опрос или анкетирование потенциальных клиентов.

Как определить целевую аудиторию интернет-магазина: особенности сегментации и анализа ЦА, удачные и неудачные примеры

Реклама издавна считается двигателем торговли, но каждому двигателю необходимо направление. И именно определение целевой аудитории поможет выбрать правильное направление в рекламе и дальнейшем развитии интернет-магазина. Определение ЦА необходимо владельцам торговых площадок в интернете разного уровня, чтобы повысить эффективность рекламы и сократить дорогу к потенциальному потребителю.

Что такое целевая аудитория

Целевая аудитория (или целевая группа) – это группа людей, которые вероятнее всего заинтересуются предложением и закажут конкретный товар или услугу.

Главная ценность целевой аудитории в маркетинге – это то, что представители выбранной группы с большой долей вероятности захотят купить определенный продукт. Поэтому маркетолог формирует рекламное объявление с учетом вкусовых предпочтений или особенностей именно этой группы, что существенно повышает эффективность рекламной кампании.

И если вы считаете, что целевая аудитория вашего магазина «женщины и мужчины 25-35 лет, имеющие высокий достаток», то переходим к следующему пункту. Такая обобщенная информация не даст положительных результатов!

Зачем нужно знать свою целевую аудиторию в лицо?

Почему же знать свою ЦА так важно? На то есть несколько причин:

  • построение максимально успешной рекламной кампании (SMM, баннерной, контекстной, рассылок);
  • формирование оптимального для конкретной ЦА ассортимента;
  • общение с клиентами, проведение акций, распродаж и других кампаний, нацеленных на привлечение новых покупателей;
  • сокращение времени на развитие и продвижение магазина;
  • подбор новых товаров, создание уникальных продуктов, которые будут интересны конкретной ЦА.

Структура целевой аудитории

Хорошо и плохо подобранная целевая аудитория: примеры

При выборе ЦА интернет-магазинов владельцы часто допускают одну ошибку: выбирают широкую целевую аудиторию. Она вроде бы охватывает всех потенциальных клиентов, но не способствует окупаемости рекламы и продвижению бизнеса.

Широкая ЦА подразумевает, что продаваемый продукт может быть интересен не только представителю конкретной аудитории, но и другой группе, являющейся авторитетной в выборе товара. Например, игрушки выбирают дети, но покупают товары родители, косметику женщина выберет сама, но для подарка может покупать мужчина.

Обычно широкую целевую аудиторию маркетолог разбивает на несколько сегментов, чтобы удовлетворить требования клиентов из разных целевых групп. Ведь широкая ЦА не является носителем одинаковых потребностей и интересов.

Вот более подробный пример широкой целевой аудитории, которую мы разобьем на сегменты:

  1. Билеты на автобусы компании «Дорога», услуга рассчитана на покупателей разного возраста.
  2. Целевая аудитория: женщины и мужчины от 18 до 80 лет.
  3. В ЦА входят все слои населения.
  4. Семейное положение: замужем/не замужем.
  5. Интересы: путешествия, работа, отдых и другие.
  6. Ядро ЦА – женщины и мужчины от 18 до 60 лет.

Условно вышеприведенную широкую ЦА можно разбить на 3 группы:

  1. Молодые люди и студенты 18-27 лет, путешествующие в другую область на учебу, редко выезжающие с целью туризма.
  2. Бизнесмены. Возраст – 30-55 лет, ездят в командировки, на отдых в отдаленные регионы РФ, на встречи с партнёрами.
  3. Пожилые люди 55-70 лет, покупающие дешевые билеты для туризма или поездки к детям в другой город.

Для всех групп необходима особая реклама, акции и другие предложения. Но представители этих групп, заинтересовавшиеся разной рекламой, все же окажутся в одном автобусе.

В этом плане конкретизированная целевая аудитория более эффективна. Обратимся к примеру конкретизированной целевой аудитории магазина одежды:

  1. Линия дизайнерской одежды «Модный год» рассчитана на покупательниц от 30 до 40 лет.
  2. Целевая аудитория: женщины от 30 до 40 лет.
  3. Ядро ЦА: женщины от 32 до 38 лет.
  4. География: Российская федерация, мегаполисы.
  5. Средний доход ЦА: от 80 тысяч рулей в месяц.
  6. Сфера деятельности: работа в крупных корпорациях/тренинги, имеют средства для покупки брендовой одежды.
  7. Образование: высшее/несколько высших.
  8. Время активности: с 7-8 часов вечера до полуночи.
  9. Интересы: хотят выглядеть стильно, мечтают о новом браке и карьерном росте.
  10. Черты характера: самодостаточные, успешные, увлечены работой, мало времени проводят с детьми, предпочитают отдых за границей.
  11. Семейное положение: имеют 1 и более детей, в разводе.

Такое конкретизированное описание позволит вам охватить узкий круг покупательниц, которые обязательно заинтересуются вашим предложениям. Вы уже знаете, где искать вашу потенциальную ЦА, что позволит оптимизировать затраты на маркетинг.

Студенткам и женщинам, перешагнувшим рубеж 50 лет, дизайнерские вещи интересны, но они будут совершать покупки очень редко или станут клиентками магазина более низкого ценового сегмента. Также вы сразу сократите сегмент неплатежеспособных и незаинтересованных покупательниц.

Процесс сегментации рынка

Процесс сегментации рынка

Как определить целевую аудиторию сайта

Для определения ЦА сайта стоит следовать списку, состоящему из следующих пунктов:

  1. базовые характеристики (пол, возраст, география);
  2. интересы, о которых можно узнать с помощью поиска в социальных сетях и целевых сообществах;
  3. платежеспособность потенциальных клиентов. Если вы продаете VIP-туры в экзотические страны, то в большинстве случаев в вашу ЦА не могут входить студенты, мамы в декрете, бюджетники и так далее;
  4. задачи. Здесь все просто, задайте вопрос о том, какие проблемы поможет решить ваш продукт? Ответ на него поможет прояснить ситуацию.

Чем больше список, тем уже ЦА, но существуют особые методики и вспомогательные критерии для определения ЦА, рассмотрим их.

B2B и B2C при построении ЦА

Может ли ЦА одного интернет-магазина относится одновременно к типам b2b и b2c? Конечно, ведь магазин косметики может продавать товары частным клиенткам и салонам красоты.

Если ваши конечные потребители относятся только к типу b2b, то вам будет легче. Дело в том, что сегмент b2b более стабилен, конечно, исключая периоды кризиса. А вот тип b2c стабильностью похвастаться не может, ведь рынок товаров ежегодно наполняют современные технологии, новые наработки, усовершенствованные формулы косметики, что влечет за собой резкие колебания спроса.

Поэтому маркетологам, занимающимся разработкой кампании для сектора b2c, нужно чуть ли не ежемесячно отслеживать рынок, подмечая малейшие изменения. Это необходимо для своевременной корректировки данных о ЦА. При выборе покупателей для типа b2c стоит помнить о главной ошибке – это широкая ЦА. Чтобы избежать погрешностей, нужно обязательно производить сегментирование.

Признаки целевой аудитории

Признаки целевой аудитории

Как произвести сегментацию целевой аудитории

Исследования больших аудиторий показывают, что коммуникацию легче налаживать с малыми группами покупателей, объединенными в одну ЦА. Существует 4 основных принципа сегментации:

  1. Географический, когда потребительский рынок разбивается по странам, регионам, улицам, что зависит от масштаба проекта.
  2. Демографический (возраст, пол, религия, семья). От этих признаков зависит покупательская активность разных групп.
  3. Социально-экономические характеристики. Сюда относят образование, уровень дохода, жилищные условия. Этот критерий укажет на предпочтения покупателя, его платежеспособность.
  4. Психографический критерий, получаемый путем исследования социального статуса, жизненных принципов и образа жизни.

Для получения информации и последующего разбиения целевой аудитории используются такие инструменты анализа:

  • анкетирование, приводящееся на сайте или в группе в социальных сетях. Позволяет получить информацию о целевых переходах, возрасте, предпочтениях и других важных данных о потребителях;
  • внутренние и внешние (на сторонних сайтах) опросы потенциальной аудитории;
  • опросы и другие исследования, проводимые маркетинговыми агентствами.

Сегодня для поиска и сегментирования целевой аудитории может использоваться новый инструмент от Яндекс – это Яндекс Аудитории. В новый сервис можно загружать собственную информацию, использовать данные Яндекса для настройки рекламных кампаний.

Методика 5W Марка Шеррингтона

Для определения ЦА необходимо провести сегментирование рынка, используя 5 ключевых вопросов (5W Шеррингтона):

  1. Что? — тип товара.
  2. Кто? – тип потребителя.
  3. Почему? – мотивация покупки.
  4. Когда? – когда покупатели желают производить покупки.
  5. Где? – место совершения покупки.

Пример сегментирования в таблице ниже:

Методика 5W

Как видим, полученные результаты станут завершающим штрихом в процессе сегментирования рынка, помогая выявить ЦА. С помощью этой методики вы сможете создать эффективную рекламу и презентацию для своего товара, оглядываясь на запросы, потребности и образ жизни ЦА.

Портрет целевой аудитории

Портрет ЦА – точная характеристика яркого представителя определенной ЦА. То есть это воображаемый человек, которому маркетологи придумывают имя, возраст, хобби и так далее. Иногда даже подбирают фотографию. Естественно все характеристики этого человека берутся из аудитории, которой он принадлежит.

Для составления портрета целевой аудитории используется следующая схема:

  1. Социальные характеристики, к которым относится пол, возраст, семейный статус, доход, профессия.
  2. Данные о времяпровождении (форумы, тематические сайты, интернет-магазины, социальные ресурсы).
  3. Какие проблемы потенциальному покупателю поможет решить ваш товар?
  4. Какие чувства у потенциального покупателя вызовет ваш товар? Он обеспечит красоту, подтянутое тело, отдых или что-то другое?
  5. Почему клиент должен купить именно ваш товар, а не перейти по ссылке конкурентов?

Создание портрета ЦА поможет вам найти общий язык с целевой аудиторией. Цель портрета – дать полученным данным лицо и характер. Ведь работать с обезличенной статистикой не так эффективно.

Подводим итоги

На любом этапе развития интернет-магазина целесообразно ставить поиск целевой аудитории одним из пунктов в списке первоочерёдных дел. Размытый или неточно составленный портрет ЦА приводит к тому, что вы просто не найдёте покупателей для своего товара.

Как правильно определить целевую аудиторию: поэтапный план

Автор: Иван Буявец

Целевая аудитория (ЦА) — это потенциальные покупатели товара или услуги, разделённые по разным принципам. Они заинтересованы в определённой информации, а задача рекламодателей её им дать. Именно от этих людей зависит успешность бизнеса, бренда, блогера. Если ЦА определена некорректно, бренд может понести финансовые потери. Эта статья — подробный экскурс в теорию, как определять целевую аудиторию. Берите приёмы на вооружение, используйте для продвижения собственного бизнеса.

Зачем определять целевую аудиторию

Некоторые продавцы могут подумать: «Зачем определять ЦА, если я хочу продавать товар абсолютно всем и побыстрее». Это тупиковый подход: если нужно продать путёвки в санатории для пожилых, ими вряд ли заинтересуется молодёжь. По аналогии: вы же не станете предлагать товары для новорождённых «абсолютно всем».

Знание целевой аудитории пригодится на разных этапах работы над продуктом:

  • При seo-продвижении. SEO-специалисту нужно знать целевую аудиторию, чтобы увеличить целевой трафик и число конверсий на сайт. Вы сможете сегментировать аудиторию по геолокации, возрасту, семейному положению и другим критериям и экономить деньги на поисковом продвижении.
  • При развитии сообществ в социальных сетях. Если smm-специалист не знает целевую аудиторию, он не сможет выстроить с ней общение и запустить грамотную таргетированную рекламу. Для таргетинга важно точно определить, кому интересен ваш блог или продукт.
  • При написании текстов. Копирайтер всегда пишет текст с ориентиром на целевую аудиторию — так он сможет говорить с ней на одном языке и приводить понятные примеры.
  • При разработке дизайна. Графическому дизайнеру важно понимать ЦА компании, чтобы выбрать подходящие стилистические решения для визуального продукта.

Как видите, определять целевую аудиторию важно при выполнении любых маркетинговых мероприятий — а как это сделать, расскажем дальше.

Этап 1. Что? Где? Когда?

Целевая аудитория: что это, как и зачем определять

Это важные вопросы, которые помогут провести маркетинговый анализ целевой аудитории. После того как ответили на вопрос: «Что» продаём, определяемся с локацией. Контент для продвижения нужно делать в зависимости от площадки размещения. Так как они различаются и для каждой есть свои особенности. Кроме того, вам нужно понять, на какой платформе или соцсети обитает ваш потенциальный покупатель. «Когда» — нужно для понимания, в какое время человек совершает покупку. Например, в супермаркете на выходных, на бегу с телефона или по вечерам с ноутбука. Праздничные или будние дни – тоже влияют на продажи.

Этап 2. Составляем характеристику целевой аудитории

Чтобы понять, как определить целевую аудиторию для бизнеса нужно составить список всех возможных покупателей. Для начала выпишите все категории людей, кому может быть интересен ваш товар. Не стесняйтесь и пишите, как думаете: «гламурная дива», «женщина на пенсии», «подростки-школьники», «задрот-геймер», «богатый-успешный чувак». Это делается не для того, чтобы просто весело провести время, а позволяет наглядно увидеть и вычленить нужный контингент. Далее, напишите все ассоциации по каждому персонажу. Например:

Гламурная дива. Предпочтения — красивая одежда, маникюр, причёски, сумки, айфон, селфи, большие губы, меха, обувь на высоком каблуке.

Анализируем боли этой целевой аудитории: хорошо выглядеть, быть в тренде, делать хорошие фото себя и привлекать внимание. Тут уже вырисовывается интерес к товарам и услугам — салоны красоты, магазины одежды, приложения для обработки фото. И так нужно сделать по каждому выбранному виду целевой аудитории, а затем отобрать интересные вам портреты.

-50% на все курсы Skillbox

Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.

Активировать скидку →

Этап 3. Следуем за клиентом

После того как у вас появилась информация о людях и их предпочтениях, самое время понять, где они обитают. Подумайте, как проводит свой день человек из вашего списка. Например, всё та же дива. Как она проводит будни и выходные? А праздники? Распишите её день примерно так:

  • 10.00-11.00 просыпается;
  • просматривает соцсети;
  • собирается под включённый телевизор;
  • едет в машине с включённым радио;
  • видит билборды, рекламу на улицах и т. д.

В зависимости от места и проведённого там времени можно продумать рекламную кампанию для нужного сегмента людей. Например, если клиентка зашла перекусить после фитнес-клуба в кафе, там можно дать рекламу услуг салона красоты. Девушка ждёт обед и невольно изучает рекламу на столе.

Дополнительно можно провести анализ групп целевой аудитории следующим образом:

  • почитайте тематические форумы, отзывы о похожих товарах, обсуждения в пабликах;
  • подумайте, кто из ваших друзей и знакомых может интересоваться продвигаемым товаром. Пообщайтесь вживую, расспросите что может их заинтересовать.
  • посетите точки продаж аналогичных товаров. Понаблюдайте за поведением покупателей;
  • проведите опросы в соцсетях. Допустим, вы занимаетесь продажей свадебных платьев и хотите добавить некоторые модели, но не знаете каким отдать предпочтение. Можно сделать вот такой опрос среди потенциальных покупательниц:

Целевая аудитория: что это, как и зачем определять

Пример опроса среди потенциальных покупательниц

При проведении опросов руководствуйтесь принципами:

  • Формируйте открытые вопросы: вместо «Заплатили бы вы 500 рублей за этот товар?» спросите «Сколько вы готовы заплатить за …?».
  • Опрашивайте людей, которые уже пользовались аналогичными товарами или услугами.
  • Спрашивайте, как товар решает проблемы клиента. При ответе «никак не решает» — приоритет проблемы не такой высокий для покупателя.
  • Не обобщайте: вместо «Как часто вы покупаете…?» спросите сколько раз покупатель пользуется услугой или товаром в день, неделю, месяц.
  • Интересуйтесь, как часто клиент сталкивается с проблемой, когда это было в последний раз и как он её решил.
  • В конце опроса попросите человека сделать что-то сейчас: подписаться на вашу группу в соцсети, оставить контакт или сразу купить продукт. Если он откажется, значит и в дальнейшем товар не заинтересует. Спросите о причинах отказа и проанализируйте их.

Этап 4. Определите вид ЦА

Чтобы понять, как составить портрет целевой аудитории для начала нужно рассмотреть её виды:

  • Основная — инициатор покупки.
  • Косвенная — играет второстепенную роль в покупке, не всегда является инициатором. Например, девушки перед 8 Марта подталкивают своих молодых людей к определённому подарку. Покупает товар парень, но косвенное воздействие оказывает девушка.
  • Широкая — интересуется товаром в целом (любители кофе).
  • Узкая — предпочитает отдельный вид товара (капучино).

Есть ещё аудитория для бизнеса, индивидуального пользования и по посещению сайта (чтобы посмотреть нужную информацию или чтобы конкретно выбрать товар).

Также есть ядро целевой аудитории — это самые активные и важные покупатели. Они приносят самый большой процент продаж, так как среди них высокий спрос в услуге.

Этап 5. Рисуем портрет

После того как вы определились с видами целевой аудитории можно пошагово формировать портрет.

Как составить портрет целевой аудитории:

  1. Определяем личностные характеристики ЦА – пол, возраст, увлечения.
  2. Определяем психологические характеристики — черты характера (позитивный, новатор, депрессивный, душа компании, одиночка).
  3. Определяем поведенческие характеристики — как покупатель совершает покупки: импульсно или долго думает.
  4. Выясняем, что тревожит аудиторию — описываем проблемы и боли целевой аудитории. Пример: «болит горло и заложен нос?». И дальше предлагаем способы решения проблем в виде покупки товара или услуги: средство от простуды, аллергии или реклама клиники.
  5. Прорабатываем возможные возражения — покупатель может опасаться и сомневаться в выборе товара. Нужно дать им информацию, которая не только развеет страхи и сомнения, но и подтолкнёт к покупке.
  6. Анализируем эмоции — какие чувства вызовет обладание вашим товаром — быть самым крутым, испытать удовольствие от нового вкуса, зарядиться энергией и т. д.
  7. Определяем критерии выбора — чем покупатель руководствуется при покупке и на что обращает внимание в первую очередь. Это можно узнать при проведении опросов.

В конце обязательно задайте себе вопрос: «Почему клиент должен купить товар у меня, а не у конкурента? Чем мой проект интереснее и полезнее?». Если затрудняетесь ответить, дополнительно поработайте над предложением для покупателей.

Этап 6. Формируем посыл

Когда целевая аудитория сформирована, нужно определить для неё посыл. У вас есть все данные, чтобы предложение попало прямо в цель. Для начала можно нарисовать портрет потенциального клиента в прямом смысле. Допустим, вы рекламируете галстуки премиум-класса — как выглядит покупатель: мужчина, 35-45 лет, ухаживает за собой, хорошо зарабатывает и по роду деятельности должен представительно выглядеть. Можно взять такого мужчину и разместить его фото на сайте по продаже галстуков. Подробнее о том, как грамотно оформить лендинг читайте в нашей статье .

Портрет целевой аудитории

Мы проанализировали психологические характеристики клиента: он серьёзный, амбициозный и сосредоточенный на работе — добавляем эмоции на фото и получаем один из вариантов. Можно изобразить его на деловой встрече, на совещании или во время разговора с коллегами.

При правильном оформлении рекламы и грамотном написании текста такой посыл обязательно заинтересует нужную аудиторию.

Посыл можно формировать, отталкиваясь от любого параметра целевой аудитории. Например, боли клиента: перед началом учебного года можно запустить рекламу для родителей школьников. Интернет-магазин сразу озвучивает нужное предложение:

Формируем посыл для ЦА

Пример рекламы интернет-магазина с посылом

Можно сформировать посыл для узкой аудитории с определённым хобби. Возле магазина с товарами для шитья можно разместить такое объявление:

Формируем посыл для целевой аудитории - примеры

Анализ целевой аудитории — это не просто формальность, важный этап на старте любого бизнеса. Есть два пути:

  • определиться с тем, какой товар будете продавать и уже под него искать ЦА,
  • сначала подобрать ЦА и уже под неё реализовать товар.

Выбирайте сами, по какому пути пойти, главное — не пренебрегайте этапом анализа своей ЦА.

Зачем определять целевую аудиторию

Что такое целевая аудитория

Целевая аудитория (ЦА) — это люди, которые заинтересованы в покупке вашей услуги, товара или информации. На них должны быть направлены все маркетинговые коммуникации бренда. Выводить товар или услугу и рассчитывать на внимание широких масс, конечно, можно. Но продуктов, подходящих всем без исключения, не существует.

Необходимо понимать, ‎что такое ЦА и как определить свою целевую аудиторию‎, иначе есть риск оказаться в ситуации строителя, чей дом начал разрушаться, потому что не был проведен предварительный анализ почвы.

Зачем нужно определять целевую аудиторию

У продавца льда не войдут в ЦА жители Заполярья, а рекламировать сложный IT-продукт в кружке виноградарей малоэффективно. Знание своего покупателя «‎в лицо» до начала рекламной кампании и, возможно, еще на этапе создания продукта — необходимое условие успеха.

Вся маркетинговая стратегия основывается на знаниях потребностей ЦА: только точно их определив, маркетолог сможет проработать ключевые сообщения и выбрать подходящие рекламные каналы. Вы потратите время и деньги впустую, если не инвестируете их в продвижение среди неподходящей аудитории. Без полного понимания портрета ЦА ваша рекламная кампания окажется слишком дорогой и неэффективной.

Под что подбирается целевая аудитория

Портрет вашей аудитории при детальной проработке станет «‎живым» и поможет в маркетинговой коммуникации. Но для начала определимся с условиями, в которые мы его поместим. Нужно ответить на вопросы: к какому сегменту рынка вы относитесь (B2B или B2C), какую из задач поможет решить определение ЦА (где продавать, когда и что именно) и под что мы собираемся подбирать аудиторию (новый или существующий продукт).

Если у вас есть действующий бизнес и продукт, который уже покупают, то нужно подробно изучить и зафиксировать, кто именно это делает. После этого можно выстраивать коммуникации с этой группой для поддержания и роста продаж. Вы также можете попытаться расширить аудиторию, но для этого нужно быть готовым вносить изменения и в сам продукт, а это не всегда возможно.

Более интересный вариант — создание продукта ‎с нуля под выгодную ЦА. В этом случае успех может ожидать даже продавца льда в Заполярье, но только если он выявит все целевые группы в разных направлениях, отберет из них самые выгодные и станет, например, единственным оптовым поставщиком особого медленно тающего льда для коктейлей в сегменте HoReCa.

Как определить аудиторию

Так как же найти свою платежеспособную целевую аудиторию? Обозначим вопросы, на которые необходимо ответить. Важно сделать это максимально подробно, чтобы абстрактный клиент стал вашим помощником в бизнесе.

Кто они?

В первую очередь нужно знать о потенциальном покупателе следующее:

  • пол;
  • возраст;
  • место проживания;
  • образование;
  • профессию и уровень дохода;
  • вероятные хобби и увлечения.

Представим мужчину 40-45 лет, живущего в крупном городе, работающего в офисе до позднего вечера. Семьянин, дети-дошкольники. По выходным он выезжает на дачу, спортом занимается лишь время от времени, но следит за питанием. Уже можно выделить определенные группы товаров, которые будут ему интересны: недорогие товары для занятий спортом, витамины и БАДы, современный садовый инвентарь и др.

Какие у них трудности?

Если дополнительно к общим данным мы максимально верно предположим и\или подтвердим исследованиями, что этот пока абстрактный человек хочет получить от нашего продукта и чего опасается, то он станет «‎живее» и этого будет достаточно, чтобы определиться с контентом.

Например, он любит возиться со своими детьми-дошкольниками, но переживает, что занимается этим редко и недостаточно по времени. Наверняка такой покупатель заинтересуется рекламой детских товаров, если акцент в кампании будет сделан на возможность доставки прямо в офис или рассрочку для крупной покупки — детской спортивной площадки для дачи.

Как мы можем их решить?

Определив боли и трудности потенциального клиента, бренд формулирует различные варианты решений. Здесь важно до начала PK проработать свои бизнес-процессы. Так, прежде чем предлагать доставку детской площадки за пределы города, нужно оценить затраты, возможности изменений в действующей схеме работы курьерской службы и др.

Если на текущий момент невозможно реализовать рекламное предложение качественно и в срок, то стоит отказаться от него и найти новое привлекательное. Например, рассрочка или возможность купить спортивную площадку без услуги установки. Проблемы в реализации спецпредложения вызовут у клиента негатив, а при массовых трудностях могут негативно повлиять на имидж бренда.

Кому доверяет ЦА?

Правильно построить стратегию коммуникации поможет ответ на вопрос, кому доверяет ЦА. Команда маркетологов‎ должна определить круг авторитетных лиц, которые могут повлиять на решение о покупке.

Здесь понадобится анализ поведения клиента в интернете в целом и в соцсетях в частности. Собираем сведения по взаимодействию потенциального клиента с вашими конкурентами (на кого подписаны), блогеры (какие реакции они вызывают), журналисты (где и какие комментарии оставляет клиент), селебрити (кем восхищается) и т.п.

Данные помогут не только выбрать каналы, по которым информация попадет к потенциальному клиенту, но и определить тон рекламного высказывания: прямой, шутливый, довлеющий, игровой и др.

Как изучать представителей целевой аудитории

Собрать информацию о своей аудитории можно разными способами, но ни один из них не дает исчерпывающей информации. Только собрав данные, полученные из нескольких каналов, вы приблизитесь к пониманию особенностей ЦА, ее поведения, способах и обстоятельствах совершения покупки.

Интервью и онлайн-опросы с ЦА

О мотивах и проблемах ЦА лучше всего расскажет сама ЦА. Проведите интервью и\или онлайн-опросы среди тех, кто уже купил продукт. Это можно сделать по телефону или лично, а также через соцсети, мессенджеры, «Google-формы», «Яндекс.Взгляд» и email-рассылки.

Так вы сможете выяснить, почему клиенты покупают у вас, как выбирают. Еще один способ вступить в диалог с потенциальным клиентом — просьба протестировать сайт. Например, найти там информацию или оформить определенный заказ, а после провести интервью и выяснить, что для него было важно\удобно\сложно, чего не хватило и т.п.

Изучение коммуникации

Собственникам бизнеса, у которых есть виртуальная телефония или система коллтрекинга, в сборе информации поможет прослушивание разговоров с клиентами. Например, изучая записи звонков в медицинскую клинику, мы получим данные по реакциям и поведению пациентов в части «дорого/подходит», «далеко/в нашем районе», «нужна справка/длительное сотрудничество».

Отсюда же черпаем сведения какой из рекламных месседжей сработал и привел клиента. Нам становится доступен анализ эффективности конкретного канала — привлек ли он нужных заказчику покупателей. Дополнительные сведения даст изучение переписки менеджеров в онлайн-чатах и наблюдение за посетителями в точках продаж.

Открытые источники данных

Крупные компании проводят исследования рынков и целевых аудиторий. Часть таких исследований находятся в открытом доступе. Даже небольшая крупица данных из сторонних исследований «‎детализирует» вашего клиента.

Сервисы Yandex WordStat и Google AdWords помогут оценить спрос на продукт, GoogleTrends — узнать, растет ли интерес к продукту или падает, Росстат публикует данные исследований по различным отраслям народного хозяйства, Mail.ru собирает статистику о поле и возрасте людей, которые вводили запросы.

В «Яндекс.Директ» для медийных кампаний с баннерами и видеорекламой доступно исследование Brand Lift. Оно позволит оценить не только состав ЦА, но и ее поведение: запомнила ли аудитория вашу рекламу или слоган, изменилось ли желание приобрести продукт.

Тематические сообщества и социальные сети

Форумы и сообщества — отличная среда для изучения ЦА. Здесь ваши потенциальные клиенты не только явно показывают свой интерес к определенному виду продукта, но в ходе обсуждения открывают свои боли. Сами площадки находятся через поисковые системы, социальные сети, по рекомендациям и предварительным опросам.

Изучение собственного бизнеса

Если речь идет не о стартапе, а о действующем бизнесе, то можно использовать:

  • системы веб-аналитики Google Analytics и «Яндекс.Метрику» (показывают, откуда приходят на сайт, что интересует);
  • данные о клиентах из CRM (пол, возраст, как часто покупает клиент и т.п.);
  • промо материалы, документация, скрипты продаж (как и на кого работают действующие предложения, какие случались неудачи);
  • интервью с продавцами, операторами, менеджерами, курьерами;
  • аналитика Target hunter (при наличии данных о соцсетях клиента в CRM) и т.д.

Конкуренты

Изучая маркетинговые стратегии конкурентов, важно учитывать, что они могли совершать ошибки, чтобы не получить ложные инсайты. Критический взгляд нужен и при изучении сайта: какие характеристики товара использует конкурент, действительно ли акцент на этих качествах привлекает ЦА и связан с ее ожиданиями.

Помните, что мы собираем информацию не о способах ведения бизнеса, а о покупателе. Так, позвонив конкуренту и представившись потенциальным клиентом, обращайте внимание на то, какие вопросы задают вам, а не что рассказывают о себе. Именно через вопросы можно понять, какие у клиентов есть потенциальные требования к продукту.

Сегментация целевой аудитории

Один и тот же продукт может быть нацелен на несколько категорий клиентов, а значит, и позиционировать его придется для каждой из групп по-разному. У нескольких рекламных кампаний с точечным посылом конверсия будет выше, чем у одной, рассчитанной ‎на всех‎.

Самый известный способ выделить целевые сегменты — метод 5W (или метод пяти вопросов):

  • What (что) — какой конкретный товар мы предлагаем потребителю;
  • Who (кто) — собранные характеристики аудитории;
  • Why (почему) — какие боли потребителя закрывает наш товар;
  • When (когда) — в каких ситуациях совершается покупка;
  • Where (где) — онлайн (сайт, приложение), офлайн (отдельный магазин, отдел, супермаркет, ТЦ и др.).

Применение знаний на практике

Знания о том, ‎как определить целевую аудиторию‎, где ее искать и как сегментировать, дают маркетологу возможность создавать эффективные коммерческие предложения, выбирать и использовать рекламные носители, которые точно будут увидены и оценены потенциальным клиентом, и существенно экономить бюджет.

Рекламные «‎ковровые бомбардировки» существенно проигрывают по стоимости лида в сравнении с точечным ударом «‎прямо в сердце» потенциального клиента из правильно сегментированной ЦА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *