Урок по теме «Электрическая цепь и её составные части». 8-й класс
Назад Вперёд
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: изучить составные части электрической цепи, условные обозначения, применяемые на схемах.
Задачи:
- Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.
- Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.
- Развивающая — способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.
План урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний. (8 мин.)
- Изучение нового материала. (12 мин)
- Закрепление знаний. (15 мин.)
- Этап первичной проверки знаний. (5 мин.)
- Домашнее задание. ( 1 мин.)
- Итог урока. (1 мин.)
- Рефлексия. (2 мин.)
Оборудование: гальванический элемент, лампочка , ключ , соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ, таблица контроля, компьютер, мультимедиапроектор.
Ход урока
1. Орг. Момент (объяснить работу в группах)
Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов Величество
Зовется электричество!
2. Актуализация знаний.
Каждой группе предлагается выбрать лист с вопросом:
- Что такое электрический ток?
- Какие условия необходимы для существования электрического тока?
- Зачем нужен электрический ток?
- Направление электрического тока?
(Для подготовки учащихся к ГИА необходимо включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания, которые будут способствовать сформированности методологических знаний и умений – задание с выбором ответа, уровня владения экспериментальными умениями, умения решать качественную задачу, а также задания по работе с текстом физического содержания.)
При повторении материала учащимся предлагается следующее задание: (слайд 2)
3. Используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока:
Слайд 3
4. Изучение нового материала.
Тема урока: «Электрическая цепь».
Откройте тетради и запишите тему урока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе… (для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) слайд 4.
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
- потребитель
- источник тока
- соединительные провода
- замыкающее устройство
У Вас на столе страница учебника Г.Н. Степановой, особенность учебника заключается в том, что в каждом абзаце есть ключевое слово, в первом, например, «Электрическая цепь», его и поместим в центр. В остальных составляющие блоки цепи. На полях то, что входит в блоки и как обозначается на схеме. На столе для каждой группы лежит нетбук, на рабочем столе файл со словом кластер. Открываем его и составляем кластер, используя учебник.
Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.
Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?
Практическая работа.
Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.
По группам собирают простую цепь (источник тока, лампа, ключ, соед. провода)
Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.
5. Этап первичной проверки знаний.
Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.
Урок 31 Электрическая цепь и её составляющие
Источник тока Для того, чтобы использовать энергию электрического тока, нужно прежде всего иметь источник тока
Для того, чтобы использовать энергию электрического тока, нужно прежде всего иметь источник тока.
Потребители Электродвигатели, лампы, плитки, электробытовые приборы называют приёмниками или потребителями электрической энергии
Электродвигатели, лампы, плитки, электробытовые приборы называют приёмниками или потребителями электрической энергии.
Провода Электрическую энергию нужно доставить к приёмнику
Электрическую энергию нужно доставить к приёмнику. Для этого приёмник соединяют с источником электрической энергии проводами.
Замыкающие устройства Чтобы включать и выключать в нужное время приёмники электрической энергии применяют замыкающие и размыкающие устройства: ключи, рубильники, кнопки, выключатели
Чтобы включать и выключать в нужное время приёмники электрической энергии применяют замыкающие и размыкающие устройства: ключи, рубильники, кнопки, выключатели.
Электрическая цепь Источник тока, приёмники, замыкающие устройства, соединённые между собой проводами, составляют электрическую цепь
Источник тока, приёмники, замыкающие устройства, соединённые между собой проводами, составляют электрическую цепь.
Замкнутая цепь Цепь называется замкнутой, если она состоит только из проводников электричества
Цепь называется замкнутой, если она состоит только из проводников электричества.
Выполните задание: На рисунке представлена простейшая электрическая цепь
На рисунке представлена простейшая электрическая цепь. Перечислите её составные части.
Выполните задание: Определите место обрыва электрической цепи
Определите место обрыва электрической цепи.
При подключении контрольной лампы (КЛ) к контактам 1 и 2 или к контактам 2 и 6 она горит, а при переключении на контакты 2 и 5 – гаснет.
Выполните задание: Определите место обрыва электрической цепи
Определите место обрыва электрической цепи.
При подключении контрольной лампы (КЛ) к контактам 3 и 5 она горит, а при переключении на контакты 5 и 6 или 7 и 8 – гаснет.
Выполните задание: Как определить точное место обрыва электрической цепи?
Как определить точное место обрыва электрической цепи?
Условные обозначения Для удобства изображения электрических цепей приборы на рисунках обозначают общепринятыми условными знаками
Для удобства изображения электрических цепей приборы на рисунках обозначают общепринятыми условными знаками.
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Гальванический элемент или аккумулятор
Батарея элементов или аккумуляторов
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Соединение проводов
Пересечение проводов без соединения
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Зажимы для подключения прибора
ключ
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Электрическая лампа
Электрический звонок
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Резистор
Нагревательный элемент
Условные обозначения на схемах:
Условные обозначения на схемах:
Плавкий предохранитель
гальванометр
Электрическая схема Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами
Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами.
Выполните задание: Какие приборы входят в электрическую цепь?
Какие приборы входят в электрическую цепь? Что произойдёт при замыкании ключа?
Выполните задание: Какие приборы входят в электрическую цепь?
Какие приборы входят в электрическую цепь? Что произойдёт при замыкании ключа?
Выполните задание: Что произойдёт при замыкании ключа?
Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?
Выполните задание: Что произойдёт при замыкании ключа?
Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?
Выполните задание: Что произойдёт при замыкании ключа?
Что произойдёт при замыкании ключа? Где можно использовать такую электрическую цепь?
Выполните задание: Найдите обозначения этих приборов у себя в тетрадях и начертите схему электрической цепи
Найдите обозначения этих приборов у себя в тетрадях и начертите схему электрической цепи.
Выполните задание: Начертите схему этой электрической цепи
Начертите схему этой электрической цепи.
Что изменилось?
Выполните задание: Начертите схему электрической цепи из последовательно соединённых источника тока, звонка, ключа и лампочки
Начертите схему электрической цепи из последовательно соединённых источника тока, звонка, ключа и лампочки.
Выполните задание: Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, звонка, лампочки и двух ключей так, чтобы лампочку и звонок включались отдельно
Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, звонка, лампочки и двух ключей так, чтобы лампочку и звонок включались отдельно.
Техника безопасности 1 . При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов
1.При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов.
2.Источник тока подключать в последнюю очередь.
3.Собранную электрическую схему включать только после проверки её учителем.
4.Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи.
Техника безопасности 5 . Не производить переключений в цепях до отключения источника тока
5. Не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
6.Не допускать предельных перегрузок измерительных приборов.
7.При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, повышенном их нагревании, появления искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
Техника безопасности 8 . Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства
8. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.
9.После работы отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания, разобрать электрическую схему.
10.Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы и оборудование.
Тест по теме "Электротехника"
8 класс. Тест «Электротехника» (1 часть)
1.Тепловое действие электрического тока используется в:
а) генераторах; б) электродвигателях; в) электроутюгах; г) трансформаторах
2. Какой источник электроэнергии выдает переменный ток:
а) сеть 220 в; б) аккумулятор; в) гальваническая батарейка; г) фотоэлемент
3. Устройства потребления электрической энергии соединены в квартире:
а) параллельно; б) частично последовательно, частично параллельно; в) последовательно.
4. При измерении силы тока амперметр включают в цепь
а) параллельно с источником тока; б) параллельно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
в) последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
5. Безопасным для человека является электрическое напряжение: а) 380В; б) 220В; в) 127В; г) 36В.
6. К устройствам управления и защиты в электрических цепях относятся:
а) трансформаторы; б) выпрямители; в) осветительные приборы; г) нагревательные приборы
д) выключатели и предохранители
7. Счетчик электрической энергии измеряет: а) силу тока; б) напряжение сети; в) мощность потребляемой электроэнергии; г) расход энергии за определенное время
8. Что не относится к электромонтажному инструменту:
а) кусачки боковые; б) круглогубцы; в) пассатижи; г) кернер; д) отвертки.
9. Чертежи, на которых изображены способы соединения приборов в цепь, называют:
а) эскизами. б) графиками. в) схемами.
10. Для регулирования силы тока в цепи применяют: а) амперметры; б) вольтметры; в) реостаты.
11. При измерении напряжения вольтметр вкючают в цепь
а) последовательно с приемниками тока; б) последовательно с источником тока.
в) параллельно с приемником электрической энергии, на котором надо измерить напряжение.
8 класс. Тест Электротехника ( часть)
1.Тепловое действие электрического тока используется в:
а) генераторах; б) электродвигателях; в) электроутюгах; г) трансформаторах
2. Какой источник электроэнергии выдает переменный ток:
а) сеть 220 в; б) аккумулятор; в) гальваническая батарейка; г) фотоэлемент
3. Устройства потребления электрической энергии соединены в квартире:
а) параллельно; б) частично последовательно, частично параллельно; в) последовательно.
4. При измерении силы тока амперметр включают в цепь
а) параллельно с источником тока; б) параллельно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
в) последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
5. Безопасным для человека является электрическое напряжение: а) 380В; б) 220В; в) 127В; г) 36В.
6. К устройствам управления и защиты в электрических цепях относятся:
а) трансформаторы; б) выпрямители; в) осветительные приборы; г) нагревательные приборы
д) выключатели и предохранители
7. Счетчик электрической энергии измеряет: а) силу тока; б) напряжение сети; в) мощность потребляемой электроэнергии; г) расход энергии за определенное время
8. Что не относится к электромонтажному инструменту:
а) кусачки боковые; б) круглогубцы; в) пассатижи; г) кернер; д) отвертки.
9. Чертежи, на которых изображены способы соединения приборов в цепь, называют:
а) эскизами. б) графиками. в) схемами.
10. Для регулирования силы тока в цепи применяют: а) амперметры; б) вольтметры; в) реостаты.
11. При измерении напряжения вольтметр вкючают в цепь
а) последовательно с приемниками тока; б) последовательно с источником тока.
в) параллельно с приемником электрической энергии, на котором надо измерить напряжение.
Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении, электродвижущей силе
Электрическая цепь — совокупность устройств, в которых электромагнитные процессы могут быть описаны с помощью понятий об электродвижущей силе, токе и напряжении.
Проще, электрической цепью называется совокупность источников тока и потребителей, соединенных проводами.
Отдельное устройство, входящее в электрическую цепь называют элементом электрической цепи.
Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называются схемами.
Основными элементами электрической цепи являются:
источники электромагнитной энергии (далее — источники) — аккумуляторы, термоэлектрические элементы, электрические генераторы, фотоэлектрические элементы и т.д., — в которых происходит преобразование энергии какого-либо вида (энергии химических реакций, тепловой энергии, механической энергии, световой энергии и т.д.) в электрическую энергию;
элементы передачи электромагнитной энергии — соединительные провода, воздушные линии электропередачи, электрические кабели;
приемники энергии (далее — приемники) — электролампы, электропечи, электродвигатели и т.д., — в которых электромагнитная энергия преобразуется в энергию какого-либо другого вида (тепловую, механическую и т.д.).
Простейшая электрическая цепь для питания электрической лампы изображена на рис. 1.1, где источником является аккумулятор, приемником — электрическая лампа, а элементом передачи — провода. Рисунки, на которых изображены элементы электрических цепей и соединяющие их провода, называются монтажными схемами.
Прежде чем перейти к классификации и изучению цепей, познакомимся с понятиями электрического тока, напряжения и электродвижущей силы, используемыми в определении электрической цепи.
Рис. 1.1. Простейшая электрическая цепь для питания электрической лампы:
1 — аккумулятор; 2 — электрическая лампа
Электрический ток — явление направленного движения электрических зарядов. За положительное направление тока I принимается направление движения положительных зарядов. Силу тока определяют как отношение суммарного заряда д, протекающего через некоторое сечение проводника (в общем случае вещества) за время t, к этому времени:
Если за одну секунду (1 с) через это сечение прошел один кулон* (1 Кл) заряда, то единицу тока называют ампером (1 А = = 1 Кл/с). На практике наряду с основной единицей силы тока — ампером используют дольные и кратные единицы: миллиампер (1 мА = 1 • 10 -3 А) и килоампер (1 кА= 1 • 10 3 А).
Напряжение U участка цепи — отношение работы А электрического поля по перемещению положительного заряда q вдоль этого участка к величине заряда: U = А/q.
Если для перемещения заряда в один кулон (1 Кл) требуется совершить работу в один джоуль (1 Дж), то полученную единицу напряжения называют вольтом (1 В = 1 Дж/Кл). На практике наряду с основной единицей напряжения — вольтом — используют дольные и кратные единицы: милливольт (1 мВ = 1 • 10 -3 В) и киловольт (1кВ= 1 • 10 3 В).
Электродвижущая сила (ЭДС) характеризует способность поля сторонних сил (механических, сил химических реакций и т.д.) или индуцированного поля вызывать электрический ток.
Электродвижущая сила E формально определяется так же, как и напряжение: Е=А/q.
Но работа А по перемещению заряда осуществляется силами стороннего поля, и направление ЭДС на участке цепи, на котором она действует, противоположно направлению напряжения этого участка Понятие ЭДС вводится исключительно для тех участков цепи, на которых действуют сторонние силы (в цепи, изображенной на рис. 1.1, это участок с аккумулятором). Единицей ЭДС, как и напряжения, является вольт (В).
В электротехнике ток, напряжение и ЭДС принято обозначать прописными буквами /, U, Е, в случае если они неизменны во времени t.
Если же они не постоянны, т.е. изменяются во времени, то их обозначают соответствующими строчными буквами: I, u, e;