Тема урока: Дневной заборный лист. Контрольный расчёт расхода специй и соли.
Указанная форма — унифицированная. Ее утвердили постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132. Обязательной к применению ОП-13 была до конца 2012 года. С января 2013 стала носить рекомендательный характер. С того времени компании, которые хотели разрабатывать свои формы и работать с ними, получили такое право.
Любой свой выбор (унифицированные бланки или свои) компания должна отразить в учетной политике.
Унифицированные формы по-прежнему широко используются, поскольку содержат всю необходимую информацию, привычны работникам проверяющих ведомств.
Контрольный расчет специй и соли необходим для определения недорасхода этого сырья. Данные для составления этого документа берут из таких бумаг, как:
· ведомости учета движения продуктов на производстве;
· акты о реализации и отпуске изделий производства.
Составляют документ в одном экземпляре. Он должен быть подписан работником, который составил расчет, бухгалтером и главой организации.
Проводить такой расчет рекомендуется ежемесячно по решению руководства.
Заполняем форму ОП-13
Вносить данные в бланк можно от руки или на компьютере. В некоторых специализированных программах есть функции заполнения документации для общепита и часть данных вставляется автоматически, поэтому такой способ будет намного удобнее.
Рассмотрим, как заполнить форму самостоятельно. Документ имеет шапку и основную часть.
В этот раздел нужно внести стандартные для всех документов данные:
· Наименование организации общественного питания.
· Наименование ее структурного подразделения.
· Коды ОКПО и вида деятельности.
· Номер и день составления документа.
· Начало и конец отчетного периода.
Также здесь расположен гриф «Утверждаю» для проставления подписи директором компании или его доверенным лицом. Утверждать документ руководитель должен только после того, как он будет полностью заполнен.
Основная часть документа
Данная часть документа представлена таблицей, куда требуется внести сведения о расходе специй и соли в организации общепита.
В таблице нужно указать такую информацию:
1. Номер по порядку. В таблице уже проставлены номера с 1-го по 3-й. При необходимости нужно продолжить.
2. Наименование добавки. Уже отмечены (по порядку) соль, перец, горчица.
3. Остаток добавки на начало отчетного периода. Здесь нужно указать сумму в рублях и копейках.
4. Сколько специй и соли поступило за отчетный период. Также в стоимостном выражении.
5. Остаток на конец отчетного периода. Аналогично нужно указать сумму.
6. Сколько сырья израсходовано за отчетный период. Тоже в стоимостном выражении.
В конце таблицы нужно обязательно подвести итог.
Следующая таблица — справка о стоимости специй и соли, которая была включена в расчет стоимости блюд. В графах нужно отметить стоимость соли и специй в одном блюде, сколько блюд было реализовано за отчетный период и на какую сумму на них были затрачены специи и соль. В конце таблицы тоже нужно подвести итог. Кроме того, указывают, сколько израсходовано по контрольному расчету и какова сумма недорасхода (это количество, меньше намеченного).
В конце документа расписываются работник, который сформировал расчет и справку, и бухгалтер, который проверил этот расчет.
Как исправить ошибки?
Подразумевается, что ошибок в такого рода документации быть не должно. Но если вдруг обнаружена фактическая (неправильно указаны даты или суммы), то исправить ее можно, воспользовавшись стандартным алгоритмом:
· зачеркнуть фрагмент с ошибкой;
· рядом или сверху поместить верный вариант;
· завизировать исправления фразой «Исправленному верить», поставить дату и расписаться.
С внесенными изменениями нужно ознакомить всех лиц, причастных к составлению документа.
КОНТРОЛЬНЫЙ РАСЧЕТ РАСХОДА СПЕЦИЙ И СОЛИ
Невозможно представить осуществление деятельности предприятий общественного питания без использования в технологическом процессе специй и соли. Рестораны, кафе, бары и другие объекты общественного питания приобретают соль и специи не только для непосредственного приготовления готовых изделий согласно сборникам рецептур блюд, но и для сервировки столов.
Поэтому актуальным становится вопрос правильности составления первичных документов аналитического учета, обеспечивающие контроль над расходом специй и соли на предприятии общепита.
Прежде всего отметим, что формы первичных учетных документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, что следует из п. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 9 названного Закона установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Такими реквизитами являются:
— дата составления документа;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих
В силу п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.
Вместе с тем разработка и утверждение самостоятельных форм первичных учетных документов дело довольно трудоемкое, поэтому организации для отражения своих хозяйственных операций, как правило, используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом России.
Пунктом 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ также установлено, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Для определения стоимости недорасхода специй и соли на предприятии общественного питания применяется контрольный расчет расхода специй и соли. При этом под недорасходом специй и соли понимается их расход в количестве, меньшем намеченного.
Унифицированная форма N ОП-13 "Контрольный расчет расхода специй и соли" утверждена Постановлением Г оскомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Контрольный расчет расхода специй и соли (форма N ОП-13) составляется в одном экземпляре.
Остаток специй и соли на начало отчетного периода и поступление за этот период определяются на основании данных ведомости учета движения продуктов на производстве или накладных.
Фактически остаток на конец отчетного периода показывается на основании акта инвентаризации.
отпущенных готовых изделий и полуфабрикатов, записываются на основании акта о реализации и отпуске изделий производства.
Путем сравнения данных о фактическом расходе специй и соли (графа 7 расчета) и стоимости включенных в калькуляцию специй и соли (строка "Итого" справки) определяется сумма их недорасхода.
Контрольный расчет расхода специй и соли утверждается руководителем организации общественного питания.
Пример. По решению руководителя в организации общественного питания (ООО "Сладко") бухгалтер-калькулятор Иванова Анна Анатольевна осуществляет ежемесячный контрольный расчет расхода специй и соли.
На основании данных ведомости учета движения продуктов на производстве или накладных за март 2016 г. имеются следующие данные об остатках специй и соли:
Наименование | Остаток на начало отчетного периода, рублей копеек | Поступило за отчетный период, рублей копеек | Израсходовано за отчетный период, рублей копеек |
Соль | 30-00 | 20-00 | 30-00 |
Перец красный | 50-00 | 40-00 | 20-00 |
Перец черный | 60-00 | 30-00 | 65-00 |
Горчица | 40-00 | 20-00 | 30-00 |
Тмин | 30-00 | 50-00 | 50-00 |
Кориандр | 25-00 | 25-00 | 10-00 |
Имбирь | 45-00 | 10-00 | 50-00 |
Г воздика | 20-00 | 45-00 | 35-00 |
Кроме того, в течение месяца всего было продано 500 блюд, в цену которых включена: стоимость специй, по 50 коп. на одно блюдо; соли — по 10 коп. на одно блюдо.
Необходимо рассчитать сумму недорасхода специй и соли и заполнить контрольный расчет расхода специй и соли по форме N ОП-13 за отчетный месяц.
Контрольный расчет расхода специй и соли — форма ОП-13
Контрольный расчет расхода специй и соли форма ОП-13 – это документ, применяющийся для вычисления стоимости недорасхода соли и специй на кухне предприятий общественного питания по решению руководителя предприятия. Код бланка расчета по форме ОКУД 0330513. Унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. под номером 132.
Остаток соли и специй и поступление соли и специй на начало отчетного периода подсчитываются на основании данных, содержащихся в ведомости учета движения продуктов по форме ОП-14 на производстве или на основании накладных. На конец отчетного периода фактический остаток соли и специй фиксируется на основании актов инвентаризации.
По центру бланка заполняются данные об организации и ее структурном подразделении. Далее в графе «Наименование» перечисляются использованные ингредиенты: соль, перец, горчица и т.д. и их коды. В акте фиксируется сумма остатка на начало отчетного периода, поступления на протяжении отчетного периода, остаток соли и специй в конце отчетного периода. В седьмой графе подсчитывается сумма израсходованных ингредиентов за отчетный период.
Сравнением данных о расходе соли и специй из седьмой графы и стоимости включенных в калькуляцию соли и специй (строка "Итого") вычисляется стоимость их недорасхода.
ОП-13 Контрольный расчет расхода специй и соли
Остаток специй и соли на начало отчетного периода и поступление за этот период определяются на основании данных ведомости учета движения продуктов на производстве или накладных.
Фактически остаток на конец отчетного периода показывается на основании акта инвентаризации.
Количество полуфабрикатов, готовых изделий и стоимость специй и соли, включенных в калькуляцию проданных и отпущенных готовых изделий и полуфабрикатов, записывается на основании акта о реализации и отпуске изделий производства.
Сравнением данных о фактическом расходе специй и соли (графа 7 расчета) и стоимости включенных в калькуляцию специй и соли (строка «Итого» справки) определяется сумма их недорасхода.