Как УО работать с предостережением, предписанием или представлением
Органы ГЖН и прокуратура выносят в отношении управляющих организаций предписания, представления или предостережения за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Узнайте, чем это грозит УО и какой порядок действий при получении такого документа она должна соблюдать.
Предписание, представление или предостережение – это результат проверки управляющей организации контролирующими органами. С 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций в субъектах РФ за исключением городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Контролирующие органы – ГЖИ, прокуратура – следят за соблюдением лицензионных требований. За нарушения при работе с системой ГЖИ может выдать УО предостережение или предписание, а прокуратура – представление.
Обязанность управляющих организаций при размещении информации в системе регулирует ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ – обеспечить открытый и свободный доступ к сведениям о:
- показателях финансово-хозяйственной деятельности;
- работах и услугах по содержанию общего имущества МКД;
- порядке выполнения таких работ;
- их стоимости;
- тарифах на коммунальные услуги.
Органы ГЖН и прокуратура могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки размещения информации в ГИС ЖКХ. Порядок их проведения описан в ст. ст. 9-10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Согласно документу, о плановой проверке, контролирующий орган должен заблаговременно уведомить управляющую организацию. Внеплановую проверку можно провести без предварительного уведомления при наличии оснований.
Когда ГЖИ выдаёт предостережение
Органы ГЖН проводят профилактические мероприятия с целью предупредить нарушения, которые допускают управляющие организации (ст. 8.2 № 294-ФЗ). График таких мероприятий утверждается ежегодно. Результатом проведения профилактического мероприятия может быть вынесение предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
ГЖИ может выдать предостережение, если получила сведения о готовящемся нарушении:
- от установленных юридических или физических лиц,
- в ходе реализации мероприятий по контролю,
- от органов государственной власти или местного самоуправления,
- из СМИ.
Предостережение орган ГЖН выдаёт в соответствии с положениями ч. ч. 5-7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Порядок составления и отправки нарушителю предостережения описан в постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Минстрой РФ рекомендует органам ГЖН выдавать предостережения при первоначальном выявлении признаков нарушений порядка размещения информации в системе.
Если управляющая организация получила предостережение и не имеет возражений, она должна устранить нарушения в срок, указанный в документе, и уведомить об этом контролирующий орган. Уведомление можно направить по почте или в электронном виде, заверенном электронной подписью.
В случае несогласия УО с выводами органа контроля, она должна обосновать свою позицию в письменном возражении. Орган ГЖН даст ответ на такое возражение в течение 20 рабочих дней с даты его получения.
Наказания за невыполнение предостережения не предусмотрено, но советуем ответственно отнестись к подобным документам, чтобы избежать внимания со стороны контролирующих органов.
Начало проверки
Если управляющая организация предупреждена о предстоящей проверке, к ней нужно подготовиться. В первую очередь, внимательно изучите уведомление о проверке. Если в нём допущены ошибки:
- не указаны основания проверки,
- отсутствует один из обязательных реквизитов документа,
сообщите о них в контролирующий орган, инициирующий проверку. Орган контроля не вправе начать проверку при наличии недочётов в документах.
Если неточностей в уведомлении нет, проведите анализ полноты раскрытия информации в ГИС ЖКХ. Просмотрите пункты разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр и убедитесь, что вся необходимая информация размещена в системе.
Проведение проверки органом ГЖН
Бывают случаи, когда орган ГЖН предварительно направляет управляющей организации распоряжение о проведении проверки размещения информации в системе. В нём указывается:
- ответственное за проведение проверки лицо;
- срок проверки;
- сведения, которые будут проверять.
По результатам проверки инспектор составляет акт. Обратите внимание на наличие в нём необходимых сведений:
- были выявлены нарушения или нет;
- перечень нарушений, если они были выявлены;
- подпись ответственного за проверку лица;
- перечень лиц, которые присутствовали при проверке;
- подписи присутствовавших при проверке.
Полный перечень требований к акту о проведении проверки представлен вст. 16 № 294-ФЗ.
Акт проверки инспектор должен вручить тому, кого проверяли, лично или заказным письмом с уведомлением, чтобы было официальное подтверждение о вручении. Управляющая организация может обжаловать акт проверки вышестоящему должностному лицу органа ГЖН или в суд. Сроки, в которые можно обжаловать документ, указаны в одном из его пунктов.
На основании акта проверки ГЖИ может вынести управляющей организации предписание, в котором укажет:
- наименование и номер документа, на основе которого составлено предписание;
- перечень нарушений;
- срок исправления нарушений.
Одновременно с предписанием, орган ГЖН может возбудить дело об административном правонарушении путём составления протокола. На этом этапе управляющая организация может предоставить в ГЖИ доказательства своей невиновности – фотографии или скриншоты, которые могут подтвердить наличие необходимой информации в системе.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, управляющей организации выдают постановление о привлечении к административной ответственности или постановление о прекращении административного дела.
Проведение проверки прокуратурой
Если в ходе проверки управляющей организации прокуратура обнаружила нарушения, она выносит представление, в котором описаны нарушения УО и указан срок их исправления.
Управляющая организация должна в указанный в представлении срок устранить нарушение и письменно уведомить об этом прокуратуру. В таком случае УО избежит штрафа.
Если управляющая организация проигнорировала представление, прокуратура может возбудить дело об административном правонарушении. Для этого составляется постановление о возбуждении дела, в котором указываются нарушения управляющей организации. С таким документом прокуратура должна под подпись ознакомить руководителя УО или уполномоченное лицо.
После ознакомления, постановление передаётся в мировой суд, который может назначить административный штраф. Если управляющая организация не согласна с нарушениями, указанными в постановлении, она имеет право предоставить доказательства своей невиновности в суде: фотографии, скриншоты.
Ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок предписания органа ГЖН – штраф должностному лицу в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Невыполнение законных требований прокуратуры влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей;
- на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Вместо штрафа должностное лицо может получить дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, а юридическому лицу грозит приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
Как направить ответ на предостережение жилинспекции
от 10 февраля 2017 г. N 166
СОСТАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
И ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ,
ПОДАЧИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
ВОЗРАЖЕНИЙ НА ТАКОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ И ИХ РАССМОТРЕНИЯ,
УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТАКОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)
1. Настоящие Правила определяют порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее — предостережение), порядок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение (далее — возражения) и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения.
2. Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сведений.
3. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4. В предостережении указываются:
а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;
б) дата и номер предостережения;
в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;
и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.
5. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.
6. Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в пункте 2 настоящих Правил, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
7. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
8. В возражениях указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
9. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.
10. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
12. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
13. Уведомление направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.
14. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Получили предостережение из трудовой инспекции: что делать?
Предостережение – относительно новый вид профилактических мероприятий, который применяется Государственной инспекцией труда (ГИТ) с 2018 года. И многие организации, впервые получив такие предостережения были поставлены в тупик, поскольку не знали, как реагировать на данный документ.
Что представляет собой предостережение ГИТ
Надо понимать, что цель предостережения не привлечь работодателя к ответственности, а информирование о недопустимости совершения нарушения.
Порядок объявления предостережения регулируется ст.49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». А правила реагирования работодателем на предостережения определены п. 23 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 21.07.2021 № 1230.
Итак, Роструд может направить предостережение в том случае, если ему станет известно о том, что работодатель планирует совершить нарушение, так, работник может обратиться в ГИТ с жалобой на то, что компания в будущем может нарушить его права, например, отказывается предоставить отпуск в срок, предусмотренный графиком отпусков.
Содержание предостережения
Предостережение может быть составлено в форме электронного документа и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (п.1 ст.21 Закона 248-ФЗ).
Но обязательной такая форма станет с 31 декабря 2023 года. До этой даты предостережение может быть составлено на бумажном носителе (п. 14 ст. 98 Закона 248-ФЗ) и направлено по почте (п. 9 ст. 98 Закона 248-ФЗ).
Составлено предостережение будет по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (приложение 15).
- Какие сведения о действиях работодателя имеются в Роструде, которые могут повлечь нарушение.
- Какие обязательные требования могут нарушить данные действия (бездействия) работодателя.
- Возможность обжалования предостережения.
Также будет предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Действия работодателя
- Прислушаться к предостережению Роструда и не допускать нарушений трудового законодательства, при необходимости, принять соответствующие меры.
- Проигнорировать предостережение. В этом случае надо быть готовым к внеплановой проверке ГИТ и возможному привлечению к административной ответственности.
- Представить возражения на полученное предостережение. Так следует поступать, если вы понимаете, что действия компании не нарушают трудовое законодательство и права работников.
Обратите внимание, что получение предостережения не обязывает компанию к обратной связи. Каким-либо образом информировать Роструд о выполнении рекомендаций, изложенных в предостережении нет необходимости.
Как составить и направить возражения
Если вы не согласны с фактами, изложенными в предостережении или не считаете, что предпринимаемые действия влекут нарушения законодательства, на предостережение рекомендуется представить возражения.
Срок для представления предостережения — 10 дней с даты получения документа (п.23 Положения № 1230).
Возражение можно составить как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Посмотрите текст предостережении. Там, скорее всего будет указан адрес электронной почты, на которым можно будет направить возражение.
Либо в предостережении будет указан адрес, на который можно направить возражения на бумажном носителе.
- Наименование организации-работодателя. Если работодатель индивидуальный предприниматель, то в предостережении надо указать фамилию, имя, отчество (при наличии).
- Место нахождения организации работодателя (или место жительства работодателя – ИП).
- Номер (номера) контактного телефона.
- Адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ.
- Сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение.
- Доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
Возражение будет рассмотрено в течение 20 рабочих дней и в этот срок работодателю будет направлен ответ.
Обратите внимание! На основании предостережения работодатель не может быть привлечен к административной ответственности. Также предостережение не является предписанием, обязательным для исполнения.
Вместе с тем, игнорировать предостережения не стоит. Роструд ведет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (п .24 Положения 1230).
Вправе ли УО в судебном порядке оспорить предостережение органа ГЖН
Управляющие организации и ТСЖ регулярно обращаются в суд, чтобы оспорить предписания органов ГЖН. Но надзорный орган, помимо предписания, может выдать УО предостережение. На материалах судебного дела рассказываем, вправе ли управляющие домами в судебном порядке оспорить такой документ и почему.
Орган ГЖН может выдать юрлицу предостережение для профилактики нарушений
Право органов ГЖН выдать проверяемому юрлицу предостережение прописано в ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Делают они это в целях профилактики нарушений обязательных требований, если у ведомства есть информация о готовящихся нарушениях или об их признаках.
Такую информацию они получают при проверках без взаимодействия с юрлицами или из поступивших обращений. Предостережение может быть выдано, если нарушение требований не причинило вред жизни и здоровью граждан, а также не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций.
- содержать указания на соответствующие обязательные требования и нормативный правовой акт, где они прописаны;
- указывать, какие конкретно действия юрлица могут привести или приводят к нарушению этих требований.
При этом в предостережении орган ГЖН не должен запрашивать от юрлица какие-либо сведения и документы.
В предостережении орган ГЖН указывает на нарушения, которые совершает или может совершить УО
Одна из управляющих организаций Ангарска, которая заключила с собственниками договор на содержание и ремонт общегодомового имущества при непосредственном управлении домом, получила предостережение органа ГЖН. Согласно договору, компания должна была через старших по дому не позднее 12-го числа каждого месяца передавать жителям МКД квитанции на оплату.
Орган ГЖН, проверив работу управляющей организации, установил, что данный пункт договора компания не соблюдала: она ежемесячно доставляла платёжные документы в почтовые ящики. Ведомство выдало УО предостережение, считая, что компания нарушает ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Она обязана доставлять счета так, как прописано в договоре с собственниками, и также отчитаться об исполнении предостережения в орган ГЖН.
УО подала иск в суд с требованием признать предостережение органа ГЖН недействительным: оно нарушает права и законные интересы компании в сфере предпринимательской деятельности, создаёт препятствия для работы по управлению домами. Управляющая организация ежемесячно предоставляет собственникам счета на оплату, но не через старших по дому, а опуская их в почтовые ящики, поскольку в доме не выбраны старшие (дело № А19 -11270/2020).
Предостережение должно содержать подтверждённые факты нарушений норм НПА
- Платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за расчётным. Иной срок собственники вправе определить на ОСС или внести в договор управления.
- Информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по ним в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за ЖКУ.
Если собственник не получил счёт на оплату, он вправе запросить квитанцию в управляющей организации, в том числе в электронном виде.
Судья отметил, что собственники поручили УО передавать им платёжные документы через старших по дому. Но согласно протоколу ОСС, старших они так и не выбрали. При этом ни на собрании, ни в договоре с истцом вопрос, как компании действовать в такой ситуации, не урегулирован. Законодательство не обязывает УО вручать счета на оплату под подпись или заказным письмом с уведомлением.
Суд указал, что факт доставки счетов доказан. Ранее УО через суд взыскала с собственника помещения задолженность, и в своём отзыве на иск компании должник ссылался на анализ полученных им платёжных документов за 2016–2019 годы. Следовательно, счета собственники получали. Факт недоставки платёжных документов должен доказывать орган ГЖН.
Судья сделал вывод, что УО не нарушила требований законодательства к доставке квитанций и условий заключённого с собственниками договора. Он признал предостережение органа ГЖН не соответствующим закону.
Оспаривание нарушающего интересы УО акта – её конституционное право
В суде апелляционной инстанции орган ГЖН поднял вопрос о том, что предостережения нельзя оспорить. Документ не содержит обязательных предписаний, не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть оспорен в порядке ст. 198 АПК РФ. Поскольку предостережение нельзя оспорить, то суд первой инстанции был неправ, удовлетворив иск УО.
Апелляционный суд указал на то, что орган ГЖН вправе выдать предостережение согласно ст. 8.2 № 294-ФЗ – для предупреждения и профилактики нарушений требований НПА. При этом Жилищный кодекс РФ не предусматривает выдачу такого вида документов.
Из анализа оспариваемого предостережения суд сделал вывод, что УО работает с нарушением порядка лицензируемого вида деятельности. Орган ГЖН в документе предлагает компании изменить фактическое поведение. Если этого не сделать, надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку УО или привлечь её к административной ответственности.
Судья пояснил, что гражданин или компания могут оспорить акт, который затрагивает их права и законные интересы. Это их конституционное право, на обжалование такого акта не нужно прямое разрешение закона.
Управляющая организация доказала, что доставляет собственникам помещений в МКД платёжные документы – через почтовые ящики. При этом жители дома не выбрали старших и не предоставили компании возможность исполнить прописанные в договоре обязательства по направлению счетов.
Апелляционный суд сделал вывод, что в такой ситуации УО не нарушила нормы ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Оспариваемое предостережение содержит недостоверные сведения о работе УО и нарушает её законные интересы как добросовестной компании по управлению жилыми домами. Жалоба органа ГЖН осталась без удовлетворения.
Орган ГЖН обязан доказать обоснованность выданного предостережения
Надзорное ведомство обратилось в кассационный суд, настаивая, что предостережение нельзя оспорить в суде. Оно не устанавливает факт нарушения жилищного законодательства и не предопределяет субъект ответственности, не создает препятствий для работы УО и не порождает правовых последствий. Поэтому документ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт и не обжалуется в порядке гл. 24 АПК РФ.
Также орган ГЖН посчитал, что суд неправомерно обязал его доказывать, что УО не доставляла счета. Это в суде должна опровергнуть компания. То, что при взыскании задолженности собственник ссылался на данные из платёжных документов, не подтверждает факт их ежемесячной доставки.
Но кассационный суд повторил выводы коллег: предостережение затрагивает интересы УО, поэтому является предметов судебного контроля. При ином подходе невозможно восстановить нарушенные права истца. Суды не нашли нарушений в действиях компании и оснований для выдачи предостережения. Поскольку орган ГЖН сделал выводы о таких нарушениях, то именно ведомство должно было доказать, что платёжные документы истец не доставлял. Это соответствует нормам АПК РФ.
Решение судов первой и апелляционной инстанций остались в силе, а предостережение органа ГЖН признано незаконным.