Возврат комиссии банка при ошибочном платеже
Организация осуществила ошибочный перевод физлицу вместо юрлица на 11 млн руб. Списали комиссию 900 тыс. руб. Далее был осуществлен возврат денежных средст (11 млн руб). Комиссию банк удерживает, в возврате комиссии (900 тыс. руб.) отказано. Законно ли удержание комиссии при возврате перевода?
Исходя из формулировки вопроса, не представляется возможным дать однозначную правовую оценку ситуации, поскольку исходных данных недостаточно. В то же время необходимо обратить внимание на следующие моменты.
- В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на открытый клиенту счет выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, и проведении иных операций по счету.
- Согласно ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами. Форма и периодичность оплаты регламентируется непосредственно договором банковского счета.
- В соответствии с п. 4 ст. 845 ГК РФ права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими клиенту в пределах суммы остатка, за исключением денежных средств, в отношении которых получателю или обслуживающему его банку в соответствии с банковскими правилами и договором, подтверждена возможность исполнения распоряжения клиента о списании денежных средств в срок, не превышающий 10 дней. По истечении указанного срока денежные средства по-прежнему считаются принадлежащими клиенту.
Таким образом, исходя из формулировки вопроса удержание банком соответствующей комиссии как платы за услугу осуществления переводов денежных средств по требованию клиента представляется законным, поскольку банк осуществляет операции с денежными средствами клиента, расположенными на счете клиента и по поручению клиента, не проводя при этом проверки правильносити либо неправильности реквизиров осуществляемых операций, а равно не имея возможности самостоятельно отказать в проведении операции и или приостановить ее проведение.
Следовательно, удержанная банком комиссия является правомерной платой за оказанные банком услуги.
Обстоятельств, свидетельствующих об образовании на стороне банка неосновательного обогащения, в соответствии с формулировками ст. 1102-1104 ГК РФ исходя из формулировки вопроса не выявлено.
Как вернуть банковскую комиссию за прием безналичных платежей и сколько на этом можно сэкономить
Фото: пресс-служба —>
До конца этого года государство компенсирует предприятиям малого и среднего бизнеса затраты на банковские комиссии за прием оплаты с использованием Системы быстрых платежей. И возможно, программа будет продлена и на следующий год — с таким предложением недавно выступил президент. Что нужно знать для того, чтобы воспользоваться этой опцией, и сколько, в среднем, это позволяет экономить?
Система быстрых платежей — это не только переводы физлиц друг другу. В ее рамках есть еще и сервис приема платежей, который позволяет бизнесу неплохо сэкономить.
У клиента оплата по СБП не займет много времени. При проведении такого платежа не нужно вводить никаких реквизитов.
Например, при оплате по QR-коду, покупатель просто сканирует код на упаковке, платежном терминале, пре-чеке продавца или на его сайте, а потом переходит в мобильное приложение банка, где проверяет сумму покупки, название торговой точки и подтверждает оплату. В онлайне оплатить с помощью СБП также можно, перейдя по платежной ссылке или нажав на платежную кнопку. Далее откроется мобильное приложение банка, где клиент подтвердит оплату.
А теперь главное, что от этого выигрывает бизнес? Во-первых, при оплате по СБП деньги на счет бизнеса поступают мгновенно. Это позволяет вести бизнес без кассовых разрывов. В случае классического карточного эквайринга, деньги могут зачисляться на счет предприятия до трех дней — все зависит от условий конкретного банка.
Во-вторых, за прием безналичных платежей бизнесу нужно платить банкам комиссию. В СБП она составляет до 0,4 или до 0,7% в зависимости от типа бизнеса, что гораздо ниже, чем ставка за прием других способов безналичной оплаты. Для сравнения, ставка за прием платежей по картам может быть в два-три раза выше. Важно, что максимальная комиссия за одну транзакцию не может превышать 1,5 тысячи рублей вне зависимости от суммы операции. Это наиболее актуально для компаний с большим средним чеком. То есть сумма платежа может быть, например, 600 тысяч рублей, а размер комиссии за такую операцию не превысит 1,5 тысячи рублей.
Для того чтобы подключить оплату с помощью СБП, бизнесу нужно сделать всего три шага. Во-первых, обратиться в банк — участник СБП и подписать с ним договор. Список банков-участников СБП можно посмотреть на сайте сервиса в разделе «Оплатить». Сегодня более 60 банков поддерживают оплату по СБП, среди них крупнейшие игроки рынка.
Во-вторых, выбрать наиболее удобный сценарий использования — сделать это вам также помогут в банке. В-третьих, рассказать покупателям о новом способе оплаты — и принимать первые платежи.
При этом сэкономить можно не только на разнице в размере комиссий, по сравнению с традиционным карточным эквайрингом. По поручению президента, до конца этого года государство компенсирует предприятиям малого и среднего бизнеса затраты на банковские комиссии за прием оплат с помощью СБП. Кроме того, Владимир Путин предложил продлить эту программу еще на полгода.
Чтобы участвовать в ней, компании достаточно входить в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, принимать оплату с помощью СБП и быть клиентами, отобранных Минэкономразвития банков. Сегодня их уже более 50. В начале месяца банки сами передают министерству данные о количестве операций малых и средних предприятий, а также информацию об уплаченной комиссии за прием платежей с помощью СБП. А бизнес просто ждет возврата денег. В течение 20 рабочих дней они поступают в банки. После чего, в течение пяти дней, деньги возвращаются предпринимателям.
И многие предприниматели уже опробовали это на собственном опыте. Вот пара примеров.
В компании «Свой климат» комиссия по СБП оказалась значительно ниже комиссии по эквайрингу — 0,7% против 1,8% соответственно. В итоге экономия только на комиссии с начала года составила 86,5 тысячи рублей. А компенсациями от государства компания уже вернула 10,9 тысячи рублей и ожидает еще 38, 7 тысячи рублей. Это при том, что доля оплат по СБП в безналичных оплатах у компании пока составляет всего 28%.
А франчайзинговый офис турагентства Anex Tour, благодаря СБП, с начала года сэкономил на приеме платежей 60 тысяч рублей. По программе возврата комиссий бизнес получил за июль-сентябрь выплату в размере 21,5 тысячи рублей. И сейчас ожидает возврата на сумму еще 17,2 тысячи.
В текущем году на выплаты малым и средним предприятиям из федерального бюджета выделено 500 млн рублей.
Сам сервис оплат СБП был запущен осенью 2019 года, однако им уже воспользовалось более 3,5 млн россиян, которые сделали девять млн операций на сумму 44 млрд рублей.
10% за перевод. Когда банки берут повышенную комиссию и как это оспорить
Если внимательно прочитать банковские тарифы, не пропуская мелкий серый шрифт под звёздочкой, то можно узнать много интересного. Например, о комиссии в 10% за выполнение операции, которую банк посчитает сомнительной. Обычно люди возмущаются, но платят. Однако один из клиентов пошёл в суд оспаривать комиссию в полмиллиона рублей. Дело дошло до Верховного суда, где и выяснилось, что банки нарушают закон, устанавливая повышенные тарифы.
Как комиссия полмиллиона? Фото: zen. yandex.ru
На счёт клиента банка по договору купли-продажи поступило более 5 миллионов рублей. Кредитная организация посчитала, что операция сомнительная и несёт репутационный риск. Все операции по счёту были заблокированы. Кроме одной — возврат средств обратно плательщику. Однако тариф за обратный перевод был не 1%, как обычно, а 10%. Право банка повышать комиссию за операции, которые несут репутационный риск, было прописано в договоре. Перевод был сделан. Клиент заплатил за него более полумиллиона рублей.
Суд первой инстанции, апелляция и кассация поддержали позицию банка и отказали истцу в возврате средств. Суды посчитали, что банк действует в рамках закона о противодействии отмыванию средств (115-ФЗ). Тарифы повышены согласно положениям договора, с которым клиент согласился, ставя подпись.
Коллегия Верховного суда отменила решения нижестоящих инстанций и отправило дело на новое апелляционное рассмотрение.
Суды, рассматривая дело, принимали во внимание только положения договора и факт того, что операция несёт репутационный риск. Однако судами не дана «оценка действительности примененного ими договорного условия, изложенного в примечании к тарифам».
В силу требований Федерального закона № 115-ФЗ (статья 1, пп. 1, 2, 10 и 11 статья 7, статья 8) банк вправе с соблюдением правил внутреннего контроля относить сделки клиентов к сомнительным, что влечет определенные последствия, а именно приостановление соответствующей операции или отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств
Право устанавливать повышенную комиссию в целях борьбы с легализацией денег, полученных преступным путём, законом не предусмотрено.
ВС посчитал, что контроль не может использоваться банками для получения выгоды.
Верховный суд отменил банковскую комиссию. Фото: sisransky. sam. sudrf.ru
Верховный суд постановил:
В связи с этим возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются или не являются они следствием такого контроля, недопустимо
Так решился давний спор о недопустимости использования заградительных тарифов при проведении сомнительных операций. Банк должен контролировать законность финансовых операций, а не наживаться на них.
Банки взимают с клиентов незаконные комиссии
Клиенты банков и других финансовых организаций часто сталкиваются со списанием комиссий. Обычно условия начисления таких платежей указывают в договоре, который составлен по типовой форме и не предусматривает возможности клиента повлиять на его содержание. При этом не все комиссии являются правомерными.
Что такое комиссия?
Интересно, что понятие «комиссия» не содержится ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе о банках и банковской деятельности. Законодательством предусмотрены лишь следующие виды оплаты:
- проценты за пользование кредитом (ст. 819 ГК РФ);
- проценты на сумму вклада (ст. 838 ГК РФ);
- плата за услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (ст. 851 ГК РФ).
Тем не менее в документах, которые получают клиенты банков, часто содержится формулировка – «комиссия банка». Под ней подразумевается плата за оказание услуг по совершению операций по счетам клиента. Размер комиссии может выражаться в конкретных цифрах (например, 1000 рублей ежемесячно за ведение счета) или в процентах от суммы операции (например, 1% от суммы денежного перевода). Практика рынка кредитования показывает, что комиссии находятся на втором месте среди доходов банков после процентов по кредитам.
Когда списание комиссии будет правомерным, а когда – нет?
Законным будет списание платы за реально предоставленные услуги:
- переводы денежных средств – к примеру, если клиент оформляет кредитную карту и расплачивается ею, банк вправе удержать комиссию;
- конвертация (обмен) валюты – для оплаты услуг в заграничных поездках производится автоматическая конвертация денежных средств, которая также оплачивается согласно установленным в банке тарифам;
- снятие наличных в иных банках или с кредитных карт;
- документарные операции – если кредит был оформлен на юридическое лицо, банк может взимать дополнительную комиссию за предоставление банковской гарантии по выплате средств.
Незаконным будет списание комиссий за банковские операции, которые являются неотъемлемой частью основной услуги, для получения дополнительной выгоды. Например, предоставление кредита является основной услугой. При этом банк требует отдельной оплаты таких операций, как рассмотрение заявки на выдачу кредита, его предоставление, перечисление средств на счет заемщика, досрочное погашение кредита, открытие и ведение ссудного счета (банковский счет для перечисления кредитных средств открывается только на срок действия кредитного договора, поэтому начисление комиссии за это незаконно), информирование о задолженности и т.д. Эти операции являются частью услуги по обслуживанию кредита, которую заемщик оплачивает, ежемесячно совершая необходимые платежи. Поэтому комиссию за такие допуслуги разумно оспаривать. Об этом свидетельствуют действия регулятора рынка финансовых услуг и судебная практика.
Банк России – о взимании комиссий
В Информационном письме от 26 августа 2020 г. № ИН-06-59/126 Банк России указал некредитным финансовым организациям на недопустимость взимания платы за предоставление потребительского займа. В нем сказано, что не допускается взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами РФ, а также за предоставление услуг, если при этом он действует в собственных интересах и для заемщика не создается отдельное имущественное благо (ч. 19 ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»). Банк России полагает, что перечисление суммы займа не должно рассматриваться в качестве отдельной услуги, за которую кредитор может взимать вознаграждение, а является необходимым и сопутствующим условием для заключения договора потребительского займа и возникновения обязательств по нему. В связи с этим взимание комиссии за перечисление займа на счет заемщика неправомерно.
Таким образом, удержание банком или иной финансовой организацией комиссии будет правомерным только при наличии двух условий:
- клиенту предоставлена услуга – помимо той, которая включена в условия кредитного договора (договора займа) и уже оплачена;
- в результате оказания услуги клиент приобретает отдельное имущественное благо.
Суды – о взимании комиссий
Банк России в упомянутом выше письме обратил внимание на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 23 декабря 2014 г. № 80-КГ14-9. Рассматривался иск физического лица о признании недействительными условий кредитного договора, в частности о взыскании комиссии за выдачу кредита. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали. Они указали, что положения об установлении комиссии были прописаны в кредитном договоре, с условиями которого истица была ознакомлена под роспись, и сослались на принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Верховный Суд с такими выводами не согласился. Он отметил: из п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ следует, что заемщик-физлицо – экономически слабая сторона и нуждается в особой защите прав, и если заключенный с ним кредитный договор является типовым, условия которого определены банком в стандартных формах, и заемщик лишен возможности повлиять на его содержание, то включение в такой договор условий, не предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ, нарушает права потребителя.
Согласно ст. 779 ГК РФ плата взимается за действие, которое является услугой. Вместе с тем действия, которые не создают для заемщика отдельное имущественное благо, не связанное с заключением кредитного соглашения, услугой как таковой не являются. При решении вопроса о признании действия кредитора услугой Верховный Суд определил оценивать, является ли оно стандартным или дополнительным. При этом под стандартными следует понимать такие действия, без совершения которых кредитор не смог бы заключить и исполнить кредитный договор (договор займа). Они не являются услугой по смыслу ст. 779 ГК РФ, и взимание за них денежных средств неправомерно.
Аналогичную позицию Верховный Суд высказывал и позднее, в 2019 и 2020 гг., например в Определении от 12 февраля 2019 г. № 16-КГ18-52. Дело было связано со взысканием комиссии, не предусмотренной в договоре и установленной банком позже. Уже после заключения договора банковского счета решением правления банка были введены тарифы, на основании которых со счета истца была списана комиссия в связи с зачислением на него денежных средств.
Верховный Суд принял позицию истца. Действительно, закон не запрещает банкам изменять условия банковского обслуживания и устанавливать новые комиссии или их иные размеры. Однако до оказания услуги с клиентом-физлицом должно быть достигнуто соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, которая позволяет однозначно установить согласие клиента на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объема услуг. На момент заключения с истцом договора банковского счета операции по зачислению денежных средств вне зависимости от суммы были бесплатными. Об утверждении новых тарифов истец не был осведомлен, согласия на изменение условий договора и удержание комиссии он не давал. Следовательно, руководствоваться необходимо было теми условиями, которые содержались в договоре в момент его заключения.
Внимания также заслуживает Определение Верховного Суда от 9 июня 2020 г. № 5-КГ20-8, 2-5744/2018. В деле рассматривалась законность удержания банком комиссии при перечислении остатков денежных средств в другую кредитную организацию в связи с закрытием расчетного счета. До предложения его закрыть для установления экономического смысла банковских операций банк направил истцу запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений в соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что действия банка законны и совершены в целях недопущения нарушений этого закона. Верховный Суд же отметил, что обязанность осуществлять контроль для противодействия отмыванию доходов возложена на банк законом, а не договором с клиентом. Выполнение этой публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях для извлечения выгоды за счет клиента путем повышения платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитная организация признала сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено законодательством. Закон о противодействии отмыванию доходов не содержит норм, позволяющих кредитным организациям устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В связи с этим недопустимо возложение на клиента банковских расходов на проведение такого контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются ли они следствием данного контроля.
Несмотря на неоднократное изложение Верховным Судом позиции по данному вопросу, финансовые организации продолжают включать в договоры условия о списании комиссий.
Что делать, если комиссию списали незаконно?
Еще на этапе заключения договора необходимо внимательно изучить его условия и проверить, не установлены ли в нем скрытые и незаконные комиссии. Сотрудник финансовой организации обязан дать подробные пояснения о сути и стоимости каждой предоставляемой услуги.
Часто клиенты финансовых организаций оказываются перед выбором: согласиться на заключение договора на стандартных условиях или вовсе отказаться от предоставления услуг. В таком случае можно оспорить взимание неправомерных комиссий уже после подписания договора.
Права физлиц – заемщиков и непрофессиональных участников рынка финансовых услуг – закреплены в Законе о защите прав потребителей и Законе о банках и банковской деятельности. Согласно нормам действующего законодательства заемщик имеет право на предоставление полной и достоверной информации о стоимости кредита и в случае нарушения прав может отказаться от договора.
В случае неправомерного списания комиссии:
1. Соберите документы, подтверждающие основание и факт взимания комиссии (кредитный договор, банковская выписка).
2. Определите, является ли комиссия платой за отдельную реально предоставленную услугу или же за действия, сопутствующие заключению договора и исполнению обязательств по нему. Например, выдача кредита невозможна без оформления заявки, следовательно, взимание платы за данную услугу неправомерно.
3. Обратитесь в финансовую организацию с претензией. Она должна быть составлена с учетом требований, указанных в договоре, и содержать доводы о незаконности и необоснованности списания комиссии. Не забудьте получить подтверждение подачи претензии (входящий номер заявления, подпись сотрудника).
4. Если финансовая организация ответила отказом или бездействует по истечении 30 дней после направления претензии, следует обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора и Центрального банка России.
5. Если вышеперечисленные действия не дали результата, придется обратиться с исковым заявлением в суд. Это позволит вернуть неправомерно списанную комиссию, взыскать проценты за незаконное удержание финансовой организацией денежных средств и компенсацию морального вреда.