Какая ответственность за нарушение 115 фз
Перейти к содержимому

Какая ответственность за нарушение 115 фз

Штрафы для субъектов за несоблюдение 115-ФЗ

1. Неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. – здесь речь про идентификацию клиентов и про обновление сведений о них

2. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

3. Действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений о подозрительных операциях, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – недостоверные сведения чаще всего бывают от плохо проведенной идентификации или не обновления информации о клиенте (неверный адрес, перерегистрацию ЮЛ, смена фамилии и т.д.)

4. Неисполнение законодательства в части блокирования денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – сверка со списком террористов/экстремистов

5. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договоров банковского счета с клиентами и от проведения операций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

6. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

7. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства по ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3, 7.5, пунктами 1, 2, 5 — 7, абзацем первым пункта 8 статьи 7.7, абзацем вторым пункта 2 статьи 7.8 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Какая ответственность за нарушение 115 фз

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3, 7.5, пунктами 1, 2, 5 — 7, абзацем первым пункта 8 статьи 7.7, абзацем вторым пункта 2 статьи 7.8 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

115‑ФЗ: что это простыми словами

115-ФЗ, который также называют «антиотмывочным», обязывает компании контролировать операции и сделки своих клиентов, чтобы выявлять подозрительные. Рассказываем коротко об основных положениях 115-ФЗ и разбираемся, почему исполнять этот закон должны не только банки.

  • В чем суть закона 115-ФЗ
  • Основные положения 115-ФЗ
  • Что могут делать банки по 115-ФЗ
  • Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
  • Кого включают в перечень террористов и экстремистов
  • Что будет за нарушение 115-ФЗ

В чем суть закона 115-ФЗ

Когда говорят о 115-ФЗ, имеют в виду Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Полное название закона часто сокращают до краткого — ПОД/ФТ. Своими словами 115-ФЗ еще называют «антиотмывочным» законом.

Смысл закона в том, чтобы:

  • предотвратить обналичивание денег, полученных незаконно;
  • препятствовать перечислению денег террористам, экстремистам и тем, кто распространяет оружие.

Организации, которые работают с деньгами или имуществом (банки, инвестиционные фонды, ломбарды и другие), должны пристально контролировать операции и сделки своих клиентов. В связи с этим 115-ФЗ устанавливает правила работы с клиентами. Регламенты, описанные в законе, обязывают компании выявлять незаконные схемы и предотвращать их.

Основные положения 115-ФЗ

На кого распространяется 115-ФЗ

Закон распространяется на ряд организаций, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, проводят финансовые операции и сделки. Такие компании еще называют субъектами 115-ФЗ. Несмотря на то, что требования закона должны исполнять только определенные организации, их работа неизбежно сказывается на деятельности других участников деловых отношений.

Многие ошибочно считают, что 115-ФЗ распространяется только на банки, так как финансовые организации контролируют операции клиентов. Но это не так. Список субъектов 115-ФЗ не ограничивается банками, перечень гораздо шире.

Закон распространяется на следующие организации (ст. 5 115-ФЗ):

  • банки и небанковские кредитные организации (НКО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрофинансовые организации (МФО);
  • управляющих ценными бумагами, дилеров, брокеров, держателей реестров ценных бумаг, депозитариев;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • Почту России;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • операторов связи;
  • организаторов лотерей и азартных игр;
  • операторов инвестиционных и финансовых платформ;
  • компании, которые продают и покупают драгоценные металлы;
  • операторов сайтов и приложений по проведению сделок с токенами, криптовалютой и другими цифровыми финансовыми активами.

Эти организации в своей работе постоянно принимают, передают деньги и другие ценности. Поэтому они должны пристально следить за операциями и сделками клиентов, чтобы предотвратить незаконные схемы.

Также обязанности по 115-ФЗ должны выполнять адвокаты, нотариусы, аудиторы, юридические и бухгалтерские фирмы, организаторы торгов, клиринговые организации (ст. 7.1 115-ФЗ). Ведь иногда они тоже имеют дело с крупными сделками: нотариусы их удостоверяют, аудиторы — проверяют.

В банках и других крупных компаниях, которые относятся к субъектам 115-ФЗ, созданы отделы финансового мониторинга и комплаенса. Специалисты этих подразделений контролируют операции и сделки клиентов, выявляют сомнительные и отчитываются об этом регулятору.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Краткое содержание требований 115-ФЗ

«Антиотмывочный» закон накладывает достаточно большой пул обязанностей на субъектов 115-ФЗ. Эти требования связаны с проверкой клиента перед заключением договора, мониторингом его деятельности в течение всего периода сотрудничества и контролем операций и сделок. Например, перед заключением договора сотрудник банка просит клиента представить определенный набор документов и сведений — это одно из основных требований 115-ФЗ.

Разберем основные моменты закона и ответим на вопросы, как работает 115-ФЗ.

  1. Идентифицировать клиента перед тем, как начать с ним сотрудничать

Организация обязана установить, с кем имеет дело. Для этого сотрудник компании просит клиента предоставить данные о себе и подтвердить их документами.

Физлицо сообщает о себе:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты паспорта, загранпаспорта, ВНЖ, разрешения на временное проживание;
  • адрес места жительства;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • данные доверенности, если обращается представитель, и другое.

Если клиент — юрлицо, он представляет следующую информацию:

  • наименование и организационно-правовую форму;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • адрес регистрации;
  • лицензии, если есть;
  • сайт в интернете;
  • учредительный договор;
  • протокол об избрании директора;
  • данные о финансовом положении и другое.
  1. Установить бенефициаров клиента

Бенефициарный владелец — это человек, который напрямую или через других лиц владеет 25 % капитала фирмы или может контролировать ее действия.

Давайте посмотрим, как определить бенефициара организации.

Представим: ООО «Ромашка» руководит Иван Иванов. Уставный капитал общества поделен между Иваном Ивановым — 30 % и ООО «Василек» — 70 %. Единственный учредитель и директор «Василька» — Анна Сидорова.

В этом случае бенефициарами организации будут:

  • Иван Иванов, поскольку его доля в уставном капитале больше 25 %.
  • Анна Сидорова, потому что она владеет 70 % уставного капитала «Ромашки» через ООО «Василек».

Схемы бывают и более сложными, с участием иностранных граждан или офшорных компаний.

Банку важно установить бенефициара клиента, чтобы понимать, в чьих интересах совершается то или иное финансовое действие. Если представитель компании не готов представить данные о бенефициарном владельце, это повод для отказа в приеме на обслуживание.

  1. Обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год

Когда клиент пришел первый раз, организация запрашивает у него информацию и документы, проверяет их и фиксирует. Со временем сведения могут стать неактуальными: женщина вышла замуж и поменяла паспорт, фирма выбрала нового директора. Иногда клиент по условиям договора обязан сам сообщать новые данные, если они изменились. Или организация направляет ему раз в год анкету, чтобы уточнить информацию.

  1. Установить степень риска совершения подозрительных операций

Всего уровня три: низкий, средний, высокий. Признаки, по которым определяется риск клиента, устанавливает сама организация на основе критериев 115-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Вот несколько факторов, которые повышают риск клиента в глазах организации:

  • юрлицо зарегистрировано менее трех месяцев назад;
  • компания находится по адресу массовой регистрации;
  • организация зарегистрирована в стране, которая не входит в FATF. Financial Action Task Force on Money Laundering (финансовые меры против отмывания денег) — это международная организация, которая борется с отмыванием денег. В нее не входят Иран и КНДР.

Со временем уровень риска клиента может измениться. Например, банк повысит его, если клиент совершит сомнительную операцию. Физлицам и юрлицам с высоким уровнем риска уделяется более пристальное внимание: о них чаще обновляют данные и запрашивают подтверждающие документы по операциям. Банк также может установить лимиты на переводы или снятие наличных, пока не убедится в их благонадежности.

  1. Утвердить правила внутреннего контроля и должностное лицо, отвечающее за их выполнение

Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который принимает руководитель организации. ПВК устанавливают правила, регулирующие процесс по ПОД/ФТ в конкретной компании: какой отдел за это отвечает, как выявлять необычные сделки, как обучать сотрудников. Также правила внутреннего контроля определяют должностное лицо, которое контролирует исполнение его положений.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Что могут делать банки по 115-ФЗ

По 115-ФЗ одна из задач сотрудников финмониторинга банка — проверять легальность клиентских операций. Если у банка возникают подозрения в проводимой операции, он может ограничить дистанционный доступ (ДБО) клиента к счету и запросить подтверждающие документы.

Банки не заинтересованы в том, чтобы без причин ограничивать доступ своим клиентам к их счетам. В то же время они обязаны выполнять требования закона. При проверке операций банки руководствуются требованиями Центробанка.

В законе выделили те операции, которые банки должны контролировать обязательно (ст. 6 115-ФЗ). Это определенные клиентские операции на сумму от 600 тысяч рублей. В их числе снятие и внесение наличных, предоставление или получение беспроцентного займа, покупка или продажа иностранной валюты.

Также банки контролируют необычные операции клиентов, которые подпадают под критерии Положения Банка России № 375-П. В этом случае сумма операции значения не имеет. Всего таких критериев более 100. Так, банк точно заинтересуется, если клиент:

  • регулярно совершает операции, не соответствующие ОКВЭД компании;
  • снимает наличными более 50 % выручки;
  • выплачивает зарплату и дивиденды без уплаты НДФЛ;
  • проводит сделки без очевидной экономической выгоды и не несет расходов по обеспечению деятельности бизнеса (вода, канцелярия, связь и другое).

Тогда в рамках определенной процедуры сотрудник службы финмониторинга запросит у клиента документы по сомнительным действиям. Если их не представить, банк может отказать в проведении операции, а в случае двух отказов — расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Если сотрудник финмониторинга банка выявил подозрительную операцию, то он фиксирует сведения о ней: дату совершения, вид, основание, идентификационные данные физлица или юрлица. Организации дается три дня, чтобы передать эту информацию в Росфинмониторинг.

Если клиент неоднократно проводит сомнительные операции, он рискует попасть в список 764-П. Подробнее о нем читайте в статье.

Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ

Блокировка счета — это некорректный термин. Банки ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), если сомневаются в легальности операции. В это время клиент не может пользоваться интернет-банком, хотя возможность проводить платежи на бумаге остается. Для предпринимателя это значит, что он имеет право обратиться в банк лично и принести платежку на бумаге. В то же время он может представить документы по спорной операции, и если все в порядке, доступ к интернет-банку восстановят.

Комплаенс-помощники и памятки, которые выпускают обслуживающие банки, помогут избежать нежелательных проблем. Вот несколько советов:

  • Выдерживайте рекомендованную налоговую нагрузку — не менее 0,9 % от дебетового оборота по счету.
  • Не совершайте платежи, которые не соответствуют ОКВЭД.
  • Докажите банку, что вы ведете реальную деятельность: оплачивайте с расчетного счета налоги, аренду и коммунальные услуги.
  • Откажитесь от снятия наличных в пользу безналичных расчетов.
  • Работайте с проверенными контрагентами.

А еще не игнорируйте запросы сотрудников банка. Даже если доступ к ДБО ограничили, представьте документы по операции, ответьте на вопросы комплаенс-службы и дайте необходимые пояснения. Тогда сотрудник финмониторинга сможет оперативно проверить все данные и доступ восстановят.

Кого включают в перечень террористов и экстремистов

Росфинмониторинг формирует «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (коротко — фигурантов ПЭ). Регулятор формирует перечень на основании документов, которые поступают из разных органов: Генпрокуратуры, областных прокуратур, Следственного комитета, ФСБ, МВД, Минюста. Росфинмониторинг рассылает перечень экстремистов субъектам 115-ФЗ через личные кабинеты. Информация есть и в открытом доступе. Проверить человека и фирму можно здесь.

Граждане и организации попадают в список по разным причинам:

  • суд ликвидировал компанию из-за ее связи с экстремизмом или терроризмом;
  • человека подозревают, обвиняют или уже осудили за террористический акт, организацию экстремистского сообщества, призывы к терроризму, посягательство на жизнь чиновника;
  • гражданина или организацию привлекли к административной ответственности за финансирование террористов;
  • генпрокурор приостановил деятельность юрлица, так как обратился в суд для признания его экстремистским;
  • человек есть в международном списке террористов;
  • международный суд или организация признали физлицо или юрлицо террористом.

Физлицо или юрлицо могут исключить из списка. Например, если приговор или решение отменила апелляция, уголовное дело прекратили.

Согласно пп. 6 п 1. ст. 7 115-ФЗ, банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны выявлять среди клиентов тех, кто причастен к терроризму или экстремизму. Закон ограничивает работу с фигурантами этого перечня.

Физлица могут получать и тратить только 10 тысяч рублей в месяц. Еще одна мера по 115-ФЗ — деньги и имущество таких клиентов замораживаются (блокируются). Это значит, что они не могут взять кредит, совершить почтовый перевод денег, продать недвижимость или драгметаллы, заключить договор аренды. Также фигуранты ПЭ не могут действовать через подконтрольных лиц.

Заморозить активы можно, даже когда клиента нет в списке экстремистов. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма принимает такое решение, если заподозрит физлицо или юрлицо в содействии террористам.

Что будет за нарушение 115-ФЗ

Банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны исполнять требования закона и пристально следить за операциями своих клиентов. Формальный подход к соблюдению законодательства по ПОД/ФТ грозит для них высокими штрафами и даже лишением лицензии.

Регуляторы, в числе которых Центробанк, Росфинмониторинг, Пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС, проводят проверки среди субъектов 115-ФЗ. Если по результатам регулятор выявит нарушения, к организации могут применить следующие санкции:

  • банк лишить лицензии;
  • оштрафовать кредитную организацию минимум на 100 тысяч рублей;
  • применить дисциплинарную ответственность к адвокату, вплоть до приостановления статуса;
  • привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП. В ней восемь разных составов. Самый большой штраф по статье — миллион рублей. Также в качестве наказания должностное лицо могут дисквалифицировать на срок до трех лет, а работу компании приостановить на срок до 90 суток.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *