Какие организации могут оказывать правозащитную деятельность
Перейти к содержимому

Какие организации могут оказывать правозащитную деятельность

Права человека в России

Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

"За права человека"

Общероссийское общественное движение "За права человека" создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».

Уставной целью Общероссийского Движения "За права человека" было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

Комитет "Гражданское содействие"

Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане.

Комитет "За гражданские права"

Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности — мониторинг соблюдения прав человека (в том числе — в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.

"Комитет против пыток"

Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.

Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Международное общество "Мемориал"

«Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Московская Хельсинкская группа

Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией. Ее цель — содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Фонд "Общественный вердикт"

Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.

Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.

"Россия без пыток"

"Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель" – совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Союз Комитетов Солдатских Матерей России

Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это – самая крупная женская организация в России.

Трансперенси Интернешнл — Р

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Россия является автономной некоммерческой организацией, нацеленной на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения.

Деятельность Центра “ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

"Фонд защиты гласности"

Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.

Центр содействия реформе уголовного правосудия "Тюрьма и воля"

Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.

Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.

Перечень правозащитных организаций не является исчерпывающим, в нем указаны наиболее известные НКО.

Правозащитные организации в Российской Федерации

В деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимы усилия не только государства, но и всего общества и отдельно взятой личности. Особое место в системе правозащитной деятельности играют правозащитные организации.
Неправительственные правозащитные организации действуют в мире на протяжении более 100 лет. В России правозащитное движение зародилось в 60-х гг.

Для многих современных правозащитных организаций основными стали вопросы защиты прав женщин, детей, коренных народов, инвалидов, потребителей, беженцев и др.

В деятельности неправительственных правозащитных организаций могут быть выделены следующие основные направления:

— оказание правовой помощи гражданам; участие в законодательном процессе;

— соблюдение обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

— правовое просвещение, пропаганда правозащитных идей, общественный контроль (мониторинг) за деятельностью правоохранительных органов;

— повышение правовой культуры;

— профилактическая работа; работа с потерпевшими и т. д.

Деятельность правозащитных организаций складывается из:

— оказания юридической помощи и защиты прав человека в конкретных случаях их нарушения;

— выявления и организации противодействию типичным случаям нарушения прав человека (например, в местах заключения, в армии и т.д.);

— деятельности по общественному контролю за деятельностью органов исполнительной власти;

— участия в разработке законов и нормативных актов.

При осуществлении своей деятельности правозащитные организации тесно сотрудничают с правоохранительными органами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Так, в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. отмечалось, что особенно плодотворным было взаимодействие Уполномоченного с такими неправительственными организациями, как Московская Хельсинкская группа, Правозащитный центр «Мемориал», Фонд «Социальное партнерство», Фонд «Демос», Независимый экспертно-правовой совет, Всероссийская коалиция общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу», Форум переселенческих организаций и др. Однако большинство правозащитных организаций так и не сумели завоевать должной поддержки и понимания широких слоев российского общества.[3]

Альтернативным вариантом урегулирования некоторых споров, возникающих из ряда частных правоотношений, стала процедура медиации. «Медиация» (лат. «mediare» — посредничать) — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

В праве под медиа́цией понимают особую процедуру альтернативного урегулирования споров (англ. — alternative dispute resolution) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения Медиация в ее современном понимании стала развиваться во второй половине ХХ столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

Правовой основой медиации в России стал Закон о процедуре медиации. Данный Закон принят в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающих из гражданских трудовых и семейных правоотношений (ст. 1, 2 указанного Закона).

Вместе с тем медиация не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также таким спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации, то в течение оговоренного срока они не вправе обращаться в суд или третейский суд, за исключением случая, когда одной из сторон необходимо защитить свои права.

Если же спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору.

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным (ч. 5 ст. 7 Закона о процедуре медиации).

Соглашение о проведении процедуры медиации всегда заключается в письменной форме и должно обязательно содержать сведения о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации (ч. 2 ст. 8 Закона о процедуре медиации).

Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Медиатором может быть независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 вышеуказанного Закона).

Деятельность медиатора может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (ст. 15 Закона о процедуре медиации)

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 16 указанного Закона)

Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

осуществлять деятельность медиатора, если он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора (ч. 6 ст. 15 Закона о процедуре медиации)

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность же организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Порядок проведения процедуры медиации также устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

По итогам процедуры медиации стороны заключают медиативное соглашение.

Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда.

Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Процедура медиации может прекращаться в связи:

— с заключением сторонами медиативного соглашения; заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;

— заявлением медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения;

— заявления в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации; истечения срока проведения процедуры медиации (ст. 14 Закона о процедуре медиации)

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления данной деятельности.

Правозащитные структуры

Старейшая из ныне действующих правозащитных организаций. Миссия МХГ – содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России. Для этого МХГ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и оказанием давления на власть с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя Российской Федерацией. Правовое демократическое государство не может существовать без сильного гражданского общества. Поэтому после своего воссоздания в 1989 г., МХГ делает все возможное для укрепления и продвижения гражданского общества в России, оказывая всемерное и разностороннее содействие развитию правозащитного и общественного движения в регионах РФ.

Адрес для писем: 123056 Москва, Красина пер., д. 15, стр. 1

Телефон: (499) 553-03-12

«Международная амнистия». Российский ресурсный центр.

119019 Москва, Г – 19, а/я 212,

(495) Тел. 291 — 29 – 04

Центр «Стратегия», г. Санкт-Петербург

Главная миссия Центра сформулирована следующим образом: "Содействие становлению гражданского общества и правового государства в России путем реализации проектов и программ, направленных на развитие общественного участия, социального партнерства и ответственности власти". Центр разрабатывает и реализует следующие программы: "Региональный Омбудсман", "Прозрачный бюджет", "Общество против коррупции" — "Предупреждение коррупции силами гражданского общества". Наряду с исследованиями, направленными на анализ процессов становления структур гражданского общества и региональных властных структур, центром постоянно организуются и проводятся образовательные семинары, конференции, круглые столы для активистов общественных организаций, политических партий и депутатов различных регионов России.

198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д.14.

Тел.факс (812) 112-66-12, 316-48-22

Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»

Ассоциация была учреждена рядом известнейших некоммерческих организаций России 26 апреля 2000 года. Ассоциация строго соблюдает правила непартийности, однако открыта для сотрудничества со всеми общественно- политическими силами, разделяющими ее цели и задачи. Миссия Ассоциации «ГОЛОС» — инициирование и создание в регионах сильных некоммерческих партнерств, с помощью которых граждане смогут влиять на решение общественно важных проблем на местном уровне.

127051 г. Москва, Б.Каретный пер., д. 7, стр. 1, 1-й этаж

Телефон/Факс +7 (495) 299-32-90; 299-14-65

Правозащитные организации Самарской области

Самарская областная организация "Союз журналистов России"

Председатель — Ирина Владимировна Цветкова

443001 г. Самара, ул. Самарская, 179

Тел.: (846) 332-02-72

Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз юристов России"

443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, оф. 202д

Самарская городская общественная организация в защиту прав избирателей "Голос"

Организация ставит перед собой основную цель — обеспечение избирателей всей необходимой информацией по выборам в органы государственной власти.

Координатор — Кузьмина Людмила Гавриловна

443099, г. Самара, ул. Венцека, 38, ОПЦ

Телефон: (846) 332-02-19, 332-35-07

Самарская общественная организация инвалидов-колясочников "Ассоциация Десница"

Председатель правления — Евгений Андреевич Печерских

443114 г. Самара, пр. Кирова, 349

Тел.: (846) 956-27-69, факс: (846) 959-09-56

Областная общественная организация Федерация профсоюзов Самарской области

Список правозащитных организаций

Правозащитная организация — Правозащитники люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур. Содержание 1 Правозащитная деятельность 2 Правозащитники в СССР … Википедия

Правозащитник — Правозащитники люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур. Содержание 1 Правозащитная деятельность 2 Правозащитники в СССР … Википедия

Правозащитница — Правозащитники люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур. Содержание 1 Правозащитная деятельность 2 Правозащитники в СССР … Википедия

Правозащитное движение — Правозащитники люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур. Содержание 1 Правозащитная деятельность 2 Правозащитники в СССР … Википедия

Правозащитные организации — Правозащитники люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур. Содержание 1 Правозащитная деятельность 2 Правозащитники в СССР … Википедия

Правозащитники — Правозащитники  люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур или должностных лиц.[1] Содержание 1 Правозащитная деятельность … Википедия

Права и свободы человека и гражданина — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

Права человека — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

Права человека в России — Российская Федерация является, согласно Конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления … Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *