7. Основные требования к ведению и задачи бухгалтерского учета
К бухгалтерскому учету во всех организациях независимо от форм собственности предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Основные требования приведены ниже.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – рублях.
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
4. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
5. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета.
К задачам бухгалтерского учета относятся:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним – инвесторам, кредиторам и др.;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации;
• своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций;
• содействие конкуренции на рынке с целью получения прибыли.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
8.2. Сущность бухгалтерского управленческого учета, его задачи и основные отличия от бухгалтерского финансового учета
8.2. Сущность бухгалтерского управленческого учета, его задачи и основные отличия от бухгалтерского финансового учета В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие «управленческий учет» не фигурирует. Тем не менее курсы «Бухгалтерский
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение
13. Основные принципы бухгалтерского учета
13. Основные принципы бухгалтерского учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяют основные правила ведения бухгалтерского учета. 1. Обязательна двойная запись хозяйственных
4. Рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета в рамках совместной деятельности
4. Рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета в рамках совместной деятельности 4.1. Учет объектов основных средствВ соответствии с п. 18 ПБУ 20/03 приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в
2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета
2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета Для управления хозяйством необходимо иметь всестороннюю информацию о происходящих хозяйственных явлениях: о затратах труда, поступлении и расходовании материалов, топлива, использования машин и т. п. Для этого необходим
2.3. Общие требования по организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3. Общие требования по организации бухгалтерского учета на малом предприятии При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ Законодательство определяет основные задачи бухгалтерского учета следующим образом:• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава II Основные требования к ведению бухгалтерского учета. бухгалтерская документация и регистрация
Глава II Основные требования к ведению бухгалтерского учета. бухгалтерская документация и регистрация Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации УтвержденоПриказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 29 июля 1998 г. № 34 нПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
2. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
2. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».К числу основных положений по
8. Основные принципы и правила бухгалтерского учета
8. Основные принципы и правила бухгалтерского учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяют основные правила ведения бухгалтерского учета :1. Обязательность двойной записи
Основные элементы бухгалтерского учета
Основные элементы бухгалтерского учета Безусловно, на каждом предприятии бухгалтерский учет имеет характерные особенности. Однако в любом случае он включает в себя несколько основных элементов.– Документация – элемент, с помощью которого осуществляется сплошное
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Допущения и требования бухгалтерского учета.
Базовые принципы (допущения) – это условия, которые создаются организацией при постановке учета (п. 6 ПБУ 1/98):
1. Имущественная обособленность. Имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и иных организаций.
2. Непрерывность деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.
3. Последовательность применения учетной политики. Выбранная организацией учетная политика будет последовательно применяться от одного отчетного периода к другому.
4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.
Основные принципы (требования) – это общепринятые принципы ведения учета, вытекающие из действующего законодательства (п. 7 ПБУ 1/98):
1. Полнота. Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
2. Своевременность. Все факты хозяйственной деятельности должны быть отражены в учете своевременно.
3. Осмотрительность(или осторожность). Организация должна быть более готова к учету убытков, чем к учету доходов.
4. Приоритет содержания перед формой. Отражение в учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания.
5. Непротиворечивость. Тождественность данных бухгалтерского учета внутренней аналитической информации.
6. Рациональность. Рациональное и экономное ведение учета, исходя из условий деятельности и величины организации.
Предмет бухгалтерского учета.
Предмет бухгалтерского учета в обобщенном виде – это хозяйственная деятельность экономических субъектов с точки зрения системы учета ресурсов и результатов его финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Предмет бухгалтерского учета состоит из многих объектов, которые делятся на 2 группы:
1) Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия
— источники финансирования имущества организации
2) Объекты, составляющие хозяйственную деятельность экономического субъекта.
— хозяйственные операции, которые вызывают изменения имущества предприятия и источников его формирования
Объекты бухгалтерского учета.
[Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"]
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
4) источники финансирования его деятельности;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
[Объекты бухгалтерского учета – это виды имущества, предназначенные для его деятельности, обязательства организации, хозяйственные операции, вызывающие изменение состава имущества и обязательств.
По составу и характеру использования имущество организации подразделяют на три группы:
1. Внеоборотные активы по составу подразделяются следующим образом:
1) основные средства, которые включают ту часть имущества, к которой относятся здания, машины, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь.
2) нематериальные активы – это долгосрочные вложения, не являющиеся вещественными ценностями, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход;
3) капитальные вложения – это вложения, которые связанны:
а) со строительством объектов основных средств;
б) с приобретением отдельных объектов основных средств;
в) с приобретением объектов природопользования;
г) с приобретением нематериальных активов;
4) долгосрочные финансовые вложения – это затраты на создание или увеличение размеров, приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи.
2. Оборотные активы – это краткосрочные финансовые вложения (до 1 года). Краткосрочные финансовые вложения производят в ценные бумаги и долговые обязательства с целью получения предприятием дополнительного дохода, как на территории РФ, так и за рубежом.
К оборотным активам относятся:
1) материальные оборотные средства, в состав которых входят:
б) основные и вспомогательные материалы;
д) незавершенное производство;
е) животные на выращивании и откорме;
ж) расходы будущих периодов, готовая продукция;
2) средства в расчетах – долги других предприятий или лиц данному предприятию.
Предприятия или лица, имеющие задолженность данному предприятию, называются дебиторами, а средства, подлежащие возврату, дебиторской задолженностью.
К средствам в расчетах относятся расчеты с работниками предприятия по денежным суммам, выданным им под отчет на хозяйственные нужды.
3. Отвлеченные средства – это средства, изъятые из оборота и не участвующие в нем. Это начисленные налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов накопления, потребления, фонда социальной сферы.
Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т. е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Метод бухгалтерского учета включает в себя способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение.
Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества организации данным учета.
Оценка — способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение.
Калькуляция — метод исчисления себестоимости объектов бухгалтерского учета.
Система счетов обеспечивает экономическую группировку объектов бухгалтерского учета и получение необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью организации.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи , сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
С помощью баланса осуществляется контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете путем сопоставления активов предприятия с источниками их образования.
8. Элементы метода бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете.
Элементы метода бухгалтерского учета:
1 Бухгалтерские баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке.
Баланс – это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия.
Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые – в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств).
Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств
2 Бухгалтерские счета, счета бухгалтерского учета предназначены для группировки текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители
3 Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций.
Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.
Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующимися.
4 Оценканеобходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осуществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.
Основные принципы оценки устанавливаются Правительством РФ (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, установке и др.; готовая продукция – по производственной или нормативной себестоимости; материалы – себестоимости с включением транспортно – заготовительных расходов; товары – по оптовым или розничным ценам)
5 Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.
6 Документация — используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними.
При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка
7 Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. При инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.
8 Бухгалтерскиая отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Предназначена освящать деятельность предприятия, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности
9. Документы и их классификация.
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы. Первая — это документы по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа — документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Документы классифицируются по наименованиям: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, анкеты, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т. д.
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных ЭВМ), графические и фото-фоно-кинодокументы. Основным материальным носителем деловой информации на сегодня является бумага.
По месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация в свою очередь делится на входящую и исходящую корреспонденцию.
По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые — это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных рассматривается несколько вопросов.
По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.), документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально».
По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.
По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».
График документооборота.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете реглементируется графиком. График документооборота – это система контроля за созданием и движением первичнх документов, включающая функция внутреннего контроля бухгалтерии по таким показвтелям, как полнота и правильность оформления первичных документов, заполнение реквезитов, содержание хозяйственных операций, достоверность записей, своевременность из создания, регистрация в случае необходимости, наличие подписей должностных лиц, оформивших документ. График документооборота распространяется на все структурные подразделения организации, в том числе при прохождении первичных документов внутри бухгалтерии.
Маршрут документа при документеобороте делится на несколько этапов: составление и использование документов в оперативной работе; приемка и проверка документа бухгалтерией, техническая обработка документа, счетная обработка документа, сдача документа в архив.
Калькуляция и ее виды.
Калькуляция – исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Калькуляция является заключительным этапом учета затрат на производство и выхода продукции, в процессе которого группируются затраты и исчисляется себестоимость продукции с помощью определенных методов.
Калькуляции себестоимости позволяют принимать более оптимальные управленческие решения, сравнивать фактические затраты с плановыми, выявлять резервы и пути дальнейшего снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Различают плановую, проектную, нормативную, ожидаемую и фактическую калькуляции.
Плановые (сметные) калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ за отчетный период (год, квартал или иной период). Они составляются исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы являются средними для планируемого периода.
Нормативная калькуляция применяется при нормативном методе планирования и учета затрат и основывается на действующих (текущих) нормах.
Провизорная (ожидаемая) калькуляция составляется на 1 октября текущего отчетного года по фактическим данным учета за истекшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции за оставшийся период до конца отчетного года. Данные ожидаемой калькуляции используются для предварительного определения результатов работы организации, а также для разработки мероприятий по снижению себестоимости продукции и увеличению рентабельности производства на оставшееся до конца года время.
Фактическая (отчетная) калькуляция составляется на основе бухгалтерских данных о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный период. Фактическая себестоимость служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции (работ, услуг).
Также калькуляции подразделяются в зависимости от места совершения расходов и величины включаемых затрат в себестоимость продукции. Выделяют хозрасчетные, производственные и полные калькуляции.
Хозрасчетная себестоимость состоит из стоимости товарно-материальных ценностей по планово-учетным ценам, фактических затрат на оплату труда, стоимости услуг вспомогательных производств по планово-учетным ценам и суммы общехозяйственных расходов по смете, фактических общебригадных (общецеховых, общефермерских) расходов.
Производственная себестоимость состоит из хозрасчетной себестоимости и суммы отклонений фактической стоимости материалов от планово-учетных цен, отклонений фактических общехозяйственных расходов от сметы.
Коммерческая себестоимость (полная) – это производственная себестоимость и расходы, связанные с реализацией продукции.
16. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения и группировки по состоянию на отчетную дату в денежкой оценке активов хозяйствующего субъекта и источников их образования.
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актива, где отражаются имущества и права организации, и пассивы – источники их образования.
Баланс в переводе с французского означает равенство, весы в положении равновесия. В нем постоянно присутствует соответствие итогов актива и пассива:
Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства, а активы – имущество и права, то вышеприведенное равенство можно представить:
Имущество + Права = Капитал + Обязательства.
Актив и пассив состоят из отдельных статей. Статья бухгалтерского баланса – это показатель актива и пассива баланса, который характеризует отдельные виды имущества, источники его формирования, обязательства организации. Они сгруппированы в несколько разделов, объединяющих экономически однородные по своему составу группы средств. Статьи, размещенные в активе баланса, называются активными, в пассиве баланса – пассивными. Общий итог баланса называют его валютой.
Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по его составу и функциональной роли, т.е. показывает, в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет.
Актив состоит из двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы, которые располагаются в порядке возрастания ликвидности.
Внеоборотные активы представлены статьями: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство и др. Такие статьи баланса, как основные средства, нематериальные активы оцениваются в балансе по их остаточной стоимости. Исключением являются земельные участки, другие объекты, по которым амортизация не начисляется. Долгосрочные финансовые вложения – это вложение денежных средств и иного имущества в другие хозяйствующие субъекты на срок более одного года.
Оборотные активы – это текущие активы сферы производства и обращения. Они представлены статьями: запасы, т.е. сырье и материалы, затраты в незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные; денежные средства, дебиторская задолженности др.
Пассив – это часть бухгалтерского баланса, в которой представлены обязательства и капитал, т.е. источники образования имущества, и показывает откуда, от кого получено это имущество. Он состоит из трех разделов: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства. В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» показаны самостоятельными статьями собственные источники образования активов: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль. В этом же разделе показывается сумма прибыли (непокрытого убытка). В разделе IV пассива баланса «Долгосрочные обязательства» показывается задолженность банкам по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года. Раздел V пассива баланса «Краткосрочные обязательства» представлен несколькими видами краткосрочной задолженности: займы и кредиты на срок до одного года, кредиторскую задолженность с поставщиками и подрядчиками, по оплате труда персоналу организации, платежи в бюджет, государственным внебюджетным фондам и др.
В современных условиях бухгалтерский баланс является основным источником информации для значительного круга пользователей: инвесторы, налоговые службы, кредитные учреждения, органы государственного управления и др.
17. Счета бухгалтерского учета, их назначение и строение.
Счет— это элемент метода бухгалтерского учета, с помощью которого осуществляют экономическую группировку и отражение изменений объектов бухгалтерских наблюдений с целью текущего контроля.
Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными и открываются на основании статей актива баланса. Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными и открываются на основании статей пассива баланса.
В активных счетах остаток записывается с левой стороны – в дебете. В пассивных счетах остаток отражается в кредите.
В активных счетах по дебету отражается всякое увеличение объекта учета, а в кредите – его уменьшение.
В пассивных счетах записи делаются следующим образом: в кредите отражается увеличение объекта учета, в дебете – его уменьшение.
Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом. Состояние средств или источников на определенную дату называется остатком , или сальдо.
В активных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального дебетового остатка с дебетовым оборотом и вычитания кредитового оборота. В пассивных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального кредитового остатка с кредитовым оборотом и вычитания дебетового оборота.
18. Классификация счетов бухгалтерского учета.
Бухгалтерские счета в зависимости от их назначения делятся на четыре группы: основные, регулирующие, операционные и финансово-результатные счета.
На основных счетахнакапливается информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия и состояние расчетов с его дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса.
Регулирующие счетауточняют стоимостную характеристику объектов бухгалтерского учета, отражаемых на основных счетах. Они не имеют самостоятельного значения, а только дополняют основные счета.
Операционные счетапредназначены для отражения расходов, связанных с осуществлением хозяйственных операций в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг.
Финансово-результатные счетапредназначены для определения результатов сопоставления доходов и связанных с их получением расходов предприятия и выявления его прибыли или убытка.
На всех указанных счетах путем двойной записи отражаются имущество, принадлежащее данному предприятию, источники его формирования и вся его хозяйственная деятельность как юридического лица. Простая запись ведется на забалансовых счетах, предназначенных для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении предприятия (аренда, ответственное хранение, переработка), а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
По признаку общности построения, т. е. структуре показателей на счетах, характеризующих экономически однородные объекты бухгалтерского учета, основные счета делятся на инвентарные, фондовые и счета расчетов.
Инвентарныминазывают счета, на которых учитываются материальные ценности и денежные средства предприятия, включая ценные бумаги. Фондовыми являются счета, на которых учитываются источники формирования собственных средств предприятия – уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия.
19. Активные и пассивные счета.
Активный счет-это счет предназначенный для отражения информации о состоянии и движении имущества организации. Пассивный счет— это счет, предназначенный для отражении информации о состоянии и источников формирования имущества организации. Запись на счетах начинают с указания начального сальдо, на активных счетах сальдо только дебетовое. По активному счету сальдо отражаются по дебетовой стороне счета на начало и на конец периода операции, вызывающие увеличение остатка, по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.
У активного счета увеличение и все сальдо записываются по дебету, а уменьшение – по кредиту.
При записи в активных счетах могут возникнуть только две ситуации:
– сумма начального сальдо и сумма по дебету счета должна быть больше суммы, показываемой по кредиту, в этом случае остается конечное сальдо;
– сумма начального сальдо и сумма оборота по дебету должна равняться сумме по кредиту счета, в этом случае конечного сальдо не будет.
На пассивных счетах сальдо только кредитовое. По пассивному счету отражаются по кредитовой стороне начальное и конечное сальдо и операции, увеличивающие остаток, по дебетовой стороне – операции, уменьшающие остаток. У пассивного счета увеличение и сальдо записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету.
При записях в пассивных счетах могут быть только две ситуации:
– сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту должна быть больше суммы, показываемой по дебету, в этом случае мы имеем конечное сальдо;
– сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту равны суммам оборота по дебету, остатка не будет.
Имеются также счета, которые сочетают в себе признаки как пассивных, так и активных счетов. Такие счета называются активно-пассивные. Они бывают двух видов:
– с односторонним сальдо (дебет или кредит);
– с двухсторонним сальдо (развернутое дебетовое и кредитовое одновременно).
20. План счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень счетов, применяемых в практике ведения учета. В Российской Федерации разработан и используется единый План счетов, утвержденный Министерством финансов РФ.
План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Для удобства использования все счета сведены в разделы, при этом основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов: в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.
План счетов содержит двухзначный код синтетического счета, его наименование, код субсчета и его наименование. Каждый раздел плана счетов имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять План новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Забалансовым счетам , на которых учитывается имущество, не принадлежащее данной организации (например, находящееся в оперативном управлении), присвоен трехзначный код.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов, отдельно выделены забалансовые счета. Разделы расположены в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III–VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности – от трудно реализуемого к легко реализуемому. Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разделы VII, VIII).
21. Синтетический и аналитический учет на счетах.
В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов.
По степени их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.
Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 80 «Уставный капитал» и др.
Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. Так, по счету 41 «Товары» следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого вида товара или группы товаров, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.
Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов – один синтетический счет.
В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
22. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета.
Обобщение данных текущего бухгалтерского учета производится в специальных таблицах, которые называются оборотными ведомостями.
Оборотные ведомости составляются по счетам синтетического и аналитического учета.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она предназначена для проверки правильности учетных записей общего ознакомления с состоянием хозяйственной финансовой деятельности организаций и составления нового баланса. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемые одним синтетическим, и предназн
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
- бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
- документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
- оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
- инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
- двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
- бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
- калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
- простым бухгалтером, не обязательно главным;
- генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
- специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
- при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
- при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
- договоренности предпринимателя они же обязательства;
- имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
- транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
- выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
- минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
- контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
- контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
- тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
- контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
- контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
- Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
- Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
- Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
- Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
- Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
- Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
- Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
- Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
- Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Чего теперь хотят от бухгалтеров: новый профстандарт
По новым правилам бухгалтер должен иметь как минимум среднее профессиональное экономическое образование по программе подготовки специалистов среднего звена.
Как альтернатива – непрофильное среднее профессиональное образование. Но в этом случае соискатель должен будет получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки.
Для замещения должности бухгалтера опыта работы не требуется. Но для замещения должностей с категорией (бухгалтер первой и второй категории) необходим опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.
В перечень обязательных умений бухгалтера входят следующие:
- умение составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
- умение осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
- умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
- способность обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.
Требования к главбухам
Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).
Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.
При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.
В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:
- умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
- умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
- способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
- умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
- способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
Кроме того, новый профстандарт закрепляет для главных бухгалтеров обязанность по регулярному получению дополнительного профессионального образования. Иными словами, главбухи обязываются постоянно повышать свою квалификацию.
Объем программы повышения квалификации для главбухов должен составлять не менее 120 часов за три последовательных календарных года. При этом ежегодно главбух обязан уделять курсам повышения квалификации минимум 20 часов.
Требования к главбухам отдельных организаций
Специальные (повышенные) требования профстандарт устанавливает для главных бухгалтеров отдельных организаций. К числу таких организаций, в частности, относятся:
- акционерные общества;
- страховые организации и негосударственные пенсионные фонды;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие компании паевых инвестиционных фондов.
Главбухи таких организаций обязаны:
- иметь высшее образование;
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
- при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита опыт работы главбуха должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Главбухи кредитных и финансовых организаций должны отвечать следующим специальным требованиям:
- иметь высшее юридическое или экономическое образование;
- опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года;
- при наличии у кандидата иного высшего образования опыт соответствующей работы должен быть не менее 2 лет.
Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).
Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.
Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.
При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.
В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:
- государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
- организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.
В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.
Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).
Но если работодатель все же применяет профстандарт, то он может направить своих бухгалтеров на прохождение курсов по повышению квалификации. При этом на все время прохождения подобного обучения за бухгалтером сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).