Какой из приведенных видов цен обслуживает экспортируемые товары
Перейти к содержимому

Какой из приведенных видов цен обслуживает экспортируемые товары

Политика ценообразования: какой метод ценообразования выбрать?

Ценовая политика является ключевой позицией в стратегии компании, определяющей критерии для установления цены на выпускаемую продукцию. Чтобы достичь в этом оптимальных результатов, нужно учитывать все особенности, достоинства и недостатки существующих методик ценообразования. Рассмотрим их в нашей статье.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНУ ПРОДУКЦИИ

Ценообразование в широком смысле слова представляет собой формирование стоимости единицы продукции (работы, услуги), которое осуществляется разнообразными методами, формирующими стратегию ценообразования.

Стратегия ценообразования — комплекс методов, на которые ориентируются компании при определении стоимости продукции.

Процесс ценообразования охватывает многие стороны деятельности компании. С одной стороны, нельзя продавать продукцию дешевле, чем потрачено на ее производство. С другой стороны, нельзя установить цену без анализа рынка сбыта, конкурентной среды, спроса и т. д. Нужно определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на установление цены:

  • издержки компании. Цена должна покрывать расходы компании на изготовление и реализацию продукции. В противном случае производство и реализация продукции будут нерентабельными. Кроме того, простого покрытия расходов недостаточно. Получается, что компания работает в ноль (не имея ни прибыли, ни убытка), поэтому в цене необходимо предусмотреть прибыль, наценку, надбавку и т. д.

При расчете себестоимости продукции компания-изготовитель становится заложником поставщиков сырья и материалов. Если они повышают цену на свою продукцию, то и компания вынуждена повышать свою конечную цену реализации;

  • цены конкурентов на аналогичную продукцию на рынке сбыта. Особенно актуально на рынке сбыта, где преобладает конкуренция по цене. В такой ситуации компания вынуждена работать по усредненным рыночным ценам. Зная средние цены на рынке, можно немного варьировать спросом, еще не имея постоянных клиентов, путем установления заведомо заниженной цены по сравнению с конкурентами;
  • качество выпускаемой продукции. Конкуренция предполагает гонку не только по цене, но и по качеству и характеристикам продукции. Многие компании в погоне за сверхприбылью ставят под угрозу качество, сокращая уровень себестоимости. Такая экономия приводит в дальнейшем к снижению спроса на продукцию, что сокращает общую доходность;
  • спрос на продукцию. Компания получит запланированную выручку, если ее продукция будет пользоваться спросом. Чтобы спрос был, покупатели должны быть заинтересованы в приобретении той или иной продукции (за счет красивой упаковки, низкой цены, высокого качества и т. д.).

Исходя из основных факторов, влияющих на цену продукции, самыми распространенными методами расчета цены являются:

  • затратные методы — основаны в большей степени на расчетах издержек компании;
  • рыночные методы — ориентированы на конъюнктуру рынка.

Методик ценообразования много, однако с точки зрения наибольшей эффективности хорошо себя зарекомендовали комплексные подходы, которые позволяют охватить и проанализировать несколько сторон рынка и в то же время учесть собственные расходы на производство и реализацию продукции.

ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Затратные методы ценообразования предполагают определение цены расчетным путем на основе затрат компании (полных, прямых, предельных и т. д.), к которым прибавляется надбавка (наценка, прибыль). Рассмотрим распространенные варианты затратных методов формирования цены.

Метод полных издержек

Метод полных издержек (или метод «издержки плюс») предполагает расчет совокупных издержек компании (условно-переменных и условно-постоянных) и добавление к ним прибыли, которую компания планирует получить от реализации продукции. Сумма совокупных издержек и прибыли сформирует цену реализации продукции.

Основное преимущество данного метода — простота расчетов.

Таким образом, компания сначала определяет, сколько она хочет получить прибыли с единицы реализованной продукции, партии или со всего объема планируемой к реализации продукции:

  • устанавливая наценку на единицу продукции;
  • определяя желаемую сумму прибыли, планируемой к получению с реализации определенного количества продукции, с дальнейшим разделением ее на объем продаж;
  • устанавливая цену реализации продукции (разница между ценой и полной себестоимостью составит наценку в стоимостном выражении).

Метод, несмотря на разные вариации его применения, имеет недостаток: не учитывает спрос на продукцию и особенности конкурентной среды на рынке сбыта. Это значит, что компания может установить такую цену реализации, за которую потенциальные покупатели приобретать товар не захотят.

Рассчитаем цену реализации продукции методом полных издержек тремя разными способами:

  • вариант 1: установим наценку на полную себестоимость — 15 %;
  • вариант 2: определим планируемый объем получения прибыли с партии в 30 единиц продукции — 300 000 руб.;
  • вариант 3: установим цену реализации продукции — 55 000 руб.

Сформируем сравнительную таблицу предложенных методик ценообразования (табл. 1).

Таблица 1. Варианты расчета цены реализации методом полных издержек

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих

Страховые взносы на оплату труда основных производственных рабочих

Цена реализации

52 359,5

58 206,47

55 000

В результате применения трех вариантов расчетов мы получили три варианта цены реализации продукции. Однако не имея сведений о конкурентной среде и анализе конъюнктуры цен на рынке сбыта, сложно сделать вывод, по какой цене стоит реализовывать продукцию, чтобы добиться наилучших показателей доходности.

Метод переменных издержек

Метод похож на метод полных издержек. Отличие в том, что при расчете цены методом полных издержек надбавка прибавляется к полной себестоимости, а при расчете методом переменных издержек — только к переменным затратам.

Условно-постоянные расходы не распределяются между товарами, заказами, договорами и т. д., а покрываются за счет разницы между выручкой от реализации и переменными расходами.

Метод предельных издержек

Определение цены реализации методом предельных издержек предполагает и расчет расходов компании, однако надбавку (наценку) делают только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Данный метод оправдан, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

Расчет цены на основе анализа безубыточности

Метод применяют, если необходимо установить такую цену, которая позволит получить определенную прибыль.

Анализ порога безубыточности является важным этапом в процессе планирования финансовых показателей и при выборе методики ценообразования.

Задача расчета точки безубыточности — определить такой допустимый объем, при котором предприятие не будет ни прибыльным, ни убыточным, то есть за счет выручки от реализации сможет только полностью покрыть все свои расходы.

Формула расчета порога безубыточности:

где Qбез — безубыточный объем продаж, шт. (ед.);

Иусл.-пост — условно-постоянные издержки предприятия, руб.;

Р — цена реализации единицы продукции, руб.;

Иусл.-пер — условно-переменные издержки предприятия на единицу продукции, руб.

При использовании порога безубыточности для определения оптимальной цены необходимо проанализировать изменения показателей спроса и себестоимости продукции (табл. 2).

Таблица 2. Анализ изменения показателей для определения порога безубыточности

Показатель

Значения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем реализации, шт.

Цена за единицу, руб.

Объем реализации, тыс. руб.

Переменные расходы, тыс. руб.

Постоянные издержки, тыс. руб.

Совокупные издержки, тыс. руб.

Прибыль от реализации, тыс. руб.

Данный анализ для большей наглядности можно представить в виде графика безубыточности (см. рисунок).

Проведенный анализ показывает, что безубыточный объем продаж составляет 2000 ед. по цене 31 818 руб. (в денежном выражении это 63 636 тыс. руб.). В данной точке выручка от реализации равна сумме совокупных издержек, что приводит к нулевой прибыли от реализации (графа 6 табл. 2).

Реализуя меньше 2000 ед. продукции, компания будет работать себе в убыток. Если продавать сверх указанного объема, компания начнет получать прибыль.

На основании анализа можно сделать вывод: чем выше цена реализации, тем меньше спрос на продукцию, тем меньше продукции может быть реализовано. Однако при повышении цены реализации (несмотря на то что объем реализации при этом снижается) прибыль от продажи заданного объема увеличивается.

Максимальная прибыль наблюдается при установлении максимальной цены и минимального объема реализации, однако идти на это достаточно рискованно. В кризисной ситуации при максимальной цене, скорее всего, обеспечить запланированный объем реализации будет невозможно.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА РЫНКА

При определении цены затратными методами расходы на изготовление и реализацию продукции рассматривают как фактор, влияющий на цену, однако основное значение имеет анализ рынка сбыта.

Методы ценообразования, основанные на оценке ситуации на рынке, предполагают не только анализ рынка сбыта, но и определение потребностей потенциальных покупателей (их требования к товару, ценовые и качественные пожелания, требования к сервисному и послепродажному обслуживанию).

Ценообразование с ориентацией на конкурентов

Конкурентная стратегия на данный момент является одной из самых распространенных. Суть стратегии: цены на продукцию устанавливают на уровне аналогичных товаров конкурентов со схожими характеристиками. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, но не более чем на 3–5 %.

Наибольшее распространение такая стратегия имеет среди предприятий — новичков на рынке, которые еще не заняли свой сегмент рынка и пока не могут сделать выводы о его потребностях.

Для реализации данной стратегии необходимо проанализировать рынок сбыта и конкурентную среду: в первую очередь по ценовому критерию, затем — по техническим и качественным характеристикам.

Рассмотрим рыночные цены конкурентов на аналогичную продукцию (табл. 3).

Таблица 3. Рыночные цены конкурентов за единицу аналогичной продукции

№ п/п

Предприятие-конкурент

Цена реализации, руб.

Среднерыночная цена

55 262,5

Согласно представленным маркетинговым исследованиям конкурентных цен на аналогичную продукцию можно сказать, что оптимально установить цену на уровне 55 200 руб.

Метод установления низкой цены

Применяя эту стратегию, предприятие устанавливает очень низкие цены на предлагаемую продукцию. Часто такая стратегия одного предприятия вынуждает другие предприятия участвовать в гонке цен, чтобы перебить минимальную цену и получить больший объем реализации.

Устанавливая низкие цены, нужно обеспечить большой объем реализации, чтобы была возможность покрыть все издержки производства и реализации.

Для успешной реализации этой стратегии предприятия устанавливают низкие цены на товары, которые уже пользуются большим спросом у потребителей, не приверженных определенной марке или бренду.

Важный момент: данная стратегия не работает в отношении товаров повседневного спроса. Объяснение этому простое: при покупке повседневных товаров потребители не сильно обращают внимание на цену, поэтому ожидаемого роста спроса не будет. Ясно, что и разница в прибыли между стандартной ценой и заниженной будет незначительной.

Стратегия выгодна для рынка, чувствительного к варьированию цен. В этом случае низкая цена приводит к росту объема реализации.

Иногда предприятия устанавливают такие низкие рыночные цены, что конкуренты в силу своих сложившихся издержек не могут себе позволить такое снижение. Тогда такая стратегия особенно выгодна.

Стратегию установления низких цен обычно применяют на начальном этапе для привлечения покупателей и захвата рынка (по этой причине стратегию часто называют прорывом на рынок). После завоевания своего сегмента рынка цену постепенно увеличивают, выравнивая ее с ценами конкурентов.

Метод установления максимальной цены

В основе стратегии лежит установление цены на предельно высоком уровне. Такое формирование цены чаще всего сопровождается сокращением объема реализации. При этом выручка от реализации меньшего количества продукции, но по большей цене, должна покрывать все издержки, связанные с уменьшением объема реализации.

Цена должна быть установлена на таком предельно допустимом уровне, чтобы товар могли приобрести потенциальные покупатели того сегмента рынка, на который ориентировано предприятие.

Немаловажный фактор успеха реализации данной стратегии — уникальность продукции. В то же время нужно помнить о конкурентах. Если они смогут предоставить потенциальным покупателям аналогичную продукцию, но по более выгодной цене, то вероятнее всего, что предприятие со стратегией максимизации цены потеряет покупателей.

Исключением в данном случае могут быть только предприятия, которые давно зарекомендовали себя на рынке, имеют свой круг покупателей, готовых платить больше за известный им бренд.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДХОДОВ К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ

Установление цены, базируясь исключительно на затратных методах или методах, основанных на анализе рынка, не может дать по отдельности хорошего результата.

С одной стороны, может получиться, что установленная цена в плановом периоде покрывает все расходы на производство и реализацию продукции, а реализация должна приносить плановую сумму прибыли.

Однако фактически этого результата компания не достигнет, потому что цена завышена (у конкурентов цена на аналогичные товары ниже, потенциальные покупатели не готовы платить заданную сумму). Фактические объемы продаж будут ниже плановых, запланированную выручку и прибыль от реализации не удастся получить.

Рассмотренная ситуация может привести к тому, что компания станет производить продукцию под запланированные объемы реализации, которых по факту не будет. Следовательно, образуется большой запас готовой нереализованной продукции.

С другой стороны, установление цены на продукцию на основании маркетинговых исследований может привести к получению выручки от реализации, которая в полной мере не позволит покрыть все издержки компании.

Именно поэтому следует изучить ситуацию с разных сторон. Кроме расчета затрат на производство продукции и маркетинговых исследований, нужно уделять внимание анализу производственных мощностей. Например, по расчету цены на основе анализа безубыточности может быть так, что для получения прибыли требуется реализовывать продукции больше, чем может производить компания.

Дополнительно следует внимательно следить за изменениями в законодательстве, регламентирующем процесс формирования себестоимости и установления цен (как распределяются накладные расходы, по каким принципам распределять прибыль, какие статьи затрат необходимо определять как прямые расходы, какие относятся к накладным расходам и др.).

Учитывая, что себестоимость продукции вне зависимости от выбранной методики расчета цены существенно влияет на показатели прибыли от реализации продукции, нужно постоянно вести работу по оптимизации расходов.

Если наибольший удельный вес в составе себестоимости приходится на материальные расходы, необходимо следить за динамикой цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, рассматривать цены на аналогичную продукцию у конкурентов и т. д.

В целях экономии материальных расходов можно провести переговоры с поставщиками: за счет закупки большой партии продукции можно добиться скидки, что позволит уменьшить стоимость закупки на единицу продукции. Можно рассмотреть возможность самостоятельного производства (что не всегда экономически выгодно).

Осуществляя предпринимательскую деятельность, компания должна определить, чего она хочет добиться:

  • установить максимальную цену для получения наибольшей прибыли;
  • установить среднерыночную цену для покрытия издержек и получения заданного параметра прибыли (не сверхприбыли);
  • установить минимальную цену для обеспечения максимального объема реализации (ведение конкурентной борьбы по цене при условии эластичности спроса);
  • установить высокую цену при условии обеспечения качественных преимуществ реализуемой продукции;
  • подстроиться ценами к изменениям на рынке сбыта, в конкурентной среде, покупательской способности клиентов;
  • демпинговать, чтобы проникнуть на рынок, и т. д.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1. Каждая компания самостоятельно выбирает, каким образом осуществлять ценообразование: в зависимости от реального положения дел на рынке сбыта, в самой компании, среди компаний-поставщиков, компаний-конкурентов и т. д.

2. Выбрать стратегию важно, чтобы занять свою нишу на рынке, определить оптимальный размер для покрытия расходов при условии, что останется прибыль для развития компании.

3. Наибольшей практической ценностью обладают комплексные методики определения цены на продукцию, которые помогают изучить ситуацию с нескольких сторон, учитывая:

  • себестоимость изготовления и реализации продукции (возможные колебания, планируемый рост, возможные пути оптимизации и др.);
  • спрос на продукцию (спрос на текущий момент, возможные пути развития, маркетинговые кампании и т. д.);
  • конкурентную среду (преимущества и недостатки, ценовая политика);
  • экономическую ситуацию в стране и мире (кризис, курсы валют, возможные изменения и степень их влияния на покупательские способности клиентов и т. д.);
  • производственные мощности компании (возможность наращивания производства, оптимизации численности персонала, продажа или аренда/субаренда помещений и оборудования).

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Виды цен

Цена — это денежное выражение стоимости товара, выполненных работ или оказанных услуг; формируется на мировом и государственном рынках. В соответствии с гражданским законодательством цена является одним из существенных условий некоторых видов договоров.

В условиях рыночной экономики цены, как правило, являются договорными. Но учитывая специфику экономических отношений, существуют различные виды цен, которые применяются в тех или иных экономических условиях (см. также Методы установления цен в рыночной экономике).

Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли

В зависимости от каналов движения товаров от производителя к потребителю и учета в цене затрат на производство и сбыт, а также прибыли цены подразделяются на:

Различают оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения и на предметы народного потребления. Оптовые цены на продукцию производственного назначения имеют широкую сферу действия и являются конечными, а оптовые цены на товары народного потребления — промежуточными. Их сфера действия сужена рамками отдельных отраслей (подотраслей) и производств, так как на рынке непосредственные потребители приобретают их по рыночным конечным ценам.

Товары производственного назначения могут реализовываться непосредственно потребителям (по оптовой цене производителя) и через посредников (по цене оптовой торговли).

По оптовым ценам производителя предприятие продает свою продукцию другим предприятиям, а также предприятиям оптовой торговли (снабженческо-сбытовым организациям). Эти цены используются на предприятиях при планировании, учете и анализе товарной и реализованной продукции, прибыли и других стоимостных показателей деятельности предприятия, а также в расчетах экономической эффективности производства, инвестиционных проектов его технического переоборудования, целесообразности получения кредитов и пр.

Цены оптовой торговли включают в себя оптовую цену производителя, а также затраты и прибыль снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров. К затратам таких организаций относятся погрузка, разгрузка, складирование, хранение, подсортировка, доводка продукции до требований потребителей (нарезка резьбы, раскрой, заточка и т.п.), амортизация основных средств, расходы на отопление, освещение, энергетические затраты на технологические нужды и др.

К оптовым относятся цены, по которым осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у сельхозпредприятий. Они называются закупочными ценами. Особенностью этих цен является дифференциация их уровня по природно-климатическим зонам, а в отдельных случаях — и внутризональная дифференциация.

Разновидностью оптовых цен в рыночной экономике являются цены форвардных сделок, используемые при операциях на бирже. Они наряду с соотношением спроса и предложения к моменту поставки товара учитывают также процент за кредит, затраты на финансирование биржевой операции, расходы по страхованию и хранению товара, комиссионные брокерам. При нормальной конъюнктуре цены форвардных сделок обычно выше цены за наличный товар.

Розничные цены включают в себя оптовые цены, затраты и прибыль торговых организаций. Если товар поступает в торговые организации непосредственно от производителя, то розничная цена состоит из оптовой цены производителя и торговой наценки. Если канал движения товара от производителя к конечному потребителю проходит через снабженческо-сбытовые организации, то она складывается из цены оптовой торговли и розничной торговой наценки. По розничным ценам организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю — населению. Особой разновидностью розничных цен являются цены комиссионной и аукционной торговли (см. Аукционная цена).

В условиях прозрачности границ розничные цены нуждаются в координации со стороны отдельных государств с целью защиты локальных товарных рынков от необоснованного товародвижения.

Рассмотренные виды цен могут быть базовыми (базисными) и лимитными.

Базовые цены устанавливаются на предварительные виды продукции определенного назначения с фиксированными параметрами качества. При поставке товара с параметрами, отличными от базовых, уровни цены определяются с помощью надбавок и скидок к базовой цене, которые учитывают изменения в качестве товара.

Товаропроизводитель может устанавливать на новые виды продукции лимитную цену, т.е. максимально допустимую, обеспечивающую заинтересованность потребителей в использовании новой продукции.

Цена, по которой осуществляются крупные коммерческие операции с платежом в свободно конвертируемой валюте, называется мировой ценой. Мировыми являются экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах его импорта. По сырьевым товарам определяются основные страны-поставщики, по готовой продукции — ведущие фирмы — их изготовители.

Рассматривая структуру оптовых и розничных цен, необходимо иметь в виду, что они кроме себестоимости и прибыли содержат другие элементы в виде НДС и акцизного сбора. А на товары, пересекающие таможенную границу страны, устанавливается отдельный налог — пошлина.

Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия

По степени самостоятельности предприятия в ценообразовании цены (тарифы) могут быть:

  • свободными (самостоятельно устанавливаемыми);
  • договорными (контрактными);
  • регулируемыми;
  • фиксированными.

Свободные цены в рыночных условиях устанавливаются производителем товара (услуги) самостоятельно в соответствии с принятой на предприятии ценовой политикой. Регуляторами свободных цен являются только спрос и предложение на товары определенного качества.

Разновидности свободных цен — это прейскурантные цены и цены каталога (проспекта).

Прейскурантные цены применяются при купле-продаже товаров как на внутреннем рынке, так и в международной торговле, и содержатся в прейскурантах, издаваемых предприятиями (фирмами). Они относятся к категории справочных цен, публикуемых продавцом. Прейскуранты фирм являются информацией непериодического характера, достаточно детализированной и достоверной. Эти цены широко используются в автомобильной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, производстве электронно-вычислительной техники и т.п.

Цены каталога (проспекта) — это официальные цены, публикуемые в каталогах и проспектах фирм, предприятий и организаций оптовой торговли. Они являются разновидностью цен справочного характера, публикуемых нерегулярно, — как правило, продавцом. Используются как на внутреннем рынке, так и в международной торговле.

К этой же категории цен относятся цены покупателя, цены продавца, цены нетто.

Цены покупателя представляют собой фактическую денежную сумму покупки товара на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Формирование рыночной цены как цены покупателя (на рынке покупателя) означает, что фактическая цена товара складывается на пониженном уровне, что отражает экономические интересы покупателя.

Цены продавца формируются в условиях превышения спроса над предложением (рынка продавца). Такая цена стимулирует расширение производства данного товара и отражает экономические интересы продавца, стремящегося продать его дороже.

Цены нетто не включают скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий поставки. Это чистая цена товара на месте его купли-продажи. Цена нетто для покупателя является суммой, фактически уплаченной продавцу, а для продавца — фактической выручкой от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с осуществлением сделки.

Договорные цены устанавливаются в договоре между продавцом и покупателем по согласованию сторон. Если такой договор заключается между субъектами, которые имеют разное гражданство, а платежи осуществляются в иностранной валюте, он называется контрактом, а цены, указанные в нем, контрактными. Договорные (контрактные) цены называются еще ценами купли-продажи (ценами реализации, рыночными ценами); они определяются условиями поставки товара.

Регулируемые цены могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Их номенклатура определяется на государственном (или местном) уровне и по мере развития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен.

Фиксированные цены утверждаются государственными или местными органами власти как постоянные и действуют на протяжении определенного времени.

Как регулируемые, так и фиксированные цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее значение, а также на продукцию, работы и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.

Особым видом цен на услуги транспорта, связи, на электрическую, тепловую энергию и т.п. являются тарифы. Их размер определяется исходя из общих принципов ценообразования.

При осуществлении на предприятиях капитального строительства расчеты за сданную строительную продукцию производятся по сметной стоимости, которая выполняет роль цены продукции строительства. Она определяется на основании сметных цен и расценок в капитальном строительстве.

Виды цен в контрактах купли-продажи

Контракт — официальный документ, представляющий собой договор поставки товаров, предоставления услуг и т.п. Различают контракты купли-продажи товаров в их материально-вещественной форме, услуг, а также результатов творческой деятельности.

Контракт купли-продажи товаров в их материально-вещественной форме включает в себя экспортные, импортные, реэкспортные и бартерные сделки.

Контракт купли-продажи услуг содержит:

  • операции по аренде;
  • сделки по оказанию инженерно-консультационных, производственно-технических и туристических услуг;
  • услуг по перевозке и погрузке-разгрузке товаров;
  • по банковским и расчетным операциям;
  • транспортно-экспедиционному обслуживанию;
  • страхованию товаров и грузов;
  • рекламно-издательской деятельности;
  • организации и участию в выставках, ярмарках, аукционах.

Контракт купли-продажи результатов творческой деятельности включает в себя торговлю лицензиями и патентами, объектами авторского права и результатами научно-исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, производства и т.д.

В контрактах оговариваются договорные условия, порядок их исполнения и ответственность за исполнение.

Контракты обычно состоят из нескольких разделов, расположенных в определенной логической последовательности. Одним из таких разделов является цена и общая сумма контракта.

  • твердой;
  • с последующей фиксацией;
  • скользящей.

Твердая цена не изменяется за период с момента подписания контракта до поступления товара к покупателю.

Цена с последующей фиксацией указывается в контракте на определенную календарную дату. Если товар поступает к покупателю не позднее указанной даты, то проставленная в контракте цена не меняется. В противном случае к поставщику товара предъявляются определенные санкции, которые обязательно должны быть оговорены в контракте.

Скользящая цена зависит от изменения экономического положения страны-экспортера (продавца). На дату поступления товара к покупателю в стране продавца могут измениться цены на сырье, топливо, энергию, заработная плата работников. В странах с рыночной ориентацией исчисляются индексы цен в целом или по отдельным группам товаров, а также индексы заработной платы. Эти индексы публикуются в международной и национальной статистике, периодических и экономических изданиях. С помощью индексов цен корректируется предварительно согласованная базисная цена.

Цены, зафиксированные в контракте, называют еще ценами фактических сделок.
Цены фактических сделок отражают конкретные условия реализации товара и достоверную информацию участникам сделки, поскольку являются ценами реальных коммерческих операций. Систематическое накопление данных о них позволяет более полно обосновывать позиции при согласовании цен между партнерами и составлять представительный конкурентный лист — вид информации, обобщающей данные о ценах, технико-экономических показателях, качестве и коммерческих условиях реализации товара. Наличие конкурентного листа предполагает на практике формирование крупномасштабного банка компьютерных данных о ценах внешнеторговых контрактов.

В целях упорядочения ценообразования при осуществлении внешне-экономической деятельности, увеличения валютных поступлений от экспорта и снижения валютных расходов на закупку импортных товаров, предупреждения демпинга субъекты внешнеэкономической деятельности используют в своих расчетах индикативные цены. Это цены, сложившиеся на международном рынке на соответствующий товар к моменту осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и выполнения расчетов.

В практике международной торговли существует понятие товарного демпинга — продажи значительных по объему партий товара по демпинговым ценам.
Демпинговая цена — это цена на товар, существенно более низкая, чем при обычных коммерческих операциях. Она применяется в целях получения конкурентных преимуществ при экспорте на тот или иной рынок, вытеснения с него конкурента. В ряде случаев осуществляется продажа товара даже по ценам, не возмещающим издержки производства. Установление явно заниженных цен на экспортные товары в качестве эффективного средства борьбы за освоение нового рынка и укрепление или расширение присутствия на частично освоенном рынке встречается довольно часто. Использование демпинговых цен ограничивается антидемпинговым законодательством.

Виды цен в зависимости от региона реализации

В зависимости от территориальной дифференциации цены подразделяются на:

  • единые (общегосударственные);
  • региональные;
  • зональные;
  • поясные.

Единые цены устанавливаются государственными органами на отдельные товары и услуги на всей территории государства (например, тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др.).

Региональные цены устанавливаются местными органами власти на отдельные товары, работы, услуги (например, стоимость проезда в городском транспорте, тарифы на жилищно-коммунальные услуги и пр.).

Зональные цены устанавливаются на продукцию добывающих отраслей промышленности с учетом разного уровня себестоимости добычи в тех или иных природно-географических условиях (например, цены на железную, марганцевую и другие руды, уголь, нефть и т.п.).

Поясные цены устанавливаются по районам (поясам) потребления продукции с учетом места ее производства и затрат на транспортировку в другие районы (например, цены на вино, овощные консервы и т.п.). Пояса определяет государство, но они могут складываться стихийно, когда какие-то виды товаров не производятся в данном регионе.

Дифференциация цен достигается также применением в необходимых случаях расчетных цен. Например, есть несколько предприятий с одинаковой номенклатурой продукции, объединенных в одном картеле (договорном объединении предприятий и фирм преимущественно одной отрасли для выполнения общей коммерческой деятельности — регулирования сбыта произведенной продукции). Эти предприятия имеют резко различающиеся условия производства (хорошие или плохие условия добычи полезных ископаемых) и, следовательно, разный уровень затрат на производство. В этом случае целесообразно использовать дифференцированные (расчетные) цены для каждого предприятия. Тогда отдельные предприятия реализуют свою продукцию снабженческо-сбытовой организации по расчетным ценам, а сбытовая организация потребителям — по единым. Такая система двойных цен обеспечивает нормальные условия хозяйственной деятельности всех предприятий, входящих в картель, в том числе и тех, которые имеют высокую себестоимость своей продукции.

Виды цен по времени их действия

По сроку действия цены подразделяются на:

  • постоянные;
  • временные (ступенчатые);
  • разовые.

Такая классификация в какой-то мере условна, так как постоянных цен вообще не существует. Постоянными считаются цены, приведенные в прейскуранте или в каталоге и действующие на протяжении более или менее длительного времени, до очередного их пересмотра.

Временные цены устанавливаются на новую продукцию, предназначенную для серийного или массового производства и выпуск которой в начальный период сопровождается повышенными затратами. После окончания действия оговоренного срока или временной цены от нескольких месяцев до одного-двух лет они заменяются на постоянные.

Разновидностью временных являются ступенчатые цены, представляющие собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на один и тот же вид товара. Уровни снижения цен и сроки действия каждой ступени оговариваются продавцом и покупателем. Например, договором купли-продажи новой продукции предусмотрено, что начальная цена действует 6 месяцев, затем она будет снижена на 10%, еще через 6 месяцев — на 15% и на таком уровне будет действовать в качестве постоянной. Такой порядок снижения цен стимулирует производителя к сокращению затрат на производство и обеспечению достаточной прибыльности новой продукции за время действия ступенчатых цен, а потребителя — к дальнейшему использованию этой продукции.

Другим примером может быть принятие государственными органами решения относительного повышения цен на энергоносители с определением размеров и сроков постепенного повышения цен.

Разовые цены устанавливаются на продукцию, изготовленную по разовому (индивидуальному) заказу.

Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов

Взаимоотношения продавцов и покупателей не ограничиваются только определением цены товара (работы, услуги). Необходимо согласовать еще базисные условия поставки, которые определяют основные права и обязанности участников сделки при транспортировке, упаковке и маркировке товаров по страхованию грузов и оформлению коммерческой документации, а также определяют место и время перехода права собственности от продавца к покупателю и то, как эти условия отражаются в цене товара.

При этом нужно понимать, что все дополнительные расходы могут или вообще не включаться в цену, или включаться частично либо полностью. Все сказанное укладывается в понятие «франкировка», т. е. экономические и правовые условия, определяющие порядок включения в цены тех или иных затрат, связанных с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами, хранением и страхованием грузов. Франкировка регламентирует правовые обязательства сторон в связи с поставками товаров во внутренней и внешней торговле.

Во внутренней торговле цены в зависимости от условий поставки товаров отличаются по видам франко. «Франко» (в переводе с итал. «свободный») — это коммерческий термин, означающий, что определенная часть расходов по транспортировке или погрузке товара включается в цену производителя. Каждый вид франко показывает, до какого пункта на пути движения товара от продавца к покупателю дополнительные затраты включены в цену по договору купли-продажи.

Существует шесть видов франко. Следует помнить, что во всех случаях эти расходы в конечном счете оплачивает покупатель.

Цена франко-склад поставщика не включает никаких затрат по перемещению товара от продавца к покупателю (по погрузке на складе поставщика, перевозке до станции отправления, разгрузке и др.). Все эти затраты покупатель оплачивает сверх цены товара.

Цена франко-станция отправления учитывает цену товара и затраты продавца на перемещение товара от своего склада до станции отправления. Все дальнейшие расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателя, оплачиваются отдельно.

Цена франко-вагон станция отправления отличается от предыдущей тем, что включает в себя дополнительные затраты на подачу вагона на подъездные пути и погрузку товара в вагоны на станции отправления.

Цена франко-вагон станция назначения кроме цены товара включает в себя затраты на его перемещение от склада продавца до станции назначения без выгрузки из вагонов. Затраты на дальнейшую транспортировку товара до своего склада покупатель оплачивает сверх цены отдельно.

Цена франко-станция назначения включает в себя транспортные расходы от склада поставщика до станции назначения с учетом расходов по выгрузке продукции из вагонов.

Следует учесть, что большинство грузов не перегружается на железнодорожных станциях отправления и назначения (руда, уголь, нефтепродукты, металлопрокат, трубы и др.). Для таких товаров применяются цены франко-вагон станция отправления (назначения), а не франко-станция назначения (отправления).

Цена франко-склад покупателя учитывает цену товара и все расходы по его перемещению от склада продавца до склада покупателя.

В практике международной торговли при оформлении и заключении внешнеторговых контрактов купли-продажи стороны используют базисные условия поставки, толкование которых и вытекающие из них обязательства сторон содержатся в специальном сборнике Международной торговой палаты «Инкотермс». Согласно международным правилам основной принцип регламентирования условий поставки товаров состоит в последовательном увеличении обязанностей продавца от минимального до максимального объема и соответствующем увеличении затрат по перемещению товара, которые оплачивает продавец и, следовательно, учете их в цене товара, фиксируемой в контракте.

Сборник «Инкотермс» содержит основные понятия, применяемые в международной торговой практике, и является официальной нормативной основой при арбитражном рассмотрении споров, которые возникают по соответствующим вопросам.

Более детальную информацию по формированию цен см. в Инкотермс.

Виды цен, используемых в практике учета, анализа и планирования

Рассмотренные виды цен могут быть использованы при учете, анализе и планировании стоимостных показателей хозяйственной деятельности предприятий (фирм).

При расчете стоимости товарной и реализованной продукции в каждом данном году, суммы прибыли, определении баланса доходов и расходов, составлении бизнес-планов и других документов прогнозного характера предприятия используют цены, сложившиеся в данный период времени. Их называют текущими (действующими) ценами.

По разным причинам в каждом последующем году цены изменяются по сравнению с предыдущими годами. Нередко в практике управления деятельностью предприятия возникает необходимость оценить динамику экономических показателей.

Использование для этих целей текущих цен не позволяет объективно оценить влияние факторов, зависящих от производства, т.е. факторов производственного характера. Поэтому для характеристики динамики экономических показателей используют сопоставимые (неизменные) цены.

Тест по экономике

Тест по экономике состоит из 28 вопросов, которые были представлены 11 октября 2022 года в Экономическом диктанте.

Тест по экономике

О каких государственных фондах идёт речь?

5 июля 2022 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законы, касающиеся объединения двух фондов с 1 января 2023 года. О каких государственных фондах идёт речь?

  • Фонд национального благосостояния и Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд национального благосостояния
  • Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Кулответ предполагает: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации

Укажите валютную систему, для которой характерны следующие основные принципы

Укажите валютную систему, для которой характерны следующие основные принципы: юридическая демонетизация золота; создание нового платежного средства — специальных прав заимствования; свободный выбор государствами режима валютного курса.

  • Парижская валютная система
  • Генуэзская валютная система
  • Бреттон-Вудская валютная система
  • Ямайская валютная система

Кулответ предполагает: Ямайская валютная система

Как называется ситуация в экономике, когда повышение эффективности использования какого-либо ресурса приводит к увеличению спроса на него?

  • парадокс Триффина
  • парадокс Гиффена
  • парадокс Джевонса
  • парадокс Веблена

Кулответ предполагает: парадокс Джевонса

Какие валюты формируют стоимость специальных прав заимствования (международного резервного актива)?

  • евро, японская иена, доллар США, австралийский доллар, российский рубль
  • российский рубль, японская иена, фунт стерлингов Соединенного королевства, евро, канадский доллар
  • китайский юань, доллар США, евро, российский рубль, новый израильский шекель
  • японская иена, доллар США, евро, китайский юань, фунт стерлингов Соединенного королевства
  • швейцарский франк, доллар США, евро, российский рубль, китайский юань

Кулответ предполагает: японская иена, доллар США, евро, китайский юань, фунт стерлингов Соединенного королевства

Соотношение двух валют, которое рассчитывается исходя из цен на идентичные товары в странах хождения этих валют, это:

  • фьючерсный контракт
  • конвертация валют
  • паритет покупательной способности
  • бивалютная корзина

Кулответ предполагает: паритет покупательной способности

Используя формулу Ласпейреса, определите индекс потребительских цен.

Группа товаров состоит из 5 единиц товара А и 3 единиц товара Б. Цена товара А за отчетный период увеличилась с 95 до 103 руб./ед., а цена товара Б за этот же период уменьшилась с 210 до 190 руб./ед. Используя формулу Ласпейреса, определите индекс потребительских цен.

  • 2,12
  • 0,46
  • 0,98
  • верного ответа нет

Кулответ предполагает: 0,98

Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями:

где: Qd и Qs – объемы спроса и предложения соответственно, Р — цена.

Определите параметры рыночного равновесия (Qe, Рe).

  • Qe=3; Рe=3
  • Qe=24; Рe=4
  • Qe=3; Рe=24
  • рыночное равновесие недостижимо

Кулответ предполагает: Qe=24; Рe=4

Модель Курно описывает конкурентное поведение игроков отрасли на таком рынке, как:

  • рынок совершенной конкуренции
  • рынок монополистической конкуренции
  • рынок олигополистической конкуренции
  • рынок монопсонии

Кулответ предполагает: рынок олигополистической конкуренции

Укажите, какие налоговые ставки используются при расчете суммы налога на профессиональный доход и какие ограничения установлены по сумме дохода:

  • 1% при расчетах с физическими лицами; 5% при расчетах с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП) не более 200 тысяч рублей в месяц
  • 5% при расчетах с физическими лицами; 3% при расчетах с юридическими лицами; не менее 50 тысяч рублей в квартал
  • 4% при расчетах с физическими лицами; 6% при расчетах с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП); не более 2400 тысяч рублей в год
  • 6% при расчетах с физическими лицами; 4% при расчетах с юридическими лицами; не более 500 тысяч рублей в полугодие

Кулответ предполагает:4 % при расчетах с физическими лицами; 6% при расчетах с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП); не более 2400 тысяч рублей в год

Известно, что цена товара А изменилась со 102 рублей до 114 рублей за единицу, что повлекло за собой уменьшение спроса с 460 единиц до 440. Определите абсолютное значение эластичности спроса на товар А по цене.

  • 1,18
  • 1,42
  • 0,37
  • 0,26

Кулответ предполагает: 0,37

Выберите из предложенных вариантов правильное соотношение величин прожиточного минимума, введенного Правительством РФ с 1 июня 2022 г., с категориями граждан, к которым они относятся:

  • для трудоспособного населения — 15 172 рубля; для пенсионеров — 13 501 рубль; для детей — 11 970 рублей
  • для трудоспособного населения и детей от 8 лет – 15 172 рубля; для детей до 8 лет и пенсионеров – 13 501 рубль
  • для трудоспособного населения — 15 172 рубля; для пенсионеров — 11 970 рублей; для детей — 13 501 рубль
  • для детей до 5 лет и пенсионеров – 11 970 рублей; для трудоспособного населения и детей старше 5 лет – 13 501 рубль

Кулответ предполагает: для трудоспособного населения — 15 172 рубля; для пенсионеров — 11 970 рублей; для детей — 13 501 рубль

Альбер, герой пьесы А.С. Пушкина «Скупой рыцарь», так говорит о своем отце:

«…О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? как алжирский раб,

Как пес цепной. В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

А золото спокойно в сундуках

Лежит себе. Молчи! когда-нибудь

Оно послужит мне, лежать забудет…»

О какой зависимости отца говорит герой?

  • чревоугодие
  • славолюбие
  • сребролюбие
  • сластолюбие

Кулответ предполагает: сребролюбие

Укажите режим монетарной политики, при котором центральный банк устанавливает целевые ориентиры уровня инфляции и разрабатывает перечень мер для их достижения:

  • инфляционные ожидания
  • инфляционный разрыв
  • инфляционное давление
  • инфляционное таргетирование

Кулответ предполагает: инфляционное таргетирование

На какой режим позволяет перейти выполнение следующих условий:

На какой режим позволяет перейти выполнение следующих условий: в стране должна существовать стабильная связь между уровнем цен и объемом денежной массы, экономика страны не должна подвергаться резким колебаниям, экономика страны должна минимально зависеть от валют других стран?

  • валютного таргетирования
  • таргетирования денежной массы
  • таргетирования кредита
  • таргетирования номинального ВВП

Кулответ предполагает: таргетирования денежной массы

Что из перечисленного НЕ относится к функциям Казначейства России?

  • организация исполнения федерального бюджета
  • казначейское обслуживание
  • эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения
  • регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг

Кулответ предполагает: эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг

В 2022 году исполнилось 110 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по экономике, награжденного за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. О ком идет речь?

  • Н. Кондратьев
  • Л. Канторович
  • В. Леонтьев
  • Л. Гурвич

Кулответ предполагает: Л. Канторович

В 2022 году исполняется 130 лет со дня рождения известного учёного и 100 лет со дня опубликования его величайшего научного достижения – теории длинных волн экономического развития. О каком учёном идет речь?

  • М. Туган-Барановский
  • А. Чаянов
  • Н. Кондратьев
  • В. Немчинов

Кулответ предполагает: Н. Кондратьев

Какие из перечисленных специальных налоговых режимов в Российской Федерации действуют в порядке эксперимента?

  • единый сельскохозяйственный налог
  • налог на профессиональный доход
  • автоматизированная упрощенная система налогообложения
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Кулответ предполагает: налог на профессиональный доход; автоматизированная упрощенная система налогообложения

Какие из перечисленных субъектов Российской Федерации вошли в 2022 году в ТОП-5

Какие из перечисленных субъектов Российской Федерации вошли в 2022 году в ТОП-5 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, представленного Агентством стратегических инициатив в рамках Петербургского международного экономического форума-2022. (несколько ответов)

  • г. Москва
  • г. Санкт-Петербург
  • Московская область
  • Ленинградская область
  • Тульская область
  • Республика Татарстан
  • Магаданская область
  • Нижегородская область
  • Ивановская область

Кулответ предполагает: г. Москва, Республика Татарстан, Московская область, Тульская область и Нижегородская область.

Эмпирическая взаимосвязь между падением ВВП при росте безработицы известна как:

  • закон Вальраса
  • закон Оукена
  • закон Сэя
  • закон Парето

Кулответ предполагает: закон Оукена

Какая межправительственная экономическая организация функционировала в период с 1949 г. по 1991 г. с целью экономического и научно-технического сотрудничества стран социалистического лагеря?

  • Международный банк экономического сотрудничества
  • Совет экономической взаимопомощи
  • Содружество независимых государств
  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле
  • верного ответа нет

Кулответ предполагает: Совет экономической взаимопомощи

Что из перечисленного относится к мероприятиям экономической политики Петра I?

  • введение десятичного принципа денежной системы
  • принятие протекционистского таможенного тарифа, направленного на защиту внутреннего производства
  • создание Императорского Вольного экономического общества
  • разрешение крестьянам покупать недвижимость
  • начало торговых отношений с Индией

Кулответ предполагает: принятие протекционистского таможенного тарифа, направленного на защиту внутреннего производства; создание Императорского Вольного экономического общества; начало торговых отношений с Индией

Какой индекс определяется как соотношение между долей экспорта определенного товара в общем объеме экспорта страны и долей этого товара в общем объеме мирового экспорта?

  • индекс Джини
  • индекс Лернера
  • индекс Баласса
  • индекс Пааше

Кулответ предполагает: индекс Баласса

Как именуется теория, согласно которой страна экспортирует товар

Как именуется теория, согласно которой страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства?

  • теория Д. Рикардо
  • теория А. Смита
  • теория М. Портера
  • теория Хекшера-Олина

Кулответ предполагает: Теория Хекшера — Олина

О ком идет речь?

В 2022 году отмечается 200-летие известного русского мыслителя, члена Императорского Вольного экономического общества. Среди прочего, в своих трудах он рассуждал об эффективной защите отечественной промышленности от иностранной экспансии, усилении влияния государства в России на промышленное развитие и сведении к минимуму заключения внешних займов. О ком идет речь?

  • Н.Я. Данилевский
  • М.В. Ломоносов
  • А.Н. Радищев
  • Н.А. Бердяев

Кулответ предполагает: Н.Я. Данилевский

С каким процессом, оказавшим существенное влияние на развитие экономики страны, связаны перечисленные произведения культуры?

В фильме «Свет на Россией», снятом в 1947 году, одна из сцен посвящена поездке знаменитого писателя Герберта Уэллса в Советскую Россию. Данный визит действительно был им совершён в 1920 году. Свои наблюдения и выводы об экономическом состоянии молодой Советской республики Г. Уэллс изложил в книге «Россия во мгле». С каким процессом, оказавшим существенное влияние на развитие экономики страны, связаны перечисленные произведения культуры?

  • выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
  • возникновение Стахановского движения
  • провозглашение и реализация НЭП
  • разработка и выполнение плана ГОЭЛРО

Кулответ предполагает: провозглашение и реализация НЭП

Кто инициировал денежную реформу, в результате которой впервые в Русском государстве началась чеканка новой общегосударственной монеты — копейки?

  • Борис Годунов
  • Афанасий Вяземский
  • Иван Грозный
  • Елена Глинская
  • Василий Шуйский
  • Алексей Адашев

Кулответ предполагает: Елена Глинская

Что общего между героем Отечественной войны 1812 года донским атаманом М.И. Платовым и известным французским экономистом Т. Пикетти?

  • и тот, и другой удостоились звания почетного доктора Оксфордского университета
  • и тот, и другой отказались от высшей награды Франции — ордена Почетного легиона
  • и тот, и другой критиковали высокий уровень неравенства в России
  • и тот, и другой стали литературными персонажами известного русского писателя Н.С. Лескова

Кулответ предполагает: и тот, и другой отказались от высшей награды Франции — ордена Почетного легиона

Какой из приведенных видов цен обслуживает экспортируемые товары

1. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В общем виде цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Существует несколько определений цены:

это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена;

денежная сумма, взимаемая за конкретный товар, то есть сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а продавец – продать его.

Товарная цена товара – количественное выражение стоимости данного товара в единицах другого товара.

Рыночная цена товара – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Сущность цены – денежное выражение ценности товара, услуги, ценной бумаги или актива, оценка трудозатрат и стоимости материалов. Служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия.

Цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, либо цены варьируются и устанавливаются превалирующим спросом или предложением (например, при продаже ценной бумаги или акции, недвижимости или предметов, продаваемых на аукционах). Цена продукта является важным фактором при принятии покупательского решения.

Цены регулируют: экономические процессы (включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг); отдельные покупки и продажи товаров потребителям. В совокупности все вместе взятые цены представляют собой единый, целостный ценовой механизм.

Процесс принятия решений, включающий в себя установление цены на товар или услугу, называется ценообразованием. Ценовые решения для большинства продуктов не могут приниматься в изоляции, они должны учитывать все аспекты структуры маркетинга, цены на сопутствующие товары этого предприятия, цены конкурентов, издержки, расходы на производство и маркетинг продукта, спрос и цели ценообразования предприятия.

Различают следующие типы ценообразования: 1) по типам рынка; 2) ассортиментное ценообразование; 3)географическое ценообразование; 4) ценообразование с учетом психологических факторов; 5) ценообразование на основе издержек; 6) ценообразование «захваченного» товара; 7) ценообразование на сопутствующие дополнения; 8) ценообразование побочного продукта и т. д.

2. ВИДЫ ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:

1) вида рынка: цены товарных аукционов; биржевые котировки; цены торгов;

2) времени: постоянная цена; сезонная; ступенчатая;

3) объема продаж: оптовые цены (в т. ч. биржевые); розничные цены;

4) государственного воздействия, регулирования: свободные цены (цена спроса, цена предложения); регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);

5) способа фиксации: фиксированные (твердые); подвижные (зафиксированные на момент подписания контракта с возможностью пересмотра с учетом изменений на рынке); скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);

6) информации об уровне цены: публикуемые – справочные и прейскурантные; расчетные и проч.

Выделяют следующие виды цен:

фиксированные – цены, установленные государством;

свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;

стандартные цены – ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;

единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;

базисные цены – используемые для определения сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте;

• цены купли-продажи (или фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;

• мировые цены – цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли;

• номинальные цены – публикуемые в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;

• рыночные цены – продажные цены, определяемые условиями рынка;

• цены спроса – складываются на рынке покупателя;

• твердые цены – устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;

• лимитные цены – предельно допустимые цены;

• оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;

• отпускные цены – включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;

• розничные цены – цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.

Кроме того, выделяют:

• цены на строительную продукцию; закупочные цены на сельскохозяйственные товары;

• тарифы грузового и пассажирского транспорта;

• тарифы на коммунальные услуги населению;

• экспортные и импортные цены.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН

Продукцию строительства оценивают по следующим видам:

1) сметная стоимость – это максимальный размер расходов на строительство каждого отдельного объекта;

2) прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы продукции строительного объекта;

3) договорная цена – это цена, которая заранее оговаривается двумя сторонами и фиксируется в соответствующем документе.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены, по которым сельскохозяйственная продукция продается совхозами, колхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств). Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за передвижение груза и пассажиров, взимаемая транспортными компаниями с отправителей грузов и населения. Тарифы на коммунальные услуги населению – плата за услуги, оказываемые бытовыми и коммунальными службами.

Классификация цен в зависимости от территории действия:

единые – устанавливаются на такие виды продукции, как газ, энергия, транспорт и т. д.;

региональные – регулируются органами местного самоуправления. К региональным ценам относят цены на большинство коммунальных услуг, оказываемых населению.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке какой-либо продукции:

единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены для всех потребителей;

зональные цены. Для каждой географической зоны предполагаются различные виды цен;

цена в месте производства продукции. По этой цене продукция передается покупателю в том месте, где она была изготовлена;

цены, определяемые на основе базисного пункта.

Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика пункта, транспортных расходов по доставке продукции до места назначения.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара:

цена «снятия сливок». Устанавливается максимально высокая цена при реализации нового товара;

цена «проникновения на рынок». Более низкая цена на продукцию по сравнению с аналогичными ценами конкурентов;

«психологическая» цена. Цена не округляется до целого значения, например 999 руб. вместо 1000 – у покупателя создается ощущение более низкой цены и выигрышности покупки;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *