Кто может входить в состав исполнительных органов
Перейти к содержимому

Кто может входить в состав исполнительных органов

Состав исполнительных органов

Участие юридических лиц в органах управления обществом известно и зарубежному законодательству. Например, Торговый кодекс Франции 1999 года допускает, что «администратором может быть назначено юридическое лицо. При своем назначении оно обязано определить постоянного представителя, на которого распространяются такие же требования и обязанности и который несет такую же ответственность, тражданскую и уголовную, что и администратор, независимо от солидарной ответственности юридического лица, ко’юрое он представляет. Если юридическое лицо отзывает своего представителя, оно обязано одновременно принять меры к его замене» (ct.L. 225-20).

Более того, если акционерный закон допускает передачу полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то почему же единоличным исполнительным органом не может быть юридическое лицо.

Акционерный закон, в отличие от Закона об обществах с ограниченной ответственностью также не устанавливает, должен ли единоличный исполнительный орган или член коллегиального исполнительного органа быть акционером данного общества либо это могут быть лица, не являющиеся акционерами.

Ограничения, которые устанавливает Закон об акционерных обществах в отношении единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа, заключаются в следующем.

Во-вторых, r состав исполнительных органов не могут входить члены ревизионной комиссии и члены счетной комиссии общего собрания акционеров. В-третьих, члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 144 состава совета директоров общества.

У членов правления и генерального директора не должно быть конфликта интересов, вызванного их участием в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах — конкурентах общества. Поэтому закон содержит положение о запрете конкуренции: «совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества» (статья 70 Закона об акционерных обществах).

Аналогичные положения содержатся и в зарубежном акционерном законодательства. Так, Акционерный закон Германии содержит положение о том, что членам правления без согласия наблюдательного совета запрещено заниматься торговым промыслом и совершать сделки за свой или чужой счет в предпринимательской отрасли общества. Им без согласия также не разрешается быть членом правления, или управляющим, или участником, несущим личную ответственность, в другом торговом обществе. В соответствии с Торговым кодексом Франции, «никто не может одновременно состоять более чем в двух дирекциях или осуществлять функции генерального директора более чем в двух акционерных обществах, местонахождение которых расположено на территории Франции». Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в устав положение о том, что генеральным директоров или членом правления не может быть назначено (избрано) лицо, являющееся участником, должностным лицом или иным работником юридического лица, конкурирующего с обществом.

Директор (генеральный директор) — единоличный исполнительный орган коммерческой организации,- это лицо, которому акционеры доверили руководство текущей деятельностью общества, то есть ежедневное решение вопросов, связанных с повседневной хозяйственной деятельностью. В связи с этим значение имеют не только профессиональные и деловые качества генерального директора, но и наличие у него достаточного времени заниматься делами общества. Поэтому совмещение генеральным директоров должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров. Более того, Кодеке корпоративного поведения рекомендует включать в устав положение о том, что генеральный директор не имеет права осуществлять никакую иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью общества.

Число членов коллегиального исполнительного органа должно быть оптимальным для продуктивного и конструктивного обсуждения вопросов, а также для принятия своевременных и взвешенных решений. Как правило, коллегиальный исполнительный орган российского акционерного общества состоит из генерального директора и 5 — 7 членов.

Таким образом, образование единоличного исполнительного органа в акционерном обществе происходит на основании решения общего собран ня акционеров, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров. В обществе с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников в соответствии со статьей 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Вопросы прекращения полномочий единоличного исполнительного органа детально урегулированы Законом об акционерных обществах (статья 69). В соответствии с пунктом 3 «Образование исполнительных органов, общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества».

Если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного сонета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

Одна из проблем, связанных с деятельностью исполнительных органов — это регламентация отношений, возникающих между обществом и единоличным исполнительным органом, а также между обществом и членами коллегиального исполнительного органа. Глава 43 Трудового Кодекса РФ регламентирует особенности труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций.222 Если акционерный закон исходит из понятия исполнительною органа (единоличного и (или) коллегиального) как органа юридического лица, через который юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (статья 53 1К! РФ), то трудовое законодательство использует понятие руководитель организации. В соответствии со статьей 273 ТК РФ, «руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Акционерный закон предусматривает’, что права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального дирекгора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом.

В соответствии с трудовым законодательством права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Но акционерный закон прямо говорит, что «на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиальною исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных обществах»».

Отсюда вопрос — можно ли договор с единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) рассматривать как трудовой договор с учетом особенностей, установленных Главой 43 Трудового кодекса РФ? Или такой договор должен регламентироваться нормами акционерного законодательства, и к такому договору трудовое законодательство будет Применяться лишь в част и, не противоречащей акционерному законодательству?

Пока же трудовое законодательство старается «приспособиться» к положениям акционерного законодательства, в частности, в отношении досрочного прекращения полномочий исполнительного органа. Закон «Об акционерных обществах» допускает, что общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиальною исполнительного органа общества (правления, дирекции).

Коль скоро вопрос об образовании исполнительных органов общества отнесен к компетенции общего собрания акционеров или к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества, то, соответственно, с даты принятия решения общего собрания акционеров (или решения совета директоров) у единоличного исполнительного органа появляются полномочия действовать от имени общества.

Однако Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»223 требует, чтобы сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, были внесены в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Поэтому, по мнению налоговых органов, единоличный исполнительный орган приобретает полномочия не с даты принятия решения общего собрания (совета директоров), а с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Данная позиция налоговых органов аргументируется целым рядом доводов и была выражена в Письме Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 № 09-0-10/’1223.»‘t Несмотря на это, Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2006 г. № 2817/06 положения данного Письма ФНС признаны недействующими как не соответствующие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговые органы продолжают стоять на своей позиции. Выходом из такого противостояния акционерных обществ (равно как ООО) и налоговых органов могло бы быть включение в акционерный закон

223 СЗ РФ. 13.0X.2001. №3 (часть I). Ст. 3431.

Кулибаба Ю.А. Порядок предоставлении в регистрирующий орган документов для «несения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением его учредительных документов // Акционерный вестник, сентябрь № 9(36) 2006. С. 52.

положения о том, что полномочия единоличного исполнительною органа возникают (и соответственно прекращаются) с даты принятия решения общего собрания акционеров (или совета директоров) общества.

Кто может входить в состав исполнительных органов

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 69

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Устав общества может предусматривать предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.

Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.

Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.

Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)

6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества — уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)

7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества — уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, и при наличии кворума, составляющего половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(п. 7 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)

8. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества в порядке, предусмотренном статьей 55 настоящего Федерального закона.

Внесение вопросов в повестку дня указанного общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в исполнительные органы общества в данном случае осуществляются в порядке, установленном статьей 53 настоящего Федерального закона.

Формулировки вопроса, подлежащего включению в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, и вопроса, ранее включенного в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, не должны различаться.

Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(п. 8 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)

9. Если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано в соответствии с пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Исполнительная власть в Украине

Конституционная власть в Украине делится на законодательную, исполнительную и судебную. Возглавляет исполнительную власть в Украине Кабинет Министров Украины. В структуру органов исполнительной власти входят органы центральной и местной исполнительной власти.

Prostobank News — новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!

Краткое содержание и ссылки по теме

Задачей исполнительной власти является разработка и воплощение государственной политики, направленной на обеспечение выполнения законов. Исполнительная власть имеет возможность самостоятельно принимать решения, необходимые для выполнения этих задач, однако подотчетна законодательной ветви власти.

Кабинет Министров Украины

Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных Конституцией.

Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины.

В состав Кабинета Министров Украины входят премьер-министр Украины, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры.

Премьер-министр назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины.

Кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра Украины вносит Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде или депутатской фракции, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Министр обороны Украины, Министр иностранных дел Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, другие члены Кабинета Министров Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Кабинет Министров Украины слагает полномочия перед новоизбранной Верховной Радой Украины.

Премьер-министр Украины, другие члены Кабинета Министров Украины вправе заявить Верховной Раде Украины о своей отставке.

Отставка Премьер-министра Украины, принятие Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины влечет отставку всего состава Кабинета Министров Украины. В этих случаях Верховная Рада Украины осуществляет формирование нового состава Кабинета Министров Украины в сроки и порядке, определенные Конституцией.

Кабинет Министров Украины, сложивший полномочия перед новоизбранной Верховной Радой Украины, или отставка которого принята Верховной Радой Украины, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины:

  1. обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
  2. обеспечивает реализацию стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;
  3. принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политике; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
  5. разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;
  6. обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности согласно закону;
  7. разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его выполнении;
  8. осуществляет мероприятия по обеспечению обороноспособности и безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
  9. организует и обеспечивает воплощение внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
  10. направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
  11. образует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законом министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;
  12. назначает на должности и освобождает от должностей по представлению Премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Кабинета Министров Украины;
  13. осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению. Акты Кабинета Министров подписывает Премьер-министр Украины.

Центральные органы исполнительной власти

Министерства

Министерства — центральные органы исполнительной власти, которые формируют и реализуют государственную политику в соответствующих сферах общественной жизни (секторах государственного управления), их возглавляют министры, которые по должности являются членами Кабинета Министров Украины.

В Украине действуют такие министерства:

  • Министерство внутренних дел (МВД)
  • Министерство энергетики Украины
  • Министерство иностранных дел Украины (МИД)
  • Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины
  • Министерство инфраструктуры Украины (Мининфраструктуры)
  • Министерство культуры и информационной политики (МКИП)
  • Министерство молодежи и спорта Украины (Минмолодежьспорт)
  • Министерство обороны Украины (Минобороны)
  • Министерство образования и науки Украины (МОН)
  • Министерство здравоохранения Украины (МОЗ)
  • Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины (Минреинтеграции)
  • Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины (Минэкономики)
  • Министерство развития общин и территорий Украины (Минрегион)
  • Министерство социальной политики Украины (Минсоцполитики)
  • Министерство по делам ветеранов Украины (Минвет)
  • Министерство финансов Украины (Минфин)
  • Министерство цифровой трансформации Украины (Минцифры)
  • Министерство юстиции Украины (Минюст)
  • Министерство по стратегическим отраслям промышленности Украины.

Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом

Центральные органы исполнительной власти с особым статусом образуются для выполнения отдельных функций по реализации госполитики как службы, агентства, инспекции, комиссии, бюро.

К ним относятся: Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра услуг почтовой связи и т.д.

Особенностью ЦОИВ со специальным статусом является специальный порядок образования, подконтрольности и подотчетности. Например, Антимонопольный комитет образуется в составе Председателя и десяти уполномоченных, подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины.

Местные органы исполнительной власти

В местные органы исполнительной власти входят местные администрации и территориальные управления центральных органов исполнительной власти.

Исполнительную власть в областях и районах, городах и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.

Местная государственная администрация в пределах своих полномочий осуществляет исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также реализует полномочия, делегированные ей соответствующим местным советом.

Состав местных государственных администраций формируют главы. Глава местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения, а руководители структурных подразделений – приказы.

Местные государственные администрации возглавляют главы соответствующих местных государственных администраций. Главы местных государственных администраций назначаются на должность Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины на срок полномочий Президента Украины.

К ведению местных государственных администраций в пределах и формах, определенных Конституцией и законами Украины, входит решение вопросов:

  1. обеспечение законности, охраны прав, свобод и законных интересов людей;
  2. социально-экономического развития соответствующих территорий;
  3. бюджета, финансов и учета;
  4. управление имуществом, приватизации, содействие развитию предпринимательства и осуществление государственной регуляторной политики;
  5. индустрии, сельского хозяйства, стройки, транспорта и связи;
  6. науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, семьи, женщин, молодежи и детей;
  7. использование земли, природных ресурсов, охраны окружающей среды;
  8. внешнеэкономической деятельности;
  9. оборонной и мобилизационной подготовки;
  10. социальной защиты, занятости населения, труда и заработной платы.

Местные государственные администрации решают другие вопросы, отнесенные законами к их полномочиям.

Статья 110. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство.

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации <*>.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>.

4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <*>.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *