Обзор всех 10-ти известных способов маркировки изделий из металла: плюсы и минусы
узор, текст, рисунок, указывающие на эксклюзивность и оригинальность.
Качественную маркировку нельзя стереть, подделать, если кто-то и пытается сделать, то это крайне трудно, заметно и очень дорого.
Существует 10 популярных способов нанесения буквенно-цифровой, художественной информации на металл:
- Ударно-точечный
- Фрезерный
- Лазерный
- Электрохимический
- Электроискровый
- Каплеструйный
- Термотрансферный
- Шелкография
- Металлофото
- Ультрафиолетовая печать
Механический способ нанесения рисунка, цифр, букв выполняется путем точечного удара по металлу по заданной траектории. С одной стороны, получается углубление, а с другой ー выпуклость. Метод имеет и другое название ー иглоударная маркировка.
● Относительно недорогая стоимость оборудования;
● Возможна работа по горячей поверхности, в цехах горячего проката, на машинах непрерывного литья заготовок. Когда температура этих полуфабрикатов достигает более 100 градусов;
● Можно быстро получить глубину маркировки до 1-2 мм;
● Есть компактные ручные мини-версии: виброкарандаш, игольчатый пистолет можно использовать под индивидуальную гравировку на тонком металле;
● Удобно маркировать серийные номера, штрих- и QR коды, дата матрикс, которые генерирует программа в автоматическом режиме.
● Подходит для мелко- и среднесерийного производства. Для кого-то это плюс, но если речь идет о серийной маркировке от 500 изделий за смену – иглоударник труднее автоматизировать;
● Необходимы разные иглы под разные материалы (различная сила удара, толщина маркерной иглы влияет на рисунок), частая замена пружин, опускающих и возвращающих иглы, смазывающих жидкостей. Одной иглы хватает на 1-6 месяцев, в зависимости от интенсивности работы, цена в среднем около от 6000 до 38 000 рублей.
Другой вид механической маркировки. Технология заключается в срезании верхнего слоя металла вращающейся фрезой. За счет изменения глубины воздействия получаются выпуклые изображения.
● Объемные рисунки, логотипы.
● Необходимость надежной фиксации детали в процессе работы;
● Используются чаще твердосплавные фрезы, которые являются дорогим расходным материалом (500-1000 руб);
● Для изделий с достаточной толщиной металла;
● Есть отходы производства — стружки.
Электрический ток, проходит через электролит (солевой раствор, побуждающий заряженные электроны двигаться быстрее) и травлением оставляет след на металле. Изображение соответствует трафарету, который плотно прилегает к металлической поверхности.
На нержавейке можно наносить белую маркировку (при постоянном токе) и черную (при переменном).
● Самый простой способ;
● Подходит для всех металлов.
● Нечеткие размытые границы, что неприемлемо для мелких изображений, но допустимо для крупных;
● Затраты на изготовление трафаретов. Цена на трафареты от 500 до 10 000 рублей в зависимости от сложности;
● за 1 штуку. Один трафарет используется порядка 200 раз, потом надо заказывать новый.
Под воздействием высокого тока плавится верхний слой и остается характерный темный след на металле. Для работы на станке деталь фиксируют, покрывают ее специальной тонкой пленкой с аппликацией, на расстоянии искрообразования печатающая головка вибрирует под напряжением тока и наносит маркировку, выплавляя искрой 0,1-10 мкм металлической поверхности.
● Простота использования (похоже на работу с выжигателем по дереву);
● Работа с тонкими поверхностями без их деформирования;
● Без дополнительных расходных материалов.
● Невысокая производительность (скорость пермещения маркера до 10 мм/сек);
● Невозможность нанесения цветных обозначений;
● Ограничения по работе в помещении с повышенной влажностью (более 75%);
● Значительный износ электрода (0,05 — 0,22 мм на одну позицию, при длине вольфрамового электрода в 175 мм, цена — 300-800 руб).
Принцип работы каплеструйного маркиратора схож со струйным принтером, только изображение проявляется не на бумаге, а на металле. Краска передается на поверхность как плоскую, так и цилиндрической формы. Разнообразие пигментов может раскрасить разными цветами логотип, штрих-код. Для маркиратора используются чернила и растворитель.
● Быстрое нанесение (до 10 м/с);
● Для разных форм и поверхностей.
● Чувствительность к пыли, не рекомендуются для помещений, где есть взвешенные частицы (мука и т.п.);
● Низкая стойкость маркировки к внешним факторам (трение, жидкости и пр.);
● Большие затраты на расходные материалы: чернила, растворитель, прочее. Многие узлы (фильтры, помпы) надо менять не реже чем 1 раз в год.
Краска наносится на металлическую поверхность посредством нагрева термотрансферной ленты, риббона (красящей ленты). То есть нагретая печатающая головка маркера воздействует на красящий пигмент, он плавится и оставляет отпечаток.
Технология не пользуется популярностью из-за:
● большой расход термотрансферной ленты (на 1 000 маркировок 10*15 см — 3 рулона);
● недостаточно стойкая маркировка, боится высоких температур, их перепадов, механического воздействия.
В основном данный вид маркировки используется на плоских поверхностях, так как изображение переносится через трафарет (мелкозернистая сетка) натянутый на раму. Краска продавливается через эту печатную форму. Перенос рисунка производится на уже окрашенное изделие или необходимо предварительно покрыть его адгезивным составом, обеспечивающим хорошее сцепление частиц жидкой краски и твердого металла.
● Устойчивость маркировки к атмосферным изменениям;
● Насыщенные, яркие изображения.
● Только для плоских поверхностей (ровные, выпуклые);
● Оттиск все же поверхностный, при механическом воздействии или контакте с растворителем рисунок ухудшится;
● Низкая скорость печати, большую долю времени забирает сушка готовых изделий;
● Высокие затраты на расходники: краску, рамы (3 000-5 000 руб/шт), подготовку трафаретов.
Для алюминиевых шильдиков применяется техника металлофото — проявление фоточувствительной соли на поверхности. Рисунок будто внедряется в металл.
Сами шаги очень знакомы любителям фотопечати: пленка с изображением фиксируется на алюминиевую поверхность, далее идет экспозиция, проявление и закрепление, нанесение цветов и погружение объекта в специальный уплотняющий раствор.
● Высокая стойкость цвета к выгоранию от солнца, воздействию растворителей. Нестираемость;
● Яркий результат: разноцветные логотипы, надписи, .
● Печать только на алюминиевых спецпластинах для металлофото;
● Нет белого цвета и полноцвета, только полутона;
● Трудоемкость процесса, что влияет на скорость производства;
● Высокая себестоимость, что особенно чувствительно для малотиражного производства (дорогие пластины из анодированного алюминия).
На обезжиренный металл наносится праймер, краска для УФ-плоттера и рисунок “закрепляется” под действием ультрафиолета, т.к. используемые чернила фотополимеризуются, затвердевают на поверхности. Оборудование для маркировки — струйный UV-принтер
● Способ подходит для любого типа металла, сплавов;
● Быстрый цикл маркировки: прямая печать с компьютера на металл, несколько минут от запуска операции до готовой продукции;
● Высокое качество печати с разрешением до 1400 DPI.
● Устойчивость к влаге, выгоранию.
● Расходный материал. Чернила (6500-9000 руб за 1 литр краски одного цвета, расход 10-20 мл*м2), все узлы, контактирующие с краской: помпа, вайперы, картриджи, уплотнители;
● Ультрафиолетовая печать несет больше декоративную функцию, для промышленного назначения ее минус в том, что рисунок можно “сошкрябать”.
Технологичный и популярный метод для металлических изделий за последние 5 лет. Под воздействием лазерного луча всего 15-20 микрон наносится высокоточная маркировка на любой материал.
● Качественная маркировка: высокое разрешение (до 1 200 DPI) и точное позиционирование (5-7 мкр);
● Применяется для всех видов металла: латунь, медь, алюминий, нержавеющая сталь, титан, легированная углеродистая сталь и т.д.;
● Универсальный метод: можно наносить и изображение, и текст. Для смены задания не нужна сложная переналадка на несколько часов. Потребуется до 8-10 минут;
● Высокая скорость печати при этом не создается нагрузки на узлы станка;
● Отсутствие расходных материалов, а значит и затрат на них;
● Незаменим для маркировки в труднодоступных местах;
● Энергоэффективное потребление электричества (700-900 Вт);
● Одинаково хорошо маркируются изделия разной формы, размеров, структуры.
● Изначально цена за профессиональный лазерный маркиратор высока, но, как правило, уже через 1 год с небольшим оборудование хорошо окупается, что нельзя сказать с уверенностью относительно других установок, которые требуют больших затрат на расходники, периодическую замену узлов, плановое и внеплановое техобслуживание и гарантийный ремонт
На данный момент, 2021-2022 гг, лазерная маркировка металлических изделий считается самой эффективной как по качеству (точность в 5-7 микрон), так и по экономической составляющей. Купив лазерный маркиратор, можно забыть о постоянных дополнительных тратах на расходные материалы (которые, например, у каплеструйного в год достигают 30% и больше от стоимости оборудования), он не влияет на устоявшуюся скорость конвейерной ленты, а срок эксплуатации в 10 лет — один из самых долгих из маркираторов. Прибор может быть установлен на круглосуточном производстве и выдерживать нагрузки 24/7. Технически использовать его не сложнее других установок, даже легче, так как в основном все делает программа. Задача оператора — подготовить файл-макет и выставить параметры в ПО. Надежность аппарата (ручного, стационарного) как и нанесенной маркировки в разы выше, что напрямую влияет на итоговую стоимость владения в перспективе 3-6 лет и выше.
Кроме лазера можно присмотреться к иглоударной установке. Особенно, если у вас не масштабное производство. Стоимость владения выше чем у лазера (80 000-130 000 руб/год). Есть небольшие расходники, иглы, но им можно делать более глубокую маркировку, быстрее чем на лазере (5 символов/с). Также ударно-точечник берет любой металл, не зависит от его твердости и формы. Он требует меньше ручного труда и косвенных трудозатрат, которые встречаются при работе с другим оборудованием: выбор краски, растворителя, прочистки после печати, отслеживание постоянного наличия риббонов, красящей ленты и термоэтикеток, их замена.
Выбор маркирующего оборудования по металлу широк. Мы постарались честно осветить самые популярные и передовые способы и технологии на ближайшие 5 лет. Искренне надеюсь информация была вам полезна
Маркировка, как инструмент борьбы с фальсифицированными лекарствами
Интернет-аптеки предлагают удобный способ получения лекарств. К сожалению, на сегодняшний день в интернете далеко не все участники отрасли являются законными, лицензированными аптеками. Существует множество сайтов, которые могут позволить приобрести лекарства по рецепту без рецепта, в том числе поддельные. Поэтому особый интерес представляет опыт Татарстана в борьбе с фальсификатом и недобросовестными поставщиками.
Республика Татарстан сумела защитить своих жителей от фальшивых лекарств, потому что 99% аптек Татарстана торгуют только сертифицированными препаратами и полностью защищают своих покупателей от фальсифицированных и некачественных лекарств. Система маркировки, принятая в республике в 2017 году, полностью убрала с аптечных прилавков продукцию недобросовестных производителей и поставщиков препаратов. Более 100% аптечных учреждений стали участниками этой системы.
Татарстан значительно опередил другие региона России по скорости внедрения системы маркировки. Обязательная регистрация лекарственных препаратов введена в РФ только с 1 июля. В Татарии она действует уже 4 года.
Министр здравоохранения Татарстана Марат Садыков сообщил, что система «Честный знак» уже работает в полную силу, ее поддержали как аптеки, так и производители лекарств. Осталось решить небольшие вопросы по деталям маркировки. Система позволяет автоматически находить «плохие» лекарства и изымать их из оборота. Она является своего рода борцом с коррупцией, так как ликвидирует «повторный вброс» — реализацию на рынке препаратов, закупленных и предназначенных для лечебных учреждений. Такой случай удалось предотвратить в июне нынешнего года, когда в торговлю пытались запустить лекарство против коронавируса «Авифавир», изначально предназначенное и промаркированное только для больниц.
За маркировкой осуществляют строгий контроль два центра: Клиническая больница № 2 в Казани и ГУП «Таттехмедфарм».
Каждый житель Татарстана может сам проверить качество купленного лекарства в приложении своего мобильного телефона. Для этого достаточно просканировать его код. В ответе приложения выйдет информация о легальности, сроках годности препарата.
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко уверен, что система маркировки будет внедрена во всех регионах России и позволит повысить качество лекарственного обеспечения населения. Он называет следующие преимущества системы маркировки:
- Она станет надежным заслоном от попадания в аптеки фальшивых, некачественных и незаконных лекарств.
- Позволит организовать стабильное, бесперебойное снабжение препаратами, благодаря функции планирования.
- Осуществит строгий контроль за ценами на жизненно необходимые препараты, включенные в список Правительства РФ.
Перспективы улучшения лекарственного обеспечения россиян министр связывает с усовершенствованием системы «Фармаконадзор». Она позволит отследить негативные реакции пациента на прием того или иного препарата благодаря нанесенной на упаковку маркировке.
Информационная система лекарственного обеспечения получит в ближайшем будущем широкое распространение на всей территории России. Частично проблема будет решена, но остается большой сегмент теневого рынка – нелицензированные онлайн-аптеки и интернет-магазины, торгующие БАДами.
Интересно сравнить ситуацию в России и с тем, что происходит в мире, так как большинство зарубежных стран раньше нас разрешили интернет-торговлю лекарствами. В начале мая 2020 года FDA предупредило, что 97% интернет-аптек являются поддельными, а пандемия спровоцировала рост аферы с фальшивыми лекарствами на фоне резко возросшего спроса на онлайн-покупки препаратов.
Более того, «высококвалифицированные криминальные предприятия используют вредоносные программы, совершают кражи личных данных и продают лекарства, которые не работают или, что еще хуже, опасны для здоровья», — говорилось в предупреждении FDA.
Веб-сайты часто могут предлагать потребителям лекарства без надлежащей маркировки, продавать людям лекарства без рецепта и не давать им указаний о том, как безопасно использовать препарат.
Некоторые лекарства, предлагаемыми зарубежными онлайн-аптеками, имеют предупреждения FDA, которые по закону должны быть нанесены на этикетку, чтобы человек мог прочитать информацию о противопоказаниях до начала приема лекарств. Но мошеннические аптеки, действующие вне государственного регулирования, часто не ставят эти предупреждения на упаковки с лекарствами. В таком случае, потребители, покупающие в интернет-аптеках, оказываются не предупрежденными о серьезных рисках для здоровья, связанных с тем или иным препаратом. Наличие или отсутствие маркировки на аптечной продукции, покупаемой в сети-интернет — самый первый критерий подлинности лекарства. На который необходимо обращать внимание.
Противодействие распространению поддельных лекарств в Интернете – это проблема, которая серьезно беспокоит добропорядочных участников отрасли.
Помимо официальных зарегистрированных и имеющих лицензию онлайн-аптек, есть множество «фейковых» ресурсов. Мошенники пока довольно легко находят возможность продавать помощью Интернета фальсификаты в больших масштабах напрямую пациентам, обходя все безопасные каналы распространения. Одной из основных трудностей, возникающих в борьбе с распространением контрафактных лекарств через Интернет, заключается в том, что некоторые страны уже легализовали торговлю онлайн-лекарствами, в том числе рецептурными. На повестку дня поставлена серьезная проблема: как совместить удобство доступа, предлагаемого Интернетом, с необходимостью контроля качества и происхождения лекарств. Маркировка препаратов может стать одним из таких решений.
Демократизация доступа к Интернету привела к увеличению продаж лекарственных товаров по переписке, особенно в развитых странах. Сегодня сеть предлагает широкий выбор веб-сайтов, которые распространяют любые препараты и почти всегда нелегально.
Существует три типа интернет-аптек:
- Некоторые страны разрешают интернет-аптекам доставлять лекарства пациентам после получения электронного рецепта, выданного врачом.
- Есть онлайн-аптеки, которые обходят этот закон, нанимая врачей, которые назначают лекарства на основе информации, предоставленной пациентом посредством онлайн-анкеты. После того, как лекарство назначено, оно отправляется пациентам.
- В большинстве нелегальных аптек поставляются все виды лекарств по всему миру, включая те, которые требуют рецепта, без какого-либо контроля, если пациент в состоянии их оплатить.
Отсутствие контроля или персональной медицинской и фармацевтической консультации ставит под сомнение в случае онлайн-продажи подлинность лекарств, а маркировка его подтверждает. Основной риск, с которым сталкивается пациент, совершающий покупку в Интернете, заключается в приобретении и потреблении контрафакта или препаратов, которые не был подтвержден разрешением на продажу. По отсутствию маркировки на упаковке можно сразу же заподозрить неладное.
В период пандемии опасность приобретения фальшивых лекарств стала еще выше, поскольку население всех стран, включая наиболее развитые, недооценивают опасность. Повсеместно популяризируемая концепция самолечения побуждает пациентов регулярно посещать медицинские интернет-ресурсы и онлайн-аптеки для получения информации о своем здоровье и заказа лекарств.
Ежедневно в Европе более двух миллионов пациентов обращаются за консультацией или покупкой на веб-сайты, продающие БАДы и лекарства.
Мотивация пациентов, покупающих лекарства в Интернете, очень разнообразна:
- Цена может быть ниже, чем в аптеках.
- Анонимность при покупке лекарств, которые кажутся «позорнми» (например, препараты исцеляющие эректильную дисфункцию, депрессию и др.)
- Намерение злоупотребить, используя лекарственное средство как допинг или наркотик
- Желание обойтись без обязательного врачебного назначения;
- Возможность приобретения лекарств, которые не получили разрешения на продажу в своих странах;
- Нежелание ходить в аптеку;
- Просто из любви к веб-приобретениям.
Возможности для мошенников:
- Сеть не знает границ и позволяет быстро охватить миллионы потенциальных клиентов;
- Инвестиции, необходимые для создания сайта профессионального качества, относительно скромны;
- Есть много возможностей обмануть потребителя: легко воспроизводимые фотографии продуктов, имена и фотографии несуществующих фармацевтов на главной странице, неправильные номера телефонов и призрачные адреса, придуманные отзывы довольных клиентов;
- Анонимность, предлагаемая некоторыми провайдерами, способствует распространению нелегальных сайтов, в то время как налоговые убежища позволяют отмывать значительные доходы.
- Небольшие почтовые отправления не подвергаются пристальному вниманию таможенных органов и конфискации.
Маркетинг и реклама поддельных лекарств, особенно БАДов, как правило, вводят неискушенного пользователя в заблуждение.
Маркировка или ее отсутствие помогут различать, добросовестные профессиональные онлайн-аптеки, цель которых просто предложить более удобный доступ и дополнительные услуги для пациентов, и продавцов, которые используют сеть исключительно как средство заработать много денег при небольшом риске, манипулируя легковерными пользователями интернета и продавая им в лучшем случае «плацебо».
Трудность законодательного контроля возникает из-за того, что некоторые онлайн-аптеки ведут продажи в одной стране, физически расположены на территории другой, в то время как хостинг или владелец веб-сайта находится в третьем государстве.
Все вышеописанные опасности электронной торговли лекарствами можно частично обойти, если у потребителя будет возможность онлайн-проверки подлинности маркировки приобретенных лекарственных средств и медицинских изделий, как это могут сделать жители Татарстана.
Способы маркировки металлических изделий
Способы маркировки металлических изделий призваны не только оснастить продукцию необходимой информацией согласно законодательству, но и облегчить сам процесс производства. Различить на глаз один сорт металла от другого практически невозможно. К тому же становится легче вести учет выпущенной продукции, отслеживать партии и работать с заказчиками.
Существует довольно много методов промаркировать металл, выбор которых зависит от самого материала и способа производства, а также условий хранения и эксплуатации. В нашей статье мы расскажем, как осуществляется процесс маркировки, какие используются технологии и каковы его основные задачи.
Задачи маркировки металлических изделий
На данный момент существует много способов нанесения маркировки на продукцию.
Предназначение маркировки заключается в присвоении товару необходимой официальной информации, такой как серийный номер, дата выработки или наименование товара, код, каталожный номер и т. д.
Иногда маркировочную информацию размещают на упаковке или этикетке посредством нанесения штрих-кода типографского исполнения. Также можно разместить необходимые данные на поверхности изделия, к примеру, при отливке непосредственно на корпусе могут быть указаны ключевые технические параметры заготовки. Но это возможно только, если требование к маркировке неизменно в течение продолжительного времени, например, не меняющийся штрих-код продукции. Но даже в таких случаях иногда дешевле и проще использовать иные способы маркировки металлических изделий, как, допустим, в примере с отливкой корпуса – износ пресс-формы будет неизбежен, а нанесение гравировки приводит к ее удорожанию, поэтому значительно экономичнее и проще заплатить мизерные деньги на краску типографского картриджа принтера или плоттера.
Необходимо пояснить, что речь идет не о живописной таре или этикетке. Рассматриваются всего лишь методы нанесения на товар служебной информации.
Маркировать продукцию можно ручным, автоматическим или полуавтоматическим способом.
Механическая маркировка металлических изделий
Самым простым, но наряду с этим трудозатратным, требующим значительного количества электроэнергии, способом нанесения гравировки на металлические поверхности является метод фрезерования.
- Метод фрезерной маркировки по металлу.
Применение такого способа позволяет получить красивую объемную надпись или логотип. Изменяя глубину резания металла, можно выполнить рельефное профильное изображение.
Безусловно, для такой операции потребуется мощное механическое оборудование, способное вынести нагрузки, которые возникают в процессе нанесения маркировки и зависят от глубины резания металла.
Использование высокоточных станков для гравировки позволяет наносить на поверхность металла различные логотипы и изображения. На точность изготовления влияет вид режущего инструмента. Частое применение находят фрезы с пластинами из твердого сплава, с помощью которых наносятся рисунки высокого качества даже на стали повышенной твердости. Обычно такой механический способ маркировки металлических изделий используют только для деталей, имеющих толстые стенки.
Маркираторы ударно-точечного типа используют при гравировании изделий из мягких металлов, таких как латунь, арматура, фитинги из бронзы. Можно разместить и единичный заказ. Наряду с моделями стационарного типа используются устройства маркировки переносного варианта. Благодаря мобильности инструмент позволяет наносить маркировку вручную на изделия больших габаритов, которые проблематично установить на станок. Предприятиям с мелко- или среднесерийным масштабом производства нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. Для небольших партий деталей целесообразнее купить модель для клеймения металла стационарного варианта.
Ручную маркировку можно наносить также виброкарандашом с твердосплавной иглой – это вариант уменьшенной модели маркировочного портативного аппарата. Его применение рационально при нанесении маркировки на изделия из тонколистовых металлов. Можно использовать как индивидуальный инструмент для гравировки металлических деталей.
Маркировка – нужный элемент в любой промышленности
Сегодня маркировки применяют повсеместно. Их используют на разного рода промышленном оборудовании, инструментах. Маркировка нужна, так как это своего рода шифр, говорящий о составе металла, его качестве. Маркировка – это буквенно – цифровое обозначение, наносимое любую часть поверхности металла.
Маркировка по металлу может быть двух видов:
Первый вид – информативный маркер.
Второй вид – идентификационный
Чтобы маркировка была долговечной и качественной, ее нужно наносить только профессиональным оборудованием, которое подбирается для каждого металла индивидуально. Компания Smart Marking предлагает широкий ассортимент оборудования для нанесения маркировки по доступным ценам и изготовленного по всем стандартам.
Электрохимический способ маркировки металла
Кроме механического, существует и электрохимический способ маркирования – это технология нанесения логотипов, изображений или буквенно-цифровой информации посредством воздействия кислот и электрического тока.
В устройстве электрохимического маркиратора есть блок питания. Через электрод подается электрический ток на деталь. Проходя через пропитанные в электролите материал и специальный диэлектрический трафарет для маркировки, он оставляет вытравленный след в пустом месте. При этом прилегание трафарета с поверхностью маркируемой детали должно быть идеальным.
Рекомендовано к прочтению
- Резка меди лазером: преимущества и недостатки технологии
- Виды резки металла: промышленное применение
- Металлообработка по чертежам: удобно и выгодно
Электролит в процессе электрохимической маркировки представляет собой солевой раствор, исполняющий роль передачи заряженных электронов между потенциалами. Эффективное значение напряжения реакции травления находится в пределах 3–15 В. Минусом данного метода является то, что границы получаются в некоторой степени нечеткими. Поэтому нанесенный логотип должен быть достаточно крупного размера.
Метод электрического клеймения, как один из способов маркировки металлических изделий, является самым доступным и простым среди всех применяемых вариантов нанесения каких-либо изображений на металлы.
Лазерная маркировка металлических изделий
Лазерная технология маркирования металлов обладает своей спецификой. При бесконтактном воздействии обрабатывается верхний слой детали. Какое-то время это будет гарантировать сохранность качества клеймения, так как во время нанесения маркировки не происходило никаких внешних воздействий. При маркировании материалов повышенной хрупкости (будь то пластик или стекло) посредством такого метода исключается его деформация.
После этого при помощи лазерного маркиратора на подготовленную поверхность изделия из металла наносят информацию: логотип фирмы-изготовителя, номер партии, штрих-код и серийный номер. Данные имеет четкое изображение, не стираются и включают в себя рекомендуемые условия хранения и использования, а также сведения о продаже изделия. Удалить лазерную маркировку невозможно ни химическим, ни физическим способом – это подтверждает ее высокое качество.
Главное преимущество метода лазерного маркирования – возможность применения практически на всех материалах: стекле, дереве, коже, пластике или металлических изделиях – достаточно произвести правильную регулировку длины лазерного луча.
Клеймение лазером можно использовать на любом этапе изготовления детали без специальных требований и условий. Этот процесс не зависит от видов металлов и их сплавов.
Отличительной особенностью этого вида маркирования изделий является то, что процесс нанесения изображений осуществляется довольно быстро и не несет дополнительных затрат на расходные материалы.
Преимущества лазерного способа маркировки металлических изделий:
- возможность нанесения на поверхность изделий различных параметров и фактически из любого вида материала;
- нанесенное изображение остается четким и видимым в течение долгого времени;
- не требует больших энергетических затрат;
- осуществляется посредством компьютерного моделирования;
- минимальные временные затраты при процессе лазерного маркирования не отражаются на производительности предприятия;
- нанесенное изображение трудно стереть или изменить;
- осуществление маркировки детали с любой неровностью ее поверхности и в самых труднодоступных местах;
- защищает изделие от подделки.
Маркировка металлического проката по ГОСТу 7566-94
Практически ни одно современное производство не может обойтись без маркировки выпускаемой продукции. Необходимость в ней объясняется не только требованиями законодательства (зачастую довольно строгими), но и удобством работы.
Металла это касается даже в большей степени, чем многой другой продукции, поскольку на глаз различить ту или иную марку стали порой бывает практически невозможно. Кроме того, нанесение информации на собственные изделия облегчает ведение учета на предприятии.
В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какими способами размещаются необходимые данные на продукции из металла. И немного подробнее остановимся на лазерной технологии их нанесения.
Маркировка изделий из металла
Практически ни одно современное производство не может обойтись без маркировки выпускаемой продукции. Необходимость в ней объясняется не только требованиями законодательства (зачастую довольно строгими), но и удобством работы.
Металла это касается даже в большей степени, чем многой другой продукции, поскольку на глаз различить ту или иную марку стали порой бывает практически невозможно. Кроме того, нанесение информации на собственные изделия облегчает ведение учета на предприятии.
В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какими способами размещаются необходимые данные на продукции из металла. И немного подробнее остановимся на лазерной технологии их нанесения.
Партионный учет на предприятии
Практическая потребность партионного учета
или учета выпускаемой продукции
становится все более и более востребованной для разных производственных компаний.
Что такое партионный учет?
Это учет продукции, выпущенной из определенной партии сырья, в соответствии с определенной спецификацией, промаркированной данными о принадлежности к определенной производственной партии, на каждом участке ее передела.
Производственная партия
— это некое количество готовой продукции, произведенной на определенном оборудовании (рабочем центре), из определенной партии сырья, в определенный период времени, определенным оператором, упакованная определенным образом, в определенную тару, промаркированную соответствующей этикеткой, с указанием на ней уникального номера партии.
Такая информация помогает определить: кто, когда, на чем, из чего, в каком количестве и под каким названием выпустил продукцию, упакованную в данную тару.
Отпаянные СО2 — лазеры с высокочастотной накачкой
СО2 — лазеры с высокочастотной накачкой являются основными типами излучателей для маркирующих систем на базе СО2-лазеров. Такие лазеры обладают небольшими габаритными размерами, легко встраиваются в различные системы и обладают удобным и легким управлением. Мощность излучателей такого типа может достигать 100..
200 Вт, при этом плотность мощности излучения в зоне взаимодействия с материалом не превышает 105 Вт/ см2 . Это объясняется тем, что в СО2 лазерах формирование импульсов излучения осуществляется путем широтно-импульсной модуляции, т.е. по существу за счет «вырезания» импульсов из непрерывного излучения.
При этом импульсная мощность фактически равна мощности непрерывного излучения и не может превышать ее максимальных значений.
Другие типы СО2 –лазеров, а также более мощные СО2 лазеры не применяются в маркировочных системах из-за больших габаритов, высокой стоимости и низких технологических характеристик управляемости излучения.
Вследствие таких ограничений СО2 — лазеры используются в основном для маркировки неметаллических материалов или металлов с неметаллическим покрытием (окрашенных, анодированных и проч.).
Существует технология маркировки металлов излучением СО2-лазеров с предварительным нанесением специальной пасты и составов, например LMM-14, а затем его последующим удалением.
Однако такие технологии широко не применяются.
Примером промышленных систем на базе СО2-лазеров могут служить станки Лазерного и станки и «SPEEDY 100», представленные на рис.2.
Рис.2. Лазерные маркирующие системы на базе СО2-лазеров.
а) Система С-Маркер со сканаторной разверткой (, Санкт-Петербург).
б) Система SPEEDY 300 с портальной разверткой (, Австрия).
в) Малогабаритная система SPEEDY 100 с портальной разверткой (, Австрия).
Нюансы маркировки металлопроката для внутреннего рынка
В зависимости от вида упаковки маркировать можно как саму продукцию, так и ярлык. Нанесение маркировки непосредственно на поверхность металлопроката осуществляется из-за его достаточной объемности и невозможности произвести упаковку. А в случаях поставки продукции в упаковочной таре (мотках, рулонах, пачках) информация размещается на ярлыках.
Способы маркировки металлических изделий:
- электрографирование;
- клеймение (ручное или машинное);
- использование несмываемой краски;
- применение цветного лака;
- наличие водостойкой пленки для ярлыков.
Для удобства обнаружения места нанесения маркировки на металлическом прокате без упаковки для покупки и отгрузки его наносят не дальше 2 м от края каждого изделия или на наружных витках рулона. При автоматическом способе маркировки допускается ее нанесение не дальше 500 мм от торца или кромки.
Необходимое количество установки ярлыков:
- на мотках и рулонах –по одному ярлыку;
- на пачке – два ярлыка;
- в связке – по одному ярлыку на каждый из мотков и один на всю обвязку;
- на стопе – по одному на каждый рулон и один на стопу рулонов.
Какие бывают способы и приспособления для маркировки
Способы и приспособления для маркировки металла делятся на на следующие типы.
Каплеструйный способ. Данный тип нанесения маркировки примечателен тем, что он не абсолютно портит поверхность металла. Каплеструйная маркировка не подвергается коррозии и не окисляется. Рисунок получают путем нанесения чернильных капель.
Лазерный способ. Он позволяет беспрепятственно нанести маркировку на любые виды металла: никель, латунь и прочее. Чтобы нанести изображение таким способом, в аппарате устанавливается изделие и задаются параметры будущего маркера. Происходит нанесение так: луч лазера двигается и выжигает контур маркера на установленную глубину и ширину.
Прочие методы маркировки металлических изделий
- Каплеструйная маркировка металла.
Это вид технологии, применение которой позволяет наносить буквенные обозначения и различные изображения на стальные изделия цилиндрических или плоских форм. Особенностью данного метода является то, что можно осуществлять цветную маркировку любых оттенков. Есть оборудование, оснащенное двумя головками, при помощи которых можно выполнить самые сложные изображения.
Для выполнения подобной маркировки используется каплеструйный маркиратор. В принципе, это то же самое, что и струйная печать, только не на бумаге, а на металле. Технология используется для групп товаров, которые реализуются в стальных флакончиках и небольшой таре. Маркировку наносят на дне или на горлышке изделия.
Различают портативные и стационарные каплеструйные принтеры для маркировки. Именно такое оборудование наиболее часто используется на производстве. Промышленные предприятия способны осуществлять гравирование с высокой производительностью, делая такую операцию во время движения детали на потоке конвейера без остановки технологического процесса.
Бизнес-процессы изменятся
Компаниям, товары которых попали под маркировку, придется поменять некоторые бизнес-процессы. Система маркировки требует обязательной передачи сведений о маркированных товарах в государственную информационную систему «Честный знак», однако то, как выстроить этот процесс, на каком этапе, в какой системе и при помощи каких технических средств его осуществлять – каждая конкретная организация должна решить для себя сама.
Маркировка затрагивает практически все процессы работы с товаром. Необходимо маркировать производимую продукцию, в том числе на заказ, и импортируемые товары, причем до ввоза на территорию страны.
Все операции, в результате которых происходит изменение собственника товара, должны отображаться в системе маркировки (кроме перемещения продукции внутри одного юрлица).
Продажа в розницу, возврат товаров из розницы, списание, комиссионная и дистанционная торговля, агрегация упаковок для использования в документах ЭДО – все операции должны передаваться в систему «Честный знак».
Как уже упоминалось, для ряда товарных групп предусмотрена маркировка остатков и перемаркировка товаров.
Маркировка как инструмент борьбы с фальсификатом
В 2017 году Правительством Российской Федерации принято решение о создании системы маркировки, ее оператором назначен Центр перспективных технологий (ЦРПТ). Маркировку уже наносят на табачную продукцию, в качестве эксперимента маркируют лекарства (обязательной маркировка станет с 1 января 2020 года), а с июня налоговая служба передаст единому оператору контроль за меховыми изделиями. Об эффективности новой системы маркировки рассказывает доцент кафедры товароведения и экспертизы УрГЭУ, кандидат сельскохозяйственных наук Людмила Донскова.
– Людмила Александровна, чем вызвана дополнительная маркировка товаров?
– С введением международных стандартов в практику производства и обращения потребительских товаров все чаще стали звучать такие понятия, как «идентификация и прослеживаемость». Международная организация по стандартизации (ISO) определяет прослеживаемость как «возможность проследить историю, применение и местонахождение того, что рассматривается». Концепция «прослеживаемости» товара от производителя к потребителю не нова. Многие отрасли промышленности уже десятилетиями используют ее для организации своих производственных процессов. В качестве примера можно назвать автомобили, механизмы, детали которых повсеместно имеют собственные идентификационные номера. Маркировке подлежит не только сам товар, но и части, из которых он состоит. Причин этому несколько. В современном мире в производстве одного товара нередко задействованы несколько стран. По продовольственной группе товаров разброс не столь велик, но тоже характерен. Упаковка изготавливается в одном месте, оборудование для розлива установлено в другом, сырье поставляется из третьего, логистика готового товара вообще имеет широкую географию. В итоге рынок заполонен некачественной, фальсифицированной, контрафактной и небезопасной продукцией. Требования законодательства, потребителей, широкий ассортимент товаров − всё это привело к необходимости цифровой маркировки.
– Как данная маркировка будет выглядеть, как её узнать покупателю?
– Маркировка товара – это размещение на его упаковке или этикетке уникального кода, где зашифрована подробная информация о продукте: от производства до розничной продажи. Все лица, участвующие в этом процессе, сканируют код специальным оборудованием и загружают сведения о товаре в единую информационную базу. Это даёт возможность отслеживать товар на любом этапе.
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды , по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Например, код DataMatrix наносится на нижнюю или боковую сторону упаковки. Маркировка сигарет занимает совсем немного места. Ее легко нанести даже на самую узкую пачку. Этикетки с кодами выглядят по-разному, в интернете можно посмотреть их образцы. На обуви также будет цифровой код DataMatrix. Производители и импортеры планируют печатать код на обувной коробке или ярлыке. Для каждой пары обуви код маркировки создается отдельно. Генерирует коды оператор системы маркировки — ЦРПТ. Код наносится на товар один раз при его производстве. С помощью кода, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии. «Считать» код можно с помощью смартфона прямо в магазине. Молодежь уже широко применяет эти технологии.
– Расскажите об имеющемся опыте использования подобной цифровой маркировки.
– Первым шагом в сторону сокращения контрафактной продукции послужило введение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), предназначенной для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В 2005 году во время активной борьбы с контрафактом на каждую бутылку с алкогольной продукцией стали клеить акцизные марки PDF417. Код марки отсылался на сервер в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). Выявили, что проданного алкоголя в разы больше производимого. В связи с этим приняли Федеральный закон от 29.06.2015 № 182, который установил, что каждый магазин должен считывать марку в момент приемки и продажи товара. Таким образом, становится понятно, кто, что и когда продает. Эти нововведения позволили сократить объем нелегальной продукции на 20%. Хотя, возможно, эти 20% просто перешли на торговлю из-под полы.
– То есть не факт, что цифровая маркировка поможет полностью защитить потребителя от контрафактной продукции?
– Не факт, но, с другой стороны, нужно повышать уровень безопасности граждан, в том числе от фальсификата. История знает случаи, когда находились «умельцы», которые подделывали сложный, уникальный код. Поэтому цифровые технологии должны находиться под постоянным контролем специалистов и при малейшей угрозе фальсификации тут же видоизменяться. Обязательная маркировка позволит контролировать оборот товаров на всех этапах и не допускать, чтобы в логистическую цепочку попадала незаконно произведенная продукция.
Не секрет, что сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей нет – 60 % бутилированной воды является поддельной, около 90% сливочного масла и молочной продукции таковыми не являются. Доля подделок, по данным Минпромторга, составляет примерно 30%, но это только официальные цифры. С введением обязательной маркировки товаров ситуация изменится, и хорошо это в первую очередь для конечного потребителя. Ведь никому не хочется тратить деньги на поддельный и некачественный товар.
– Маркировка товаров начнется поэтапно?
– Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится — нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке: с 1 июля 2019 – сигареты и обувь. Для производителей обуви сейчас обсуждается перенос этого срока. С 1 декабря 2019 будут маркироваться духи и туалетная вода, шины и пневматические резиновые покрышки, одежда из натуральной или композиционной кожи, женские и детские вязаные блузки, верхняя одежда — женская и мужская, белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное, фотокамеры и лампы-вспышки.
К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания.
Сейчас акцент сделан на непродовольственные товары. А я бы выделила мясо и мясные продукты, рыбу и рыбопродукты, плодоовощную продукцию – вот где требуются новые технологии маркировки.
– Чиновники обещают, что участники рынка в итоге только выиграют. В чем это будет заключаться, на Ваш взгляд?
– Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и так далее. Нелегальному бизнесу уже невозможно остаться в тени. Государство получит налоги с продажи ранее неучтенных товаров. Всем придется работать честно. Потребитель сможет рассчитывать на товар высокого качества, история всех перемещений которого будет известна. Контрафактная продукция больше не сможет попадать на прилавки магазинов, значит, толчок для развития получит честный бизнес. Это существенная поддержка отечественного производителя.
– Как, по-Вашему, нововведение переживут владельцы частного бизнеса? Ведь на их плечи вновь ложится бремя расходов.
– В начале 90-х годов этикетки со штрих-кодами тоже были в новинку. Сейчас они прочно вошли в наш быт. Прослеживаемость сегодня – абсолютно законное требование, у компаний не остается выбора: следовать новым требованиям или нет – внедрение соответствующих систем и процессов позволяет им оставаться конкурентоспособными!
В 2017 году Правительством Российской Федерации принято решение о создании системы маркировки, ее оператором назначен Центр перспективных технологий (ЦРПТ). Об эффективности новой системы маркировки рассказывает доцент кафедры товароведения и экспертизы УрГЭУ, кандидат сельскохозяйственных наук Людмила Донскова.