Как не запутаться в маркировке духов
1 октября 2020 года в России началась обязательная маркировка духов и туалетной воды. Теперь на каждой упаковке парфюмерной продукции должен быть указан двумерный код DataMatrix, который считывается с помощью специального сканера и содержит информацию о производителе, поставщике и характеристиках товара.
Рассказываем, кто и какие товары должен маркировать.
Что маркируем, а что нет
Наносить коды маркировки необходимо на товары, которые соответствуют кодам ТН ВЭД — 3303 и ОКПД-2 — 20.42.11. В этот список входят:
- духи — код 20.42.11.110;
- вода туалетная — код 20.42.11.120;
- одеколоны — код 20.42.11.130.
Не нужно маркировать:
- тестеры и пробники духов и туалетной воды объёмом до 5 мл,
- выставочные и экспериментальные образцы,
- духи в виде кремов или в твёрдом виде, в том числе карандаши;
- духи, предназначенные для экспорта в ЕЭС;
- духи и туалетная вода объёмом менее 3 мл, предназначенные для розничной продажи.
Если в партии нет тестера, можно сделать его из обычного флакона. Для этого нужно просто вывести его из оборота: отсканировать код и передать сведения в систему «Честный ЗНАК».
Остатки продукции, которые получены до 1 октября 2020 года, также не подлежат маркировке. У магазинов есть возможность распродать остатки до 30 сентября 2021 года. С 1 октября 2021 года продавать их уже нельзя.
Кто участвует в маркировке парфюмерии
Маркировать духи обязаны все участники оборота парфюмерной продукции. Производитель или импортёр наносят коды маркировки на товар. Они вносят информацию о товаре в систему маркировки, заказывают коды, печатают их с помощью принтера этикеток и наклеивают на потребительскую или транспортную упаковку.
Несмотря на то? что остальные участники оборота духов, за редким исключением, не маркируют продукцию сами, они также должны организовать свои рабочие места, чтобы работать с маркировкой.
При передаче партии товара перевозчику или дистрибьютору производитель формирует электронную накладную, или универсальный передаточный документ — УПД. Он содержит все коды маркировки, которые есть в партии, а также сведения о товаре, его количестве, дистрибьюторе, налоговой ставке и стоимости.
При отгрузке и приёмке товара происходит обмен УПД. Чтобы обеспечить обмен документами, каждому звену этой цепочки нужна система электронного документооборота.
Дистрибьютор принимает УПД, после чего владелец товара меняется. Для поставки в розничные магазины формируется новый УПД.
Розница принимает товар от поставщика и сверяет данные из накладной со штрихкодами на упаковке. Для этого каждый штрихкод считывается с помощью 2D-сканера. Если ошибок нет, розничный продавец подписывает документ и становится владельцем товара.
Затем продавец сканирует товар на кассе при отпуске покупателю, и тогда в систему маркировки передаются данные о выбытии кода маркировки.
Что нужно для маркировки парфюмерии
- Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП. Установить программное обеспечение для работы с УКЭП.
- Зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК».
- Приобрести и подключить 2D-сканер, если он не использовался ранее.
- Установить онлайн-кассу и подключиться к ОФД для отправки чеков в ФНС и выведения товаров из оборота.
- Подключиться к оператору ЭДО для отгрузки и приёмки маркированных товаров.
Закроют ли магазин, торгующий парфюмерией без маркировки
Товары, выпущенные после 1 октября 2020 года, нельзя реализовывать без маркировки. Компаниям, которые нарушают закон, грозят крупные штрафы и конфискация товара по статье 15.12 КоАП РФ .
За производство парфюмерии без кодов маркировки сумма штрафа составит:
- для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей;
- для ИП и должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей.
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки оштрафуют:
- физическое лицо — на сумму от 2000 до 4000 рублей;
- ИП или должностное лицо — на сумму от 5000 до 10 000 рублей;
- юридическое лицо — на сумму от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товара.
Астрал.Маркировка — комплекс решений для вашего бизнеса
Усиленная квалифицированная электронная подпись для регистрации в ЦРПТ и для работы с сервисами ЭДО
Оператор фискальных данных для передачи информации о маркированном товаре в систему «Честный ЗНАК» из чека
Электронный документооборот для обмена УПД между контрагентами
2D-сканер для считывания кодов маркировки с товара
Обновление кассового ПО для корректной работы с маркированной продукцией
Обновление товароучетного ПО для корректной работы с маркированной продукцией
Обязательная информация на этикетке
Грамотное составление этикеток способствует повышению осознанности, увеличивает покупательскую лояльность, снижает вероятность санкций со стороны проверяющих организаций, в частности Роспотребнадзора. Остаётся вопрос: какая информация должна отражаться на этикетке обязательно, какая — по желанию производителя, её соответствие типу товара.
Оформление, общие правила
Этикетка стандартно характеризуется как ярлык для маркировки продукции, позволяющий правильно идентифицировать. Оформление регулируется законодательно.
Этикетка обязательно включает текст и штрихкод. Обязательные пункты, определяются законом № 212-ФЗ (О ЗПП):
- потребительские характеристики;
- срок использования, срок гарантии;
- дата изготовления;
- правила, рекомендации, условия использования товара;
- название производителя, продавца, юридический адрес, фактическое место нахождения.
Вместе с этим можно указывать другую информацию, которую производитель посчитает полезной: комплименты покупателям, концепция продаж компании, слоганы.
Определяющая функция этикетки — продвижение товара посредством текстового описания. Следующая функция — обеспечение безопасности. Штрихкод позволяет точно идентифицировать продукт, удостовериться, что он не является подделкой, правильно выбрать условия и способ эксплуатации.
За отсутствие обязательной информации полагается солидный штраф.
- Например, если нет сведений об изготовителе, штраф составит 40 тыс. руб. для компании и до 4 тыс. руб. для предпринимателя.
- Если же будет указана недостоверная информация, штраф будет намного больше: до 500 тыс. руб. для компании, до 20 тыс. руб. для директора.
- Если информация будет представлен неполно, то есть, будут отсутствовать обязательные пункты, штраф составит 30 и 3 тыс. руб., соответственно.
Какими должны быть этикетки для косметической и парфюмерной продукции
На начальной стадии развития мелкие бренды не задумываются об оформлении, но когда продукт вышел на рынок, без этикетки обходиться нельзя. Компании, выдающие сертификаты на продукцию, требуют, чтобы оформление этикеток соответствовало ГОСТам, и согласовывалось на начальном этапе, не меняясь впоследствии.
Нужно учитывать, что больше всего текста приходится на состав продукта. Это понятно, так как парфюмерия и косметика напрямую соприкасается с кожей, и указание деталей оказывает неоценимую помощь аллергикам. При этом нужно сделать так, чтобы все поместилось на небольшой площади. Часто информацию приходится сокращать, менять формулировки, стремясь, чтобы оформление оставалось понятным.
Обязательные пункты оформления, помимо состава:
- точное наименование;
- эффект, оказываемый данным продуктом. Например, увлажняющий, тонизирующий;
- наличие противопоказаний по здоровью, возрасту;
- вес;
- меры предосторожности при использовании, хранении.
Оформление этикеток одежды, обуви, сопутствующих товаров
В этом сегменте этикетка важна не менее других элементов, но требования к информации здесь не такие строгие, как в косметике.
Обязательно указывается содержание волокон в убывающем порядке, затем размер, артикул, цвет, и дополнительная информация, такая как полнота для обуви, вид меха.
В 2021 г. требования к оформлению изменились: стала обязательной маркировка системы «Честный знак». Цель маркировки — сделать прозрачным всё движение товара от производства до покупки, исключить подделки, упростить учёт, снизить затраты на логистику, исключить ошибки. С помощью мобильного приложения покупатель всегда может проверить, что именно он приобрёл: оригинал, или подделку.
В законодательных документах говорится, что в 2024 г. «Честный знак» распространится на все товары, начиная с лекарств, заканчивая сигаретами. Но новшества предполагают вводить поэтапно. Производители верхней одежды, кожаных, вязаных трикотажных товаров уже обязаны иметь свою учётную запись, а изделия — штрихкод.
Экологичные этикетки, или эко-тренды оформления
Затраты энергии и времени на оформление этикетки товара не самые высокие. Достаточно хорошо проштудировать информацию, чтобы не ошибаться, и не получить штраф от Роспотребнадзора. Но есть претензии активистов движения за экологическую безопасность и экоблогеров. Они могут быть намного более внушительными, хотя накладываются не в финансовом выражении.
С позиций экологии оптимальна этикетка, которой нет совсем, а информация о товаре нанесена на саму упаковку. Но технически это возможно только в отдельных случаях.
Оформление этикетки должно включать маркировку любого элемента упаковки. Например, на бутылке воды — маркировка самой бутылки, крышки и этикетки. С этой точки зрения далеко не лучшим примером служит термоусадочная этикетка, такая, как на баночке с йогуртом. Положительное в ней — только внешняя нарядность, а отрицательное — отсутствие маркировки и невозможность сдать в переработку. Разлагаемость этикетки — дело многих десятилетий. Если потребитель действительно заботится об экологии, то задумается, стоит ли покупать такой товар, и что дальше делать с этикеткой.
Простые бумажные этикетки — оптимальный вариант экологически безопасного товара.
Возникли вопросы?
Заполните форму — и Вам перезвонят
* Отправляя запрос, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Маркировка парфюмерии
В России действует обязательная маркировка парфюмерии. Она касается производителей, поставщиков, оптовых и розничных продавцов. Разберемся, что именно надо маркировать и как.
С 1 января 2022 года участники системы маркировки могут передавать права собственности на продукцию с кодами только через ЭДО. Направлять сведения через личный кабинет в Честном Знаке больше нельзя.
Для работы с маркировкой товаров требуется специальная программа. В МоемСкладе можно вести учет товаров, продавать их, обмениваться электронными документами. Все это бесплатно, сразу после регистрации.
Какая парфюмерия попадает под маркировку
Все виды духов и туалетной воды, которые попали под правила маркировки, указаны в распоряжении правительства № 792-р. Надо маркировать парфюмерию, соответствующую кодам ТН ВЭД — 3303 и ОКПД-2 — 20.42.11.
Какие духи маркировать НЕ надо
Под маркировку не попали:
- тестеры и пробники духов и туалетной воды объемом до 5 миллилитров,
- выставочные и экспериментальные образцы,
- духи в виде кремов или в твердом виде, в том числе карандаши.
Если партия духов с кодами маркировки пришла без пробника, можно сделать тестер из обычного флакона. Для этого нужно вывести код этого экземпляра из оборота.
Маркировка наборов и комплектов с духами
Надо различать понятия набора и комплекта. Так, комплект формирует только производитель, расформировать его нельзя. В нем может быть как маркированный товар, так и без кодов. Маркировку наносит производитель.
Набор может создать любой участник оборота. Например, розничная точка перед 8 марта. В этом случае надо зарегистрировать в Честном Знаке сборку набора и получить единый код. Нераспроданные наборы потом можно расформировать, при этом каждый товар надо будет перемаркировать отдельно.
Маркировка духов на разлив
Разливные духи под маркировку попадут тоже. Маркировать такую парфюмерию будут так:
- Нужно получить код маркировки на большой флакон, из которого разливают. При этом надо указать объем тары.
- При розничной продаже надо отсканировать этот код и указать при выбивании чека продаваемый объем. На маленькие флаконы коды маркировки наносить не нужно.
Сроки маркировки парфюмерии
Правила и сроки маркировки духов указаны в постановлении Правительства РФ № 1957. Скачайте документ и изучите его.
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад, где вы сможете:
- Узнать все о маркировке: законы, инструкции, полезные видео
- Считывать и проверять коды маркировки в кассовой программе
- Принимать и передавать сопровождающие документы с кодами маркировки в системы ЭДО
Как работает маркировка духов и туалетной воды
Процесс маркировки духов не отличается от других товаров. Выглядит это так:
- Производитель получает коды в системе Честный Знак и размещает их на товаре. Каждый код стоит 50 копеек без НДС.
- При отгрузке товара производитель отправляет тому, кто закупает, электронный УПД со всеми кодами.
- Закупщик при получении товара сверяет коды, утверждает УПД и передает информацию в Честный Знак по ЭДО.
- При отгрузке товара розничному магазину тоже формируется УПД с кодами.
- Розничная точка сверяет коды и подтверждает приемку товара.
- При продаже покупателю кассир сканирует код, онлайн-касса через ОФД сообщает в Честный Знак, что товар выбыл.
Маркировка антисептиков
С 1 августа 2021 года в России начался эксперимент по маркировке антисептиков. Сроки и правила эксперимента, в котором могут участвовать производители и импортеры антисептиков для рук, утверждены постановлением Правительства РФ №1240.
В документе сказано, что маркировка коснется парфюмерно-косметической продукции, которая предназначена для гигиены рук. Кроме того, в эксперимент включили кожные антисептики – дезинфицирующие средства.
Штрафы
За нарушение правил и сроков маркировки штрафуют, а товар конфисковывают.
Производство парфюмерии без кодов маркировки обходится:
- Юрлицам: в 50 000 — 100 000 рублей
- Должностным лицам: в 5 000 — 10 000 рублей.
Штрафы за продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки составляют:
- Для юрлиц: 50 000 — 300 000 рублей.
- Для должностных лиц: 5 000 — 10 000 рублей.
- Для физлиц: 2 000 — 4 000 рублей.
С чего начать маркировку духов
Чтобы начать маркировку туалетной воды и духов, надо:
- Зарегистрироваться в Честном Знаке.
- Подключиться к ЭДО.
- Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись, чтобы подписывать УПД.
- Обновить прошивку онлайн-кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер.
Как правильно маркировать духи и туалетную воду, какие требования есть для участников проекта, как именно вносить данные в Честный Знак описано в Методических рекомендациях. Там же — информация о кодах: как получить, наносить и какую информацию он должен содержать.
Еще о маркировке
- Вопросы и ответы про маркировку товаров
- Как зарегистрироваться в системе Честный Знак
- Маркировка молочной продукции
Читайте также
- Как начать продавать на Wildberries: гайд для селлеров
- Прослеживаемые товары: список 2022 года
- Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
- Как начать продавать на Ozon: пошаговая инструкция
- Этикетки для Wildberries: шаблон и печать онлайн
- Работа на маркетплейсах: с чего начать продажи
- Как открыть табачный магазин с нуля
Законодательство по маркировке товаров
Маркировка — это система прослеживания товаров от производителя до конечного потребителя в процессе реализации. Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ ввел в обязательные реквизиты кассового чека «код товара».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р каждый участник оборота должен соблюдать предусмотренные им правила. Иначе — штрафы и конфискация продукции. Подробнее об ответственности.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке утвержден распоряжением Правительства 28.04.2018 № 792-р.
Деятельность государственной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров регулируется постановлением Правительства от 26.04.2019 № 515. А размер платы по предоставлению кодов — постановлением от 08.05.2019 № 577.
Какие товары подлежат обязательной маркировке
Требования распоряжения Правительства № 791-р распространяются на следующие товары:
- Табачная и никотиносодержащая продукция;
- Одежда. Рабочая из натуральной или композиционной кожи; пальто, куртки, ветровки, плащи, блузки и прочие трикотажные изделия — в том числе, детские для мальчиков и девочек;
- Обувь;
- Текстиль — белье постельное, столовое, кухонное, туалетное;
- Парфюмерия — в том числе, духи;
- Фотоаппараты и лампы вспышки;
- Шины и покрышки;
- Молочная продукция;
- Упакованная питьевая вода в бутылках;
- Меховые изделия — в том числе, шубы;
- Лекарственные препараты.
В режиме эксперимента проходит также маркировка велосипедов, пива и слабоалкогольных напитков, электронных сигарет, БАДов и антисептиков.
Коды Data Matrix
DataMatrix используют в качестве средства идентификации. Это штрихкод квадратной или прямоугольной формы. Наносят на сам товар, упаковку или этикетку. Минимальный размер 0,5×0,5 см. По сравнению с QR-кодами и RFID-метками отличается высокой степенью защиты, позволяет расшифровать данные, даже если 30% поверхности этикетки повреждено.
Двумерный код Data Matrix состоит из:
- идентификатора GTIN — обозначает позицию продукции в международном справочнике GS1;
- уникального серийного номера, в т.ч. с кодом ТН ВЭД ЕАЭС;
- ключа и кода для проверки подлинности товара и защиты от копирования.
Генерацией кодов занимается оператор ЦРПТ — система Честный Знак. Для того, чтобы их заказать, зарегистрируйтесь и оставьте заявку на сайте.
Оборудование для маркировки
Для регистрации в Честном Знаке потребуется получение усиленной электронной квалифицированной подписи. Обычно — в налоговой инспекции.
Производители и импортеры обязаны сами промаркировать каждую единицу товара. Печатают коды на принтере для этикеток. Самостоятельно или заказывают услуги типографии.
Розничные продавцы должны сканировать коды маркировки в процессе приемки и продажи. Для этого нужен 2D-сканер, а также касса с форматом фискальных документов 1.2 для передачи сведений о выбытии маркированного товара через ОФД в Честный Знак.
Обмен данными с системой маркировки — с помощью ЭДО. Поставщик товара кроме счета-фактуры и накладной обязан предоставить УПД (универсальный передаточный документ). Наконец, ваша учетная система должна поддерживать торговлю маркированными товарами. В МоемСкладе это бесплатно.
Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики
Натуральная органическая косметика, стандарты. Маркировка косметических продуктов, Европейский союз, Регламент № 1223/2009
Маркировка косметических продуктов в должна отражать подробную информацию о продукте. Маркировка наносится после того, как информация о продукте была скомпилирована и проверена Ответственным лицом.
В статье 19 Регламента косметики (Cosmetics Regulation) изложены подробные правила маркировки косметических продуктов. Ответственное лицо должно удостовериться, что все продукты, находящиеся под его ответственностью, отвечают следующим требованиям:
- наименование и адрес Ответственного лица (статья 19 (1) (а))
- страна происхождения косметики, импортируемых в ЕС (статья 19 (1) (а))
- номинальный контент во время упаковки по весу или по объему. Исключения: для предварительно упакованных предметов количество предметов, если вес или объем не имеют значения; упаковка, содержащая менее пяти граммов или пять миллилитров, свободные образцы и пакеты с одним приложением состав косметического продукта (статья 19 (1) (b))
- дату минимальной долговечности или период после открытия (PaO), где это необходимо (статья 19 (1) (c)) – в зависимости от характеристик продуктов, в регулировании по косметике требуется маркировка даты минимальной долговечности, периода после открытия (PaO). Указание даты минимальной долговечности является обязательным только для продуктов длительностью 30 месяцев или менее. Для изделий с годностью более 30 месяцев требуется указание PaO, за исключением случаев, когда концепция долговечности не имеет значения.
- меры предосторожности при применении косметических средств (статья 19 (1) (d)) — особые меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании и которые должны соблюдаться конечными пользователями косметических продуктов, указываются на маркировке. Эти меры предосторожности требуются в соответствии с требованиями косметического Регламента. Когда конкретные меры предосторожности для использования упоминаются на изделии в соответствии с пунктом 1 (d) статьи 19, они должны быть на языке (языках), требуемом государствами-членами, в которых продукты предоставляются конечным пользователям.
- номер партии производства или ссылка для идентификации косметического продукта (статья 19 (1) (f)) — все косметические продукты должны иметь номер партии производителя или ссылку на идентификацию косметического продукта (статья 19 (1) (e). Для упакованных продуктов такое количество или ссылка необходимо разместить на контейнере и упаковке.
- перечень ингредиентов (статья 19 (1) (g)) — список ингредиентов наносится на внешней упаковке только в том случае, если эта информация особенно полезна для потребителя на момент покупки. Вся другая информация должна появляться как на контейнере, так и на упаковке. Когда размер и форма продукта не позволяют этого, список ингредиентов и меры предосторожности для безопасного использования могут быть предоставлены потребителю в листовке или карточке, приложенной к продукту или прикрепленной к нему. В качестве альтернативы, в случае небольшого продукта, список ингредиентов может быть представлен на торговых полках в уведомлении, размещенном в непосредственной близости от соответствующего продукта. При определенных условиях код партии может быть помечен только на внешней упаковке.
- наноматериалы (статья 19 (3))
- количественная информация о составе косметического продукта, которая должна быть общедоступной, должна быть ограничена опасными веществами в соответствии со Статьей 3 Регламента (ЕС) No 1272/2008 — Regulation (EC) No 1272/2008.
- функция продукта отображается на этикетке, во многих случаях общая презентация продуктов, включая хорошо понятные термины (например, aftershave, eyeliner, perfume, eau de toilette), делает перевод функции продукта излишним.
Прежде чем косметический продукт станет доступным на рынке, дистрибьюторы должны убедиться, что имеется вся необходимая информация и должен убедиться в том, что этикетки продуктов соответствуют языковым требованиям государств-членов, где продукты будут предлагаться для продажи. Такая проверка должна быть выполнена до того, как продукты станут доступными для конечных пользователей. Косметическое регулирование не требует от дистрибьютора проверки перевода.
Могут быть специфики и исключения для требований к маркировке, как это предусмотрено в статье 19 Положения о косметике.
В соответствии с Cosmetics Regulation Дистрибьюторы не имеют права доступа к уведомлениям CPNP, сделанным Ответственным лицом, и нет обязанности Ответственного лица предоставлять номер уведомления или любую другую информацию об уведомлении Дистрибьюторам.
Европейская Комиссия своим уточнением — Ref. Ares (2015) 4342314 — 16/10/2015 сообщила о том, что не существует европейский согласованный стандарт на натуральную и органическую косметику.
В определении косметики, согласно Регламента 1223/2009 нет ничего о натуральных или органических косметических продуктах. Косметические продукты, полученные из ингредиентов природного происхождения (растительного, животного происхождения), полученных физическими методами (прессование, экстракция, фильтрация, дистилляция, сушка), микробиологические или ферментативная, могут считаться натуральными. Природные ингредиенты в косметике не должны содержать никаких загрязнителей, которые могут поставить под угрозу здоровье человека. Наибольшая трудность заключается в том, чтобы найти замену синтетических вспомогательных материалов, таких как синтетические консерванты, эмульгаторы, антиоксиданты с их естественным эквивалентом.
Сегодня нет гармонизированного требования, которое устанавливает критерии для натуральной и органической косметики. Однако, некоторые европейские сертификационные органы рекламируют свои интегрированные стандарты как согласованное требование к натуральной и органической косметики. Эта практика приводит к несправедливой и вводящей в заблуждение информации для потребителей и нарушению внутреннего рынка, поэтому его нельзя принять. В настоящее время разрабатываются требования Международной организации по стандартизации (ИСО) для натуральной и органической косметики. Во избежание дублирования работы на уровне ЕС и ИСО группа будет учитывать прогресс в отношении будущего стандарта ИСО и будет учитывать, следует ли разрабатывать конкретные критерии ЕС для таких косметических средств.
В данный момент вся косметика на европейском рынке должна соответствовать требованиям, согласно Regulation (EC) No 1223/2009 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 on cosmetic products.
В отсутствие официального регламентационного определения существуют частные добровольные стандарты, что является совершенно добровольным желанием производителя. Природные и органические косметические продукты по-прежнему являются официально неопределенным сектором жестко регулируемой европейской промышленности.
В ближайшее время не будет обязательных согласованных стандартных критериев для всех подобных средств и не существует обязательной маркировки для них в Европе.
Различные промышленные группы, объявили о том, что они также разрабатывают собственные требования. Розничные торговцы также разрабатывают собственные стандарты, внедряют линейки личной гигиены под своими частными лейблами.