Должностная инструкция специалиста по приему и обработке заказов
Открыть в формате WORD
Как следует уже из названия должности, этот специалист осуществляет функции по получению и обработке поступающих заказов. Эта должность вводится преимущественно на торговых предприятиях и предприятиях, оказывающих различные услуги. Но особую актуальность она приобрела в оптовой и розничной торговле, производстве. Под товаром, на который данный специалист принимает и обрабатывает заказы, понимается не только продукция, предназначенная для конечного потребления, но и иные товарно-материальные ценности для перепродажи или производственных целей.
Все поступающие заказы можно условно разделить на внешние и внутренние как по отношению к товару (нахождению на предприятии или вне его), так и по отношению к заказчику, который также может быть внешним (сторонним) и внутренним (например сотрудником предприятия, делающим заказ для каких-либо производственных нужд).
Таким образом, можно составить следующую структуру вариантов заказов:
1) внешний заказчик заказывает товар, находящийся на предприятии;
2) внешний заказчик заказывает товар, находящийся вне предприятия;
3) внутренний заказчик заказывает товар, находящийся на предприятии;
4) внутренний заказчик заказывает товар, находящийся вне предприятия.
Конечно, данная классификация носит лишь первичный характер. В зависимости от сферы, в которой работает специалист, возможно дальнейшее разветвление этой структуры.
В задачи специалиста по приему и обработке заказов входит идентификация вида заказа и принятие мер по его выполнению.
В основном заказы поступают по телефону или по факсу, иногда — по почте. Однако в настоящее время в связи с тем, что все большее распространение получает электронная торговля, развивается система заказов по E-mail или через сайты в Интернете.
Специалист по приему заказов принимает их, проверяет наличие необходимых параметров заказа (указание вида товара, его количества и т.д.) и реквизитов (координат) заказчика.
После этого он начинает обработку, которая заключается в оформлении соответствующих документов на товар (накладных, заявок на приобретение и т.д.), их переадресацию в соответствующее подразделение (это может быть склад предприятия, отдел закупок и др.). В случае обезличенного общения с клиентом (через Интернет или по факсу) при необходимости (например при большом объеме заказа) специалист может связаться с абонентом для уточнения или получения подтверждения заказа.
Далее он отслеживает и контролирует маршрут выполнения заказа, координирует работу исполнительных служб, вплоть до вручения заказа и оплаты его заказчиком. После всего цикла специалист по приему и обработке заносит все сведения о заказе в архив и делает отметку о его выполнении. Как правило, архивы представляют собой электронные базы данных на компьютере.
ИНСТРУКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРИЕМУ И ОБРАБОТКЕ ЗАКАЗОВ
1. На должность специалиста по приему и обработке заказов назначается лицо, имеющее
профессиональное (техническое) образование,
(без предъявления требований к стажу работы; стаж работы в торговле не менее 1 года)
2. Специалист по приему и обработке заказов должен знать:
2.1. Структуру предприятия.
2.2. Информацию о товарах (услугах).
2.3. Требования к оформлению заказов.
2.4. Основы учета заказов.
2.5. Порядок контроля за прохождением и выполнением заказов.
2.6. Основы делопроизводства.
2.7. Этику делового общения.
2.8. Технологию обработки заказов с использованием компьютера.
2.9. Основы трудового законодательства.
2.10. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Назначение на должность специалиста по приему и обработке заказов и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия по представлению __________________________________.
4. Специалист по приему и обработке заказов подчиняется непосредственно ____________________________.
5. На время отсутствия специалиста по приему и обработке заказов (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Специалист по приему и обработке заказов:
1. Дает заказчику (клиенту) консультацию по правилам и предмету заказа (оформление, цена, параметры, сроки и место выполнения заказа).
2. Проверяет наличие всех реквизитов заказа.
3. Идентифицирует вид заказа.
4. Направляет заказ в соответствующее подразделение предприятия.
5. Координирует работу подразделений, задействованных в реализации заказа.
6. Контролирует своевременное выполнение заказа.
7. Корректирует сроки и условия выполнения заказов и в случае необходимости информирует заказчиков (клиентов) об изменении параметров заказа.
8. Ведет архив выполненных заказов.
9. Составляет отчет (ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный, годовой) для последующего анализа и корректировки системы работы с заказами.
III. Права
Специалист по приему и обработке заказов имеет право:
1. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
IV. Ответственность
Специалист по приему и обработке заказов несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Кто такой менеджер по работе с клиентами: суть его работы, как выучиться
В сфере продаж и консалтинга очень важен личный контакт с клиентами, далеко не все сделки можно заключить по интернету. Именно поэтому многие компании содержат штат специально обученных людей, которые могут наладить взаимодействие и выстроить коммуникацию, менеджеров по работе с клиентами.
Описание профессии
Менеджер по работе с клиентами — это специалист, который занимается переговорами, прямым сопровождением сделок с потенциальными покупателями. Задачи перед ним стоят примерно те же самые, что и перед продавцом-консультантом: провести презентацию, описать преимущества продукта, ценовые предложения.
Однако менеджер по работе с клиентами может работать не только с физическими лицами, но и в B2B-сфере, то есть совершать взаимовыгодные сделки между юридическими лицами.
Designed by yanalya/freepik
Какие задачи решает менеджер по работе с клиентами:
Оформление долгосрочных партнерских отношений между компаниями;
Расширение взаимоотношений с партнерами (новые продукты, услуги, сделки и т.д.);
Проработка стратегии продаж.
Менеджер по работе с клиентами: код ОКЗ 2022 — 2433
Специальность обозначена в Общероссийском классификаторе занятий.
Деятельность же менеджеров по работе с клиентами соответствует ОКЗ 2433, то есть «Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)».
Обязанности менеджера по работе с клиентами
Задачи и круг обязанностей специалиста могут меняться в зависимости от сферы работы.
Так, в банковской сфере он занимается в основном презентацией и продажей банковских продуктов: ипотек, линий кредитования, различных дополнительных услуг и т.д. В маркетинге менеджер по работе с клиентами предлагает различные стратегии продвижения, а в прямых продажах он обеспечивает сбыт всей линейки продукции, а не отдельных товарных позиций.
В общих чертах обязанности менеджера по работе с клиентами можно обозначить по пунктам:
Укрепление долгосрочных связей с клиентами и партнерами;
Наработка и сохранение клиентской базы компании;
Консультирование новых клиентов по продуктам компании;
Презентация новой продукции и услуг потенциальным клиентам;
Повышение прямой и косвенной прибыли компании;
Проработка новых коммерческих предложений и их рассылка потенциальным клиентам;
Участие в заключении договоров и оформлении сделок;
Контроль выполнения заказов, поставок продукции;
Сбор обратной связи от клиентов, включая жалобы и рекламации;
Составление отчетов и сбор статистики по продажам для старших менеджеров и руководителей компании.
Качества и навыки менеджера по работе с клиентами
От специалистов на этой позиции в первую очередь ждут умения вести деловые переговоры — это, пожалуй, ключевой навык любого менеджера, занятого в продаже. И чем специфичнее продукт, тем лучше должен быть прокачан этот навык.
Очень важно также, чтобы специалист отлично ориентировался в линейке предложений, ценовой политике компании, владел приемами продаж и презентации.
Что касается личностных качеств, то менеджер по работе с клиентами в первую очередь должен быть общительным и коммуникабельным человеком, так что эта работа не для интровертов. На данной позиции ценятся:
Грамотная устная и письменная речь;
Навык деловой переписки;
Умение выслушать клиента и сделать ему выгодное предложение;
Презентабельный внешний вид, опрятность;
Знание английского языка (если компания участвует в международной торговле).
Где учиться на менеджера по работе с клиентами
Designed by yanalya/freepik
Образование для данных специалистов желательно высшее (бакалавриат), самой подходящей специальностью будет «Менеджмент» по направлениям деятельности:
Консалтинг и т.д.
Многие крупные компании, нанимая на работу новых сотрудников, проводят корпоративное обучение, дабы познакомить новичков со своим продуктом, предложениями, условия работы и т.д. Однако нередко бывает так, что учиться приходится на ходу.
Существуют также курсы повышения квалификации для менеджеров по работе с клиентами, особенно если специалист не занимался прямыми продажами, а работал, например, в корпоративной сфере или вовсе не имеет профильного образования. Смежной является должность менеджера по продаже. Пройти такие курсы можно дистанционно:
Уровень зарплаты менеджеров по работе с клиентами в 2022 году
Оплата труда для любых менеджеров складывается из нескольких составляющих:
Процент от заключенных сделок;
KPI (эффективность), который выражается главным образом в выполнении/перевыполнении плана;
Бонусы по итогам квартала/полугодия/года.
В каждой компании система поощрений выстроена по-разному и зависит от внутренней политики, поэтому точно обозначить уровень зарплаты менеджера по работе с клиентами затруднительно.
Многое зависит от навыков и талантов самого менеджера: опытного и умелого обычно назначают на должность менеджера по работе с ключевыми клиентами, либо ставят курировать определенное направление. Такой специалист зарабатывает существенно больше рядового сотрудника.
В среднем менеджеры по работе с клиентами зарабатывают от 30000 до 45000 рублей в месяц по стране, что крайне немного. Однако у них всегда есть возможность увеличить процент сделок и существенно повысить свой месячный заработок.
Менеджер по работе с клиентами: каков идеал, кто это, что делает, обязанности
От чего зависит успех бизнеса? В первую очередь, от взаимодействия с клиентами. Грамотная презентация продукта, ознакомление с его потребительскими свойствами, сопровождение сделки, решение конфликтных ситуаций – это все часть взаимоотношений с клиентом. То, как вы их выстроите, будет напрямую влиять на доходы бизнеса. И огромную роль в этом играют специалисты по работе с клиентами.
Чем занимается менеджер по работе с клиентами
Специалист по работе с клиентами (в некоторых компаниях – аккаунт-менеджер, CRM-менеджер или клиент-менеджер) – это сотрудник, занимающийся привлечением клиентов, работой с ними, планированием отношений и т.д. Он выступает связующим звеном между продуктом компании и потенциальным покупателем, а его главная цель – сделать так, чтобы потенциальный клиент стал реальным.
Если рассматривать типовые обязанности специалиста, можно выделить три основных направления:
1. Коммуникации с клиентами:
- Поддержание отношений с текущими клиентами и привлечение новых
- Ознакомление клиентов с имеющимся ассортиментом и потребительскими свойствами продукции или услуг, а также условиями сотрудничества (стоимость продукта, скидки и акции, доставка и т.п.)
- Организация переговоров
- Сопровождение сделок (например, выезд на место, оформление документов и пр.)
- Решение споров и конфликтов
- Контроль обратной связи
2. Работа с ассортиментом продукции:
- Контроль ассортимента продукции
- Подготовка демонстрационных образцов
- Участие в организации выставочных мероприятий, оформление витрин и стендов
- Разработка методик поиска клиентов
- Выявление потенциальных клиентов на основе анализа их потребностей, их уровня и направленности
- Изучение конкурентов
Конкретный перечень обязанностей аккаунт-менеджера зависит от сферы деятельности компании. Например, специалист из сферы информационной безопасности должен уметь подготавливать не только коммерческое, но и техническое предложение для заказчика, сопровождать клиента на стадии внедрения и эксплуатации продукта, участвовать в пилотных проектах и предлагать улучшения. Это требует знания основ сетевых технологий и сетевой безопасности наряду с основами менеджмента и маркетинга.
Если специалист занят в продажах, он должен уметь оперативно выявлять потребности клиента и предлагать соответствующую товарную позиции или ее аналоги (зачастую – более дорогие), причем делать это убедительно. А специалист банковской сферы – подбирать подходящие банковские продукты, формировать и предоставлять различные расчеты и т.д.
Таким образом, для качественного выполнения своих обязанностей CRM-менеджер должен не только знать, как взаимодействовать с клиентом, но и ориентироваться в той сфере, где он задействован.
Ответственность клиент-менеджера
Как было замечено выше, успех бизнеса во многом зависит от того, как выстроены взаимоотношения с клиентом. Поэтому ответственный клиент-менеджер ставит перед собой две основные цели:
- Сохранить постоянного клиента
- Найти нового клиента
Сохранение отношений с текущими клиентами – приоритетная цель. Во-первых, это дешевле, чем найти нового клиента. Во-вторых, это обеспечит рекомендации и репутацию компании. Однако поиск новых клиентов – это расширение рынков сбыта и увеличение прибыли. А в этом вопросе важен оперативный анализ ситуации и быстрое принятие решений.
Интеграция CRM-системы и телефонии позволит улучшить качество работы клиент-менеджеров. Специалист будет знать всю информацию о клиенте еще до того, как возьмет трубку. А при необходимости он сможет связаться с ним буквально в один клик.
Также в своей работе CRM-менеджер несет ответственность за соблюдение должностной инструкции, хранение доверенной информации и общение с клиентами.
Навыки менеджера по работе с клиентами
Все навыки, которыми может обладать специалист, делятся на две категории:
- Hard Skills
- Soft Skills
Первая категория представляет собой профессиональные навыки и знания. В их число входит:
- Знание основ менеджмента и маркетинга
- Навыки по составлению бизнес-планов, презентаций, коммерческих предложений, договоров и пр.
- Знание основ российского законодательства
- Владение деловым этикетом
- Знание основ психологии
- Знание основ сферы деятельности компании (например, финансы, информационная безопасность и т.д.)
- Возможное знание иностранных языков (необходимо при работе с иностранными клиентами, если это предполагает специфика компании)
Также специалист должен уметь работать с различными сервисами. В первую очередь – это CRM-системы. Внутри них менеджер фиксирует всю работу с клиентами, актуализирует контакты и пр. Кроме этого сотрудник должен уметь работать с IP-телефонией (особенно в связке с CRM-системой), пользоваться сервисами email- и SMS-рассылки, мессенджерами и так далее.
Попробуйте IP-телефонию с записью разговоров Отслеживайте звонки и используйте их для обучения новичков
Вторая категория включает в себя личные качества, необходимые для выполнения рабочих обязанностей. Среди них можно выделить:
- Коммуникабельность
- Поставленная речь, приятный голос и хорошая дикция
- Стрессоустойчивость
- Инициативность
- Развитый аналитический ум
Чтобы оценить, насколько эффективно владеет навыками клиент-менеджер, вы можете использовать услугу записи телефонных разговоров от МТТ. Вы получите неопровержимые аргументы для урегулирования разногласий, сможете отследить некорректное поведение сотрудника и многое другое.
Зарплата менеджера
Заработок клиент-менеджера зависит от региона, масштабов деятельности компании и круга обязанностей специалиста. Средний размер зарплаты, предлагаемый работодателями, варьируется в пределах 40-50 тыс. рублей. При этом специалисты из Москвы, задействованные в некоторых отраслях, могут зарабатывать более 100 тыс. рублей.
Пример на основе анализа вакансий HH.ru в Москве:
- Менеджер по сопровождению клиентов в сфере недвижимости – от 180 тыс. рублей в месяц
- Менеджер по работе с клиентами банка – от 85 тыс. рублей в месяц
Чтобы найти клиента, CRM-менеджер может воспользоваться профильными ресурсами (HH.ru, SuperJob и др.), социальными сетями (TenChat, LinkedIn), кадровыми агентствами, биржей труда и др.
Обучение менеджера по работе с клиентами
Многие работодатели могут запросить документы о высшем профессиональном образовании в области менеджмента или маркетинга, а также конкретной сферы деятельности компании (например, банковское дело и пр.). Получить подходящее образование можно во многих российских вузах. Тем не менее, в некоторых случаях будет достаточно повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которые можно получить на курсах:
Кто такой менеджер интернет-магазина
Чтобы понять, что делает менеджер интернет-магазина, разберем простую аналогию. Все мы ходим в магазины, где встречаемся с консультантами. Они консультируют нас, помогают подобрать необходимый товар, рассказывают об акциях и специальных предложениях. Их цель — повысить прибыль и увеличить продажи, так как это скажется на уровне их собственного заработка (чем выше продажи, тем больше прибавка к зарплате). Менеджеры интернет-магазина выполняют аналогичные функции: ищут новых клиентов, обслуживают их, отвечают на вопросы.
В чем заключается работа менеджера интернет-магазина
Менеджер интернет магазин ежедневно выполняют следующую работу:
- Принимает коммерческие и управленческие решения для эффективной работы интернет-магазина. При этом главным ориентиром является удовлетворение запросов и потребностей клиентов.
- Обеспечивает непрерывное функционирование онлайн-магазина, без сбоев в работе.
- Составляет план деятельности интернет-магазина, выявляет меры, которые нужно предпринять для повышения эффективности работы.
- Выполняет свою деятельность в соответствии с установленным бизнес-планом, обрабатывает поступающие коммерческие предложения, контракты и договора.
- Занимается решением текущих вопросов, как организационно-технических, так и социально-психологических. Это необходимо для повышения конкурентоспособности предлагаемых товаров для дальнейшего роста и повышения дохода предприятия.
- Взаимодействует с клиентами, принимает заказы, консультирует их, мотивирует к совершению покупки/заказа, осуществляет обратную связь с ними.
- Общается с партнерами, при необходимости.
- Делает анализ спроса на имеющиеся товарные позиции, какие пользуются спросом, а какие не востребованы.
- Координирует деятельность других сотрудников для решения определенных задач (например, координирует работу курьерской службы для качественной доставки товаров).
Обязанности менеджера интернет-магазина
Выше описан полный спектр деятельности менеджера, или как его еще называют администратора интернет-магазина. Однако основные обязанности, с которыми специалист сталкивается ежедневно выглядит следующим образом:
- Прием заказов, обработка.
- Проведение консультаций, оказание помощи в процессе выбора.
- Взаимодействие со службой доставки, координация ее работы.
- Оформление заказов и обсуждение доставки.
- Составление отчетов за различные периоды.
В некоторых случаях обязанности могут быть расширены в зависимости от особенностей работы магазина, его внутренних потребностей, укомплектованности штата.
Как стать менеджером интернет-магазина
После того, как мы разобрали чем занимается менеджер интернет магазина, возникает вопрос: а как им стать. Сегодня профильное обучение по данной специальности не осуществляется. Как правило, менеджеры данного профиля имеют экономическое или рекламное образование (маркетологи, экономисты, менеджеры по рекламе, пиарщики и так далее). В принципе можно обойтись и без высшего образования, однако необходимо иметь определенные знания, умения и навыки. Приобрести их можно в рамках дистанционных курсов, онлайн семинаров, тренингов, мастер-классов.
В идеале, работник должен знать следующее:
- Действующие нормативно-правовые акты и законы в области коммерческой и предпринимательской деятельности в интернете.
- Принципы современной рыночной экономики и бизнеса.
- Основы социологии, психологии поведения клиентов, мотивы их поведения.
- Этикет для делового общения.
- Конъюнктуру современного рынка в той или иной области.
- Основы маркетинга для продвижения товаров и услуг.
- Основы менеджмента, микроэкономики и макроэкономики, администрирования, внутреннего делопроизводства.
- Основы работы в коллективе, взаимодействия с коллегами и руководством.
- Принципы и основы проведения рекламных кампаний/акций.
- Основы работы в рамках утвержденных планов.
- Базу законодательства в области труда и социальной защиты.
- Правила безопасности труда.
- Правила общения с клиентами.
- Основы поискового продвижения товаров и услуг.
Если сотрудник может похвастаться знанием данных категорий, он обязательно добьется профессионального успеха и будет востребован на рынке. Как следствие и уровень его дохода, зарплата будет на уровень выше.
К обязательным навыкам относится умение работать с компьютером и различными программами по управлению интернет-ресурсами.
Также менеджер интернет магазина должен обладать следующими личными качествами: стрессоусойчивость, коммуникабельность, аналитические и критические способности, хорошие организаторские способности.
Зарплата менеджера интернет-магазина
Размер заработка зависит от результата работы: выполнен ли план, на сколько увеличены продажи, сколько обработано заказов и т.д.
Согласно данным ресурса rabota.yandex.ru, по России менеджеры интернет магазинов, в среднем получают 40 000-50 000 рублей. Зарплата напрямую зависит от особенностей сайта, специфики товара, региона.
Карьерный рост
В дальнейшем менеджер интернет магазина может стать руководителем интернет-магазина, что сопровождается повышением ответственности и расширением обязанностей, однако и заработок здесь выше.