Госдума утвердила бюджет России на 2021–2023 годы
Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о федеральном бюджете на 2021–2023 годы. В 2021 году запланирован дефицит бюджета в 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП), в 2022-м — 1,25 трлн руб. (1% ВВП), в 2023-м — 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП).
Основные параметры бюджета:
- 2021 год — доходы: 18,8 трлн руб., расходы: 21,52 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.;
- 2022 год — доходы: 20,6 трлн руб., расходы: 21,88 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 124,22 трлн руб.;
- 2023 год — доходы: 22,3 трлн руб., расходы: 23,67 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 132,82 трлн руб.
Согласно закону, на ЖКХ выделят 322,5 млрд руб. в 2021 году, 306,7 млрд руб. в 2022 году и 424,5 млрд руб. в 2023 году. На образование — 1,08 трлн руб. в 2021-м, 1,04 трлн руб. в 2022-м и 1,08 трлн руб. в 2023-м. На здравоохранение — 1,12 трлн руб., 1,1 трлн руб. и 1,1 трлн руб. соответственно. На социальную политику — 5,6 трлн руб., 5,7 трлн руб. и 6,05 трлн руб. соответственно.
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3,5 трлн руб. в 2021 году, 3,2 трлн руб. в 2022 году и 3,2 трлн руб. в 2023 году. На реализацию восьми федеральных целевых программ направят 251,7 млрд руб., 257,3 млрд руб. и 325,1 млрд руб. соответственно.
Документом также распределены средства на финансовое обеспечение Общенационального плана по восстановлению экономики. В 2021 году эта сумма составит 638,9 млрд руб. Деньги пойдут на сохранение рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях за счет реализации кредитной программы поддержки организаций (421,2 млрд руб. в 2021 году), снижение ставки по ипотечным жилищным кредитам и другие цели.
Второе чтение документ прошел во вторник, 24 ноября. К бюджету поступило 876 поправок, приняли 669 из них. Ни одна из поправок оппозиционных фракций не была поддержана представителями «Единой России».
Сколько денег у нашего государства?
Бюджет — это доходы-расходы только за текущий год. А сколько денег нашим государством накоплено за все предыдущие годы?
Ответ мы можем найти в денежной статистике Центрального Банка. Ведь он вынужден считать все деньги в стране и знать, кому они принадлежат.
Итак, вот цифры на 1 января 2019 (данные минфина):
Фонд нацблагосостояния, ФНБ — 4,04 трлн руб.
Думаете, это все? Как бы ни так.
Остатки на счетах минфина — 10,25 трлн руб.(вкл.ФНБ)
Почему не все остатки на счетах минфина попали в ФНБ? Минфин так захотел. Не перечислил туда деньги — и все тут. Потому что, если перечислить туда все остатки, их надо будет тратить. Согласно Бюджетному Кодексу, 7% ВВП (ок. 7 трлн руб.) — достаточный объем резервов в ФНБ, все, что сверх этого — можно тратить. А минфин тратить не хочет. Вот и держит в ФНБ только 3,8% ВВП. А еще 6% ВВП — просто на счетах. Потому что хочет только копить, копить, КОПИТЬ, но не тратить.
Идем далее. А вот все деньги государства на 1 января 2019 (данные ЦБ):
— Обязательства банковской системы перед федеральными органами госуправления: 11,6 трлн руб.
— Обязательства банковской системы перед органами госуправления субъектов и муниципалитетов: 2,3 трлн руб.
ИТОГО в распоряжении государства 14 трлн руб.
Строго говоря, муниципалитеты — это не государство. Но их накопления мизерны, можно пренебречь. Да, средства субъектов распределены между ними очень неравномерно. Наверное, более половины денег субъектов — это Москва (по нащим оценкам, 1-1,5 трлн руб). А остальное — 5-6 регионов-доноров, т. е. нефтяных и газовых. Поразительно, но данных о свободных остатках денег у субъектов федерации нет в открытом доступе. Налогоплательщики не знают, сколько денег скопилось у власти. И, соответственно, не могут контролировать их расход.
Но вернемся к минфину: у него, по данным ЦБ, оказался припрятан сверх бюджетной статистики еще 1,3 триллиона рублей. Что это за деньги — неизвестно.
По статистике ЦБР, минфин держал свои 11,6 трлн руб в центральном банке (8,4 трлн р.) и комбанках (3,2 трлн р.).
Последняя цифра не бьется со статистикой казначейства: минфин положил (на 1.01.2019) на депозиты 1,3 трлн руб., $1 млрд и еще 0,25 трлн р. разместил по договорам РЕПО. Всего получается 1,67 трлн руб. Не известно, где еще 1,5 трлн р.
После изучения всей доступной информации — у нас нет ответа. Мы не знаем, где и как хранит и как «прокручивает» бюджет (Силуанов) 1,5 трлн руб. (= $22 млрд). Знаем только, что не в ЦБ, а где-то у коммерсантов. И делает это Силуанов сам, без казначейского контроля.
На минуточку — это стоимость пенсионной реформы за 4 года. Крутится неизвестно где.
И мы уже писали о том, что почти ничего не знаем о том, сколько должны нашему государству (учитывает все тот же минфин) другие государства. Ничего, кроме этого: t.me/SerpomPo/1734 . Тут еще $42 млрд — минфин распоряжается ими без всякого публичного контроля.
Несколько вопросов в заключение. Не сочти за труд, читатель, подумай над ними сам.
❓Во что превратится наша «процветающая» банковская система, если забрать из нее 4,6 трлн руб. госденег, оставленных там на депозитах?
❓Чтобы 20 млн чел вышли из-за черты бедностинеобходимо всего 0,8 трлн руб. в год (это называется в статистике «дефицит денежного дохода»). Наше государство имеет на своих счетах свободных 14 триллионов. Почему же оно не решает проблему бедности? Не хочет?
❓Стоимость пенсионной реформы на 6 лет – всего 2,5 трлн руб. Зачем государство повысило пенсионный возраст? Это меньше 1/5 его денежных накоплений, повышать возраст нет необходимости еще многие десятилетия…
❓Только уже накопленных денег с огромным запасом хватает на решение всех острейших социальных проблем в стране. Но они не решаются годами, десятилетиями. Почему?
❓Зачем, имея такие колоссальные запасы денег, наше государство продолжает их копить и копить?
PS. Кстати, когда Медведев сказал свое знаменитое «Денег нет, но вы держитесь» (май 2016) — у минфина на счетах было свободных 8,9 трлн руб.
Сколько денег находится в национальной казне России?
Министерство финансов России и Банк России проводят довольно грамотную финансовую политику, направленную на приращение денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Сейчас на казначейском счете Министерства финансов РФ и в Фонде национального благосостояния накоплены около 7,6 трлн руб., что составляет более 7% ВВП страны.
На законодательном уровне закреплено, что именно эта цифра является своего рода пороговой – все, что накопится свыше 7,5% ВВП, можно смело тратить на различные нужды государства. Но этого не произойдет, поскольку порог в 7,5% установлен для Фонда национального благосостояния, а названные показатели учитывают и средства ФНБ, и деньги, находящиеся на казначейском счете Минфина.
По мнению руководителей финансового ведомства, на уровень средств, размещенных в ФНБ и составляющих 7,5% от ВВП, Россия выйдет уже к наступающему 2019 году. Тогда и можно будет тратить накопленные деньги. Пока же к резервам относятся только свободные средства, размещенные в Банке России. Это примерно $52 млрд, то есть – 3,6 трлн рублей по текущему курсу.
Чтобы увеличить национальные резервы, Минфин продолжает скупать иностранную валюту – доллары, евро, фунты стерлинга. Финансовое ведомство направит на эту цель колоссальную сумму в 426,9 млрд рублей. Если темпы закупки иностранных валют сохранятся, то к концу года объем резервов вырастет примерно до 9 трлн рублей. В этом случае Минфин получит возможность тратить излишки резервов, направляя их на поддержку развития отечественной экономики и на другие цели. В Министерстве финансов считают, что бюджет в 2019 году будет лучше по сравнению с текущим годом, его профицит составит примерно 1,8% ВВП.
Но относительно прогнозов финансового ведомства есть определенные сомнения. Во-первых, появление «лишних» денег у страны связано с ростом цен на мировом нефтяном рынке. Но вряд ли цены на нефть будут оставаться столь же высокими, как и сейчас. Скорее всего, в обозримой перспективе наступит их относительное снижение, что повлечет за собой и снижение доходов.
Во-вторых, существующая финансовая политика заключается в том, что средства фактически «тасуются» между счетами Министерства финансов и Банка России. В результате экономика страны не получает дополнительные средства для своего развития, что отражается и на социальном благополучии общества, и на ее привлекательности для инвесторов.
Почему на оборону потратят больше, чем на социалку, образование и здравоохранение вместе взятые? Разбираем бюджет на 2022 год
Для составления бюджета авторы использовали базовый прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие три года. Согласно прогнозам аналитиков, мировая экономика вот-вот начнет свой путь к восстановлению, а наше государство все-таки начнет массовую вакцинацию и благодаря этому не будет испытывать столь явного влияния пандемии коронавируса. Из-за этого рост российской экономики должен составить около трех процентов ежегодно.
Важно отметить, что здесь идет речь об очень оптимистичном прогнозе. Такого мнения, например, придерживается глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он отметил, что для реализации такого прогноза России придется очень постараться.
Расскажем в новом материале Bankiros.ru об основных положениях главного экономического проекта государства, а также о том, чего ждать от него обычным россиянам.
Начнем с экономических основ. Что такое федеральный бюджет?
Федеральные бюджет – закон о планируемых доходах и расходах государства на обязательства перед своими гражданами. Бюджет содержит в себе информацию о том, сколько средств потребуется на различные сферы, например, здравоохранение или оборону. Одновременно бюджет содержит прогноз о том, какую сумму государство сможет собрать в виде налогов, а сколько получится заработать на продаже нефтесырья, например, а также прогнозы о темпах инфляции.
Часто в СМИ можно увидеть информацию о консолидированном и региональном бюджетах. Первый из них представляет собой различные бюджеты системы в конкретном регионе или во всей России.
Региональный бюджет представляет собой закон о планируемых доходах и расходах для конкретного субъекта РФ.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2022 год?
Еще при подготовке бюджета на этот год правительство было уверено, что бюджет страны будет дефицитным минимум до 2024 года. Однако уже сейчас эксперты считают, что бюджет в следующем и 2023 годах точно окажется профицитным.
В 2022 году планируемые доходы казны составят 25 трлн рублей, а расходы – почти 23,7 трлн рублей. Так профицит составит примерно 1,3 трлн рублей. В процентном отношении к объему ВВП в 2022 году затраты сократятся до 133,3 трлн рублей или 17,8%, в то время как сейчас они составляют 19,3%. Однако цифры могут измениться – власти указывают бюджет с учетом его фактического исполнения.
Что такое профицит бюджета? Это хорошо?
Дефицит представляет собой превышение доли расходов над долей доходов. Профицит – противоположная ситуация, когда доходов больше, чем расходов. Для одной семьи или одинокого гражданина личный профицитный бюджет – позитивная ситуация. Для бюджета целого государства не все так просто. Экономисты уверены, что к профициту бюджета приводит жесткая экономическая политика и постоянные ограничения, что сдерживает экономическое развитие страны. В идеальной картине мира государство должно иметь сбалансированный бюджет: расходы должны быть равны доходам.
Однако обычным россиянам заметить разницу сложно: преобладает в стране дефицитный, профицитный или сбалансированный бюджет. Дефицитный бюджет – весьма распространенное явление. Такой бюджет совершенно не означает, что теперь население будет голодать. До этого момента последний раз в России профицитный бюджет был только в 2010 году.
Также и профицит совершенно не означает, что теперь красную икру в магазинах будут выдавать бесплатно. Например, в 2008 году из-за высоких цен на нефть профицит российского бюджета составил 1,6 трлн рублей. Однако все россияне помнят тот масштабный кризис. Интересный факт: очень часто профицит бюджета характерен именно для государств, которые экспортируют нефтесырье.
И в случае дефицитного, и в случае профицитного бюджета важно его отношение к ВВП. В прошлом году дефицит составил почти четыре процента ВВП, а в этом году – всего 0,2%, в 2022 году правительство и вовсе запланировало профицит в один процент ВВП.
Как бюджет соотносится с государственным долгом?
В 2019 году до грустной пандемийной истории российский чистый госдолг был отрицательным. То есть Россия легко бы могла закрыть все свои долги в один момент. Однако уже в 2020 году госдолг России снова стал положительным и превысил все возможные запасы государства. В конце 2020 года госдолг вырос на 40% до 19 трлн рублей.
В этом году госдолг уверенно растет и скорее всего составит 22,1 трлн рублей, считают экономисты. В 2022 году он дойдет почти до 26 трлн рублей, а в 2024 составит 32 трлн рублей.
Но сам размер госдолга вряд ли что-то поможет понять рядовым россиянам. Важно соотношение госдолга к объему ВВП. В этом году такое соотношение составляет около 18%, а в следующем году по планам около 20%. По мнению министра финансов Антона Силуанова, это более чем безопасное соотношение и одно из самых низких в мире.
Чего ждать от инфляции в 2022 году?
Власти уверены, что цены в следующем году подрастут в среднем на четыре процента. Подробно о том, как определяется уровень инфляции, мы рассказывали здесь. Четыре процента – цель, к которой стремится Банк России, проводя свою денежно-кредитную политику и регулярно поднимая ключевую ставку в последнее время.
Центробанк регулярно изменяет прогноз инфляции, подстраиваясь под новые реалии. По прогнозам регулятора, в этом октябре уровень инфляции достиг 7,9%, а в 2022 году показатель должен снизиться до четырех процентов и остаться на этом уровне.
Что будет с курсом рубля?
Согласно основному прогнозу властей, следующие три года стоимость доллара будет составлять 72-74 рубля. В 2022 году доллар должен стоить 72 рубля, в 2023 году – 72,7 рубля, а в 2024 – 73,6 рубля.
В этом случае курс рубля будет стабильным, что позволит отечественной нефти быть конкурентоспособной, а цены в России удастся стабилизировать.
Какие доходы в российский бюджет самые заметные? Что будет со стоимостью нефти?
В следующем году доходы от экспорта нефти составят девять с половиной трлн рублей, а нефтегазовые доходы приблизятся к сумме в 15,5 трлн рублей. От общего объема доходов такие поступления составят долю в 38%.
По отношению к ВВП доходы не от нефти и газа в ближайшие несколько лет будут стабильными и составят 11,5%, а доходы именно от нефти и газа снизятся до 5,7% к 2024 году с 6,8% в этом.
Это связано с ожидаемым снижением стоимости нефти, а также введением льготных режимов налогообложения в этой и других отраслях. Поступления от нефти и газа ближайшие годы будут сокращаться и достигнут 33% в 2024 году.
Согласно законопроекту, средняя стоимость нефти марки Urals, которую продает Россия, составит 62,2 доллара за баррель в следующем году, а в 2024 году – 55,7 доллара. При этом, согласно законопроекту, нефть данной марки должна стоить 44,2 доллара, а все доходы сверх этой суммы направят в Фонд национального благосостояния.
Российские власти также не исключают ситуации, что спрос на нефть, сопоставимый с цифрами 2019 года на уровне 63,6 доллара за баррель, не восстановятся. Это связано в том числе с тенденцией энергоперехода экономических систем мира. Однако этот год показал нам, что этот переход в Европе не так идеален, а Евросоюз все также нуждается в российских ресурсах.
Госбюджет предполагает, что в следующем году стоимость газа останется на уровне этого года – 208 долларов за тысячу кубических метров, несмотря на общемировые темпы инфляции. В 2023 и 2024 года стоимость газа еще и снизится.
Налог на добавленную стоимость (НДС) пополнит бюджет на 5,2 трлн рублей, а такой импортный налог принесет в казну более 3,6 трлн рублей. Налог на прибыль принесет более 1,4 трлн рублей, внутренние акцизы – один трлн рублей, внешние – 140 млрд рублей. НДФЛ принесет дополнительно 187 млрд рублей, а пошлины – 829 млрд.
Что будет с Фондом национального благосостояния? Куда он потратит свои деньги?
По проекту около трех млрд рублей уйдут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений сограждан. Именно это одна из главных целей деятельности ФНБ. Средства фонда смогут минимизировать дефицит бюджета. Однако ближайшие три года такие затраты фонда под запретом.
Отметим, что объем средств фонда превышает семь процентов ВВП, все средства выше этого значения Минфин может направить на инвестирование, которое сможет обеспечить рост российской экономики. До 2024 года фонд потратит на инвестирование более двух с половиной трлн рублей. Эти средства помогут улучшить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру и обновление воздушных судов.
К первому декабря бюджет ФНБ составил почти 14 трлн рублей – это 12% ВВП. К концу 2024 года денежный объем фонда вырастет до 23,2 трлн рублей.
На что государство потратит бюджетные деньги?
Бюджет на период 2022-2024 годы предполагает резкое увеличение расходов на социальные обязательства государства, отметил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в сентябре.
Самые большие расходы государство понесет на выполнение обязательств перед своими гражданами, то есть на социальную политику. Такие затраты составят около 5,8 трлн рублей или 24% от общего числа бюджетных расходов. Отметим, что социальная политика предполагает затраты на пенсионное обеспечение, соцобеспечение, помощь семьям с детьми и другим категориям граждан. Финансирование национальных программ выросло до 2,7 трлн рублей. Второе место займут расходы на национальную оборону – такие траты составят 3,5 трлн рублей в следующем году. На экономику уйдет около 3,6 трлн бюджетных средств, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности – почти 2,8 трлн рублей, а на решение общегосударственных вопросов поступит около 1,8 трлн рублей. Последнее подразумевает обеспечение работы аппарата президента, законодательной, судебной и исполнительной власти, проведение выборной кампании и другое.
На сферу образования и здравоохранения в бюджете заложено в сумме более двух трлн рублей.
Что думают о распределении бюджета аналитики?
Эксклюзивное интервью о распределении российского бюджета на ближайшие годы, а значит и перспективах населения, Bankiros.ru дала Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
– Как вы оцениваете распределение бюджета?
– Я оцениваю распределение бюджета скорее социально-направленным, но с уклоном на, оборону и безопасность, а также на органы внутренних дел.
– Насколько новый бюджет социален?
– Бюджет можно назвать социально ориентированным. Самая большая статья расходов – почти четверть от общего объема – уходит на социальную политику. В сумме это почти 18,5 трлн рублей за три года.
– Как бы вы охарактеризовали бюджет?
– Стоит отметить его профицитность, как минимум на 2022 и на 2023 год, а также по моему мнению, составители бюджета недооценили уровень инфляции, ведь если она продолжит расти также как в этом году, то тогда уже в скором времени придется корректировать бюджет, под новые обстоятельства.
– Какие направления в бюджете прослеживаются особенно четко?
– Как отмечалось выше, большие расходы были выделены на социальные расходы, а также на расходы «силовых» служб . Но если сложить все расходы по «силовым» статьям, то они перевесят расходы на соцполитику. И на них уйдет больше четверти от общего объема расходов.
– Как повлияет увеличение прожиточного минимума и МРОТ на бюджет?
– Это увеличивает расходы на социальную сферу ,при этом профицитность в 2022 и 2023 не потеряет, но при этом в случае повышения инфляции, данное увеличение МРОТ будет уже не эффективным.
– Можно ли говорить о том, что новый бюджет предполагает введение новых ежемесячных и единовременных выплат для разных категорий населения?
– Скорее всего 23 декабря президент Владимир Путин объявит о новых единовременных выплатах в размере 10 или 15 тысяч рублей для пенсионеров.
– Как распределение бюджета отразится на обычных россиянах? Ждет ли их снижение покупательской способности, потребуются ли им новые кредиты на повседневные нужды?
– Закредитованость населения и так повышается ежегодно, поэтому ожидается дальнейшее повышение кредитов, как минимум для выплат предыдущих. Снижение покупательской способности замечается и сейчас, в связи с высоким уровнем инфляции, в последующем, при возможном снижении инфляции, возможно восстановится на допандемийный уровень. Данные расходы чуть улучшат положение незащищенных слоев населения, если инфляция не нивелирует данные выплаты.
– Как вы оцениваете темпы роста или, наоборот, снижения инфляции? Как ее динамика скажется на бюджете?
– Рост инфляции можно считать крайне угрожающим фактором для развития уровня жизни населения. Запасы крайне будут нужны для поддержки малоимущих слоев населения.
– Какие важные источники пополнения бюджета вы можете выделить, кроме налогов и продажи энергетической продукции и нефтяного сырья?
– Сборы со штрафов, доходы, связанные с внутренним производством, с импортом, таможенные пошлины, доходы от собственности государства, поступление денег из фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов, займы, эмиссия денег.
– Как, по вашему мнению, можно было еще рационально распределить бюджет?
– Снизить расходы на «силовой блок», и за счет них еще больше увеличить расходы на социальную сферу.
– Придется ли вносить серьезные поправки в проект бюджета на 2023 и 2024 годы?
– В случае, если инфляция продолжит повышаться, то корректировка будет необходима.