Что означает принцип общего совокупного покрытия расходов
Перейти к содержимому

Что означает принцип общего совокупного покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст.35 БК)

Предполагает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Данный принцип предполагает, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Т.е. все доходы, все поступления в бюджет, поступая в бюджет и зачисляясь на единый счет соответствующего бюджета, обезличиваются. Далее из этой совокупной массы осуществляется исполнение расходов. По общему правилу невозможно установить привязку дохода к определенному расходу.

Исключение из правила допустимо только в тех случаях, когда это предусмотрено законом о соответствующем бюджете. Законодатель ограничен тем перечнем, который указан в ст.35, т.е., в частности, могут быть увязаны такие доходы как субвенции и субсидии, средства целевых иностранных кредитов, добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан, расходы, которые осуществляются на основании международного договора РФ, расходы, осуществляемые за пределами РФ и отдельные виды неналоговых доходов, которые предполагаются к введению в начале очередного финансового года. Перечень этих исключений исчерпывающе определен в ст.35 БК.

Применительно к этим двум принципам хочется упомянуть правовую позицию ВАС. ПП ВАС от 22.06.2006 № 23 «По вопросам применения БК РФ»: ВАС затронул вопрос об особом порядке исполнения судебных решений против казны. Обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется на основании судебного решения в особом порядке, предусмотренном БК. Порядок основывается на том, что ФК или другие органы, участвующие в этом процессе, должны в определенный срок (з месяца) исполнить судебное решение. Что делать, если этот срок истек, а решение не исполнено БК ничего не говорит. Соответственно, ВАС указал, что, если в течение 3 месяцев публичным субъектом не исполнено судебное решение (к примеру, нет средств), то взыскателю следует обратиться в ССП и требовать исполнения за счет иного имущества публично-правового образования, т.е. нужно продать какое-либо имущество, принадлежащее публично-правовому образованию, а средства направить взыскателю. Что смущает? Во-первых, в соответствии с принципом полноты отражения… у нас все доходы должны быть отражены в соответствующем бюджете, средства от продажи имущества казны будут признаваться неналоговым доходом соответствующего бюджета, т.е. они должны быть отражены в соответствующем бюджете и должны быть зачислены на соответствующий счет. Мы не можем их сразу направить 3 лицу, если признаем это доходом, нужно отразить этот доход в бюджете. Далее, когда зачислили этот доход на единый счет, у нас с вами на передний план выходит принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета, который гласит, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами, за исключением определенных случаев ( исполнение судебных решений к этим случаям не относится). Получается, что в этой ситуации соответствующий доход не может быть связан с конкретным расходом. Взыскатель или ССП не вправе требовать денежные средства, полученные от продажи имущества, на финансирование исполнения судебного решения. Эти денежные средства обезличиваются в общем котле и после этого публично-правовое образование может направлять денежные средства на исполнение любых расходных обязательств, с учетом порядка исполнения соответствующих расходных обязательств. Поэтому получается, что с точки зрения бюджетного законодательства действие взыскателя оказываются бессмысленными, потому что даже если ССП реализует имущество и передаст денежные средства, то орган, который имеет какое-либо отношение исполнению бюджета, может обжаловать соответствующие действия, как не соответствующие бюджетному законодательству. Получается весьма неприятная ситуация для взыскателя, если публично-правовое образование не исполнит решение в течение 3 месяцев, то остается только ждать, когда публично-правовое образование исполнит судебное решение в добровольном порядке. В совсем безнадежном случае можно, конечно, воспользоваться позицией ВАС, но нужно быть готовыми к возможному оспариванию этих действий.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Принцип гласности

Становление бюджетной системы характеризуется также и становлением принципов ее функционирования, которые отражены в БК РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

Принцип единства бюджетной системы означает, что:

  • — в основе разработки и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;
  • — бюджеты всех уровней исполняются на основе единого измерителя (национальная денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;
  • — используется единая классификация доходов и расходов бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

  • 1. Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.
  • 2. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.
  • 3. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России — профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб.

Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомственности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

  • — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • — обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ ст 35 (ред. от 14.07.2022)

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов и бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;

добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее соответственно — средства самообложения граждан, инициативные платежи);

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *