Что такое услуга в гражданском праве
Понятие «услуга» — составная часть мировой экономики, которую часто характеризуют как экономику услуг. Это связано с тем, что предложений в секторе сервиса становится больше. Постепенное увеличение сферы услуг демонстрирует экономический подъем как на уровне региона, так и страны в целом.
Что такое услуги
Услуга — работа, результат которой выражается в нематериальных благах, то есть без какой-либо физической формы. Например, выбирая услуги риэлтора или адвоката, человек получает не товар, но такие неизмеримые вещи, как подбор квартиры и защиту в суде.
Примеры
Услуги оказывают сотрудники компаний в разных сферах. По степени востребованности их разделяют на виды, которые:
- нужны всем — жилищно-коммунальные;
- нужны большинству — транспортное обслуживание;
- нужны определенным категориям населения — образование.
Основные характеристики
Рынок услуг разнообразен, но любая посредническая деятельность характеризуется:
- Невозможностью постоянного владения. Нематериальные блага не считаются чьей-то собственностью.
- Нематериальным выражением. Услуги неосязаемы — их нельзя потрогать руками и рассмотреть с нескольких сторон. Поэтому сложно заранее оценить умения сотрудника и качество его услуг.
- Временным характером. Услуги невозможно хранить, их можно только осуществить.
- Взаимозаменяемостью. Разные компании предоставляют одинаковые услуги, из-за чего между организациями возникает конкуренция.
- Неотделимостью. Услуги нельзя получить, как товары, отдельно от поставщиков, которые еще долго могут храниться после покупки. Услуги одновременно предоставляют и потребляют.
- Непостоянством. Одни сотрудники работают лучше, другие хуже, это определяется характером трудоемкости и их профессионализмом.
Разница между товарами и услугами
С точки зрения маркетинга услуги — это объект продажи, выраженный в нематериальной форме. В этом принципиальное отличие от товаров.
Товары | Услуги |
Имеют физическое воплощение в конкретных продуктах | Предоставляются в виде посреднической деятельности |
Материальны | Нематериальны |
Потребляются после производства и продажи | Процесс потребления и производства происходит одновременно |
Может храниться определенное время | Не подлежат хранению |
Возможно передать право собственности другому человеку | Передача права собственности невозможна |
Классификация
Все услуги можно классифицировать по аудитории потребителей:
- Связанные с бизнесом.
Это услуги, которые обеспечивают повседневные нужды бизнеса и его функционирование. Например, работа специалистов технической поддержки, логистов. Косвенно к этой категории относятся страхование, транспорт, банковские дела, организация связи.
- Личные.
Услуги, которые предоставляются физическим лицам в зависимости от их потребностей и запросов. Сервис целиком ориентирован на индивидуальную работу с клиентами. Примерами такой работы можно назвать оказание медицинских услуг, косметологию, фитнес.
- Социальные.
Эти услуги представляют общественную значимость и оказываются некоммерческими организациями или государственными органами. Они предназначены для достижения социального равенства, но прибыль с них не получают.
Классификации распределяют услуги по разным категориям. По назначению их разделяют на:
- производственные (удовлетворяют нужды организаций);
- и потребительские (предназначены для физических лиц).
По способу финансирования:
- бюджетные;
- коммерческие;
- смешанные.
По отрасли происхождения:
- образовательные;
- культурные;
- бытовые;
- здравоохранение.
- информационные;
- транспортные;
- управленческие;
- посреднические.
Определение качества услуги
Показатель качества (SQ) строится на основании сравнения потенциального результата (Е) с тем, что получилось фактически (Р). В результате выводится формула: SQ = P—E.
Результат зависит от качества обслуживания, что повышает прибыльность и в долгосрочной перспективе формирует стойкую экономическую конкурентоспособность. Высокий показатель качества обслуживания означает, что бизнес соответствует ожиданиям клиентов и сохраняет хорошие показатели прибыли.
Обратная связь выявляет клиентские проблемы и помогает их устранить — это улучшает качество услуги. Показатель рассматривают в двух аспектах:
- техническом — тот результат, который клиент получает после взаимодействия, например, приток аудитории в аккаунт бренда после работы маркетолога;
- функциональном — сам процесс получения услуги: вежливость персонала, скорость обслуживания, внимательность.
Первый показатель проще оценить в работе, оценка второго более субъективна и происходит по индивидуальным реакциям.
Жизненный цикл услуг
У любой услуги есть этап жизненного цикла, для каждой категории модель выстраивают в несколько этапов:
- Разработка — стадия, на которой продукты еще в разработке и приносят компании только затраты на производство.
- Внедрение — готовый продукт внедряется в работу и презентуется на рынке. Рост продаж происходит медленно, прибыль от работы пока не покрывает расходы.
- Рост — пик активности продаж. На этом этапе появляется прибыль, в полной мере покрывающая расходы.
- Погашение — продажи по-прежнему демонстрируют рост, но прибыль постепенно снижается из-за уменьшения цены.
- Снижение — показатели продажи и прибыли уменьшаются. На последней стадии бренду стоит поменять систему маркетингового позиционирования или улучшить характеристики услуги.
Маркетинг в сфере услуг
Маркетинг направления — это работа над стратегией, нацеленная на продвижение услуг: от организации обучения персонала до аренды помещения, в котором располагается компания. Маркетинг услуг состоит из информационного контента, рекламы, создания привлекательного сайта или профиля бренда в социальных сетях и других способов повышения продаж.
Характеристика рынка услуг
Объекты рынка услуг — это невещественные блага, но их приобретение организовано по законам товарного производства. Только торговые процессы здесь проходят динамичней, так как главный объект торговли не хранится у заказчика. Поэтому клиенты постоянно в поиске подходящих компаний, а бренды учатся быстро реагировать на потребительский спрос и улучшать сервис.
С помощью маркетинговых приемов компании стараются привлечь аудиторию к продукту. Для этого используют сегментацию аудитории, таргетинговую рекламу и определяют позиционирование.
Значение сегментации рынка
Под сегментацией подразумевают маркетинговую стратегию , в основе которой лежит разделение рынка на группы по общим характеристикам. Выбор ниши помогает лучше расходовать ресурсы и упрощает управление бизнесом. Сегментация позволяет лучше чувствовать потребности клиентов и удовлетворять их в соответствии с актуальными запросами аудитории.
Заключение
Рынок услуг стал обширнее, чем рынок товаров. Это увеличение — отличительная черта экономического прогресса, становление которой можно наблюдать на примере развитых стран. Кроме того, в реализации услуг есть нематериальная составляющая, поэтому в условиях современного рынка стоит постоянно повышать их качество.
Когда нужен договор возмездного оказания услуг и как правильно его составить
Этот соглашение заключается ГК РФ Статья 779 между исполнителем и заказчиком. В его рамках первый обязуется за вознаграждение оказать второму некие услуги. Преимущественно речь идёт о медицинских, ветеринарных, образовательных, аудиторских, консультационных, информационных, туристических услугах и услугах связи, но в перечень могут входить и другие. Например, если вы работаете репетитором или ведёте тренинги для персонала, этот вид соглашения для вас.
По закону услугами не считаются научно‑исследовательские, опытно‑конструкторские и технологические работы, перевозка грузов и транспортная экспедиция, операции с банковскими вкладами, счетами и расчётами, хранение вещей, поручение, совершение сделок за комиссионное вознаграждение и доверительное управление имуществом.
Договор возмездного оказания услуг нужен, когда важны сами действия исполнителя, а результат при этом нельзя гарантировать, пощупать, оценить объективно и отделить его от процесса оказания услуги.
Например, заказчик обратился к педагогу, чтобы научиться петь гроулом. Они договорились о восьми занятиях, которые учитель добросовестно провёл, то есть оказал услугу. Результат обучения нельзя потрогать или отобрать у обоих участников сделки и передать третьему лицу. Если бы это было возможно, они заключили бы договор подряда.
Как заключить договор возмездного оказания услуг
Он составляется в письменной форме без обязательного заверения нотариусом, и вот что в нём должно быть.
Предмет договора
Здесь нужно сформулировать описание услуги, которую исполнитель должен оказать заказчику. Например:
Исполнитель обязуется прочитать лекции по музыковедению в рамках курса дополнительного образования общей продолжительностью 52 часа и принять у слушателей итоговый экзамен.
Лучше описывать услугу максимально конкретно, чтобы она была понятна и стороннему читателю договора. Это особенно выручит, если участники сделки поспорят и дойдут до суда. Например, «оказать заказчику консультационные услуги» выглядит не так прозрачно, как «проконсультировать заказчика по вопросам инвестиций в течение двух часов».
Сроки оказания услуг
В отличие от договора подряда, в договоре возмездного оказания услуг конкретный период разрешается Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 не указывать. Это удобно, если непонятно, сколько времени займёт работа. Чтобы она не затягивалась на века, обычно исполнителю даётся ГК РФ Статья 314 семь дней на выполнение обязательств с момента, когда заказчик этого потребует. Период может быть продлён, если это подразумевает смысл услуги. Например, если по договору исполнитель обязуется вести занятия в течение семестра, за неделю этого не успеть.
В то же время указывать конкретные даты не запрещается.
Исполнитель обязан оказать услуги надлежащего качества в полном объёме в период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года. Исполнитель вправе оказать услуги досрочно, а заказчик — принять до истечения отчётного периода.
В договоре также можно прописать не только даты начала и окончания оказания услуг, но и обозначить промежуточные периоды, когда и что должен делать исполнитель. Так заказчику будет проще его контролировать.
Но если сроки указаны, а исполнитель их нарушит, заказчик сможет предъявить к нему претензии, связанные с неисполнением договора. Если услуги оказаны в обозначенный период, участники сделки остались довольны друг другом и готовы продолжать сотрудничество, стоит просто заключить новый договор.
Важно не путать срок оказания услуг со сроком действия договора. Второй больше, так как включает подготовку и финальные расчёты. Но его определять тоже не обязательно.
В этом случае соглашение будет действовать до исполнения сторонами своих обязательств. Это может быть завершение оказания услуг или их оплата заказчиком в полном объёме.
Возможность привлечения третьих лиц
По умолчанию исполнитель должен оказать услуги лично ГК РФ Статья 780 . Если предполагается привлечь к работе других людей или компании, это нужно указать в договоре.
Для оказания услуг по настоящему договору исполнитель вправе привлечь третьих лиц. Исполнитель несёт перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения привлечёнными третьими лицами своих обязательств.
Стоимость услуг и порядок оплаты
Здесь указывается, сколько заказчик должен заплатить исполнителю и каким способом. Он может рассчитаться наличными или перечислить на счёт, за один раз или поэтапно.
Если услуг много, детали уточняются в приложении. Например, педагог читает лекции в течение семестра, а также раз в месяц ведёт мастер‑классы для своих коллег. Тогда можно предусмотреть отдельную оплату за каждый мастер‑класс и итоговую — за лекции.
Общая стоимость услуг исполнителя по настоящему договору составляет 100 тысяч рублей. Оплата производится в течение 10 дней после подписания акта о предоставленных услугах.
Порядок сдачи и приёмки оказанных услуг
Услуга считается оказанной, когда стороны подписывают соответствующий акт. Это может быть один финальный документ или несколько для каждого этапа.
Например, бизнес‑школа заказала в кейтеринговой службе кофе‑брейки. По договору их нужно проводить один раз в месяц во время тренингов. В таком случае вполне логично подписывать отдельный акт о предоставленных услугах по результатам каждого мероприятия.
Фактом, подтверждающим предоставление услуг, является подписанный сторонами акт о предоставленных услугах.
Прочие условия
В процессе сотрудничества могут возникнуть спорные моменты. Будет проще, если заранее к ним подготовиться и предусмотреть в договоре решение потенциальных проблем. Например, указать, как распределяются риски при наступлении форс‑мажора. Или прописать компенсацию на случай, когда исполнитель срывает сроки, если они в договоре всё же есть.
Как расторгнуть договор возмездного оказания услуг
Прекратить действие договора может любой ГК РФ Статья 782 участник сделки. Если заказчик захочет расторгнуть соглашение, ему придётся возместить исполнителю все траты. Если договор прекращает исполнитель, он компенсирует второй стороне все убытки. Но потери придётся подтверждать документами, например чеками.
Это не всегда выгодно, так как не любые убытки можно подтвердить. Например, за пустую трату времени чеков не выдают. На этот случай условия расторжения сделки можно изменить, указав их в договоре. Например, предусмотреть фиксированные отступные для того, кто решил разорвать отношения.
Если разойтись мирно в рамках договорённостей не получается, делать это и требовать компенсацию придётся в суде.