Проверка транспортного налога онлайн
На сайте «Автокод» можно проверить транспортный налог онлайн. Для этого достаточно ввести гос.номер автомобиля в форму проверки и получить подробный отчет об истории машины. Сервис доступен всем желающим без регистрации, а узнать все необходимое об авто удастся за 5 минут.
Налоговая информация располагается в нижней части отчетного документа. В этом же разделе находятся сведения о стоимости ОСАГО. Проверка осуществляется по данным Федеральной налоговой службы, рассчитываются суммы для Москвы и регионов РФ.
Как узнать налог на машину
Из полного отчета можно не только узнать налог по номеру машины и проверить стоимость полиса обязательного страхования. Отчетный документ включает еще 15 разделов, в том числе общую справку об авто и данные ПТС. Воспользовавшись онлайн сервисом, вы узнаете сведения о возрасте автомобиля, стране происхождения, пробеге, мощности двигателя, количестве владельцев, случаях ДТП.
Система показывает, числится ли машина в угоне, находится ли в залоге или в лизинге. Если автомобиль эксплуатируется как такси и имеет ограничения ГИБДД — это также указывается. Отдельный раздел посвящен регистрационным действиям (выводятся списком с указанием дат, региона и статуса собственников). Все факты агрегатируются из базы Госавтоинспекции России и других официальных источников.
Отчет содержит данные действующего полиса ОСАГО и пройденных техосмотров. В самом конце можно проверить информацию о неоплаченных штрафах.
Узнать налог через Автокод
Итак, что делать, если вы хотите проверить налог на транспорт и выяснить сумму платежа?
Как узнать сумму транспортного налога:
- открываем главную страницу сайтаАвтокод;
- вводим номер государственной регистрации (или VIN);
- получаем доступ к полной версии (не забываем вводить промокод, он выдается после покупки первого отчета);
- пролистываем документ до раздела «Стоимость ОСАГО и налога»;
- проверяем.
Если вы не знаете госномер автомобиля, используйте код VIN (ВИН). Это идентификационный номер транспортного средства. ВИН содержит 17 символов (латинские буквы и арабские цифры), которые обозначают регион и страну производства, характеристики машины, особенности модельного года. Металлическая табличка с указанием VIN располагается на кузове (реже – шасси) авто.
Для японских автомобилей, не имеющих VIN, проверка запускается по номеру кузова (шасси) или гос. номеру.
Преимущества Автокод
Проверка транспортного налога по ВИН или госномеру на сайте Автокод занимает считаные минуты и доступна онлайн круглосуточно без регистрации. Сервис стабильно работает с 2012 года, пользуется признанием рядовых автолюбителей и организаций. За один день система выполняет более 15 тысяч проверок, помогая покупателям и продавцам транспортных средств.
Проверять информацию с помощью Автокод просто и удобно. Можно воспользоваться мобильным приложением, установив его на смартфон. Будьте уверены в точности и достоверности получаемых сведений. А в случае возникновения ошибки оплата гарантированно возвращается пользователю.
Как узнать задолженность по транспортному налогу?
Как проверить задолженность по транспортному налогу физическому лицу
Транспортным налогом облагают зарегистрированные в РФ их владельцами средства передвижения (автомобили, катера, самолеты и т.д.), которые являются объектами налогообложения (ст. 358 НК РФ). Эта обязанность возникает в соответствии с фактом регистрации и не зависит от того, используются данные объекты или нет. Владелец освобождается от уплаты налога только при снятии транспортного средства с учета. Порядок начисления налога и его оплаты регулируют ст. 362 НК РФ и региональные законы.
Для того чтобы узнать размер транспортного налога к уплате, можно обратиться в ИФНС. Однако быстрее будет по сумме транспортного налога узнать задолженность через интернет. Нужно также учесть, что теперь автовладельцы должны сообщать о наличии машин в ИФНС самостоятельно в случае, если из налогового органа не поступают уведомления.
Подробнее о налоговых уведомлениях читайте здесь.
Проверить транспортный налог можно на сайтах «Госуслуги», ФНС и ФССП. Предоставление информации на Портале государственных услуг и сайте ФНС возможно только после регистрации пользователя. На сайте ФССП регистрироваться необязательно, но следует иметь в виду, что информация здесь появляется уже после передачи долга приставам на взыскание.
Транспортный налог: как узнать задолженность по номеру машины
В настоящее время в интернете нет сайтов, где информация о задолженности по транспортному налогу определялась бы по регистрационному номеру автомобиля или номеру его кузова. И если даже вы такой сайт обнаружили, пользоваться им мы настоятельно не рекомендуем. Скорее всего, это мошенники. Ни в коем случае не предоставляйте им никакую информацию о себе (они могут запрашивать ИНН, СНИЛС, папортные данные и т. п.). Это небезопасно.
Что же касается личного обращения в налоговый орган, хотя в базе данных ФНС имеется вся информация, о задолженности по транспортному налогу по номеру машины вам скажут только при предъявлении паспорта.
Как узнать транспортный налог на автомобиль онлайн через интернет?
Владелец автомобиля узнать задолженность по транспортному налогу может через официальный сайт ФНС, Портал государственных услуг, а в запущенных случаях, когда дело дошло до принудительного взыскания, — через сайт ФССП. Для этого нужно зарегистрироваться на перечисленных ресурсах (кроме сайта ФССП). Это позволяет получить гораздо больший объем информации, чем просто уточнение задолженности.
Так, в личном кабинете на сайте ФНС можно заранее определить правильность указания данных об объектах налогообложения, а также распечатать квитанцию для оплаты налогов. Здесь же можно и оплатить их онлайн. Если есть какие-то вопросы или разногласия с налоговиками по размеру задолженности, их тоже можно решить через личный кабинет. Для этого в ЛК есть специальный сервис по обращению в налоговый орган. Таким способом можно получить, к примеру, сведения о периоде, за который образовалась задолженность, и даже расшифровку начисленных пеней.
Если же по задолженности было принято судебное решение о взыскании, данная информация появится на сайте ФССП. Здесь ее можно и оплатить. После поступления денег информацию о долге убирают.
Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в этой статье .
Итоги
Задолженность по транспортному налогу можно узнать при личном обращении в ИФНС или на ряде официальных сайтов (ФНС, «Госуслуги», ФССП). Использование сайтов ФНС и «Госуслуги» предполагает регистрацию на них и получение доступа к данным через личный кабинет. Использовать другие сайты небезопасно.
О возможности отмены транспортного налога читайте здесь .
Поговорим о транспортном налоге
Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.
Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?
Налоговые нормы
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).
Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.
С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.
Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.
В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.
Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.
В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.
Судебная практика
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.
Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).
Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)
Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:
- вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
- утилизация.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:
- для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
- для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.
Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.
Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.
Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.
Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.
В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.
Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.
Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).
[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.
[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.
[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.
[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.
[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.
[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.
[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Транспортный налог: постановка и снятие с учета, расчет и начисление
Настройки расчета и начисления транспортного налога включают ввод в информационную базу сведений в разделе Главное — Налоги и отчеты – Транспортный налог.
Регистрация транспортного средства
По гиперссылке «Регистрация транспортных средств» указываются сведения о регистрации и снятии с учета транспортных средств.
При регистрации ТС указываются следующие данные:
- Основное средство – элемент справочника Основные средства из группы учета «Транспортные средства».
- Дата – по документам о государственной регистрации ТС.
- Организация – поле присутствует, если в базе ведется учет по нескольким организациям.
- Сведения о постановке на учет – по умолчанию, ТС поставлено в программе на учет в тот же налоговый орган, что указан в карточке организации. В соответствии с заполнением этого поля в Декларацию по транспортному налогу будут подставляться КПП и ОКТМО. Если ТС зарегистрировано в другом налоговом органе, то следует поменять настройку на «В другом налоговом органе» и указать его из справочника «Регистрация в налоговом органе».
При изменениях в данных о ТС, вводится новая запись о регистрации и указывается дата вступления в силу этих изменений.
Снятие с учета ТС
Создается запись о снятии с учета.
Заполняются следующие поля:
- Транспортное средство, снимаемое с учета – элемент справочника Основные средства из группы учета «Транспортные средства».
- Дата снятия с учета.
- Организация – та, на балансе которой числилось это ТС.
- Комментарий – дополнительная информация по ТС. Не выводится в отчетах.
Ставки
По второй гиперссылке в настройке Транспортного налога «Ставки» представлен регистр сведений, который автоматически обновляется вместе с обновлением конфигурации.
Порядок уплаты налогов на местах (с 2021 года Уплата авансовых платежей)
По данной гиперссылке в настройках Транспортного налога указывается налоговые ставки и сроки уплаты налога.
С 2021 года в данной форме можно указать, уплачиваются ли авансы по транспортному налогу.
Способы отражения расходов
По умолчанию данный регистр содержит запись, которая относит суммы транспортного налога на 26 счет и статью затрат «Имущественные налоги». Если эта настройка Вас устраивает, то необходимо ее дополнить, указав подразделение, к которому относятся расходы.
При необходимости в данный регистр можно вносить изменения и создавать свои настройки.
Расчет и начисление транспортного налога
Расчет и начисление транспортного налога в программе производится при выполнении регламентной операции «Расчет транспортного налога» за декабрь.
Расчет транспортного налога производится по данным, содержащимся в регистрах сведений «Регистрация транспортных средств» и «Расчет транспортного налога». Результаты расчета записываются в регистр сведений «Расчет транспортного налога».
Проводки по начислению транспортного налога формируются в соответствии со способами отражения расходов по транспортному налогу, указанными в регистре «Способы отражения расходов по налогам».
Для документального подтверждения выполненных расчетов необходимо сформировать «Справку-расчет транспортного налога».