Для чего зеркало
Перейти к содержимому

Для чего зеркало

Зеркала в интерьере

Что для нас значат зеркала в интерьере? Это лишь полезный предмет, позволяющий нам судить о нашем внешнем виде? Или оригинальный декоративный элемент? Возможно, и то, и другое, если вы знаете все о зеркалах.

zerkala-v-interere

зеркала в интерьере

Виды зеркал:

  • в зависимости от размещения: напольные (приставные), настенные, потолочные, настольные;

mirror-interior-1 mirror-interior-25

  • в зависимости от формы: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, нестандартных форм (фигуры, буквы, цветы);

mirror-interior-23

  • в зависимости от размера: карманные, малые, средние, крупные, ростовые;

mirror-interior-4 mirror-interior-19

  • в зависимости от «воспроизведения» изображения: обычные, увеличивающие, уменьшающие;

mirror-interior-9

  • в зависимости от применения: функциональные, многофункциональные (зеркало со встроенным телевизором), декоративные;

mirror-interior-17 mirror-interior-10 mirror-interior-26

  • в зависимости от количества частей: цельное, многочастные, фацетные, мозаичные и т.д.;

mirror-interior-7 mirror-interior-14

  • в зависимости от цвета: бело-серебристое (стандартное), потускневшее (или искусственно состаренное), разноцветное (тонировка под металл или необходимый оттенок);

mirror-interior-34

  • в зависимости от наносимого рисунка: с гравировкой (пескоструй) и чистые.

mirror-interior-33

Для чего нужно зеркало:

  • для изучения своего внешнего вида;
  • для коррекции размеров помещения;
  • для повышения освещенности;
  • для акцентирования внимания на стоящих перед ним предметах;
  • для украшения помещения.

mirror-interior-3

Что может представлять из себя зеркало в интерьере:

1. Отдельный функциональный элемент интерьера в любой из комнат

Чаще всего зеркало нужно в ванной комнате и прихожей.

mirror-interior-12

2. Часть композиции из нескольких зеркал в любой из комнат

Нежелательно злоупотреблять отражающими поверхностями в детской и спальне. В крайнем случае, зеркала там могут быть в изголовье кровати.

mirror-interior-11 mirror-interior-20

3. Зеркальный потолок

Спорное, но разрекламированное решение, которое помогает расширить пространство небольшой комнаты. Но по безопасности и практичности лучше натяжные потолки.

4. Стеновые панели

Используются для визуальной корректировки маленьких и узких комнат, а также для акцентирования внимания на красивых декоративных предметах перед ними (безделушках на каминной полке или большое напольное вазе). Иногда располагают большое зеркало напротив обеденного стола на небольшой кухне.

mirror-interior-16 mirror-interior-21 mirror-interior-2

5. Мебельный декор

Зеркала могут быть на фасадах и дверях мебельных гарнитуров, изголовье кровати, прикроватных тумбочках, столах и стульях, комодах, межкомнатных дверях, ширмах.

mirror-interior-22 mirror-interior-31 mirror-interior-29 mirror-interior-5

6. Зеркальный фартук на кухне

mirror-interior-24 mirror-interior-32

7. Светильники

Придают особое очарование и изысканность современному интерьеру, делают помещение более светлым за счет хорошего отражения. Для любителей радуги и солнечных зайчиков.

8. Прочие элементы интерьера

зеркальные плинтусы, потолочные фрагменты, наличники на межкомнатные двери, зеркальная мозаика и панно, ложное окно.

mirror-interior-28

Способы коррекции размеров комнаты с помощью зеркальных поверхностей

Шире помещение сделает стеновая зеркальная панель, расположенная на более длинной стене. Однако психологи не рекомендуют располагать такую стену перед кроватью. Альтернативой может стать большое напольное зеркало, перед которым необходимо освободить пространство. Идеи для маленьких и узких комнат: в спальне – большая зеркальная стена за изголовьем, в прихожей – крупное зеркало на длинной стене, на кухне – зеркало напротив барной стойки или обеденного стола, в гостиной – композиция из множества мелких зеркал в торцевой стене. Все это поможет отвлечь внимание от размеров помещения. Можно визуально увеличить высоту потолков, используя зеркальные карнизы по всему периметру помещения. Настольный светильник или бра, установленные напротив зеркала среднего размера, сделают комнату светлее. Но не стоит вешать зеркало напротив окна, ведь под воздействием солнечных лучей амальгама разрушается.

mirror-interior-13 mirror-interior-6 mirror-interior-15 mirror-interior-8 mirror-interior-18 mirror-interior-27 mirror-interior-30

Как видите, зеркала в интерьере квартиры пригодятся всем, причем для различных целей. Они прекрасны и многофункциональны, подходят для всех помещений и стилей. Это одна из составляющих оригинального и нескучного интерьера!

Зеркало

Зеркала малого размера (ручные) из полированных металла (медь, бронза, серебро) или камня (обсидиан, нефрит) известны уже в III тысячелетии до н. э. С I в. н. э. встречаются зеркала, позволяющие видеть человека во весь рост. Большие стеклянные зеркала появляются с конца XII в.

Зеркало обладает значением, выходящим далеко за пределы его функциональной роли. С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое, связанное с древними представлениями о границе между мирами и магической связи отражения и отражаемого. Отражение в зеркале рассматривается не только как образ действительность, но и как нечто иное, запредельное по отношения к окружающему миру. Все в мире оплетено видимыми и невидимыми связями; все является отражением чего-то, следствием или причиной.

Зеркало может служить как солярным, так и лунным символом, олицетворяя собой диск Солнца и Луны. Однако, временный характер отражения сообщает зеркалу свойство периодичности, женское и лунарное по смыслу, которое поддерживается его способность к пассивному восприятию и отражению — образы, солнечный свет и т. д. [1] .

В фольклоре многих народов — отражение души — его сущности и воспоминаний; и жизни человека — его судьбы, прошлого и будущего.

Связывается с мышлением. Для Шелера и других философов — зеркало является инструментом самопознания, так же как и отражением универсума. «… космос возникает как гигантский Нарцисс, рассматривающий свои собственные отражения в человеческом сознании».

На символику зеркала накладывает свой отпечаток его форма (круглое, 8-угольное и т. д.).

  • образ (отражение) мира, «зеркало вселенной», действительность, явленный (временной) мир, отражение потусторонних миров;
  • проявление Бога, сверхъестественный (божественный, высший) разум — его отражение;
  • свет, небо, Солнце, огонь как источник света;
  • истина (божественная), ясность, правда;
  • душа, податель информации, «эго»;
  • сознание, его способность отражать реальность видимого мира;
  • мудрость, разум, мысль, размышление, осознание, понимание;
  • воображение, воспоминания (неожиданные), видение, идеал;
  • знание человека о самом себе, самоконтроль, самоанализ, самопознание, рефлексия, интроспекция, самореализация;
  • рассудительность, осторожность;
  • инертность, пассивность, робость;
  • хрупкость, изнеженность;
  • женственность, кокетство, игривость, ветреность, любовь;
  • тщеславие, гордость, самомнение, спесь, чванство, самолюбование;
  • отражение, вторичность, эхо, двойственность, раздвоенность, амбивалентность, теза и антитеза;
  • ворожба, пророчество, предназначение, мерило верности в любовных делах, отношениях, нынешних и будущих;
  • жизнь, её мерило [2] ;
  • море страстей (жизнь как неустойчивость) [3] ;
  • зрение, взгляд (взор);
  • друг, дружба;
  • сатира.
  • искажение, деформация, пародия, карикатурное изображение чего-либо
  • Круг
  • Веер

Как зеркало может рассматриваться и водная поверхность.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Ок. 1644—1648 гг.

Содержание

Зеркало или чаша с водой, в котором медиум видит духов, служит для гадания у бамбара (Конго).

В хеттском (хиттитском) искусстве зеркало символизирует женское божество, в то время как гроздь винограда — мужское.

Форма зеркала была пракически неизменной: плоский линзообразный диск из полированной меди с ручкой из дерева или слоновой кости. Прообразом пластины зеркала служил солнечный диск. Некоторым богиням (например, Хатор и Мут) в качестве жертвоприношения подносилось по два зеркала.

Знамениты этрусские зеркала дискообразной формы с резными украшениями и изображениями с мифологическими сюжетами на обратной стороне.

Сократ советовал молодым всматриваться в себя в зеркале, чтобы поддерживать свой внешний вид и замечать течение времени.

В мифе о Медузе Горгоне роковую для неё роль сыграл зеркально отшлифованный щит Тесея.

В народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним мирами. Наделяется сверхъестественной силой, способностью воссоздавать не только видимый мир, но и невидимый и даже потусторонний. В некоторых регионах Болгарии верили, что к небу прикреплено огромное зеркало, отражающее все сущее на земле, а в районе Видина луну называют Божьим зеркалом. По словенским поверьям, утром на Юрьев день с солнца спадает чудесное зеркало, в которое можно увидеть все, что делается на свете. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеокало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало — это вещь запретная, созданная дьяволом. Повсеместно считается, что разбитое зеркало сулит несчастье, так как означает нарушение границы; повсюду известен запрет смотреться в зеркало ночью, а также во время грозы. Строго соблюдается обычай завешивать зеркало или поворачивать его к стене, когда в доме находится покойник. Если этого не сделать, покойник станет вампиром, то есть будет вторгаться с «того света» в мир живых. Тем же страхом перед открытой границей в потусторонний мир объясняется требование закрывать глаза покойнику.

Во время родов, как и в случае смерти, в доме завешивают зеркало и следят, чтобы роженица не могла увидеть себя в зеркало.

Запрещается также смотреться в зеркало женщине во время месячных, беременности и в послеродовой период, когда она считается «нечистой» и перед ней, по народной фразеологии, «открыта могила». 3еркало представляет опасность и для новорожденного ребенка, отсюда запрет подносить к зеркалу ребенка в возрасте до одного года, иначе

  • ребенок не будет говорить (или долго не будет говорить, будет заикаться);
  • испугается своего отражения, не будет спать;
  • не будет расти;
  • зубы у него будут болеть (или трудно резаться);
  • он увидит «свою старость», будет выглядеть старым и др.

Большинство мотивировок связано с представлением о потустороннем мире как о царстве молчания, неподвижности (невозможности роста), перевернутости (ребенку нельзя показывать зеркало, иначе жизнь его «отразится, перевернется»). Опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с «тем светом», но и в последствиях самого удвоения (посредством отражения в зеркале), грозящего «двоедушием» (см. Двоедушник), то есть раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна, ведьму, вампира.

Однако тот же эффект удвоения может оцениваться положительно и сознательно использоваться для защиты от нечистой силы. На этом основано применение зеркала как оберега: если нечистая сила отразится в зеркале, она утрачивает свои магические способности. В Полесье зеркало наряду с серпом, бороной, мужскими штанами, убитой сорокой, крапивой, освященной вербой и др. предметами широко используется как оберег хлева для охраны скотины от домовика и ведьм. В качестве оберега зеркало:

  • прикрепляли над дверями дома — поляки,
  • клали в колыбель под голову ребенка — сербы,
  • носили при себе женщины и девушки — сербы.

В южнославянском свадебном обряде зеркало укрепляли на караваях, на головном уборе невесты; будущая свекровь дарила сосватанной девушке зеркало (сербы). Македонцы в Дебарском Поле, напротив, следили, чтобы в одежде и реквизите на свадьбе не оказалось зеркала, с помощью которого можно было «испортить» молодых так, что у них рождались бы только девочки.

3еркало использовалось для общения с обитателями загробного мира. Болгары верили, что с его помощью можно увидеть умерших, когда они пребывают среди живых в период от Пасхи до Вознесения (или Троицы); для этого надо навести зеркало на воду в колодце и позвать их (Пловдивский край). У сербов Заечара зеркало обязательно присутствовало при исполнении кола для мертвых; считалось, что оно «привлекает» покойника на этот танец. Зеркалом украшалось погребальное деревце, могильный крест или флаг, зеркало ставили на могилу. В других местах в праздники, носящие поминальный характер, наоборот, запрещалось смотреться в зеркало (русские, поляки).

Общеизвестно и отражено в литературной традиции обрядовое употребление зеркала при гаданиях (главным образом святочных). Гадания с зеркалом совершаются в специальном («нечистом») месте (в бане, на печи и т. п.) и в особое («нечистое») время (вечер, полночь). Гадающие смотрят как бы сквозь зеркало прямо на «тот свет», чтобы увидеть жениха или знак своей судьбы (смерти). Само это действие сопряжено с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу же закрыть зеркало или перевернуть его, иначе видение «ударит по лицу», «придет да задавит» и т. п. Сходные гадания совершаются с водой в доме, у колодца, над прорубью. Для большего эффекта берутся два зеркала. Иногда зеркало клали под подушку вместе с другими символическими предметами, чтобы увидеть суженого во сне.

Зеркало считается оберегом, изгоняющим зло (как на физическом, так и на духовном плане), которое ужасается, увидев в нём своё уродство.

«Зло разрушается, когда узнает себя».

В даосизме зеркало олицетворяет самореализацию. Оно символизирует ум мудреца:

«Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной» Чуанг Цу

На социальном плане оно символизирует лояльность.

Ручное зеркало рассматривается также как помощь в супружеском счастье [4] .

Некоторые китайские легенды повествуют о «зверях в зеркале». (. )

Кагами — «обвиняющее зеркало», отображает истину и вскрывает провинности.

Атрибут богини солнца Аматэрасу, которую оно заставило выйти из пещеры, дабы вернуть миру её свет.

Ятано-кагами (ята-но-кагами) — бронзовое зеркало диаметром 25 см в формой восьмилепесткового лотоса, является одним из священных императорских сокровищ (Трёх Сокровищ). Вместе с мечом и жемчужинами (Тремя жемчужинами, драгоценным камнем) они символизируют три доблести:

  • чи — истина, знание,
  • ю — отвага,
  • джин — милосердие.

На зеркале присутствует надпись: «Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии интронизации оно передается в руки новому императору, а востальное время хранится в святилище Исе.

«Зеркало, отражающее богиню и тем самым извлекающее ее из состояния величественного отдыха божества, является символом мира, пространства, в котором отражается образ».

В Древней Мексике были зеркала, изготовлявшиеся из полированного вулканического стекла — обсидиана.

Атрибут ацтекского бога Тескатлипоки (Тецкатлипока). Его имя переводится как «курящееся (дымящееся, сияющее) зеркало». Вероятно, служит указанием на предсказательное значение зеркала, например при вызывании видения.

Имеет солярное и лунное значение, как атрибуты солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.

Шиваизм уподобляет абхасы, или внешний облик, отражению в зеркале. Так же как отражение в зеркале ничем не отличается от самого зеркала, но появляется в нем как нечто отличное от него, так и абхасы ничем не отличаются от Шивы, а только предстают как отличные от него. Подобно тому как в зеркале деревня, дерево, река и т. д. появляются как отличные от самого зеркала, но ни в чем, строго говоря, не отличающиеся от него, так и мир, отраженный во вселенском сознании, ничем не отличается от последнего.

Зеркало напоминает, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума.

Символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару.

Одна из Восьми Драгоценностей китайского буддизма, а также означает искренность.

Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое — небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

Первое послание к Коринфянам 13: 12

«…кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он».

Послание Иакова 1: 23

Во времена средневековья зеркало олицетворяет отражение божественного слова и средство его толкования. Всё творение рассматривается как отражение божественной сущности, а размышление — как обладание зеркалом, отражающим и позволяющим познать божественные законы, а также наблюдать и изучать светилаи законы Космоса.

Настоящий человек, согласно Винсенту де Бове (автор богословского труда Великое Зеркало, или Speculum magus), это зеркало Космоса, в котором отражается невидимое. Практика размышления способствует, таким образом, нашему становлению. Совершенные творения — это зеркала, направленные к Свету, а само зеркало — это отражение внутренней жизни.

Для Якоба Бёме (1575—1624) оно есть одновременно зеркало и глаз, обращенный внутрь человека.

«Speculum sine macula» — лат. незапятнанное (чистое) зеркало; олицетворяет Деву Марию как «Зеркало Праведности». так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Также и Луна, поскольку она отражает свет Солнца, стала толковаться как символ Марии. Зеркало — атрибут святой Девы Марии; безукоризненность, девственность, чистота

Зеркало с образом Девы Марии в нём — атрибут Св. Геминиана (Гемиануса), полулегендарного епископа Модены, друга святого Амвросия.

Иногда выступает в качестве орудия Сатаны.

Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога.

«Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало». Ибн Араби «Вселенная — это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной». Ибн Аль Насафи

Считается, что зеркало имеет магические свойства и является средством увидеть невидимое или входом в потусторонний мир. Его поверхность удерживает и сохраняет в себе когда-либо отраженные образы, душу или жизненную силу отражающихся в нем людей. Соответственно, в магической практике зеркало используют для вызывания духов с помощью оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний до удалённого объекта, некогда находящегося прямо перед ним.

Демоны и сверхъестественные существа выдают себя тем, что не отражаются в зеркале. Воплощения дьявола не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде на свое отражение в зеркале должны умирать. Поэтому зеркало служит амулетом, защищающим от сатанинских сил и существ, скрывающим от этих сил своего владельца.

Широко используется в практике гаданий. С помощью зеркала распознаются воры и мошенники, вызываются духи, которым можно задавать вопросы.

В гадании по снам зеркало снится к какому-либо неожиданному повороту в жизни, к перемене, к любовному приключению.

Актерская примета: если кто-то посмотрит вместе с тобой в зеркало через плечо — быть неудаче.

Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души.

  • персонифицированной Истины [5] — ручное, в руках нагой женщины [6] ;
  • персонифицированного Благоразумия [7] — обвитое змеёй (её самосознание);
  • Зрение (чувства);
  • Гордыня (порок) — зеркало, отражающее сатанинский образ;
  • Суета (порок);
  • Распутство (порок) [8] ;
  • сирены и русалки — вместе с гребнем.

Зеркало, по которому медленно ползет муха.

Символ внимательности и осторожности — качеств, которые должны быть наиболее активизированы во время угрожающей опасности. Она должна ступать медленно и осторожно, Поскольку идет по скользкому пути. EMSI 19-15,с.184

  • Словно в зеркале.
  • Я не льщу.
  • Оно показывает недостатки, но не создаёт их.
  • Оно указывает на пятна, но не преувеличивает их.
  • Слепому я ни к чему.

Глубинно-психологическое толкование зеркала связано с народными верованиями. Согласно Эрнсту Эппли, сны, в которых присутствует зеркало, имеют весьма серьезное значение, и древнее толкование предзнаменования смерти он объясняет тем, что «нечто находится вне нас, и мы сами в зеркале находимся вне себя. Это порождает примитивное чувство похищения души.

Люди, которые подолгу смотрятся в зеркало, испытывают некую зачарованность, парализующую волю. Взгляд на самого себя выдерживают не все. Одни, подобно мифическому Нарциссу, всматриваясь в свое отражение, „теряются“. Другие приходят в себя творчески преображенными, когда смотрятся в зеркало, как бы подтверждая свое фактическое существование».

Противоречивость символического значения зеркала зависит в этом смысле от позиции личности и ее зрелости, способности к «самоконтролю».

По Лойфлеру, зеркала являются магическими символами для бессознательных воспоминаний (сравниваемых с хрустальными дворцами) [9] .

Зеркало является также зачастую символом недеятельной, пассивно отдающей себя сверхчеловеческой мудрости природы.

Взгляд в иллюзорный, кажущийся антимир поэтически воспроизводится вплоть до наших дней . Иногда зеркало становится мифической дверью, через которую душа может освободиться, прийдя на другую сторону (например, Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье», Ж. Кокто «Орфей») [10] .

Искусство, как таковое, — зеркало природы, жизни, отражение событий и судеб,.

В изобразительном искусстве Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены (обольстительницы), а также является атрибутом высокомерия, тщеславия, сластолюбия; с другой стороны, выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия.

  • Купидон держит зеркало перед Венерой — Туалет Венеры.
  • Мудрец с малышом, смотрящимся в свое отражение — Сократ.
  • Двое влюбленных, он держит зеркало — Ринальдо и Армида.

Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков.

В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале.

В легендах сказках зеркало показывает события, которые происходят в далеких краях, лица людей, тоже находящихся на расстоянии, а то и уже умерших.

Магическое зеркало Камбиза (Чосер «Кентерберийские рассказы») позволяло узнавать, кто друг, а кто — враг, отличать верных любовников от неверных. Такие же свойства были у волшебного зеркала Мерлина (Э. Спенсер «Царица вещуний»).

Зеркало Зайна аль-Аснама (сказки «Тысяча и одной ночи») могло вызывать джинов, показывало лица далеких женщин, покрывало пятнами отражения девушек, утративших девственность.

В сказке «Снежная королева» братьев Гримм, злая мачеха с помощью магического зеркала узнает, где находится принцесса.

Зеркало в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева», имело свойство все доброе и красивое искажать, а все злое и уродливое изображать прекрасным и влекущим…

Согласно польской народной легенде, ученый, магистр и колдун Твардовский по просьбе короля Сигизмунта Августа с помощью волшебного зеркала вызывал дух умершей Барбары Радзивилл.

Так называемое, зеркало Лао могло читать мысли тех, кто смотрелся в него (О. Голдсмит «Гражданин Мира»).

Зеркало и Зазеркалье — некое сказочное и философски осмысляемое пространство по другую сторону зеркала. В этом «пространстве» все происходит наоборот. («Алиса в Зазеркалье» Л. Кэролла, 1871 год).

Во вступлении к поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» рыцари наблюдают из укрытия, как любовники — Ринальдо и Армида, целуются в тени деревьев над озером.

«Все снаряжение его висело на шнурке у пояса, смеялся он, ее ж глаза заплаканными были, и это все, как в зеркале, в воде спокойной отражалось… «

«Зеркало все скажет». «Разобьешь зеркало — семь лет несчастье». «Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая. «На зеркало неча пенять, если рожа крива» — русская. «Стекла и девушки — товар хрупкий» — англ. Glasses and Lasses are bruckle ware. «Нет зеркала лучше, чем старый друг» — испанская. «Зеркало сообщит то, чего не скажет и старый друг…» — английская. «Глаза — зеркало души».

«Зеркало и слава (…) тут разум и стекло дают возможность нам хоть чуточку понять себя. Есть в этом нечто от шестого чувства»

Ю. Словацкий «Путешествие в Святую Землю»

«Одно-единственное зеркало лучше, чем целая галерея портретов предков»

«Не сыщете красивой женщины, которая не вертелась бы перед зеркалом»

У. Шекспир «Король Лир»

«Взор обретает зеркальный блеск, а цель проста: вернуть вниманье света»

У. Шекспир «Гамлет»

«Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе».

У. Шекспир Сонет № 3

«Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности».

У. Шекспир «Гамлет»

«Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность»

У. Шекспир «Юлий Цезарь»

«Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости»

Стендаль «Красное и черное»

«Сатира, это такое зеркало, в котором зрители видят какие угодно лица, кроме собственного»

Д. Свифт «Битва книжек»

«Свет, это зеркало, из которого на каждого смотрит его собственное лицо»

«Зеркало» — частое наименование сочинений по богословию, педагогике и дидактике, в которых находят отражение (оценку) те или иные людские грехи, а также похвалы истинно христианскому образу жизни кого-либо. Например:

  • «Великое зеркало» (лат. «Speculum mayus») ученого монаха Винцента из Бовэ (XIII в.) — один из интереснейших документов культуры Средневековья.
  • «Великое зеркало примеров» (проповеднических) — лат. «Speculum exemplorum», изданное в Девентере в 1481 году.
  • «Зеркало, или кристалл, в котором каждый может увидеть важное для него, как в зеркале», изданное в 1568 году неким Николаем Рейем.
  • Зеркало саксонское — описание, перечень статей так называемого Саксонского Права XIII века, основанного на общепринятых обычаях средневековой Саксонии.
  • Светлое зеркало символизирует супружеское счастье;
  • разбитое — развод и несчастье в течение семи лет;
  • темное зеркало, в котором нельзя рассмотреть собственный образ (словно бы во сне), является предзнаменованием несчастья или смерти.

«…символ сложности души: ее подвижности и возможности приспособиться к тем объектам, которые посещают ее и удерживают ее „интерес“».

«Временное и экзистенциальное многообразие его функций обеспечивает объяснение его значения и в то же время разнообразие выражаемых им идей».

«Так, мир как состояние прерывности, произведенное законами изменения и замещения, является действующей силой, которая создает этот квазиотрицательный, калейдоскопический образ появления и исчезновения, отражаемый в зеркале».

Почему на Руси с опаской относились к зеркалу и какие суеверия с ним связаны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Легенда о том, что зеркало принес в мир дьявол

Легенда о том, что за зеркальной поверхностью живет нечисть, популярна и сегодня. /Фото: horrorzone.ru

Существует интересная легенда, в которой рассказывается о происхождении зеркала. Говорится в ней о монахе, который рискнул обратиться к царю с просьбой выдать за него замуж дочь. Царевна была согласна, но с одним условием: жених должен был найти и принести во дворец предмет, который показал бы девушке саму себя. Влюбленный монах долго думал, что ему делать, а потом отправился в путь и нашел кувшин с заточенным в нём чертом. Тот умолял открыть кувшин и выпустить его, обещая исполнить любое желание.

Монах выполнил просьбу, а в качестве расплаты попросил принести ему заказанный царевной предмет. После этого мужчина отправился к царевне и подарил ей зеркало. Но не женился на ней, так как встреча с дьяволом так потрясла его, что он решил вернуться в скит и провести свою жизнь в молитвах и раскаянии. Ведь он выпустил чёрта на волю. Зеркало же осталось во дворце.

Исследователи считают, что это предание породило поверье, что если смотреться в зеркало днём, то можно увидеть самого себя, а вот ночью оттуда смотрит дьявол. А поскольку это существо коварное, жестокое, хитрое, то оно способно сглазить человека, прочитать его мысли, когда он смотрит на зеркальную поверхность, нарушить его планы, или даже подбить на греховные деяния.

Маленькое солнце «глядельце», из которого кто-то смотрит

Зеркала связывали с магией и колдовством. /Фото: mtdata.ru

Древние славяне считали, что из зеркала обязательно кто-то наблюдает за человеком. Не зря этот предмет называли в народе «глядельце». А если рассмотреть непосредственно название «зеркало», то понятно, это слово сродни старинному глаголу «созерцать». При этом в народных сказаниях говорили не о том, что отражается в зеркале, а именно о том, что из него кто-то смотрит. И этот «кто-то» враждебен, хитер и коварен. Скорее всего в древности зеркало ассоциировалось с солнцем. Ведь по ночам светило заходит, а народ говорил, что его заслоняет ночная нечисть. Всегда существовали суеверия, что разбить зеркало — к горю, смерти, а саму порчу этого предмета связывали с солнечным затмением, которое в языческой мифологии считалось проделками злых духов и могло предсказывать ужасные неприятности, войны, катастрофы.

Русский народ всегда считал, что зеркало наделено колдовской силой, имеет отношение к магии, гаданиям. В старину не все девушки решались вызывать образ суженого, гадая на зеркале. Говорили, что если даже муж и появится в отражении, то после свадьбы он будет очень злым или рано умрёт. Иными словами, нечистая была согласна предсказать судьбу, но наказывала за то, что человек гадал, так как это считалось грехом.

Почему зеркала нельзя было вешать в спальне

Вешать зеркала в спальне не рекомендовалось. /Фото: girandole.ru

На Руси считали, что спящий человек беззащитен перед нечистой силой. Поэтому спать напротив зеркала категорически не рекомендовалось. Говорили, что из зеркала может выскочить покойник или черт, похитить душу или наслать беду. Здесь можно провести параллель с разбитым зеркалом — эту неприятность объясняли тем, что отражение умирает, душа разбита вдребезги. Итак, из зеркала за человеком мог подсматривать дьявол, способный оказывать негативное воздействие, насылать кошмарные сны, подвергать соблазнам, вредить человеку. Потому, опасаясь таких событий, зеркала на Руси старались вешать или ставить как можно дальше от спального места. Перед сном обязательно читалась молитва, а также следовало осенить себя крестным знамением, чтобы дьявол, живущий за зеркальной гладью, не мог совершить свое коварное дело.

Ворота в загробный мир и отзеркаленные двойники

На Руси считали, что зеркало открывает ворота в мир иной. /Фото: kirov-portal.ru

Издревле на Руси, да и не только, считали, что зеркала открывают ворота в потусторонние миры. Там прячется самая разная нечисть, обитают души умерших и призраки, а зеркало с его блестящей гладкой поверхностью используется ими для того, чтобы подглядывать за людьми. А иногда, при удобном случае, даже проникать в человеческий мир. Отсюда появилась правило: если в доме умер человек, следовало завесить все зеркала черной тканью. Это делали для того, чтобы покойник не мог заблудиться в зеркальных лабиринтах и не стал бы пугать потом своих близких. Существовала еще одна страшная примета: тот родственник умершего, который после этого ужасного события посмотрится в зеркало первым, скоро тоже уйдёт в мир иной. Когда человек тяжело заболевал, ему не давали зеркало, чтобы бы злые духи не украли у ослабленного организма душу.

Некоторые суеверия сохранились и по сегодняшний день. Зеркала считают магическими предметами. А в древности неграмотные крестьяне считали их настоящими дверьми в иные миры, где можно увидеть своего зеркального двойника, который на поверку может оказаться дьяволом или покойником. На этом основано гадание, когда два зеркала устанавливаются друг против друга и возникает бесконечный зеркальный коридор.

Зеркало

Символика зеркала имеет много сходных черт с реальным предметом обихода. Китайцы считали, что с помощью зеркала можно изгонять зло, так как, если оно увидит свое уродливое отражение, его охватит ужас и оно разрушится. Зеркало также символизирует лояльность и является атрибутом Мудреца, так как его ум, находясь в покое, является «зеркалом Вселенной».

Японский орден Священного Сокровища, Зеркала и Самоцветов

Герб российского города Верхняя Пышма

В японской традиции образ зеркала олицетворяет Божественное Солнце и является одним из императорских священных сокровищ вместе с мечом, троном и тремя жемчужинами, символами трех доблестей: знания, отваги и милосердия. Другое зеркало — кагами, или «обвиняющее зеркало», имело свойство отображать истину и вскрывать провинности. Также этот предмет является атрибутом солярной богини Аматэрасу.

Очень часто слово «зеркало» встречается в названиях старинных трактатов по богословию, педагогике и дидактике. В них находили отражение те или иные людские грехи, а также содержались похвалы истинно христианскому образу жизни. Зеркало является олицетворением высокомерия, тщеславия, сластолюбия, именно его держит в руках обольстительница-сирена. В то же время оно выступает как символ самопознания, добродетели, истины и благоразумия.

Зеркало — символ Девы Марии, так как Бог отразился в ней через точное свое подобие — Иисуса Христа. Зеркало является также одним из атрибутов народных гаданий. При помощи зеркала ворожили, оно являлось мерилом верности в любовных делах, с его помощью находили воров и вызывали духов, чтобы задать им вопросы.

Д. Веласкес. Венера перед зеркалом

Зеркало являлось символом ацтекского бога Тецкатлипоки

Щит Персея

Весы являются седьмым знаком зодиака и единственным из них, представляющим неодушевленный предмет. Название ему дали римские астрономы начала нашей эры. Одна из интерпретаций названия этого зодиакального знака связана с днем осеннего равноденствия, считавшимся точкой «смерти» Природы и который со временем из-за несовершенства летоисчисления переместился в созвездие Девы.

Персей убивает горгону Медузу. Фрагмент фрески работы А. Карраччи

Зеркало Венеры

В Древнем Риме зеркало являлось непременным атрибутом богини любви Венеры. Символом богини и посвященной ей планеты стало «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом. Считается, что этот символ восходит к знаку анх, который в Древнем Египте олицетворял союз Изиды и Озириса, слияние женского и мужского начал. В Средние века верили, что этот символ является упрощенным изображением ручного зеркала, которым пользуются женщины. В алхимии «зеркало Венеры» обозначало металл медь, а в современном мире оно является символом женского пола.

Зеркало Венеры

Анх

Боги с анхом в руках. Древнеегипетская фреска

Зеркало тщеславия

Любование собственным отражением и связанная с этим чрезмерная забота о собственной внешности издревле считались грехом. Древние греки верили, что именно из-за этого погиб прекрасный Нарцисс. В Средние века зеркало было символом греховного женского тщеславия. Красавица, любуясь собой в зеркале, видела в нем дьявола. В Новое время этот символ дополнился образом обезьяны, прихорашивающейся перед зеркалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *