Как оприходовать товар найденный на складе
Перейти к содержимому

Как оприходовать товар найденный на складе

Порядок инвентаризации. Введение итогов инвентаризации в 1С

54654.png

Инвентаризация склада осуществляется периодически для уверенности в правильном ведении бухгалтерского и складского учёта. В розничных точках при инвентаризации склада определяется количество проданного, недостача, пересорт, что позволяет вовремя скорректировать программный учет товаров, основных средств, материалов. На примере конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.3» познакомимся с автоматизированными средствами инвентаризационных мероприятий.

Инвентаризация склада, особенно при широком ассортименте разнообразных товаров и поступлении/продажах большими партиями – то, что страшит многих кладовщиков и бухгалтеров, но средствами программы выполняется быстро, понятно и корректно.

Регламент выполнения инвентаризационных мероприятий на складе

Когда необходима инвентаризация? Кроме плановых, необходимых для представления корректной бухотчетности, проверок наличия/отсутствия товарно-материальных ценностей (ТМЦ) пересчёт складской наличности производится в следующих ситуациях:

  • при смене МОЛ – материально ответственных лиц (на дату передачи дел);
  • при подозрении краж, умышленной или случайной порчи товара и материалов;
  • в случае природных катастроф, затоплений и пожаров, иных внештатных внешних ситуаций;
  • при явном несовпадении складского и бухгалтерского учёта.

Выполнение инвентаризации на складе регламентируется сопутствующими методическими указаниями (приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995, дополненный 08.11.2010).

Последовательность действий, выполняемых до оформления инвентаризационных показателей в программе 1С: Бухгалтерия 3.0:

  1. Бухгалтерией составляются инвентаризационные описи (ИНВ-3 для товаров и собственных материалов, ИНВ-5 для поступивших на хранение и переработку материалов).
  2. Складские операции в инвентаризационный период не совершаются.
  3. МОЛ оформляет расписку о внесении складских документов в карточки складского учета и их передаче в отдел бухгалтерии.
  4. Составляется комиссия, присутствуют завскладом и назначенные МОЛ, осуществляется пересчитывание товаров и материалов с занесением показателей в графу «Фактическое наличие».
  5. При выявлении инвентаризационных излишков или недостач по форме ИНВ-19 выписываются сличительные ведомости: суммовые показатели отмечаются так, как оценены в бухучете.

Нередко пересчет и обработка её результирующих показателей растягиваются на неопределенное время – это вызывает серьезный перекос в бухгалтерском и складском учёте. Для корректного выполнения этой важной процедуры результаты пересчета ТМЦ вносятся в программу не позднее десяти дней после его завершения, чем быстрее – тем лучше.

Объекты программы, используемые при инвентаризации склада

Автоматизированный учет инвентаризации ТМЦ предусматривает использование нескольких документов, доступных через раздел меню Склад — Инвентаризация:

  • основной документ данных складского пересчета «Инвентаризация товаров»:

и1.png

  • документ «Оприходование товаров»:

и2.png

  • документ «Списание товаров»:

и3.png

Последние два документа рекомендуется оформить на основании док-та «Инвентаризация» — это существенно сокращает временные затраты на подведение инвентаризационных итогов и корректировки бухучета.

Документ «Инвентаризация на складе»

Основной документ содержит три закладки:

  • Товары – вносятся позиции номенклатуры, количество по факту и программному учету, учетная стоимость, автоматически рассчитывается количественное отклонение, фактические и учётные суммы позиции. Обратите внимание: очень удобно при заполнении табличных строк док-та пользоваться блоком «Заполнить» — «Заполнить по остаткам на складе»: конфигурация сама подтянет все присутствующие на складском учёте ТМЦ, проставит их количество и цену оприходования:

и4.png

Вторая строка блока «Заполнить» выполняет перезаполнение учётных количеств и сумм в случае внесения корректировок в исходные документы оприходования, перемещения по складам, списания. Фактическая сумма представляет собой произведение граф «Кол-во факт» и «Цена». Если по результатам инвентаризации установлено несовпадение фактической и учетной стоимостей, то при изменении фактического показателя пересчитывается цена за единицу (как частное от деления фактической суммы на фактическое количество).

Если товара/материала в наличии нет или меньше учетного количества, автоматически заполнится графа «Отклонение» — показатель выводится с отрицательным знаком, это недостача. На излишки (фактическое количество больше учетного) указывает положительная цифра отклонения.

  • закладка документа «Проведение инвентаризации» предназначается для внесения данных самой процедуры: периода, сведений о документе основании, причина инвентаризационного пересчета заполняется вручную в текстовом поле:

и5.png

Закладка документа «Инвентаризационная комиссия» определяет ответственных за инвентаризацию членов комиссии, взвод флажка «устанавливает» председателя:

и6.png

Важно понимать, что док-т «Инвентаризация товаров» не делает по учёту совершенно никаких движений – не списывает недостачу и не оприходует излишки. Это всего лишь ведомость фактического наличия и программного, с выводом количественных и суммовых отклонений. Но именно эта ведомость является базой для дальнейшей корректировки бухучета. После записи документа доступны для печати необходимые печатные формы – описи, ведомости, инвентаризационный приказ:

и7.png

Если у организации в учёте имеется единственный склад, то документальные операции по умолчанию будут производиться по нему – он даже не отобразится в шапке конкретной формы. Если же в справочнике складов присутствует несколько позиций, то в шапке инвентаризационного документа появится поле выбора необходимого склада:

и8.png

На базовых данных документа пересчета оформляются документы «Оприходование товаров» и «Списание товаров» — большинство граф заполняются автоматом. Указанные документы, конечно, могут быть созданы и сами по себе.

Документ «отчёт о розничных продажах»

Если предприятием ведется розничная торговля (в программе имеются соответствующие настройки учетной политики и функциональности программы) на основании док-та «Инвентаризация товаров» необходимо оформить документ «Отчёт о розничных продажах»:

и9.png

Возможность создания документа розничных продаж появится только в ситуации, если инвентаризацией было обнаружено превышение фактического наличия над учётным. Иначе программа выдаст ошибку – и это понятно: если нет излишков, значит, нет и показаний для оформления розничных продаж.

Если же инвентаризацией выяснено, что по факту товара/материала меньше, чем отображено в программе, и точно известно, что разница продана (а не украдена или испорчена), оформляется документ розничных продаж на величину отклонения:

и10.png

В графу «Количество» попадут данные положительного отклонения из документа инвентаризации (излишки), цену и сумму возможно указать вручную с пересчетом. При проведении «Отчет о розничных продажах» делает движения по счету учёта ТМЦ (в данном случае 10.01 «Сырьё и материалы»), счёту доходов с аналитикой и счёту расходов, в шапке указан счёт кассы.

Чтобы исключить проставление вручную для каждого материала/товара счёта учёта рекомендуется для соответствующих номенклатурных позиций настроить счета учета. Такая возможность доступна через гиперссылку «Счета учёта номенклатуры» в шапке справочника «Номенклатура», после чего нужный счёт учёта по определённой товарной или материальной позиции во всех документах будет подтягиваться сам. Минимум ручной работы – минимум случайных ошибок в учёте.

На основании проведенного документа при необходимости следует оформить возврат от покупателя или оприходовать наличные суммы:

и11.png

Документ «Оприходование товаров»

Формирование этого документа интуитивно понятно. Потребность в его оформлении возникает лишь тогда, когда инвентаризационным пересчётом выявлены излишки товаров/материалов, которые следует поставить на баланс организации.

Удобно оформлять этот документ на основании «Инвентаризации товаров на складе». Графа «Количество» заполняется по положительному инвентаризационному отклонению, в шапке следует определить статью доходов (по умолчанию «Оприходование излишков»):

и12.png

Проставленные для номенклатурных позиций счета учета будут подтягиваться во все составляемые документы – это удобно, бухгалтеру дополнительно не придется контролировать этот момент. Оприходование формирует соответствующие проводки:

и13.png

Документ «Списание товаров»

Составляется в случае выявления инвентаризацией недостачи ТМЦ, подлежащих списанию с баланса организации. Практически идентичен документу оприходования с учётом противоположности операции. Ниже приведен пример инвентаризационного документа с недостачей по двум номенклатурным позициям и сформированного на его основании документа списания:

и14.png

и15.png

В режиме создания документа «на основании» табличные части автоматически заполняются номенклатурой, оказавшейся по показателям документа-основания в недостаче. Из табличных строк следует исключить позиции, недостаток которых обусловлен фактическим нахождением на другом складе (при наличии на предприятии и в учёте нескольких складов). Для изменения фактического нахождения ТМЦ необходимо оформить и провести документ «Перемещение товаров».

Проведенный документ списания формирует в учёте следующие движения:

и16.png

Из его формы печатаются акты списания товаров (ТОРГ-16) – печатные формы стандартны и унифицированы, при необходимости подключите собственные печатные бланки.

и17.png

Чаще всего по инвентаризационным результатам востребованы оба типа документов: излишки приходуются, недостачи списываются. Одна и та же номенклатурная позиция инвентаризационного документа невозможна в документе списания и документе оприходования.

Отображение результатов инвентаризации материалов в бухучете

Автоматизация ведения материально-производственных запасов в 1С в случае излишков или недостачи имеет следующие нюансы, которые специалист бухгалтерии при проведении инвентаризационных мероприятий и оформлении документов в программе должен проконтролировать:

  • излишек материалов вносится по рыночной стоимости (без НДС) на момент проведения пересчёта, надлежащая сумма отображается в прочих доходах;
  • излишки материалов проводятся по дебету счёта 10 «Материалы», корреспондирующего со счётом 91.01 «Прочие доходы»;
  • оценка списания осуществляется по закрепленному в учётной политике методу;
  • недостача оформляется списанием материалов со счёта 10 «Материалы» в дебет счёта 94 «Недостачи и потери при порче ценностей»;
  • если в организации регламентированы нормы естественной убыли, то решением руководителя лимитированная сумма недостач переносится на производственные издержки (с кредита счёта 94 «Недостачи и потери при порче ценностей» в дебет 20-х производственных счетов);
  • недостачи выше нормы естественной убыли переносятся с кредита счёта 94 на МОЛ – в дебет субсчёта 73.03 «Расчёт по возмещению мат. ущерба»;
  • потери от природных и техногенных катастроф переносятся на финансовые результаты – в дебет 91.02 «Прочие расходы» с кредита счёта 10 «Материалы».

Вышесказанное справедливо и для товарного учета, проводки списания и оприходования формируются по соответствующим счетам (41.01 – для товаров на складах, 41.02 – для товаров розничной торговле).

Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или обратившись к нашим специалистам по телефону в удобный для вас офис.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Излишек товаров в результате инвентаризации

Оприходование излишков в 1С 8.3 пошаговая инструкция

  • римская штора «Бамбук» — 3 шт. (рыночная цена 800 руб./шт.);
  • магниты для штор «Роза» — 10 шт. (рыночная цена 100 руб./шт.).

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Оприходование излишков товаров в результате инвентаризации
01 июля 41.01 91.01 3 400 3 400 3 400 Оприходование излишков товаров по рыночной стоимости Оприходование товаров

Оприходование излишков товаров в результате инвентаризации

  • справка, составленная Организацией на основании данных из СМИ: общедоступных изданий, данных информационно-ценовых агентств;
  • отчет независимого оценщика.
  • БУ – в прочие доходы (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н);
  • НУ — во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Оприходование выявленных ТМЦ оформите документом Оприходование товаров на основании документа Инвентаризация товаров.

  • Склад — из справочника Склады укажите место хранения, т.е. куда приходуются излишки ТМЦ;
  • Статья доходов — статья из справочника Прочие доходы и расходыОприходование излишков,
    • Вид статьиИзлишки товаров, выявленные в результате инвентаризации.

    Табличная часть документа Оприходование товаров заполняется автоматически по кнопке Заполнить по документу Инвентаризация товаров .

    • Цена — рыночная стоимость ТМЦ без учета НДС на момент принятия выявленных излишков к учету.
    • мыло косметическое «Роза» – 10 шт. (рыночная цена 100 руб./шт.).

    Излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации отражаются в учете по рыночной оценке:

    • БУ – прочие доходы (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н);
    • НУ – внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ).

    Рыночная цена – это цена сделки, которая сложилась в результате спроса и предложения. Цена признается рыночной пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ).

    Оценка ТМЦ производится по текущей рыночной стоимости без учета НДС, но не ниже затрат на их приобретение (п. 8 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 12.08.2011 N 03-03-06/1/478).

    • справка, составленная Организацией на основании данных из СМИ: общедоступных изданий, данных информационно-ценовых агентств;
    • отчет независимого оценщика.

    Справочники – Склады – История изменений

    Документ Инвентаризация товаров – универсальный, он предназначен для счетов учета:

    • товаров (счет 41);
    • материалов (счет 10);
    • готовой продукции (счет 43);
    • внеоборотных активов (счет 08).

    Документ не формирует проводки и не применяется для ТМЦ на забалансовых счетах МЦ.

    Еще – Изменить форму – Товары – курсор на Номенклатура – Добавить поля – Вид номенклатуры

    Факт – в ручном режиме внести изменения в те позиции, по которым выявлены расхождения:

    Инвентаризация товаров – Создать на основании – Оприходование товаров

    Предопределенная статья

    Проводки по документу

    Документ формирует проводки:

    • Дт 41.01 Кт 91.01 – оприходованы излишки товаров, выявленные при инвентаризации.
    Документальное оформление

    Организация утверждает формы первичных документов, в т.ч. документа по оприходованию товаров. В 1С используется Накладная на оприходование товаров .

    Бланк распечатайте по кнопке Накладная на оприходование товаров документа Оприходование товаров . PDF

    Декларация по налогу на прибыль

    В декларации по налогу на прибыль доход от обнаруженных излишков в результате инвентаризации товаров отражается в составе внереализационных доходов:

    Лист 02 Приложение N 1:

    • стр. 100«Внереализационные доходы — всего» в т. ч.
      • стр. 104 «в виде стоимости излишек…» PDF

      На счете 91.01 после обновления на релиз 3.0.72 обнаружены изменения статьи Излишки (недостачи) ТМЦ. Статья сама заменилась в документе закрытого периода. Что с этим делать?

      Декларация по налогу на прибыль. Лист 02 Прил. 1:

      • стр. 100 – Внереализационные доходы – всего
      • стр. 101-106 – в т.ч. расшифровка отдельных видов внереализационных доходов:
        • в. т.ч. стр. 104стоимость излишков, выявленных при инвентаризации.

        Оборот по Кт 91.01 по статьям вида Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации:

        Что произошло?

        В справочник Прочие доходы и расходы добавлен новый вид прочих доходов:

        • Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации

        Зачем это надо?

        Вид доходов Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации добавлен, чтобы из Прочих внереализационных доходов выделить доходы от излишков, выявленных при инвентаризации.

        Декларация по налогу на прибыль

        Лист 02 Приложение 1 стр. 104

        Проверьте расшифровки в прошлых декларациях, если до обновления были операции по оприходованию излишков.

        Отчет о прибылях и убытках

        Проверьте расшифровки в прошлых отчетах, если до обновления были операции по оприходованию излишков.

        Подмена статьи в документах прошлых периодов нужна для того, чтобы в учете все операции по оприходованию излишков при инвентаризации были отражены одинаково внутри года.

        Расшифровка Декларации по налогу на прибыль, Лист 02 Приложение 1 стр. 104 это подтверждает. Там учитывается Оборот по Кт 91.01 по статьям вида Излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации .

        Мы рассмотрели как в 1С оприходовать излишки по инвентаризации.

        См. также:

        Если Вы еще не подписаны:

        Активировать демо-доступ бесплатно →

        или

        Оформить подписку на Рубрикатор →

        После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

        Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
        важные изменения 1С и законодательства

        Помогла статья?

        Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

        Похожие публикации

          ..У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ: Оформите.Начиная с релиза 3.0.97 в программе 1С автоматизирован учет материалов.

        (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

        Вы можете задать еще вопросов

        Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

        Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
        регламентом БухЭксперт8.ру >>

        Спасибо огромное Елене Гряниной за классный двухдневный семинар по 24 критическим ошибкам в ЗУП!

        Содержание

        Вы можете задать еще вопросов

        Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

        Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
        регламентом БухЭксперт8.ру >>

        Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) отразить оприходование неучтенного товара на склад (+ видео)?

        Для оформления факта оприходования излишков товаров на склад в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) предназначен документ Оприходование товаров, который можно ввести на основании документа Инвентаризация товаров.

        Оба этих документа находятся в группе Инвентаризация раздела Склад.

        Документ Инвентаризация товаров предназначен:

        • для проведения инвентаризации товаров, материалов и продукции на оптовых, розничных складах и в неавтоматизированных торговых точках;
        • для формирования и печати сличительной ведомости и инвентаризационной описи при проведении инвентаризации на складах организации;
        • для печати приказа о проведении инвентаризации.

        Инвентаризация может быть проведена по складу или по материально-ответственному лицу.

        Если инвентаризация проводится по складу, то в шапке документа нужно заполнить поле Склад — место хранения, по которому проводится инвентаризация.

        Если инвентаризация проводится по нескольким складам одного материально ответственного лица, то нужно заполнить поле Ответственное лицо, при этом поле Склад заполнять не нужно.

        На закладке Товары в табличной части заполняются следующие графы:

        • Номенклатура — указывается список номенклатурных позиций (список можно автоматически заполнить по данным бухгалтерского учета по кнопке Заполнить);
        • Кол-во факт — указывается фактическое количество товара, зафиксированное по результатам проведения инвентаризации.
        • Кол-во учет — отображается количество по данным бухгалтерского учета (эти данные не редактируются);
        • Отклонение — фиксируется отклонение между фактическим остатком, зафиксированным в результате поведения инвентаризации, и остатком по данным учета;
        • Цена — указывается фактическая себестоимость единицы товара по результатам проведения инвентаризации;
        • Сумма факт — указывается фактическая себестоимость товара по результатам проведения инвентаризации;
        • Сумма учет — отображаются данные о суммарной себестоимости, рассчитанной на основании введенных в информационную базу документов (эти данные не редактируются);
        • Счет учета – указывается счет учета ТМЦ.

        При проведении инвентаризации на складе с видом Неавтоматизированная торговая точка в таблице дополнительно отображается графа Розн. цена. В этой графе указывается продажная цена, которая будет заполняться в отчете о розничных продажах по результатам инвентаризации.

        На закладке Проведение инвентаризации указываются:

        • период проведения инвентаризации;
        • реквизиты приказа о проведении инвентаризации;
        • причина проведения инвентаризации.

        На закладке Инвентаризационная комиссия указывается состав инвентаризационной комиссии.

        После заполнения и записи документа Инвентаризация товаров, нажав на кнопку Создать на основании, можно сразу сформировать заполненный документ Оприходование товаров. Документ позволяет выписать накладную на оприходование товара.

        Для того чтобы ОСВ по 41 счету не показывала отрицательные остатки, необходимо убедиться в том, что документы Оприходование товаров и Реализация товаров проведены в правильной последовательности.

        Подробнее смотрите видео (видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» релиз 3.0.37.21).

        Как в 1С отражаются товары "в пути"

        Например, сотрудник АХО закупил моющие средства у поставщика, подписал накладную, но вернется на предприятие и сдаст товар на склад через 2 часа или даже на следующий день. Вряд ли стоит отражать данную ситуацию в учете.

        Если в работе предприятия имеются вышеуказанные условия, значит, мы имеем дело с ситуацией «Товары в пути 1С», требующей отражения в учетной системе.

        В прикладных решениях «1С:ERP», «1С:КА» и «1С:УТ» для этого осуществляются следующие действия.

        Принципиальная схема очень проста. Предположим, товар был приобретен 15 декабря 2019 года на условиях «Самовывоз со склада поставщика», но на склад предприятия еще не поступил (по плану 25 декабря 2019 года). Этот пример и будем рассматривать с использованием «1С:ERP 2.4»

        Должна быть включена опция «Товары в пути 1С». Закупки – Настройка НСИ и разделов – Закупки – Документы закупок – Товары в пути.

        Предварительно активируется использование партийного учета, договоров с поставщиками и учет себестоимости по видам запасов.

        Договор с поставщиком, который желательно оформлять в рамочных документах, на вкладке «Расчет и оформление» на вкладке «Оформление закупок». Обязательно установить переключатели в положение «Двумя документами» и по схеме «Товары в пути 1С», как это показано на скриншоте.

        1. Схема «Товары в пути 1С» начинается с оформления заказа поставщику. В поле «Хозоперация» необходимо указать значение «Закупка у поставщика (товары в пути)».

        2. На основании заказа создается документ «Приобретение товаров и услуг».

        Если вернуться к базовой схеме, то мы ее отразили с помощью двух оформленных документов в 1С: оформление заказа поставщику и приобретение товаров и услуг.

        Наш товар находится в пути на склад предприятия.

        Для удобства контроля над ситуацией с товарами, которые находятся в пути, используется пользователем отчет в 1С «Контроль оформления товаров в пути и неотфактурованных поставок (раздел Закупки)». Отражен на скриншоте.

        Таким образом пользователь (например, бухгалтер по закупкам) может отслеживать, сколько товаров, принадлежащих предприятию на праве собственности, не находится на складе.

        К недостатку отображения схемы «Товары в пути» можно отнести то обстоятельство, что отображается только факт того, что на определенный момент времени, такой-то товар (в разрезе поставщиков и договоров) находится где-то «в пути», а не на складе. Установить, в какой точке маршрута следования он находится, не представляется возможным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *