Как сдать электронный больничный лист в ФСС
Как работает модуль «Лист нетрудоспособности»
Электронные больничные формируются в ЕИИС «Соцстрах». Передавать информацию в эту систему работодатели могут, используя:
- собственное программное обеспечение;
- бесплатную программу ФСС РФ;
- личный кабинет страхователя.
С 2022 года во взаимодействии работодателей, работников и ФСС по общему правилу используется форма электронного больничного листа (п. 3 ст. 13 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Работодатель при этом никак не принимает участие в составлении такого листка: все действия осуществляет медицинская организация.
Узнать больше о новом порядке оформления больничных листков вы можете здесь.
Основное действие работодателя в рамках получения доступа к системе «Соцстрах» — предоставление в ФСС недостающих сведений для оформления больничного. При этом данная процедура производится по запросу фонда — через соответствующую систему, после закрытия больничного. Срок предоставления сведений — 3 рабочих дня после получения запроса (п. 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 23.11.2021 № 2010).
Узнать больше о действиях работодателя при оформленном электронном больничном вы можете в специальном материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Напомним! С 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты от ФСС. Это значит, что работодатель оплачивает только первые 3 дня болезни. Остальные дни фонд оплачивает напрямую сотруднику. Это правило действует и в 2022 году.
О порядке оплаты электронного больничного читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О дополнительных возможностях модуля «Лист нетрудоспособности» (что может быть полезно для работников медучреждений) расскажем далее.
Дополнительные возможности модуля «Лист нетрудоспособности»
Данные из модуля «Лист нетрудоспособности» позволяют не только сформировать информацию в больничном листе, но и облегчить заполнение связанных с ним отчетных форм. Например, модулем предусмотрена возможность стопроцентной автоматизации:
- формирования статистических отчетов по экспертизе нетрудоспособности;
- заполнения бумажного журнала выданных больничных листов.
Сформированная системой отчетность позволяет:
- наглядно представить текущий уровень заболеваемости в РМИС;
- получить оперативные данные о выданных листах нетрудоспособности.
Формируемый системой журнал листов нетрудоспособности обладает широким спектром возможностей:
- быстрого поиска информации (по Ф.И.О. пациента, № листа, дате выдаче, фамилии врача и др.);
- контроля случаев длительного нахождения пациентов на больничном;
- экспорта имеющихся в системе данных в документы разного формата (Excel, Word, HTML, текст, Rect);
- получения разнообразных статотчетов и анализа данных из больничных листов за несколько периодов.
Благодаря модулю «Лист нетрудоспособности» не только сокращается время на оформление больничного, но и:
- снижаются трудозатраты медперсонала на заполнение и обработку множества бумаг;
- дается врачам возможность больше времени уделить непосредственно пациенту, а не заполнению документов.
Что нужно сделать работодателям, чтобы их сотрудники могли пользоваться современными медтехнологиями при условии оформления электронных листков нетрудоспособности расскажем в следующем разделе.
Как работодателю наладить взаимодействие с ФСС для применения электронного больничного
Любой работодатель с 2022 года обязан иметь доступ к системе «Соцстрах». Для этого необходимо:
- зарегистрировать фирму на сайте gosuslugi.ru;
- открыть личный кабинет на cabinets.fss.ru;
- получить усиленную электронную подпись.
Через личный кабинет осуществляется обмен информацией о больничных листах с ФСС. Если такой электронный обмен информацией с ФСС работодателя и медучреждения не будет налажен, работодатель не сможет выполнять обязательства, предусмотренные законодательством о социальном страховании.
Главные из таких обязательств — правильный расчет и своевременная выплата больничных. Специальный материал, подготовленный экспертами «КонсультантПлюс», поможет вам обеспечить корректное их выполнение. Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Порядок информационного взаимодействия медучреждений, отделений ФСС и работодателей утвержден постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567. Он предусматривает:
- способы и последовательность дистанционного взаимодействия всех участников информационного взаимодействия;
- требования к техническому оснащению пользователей сведений (системам, каналам связи, безопасности и др.);
- алгоритмы ведения единой базы данных о страховых случаях.
Взаимодействие работодателя, фонда и медучреждений в информационном процессе с 2022 года не требует получения согласия от работника (постановление Правительства России от 23.08.2021 № 1381).
Не следует обязывать работника предоставлять в бухгалтерию номер электронного больничного.
Как организовать сдачу в ФСС электронной отчетности, см. в материале «Как сдать электронную отчетность в ФСС (нюансы)».
Итоги
Электронный больничный выдается медучреждением пациенту по общему правилу, действующему с 2022 года. При этом пациент не должен давать письменное согласие на получение и обработку его персональных данных в целях оформления электронного листка нетрудоспособности Данные из электронного больничного в ФСС поступают благодаря медицинским информационным системам, объединенным ЕГИСЗ.
Пилотный проект ФСС в программе "1С:Зарплата и управление персоналом" (ред.3)
С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда (пилотный проект «Прямые выплаты»).
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 утвержден ряд Положений, устанавливающих особенности страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, порядка взаимодействия сторон-участников пилотного проекта. Формы заявлений, извещений утверждены приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578. Формы реестров сведений утверждены приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579.
В настоящее время в пилотном проекте уже участвуют 77 субъектов Российской Федерации. С 1 января 2021 года механизм прямых выплат будет реализован в следующих регионах: Краснодарский край, Пермский край, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Почти все пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки. При этом остаются еще два пособия, которые по-прежнему выплачивает работодатель, а затем обращается за возмещением в территориальный орган ФСС.
Пособия, выплачиваемые напрямую из ФСС:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
оплата дополнительного отпуска на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня назначается и выплачивается работодателем за счет собственных средств. С четвертого дня больничный оплачивает ФСС РФ.
Пособия, выплачиваемые работодателями, а потом возмещаемые из ФСС:
социальное пособие на погребение;
оплата четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Участие в пилотном проекте ФСС в программе "1С:Зарплата и управление персоналом" (ред.3)
В учетной политике организации необходимо указать дату вступления в проект (достаточно установить флаг – дата определяется автоматически по КПП).
Дополнительно дата перехода на прямые выплаты с 01.01.2021 года прописана в программном коде, поэтому даже если в учетной политике не установить дату перехода, механизм прямых выплат с 01.01.2021 года будет работать автоматически.
Работодателям необходимо ознакомить работников с новым порядком выплаты пособий.
Общий порядок действий в программе для оформления пособий, выплачиваемых напрямую из ФСС:
Зарегистрировать соответствующее пособие (документами Больничный лист, Отпуск по уходу за ребенком).
Оформить заявление на выплату пособия и распечатать его для подписи сотрудником.
Если организация подает в электронном виде реестры сведений, необходимых для расчета пособия, сформировать реестр (кроме пособий по травме на производстве и профзаболеваниям, по этим пособиям передается опись заявлений в бумажном виде).
Если организация не подает в электронном виде реестры сведений (можно не формировать реестры в электронном виде при численности менее 25 чел.), необходимых для расчета пособия, сформировать опись заявлений и документов и распечатать ее (для пособий по травме на производстве и профзаболеваниям обязательно).
Рассмотрим порядок действий в программе на примере оформления пособия по временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности регистрируется документом Больничный лист.
В документе рассчитывается только часть пособия, оплачиваемая за счет работодателя. Та часть пособия, которая начисляется за счет ФСС, отражается в документе с нулевым результатом.
В документе появляется дополнительная закладка Пилотный проект ФСС, на которой вносятся данные для последующего заполнения формы заявления на выплату пособия, а также реестра сведений, передаваемого в электронном виде.
В фонд работодателю необходимо передать заявление (Приложение № 1 к приказу ФСС РФ от 24.11.2017 № 578) сотрудника на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Его можно сформировать по ссылке Ввести заявление сотрудника на выплату пособия на закладке Пилотный проект ФСС, а также из рабочего места Пособия за счет ФСС или из журнала Передача в ФСС сведений о пособиях (раздел Отчетность, справки).
Оформлять заявление на больничные листы, оплачиваемые целиком за счет работодателя, не требуется.
При заполнении заявления по ссылке из документа Больничный лист большинство сведений заполняются автоматически. В шапке документа указывается вид пособия и документ-основание. Сведения о получателе заполняются автоматически по данным сотрудника.
Способ выплаты заполняется автоматически, но при необходимости его можно изменить (например, если пособие должно выплачиваться на карту МИР).
На закладке Прилагаемые документы заполняется номер и дата листка нетрудоспособности.
Основные данные на закладке Расчет пособия заполняются автоматически из документа Больничный лист. Периоды простоя, средний заработок на период простоя, а также периоды, за которые пособие не назначается (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), при необходимости заполняются вручную.
Если в фонд будет отправляться электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия, то необходимо заполнить закладку Сведения для реестра.
Срок действия трудового договора заполняется, только если с сотрудником заключен срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. В поле Количество оплаченных дней нетрудоспособности указывается вручную количество оплаченных дней нетрудоспособности, используемых в текущем году сотрудником-инвалидом (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
После проведения документа можно распечатать заполненное заявление для подписи сотрудником.
Для передачи реестра на выплату пособий в электронном виде необходимо внести данные для реестра по соответствующей ссылке на закладке Пилотный проект.
При этом, если в программу будут загружены данные электронного листка нетрудоспособности, то сведения для реестра заполнятся автоматически.
Далее необходимо сформировать реестр для передачи в ФСС. Сделать это можно из рабочего места Пособия за счет ФСС или из журнала Передача сведений о пособиях в разделе Отчетность, справки.
Формирование реестра для передачи в ФСС
В документе выбирается вид реестра, и на закладке Сведения, необходимые для назначения пособия заполняются данные из подготовленных документов. Предусмотрено как ручное, так и автоматическое заполнение по кнопке Заполнить.
На закладке Сведения о страхователе заполняется общая информация об организации на основании данных, указанных в ее карточке. Поле Реестр составил заполняется вручную.
Реестр проводится и отправляется в ФСС. Если подключен сервис "1С-Отчетность", то можно непосредственно из программы отправить реестр сведений в ФСС РФ по кнопке Отправить.
Если реестр в электронном виде не формируется, то необходимо сформировать Опись заявлений сотрудников на выплату пособий в журнале Передача сведений о пособиях в разделе Отчетность, справки.
Для других видов пособий порядок действий аналогичен – требуется ввести заявление сотрудника и затем сформировать реестр или опись.
Для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет заявление можно ввести по ссылке из документа Отпуск по уходу за ребенком.
В заявлении на закладке Прилагаемые документы вручную вносятся данные о предоставленных документах, например справка от другого родителя о неполучении пособия.
Для остальных видов пособий, выплачиваемых напрямую из ФСС (единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки или при рождении ребенка), заявления вводятся из рабочего места Пособия за счет ФСС или из журнала Передача сведений о пособиях в разделе Отчетность, справки.
Порядок действий по пособиям, выплачиваемые работодателями, а потом возмещаемыми из ФСС
Начислить и выплатить пособие (документы Единовременные пособия за счет ФСС или Оплата дней ухода за детьми-инвалидами);
Сформировать заявление на возмещение и передать его в ФСС.
Сделать это можно из рабочего места Пособия за счет ФСС или из журнала Передача сведений о пособиях в разделе Отчетность, справки.
Важно! Страховые взносы уплачиваются работодателем в полном объеме и не уменьшаются на сумму произведенных выплат.
Формирование и отправка реестра больничных листов в ФСС
Пилотный проект по отправке больничных листов в ФСС больше не является пилотным и с 1 января 2021 года действует во всех регионах.
Реестры больничных листов (листки нетрудоспособности) передаются страхователями или застрахованными лицами в ФСС для начисления пособий по нетрудоспособности застрахованным лицам. Часть больничного оплачивается сотруднику напрямую Фондом социального страхования, остальное непосредственно работодателем:
Если сотрудник получает в мед.учреждении бумажный больничный лист, то схема работы выглядит следующим образом:
Для электронных больничных листов схема следующая:
- Работник-застрахованное лицо дает медицинскому учреждению письменное согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
- Медицинское учреждение формирует ЭЛН, подписывает его электронной подписью врача и медицинской организации и отправляет всю информацию по листу нетрудоспособности в ФСС.
- Работник вместо листа нетрудоспособности на бумажном носителе получает номер ЭЛН для передачи его страхователю-работодателю.
- Работник сообщает работодателю номер ЭЛН.
- Работодатель по номеру ЭЛН из программы 1С запрашивает и получает из базы ФСС все данные больничного.
- Работодатель дополнительно заполняет в полученном ЭЛН данные, предоставляемые со стороны организации (сведения о страхователе, о застрахованном лице, о среднем заработке, стаже работы и т. д.)
- Работодатель оплачивает работнику больничный лист.
- Информация о сумме выплаченного пособия отправляется в ФСС.
- ФСС частично оплачивает больничный, равно как и работодатель (на схеме обозначено пунктирной линией).
На данный момент с помощью функционала сервиса 1С-Отчетность возможна отправка следующих реестров сведений для назначения и выплаты пособий:
- Пособия по нетрудоспособности;
- Ежемесячные пособия по уходу за ребенком;
- Единовременные пособия при рождении ребенка;
- Единовременные пособия вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Отправка данных реестров сведений возможна из следующих конфигураций:
- «Бухгалтерия предприятия», редакция 3.0 (начиная с 3.0.41.48)
- «Зарплата и управление персоналом», редакция 2.5 и 3.0;
- «Зарплата и кадры бюджетного учреждения», редакция 1.0;
- «Управление производственным предприятием», редакция 1.3;
- «Комплексная автоматизация», редакция 1.1;
- «Уполномоченный представитель», редакция 1.0.
На примере конфигурации «Бухгалтерия предприятия», редакция 3.0
Для формирования реестра перейдите в раздел Зарплата и кадры → Настройки зарплаты:
Далее перейдите по ссылке Порядок учета зарплаты:
Кликните по строке с необходимой организацией:
В настройках учета зарплаты, на закладке Зарплата в блоке Прямые выплаты ФСС откройте выпадающий список и выберите требуемую дату:
Формирование реестра
Для формирования реестра необходимо перейти в раздел Отчеты → Регламентированные отчеты:
Далее нажмите кнопку Создать, в открывшемся окне перейдите на вкладку Все (1), выберите По категориям (2) и откройте каталог Пилотный проект ФСС (3). В каталоге выберите форму отчета Реестр прямых выплат ФСС:
Откроется форма реестра.
После заполнения формы реестра, последовательно нажмите на кнопки Провести (1)и Отправить (2) для того, чтобы сформировать и отправить реестр:
После нажатия кнопки Отправить в ФСС появится индикатор получения результатов от ФСС. Если отчет принят и не содержал ошибок, то появится окно с протоколом обработки.
На примере конфигурации «Зарплата и управление персоналом», редакция 2.5
Для формирования реестра перейдите в раздел Расчет зарплаты по организациям → Неявки → Реестры пособий ФСС, заявление о возмещении:
Далее нажмите кнопку Добавить и выберите из выпадающего списка нужный реестр:
Откроется форма реестра.
После заполнения формы реестра последовательно нажмите на кнопки Провести → Отправить → Отправить в ФСС для того, чтобы сформировать и отправить реестр:
После нажатия кнопки Отправить в ФСС, появится индикатор получения результатов от ФСС:
Если отчет принят и не содержал ошибок, то появится окно с протоколом обработки:
Как отправить в ФСС листы нетрудоспособности
По новым правилам пособия сотрудникам выплачивает не работодатель, а напрямую ФСС (см. постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 и от 01.12.2018 № 1459). Работодатель обязан лишь представить соответствующие документы в филиал фонда. Порядок отправки документов в ФСС описан в видео.
В пилотных регионах пособия сотрудникам выплачивает не работодатель, а напрямую ФСС (см. постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 и от 01.12.2018 № 1459). Работодатель обязан лишь представить соответствующие документы в филиал фонда. Порядок отправки документов в ФСС описан в видео.
Пилотный проект по отправке больничных листов в ФСС проходит в следующих регионах
- 01 — Республика Адыгея;
- 02 — Башкортостан;
- 03 — Республика Бурятия;
- 04 — Республика Алтай;
- 05 — Дагестан;
- 06 — Республика Ингушетия;
- 07 — Кабардино-Балкарская Республика;
- 08 — Республика Калмыкия;
- 09 — Карачаево-Черкесская республика;
- 10 — Республика Карелия;
- 11 — Республика Коми;
- 12 — Республика Марий Эл;
- 13 — Республика Мордовия;
- 14 — Республика Саха (Якутия);
- 15 — Республика Северная Осетия — Алания;
- 16 — Республика Татарстан;
- 17 — Республика Тыва;
- 18 — Удмуртская Республика;
- 19 — Республика Хакасия;
- 20 — Чеченская Республика;
- 21 — Чувашская Республика;
- 22 — Алтайский край;
- 23 — Краснодарский край;
- 24 — Красноярский край;
- 25 — Приморский край;
- 26 — Ставропольский край;
- 27 — Хабаровский край;
- 28 — Амурская область;
- 29 — Архангельская область;
- 30 — Астраханская область;
- 31 — Белгородская область;
- 32 — Брянская область;
- 33 — Владимирская область;
- 34 — Волгоградская область;
- 35 — Вологодская область;
- 36 — Воронежская область;
- 37 — Ивановская область;
- 38 — Иркутская область;
- 39 — Калининградская область;
- 40 — Калужская область;
- 41 — Камчатский край;
- 42 — Кемеровская область;
- 43 — Кировская область;
- 44 — Костромская область;
- 45 — Курганская область;
- 46 — Курская область;
- 47 — Ленинградская область;
- 48 — Липецкая область;
- 49 — Магаданская область;
- 50 — Московская область;
- 51 — Мурманская область;
- 52 — Нижегородская область;
- 53 — Новгородская область;
- 54 — Новосибирская область;
- 55 — Омская область;
- 56 — Оренбургская область;
- 57 — Орловская область;
- 58 — Пензенская область;
- 59 — Пермский край;
- 60 — Псковская область;
- 61 — Ростовская область;
- 62 — Рязанская область;
- 63 — Самарская область;
- 64 — Саратовская область;
- 65 — Сахалинская область;
- 66 — Свердловская область;
- 67 — Смоленская области;
- 68 — Тамбовская область;
- 69 — Тверская область;
- 70 — Томская область;
- 71 — Тульская область;
- 72 — Тюменская область;
- 73 — Ульяновская область;
- 74 — Челябинская область;
- 75 — Забайкальский край;
- 76 — Ярославская область;
- 77 — Москва;
- 78 — Санкт-Петербург;
- 79 — Еврейская автономная область;
- 80 — Забайкальский край;
- 81 — Пермский край;
- 83 — Ненецкий автономный округ;
- 84 — Красноярский край;
- 85 — Иркутская область;
- 86 — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра;
- 87 — Чукотский автономный округ;
- 88 — Красноярский край;
- 89 — Ямало-Ненецкий автономный округ;
- 90 — Московская область;
- 91 — Крым;
- 92 — Севастополь;
- 93 — Краснодарский край;
- 95 — Чеченская Республика;
- 96 — Свердловская область;
- 97 — Москва;
- 98 — Санкт-Петербург;
- 99 — Москва.
Реестры больничных листов (листы нетрудоспособности) передаются страхователями или застрахованными лицами в ФСС для начисления пособий по нетрудоспособности застрахованным лицам.
В Экстерн доступны следующие виды пособий:
Страховые случаи и условия выплаты пособий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Временная нетрудоспособность
Выплачивается в следующих случаях:
— болезнь, травма;
— уход за больным членом семьи;
— карантин застрахованного лица или ребенка до 7 лет;
— долечивание в санаторно-курортных учреждениях
Профессиональные болезни и травмы
Выплачивается при утрате трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (подробные условия описаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ)
Беременность и роды
Выплачивается женщине суммарно за весь период отпуска (при отсутствии осложнений и рождении одного ребенка срок составляет 70 дней до и после родов). Особенности выплаты пособия описаны в гл. 3, ст. 10 255-ФЗ
Ранние сроки беременности
Выплачивается единовременно женщинам, которые встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
рождение ребёнка
Единовременное пособие при рождении ребёнка
Уход за ребёнком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Погребение
Социальное пособие на погребение выплачивается согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 8
Оплата 4 дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми инвалидами
Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет (ст. 262 ТК РФ)
Порядок формирования и отправки пособий
Для перехода к работе с пособиями ФСС следует на главной странице системы выбрать нужную организацию в верхней части страницы и перейти в раздел «ФСС» > в разделе «Пособия и ЭЛН» нажать на кнопку «Все документы».
Если пункт «Пособия ФСС листки нетрудоспособности» отсутствует, убедитесь, что в верхней части страницы указана организация одного из регионов, принимающих участие в пилотном проекте.
Создание и загрузка документов
Новый документ можно сформировать непосредственно в Экстерне или загрузить готовый файл, подготовленный в сторонней программе.
Создание документов в Экстерн
Необходимо нажать на кнопку «Создать новый документ».
В открывшемся окне выбрать тип пособия, отметить нужного сотрудника в списке и нажать «Создать документ».
Список сотрудников в сервисе «Пособия ФСС» является общим с сервисом по подготовке отчетности в пенсионный фонд Контур-Отчет ПФ.
Если нужного сотрудника в списке нет, то следует нажать кнопку «Добавить нового сотрудника».
В появившемся окне заполнить ФИО и СНИЛС и нажать «Добавить сотрудника». Добавленный сотрудник отобразится в списке и будет выбран по умолчанию, а также появится в сервисе Контур-Отчет ПФ.
Далее следует приступить к заполнению формы в открывшемся окне.
Загрузка в систему готового файла
Нажать кнопку «Загрузить из файла».
В открывшемся окне выбрать файл и нажать «Открыть».Принимаемый в систему файл должен быть сформирован в установленном ФСС формате и иметь расширение xml.
Загруженные документы появятся в списке. Чтобы проверить документ и отправить его в ФСС, следует кликнуть по строке с нужным документом. Откроется форма для редактирования и отправки.
Заполнение документа
В документе на выплату пособия следует заполнить три раздела. В зависимости от выбранного типа пособия отобразятся следующие разделы:
- «Общая информация».
- «Лист нетрудоспособности». Раздел отображается в пособии по нетрудоспособности, пособии по беременности и родам, пособии по профтравме, болезни.
- «Расчет пособия».
- «Дополнительные документы». Раздел отображается в пособии по беременности и родам (если в пособии по нетрудоспособности установлен флажок «Поставлена на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)»), пособии по ранним срокам беременности, пособии по рождению ребенка и пособии по уходу за ребенком.
Все обязательные для заполнения поля будут подсвечиваться красным цветом.
Раздел «Общая информация»
В данном разделе заполняется информация о сотруднике, организации-работодателе и о способе выплаты пособия. Заполненные данные сохраняются в рамках сотрудника, при создании нового листа этот раздел будет заполнен автоматически.
1. «Заявитель» — следует отметить, кто является получателем пособия:
- «Получатель пособия» — пособие получает сам заявитель.
- «Уполномоченный представитель» — пособие получает представитель заявителя.
При выборе последнего открывается блок, в который следует внести сведения об уполномоченном представителе — ФИО и паспортные данные.
2. «Сведения о получателе пособия» — следует заполнить данные получателя пособия, такие как ФИО, СНИЛС, дату рождения, адрес, пол, статус регистрации и документ, удостоверяющий личность.
Информация о сотрудниках доступна одновременно и в сервисе «Пособия ФСС», и в Контур-Отчет ПФ. Если изменить информацию о сотруднике в одном сервисе, она изменится или удалится и в другом.
3. «Сведения о работодателе (организации)» данныый раздел заполняется автоматически из реквизитов плательщика. Все строки, кроме ИНН, можно изменить вручную. При изменении данных организации-работодателя здесь, они изменятся и в реквизитах.
4. «Способ выплаты пособия» — следует выбирать один из двух способов выплаты:
- Перечисление через банк;
- На карту «МИР»;
- Почтовый перевод;
- Через иную организацию.
5. Раздел «Общая информация» заполнен, нужно перейти в следующий раздел. Появится окно «Сохранить изменения в документе?», следует нажать кнопку «Сохранить» и перейти к заполнению следующего раздела.
Раздел «Лист нетрудоспособности»
Раздел присутствует в следующих типах пособий:
- пособие по нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- пособие по профтравме, болезни.
Заполняется на основе листка нетрудоспособности, представленного работником. Расположение полей соответствует бумажному бланку, который выдается в медицинском учреждении.
1. «Лист нетрудоспособности №» — в ячейке следует указать номер листа нетрудоспособности: 12-значный код под штрих-кодом в верхнем правом углу бланка листа нетрудоспособности.
2. Укажите, является ли лист первичным или продолжением; дубликатом или оригиналом.
- Если формируемый лист нетрудоспособности не является продолжением другого листа, поставьте галку в поле «Первичный».
- Если лист нетрудоспособности выдан взамен утерянного, отметьте поле «Дубликат».
- Если лист является продолжением другого листа, номер первичного листа следует указать в поле «Продолжение листа нетрудоспособности №». В поле «Первичный» галку ставить не нужно.
3. Заполните все обязательные поля ниже (они будут подсвечены красным), как в бумажном бланке, выданном в медицинском учреждении.
Некоторые особенности заполнения:
- В зависимости от того, какой код причины нетрудоспособности выбран, ниже будут подсвечены красными рамками обязательные для заполнения поля.
- В справочнике кодов нет значений 04 (несчастный случай на производстве или его последствия) и 07 (профессиональное заболевание или его обострение). Документ с этими причинами нетрудоспособности нельзя отправлять в электронном виде. Следует представлять эти данные в ФСС на бумажных носителях.
- Если выбрано место работы «по совместительству», то в поле «№» следует указать номер листа нетрудоспособности, предъявляемого на основном месте работы.
- Если был выдан еще один лист, который является продолжением заполняемого, то следует указать его номер в самом низу раздела.
4. Раздел «Лист нетрудоспособности» заполнен, следует нажать кнопку «Сохранить» и перейти к следующему.
Раздел «Расчет пособия»
В этом разделе заполняются данные, необходимые для назначения пособия сотруднику региональным отделением ФСС. Все обязательные для заполнения поля будут подсвечены красным.
1. «Признак информации» — следует выбрать пункт «Первичная информация», если пособие отправляется в ФСС впервые. Пункт «Перерасчет» выбирается, если пособие было отправлено и нужно внести корректировки.
2. «Дата представления документов страхователю» — следует указать дату, когда получатель пособия подал заявление и дополнительные документы работодателю.
3. Укажите районный коэффициент, размер ставки, страховой стаж, год и сумму заработка.
Если необходимо указать данные о замене расчетных годов, то следует установить флажок «Заполнить информацию о замене годов». Появятся дополнительные поля для указания заменяемых годов.
4. «Период оплаты пособия» — следует выбрать, выплачивается ли пособие полностью за счет работодателя либо есть период, за который пособие выплачивается за счет ФСС. Во втором случае в поле «Пособие за счет ФСС за период» обязательно укажите начало и конец, периода за который начисляется пособие за счет ФСС.
5. Раздел «Расчет пособия» заполнен, следует нажать кнопку «Проверить и отправить».
Раздел «Дополнительные документы»
Раздел присутствует в следующих типах пособий:
- пособие по беременности и родам (если в пособии по нетрудоспособности установлен флажок «Поставлена на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)»);
- пособие по ранним срокам беременности;
- пособие по рождению ребенка;
- пособие по уходу за ребенком.
Некоторые особенности заполнения:
- В обязательном порядке заполняются данные из документа о рождении ребенка — тип документа, серия и номер, дата выдачи, ФИО, дата рождения.
- При необходимости можно заполнить данные о справке от другого родителя о неполучении пособия, данные о документе об усыновлении или опеке и данные о договоре о передаче в приемную семью.
После заполнения раздела нажмите кнопку «Сохранить».
Проверка и отправка
1. Для отправки следует сначала открыть документ, после чего нажать кнопку «Проверить и отправить».
Если необходимо отправить несколько документов одновременно, следует открыть меню «Реквизиты и настройки» и нажать кнопку «Включить режим массовой отправки».
После этого появится возможность отправить несколько документов.
2. Начнется проверка.
- Если проверка пройдена успешно, то следует выбрать сертификат для подписи документа и нажать «Отправить документ в ФСС».
В списке будут отображаться только квалифицированные сертификаты, ИНН в которых совпадает с ИНН организации из документа.
Регистрационный номер страхователя в сертификате должен совпадать с регистрационным номером организации, указанным в документе.
Если документ отправляется за обособленное подразделение (в этом случае код подчиненности заканчивается на 2), то регистрационный номер страхователя в сертификате должен совпадать с дополнительным кодом ФСС, указанным в документе.
После отправки документ отобразится первым в списке со статусом «В очереди на отправку».
- Если при проверке будут обнаружены ошибки, следует нажать кнопку «Закрыть и перейти к исправлению ошибок». Поля с ошибками будут подсвечены красным цветом, следует исправить их и повторить отправку.
Статусы обработки
- «Создан» — документ создан, но не отправлен в ФСС. Указывается дата и время последнего изменения документа.
- «В очереди на отправку» — документ поставлен в очередь на отправку в ФСС.
- «Ошибка отправки» — в процессе отправки документа произошли ошибки. Необходимо отправить документ в ФСС еще раз. Для этого следует кликнуть по строке с документом и нажать «Отправить заново».
- «Не принят ФСС» — в результате проверки документа в ФСС были выявлены ошибки. Следует исправить ошибки, указанные в протоколе ФСС, и заново отправить документ.
- «Принят ФСС» — документ направлен на рассмотрение в региональное отделение ФСС. Квитанцию можно просмотреть и распечатать.
Если при проверке в региональном отделении ФСС будут найдены ошибки, то извещение должно поступить по «Почте России». В этом случае следует внести требуемые изменения в документ и отправить его в ФСС.
Просмотр отправленных документов
Чтобы просмотреть отправленный документ, следует нажать на ссылку «Просмотреть документ» под статусом «В очереди на отправку» (либо «Отправлен в ФСС»). После загрузки документа браузер предложит открыть или сохранить pdf-файл с данными. Просмотреть можно только те документы, которые были отправлены в ФСС после 25 февраля 2014 года.
Просмотр результатов проверки
Если документ принят к рассмотрению
Если документ был передан на рассмотрение в региональное отделение ФСС, то отобразится статус «Принят ФСС». Это конечный статус.
Чтобы просмотреть квитанцию, необходимо кликнуть по строке с документом и перейти по ссылке «Просмотреть квитанцию».
На экране отобразится окно с квитанцией.
Документ, на который поступила квитанция, можно отредактировать и отправить повторно в ФСС. Для этого необходимо кликнуть по строке с документом и нажать кнопку «Исправить ошибки и отправить заново» либо «Создать перерасчет». Также эти функции будут доступны, если навести мышку на строку с документом и кликнуть по .
- «Исправить ошибки и отправить заново» — данным пунктом следует воспользоваться, если на шлюзе ФСС документ прошел проверки и был передан на рассмотрение в региональное отделение ФСС, но при его рассмотрении были обнаружены недочеты и ФСС направил работодателю извещение об ошибках (например, «Почтой России»). Следует исправить ошибки, указанные в извещении, и отправить документ заново.
- «Создать перерасчет» — данным пунктом следует воспользоваться, если на шлюзе ФСС документ прошел проверки и был передан на рассмотрение в региональное отделение ФСС, но уже после получения квитанции работодатель понял, что допущена ошибка в данных для расчета. При создании перерасчета в разделе «Расчет пособия» потребуется указать причину перерасчета, исправить нужные данные и отправить документ заново.
Если документ не принят
Если документ не был принят в ФСС, то отобразится статус «Не принят ФСС». Чтобы просмотреть протокол, необходимо кликнуть по строке с документом и перейти по ссылке «Просмотреть протокол ошибок».
На экране отобразится окно с протоколом.
Документ, на который поступил протокол, необходимо исправить и отправить повторно в ФСС. Для этого необходимо кликнуть по строке с документом и нажать кнопку «Исправить ошибки и отправить заново». Также эта функция будет доступна, если навести мышку на строку с документом и кликнуть по .
После выбора пункта «Исправить ошибки и отправить заново» статус документа изменится на «Создан». При необходимости всегда можно просмотреть протокол, кликнув по и выбрав пункт «Просмотреть документооборот».
Как распечатать, удалить документ? Как создать перерасчёт? Как просмотреть историю документооборота?
При наведении курсора на строку с наименованием документа появляется.
В зависимости от статуса при нажатии на шестеренку доступны следующие действия: