Учимся делать из моно-звука стерео и
наоборот – превращаем стерео дорожки в одноканальные треки
4.0 Оценок: 3 (Ваша: )
Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.
Из моно – в стерео
При звукозаписи в монорежиме создается одна звуковая волна, и все инструменты «смешиваются» в итоговом звуке. При этом пропадает пространственное восприятие музыки и невозможно добиться объемного звучания. Чтобы создать эффект панорамы в динамиках или наушниках, потребуется перевести звук из моно в стерео.
Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.
Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.
Шаг 1. Установите софт и создайте проект
Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.
После этого запустите софт, выберите пункт «Открыть файл» и импортируйте монотрек. При этом можно загрузить с жесткого диска готовый файл, вытащить звуковую дорожку из видео и копировать треки с CD-дисков.
Откройте аудиодорожку подходящим способом
Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео
Как видите, у загруженного монотрека в редакторе отображается только одна волна. Для создания стереоэффекта нам нужно одноканальный звук сделать двухканальным. Делается это предельно просто: в главном меню редактора найдите пункт «Файл» и выберите подпункт «Сохранить как».
В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции
Укажите, в каком формате экспортировать аудиотрек: WAV, MP3, MP2, WMA, AAC, AC3, OGG, FLAC. При выборе любого варианта, кроме MP3, для создания стереофонического звука в пункте «Каналы» установите режим «Стерео». Примените изменения кнопкой «Сохранить».
Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта
При переводе музыкального трека в аудиофайл мп3 раскройте меню «Стереорежим». Чтобы переделать аудиодорожку, выберите один из трех вариантов: Stereo, Join Stereo, Dual Channel.
- Stereo: две дорожки содержат разную информацию, за счет чего создается ощущение панорамы. Это оптимальный выбор практически для любой аудиозаписи.
- Stereo:Joint stereo: двухканальная дорожка, в которой левый и правый каналы идентичны. Он звучит так же, как монодорожка, только разделен на два аудио канала. Итоговое стереозвучание получается не очень хорошего качества, поэтому лучше использовать, если на записи присутствует только голос.
- Dual Channel: два канала конвертируются отдельно друг от друга, на каждую волну приходится 50% общего файла. Его применяют, чтобы голос диктора выделялся на фоне музыкального сопровождения.
При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео
Шаг 3. Сохраните файл
Выберите оптимальный режим стерео и нажмите «Сохранить». Дождитесь, когда аудиоредактор обработает дорожку и сформирует новые графики. Запустите проигрывание в окне редактора и прослушайте результат. В нашем случае голос певца и музыкальный фон стали звучать более объемно и не «сливаются» друг с другом.
После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала
Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.
Из стерео – в моно
Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.
В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.
Чтобы соединить аудио каналы, потребуются практически те же шаги, что в предыдущей главе. Добавьте в программу аудиозапись, вытяните звуковой файл из видеоряда или скопируйте диск. Затем в верхней панели управления раскройте пункт меню «Файл» и кликните строчку «Сохранить как».
Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве
Чтобы стерео канал перевести в моно, в окне настроек сначала выберите аудиоформат. Найдите пункт «Стереорежим» при экспорте в mp3 или «Каналы» для других вариантов. Установите режим Mono и нажмите «Сохранить», чтобы запустить процесс преобразования трека.
Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик
В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.
После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио
Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.
Делаем звук в наушниках объёмным. Цифровая обработка сигналов для домашнего применения
Если вы когда-нибудь прослушивали музыку через наушники и через колонки, то наверняка обращали внимание, что звучит она по-разному. В наушниках часто возникает ощущение, что источник звука находится где-то внутри головы. Бывают и другие негативные эффекты: некоторые старые записи сделаны так, что, например, гитара полностью смикширована в левый канал, а ударные — в правый. На колонках это звучит нормально — как будто гитарист стоит примерно там где один из громкоговорителей, но в наушниках — это весьма неприятно, потому что неестественно: в природе не бывает такого, чтобы звук слышало только одно ухо.
Скажу больше: подавляющее большинство коммерческих аудиозаписей рассчитаны именно на прослушивание через колонки. То есть звукорежиссёр при подготовке записи делает всё, чтобы она правильно (в соответствии с задумками автора) звучала в студийных мониторах, а как оно будет в наушниках — с большой вероятностью даже не проверит.
Казалось бы, если нравится — всегда можно слушать через колонки. Но увы, бывают ограничения: хочется послушать музыку в офисе, в транспорте, да или просто поздно вечером, когда дети/родители/соседи уже давно спят. Кроме того, стоимость качественных акустических систем в разы превышает стоимость качественных наушников. А есть ещё может понадобиться отдельный усилитель, акустическая обработка комнаты и т. д. Иногда колонки просто негде разместить в квартире. С наушниками всё проще.
Что делать?
Одну минуточку! Но ведь когда мы слушаем музыку через колонки (или вообще сидим в концертном зале), каждого уха достигает совершенно определённый акустический сигнал. Значит если записать этот сигнал с помощью маленького микрофона, расположенного внутри каждой ушной раковины, и потом воспроизвести через хорошие наушники, то мы получим то же самое ощущение присутствия в зале. Разве что за исключением низкочастотных сигналов, ощущаемых грудной клеткой. Впрочем, это слишком сложная процедура, хотя такие записи (их называют бинауральными) иногда делают, и даже продают.
А что если воспроизвести через колонки какой-то тестовый сигнал, записать его этими самыми крошечными микрофонами в ушах, определить, как сигнал преобразовался, и потом аналогичным образом преобразовывать любимую музыку перед проигрыванием через наушники?
HRTF и HRIR
Представьте себе, что у вас есть только одна колонка, и она стоит, допустим, справа от вашего монитора. Подадим на неё короткий импульс. Излучаемый акустический сигнал обозначим как x(t). Тогда Вашего правого уха соответствующая акустическая волна достигнет чуть раньше, чем левого. Кроме того, от левого уха колонку будет заслонять ваша голова, в результате туда попадёт чуть более «глухой» и более тихий звук. На самом деле, до правого уха этот звук тоже не дойдёт неизменным: помимо прямого сигнала, будет ещё сигнал, отражённый от виска, от ушной раковины и т. д. Об отражениях от монитора, стола, стен, потолка, пола и мебели говорить пока не будем, представим себе, что их нет. Обозначим сигнал, принятый левым ухом, как XL(t), а правым ухом — XR(t). Эти сигналы можно представить как исходный сигнал, преобразованный двумя разными функциями: XL(t)=FL(x(t)) и XR(t)=FR(x(t)).
Подобные преобразования, вносимые в акустический сигнал можно описывать по-разному — можно нарисовать амплитудно-частотную и фазо-частотную характеристики, можно расписать передаточную функцию в виде многочленов, а можно задать импульсную характеристику и описать это преобразование как операцию свёртки (обозначим её символом *), тогда:
где hL(t) и hR(t) — импульсная характеристика фильтров соответственно для левого и правого уха.
Но как узнать вид этих передаточных функции или импульсных характеристик? К счастью, это уже было сделано (и не один раз). Например, в 2003-м году в институте IRCAM (Франция) были обследованы несколько десятков человек. Каждого из них сажали на стул в специальной акустической безэховой камере, устанавливали в уши крошечные микрофоны, а дальше воспроизводили тестовые сигналы с помощью небольшого, но сравнительно качественного студийного монитора, закреплённого на специальном сервоприводе так, чтобы можно было перемещать его в двух плоскостях, сохраняя неизменным расстояние до слушателя. Таким образом звук приходил к голове испытуемого под разными углами. Записанные сигналы обрабатывались, производилась коррекция для исключения неидеальности характеристик микрофонов и акустической системы. В результате для каждого человека было получено почти по две сотни импульсных характеристик. Их называют Head-Related Impulse Response — импульсная характеристика относительно головы. В литературе чаще встречается термин HRTF , это почти то же самое.
Казалось бы, задача решена. Ищем в базе данных IRCAM импульсную характеристику, снятую на уровне глаз с азимута, скажем, 30 градусов, всю прослушиваемую музыку пропускаем через соответствующий FIR-фильтр и подаём на хорошие наушники с плоской АЧХ . К сожалению, всё несколько сложнее…
Реальные наушники
В мире есть пара десятков крупных брендов, предлагающих качественные головные телефоны — Sennheiser, AKG, Beyerdynamic, Sony и т. д. Многие из них занимаются этим бизнесом не один десяток лет и придерживаются определённых традиций. Одна из них — фонограмма должна звучать в наушниках аналогично колонкам: никакие частоты не должны «выпячиваться» или «проваливаться» по сравнению с прослушиванием аналогичной фонограммы на качественных акустических системах с плоской АЧХ. Проблема в том, что для этого приходится делать наушники с кривой АЧХ. Например, часто в качестве оптимальной АЧХ наушников принимают одну из семейства кривых «Harman Target Curves». Таким образом, фактически, производители наушников уже давно и достаточно успешно рещают задачу имитации «прямой» импульсной характеристики, то есть звук из правой колонки воспринимается также, как звук из правого наушника. «Обратный» звук — такой, который попадает из правой колонки в левое ухо, в обычных наушниках отсутствует. Именно его нам и нужно сформировать, обладая знанием об HRTF.
На самом деле, помимо имитации «прямой» HRTF осуществляется ещё и некая стандартная эквализация, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Немного рассуждений
Если вы прониклись концепцией, но зеваете при виде формул — можете пропустить этот раздел.
Итак, у нас есть комплект импульсных характеристик: hR(t) и hL(t). Мы предполагаем, что «прямая» HRTF (то есть hR(t) в нашем примере) имитируется за счёт конструкции головных телефонов, иначе говоря, наушники производят преобразование вида FR(), то есть делают свёртку сигнала с hR(t). Теперь нам нужно придумать фильтр, который сделает так, чтобы в левое ухо попал сигнал XL(t) — как если бы мы слушали колонки. Обозначим импульсную характеристику этого фильтр как hcorr(t). Должно выполняться равенство: hcorr(t)*hR(t)*x(t)=hL(t)*x(t). Здесь появляется свёртка с hR(t), так как левый наушник имеет точно такую же конструкцию как правый и преобразует сигнал точно также. Сократим лишнее (со свёрткой так можно): hcorr(t)*hR(t)=hL(t).
У меня в институте не было курса по цифровой обработке сигналов, но о преобразовании Фурье нам, конечно, рассказывали в рамках курса мат. анализа. Поэтому я помню, что преобразование Фурье — это фактически переход из временной области в частотную, а свёртка во временной области эквивалентна умножению в частотной области. Обозначим преобразование Фурье как fft(). Тогда:
fft(hcorr(t)) ⋅ fft(hR(t)) = fft(hL(t))
(символом ⋅ обозначаем поэлементное умножение).
Тут здорово то, что в частотной области не возбраняется не только поэлементное умножение, но и деление:
fft(hcorr(t)) = fft(hL(t)) / fft(hR(t)).
Дальше остаётся перейти снова во временную область (выполнить обратное преобразование Фурье), и мы получаем импульсную характеристику необходимого нам фильтра!
Если углубиться в теорию, то выяснится, что такой фокус — перейти в частотную область, поделить и перейти обратно во временную область — не всегда возможен. Забегая вперёд скажу: в данном случае возможен.
Для полноты картины нужно отметить, что в итоге нужно к сигналу, подаваемому в левый наушник прибавить сигнал правого канала, пропущенный через найденный нами фильтр, а к сигналу, подаваемому в правый наушник прибавить сигнал левого канала, также пропущенный через этот фильтр.
Я считаю, что нахождение фильтра, определяющего именно разность между сигналами для каждого из ушей концептуально более правильно, чем раздельное преобразование сигналов для правого и левого уха. Ведь мозг ничего не знает об истинном характере звука в пространстве. Он воспринимает только сигналы от обоих ушей, и по разнице между этими сигналами пытается определить направление на источник звука.
Второй важный момент: для локализации звука (то есть определения направления) не имеет особого значения АЧХ самих наушников (как и их «target curve») — она сократилась в наших уравнениях. Однако, необходимо, чтобы левый и правый наушники были максимально похожи. Поэтому, никто не мешает до или после данного фильтра использовать обычную эквализацию, чтобы получить именно такой спектр звука, какой нам хочется. Заодно можно компенсировать недостатки АЧХ наушников и/или недостатки записи.
О существующих решениях
Я не претендую на полный обзор, но кое-что перечислить всё-таки нужно. Во-первых есть много плагинов для разных программных аудио-плееров и редакторов, осуществляющих так называемый cross-feed. Подавляющее большинство из них — просто подмешивают звук противоположного канала. Иногда слегка его фильтруют и/или добавляют задержку. К сожалению. я не нашёл ни одного плагина такого типа, позволяющего сформировать звуковую картину, аналогичную прослушиванию на хороших колонках, когда можно с закрытыми глазами показать, где «находится» каждый из исполнителей. Возможно, причина в том, что у меня не самая типичная голова — значительно шире среднестатистической (замучился выбирать велосипедный шлем для катания зимой).
Единственный готовый инструмент из тех, что я пробовал, обеспечивший хорошую локализацию в пространстве — Dolby Headphones. Существует плагин-обёртка для известного в узких кругах аудиоплеера foobar2000, позволяющая обрабатывать звук соответствующей библиотекой от Dolby. Но у неё есть два недостатка. Во-первых, она искажает АЧХ. Есть подозрение, что она рассчитана именно на наушники с ровной АЧХ (как в рассуждениях выше). Это можно выправлять эквалайзером, но как-то неаккуратненько. Второй недостаток — сомнительная легальность. Наверное, можно купить программный пакет, в который входит эта библиотека от Dolby, но не знаю, насколько будет правомерно использовать её отдельно. Также есть очевидные сложности с использованием на ОС, отличных от Windows. Можно, конечно, снять импульсные характеристики, и использовать их, но это уже reverse-engineering, что тоже не всегда легально.
Разбираемся в нюансах и кодим
Если хочется наконец попробовать, и лень читать все эти буквы — в конце есть ссылка на GitHub, но лучше всё-таки прочитать, т. к. комментариев в коде немного, а readme.md я пока не написал.
Традиционно подобные фильтры часто делают в Matlab. Я никогда раньше с ним не работал, но решил повозиться с открытым аналогом — GNU Octave. Итак, за дело.
Для начала посмотрим, как выглядят импульсы от IRCAM. Виртуальные колонки у меня будут стоять под углом +-30 градусов — это классическая расстановка, когда колонки и слушатель образуют равносторонний треугольник. Вначале был соблазн взять единственный стерео-файл, в котором записаны сигналы для правого и левого уха, но оказалось, что импульсы правого и левого каналов могут ощутимо различаться (вероятно, вследствие асимметрии головы у большинства людей), поэтому стоит брать один и тот же канал, например, левый и файлы, снятые под разными углами. Я после ряда проб и ошибок выбрал файлы IRC_1006_R_R0195_T030_P000.wav и IRC_1006_R_R0195_T330_P000.wav, но, повторюсь, у меня не самая типичная голова, поэтому Вам с большой вероятностью лучше подойдёт какая-нибудь другая пара импульсов.
Здесь 1006 — идентификатор испытуемого, 0195 — расстояние от громкоговорителя до головы в сантиметрах, 030/330 — азимут (0 — колонка ровно перед слушателем, 90 слева, 180 — сзади, 270 — справа), 000 — нулевой угол над горизонтом. Также на сайте IRCAM доступны xml-файлы с описанием испытуемых — рост, расстояние между ушами, длина волос, размер ушных раковин и т. п. Посмотрим как выглядят эти импульсы.
Direct impulse Opposite impulse
Длина импульсов составляет 8192 сэмпла, при частоте дискретизации 44.1кГц. Получается 186мс, что соответствует длине волны 63м. Очевидно, что длина сильно избыточна, поскольку при такой длине волны (на 2 с лишним порядка больше размера головы!) никакого стереоэффекта нет, и оба уха слышат идентичный сигнал. Поэтому при загрузке файлов их можно сразу обрезать до 1024..4096 семплов. Например так:
Данные ненужного канала тоже выкинем.
Далее проведём наши вычисления на основе быстрого преобразования Фурье:
По-умному это называется deconvolution или system identification (т. к. позволяет определить свойства системы на основе входного и выходного сигналов). Посмотрим, что получается:
FFT deconvolution
Что-то получилось 🙂 Скажу больше, оно в целом даже работает как ожидалось. Однако, отношение сигнал-шум в этом импульсе не радует глаз. Перфекционист внутри меня негодует. Можно провести свёртку, и проверить, что hcorr(t) * hR(t) = hL(t).
Посмотрим, как будет выглядеть «сигнал ошибки»:
FFT error
Не скажу, что идеально, ошибка порядка нескольких процентов. Видимо не всё так просто.
Пришлось засесть за Гугл и найти учебники по цифровой обработке сигналов. Оказывается, проблема известна уже чуть ли не пол века: деконволюция через преобразование Фурье даёт большие ошибки. К счастью, более подходящие методы тоже давно известны. Один из классических — метод наименьших квадратов (МНК) с использованием матрицы Тёплица и её инверсией методом Дурбина-Левинсона. Было найдено несколько готовых реализаций для Matlab, из которых получилось сделать то, что хотелось (подробности здесь приводить не буду, если интересно — можно посмотреть на гитхабе).
Сам импульс, полученный с помощью МНК:
LMS deconvolution
И «сигнал ошибки»:
LMS error
Теперь получше, ошибка около одного процента.
Попробуем увеличить масштаб картинки с полученным импульсом:
LMS deconvolution, zoomed-in
Мне кажется, в этом импульсе многовато высокочастотных составляющих. Что ж, попробуем обрезать всё, что выше 20кГц (за пределами диапазона слышимых частот) с помощью ФНЧ :
LMS deconvolution, LPF
Выглядит ещё лучше.
Я слабо верю, что можно услышать разницу с использованием ФНЧ и без. На ресурсоёмкость это тоже не должно влиять. В общем, решение спорное, но я захотел сделать так.
Так, мы совсем забыли о длине… Мы же говорили, что 8192 сэмпла — это безумно большой запас, а сами сделали всего лишь вдвое меньше. Причём значительная часть энергии в импульсном отклике этого фильтра — банальный шум! Думаю, здесь стоит применить так называемую оконную функцию, например, функцию Блэкмана.
Честно говоря, я не стал выяснять, какая оконная функция здесь подходит лучше всего, но функция Блэкмана используется, например, в программе DRC, выполняющей похожую задачу, и я решил поступить также. Надеюсь, автор DRC посвятил этому вопросу больше времени 🙂
Не уверен, будет ли слышно разницу, но перфекционизм.
Сначала определим, где будет центр оконной функции. Для этого возьмём медиану группового времени задержки, которое даёт наш фильтр:
Теперь сформируем собственно оконную функцию и поэлементно умножим на неё наш импульс.
LMS deconvolution, LPF, windowing
Неплохо. Часть лишнего удалось убрать. Думаю, если уменьшить длину импульса ещё в 2..4 раза, то будет совсем красиво. Но тут надо оценивать на слух — я отчётливо слышал разницу в зависимости от длины импульса. Впрочем, это могли быть артефакты фильтрации на лету при прослушивании.
Дальше имеет смысл визуально сравнить полученный импульс после свёртки с исходным (примерно это мы делали при попытке использовать FFT). Я вывел на один график сами импульсы, и их же в частотной области, то есть после преобразования Фурье — отдельно модуль (то есть по сути АЧХ), действительную часть и мнимую часть:
Выглядит годно. Заметные отличия (и то если увеличить :)) — в области самых верхних частот, где мы собственно применили ФНЧ. То есть, похоже, что всё правильно.
Осталось сохранить полученный импульс в два стерео-файла, отличающихся только переменой правого и левого каналов.
Теперь осталось проверить, что собственно получилось. Для этого я использовал уже упоминавшийся аудиоплеер foobar2000 с плагином «Stereo Convolver». Настроен он у меня следующим образом:
Также рекомендую заняться эквализацией — значительных изменений тонального баланса от этого фильтра быть не должно, но тем не менее… Да и вообще, эквализация под свои вкусы никогда не помешает.
Если результат в плане пространственного разрешения фонограмм не понравился — можно попробовать выбрать другой импульс из базы IRCAM и попробовать снова. Либо закрыть эту страницу и заняться чем-нибудь более интересным.
В комментариях был задан вопрос о целесообразности использования для прослушивания свёртки в реальном времени на основе FFT. В теории известно, что вычисление свёртки на основе FFT (с лучае правильной реализации) имеет не худшую точность, чем «прямая» реализация свёртки. Однако позднее была проведена серия экспериментов, которая показала, что именно этот плагин — Stereo Convolver — выполняет свёртку недостаточно точно. Имеют место кореллированные с сигналом ошибки величиной порядка 0.05. По меркам численных методов это много, хотя на слух сильной разницы лично я не уловил. Тем не менее, имеет смысл заняться подбором/разработкой более точного плагина. К слову, вычисление свёртки с помощью FFT в GNU Octave (функция fftconv()) даёт ошибку порядка 10 -17 , то есть на уровне погрешностей округления — как и должно быть в теории.
Заключение
В общем, результаты этого хоббийного исследования меня удовлетворяют. Лучшего пространственного разрешения в наушниках я пока не слышал. Ну и заодно слегка подтянул знания в области цифровой обработки сигналов.
Есть и кое-какие мысли по дальнейшему развитию подхода.
Да, пара иллюстраций позаимствована с Википедии. Вроде бы лицензия это допускает.
Как сделать объемный звук в наушниках
Даже при не очень мощной звуковой карте либо наушниках, которые имеют среднее качество, можно значительно повысить качество звучания. На телефонах, как и на ноутбуках, для этого находятся специальные программы.
Преимущества объемного звука на наушниках
Характеристики стереонаушников имеют основные параметры, от них зависит качество воспроизведения:
- Частота. Человеческое ухо воспринимает частоты в пределах 25-25000 Гц. Многие модели имеют именно этот показатель. Это считается оптимальной частотой. Даже если гарнитура имеет частоту более 25 кГц, это не так важно. Поскольку человек это не услышит.
- Чувствительность. Характеристика определяется в дБ и обозначает мощность. Оптимальная чувствительность – 90-115 дБ.
- Импеданс. От показателя сопротивления катушки, находящейся в наушниках, зависит мощность звука. Эта характеристика определяется в Омах. Многие стереонаушники для бытового использования изготавливаются в пределах 15-55 Ом. Профессиональные стереонаушники – более 110 Ом.
Это главные показатели, на которые необходимо обращать внимание, приобретая модели со стереоскопическим звучанием.
Что относительно преимуществ и недостатков, то с объективной точки зрения никаких минусов у этого гаджета нет. Недостатки можно отметить лишь у определенной модели в отличие от другой.
Справка! Из преимуществ можно выделить хороший объемный звук, который позволяет получить эффект полного присутствия и почувствовать себя в центре звучания.
Варианты включения объемного звука
Прежде чем начать регулировать звучание, необходимо проверить работу непосредственно стереонаушников:
- во время плохого прилегания качество звука может снизиться. Измените расположение наушников;
- причиной плохого звука может являться загрязнение сетки, которая закрывает динамики. В этом случае нужно протереть сетку медицинским спиртом;
- во время плохого примыкания жил часто появляется неприятное шуршание;
- проверьте работу обеих наушников. Если играет только один, вероятно, был поврежден кабель.
Windows передает объемное звучание с помощью драйвера, программного обеспечения и стереонаушников.
Этапы действий следующие:
- нажать правой клавишей мыши на ярлык «Динамик» снизу панели «Устройства»;
- далее «Динамики», клавишу «Свойства»;
- найдите кнопку «Пространственное звучание». Выберете в списке Dolby Atmos, Windows Sonic.
Dolby Access – управляет объемным звучанием. Но потребует купить программу из интернет-магазина Store. Нажмите просто клавишу «Применить» и Dolby Access сама поставит программу. Основным преимуществом ПО считается повышение качества звука и для телевизора.
Внимание! Windows Sonic может включать объемный звук в Хбокс и Windows. Аудиофайл может передаваться без изменения кодирования.
Как еще можно сделать объемный звук
Даже в простых проигрывателях, в частности Windows Media, находится эквалайзер, где можно регулировать диапазон частоты. Для чего нужно запустить непосредственно проигрыватель и правой клавишей мышки нажать раздел «Дополнительные возможности», далее «Эквалайзер».
Регулируя движки в появившемся окне, или выбрав готовый шаблон, подбирается необходимая частота для определенного аудиофайла. Эти настройки используются только в этой программе, и не отразятся на проигрывании, которые воспроизводят другие приложения.
Плейер VLC имеет больше эффектов. Отрегулировать звучание можно, если зайти в раздел Инструменты – Эффекты. Все настройки, если необходимо, есть возможность сохранить.
Стереонаушники важны как для профессионального использования, так и для простых геймеров. Приобретение наушников – очень важное мероприятие. Необходимо к этому подойти очень серьезно Нужно обращать внимание на все характеристики гаджета.
Как переключить наушники в моно-режим на Android
Если вы когда-нибудь вытаскивали один наушник из уха во время прослушивания музыки, наверняка обращали внимание, что услышать всю звуковую панораму трека уже не выходит. Но стоит вставить его обратно, как композиция начинает играть по-старому во всей своей полноте. Так происходит из-за того, что каждый наушник из пары принимает звук по отдельному каналу. Именно поэтому они делятся на левые и правые. Рассказываем, как устранить эту сегрегацию и слышать всю панораму в одном наушнике.
Прослушивание музыки через один наушник может быть приятным. Ну, почти
Необходимость вытащить один наушник, не теряя при этом возможности слышать то, что транслирует другой, может возникнуть с каждым. Допустим, вы идёте по улице и хотите слышать, что происходит вокруг, или смотрите фильм вдвоём, поделившись одним наушником со вторым зрителем. Из-за этого у кого-то одного пропадают взрывы или звук проезжающей машины. То же самое касается соло-партий в рок-музыке. Обычно соло уводится на 90% в одно ухо, тогда как во втором мы слышим ритм-гитару. Это позволяет расслышать соло до мелочей, но если слушать только в одном ухе, то будет либо соло, либо ритм.
Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен. Там здорово.
Или, к примеру, ведёте с кем-то диалог. Принято считать, что нужно вытащить один наушник во время разговора, даже если музыка из них не играет. Правда, непонятно, почему в таком случае нельзя убрать сразу оба наушника, но оставим это на усмотрение тех, кто практикует такую методику выражения уважения. Наше дело — направить оба звуковых канала в один наушник, не позволяя звуку делиться надвое.
Как включить монофоническое звучание на Android
- Откройте “Настройки”, найдите вкладку “Управление” и перейдите в “Специальные возможности”;
- Там отыщите раздел с настройками Аудио и активируйте параметр “Монофонический звук”;
Зачем нужно монофоническое звучание и как его включить
- Подключите наушники к смартфону и включите воспроизведение;
- Вытащите один наушник из уха и убедитесь, что вся звуковая панорама ощущается в одном наушнике.
Ничего сверхъестественного после активации этого параметра не происходит. Просто смартфон понимает, что нужно просто объединить каналы в один, перестав дробить их для создания объёма. Таким образом можно даже слушать музыку через гарнитуру, которая обычно состоит из одного наушника. Это хоть и сделает звучание менее насыщенным и глубоким, чем при использовании двух наушников, но всё-таки позволит вам слышать все звуки и переходы проигрываемой композиции. Правда, нужно быть осторожным, ведь длительное прослушивание музыки через один наушник может стать причиной проблем со слухом.
Вредно ли слушать музыку в одном наушнике
Дело в том, что таким образом вы нагружаете слуховые каналы неравномерно. Из-за этого ухо, которое испытывает постоянную нагрузку, может потерять чувствительность к определённому частотному спектру и даже полностью перестать воспринимать их. Кроме того, у особо чувствительных людей неравномерная нагрузка может оказывать давление на мозг и вызывать головные боли, тошноту и другие виды расстройств. Поэтому, если уж слушаете музыку в наушниках, делайте это в спокойной обстановке, чтобы не отвлекаться на посторонние факторы, и только двумя ушами.