Новые стандарты ФСБУ
С 2022 года в России действуют несколько новых стандартов бухгалтерского учета. Их приняли в рамках реформы, благодаря которым российский учет приближается к международным стандартам (МСФО). Расскажем подробнее о каждом новом ФСБУ.
ФСБУ по основным средствам и капвложениям
Вместо прежних ПБУ 6/01 Минфин утвердил одним указом два новых стандарта: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения» (приказом от 17.09.2020 № 204н). Они серьезно меняют порядок бухучета и их стоит рассматривать в комплексе.
Перейти на эти стандарты должны все коммерческие предприятия. Малые компании и ИП с упрощенным бухучетом тоже должны применять новые ФСБУ, хотя могут не учитывать некоторые их положения.
Основное средство по новому стандарту
Согласно новому порядку к основным средствам относится имущество, которое удовлетворяет требованиям:
- имущество выражено в вещественной форме;
- используется в деятельности организации, коммерческой или некоммерческой, в том числе для охраны окружающей среды;
- компания извлекает доход с помощью этого имущества или достигает других своих целей.
К основным средствам не относятся капитальные вложения — для них принят отдельный стандарт 26/2020 — и долгосрочные активы, которые компания планирует продать.
Лимит стоимости основного средства
По старым ПБУ лимит ОС в бухучете устанавливался в размере 40 000 рублей. Это вызывало разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, в котором стоимость ОС начиналась от 100 000 рублей. Конечно, все это осложняло ведение бухгалтерии.
Новый стандарт разрешает самостоятельно устанавливать лимит с учетом существенности. Его можно тоже сделать равным 100 000 рублей, чтобы избежать разниц, или поднять порог еще выше. Тогда все средства стоимостью ниже лимита будут относиться на расходы периода, а не отражаться в запасах. Для учета таких малоценных активов организация должна разработать порядок и утвердить его в учетной политике: например, отражать их на забалансовых счетах.
Лимит можно установить не в твердой сумме, а в процентах и тоже закрепить это в учетной политике. Например имущество или группа объектов не считается основным средством, пока его стоимость не составит 10% от стоимости ОС, которыми владеет компания. Правда Минфин рекомендует устанавливать лимит на каждый объект, а не на группу (письмо от 25.08.2021 № 07-01-09/68312).
Дисконтирование обязательств
Теперь в первоначальную стоимость основных средств полагается включать в том числе будущие траты на демонтаж, утилизацию, восстановление окружающей среды, регистрацию и снятие с регистрации и пр. Это оценочное обязательство входит в стоимость капвложений. Если срок исполнения обязательства больше года (как правило, так и происходит), его включают в стоимость основного средства дисконтированной суммой.
Справедливая стоимость
Вместо текущей рыночной стоимости теперь компании могут оценивать безвозмездно полученные ОС по справедливой стоимости. Это понятие используют с 2021 года, оно отражает стоимость имущества для конкретного предприятия. Скажем, если рынок наводнен похожими объектами, то справедливая стоимость будет примерно равна рыночной. Но если речь идет об уникальном или особенном объекте, то компания может оценить его по своему усмотрению. Это можно сделать без помощи оценщика, придется только оформить оценку первичными документами (письмо Банка России от 07.11.2018 № 41-1-8/953).
Переоценка стоимости
Точно так же по справедливой стоимости компания может проводить переоценку ОС или группы ОС, если рыночная стоимость начинает отличаться от справедливой. Это нужно делать регулярно — владелец сам определяет периодичность переоценки.
Амортизация ОС
Новые стандарты меняют перечень неамортизируемых ОС, методы начисления амортизации и ее базу. По-прежнему не нужно амортизировать имущество, которое не меняет свои свойства со временем — например, землю. Теперь амортизацию начисляют независимо от использования или простоев ОС. Не обязательно делать это каждый месяц, можно проводить амортизацию раз в отчетный период.
При приеме имущества на учет компания определяет элементы амортизации: ликвидационную стоимость, способ начисления амортизации и время полезного использования. В целом, амортизацию следует начислять так, чтобы к концу периода полезного использования стоимость имущества стала равна ликвидационной стоимости. Сам этот период следует пересматривать ежегодно, отталкиваясь от состояния имущества, а капитальный ремонт можно сделать отдельным объектом учета.
Нужно использовать такой метод амортизации, который отражает выгоду от имущества для компании. Скажем, здания обычно приносят одинаковую выгоду весь период использования — для них можно применять линейный метод амортизации. Технику чаще используют интенсивно в первые годы, затем она служит в щадящем режиме — здесь больше подойдет способ расчета пропорционально выпущенной продукции.
Списание ОС
Для списания имущества новый стандарт вводит такие причины:
- имущество выбывает — передается другому лицу или разрушается;
- имущество невозможно больше использовать — например из-за завершения срока полезного использования;
- имущество износилось и не сможет приносить в будущем прибыль, или морально устарело, или компания больше не ведет деятельность, в которой его можно применить, а продать при этом невозможно.
Амортизацию и обесценение относят на уменьшение первоначальной стоимости имущества. Материальные ценности, которые компания получила при выбытии имущества, тоже уменьшают первоначальную стоимость. Оставшуюся балансовую стоимость относят на расходы периода и списывают в текущие расходы затраты на выбытие. А если под выбытие создавали оценочное обязательство, затраты на выбытие списывают за счет него.
Инвестиционная недвижимость
Теперь понятие «доходные вложения в матценности» заменили на «инвестиционную недвижимость». В эту группу входят, например, здания или оборудование для сдачи в аренду или имущество, которое приносит прибыль за счет прироста стоимости со временем. Это имущество учитывают по начальной стоимости или справедливой стоимости после переоценки.
Проверка на обесценение
По новому стандарту нужно проверять основные средства и капвложения на обесценение. Это не касается только инвестиционной недвижимости.
ФСБУ по документам и документообороту
Теперь в российском учете появился единый стандарт ФСБУ 27/2021, который определяет порядок оформления документов и внесение правок, хранение документов и ведение документооборота (приказ Минфина России от 16.04.2021 № 62н). Правда стандарт не вносит заметных изменений по сравнению с предыдущим порядком, но уточняет многие нюансы.
Документы бухучета
Новый стандарт вводит понятие документов бухучета: это первичные учетные документы и регистры учета. Регистры ведут в рублях, а если объект куплен за валюту, обозначают эту сумму и рублевый эквивалент на день принятия к учету по курсу ЦБ РФ.
Документооборот
Это еще одно понятие нового ФСБУ, оно охватывает движение всех документов бухучета от момента составления до передачи в архив. Документооборот организует руководитель компании, отвечает за их своевременное отражение в учете, сохранность и доступность документов только для уполномоченных лиц.
Оправдательные документы
К первичным документам теперь относятся еще и так называемые оправдательные документы, в которых отражены данные о фактах хозяйственной жизни. Это квитанции и кассовые чеки, судебные акты, договоры. Важно только, чтобы они содержали обязательные для первички реквизиты. Если всего перечня реквизитов в оправдательном документе нет, на его основе составляют первичный документ и включают в него уже реквизиты оправдательного. По решению компании можно включать в первичку дополнительные реквизиты.
Несколько сделок в одном документе
Теперь можно составлять один первичный документ для фактов хозжизни, которые регулярно повторяются (например отгрузки) или длятся (например амортизация). Периодичность выпуска таких документов компания определяет сама, но не реже одного раза в отчетный период. Важно, чтобы все операции были охвачены документами. Также можно в один документ группировать несколько связанных операций: например в один авансовый отчет включать затраты на проезд, отель, суточные и прочие командировочные расходы.
Две даты в первичном документе
Стандарт уточнил понятие о дате составления документа: это день подписания первички ответственным за операцию лицом. Если документ составляют в день операции, то в нем будет одна дата. Если же первичку оформили спустя время, в нее нужно внести две даты: день совершения сделки и день оформления документа.
Язык документа
Язык первичной документации — русский. Иностранные документы нужно снабжать построчным переводом. Только если документ составляют на языке страны, в которой ведется бизнес, его можно не переводить.
Исправление ошибок
Неточности и ошибки надо исправлять так, чтобы был виден ошибочный вариант и корректный. На бумажном документе аккуратно перечеркивают ошибку одной чертой и рядом пишут верные данные, ставят пометку «Исправлено», дату, должности, ФИО и подписи ответственных лиц. При ошибке в электронном документе создают новый с пометкой, что он создан взамен неверного, затем эти два документа применяют в связке.
Хранение документов
Здесь изменений нет, добавлено только уточнение: первичные и оправдательные документы нужно хранить именно в том виде, в котором их оформили — электронном или бумажном. Распечатанные цифровые документы или оцифрованные бумажные не будут считаться оригиналами.
ФСБУ по аренде и лизингу
ФСБУ 25/2018 по аренде и лизингу обязателен к применению с 2022 года, но работать по нему можно было уже с 2021 года (приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н).
Со стороны арендатора
Новый стандарт требует от арендатора учитывать в дебете не само имущество, а право пользования им — и начислять амортизацию. По кредиту в то же время фиксируют обязательство по аренде, которое со временем выплачивается. Платежи по будущим обязательствам дисконтируют, ставку для этого арендатор определяет самостоятельно.
Со стороны арендодателя
Арендодатель должен выделять финансовую и операционную аренду — от этого зависят проводки. При финансовой аренде арендодатель принимает доходы от нее как проценты по активу — «инвестициям в аренду». При операционной аренде он принимает в доходы периодические поступления.
Новые ФСБУ в учетной политике
Важная задача бухгалтера — с начала 2022 года скорректировать учетную политику в связи с началом действия новых стандартов. Это касается учетной политики в части бухучета, в основном, таких ее разделов:
- Послабления при упрощенном учете;
- Порядок начисления амортизации;
- Учет малоценных основных средств;
- Переоценка;
- Документы и документооборот;
- Аренда.
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия новые стандарты уже учтены в учетной политике и в порядке бухгалтерского учета. Просто работайте в системе, легко ведите учет, платите налоги и зарплату. Сервис автоматически сформирует отчетность для отправки через интернет и напомнит о сроках платежей и отчетов. Первые две недели бесплатны для всех новичков.
Переход на новые ФСБУ с 2022 года: что поменять в учетной политике
Из-за перехода на ФСБУ 25/2018 в некоторых случаях нужно пересчитать показатели бухотчетности по текущим договорам аренды или лизинга.
Так, пересчитать данные должны арендодатели по договорам неоперационной (финансовой) аренды. Сделать это нужно ретроспективно.
Что касается арендаторов, то им необходимо отразить переход или ретроспективно, или упрощенно. Например, при первом варианте на 1 января 2022 года скорректируйте остатки или отразите входящее сальдо.
Есть также ситуации, когда стандарт не влияет на учет.
Если новый стандарт меняет порядок учета, то в учетной политике отразите изменения. Сделать это нужно до 1 января 2022 года, например:
- арендатор (лизингополучатель) указывает способы амортизации ППА, а также определения сроков их полезного использования;
- арендодатель (лизингодатель) в части операционной аренды отражает порядок признания доходов.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Приведем несколько важных изменений:
- лимит стоимости ОС организация устанавливает сама;
- амортизацию можно начать начислять с месяца принятия ОС к учету либо использовать старые правила;
- группы ОС можно переоценить по справедливой стоимости, периодичность организация устанавливает сама.
Для перехода на стандарт в учетную политику нужно внести изменения. Например, укажите:
- стоимости ОС;
- с какого момента начисляете и прекращаете начислять амортизацию, а также способы ее начисления для каждой группы ОС;
- способ учета последствий переоценки;
- порядок перехода на стандарт. Есть два варианта — ретроспективный или альтернативный.
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
- капвложения нужно проверять на обесценение;
- при длительной рассрочке платежа, если в договоре нет условий о процентах, часть затрат на приобретение капвложений нужно учитывать как расходы по займу.
В учетную политику также нужно внести изменения. Например, укажите порядок перехода на стандарт. Его можно отразить ретроспективно либо перспективно на свое усмотрение.
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Приведем важные положения, которые коснулись первички:
- дату документа нужно определять по дате подписания. Если они разные, укажите дату, когда произошел факт хозяйственной жизни;
- стандарт ввел новый термин — «оправдательный документ». Им может стать любой документ, который вы составляли в ходе деятельности. Например, договоры с контрагентами, приказы о приеме на работу и пр. Важно, чтобы в них были все обязательные реквизиты;
- исправление первички зависит от ее формы. Так, чтобы поправить электронный документ, оформите новый. В нем укажите, что составили его взамен первоначального.
В учетную политику также внесите изменения. Например, укажите порядок исправления документов на бумаге.
Новые ФСБУ
С 2021 года начали действовать несколько новых стандартов, которые кардинально повлияли на правила бухгалтерского учёта в России. Работа бухгалтера усложнилась, и от умения применять новые правила на практике будет напрямую зависеть качество отчётности. Подробнее о новых ФСБУ рассказала наш эксперт Алёна Фомина.
Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.
26/2020 «Капитальные вложения» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о капитальных вложениях организаций.
6/2020 «Основные средства» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об ОС организаций.
25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об объектах бухгалтерского учёта при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества и способы ведения таких объектов.
5/2019 «Запасы» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций.
27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» — устанавливает требования к документам и документообороту для бухгалтерского учёта.
Новые правила учёта сложные и требуют детального рассмотрения, изучения и применения на практике. В КонсультантПлюс имеется много информации по данной теме, есть также ситуации из практики, которые вам помогут быстро изучать и применять новые правила в бухгалтерском учёте.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
ФСБУ 26/2020: обзор основных изменений в учёте капвложений с 2022 года
Правила учёта основных средств по покупке не изменились. При рассрочке платежа свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение ОС учитываем как проценты по займу. Материалы, приобретённые для строительства ОС, — капитальные вложения, а не запасы. В балансе их надо показать по строке 1150. Затраты на любой ремонт и амортизацию строительной техники относим на счёт 08.
Вторичное сырье, оставшееся при строительстве, монтаже, модернизации, реконструкции, плановом ремонте основных средств, с кредита счёта 08 приходуем как запасы или как ДАП. Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение по правилам для ОС.
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта 6/2020: основные изменения в учёте ОС с 2022 года
Лимит стоимости ОС устанавливаем сами. Например, можно сделать его таким же, как для налога на прибыль, — 100 000 рублей. Объекты со СПИ больше года и стоимостью ниже лимита сразу списываем в расходы.
Амортизацию считаем из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость. Ликвидационная стоимость — предполагаемая стоимость ОС в конце СПИ минус затраты на его выбытие. Если ликвидационную стоимость невозможно определить или она несущественна, амортизируем полную стоимость основных средств.
Амортизируем объект начиная с месяца принятия к учёту основных средств и по месяц выбытия или списания. Но можно применять и привычные правила. Начисление амортизации ОС на консервации и длительном ремонте не приостанавливаем. Способ начисления амортизации, СПИ и ликвидационную стоимость нужно проверять как минимум в конце каждого года и, если условия использования ОС изменились, пересматривать.
Плановый ремонт, техобслуживание, техосмотр — существенные затраты на такие мероприятия, проводимые реже чем раз в год, признаём отдельными ОС (Информация Минфина России № ИС-учёт-29).
Переоценку можно отражать новым способом: списать всю амортизацию проводкой Д 02 — К 01, а затем довести счёт 01 до рыночной стоимости. Но можно и продолжать делать как раньше.
Проверять ОС на обесценение надо минимум раз в год на 31 декабря по правилам МСФО (IAS) 36. Признаки обесценения: резкое снижение рыночной стоимости, существенный износ, порча объекта, простой. При наличии таких признаков надо уменьшить балансовую стоимость основных средств до рыночной стоимости за минусом затрат на выбытие. Убыток от обесценения средств относят в прочие расходы (п. п. 12, 18, 59 МСФО (IAS) 36).
При продаже или ином выбытии ОС в ОФР показываем не доходы и расходы по сделке, а только её результат: прибыль — в строке 2340, а убыток — в строке 2350.
Инвестиционная недвижимость — недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста её стоимости. Её можно учитывать по рыночной стоимости и не амортизировать. Дооценку и уценку списываем на счёт 91, а счёт 83 не используем (Информация Минфина России).
Для перехода закрепите в учётной политике:
- новый лимит стоимости основных средств (для совокупности объектов ОС или для отдельного объекта ОС);
- начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
- способ учёта последствий переоценки — корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
- способ оценки инвестиционной недвижимости — по рыночной стоимости или по первоначальной.
Всем компаниям, кроме тех, которые могут вести упрощённый бухучёт, на 01.01.2022 надо скорректировать учёт основных средств по стоимости. Объекты с первоначальной стоимостью ниже нового лимита спишите. По остальным пересчитайте накопленную амортизацию с учётом ликвидационной стоимости. Разницу отнесите на счёт 84.
В новом видеовыпуске «Бухгалтер LIVE» наш эксперт разъяснила ключевые моменты применения ФСБУ 6/2020. Разъяснения будут интересны широкому кругу бухгалтеров.
ФСБУ 25/2018: учёт аренды и лизинга с 2022 года
Аренда недвижимости у арендатора. Аренду на срок не больше 12 месяцев можно учитывать как раньше — списывать арендную плату в расходы. Но такой порядок надо закрепить в учётной политике. При аренде на срок больше 12 месяцев надо отразить право пользования активом и обязательство по аренде. Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права равна сумме обязательства по аренде и платежей, перечисленных до получения недвижимости в аренду. Срок полезного использования равен сроку аренды.
Обязательство по аренде ОС покажите на счёте 76 по приведённой стоимости арендных платежей. Она равна номинальной сумме будущих платежей, дисконтированной по ставке, по которой вы можете получить заём на сопоставимый срок. По этой ставке ежемесячно начисляйте проценты на остаток обязательства и уменьшайте его на текущий платёж.
Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать аренду как раньше, если не будут выкупать предмет аренды или сдавать его в субаренду.
Краткосрочная аренда автомобиля у физлица. При аренде автомобиля на срок менее года ведите учёт как раньше — автомобиль на баланс не принимайте, арендную плату начисляйте проводкой Д 20 (26, 44) — К 60 (73, 76).
Аренда у арендодателя. Аренда по договорам, не предусматривающим выкуп имущества, признаётся операционной. Имущество, переданное в операционную аренду, продолжайте учитывать на счёте 01. Арендную плату начисляйте, как и раньше, проводкой Д 62 — К 91, а если аренда ваш основной вид деятельности — Д 62 — К 90.
Лизинг у лизингополучателя. Порядок принятия к учёту не зависит от того, кто признаётся балансодержателем имущества по договору. Вы в любом случае отражаете в учёте право пользования активом и обязательство по аренде.
Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права — затраты лизингодателя на покупку имущества плюс ваши затраты, необходимые для начала его использования. СПИ права пользования активом равно СПИ предмета лизинга, который определяем по общим правилам нового стандарта, о чём говорит федеральный стандарт бухгалтерского учёта 25/2018.
Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.
Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать лизинг по старым правилам для лизинга на балансе лизингополучателя.
В статье «ФСБУ 25/2018: бухгалтерский учёт аренды» наш эксперт подробно рассмотрела основные принципы ведения учёта для арендатора и арендодателя, а также объяснила, как раскрыть информацию в бухгалтерской (финансовой) отчётности.
ФСБУ 5/2019: изменения в учёте запасов с 2021 года
Поступление материалов и товаров. Материалы для управленческих нужд, например канцтовары, можно сразу списать в расходы: Д 26 — К 60. При рассрочке свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение запасов учитываем как проценты по займу. Резерв под обесценение запасов создаём исходя из чистой стоимости продажи — рыночной стоимости за минусом расходов на продажу. При продаже обесцененных запасов восстанавливаем резерв проводкой Д 14 — К 90.02 (91.02).
Затраты на производство. В себестоимость нельзя включать сверхнормативный расход сырья, потери от брака и простоев. Остатки НЗП нельзя оценивать по стоимости сырья и материалов. Оценка НЗП происходит по фактической себестоимости, по нормативной себестоимости или по прямым затратам.
Отмена методических указаний. Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Но приведённые в них способы можно продолжать применять, если они не противоречат новому правилу стандарта. Например, ведение ТЗР. Ведь в правилах нового стандарта есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает.
ФСБУ 27/2021: основные изменения в работе с документами с 2022 года
Его проект был опубликован 12 марта 2021 года на официальном сайте Минфина России. Порядок оформления первичных документов остаётся прежним. Стандарт только поясняет некоторые правила. Например, дату составления первичного документа определяют по дате подписания. Если документ оформили не сразу, дополнительно указывают дату операции, которую он фиксирует (п. 2 Информации Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учёт-33). Электронные документы можно подписывать ЭЦП любого вида, если дополнительные требования не установлены другими НПА. Например, для УПД обязательна квалифицированная электронная подпись. Введено новое понятие — оправдательный документ. Это любой документ, содержащий информацию о факте хозяйственной жизни: договор с контрагентом, решение суда или ИФНС.
Оправдательный документ можно использовать как первичный, если в нём есть все обязательные реквизиты. Если реквизитов не хватает, надо оформить отдельный первичный документ со ссылкой на оправдательный. Например, если в транспортной накладной нет стоимости перевозки, нужен акт на перевозку с реквизитами этой накладной.
Сформулированы общие требования к регистрам БУ. Регистры распространённых бухгалтерских программ соответствуют всем этим требованиям.
Изменены правила исправления документов. Бумажную первичку можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные. Для исправления электронного документа оформите новый. Для исправления ошибки в регистре можно сделать дополнительную запись, дополняющую сумму ошибочной записи до нужной величины. Для уменьшения суммы применяют способ сторно (п. 8 Информации Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учёт-33).
См. дополнительную информацию:
Новые правила предусматривают не одно изменение. Так, с 2021 года обязателен переход на ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменяет ПБУ 5/01. ФСБУ 5/2019 утверждён Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н и направлен на сближение российского бухгалтерского учёта с международными стандартами финансовой отчётности. ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», 6/2020 «Основные средства» и 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» можно использовать с 2021 года, но это необязательно. ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» обязательно применять с 2022 года. ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» вступит в силу с 2022 года, но организации вправе его применять и до указанного срока.
Вопрос о целесообразности досрочного применения новых стандартов следует решать с учётом конкретных условий ведения деятельности.
Алёна Фомина, экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»
Переход на новую учетную политику в 2022 году (ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 25/2018)
Начиная с 2022 года обязательными для применения становятся такие нормативные документы, как: приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (далее ― ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020) и приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (далее — ФСБУ 25/2018). В связи с этим предлагаем вам ознакомиться с бюллетенем, который разъясняет часто поступающие вопросы[1].
1. Когда в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности необходимо отразить корректировку показателей в связи с применением ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 25/2018?
Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008[2], под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В свою очередь, в пункте 15 ПБУ 1/2008 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 ПБУ 1/2008, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Из положений ПБУ 1/2008 следует, что последствия изменения учетной политики, вызванные изменениями в законодательных и нормативных актах по бухгалтерскому учету, отражаются в порядке, предусмотренном такими законодательными и нормативными актами. Ретроспективный подход, предусмотренный пунктом 15 ПБУ 1/2008, применяется только в том случае, если в указанных законодательных и нормативных актах порядок перехода на новую учетную политику не предусмотрен.
Обращаясь к положениям ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 25/2018, следует отметить, что в каждом из перечисленных документов закреплен порядок перехода на новую учетную политику.