Какие транспортные расходы отражаются на счете 26
Перейти к содержимому

Какие транспортные расходы отражаются на счете 26

Учет транспортных расходов: отражение и списание затрат на доставку товара от поставщиков, как правильно рассчитать процент

Почепский Олег

Операционная деятельность практически всех существующих компаний сопряжена с необходимостью компенсации логистических трат, к числу которых относится достаточно большое количество статей. В качестве примера можно привести аренду или приобретение служебного автотранспорта, регулярную заправку и техническое обслуживание, содержание штата персонала, включая механиков и водителей. В соответствии с действующими законодательными нормами, определяемыми положениями Налогового кодекса, отражение транспортных расходов в бухгалтерском учете является обязательным для всех организаций условием.

как посчитать расходы на доставку товара

Кроме того, подробная статистическая ведомость позволяет собрать данные, позволяющие провести анализ и выделить информацию, полезную с точки зрения оптимизации бизнес-процессов. Нередко оказывается, что издержки торговой компании можно существенно сократить за счет построения прямой логистики от склада до клиента, отказа от ненужных сторонних услуг и грамотного перераспределения имеющихся ресурсов. Проводки, используемые в рамках бухучета, детально отражают суть каждой совершенной операции, и, как следствие, помогают определить целесообразность с позиции связанных с ней трат.

Что относится к транспортным расходам

Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.

Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.

Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.

списание транспортных расходов в налоговом учете

Чем более значительной оказывается потраченная за отчетный период сумма — тем большее внимание ей уделяется как менеджментом организации, так и проверяющими службами. В связи с этим особую важность приобретает корректное ведение бухгалтерского учета, в котором отражается вся сопряженная деятельность. Стоит отметить, что достаточно распространенной является практика, когда расходы на транспортные услуги по доставке товара от поставщика до покупателя (по сути, оплачиваемые за его счет) включены в стоимость — это важно учитывать при принятии решений о предоставлении клиентских скидок, поскольку без оптимизации себестоимости в первую очередь страдает маржа, для компенсации которой требуется значительное увеличение количественного объема продаж. Комплексный анализ позволяет определить источники лишних трат и сократить их без ущерба для операционной деятельности. Так, к примеру, если организация владеет собственным автопарком, однако числящиеся на балансе машины эксплуатируются достаточно редко — что не отменяет необходимости их периодического техобслуживания — рекомендуется расформировать подразделение, и привлечь для выполнения нерегулярных логистических задач стороннюю компанию.

как рассчитать транспортные расходы на доставку товара

На какой счет относить транспортные расходы и издержки, связанные с перемещением основных средств

В соответствии с положениями, закрепленными в рамках восьмого пункта Правил, определяющих порядок ведения бухучета, указанная категория трат приравнивается к приобретению или созданию предприятием продукции. Данный подход применяется к ОС следующих типов:

  • Созданные непосредственно организацией.
  • Купленные на основании соответствующего договора (в том числе применительно к соглашениям бартерного типа, когда взаиморасчеты не предусматривают перевод денежных средств).
  • Полученные на безвозмездной основе.

Все указанные варианты транспортных расходов в учетной политике рассматриваются как капитальные вложения, фактически увеличивающие базовую себестоимость товарных единиц. Для отражения используются соответствующие дебетовые, а в рамках корреспонденции — расходные счета.

Важно учитывать, что указанный порядок актуален не для всех ситуаций. Так, траты, связанные с перемещением в рамках территории предприятия объектов, не требующих монтажных работ для последующей эксплуатации, относятся к категории производственных. Это актуально не только для автотранспорта, но и для различных видов оборудования, включая крупногабаритную технику, используемую в строительных работах — от экскаваторов и бульдозеров до бетономешалок и катков для укладки асфальта. В случае с транспортировкой оборудования, предусматривающего монтаж и демонтаж, возникающие издержки рассматриваются в качестве эксплуатационных.

Учет и контроль транспортных расходов организации

Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.

УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:

20 «Основное производство»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

44 «Расходы на продажу».

В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:

23 «Вспомогательное производство»;

25 «Общепроизводственные расходы»

с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».

К сведению

Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.

Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.

Отражение транспортных расходов в стоимости товара

Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.

Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.

Отражение в бухгалтерском учете:

1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.

2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.

3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.

4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).

Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации

Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.

Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.

Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

1. Получен материал от поставщика:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).

2. Отражены транспортные расходы:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.

Налоговый учет транспортных расходов

Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.

К сведению

Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.

Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:

• включаться в стоимость покупных товаров

• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).

Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.

При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).

Расчет суммы прямых расходов, относящейся к остатку нереализованных товаров

При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.

Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода

В налоговом учете компании числятся:

800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;

150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;

100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;

30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.

Расчет налоговых расходов:

• сумма прямых транспортных расходов, подлежащих списанию в октябре:

100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;

• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:

800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.

Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:

130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.

Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:

150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:

130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.

Условия отражения в учете транспортных расходов

Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

Виды транспортных расходов

Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:

• транспортные услуги сторонних организаций;

• расходы по содержанию собственного автотранспорта;

• использование личного автотранспорта сотрудников;

• аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.

Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.

Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:

• расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);

• расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);

• расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).

Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.

Услуги сторонней транспортной организации

Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

1. Договор или счет на перевозку грузов.

2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.

3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.

ТТН выполняет, главным образом, две функции:

• во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;

• во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].

При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.

Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].

Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.

Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.

Расходы по содержанию собственного автотранспорта

К данным расходам, в частности, относятся:

• расходы на ГСМ (все виды топлива — газ, бензин, дизтопливо, масла и смазки и пр.);

• расходы на технический осмотр;

• расходы на покупку «зимней» резины;

• затраты на мойку автомобиля;

• плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.

Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности[6]. Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат — как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.

Сумма расходов по ГСМ в учете отражается на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией.

Сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 субсчет «Топливо».

Основной документ для учета использования ГСМ — путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.

К сведению

Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, который применяется организациями и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили.

Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа № 368 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).

Сверхнормативный расход топлива в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов, а в налоговом не уменьшает налоговую базу. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями[7]. В то же время в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России разрешил налогоплательщику руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке.

Расчет расходов по ГСМ

Организация закупает ГСМ для служебных автомобилей. В течение августа топливо заправлялось в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):

• 2 августа — 70 л по цене 20 руб. за 1 л на сумму 1400 руб.;

• 10 августа — 60 л по цене 19 руб. за 1 л на сумму 1140 руб.;

• 20 августа — 70 л по цене 22 руб. за 1 л на сумму 1540 руб.

Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за август израсходовано 170 л бензина.

Согласно учетной политике списание производится по средней себестоимости.

Рассчитаем количество ГСМ, подлежащих списанию в августе месяце.

Сначала определяем среднюю себестоимость единицы материалов (1 л):

(1400 руб. + 1140 руб. + 1540 руб.) / (70 л + 60 л + 70 л) = 20,4 руб.

Тогда стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:

Дебет счета 20 Кредит счета 10 субсчет «Топливо в баках» — 3468 руб. — списана стоимость ГСМ за август месяц.

Контроль транспортных расходов

При планировании расходов на содержание служебного автотранспорта рекомендуется сопоставить:

• сумму инвестирования денежных средств в покупку новых автомашин (при необходимости);

• плановую сумму затрат по их эксплуатации (с учетом транспортного налога);

• плановый объем их ежемесячных поездок;

• ликвидную стоимость автомашин

и среднюю стоимость аренды автотранспорта или услуг транспортных организаций.

На основе полученных результатов можно будет сделать вывод об эффективности использования или уровне потребности в наличии собственного автотранспорта.

Расходы на собственный автотранспорт организация должна систематически контролировать. Это позволит выявлять непроизводственные расходы и факты хищения имущества организации при эксплуатации собственного автопарка.

Возможные варианты непроизводственных потерь:

• поездки по личным нуждам;

• завышение норм расхода топлива;

• открытый слив ГСМ;

• махинации на топливных складах предприятий и т. п.

Первоочередная задача контроля — предотвратить как разовые прецеденты, так и систематические действия. О хищениях могут свидетельствовать:

• систематический необоснованный перерасход ГСМ;

• указание маршрутов в путевом листе, не соответствующих производственным целям;

ە время и даты заправок машины, не соответствующие рабочему времени.

При контрольных действиях маршруты должны быть проверены на правильность километража и рациональность.

Если окажется, что непроизводственные потери возникли по вине работника, взыскать сумму ущерба можно с его согласия. Если работник не согласен добровольно возместить ущерб, его можно взыскать только через суд, доказав, что есть вина работника в этом перерасходе.

Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением: работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, который регламентирует данный случай (с. 238 Трудового кодекса РФ).

Потери не по вине работников списываются в состав прочих расходов в периоде их выявления на основании решения руководителя о источнике их списания.

Важный блок контрольных мероприятий — проверка наличия в организации и правильного заполнения следующих документов:

1) при списании ГСМ:

• приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива (см. пример);

• документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо;

• акты о списании материальных запасов.

Приказ об утверждении норм расхода топлива и ГСМ

2) при списании расходов по хранению автотранспортных средств на платных стоянках:

• договор на хранение (сохранная расписка (квитанция) — при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток));

• документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, чеки ККТ, товарные чеки, БСО);

3) при списании расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств:

• договор, акт об оказании услуг;

• чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, БСО (при оплате наличными денежными средствами).

Резюме

Если у организации есть транспортные расходы, нужно учитывать все составные части этих расходов: расчет норм ГСМ, запчасти, амортизация, оформление путевых листов, текущий и капитальный ремонт автотранспорта, оплата транспортного налога, стоимость услуг транспортных организаций, размер арендной платы при аренде или лизинге автотранспорта.

Все эти показатели должны быть изначально учтены в бизнес-планировании деятельности организации. Все эти показатели нужно систематически мониторить.

[1] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 10/99).

[2] Утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н

[3] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

[4] Письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ.

[5] Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-15/093505.

[6] Пункты 5, 7 ПБУ 10/99.

[7] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 20.09.2018).

М. А. Чванова,
аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Транспортные расходы в торговле: проводки, учет ТЗР, ФСБУ «Запасы»

Какой бы товар вы ни продавали, обычный спутник продажи — транспортные расходы. Их учет зависит от того, используете вы для перевозки свои машины или перевозчиков. А еще с 2021 года в силу вступило ФСБУ 5/2019, которое изменило правила бухучета этих расходов.

По ФСБУ 5/2019 все расходы на заготовку и доставку товара нужно включать в его себестоимость. При этом состав таких расходов стандарт не раскрывает, каждая организация должна самостоятельно его определить и прописать в учетной политике.

Пример расчета себестоимости и образец учетной политики можно скачать здесь

Например, в состав транспортных расходов можно включить:

  • расходы на доставку товара до склада или магазина;
  • погрузку, разгрузку, транспортировку;
  • зарплату работников, занятых на таких работах, и уплаченные с нее взносы;
  • расходы на содержание склада и прочие.

Также транспортные расходы можно разделить на те, что появляются при приобретении и продаже товаров.

Транспортные расходы при покупке товаров

Мы рассмотрим вариант учета для организации, которая ведет торговую деятельность.

Учет ТЗР (транспортно-заготовительных расходов) можно вести с использованием и без счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а также сразу включать в стоимость товара или учитывать обособленно и уже затем списывать на себестоимость.

Сервис для управления торговлей МойСклад: приемка и отгрузка товара, перемещения, инвентаризации, списания. Расчет себестоимости. Остатки и обороты. Вся необходимая первичка. Бесплатный тариф для одного сотрудника.

Не нужно устанавливать, доступен с любого телефона или планшета.

Попробовать МойСклад бесплатно

Пример 1. Доставка сразу учитывается в стоимости.

ООО «СклаДебеторг» продает зоотовары. В июле организация купила для перепродажи клетки для хомяков на сумму 150 000 рублей (в т. ч. НДС 25 000 рублей). Доставка клеток обошлась в 30 000 (в т. ч. НДС 5 000 рублей).

Проводки в бухгалтерском учете ООО «СклаДебеторг»:

  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена стоимость клеток 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена доставка — 25 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.

Обратите внимание! Если бы компания доставляла сразу несколько видов товаров и необходимо было распределить расходы между ними, можно было бы сделать это согласно положениям учетной политики. Варианты: пропорционально стоимости товара, его веса, количества и любым другим способом, указанным в УП.

Если использовать счет 15 , то проводки по будут такими:

  • Дебет 15 Кредит 60 — учтена стоимость клеток 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 15 Кредит 60 — учтена доставка — 25 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.
  • Дебет 41 Кредит 15 — оприходованы товары с учетом расходов.

Счет 15 обычно применяют, когда используют учетные цены и нужно учитывать отклонения. Отклонения отражаются через счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Как правило, сейчас в торговле этими двумя счетами не пользуются.

Пример 2. Стоимость доставки учитывается обособленно.

Возьмем те же условия, что в примере 1, но при этом пусть организация собирает ТЗР на счете 44 «Расходы на продажу».

  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена стоимость зоотоваров 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 44 Кредит 60 — отражены расходы по доставке;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.

Все ТЗР, что собраны на счете 44, должны пропорционально распределяться по реализованным и оставшимся на складе товарам по итогам месяца.

Для расчета удобно использовать формулы, которые есть в Налоговом кодексе (статья 320), к тому же так данные бухгалтерского и налогового учета проще сблизить:

Формула № 1:

ТРсп — ТЗР, которые нужно списать в текущем месяце;

ТРнм — остаток ТЗР на начало месяца;

ТРдм — расходы по доставке за месяц;

ТРот — ТЗР, приходящиеся на остаток товара на конец месяца.

Для расчета последнего показателя используется Формула № 2 :

Тот — стоимость остатка товаров на конец месяца;

СП — средний процент, нужен для расчета суммы расходов, относящихся к остатку товаров.

И тут понадобится одна (обещаем — это последняя) Формула № 3 :

ТРнм — остаток ТЗР на начало месяца;

ТРдм — расходы по доставке за месяц;

Тпм — покупная стоимость товаров, проданных за месяц;

Тот — стоимость остатка товаров на конец месяца.

Затраты, собранные на счете 44, можно по окончании месяца списать в себестоимость — на счет 90.

Учет абсолютно любых операций с товарами, начиная с их покупки, доставки на склад, и заканчивая дальнейшей продажей (розничной, оптовой — неважно) можно вести в сервисе МойСклад.

Программа интегрирована с маркетплейсами, CRM и другими сервисами, и позволяет в реальном времени управлять работой торговых точек — магазинов, ларьков и т.д. К МоемуСкладу легко подключить торговое оборудование, включая онлайн-кассу. Можно учитывать и продавать маркированные товары. Начните работать прямо сейчас совершенно бесплатно!

Транспортные расходы при продаже товаров

Возможны два варианта — доставка входит в стоимость товаров или предоставляется как отдельная услуга.

В стоимость обычно входят те расходы, которые поставщик несет при доставке товаров напрямую покупателю на его склад, минуя собственный. В этом случае доставка отдельно не выделяется в документах.

Пример 3. Доставка не выделяется и включена в цену.

Организация ООО «Ляпкин-Тяпкин» продает садово-огородные инструменты. В июне ей поступил заказ от магазина «Дачник» на поставку 10-ти садовых тачек с условием поставки прямо в магазин. Стоимость тачек при покупке составила 12 000 рублей. Доставка обошлась ООО в 3 000 рублей. Продажная цена тачек — 2 400 рублей ( в т. ч. НДС — 400 рублей, по договору цена включает доставку до магазина), поэтому «Дачник» должен оплатить товар на сумму 24 000 (2 400 * 10).

Для учета ТЗР на продажу ООО «Ляпкин-Тяпкин» использует счет 44 субсчет 2 (субсчет 1 предназначен для расходов на покупку товаров).

Остаток по счету 44.1 на 1 июня — 8 000 рублей.

Остаток по счету 41 на 30 июня — 290 000 рублей.

За июнь ООО приобрело также другие товары на сумму 180 000 рублей (в т. ч. НДС 30 000 рублей). Их доставка обошлась в 15 000 рублей, в т. ч. НДС — 2500.

В бухгалтерском учете ООО будут отражены следующие проводки:

  • Дебет 62 Кредит 90-1 — стоимость проданных тачек — 24 000 рублей;
  • Дебет 90-3 Кредит 68-2 — начислен НДС 4 000 рублей;
  • Дебет 90-2 Кредит 41 — списана себестоимости проданных товаров — 12 000 рублей;
  • Дебет 90-2 Кредит 44.2 — списаны ТЗР — 3 000 рублей;
  • Дебет 41 Кредит 60 — отражена стоимость других товаров, приобретенных организацией в июне — 150 000 (180 000 — 30 000) рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по приобретенным товарам — 30 000 рублей;
  • Дебет 44.1 Кредит 60 — транспортные расходы на покупку других товаров — 12 500 (15 000 — 2 500) рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке других товаров — 2 500 рублей.

Теперь попробуем рассчитать какую сумму транспортных расходов нужно списать в июне (используем формулы, приведенные выше).

Начнем с Формулы 3. Рассчитаем средний процент расходов на остаток товара.

(8 000 12 500) / (12 000 290 000) * 100% = 6,79%

Теперь перейдем к Формуле 2. Найдем сумму ТЗР на остаток товара:

Наконец, используем Формулу 1 и узнаем, сколько транспортных расходов мы можем списать за июнь :

8000 12 500 — 19 691 = 809 рублей

Дебет 90-2 Кредит 44.1 — списываем расходы по продаже товара на сумму 809 рублей. Именно эту сумму можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

Пример 4. Доставка выделена в отдельную услугу для покупателя.

Если вы доставляете товар своим транспортом, то затраты по организации доставки собираете на счете 23 «Вспомогательные производства».

Например, Дебет 23 Кредит 70 — зарплата водителя, который доставляет груз, Дебет 23 Кредит 10 — списание бензина, использованного при перевозке и т.д.

Затем расходы со счета 23 списываются на себестоимость транспортных услуг, оказанных покупателям — Дебет 90-2 «транспортные услуги» Кредит 23.

Можно обойтись и без счета 23, торговые организации вправе для учета ТЗР использовать счет 44.

Способы учета транспортных расходов, особенности расчета и списания нужно обязательно заранее продумать и четко прописать в учетной политике.

Нельзя включать в себестоимость товаров затраты, относящиеся к их хранению, перевозке и т. д., которые возникли после поступления товара на склад организации . Т.е. если сначала товары поступили на ваш склад, а затем вы отправляете их в свои магазины или продаете оптовым заказчикам со склада, то их нужно учитывать уже как расходы именно на продажу (через счет 44). Это уже не ТЗР.

Учет товаров с сервисом МойСклад — это удобно и просто. Можно быстро выгрузить сведения из сервиса прямо в бухгалтерскую программу, например, в 1С:Бухгалтерию, или наоборот — загрузить данные (номенклатуру, цены и т.п.) из своей программы в МойСклад.

Вам не придется ничего настраивать или устанавливать — все готово к работе, достаточно зарегистрироваться в сервисе. Подключитесь прямо сейчас : это бесплатно!

Учет и отчетность транспортной организации

Бухучет и налогообложение транспортных компаний имеет свои особенности. Из статьи вы узнаете, какие документы нужны обязательно, а без каких можно обойтись. Таблица основных проводок поможет вести учет без ошибок.

  • Особенности затрат
  • Бухгалтерия и проводки
  • Таблица «Основные проводки»
  • Специфика затрат при перевозках
  • Налогообложение
  • Первичка и контроль затрат
  • Выводы

Сдать отчетность транспортной организации в срок и без ошибок.

Особенности затрат

Расходы можно рассмотреть с двух сторон: прямые (непосредственно связанные с перевозками) и косвенные. К первым относятся траты на приобретение и страхование транспорта, ГСМ, техобслуживание, медосмотры водителей и т.п.

Существует другая часть расходов, которые напрямую не связаны с основной деятельностью. Например, доставка воды для сотрудников.

Бухгалтерия и проводки

Так как перевозка — основной вид деятельности, прямые расходы учитываются на счете 20. Косвенные расходы собираются на счете 26. С 2021 года затраты, собранные на счете 26, списываются в дебет счета 90.08 (п. 26 ФСБУ 5/2019).

Для перевозок обычно используют собственный транспорт. В некоторых случаях организация может взять машину в аренду. Например, для перевозки крупногабаритного груза. Арендная плата составляет часть расходов и отражается на счете 20 (25, 26).

Автомобиль для перевозок можно приобрести в лизинг. Если транспорт учитывается на балансе лизингополучателя (транспортной компании), бухгалтер отразит операции проводками:

  • Дебет 08 Кредит 76 — автомобиль поступил от лизингодателя.
  • Дебет 01 «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 08 — оформлен ввод в эксплуатацию.
  • Дебет 76 «Арендные обязательства» Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — начислены лизинговые платежи.
  • Дебет 20 (25, 26) Кредит 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» — начислена амортизация.

Для лизингового имущества можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Чтобы не возникли налоговые разницы, лучше применять одинаковый «ускоряющий» коэффициент в бухгалтерском и налоговом учете (п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Если автомобиль выкупит лизингополучатель, следует сформировать проводки внутри счетов:

  • Дебет 01 «Собственное имущество» Кредит 01 «Имущество, полученное в лизинг».
  • Дебет 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» Кредит 02 «Амортизация собственного имущества».

Если автомобиль учитывается на балансе лизингодателя, проводки будут отличаться от указанных выше:

  • Дебет 001 — автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости.
  • Дебет 20 (25, 26) Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — отражен лизинговый платеж.

После выкупа автомобиль списывается с забалансового учета (делается запись по кредиту счета 001). В рамках балансовых счетов выкуп автомобиля у лизингодателя нужно отразить проводкой: Дебет 01 Кредит 02.

Оказание транспортных услуг оформляется стандартными проводками. Выручка записывается как Дебет 62 Кредит 90, НДС с выручки — Дебет 90 Кредит 68. Затраты компании на оказание услуги перевозки списываются в дебет счета 90.

Если организация помимо перевозок занимается продажей товаров, то проводки могут быть иными. Когда в договоре зафиксировано, что продавец осуществляет доставку товара своими силами и стоимость транспортировки входит в цену товара, бухгалтер делает запись: Дебет 44 Кредит 10 (60, 69, 70 и т.д.) — отражены затраты на доставку. Здесь можно учесть зарплату водителя, бензин, израсходованный на транспортировку и т.п. Дебет 90 Кредит 44 — затраты списываются на себестоимость.

Таблица «Основные проводки»

Дебет Кредит Содержание операции
08 76 Поступление автомобиля по договору лизинга (учет на балансе лизингополучателя)
01 08 Ввод в эксплуатацию
20 02 Начисление амортизации
001 Лизинговый автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости (учет на балансе лизингодателя)
20 76 Отражен в составе затрат ежемесячный лизинговый платеж (учет на балансе лизингодателя)
001 Лизинговый автомобиль списан с забалансового учета (выкуплен или истек срок договор)
01 02 Автомобиль выкуплен после лизинга и поставлен на баланс
62 90 Отражена выручка компании при оказании услуг
90 68 Выделен НДС с оказанной услуги
20 (25, 26) 60 Списана арендная плата по транспорту, взятому в аренду
19 60 Отражен НДС по аренде (если обе стороны работают на ОСНО)
20 (25, 26) 68 Начислен транспортный налог
68 51 Налог перечислен в ФНС
002 Принятие груза на ответственное хранение

Специфика затрат при перевозках

Основной штат сотрудников составляют водители. Персонал должен проходить медосмотры, в том числе перед выходом в рейс. Кроме того, водителям при длительных поездках положены перерывы на отдых. Медицинские осмотры, перерывы и т.п. оплачиваются компанией.

Что взять под контроль транспортной организации? Выделим основные моменты:

  1. Транспорт должен быть учтен: на балансе или за балансом в зависимости от ситуации. Тогда затраты можно принять к учету обоснованно.
  2. Автотранспорт должен пройти регистрацию в ГИБДД.
  3. Необходимо платить транспортный налог.
  4. Обязательный учет и контроль ГСМ. Списание по нормам, утвержденным законодательством и нормативными актами компании.
  5. Ведется учет не только транспорта, но и запчастей. Например, важно организовать учет зимней и летней резины.
  6. Транспорт должен быть застрахован. Сумма по полису включается в затраты равными частями ежемесячно.
  7. Необходимо проходить техосмотры и периодическое обслуживание транспорта.
  8. Нужно оформлять путевые листы на поездки.

Налогообложение

Компании, занимающиеся перевозками, могут работать на ОСНО или УСН. У индивидуального предпринимателя есть дополнительный выбор — работа на патенте (ПСН).

Налоги транспортной организации в целом не отличаются от налогов любой другой компании. У перевозчиков в силу специфики возникает обязанность по уплате транспортного налога. Особенности расчета и уплаты прописаны в ст. 356-363 НК РФ. ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога, компании остается ее перечислить. Декларацию сдавать не нужно. Налог по итогам года бухгалтер перечислит до 1 марта. Регионы вправе установить отчетные периоды, тогда в течение года организация обязана уплачивать авансовые платежи.

Отслеживать сроки и статусы уплаты налогов и сдачи отчетности в онлайн-таблице Контур.Экстерна.

Все затраты должны быть документально подтверждены и обоснованы, иначе ФНС может аннулировать такие расходы и доначислить налог на прибыль.

ГСМ списывают согласно нормам, учитывая данные путевых листов. Существуют летние и зимние нормы расхода. Всё, что сверх установленных лимитов, списывается за счет прибыли (т. е. не уменьшает налогооблагаемую базу). Лимиты расходования ГСМ утверждает руководитель, издав приказ.

В расходах с целью уменьшения налоговой базы можно учесть проезд по платным дорогам (ст. 264 НК РФ). Такие траты должны быть обоснованы: необходима ускоренная доставка скоропортящихся товаров, такие правила установлены в договоре и т.д.

Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения. На ОСНО сдают декларации по прибыли, НДС, 6-НДФЛ. Компании на упрощенке сдают декларацию по УСН. Специальной налоговой и бухгалтерской отчетности у транспортной компании нет. Бухгалтерский и налоговый учет ведется согласно требованиям и нормам ПБУ, Закона № 402-ФЗ и НК РФ.

Первичка и контроль затрат

Чтобы контролировать работу водителей, начислять зарплату и списывать ГСМ, бухгалтеры используют путевые листы (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. На любую перевозку груза, багажа или пассажиров нужно выписать путевой лист. Срок документа зависит от продолжительности рейса.

Организация должна вести журнал учета путевых листов. Разрешено вести записи вручную на бумаге, при этом пронумеровав и прошнуровав листы. Также предусмотрен электронный вариант журнала, в котором сведения нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

При перевозке грузов следует оформлять договор и транспортную накладную (Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). С 2022 года транспортную накладную можно составлять и подписывать в электронном виде. Документ содержит 17 разделов, стоимость перевозок указывается в рублях. Транспортная накладная подтверждает расходы в рамках главы 25 НК РФ (письмо ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).

Некоторые перевозчики прикладывают к грузам товарно-транспортную накладную, но она не является обязательной.

Выводы

Учет в транспортных организациях имеет свои особенности. Чтобы подтвердить расходы, придется позаботиться о специальных документах. Их отсутствие при проверке повлечет штрафы и снятие расходов.

Подготовить, проверить и сдать отчетность транспортной организации через интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *