Какие требования безопасности должен соблюдать продавец при приемке товара
Перейти к содержимому

Какие требования безопасности должен соблюдать продавец при приемке товара

Техника безопасности При приемке и продаже товаров

При приемке и продаже товаров, следует придерживаться следующих правил:
1. Проверить, чтобы все торговое оборудование, питающееся от электросети, было заземлено, а вращающиеся механизмы ограждены.
2 Содержать рабочее место в чистоте и порядке, не загромождать проходы порожней тарой и другими предметами.
3. Хранить тарные и громоздкие товары в подсобных помещениях на специальных стеллажах, полках и подтоварниках. При стеллажном хранении более тяжеловесные товары размещаются на нижних полках.
4. При ручной укладке товаров и тары высота штабеля должна быть не более 2 метров.
5. Использовать для вскрытия тары соответствующий инвентарь и инструмент (молотки, клещи, гвоздодеры и так далее). Вскрывать ящик или другую тару без соответствующего инструмента запрещается.
б. Вскрыв тару, немедленно удалить из досок гвозди, а концы железной окантовки загните вовнутрь стенок тары.
7. для снятия товаров с верхних полок пользуйтесь лестницами-стремянками. Лестницы должны быть прочными и устойчивыми. для работы на шероховатых и бетонных полах используйте лестницы, у которых нижние концы снабжены резиновыми или обиты резиновыми наконечниками. для работы на деревянных полах нижние концы лестниц должны иметь стальные острия (шипы).
8. Соблюдать правила электробезопасности. Не касаться открытых токоведущих частей, не производить ремонт электрооборудования, протирку светильников находящихся под напряжением, не оставляйте без наблюдения включенные электроприборы.
9. Не допускайте скользкости и неровности пола на рабочем месте. Случайно пролитый или разбитый товар немедленно уберите.
10. При заточке ножа не проверять его остроту рукой. Ножи должны иметь гладкие удобные, хорошо насаженные ручки. Не работать с ножом, имеющим качающийся клин. Не находиться с ножом в руках, не переносить нож острием вперед.
11. При возникновении аварийных ситуаций и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, прекращайте работу и сообщите администрации предприятия.
12. В случае возникновения пожара сообщите администрации предприятия, в пожарную охрану по телефону 101 и приступайте к его тушению имеющимися средствами пожаротушения.

19 Правила по безопасной работе при
продаже школьно-письменных и канцелярских товаров

1. Для вскрытия тары необходимо использовать соответствующий инвентарь и инструменты (молотки, клещи, гвоздодеры и др.) Вскрывать ящик или другую тару без соответствующего инструмента запрещается.
2. Вскрыв тару, немедленно удаляйте из досок гвозди, а концы железной окантовки загните вовнутрь стенок тары.
3. Соблюдайте правила передвижения в торговых, производственных и подсобных помещениях. Не переходите через уложенный товар, тару, отходы.
4. Соблюдайте правила работы с ножом или ножницами. Ножи должны иметь гладкие удобные, прочно насаженные ручки. Не работайте с ножом, имеющим качающийся клин. Не находитесь с ножом в руках, не переносите ножи острием вперед. После работы нож должен укладываться на ровное прочное основание, исключающее его падение и случайное прикосновение к лезвию.
5. допустимые нормы поднятия тяжести: до 18 лет — 10 кг., после 18 лет — 15 кг., вдвоем —25 кг.

Что Запрещено Делать Сотруднику Магазина Магнит При Приеме Товара

Продавцу запрещается на рабочем месте принимать пищу и курить, общаться со знакомыми, если это не связано с торговым обслуживанием, проводить мероприятия личной гигиены (причесывание, уход за ногтями и т. п.). Продавец не должен создавать препятствия для внесения покупателями в книгу отзывов и предложений и вступать в пререкания и споры с проверяющими.

Требования предъявляемые к продавцам в магазине ЗАО «Тандер – Магнит»

Закон РФ О защите прав потребителей, Правила продажи отдельных видов товаров и другие нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к осуществлению розничной торговли;.

Приемка товаров по количеству и качеству: правила, порядок, инструкция приема продукции на склад

7657898989.png

В этой статье будут рассмотрены требования и порядок приемки товара на склад от поставщиков по нескольким критериям – количеству и качеству. Нижеприведенные законодательные нормы успешно используются на территории РФ.

Как происходит приемка товара

Эта процедура основана на обязательной проверке, которая регламентирована Гражданским кодексом РФ. Порядок инспектирования представлен в заключительном договоре. Или же ревизия проводится согласно действующему законодательству.

Операция выполняет несколько задач:

  • позволяет определить бракованную партию;
  • выявляет недостачу;
  • раскрывает виновных лиц по возмещению материальных убытков;

Как принимать товар: законодательное регулирование и цели

Требования к внешнему виду и комплектации товара указываются в договоре поставки. Но обязательного документа для всех сторон не существует. Большинство субъектов хозяйственной деятельности руководствуются нормативно-правовым кодексом, в основе которого две директивы Государственного арбитража СССР ― №П-6 и №П-7. При возникновении спорных вопросов компании могут сослаться на эту инструкцию. Если же в договоренности отсутствует соответствующий пункт, представители компаний ведут переговоры путем личных договоренностей.

Получите всю информацию Как сделать процесс приемки товаров более эффективным

Покупатели могут использовать за основу нормативный регламент приемки товара – Гражданский кодекс (статья 513 п. 1), согласно которому проводится выборка на собственной территории или на зоне поставщика.

Инструкция содержит несколько целей:

  • проведение визуального осмотра упаковки;
  • выявление факта недостачи по количеству;
  • определение непригодности продукции;
  • обозначение места для проведения выборки;
  • проверка правильности сопроводительных документов;
  • договоренность о сроках и месте хранения бракованной продукции.

Спорные вопросы разрешаются следующим образом:

  • если покупателю отгружен не тот товар и не в оговоренном количестве, он может руководствоваться постановлением АС МО от 28 июля 2105 года А40-89393/14;
  • суд примет сторону поставщика, если он не получит оплату, ссылаясь на акт АС МО от 21 сентября 2015 года № Ф05-12369/15 по делу № А40-20678/15.

Оборудование и программное обеспечение для приемки товара

Для осуществления приемки товара на складе вам понадобиться следующее оборудование и программное обеспечение:

    — портативный компьютер, оснащенный встроенным сканером штрих-кодов, с помощью которого устройство сканирует информацию на продукции. Такой терминал собирает, обрабатывает и передает сведения о товарах в центральную базу, тем самым оптимизируя бизнес-процессы. — программное решение, позволяет интегрировать терминалы сбора данных в работу WMS/ERP склада быстро и без проблем. Учёт товаров станет проходить проще и быстрее. Самое главное, что ошибки, обусловленные человеческим фактором, пропадут навсегда. — это устройство для считывания штрих-кодов на упаковке товара с последующей передачей данных на ККТ, компьютер, POS-терминал. — устройство для оперативной маркировки товаров. Он позволяет нанести на этикетку любую нужную информацию: штрих-код, наименование, описание, состав, цену или артикул.

Пошаговый алгоритм приемки товара

Все правила указываются в договоре. Их количество зависит от нескольких факторов:

  • используемого транспортного средства;
  • места разгрузки;
  • параметров груза.

Список составляется для каждой компании индивидуально, но за базу может использовать следующее:

  • выполняется подъезд к месту размещения;
  • проверка сопроводительной документации;
  • определение размеров ворот для проезда транспорта;
  • выделение пространства для разгрузки;
  • подача оборудования для перевозки;
  • осмотр, пересчет и взвешивание товаров;
  • вывоз с помощью рохли на место хранения;
  • сверка и оформление сопроводительных документов;
  • регистрация актов в случае выявления бракованных или недостающих товаров;
  • письменное оформление данных о получении груза в реестр;
  • подготовка зоны для размещения и хранения.

56121212.png

Схема приемки товаров по качеству и количеству

Кладовщик проводит первичный осмотр товара на этапе его выгрузки из транспортного средства. Процедура позволяет получить все сведения для оформления сопроводительных документов. Специалист успевает пересчитать груз, осмотреть его на наличие брака или недостачи. При поступлении товара с оптовых баз оформляется накладная по форме №М-15. Образец документ принят в 80-х годах прошлого века, форма бланка не менялась.

Лица, ответственные за прием товара

На оптовую базу приезжает автомобильный транспорт, который нужно разгрузить и распределить упаковки по складам. Все операции отслеживает материально ответственное лицо. Перечень его функций включает проверку на соответствие количества и качества товара, выбраковку испорченных продуктов. Численность сотрудников склада зависит от размеров оптовой базы и объемов поставляемой продукции. В небольших компаниях это может быть один человек.

Одно из обязательных условий – оформление товаросопроводительной документации, включая счета-фактуры, транспортные накладные, железнодорожные мандаты. Если приемка выполняется на собственной территории, начальник ставит печать собственной компании. Это свидетельствует о том, что за сохранность будет нести ответственность именно эта организация. При выгрузке на местности поставщика – на ж/д станции, в порту или чужом складе получить товар можно по доверенности с обязательным предъявлением паспортных данных.

Порядок составления договора

Документ поможет избежать претензий от покупателя в случае выявления факта недостачи, порванной упаковки, брака продукции. Можно использоваться приведенные выше инструкции и составить договор по специальным образцам – акт № ТОРГ-1, утвержденный Государственным комитетом статистики РФ №132 от 1998 г., М-7 N71 а.

Но законодательство позволяет не руководствоваться этими стандартами. Если, например, компании составили свой договор, в котором прописан индивидуальный порядок приемки. В этом случае в документе должны быть указаны сроки исполнения, места выгрузки, а также определены образцы сопроводительных документов – счетов-фактур, накладных. При заполнении документов должен быть рассмотрен пункт о возражении на наличие некачественного товара. Если покупатель подписал документ, в судебном порядке он сможет доказать свою правоту и, соответственно, не вернет брак поставщику. А это означает, что необходимо включить условие, которое гарантирует покупателю право подавать жалобы и претензии.

Процесс приемки и передачи товара

Необходимо подготовить полки и стеллажи на складе. Это может занять много времени, поэтому стороны должны заранее договориться о времени поставки. Как, правило, освобождение места от ненужных вещей занимает не менее получаса. Несколько советов помогут не путать размещенный багаж от новопривезенного:

  • разграничивайте зоны на полках с помощью маркеров или разноцветных мелков;
  • составьте порядок принятия товара для новых сотрудников и повесьте его на видном месте;
  • используйте автоматизированную программу для учета, с ее помощью можно выполнить все действия без ошибок;
  • купите и установите качественный софт, который позволит выявить все недостачи и составит акт несоответствия;
  • оснастите рабочую зону дополнительными стеллажами.

Перечисленные действия позволят без спешки провести разгрузочные работы, сократить время приемки и более тщательно осмотреть продукцию на наличие факта недостачи и брака.

Организация процесса приемки товара от поставщиков

Все технические нюансы согласовываются между экспедитором и кладовщиком, но есть несколько принципиальных условий, которые должны соблюдаться:

  • взвешивание и определение точного веса;
  • подсчет численности;
  • отметка о неповрежденной упаковке, а также подтверждение того, что тара не распечатывалась;
  • возможно открытие коробки для проведения выборочной проверки;
  • подписание договора о материальной ответственности;
  • заполняется акт, в случае выявления несоответствий в накладной;
  • планируется график поставок.

Порядок действий при проверке товара

Согласно инструкции, кладовщик должен сделать следующее:

  • проверить реквизиты поставщика с помощью терминала сбора данных;
  • подтвердить совпадение цен;
  • пересчитать и осмотреть тару, коробки;
  • уточнить температуру, при которой перевозились скоропортящиеся продукты;
  • проверить маркировку;
  • вскрыть выборочно коробки для визуального осмотра;
  • при выявлении факта недостачи, приостанавливается процесс приемки, все повторно пересчитывается и взвешивается;
  • в завершении кладовщик ставит дату, подпись и печать на сопроводительных документах;
  • затем отображает прием продукции в программе;
  • все штрихкоды вносятся в программную базу;
  • груз распределяется по зонам хранения.

Прием товара по качеству

Согласно действующему законодательству, материально ответственное лицо может составить акт о несоответствии товара в срок не позднее пяти дней, если будет выявлен факт неукомплектованности груза. На определение недостатков, не обнаруженных сразу, дается четыре месяца. Нормативные сроки указываются в договоре обеими сторонами.

Проверка товара на качество определяется, как было уже указано выше, путем выборки. Кладовщик несет ответственность за сохранность бракованного груза перед поставщиком. Проводится сверка привезенного товара с техническим паспортом, сертификатом, накладной и счетом-фактурой. Изделия осматриваются по внешнему виду, консистенции, базовой комплектации. Скоропортящиеся продукты также оцениваются по запаху. Претензии к непригодной продукции предъявляются на основании соответствующего пункта в документации.

Определение сроков приемки

Продолжительность приемки устанавливается от даты доставки груза на склад и зависит от его типа и территориального расположения. Законодательно установлены следующие даты:

  • для транспорта, который находится в пределах одного города, экспедиция может занять до десяти дней. Есть исключение – скоропортящиеся продукты, их необходимо доставить за одни сутки;
  • допускается доставка сроком до 20 дней, а скоропортящихся – 24 часа, если товары перевозятся с другой местности.

Для территорий с труднодоступными условиями – климатическими и дорожными указываются другие временные рамки. Пищевые продукты должны быть поставлены в течение сорока дней, галантерейные и хозяйственные – в срок до двух месяцев.

657676767.png

Осуществление приемки по весу

За недостаток массы несет материальную ответственность кладовщик. При подозрении хищения груза он обязан осмотреть упаковку. Товар должен иметь маркировку с обязательным указанием веса. При повреждении тары, товар взвешивается на последнем этапе получения, коробка при этом не вскрывается. Если не совпадает вес брутто, необходимо вызвать представителя поставщика и совместно составить протокол недостачи. Во избежание конфликтов между партнерами, все результаты работы должны быть задокументированы.

Особенности составления актов

Если претензии у сторон отсутствуют, подписывается соглашение. Есть несколько основных пунктов, которые должны быть отражены в документе:

  • дата составления, наименование, номер регистрации;
  • сведения об участниках сделки – с принимающей и поставляющей стороны;
  • перечень груза, число и комплектность;
  • раздел о завершении сделки и отсутствии разногласий у сторон;
  • ФИО, подпись всех участников процесса передачи.

С помощью современного оборудования можно автоматизировать большую часть учетной работы, выполнить настройку поступления точных сведений о качестве, списке, особенностях упаковки и времени прибытия партии. Электронная маркировка снижает вероятность человеческого фактора и существенно ускоряет ведение учета.

Выгоды от использования виртуального документооборота

Размещение информации на одном носителе позволяет:

  • систематизировать сведения;
  • легко выявлять статистику;
  • минимизировать количество ошибок персонала;
  • ускорить процесс заполнения;
  • наладить постоянную оперативную связь между сторонами;
  • настроить автоматизацию контроля и подсчета;
  • совместить внутреннюю логистику склада с процессом приемки/выдачи.

Внедрение программного обеспечения

Этот процесс позволяет наладить прием и хранение товаров. При этом снижаются издержки, связанные с ручным внесением информации. При поступлении каждой единицы товара присваивается собственный номер. Наличие идентификационных знаков дает возможность отслеживать наличие и местоположение, отгрузку в любой момент времени.

Сведения обо всех операциях хранится в памяти. Отчетность можно легко воспроизвести. Данные вводятся на понятном языке. Все ошибки идентификации можно легко идентифицировать с помощью уникального кода или магнитной метки.

Решение проблем недостачи и пересортицы

На каждом из этапов пребывания товара на складе возникают ошибки. Эти несоответствия могут быть выявлены как на этапе приемки, так и выдачи товара. Нередко встречаются случаи порчи и воровства. Присвоение идентификационного номера позволяет устранить сбои – как преднамеренные, так и нечаянные и, соответственно, отследить весь путь изделия. Автоматизация снижает вероятность фальсификации, так как все действия сохраняются в памяти, и могут быть просмотрены с целью контроля.

Недостача

Ее вероятность можно снизить, если поставщик будет привозить товар с маркировкой. Но необходимо позаботиться в этом случае о совместимости систем учета.

Излишки

Возникают в тех случаях, когда фактическое количество не совпадает со значением, указанным в накладной. Эти ошибки могут быть вызваны следующими факторами:

  • плохо проведенной работой при инвентаризации;
  • сильной загруженностью кладовщика при поступлении большого объема товаров;
  • некачественной отпускной отчетностью.

Излишки могут быть приняты исключительно руководителем организации, если кладовщик составит письменное заявление с пояснениями по поводу лишней продукции. Протокол далее передается главному бухгалтеру для внесения поправок в отчетность.

Пересортировка

Как правило, возникает при небрежном выполнении обязательств в части приемки и выдачи товаров. Решить эту задачу можно путем чипирования и внедрения централизированного компьютерного учета.

Акт о недостаче

Используются такие формы как № ТОРГ-3 и № ТОРГ-2. Но могут возникнуть нюансы, большинство поставщиков решают проблему без формальностей. Если же требуется обязательное документирование недостачи, претензию необходимо завизировать у кладовщика, экспедитора или у специально созданной комиссии.

Как проводится приемка продовольственных товаров

Этот вид продукции требует особого отношения, приемка должна сопровождаться соблюдением специфических правил. Получение изделий в пакете с длительным сроком хранения – стандартная процедура, на оборот скоропортящихся, весовых товаров следует обратить особое внимание. Должна быть оценена добротность, время реализации, соблюдение правил транспортировки и хранения. Есть нюансы при закупке продуктов у населения – фруктов, овощей, мяса, грибов, ягод, молока.

Существует целый алгоритм приемки товара по качеству и количеству. Эта схема подходит для складской работы и розничной торговли. Для компаний с большими объемами целесообразно автоматизировать процесс с помощью компьютеризации.

Как правильно принимать товар по контракту: алгоритм действий

Кристина Шперлик

Приемка товара — ответственный процесс, который сопровождается фиксацией действий на бумаге и даже фотографированием. Участниками этого «мероприятия» становятся несколько специалистов. Какие акты составляются в результате приемки, как проводится экспертиза и какие действия предпринимаются при выявлении нарушений условий контракта, разбираемся в этой статье.

В предыдущей статье мы рассказали о 10 способах предупредить поставку некачественного товара по контракту. Теперь остановимся на конкретных действиях заказчика — на что ему следует обратить особое внимание, какие документы заполнить и как действовать в случае возникновения сомнений.

При приемке товара важно фиксировать действия на бумаге либо с помощью фото. При этом процессе должны присутствовать представители поставщика и заказчика, приглашенные эксперты.

Заказчик вправе требовать присутствия уполномоченного представителя поставщика при приемке товара, и это подтверждает решение Владимирского УФАС России от 05.08.2014 № Г 512-04/2014.

Если место приемки значительно удалено, то присутствие представителя обеспечивается через оформление доверенности тому, кто представляет ваши интересы (этого человека можно консультировать по телефону).

Если не обеспечить присутствие представителя поставщика на приемке, то это будет считаться нарушением условий договора. Кроме того, заказчик может отказаться от приемки товара при наличии претензий. Заявить письменные возражения будет некому.

Тем не менее, заказчик обязан обеспечить сохранность груза, не принимая обязанностей собственника. Отказ от приемки грозит штрафами, пени и односторонним расторжением контракта.

Если есть претензии к качеству товара, нужно определиться, как вы хотите устранить недостатки. Если устранить недостатки невозможно, нужно принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и следовать документальным процедурам, которые предусмотрены 44-ФЗ и 223-ФЗ.

До подписания акта о приемке:

  • заполните акт входного контроля;
  • проверьте сопроводительную документацию (сертификат соответствия, паспорт качества, иные сопроводительные документы);
  • оцените внешний вид, упаковку и маркировку товара;
  • при подозрении на наличие скрытых недостатков проведите независимую экспертизу.

Что делать, если сопроводительная документация вызывает сомнения или были выявлены несоответствия по внешнему виду товара?

  • Откажитесь от приемки, сфотографировав товар и сопроводительную документацию (акт входного контроля, сертификат соответствия, паспорт качества).
  • Сделайте отметку об отказе в приемке с пояснением причин отказа в своей накладной и накладной поставщика, но не подписывайте его накладную. Сфотографируйте обе накладные.
  • Обеспечьте сохранность товара (п. 1 ст. 514 ГК РФ).

Приказом руководителя организации назначьте комиссию для повторной приемки товара. В комиссию должны входить представители покупателя и продавца. Также можно привлечь независимого эксперта.

По результатам приемки нужно либо подписать документ о том, что вы согласны принять товар, либо отклонить его приемку. Все этапы приемки и проверки должны сопровождаться определенными документами.

Нужно проверить соответствие привезенного товара условиям договора, запросив у поставщика сопроводительные документы, подтверждающие качество этого товара. Чаще всего это сертификат соответствия и паспорт качества. Эти документы подтверждают качество поставленного товара, но не гарантируют его. Обязательные сертификаты контролируются государством, но добровольные сертификаты без специальных знаний проверить невозможно.

Именно поэтому нужно оценить внешнее состояние упаковки и маркировку товара. Внешний вид должен соответствовать требованиям качественной продукции.

Многие производители фальсификата даже на этапе составления документов или маркировки товара не могут обеспечить соответствие продукции требованиям ГОСТ.

Если после осмотра вы начали сомневаться в качестве товара, лучше всего отобрать образцы и направить их на экспертизу. Все несоответствия в маркировке, упаковке или внешнем виде должны быть задокументированы. Лучше всего сфотографировать товар и записать конкретные несоответствия. Представитель поставщика также должен подписать этот документ.

После этого нужно официально назначить комиссию для повторной приемки товара. В нее также может входить независимый эксперт, которого вы привлекли. Эта комиссия будет оформлять все нужные документы.

Экспертиза: особенности проведения

Существует три вида экспертизы:

  1. экспертиза документации;
  2. экспертиза результатов выполнения контракта сторонней организацией;
  3. внутренняя экспертиза самого заказчика.

В ходе экспертизы нужно проверить, отвечает ли объект закупки условиям контракта, а также обратить внимание на качество и объем поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

  • у объекта закупки отсутствует брак;
  • у объекта закупки нет повреждений (в том числе упаковки);
  • товарная партия однородна;
  • не истек срок годности;
  • есть необходимые сертификаты.

Учитывайте заключение экспертов, когда решаете, принимать результаты исполнения контракта или нет (ч. 3 и 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ)

Обязательные условия договора на оказание экспертных услуг включают:

  • предмет экспертизы;
  • полномочия эксперта;
  • условия допуска до проведения экспертизы (квалификация эксперта и сроки проведения экспертизы). Сроки проведения экспертизы должны соответствовать срокам поставки товаров.

Если внешняя экспертиза выявила нарушение условий контракта, заказчик обязан руководствоваться заключением этой экспертизы и принять предусмотренные законом меры, вплоть до одностороннего расторжения контракта. Если внешняя экспертиза выявила нарушения условий контракта, заказчик должен решить, какие меры он применит к поставщику за нарушение условий поставки.

Если были обнаружены какие-то несоответствия при приемке, нужно переходить к повторной приемке. Если в результате первичной приемки товара были выявлены нарушения, необходимо на повторную приемку пригласить представителя поставщика, отправив ему уведомление.

Приглашение на осмотр товара

Если при приемке не присутствует уполномоченный представитель поставщика, заказчик должен направить поставщику приглашение на осмотр товара не позднее, чем через 24 часа после обнаружения недостатков.

В приглашении указывается следующая информация:

  • наименование товара, дата его отгрузки;
  • номера товарно-транспортных или приемо-сдаточных документов;
  • количество испорченного товара и его стоимость, характер порчи;
  • состояние пломб;
  • время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка;
  • адрес проведения приемки;
  • контактные данные.

В приглашении на участие в повторной приемке товара указывается:

  • место и время;
  • состав комиссии;
  • информация о некачественной продукции.

Специфика повторной приемки

Факт проведения повторной приемки должен быть зафиксирован в акте по форме ТОРГ-2. Те товары, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются. В акте достаточно сделать пометку: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

Факт проведения повторной приемки фиксируется в накладной по форме ТОРГ-2. Если продукция иностранного происхождения, то используется форма ТОРГ-3. Товары, претензии по качеству и количеству которых не установлены, в этой накладной не упоминаются. Делается отметка о том, что по остальным товарам претензий по качеству и количеству нет.

Акт о приемке

Акт составляется минимум в двух экземплярах — для поставщика и покупателя. Он сшивается, скрепляется печатью и подписывается всеми членами комиссии: покупателем, представителями поставщика или производителя, экспертом. Остальным участникам комиссии отправляются фотографии акта. В случае неявки участника приемки или отказа члена комиссии подписывать документ, в акте приемки делается отметка.

Акт составляется для каждого участвующего в приемке образцов, чтобы все участвующие видели, что товар промаркирован определенными словами и буквами, что упаковка находится в том или ином состоянии, товар обнаружен в том или ином количестве.

У всех участников приемки товара остаются одинаковые документы с подписями всех участников приемки. Если кто-то из членов комиссии оказывается подписывать акт, отметка об этом делается в самом акте.

В сопроводительных документах (железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура и т.д.) на поступивший товар делается отметка об обнаруженных расхождениях при составлении акта. Утвержденный руководителем акт вместе с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации покупателя. Бухгалтерия рассчитывает сумму претензии.

В сопроводительных документах делается отметка о том, что после первичной приемки происходила повторная приемка и был составлен акт по форме ТОРГ-12 либо проведен акт отбора образцов.

На этапе первичной приемки на накладной нужно ставить необходимые отметки обо всех подозрительных моментах, которые были обнаружены. Часто в накладной не указывается номер партии поставленного товара либо его полная номенклатура и нет прямого подтверждения того, что, например, труба поставлялась вместе с конкретными накладной, паспортом качества и сертификатом соответствия.

Номер партии, номер паспорта качества или номер сертификата соответствия можно вручную вписать в накладную при первичной приемке товара.

Как составляется претензионное письмо

Покупатель составляет и направляет претензионное письмо или решение об одностороннем расторжении контракта поставщику вместе с копией акта входного контроля и формой ТОРГ-2 или отчетом эксперта (если был привлечен эксперт).

В этих документах должны быть указаны корректные замечания к качеству или количеству товара и предложены способы урегулирования проблемы. После того, как в акте по форме ТОРГ-2 или другом документе было установлено количество товара, которое не соответствует требованиям договора, покупатель составляет и направляет претензионное письмо на имя поставщика. В письме нужно перечислить, по каким товарам есть претензии к качеству и количеству и что должен сделать поставщик для устранения этих недостатков.

Претензионное письмо и решение должны включать:

  • наименование документа поставки;
  • дату и место составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • ссылку на договор поставки и поставленный товар (наименование, количество, цена, ассортимент, партия);
  • перечень требований к поставщику (возврат уплаченной суммы, замена товара, устранение недостатков) по урегулированию проблемы.

Если вы считаете, что устранить недостатки невозможно, можно оформить односторонний отказ от исполнения контракта.

Что такое одностороннее расторжение контракта?

Одностороннее расторжение контракта — это процедура, которая запускается с того момента, как вы отправили поставщику уведомление о намерении расторгнуть контракт. С помощью претензии можно обозначить свое намерение получить с поставщика штраф, но штрафы, предусмотренные контрактом, не так сильно мотивируют поставщика, как одностороннее расторжение.

Процедура одностороннего расторжения предполагает, что:

  • в контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ), пени и штрафы за нарушение сроков оплаты (ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и федеральные законы — в той части, где они не противоречат 44-ФЗ;
  • если при экспертизе обнаружены несоответствия, нужно составить акт выявленных нарушений.

Как принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • В течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • Если в течение 10 дней исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).
  • Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Процедура одностороннего расторжения контракта прописана в ст. 95 44-ФЗ. В ней перечислены все ситуации, когда заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Главное условие — поставка товара, не соответствующего условиям закупочной документации, или несоответствие поставщика требованиям, предъявляемым закупочной документацией.

В контракте обязательно должны быть указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение контракта. Если какие-то условия и обязанности не указаны в контракте, действует Гражданский кодекс — в тех частях, где он не противоречит 44-ФЗ.

Если при экспертизе товара выявлены нарушения, необходимо составить акт выявленных нарушений. После того, как вы направили решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику, его нужно разместить в ЕИС.

У поставщика будет 10 дней на устранение выявленных недостатков. Он может либо заменить товар, либо написать обоснованное опровержение ваших претензией. Если в установленный срок поставщик не принял никаких мер и не устранил выявленные нарушения, контракт считается расторгнутым, а вы имеете право объявить новую закупку по упрощенной процедуре в сокращенные сроки.

Алгоритм действий при выявлении нарушений условий контракта

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствуют требованиям, которые были установлены извещением и документацией о закупке (п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

44-ФЗ обязывает заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если поставляемый товар не соответствует требованиям аукционной документации, и дает поставщику 10 дней на устранение выявленных нарушений.

Если поставщик повторно привез товар несоответствующего качества, он уже не может устранить недостатки. Если вы повторно выявили указанные нарушения, в течение 10 дней после уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта договор считается расторгнутым.

44-ФЗ не обязывает заказчика составлять претензии или требования об устранении недостатков. Можно сразу же выслать уведомление об одностороннем расторжении контракта, обязывающее поставщика в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения. Это позволяет быстрее всего решить проблему некачественного товара.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты уведомления устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения и заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы.

Это правило не применяется в случае повторного нарушения исполнителем условий контракта, которые в соответствии с Гражданским кодексом являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в том случае, если поставщик устранил выявленные нарушения. Это выгодно для всех: заказчик получает свой товар, поставщик избегает санкций и вовремя получает плату по контракту.

Как проявляется ограничение конкуренции

При составлении закупочной документации необходимо предпринять меры для того, чтобы обеспечить качество товаров, но важно не переусердствовать и не ограничивать конкуренцию.

Какие нарушения допускают заказчики
  • Размещение нечитаемых и некопируемых материалов расценивается как ограничение конкуренции. Даже архиватор WinRAR — это платная программа, поэтому размещать архив в формате.rar не совсем корректно.
  • Вся аукционная документация в ЕИС должна размещаться в полном объеме. Если не хватает какого-то документа, потенциальный участник может пожаловаться в ФАС.
  • В техническом задании требование поставки товара определенного производителя должно сопровождаться словами «или эквивалент». Если такой поправки нет, должны быть четко указаны параметры, которым должен соответствовать поставляемый продукт.
  • Нельзя устанавливать требование об отсутствии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков. Такого реестра не существует. Есть отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Требовать от участника, чтобы его не было в реестре по 223-ФЗ, если вы проводите отбор в рамках 44-ФЗ и наоборот, нельзя.
  • Неправомерно требовать опыт поставок на определенной территории. Все требования, связанные с опытом участия поставщика в аукционах и в государственных закупках, прописаны в 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Запрещено устанавливать требования, которые ограничивают круг участников и не подтверждают качество выполняемых ими работ или услуг.
  • Нельзя устанавливать требование о наличии права собственности на оборудование либо о том, что работы должны выполняться только своими силами, без привлечения субподрядчиков, либо другие ограничения, которые не влияют на качество исполняемых работ.
  • Некорректно размещать требования о соответствии товара ТУ, которых нет в открытом доступе, поэтому нельзя требовать членства в определенной саморегулируемой организации.
  • Требование о наличии лицензии на определенный вид деятельности должно быть закреплено законодательством и не может предъявляться по желанию заказчика.
  • Требование об участии в торгах только производителя продукции ограничивает конкуренцию и притесняет посредников, которые потенциально могли бы участвовать в торгах.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *