Процесс инвентаризации гостиницы
Инвентаризация- это проверка наличия имущества организации и составления её финансовых обязательств, назначеммная на определенную дату путем сличения данных.
Имущество гостиниц складывается не только из основных средств, но и материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Например, в составе МБП гостиницы учитывают сантехническое оборудование, мебель, ковры, паласы, портьеры, постельные принадлежности, светильники, форменную обувь и одежду и другое имущество. К тому же материалы и МБП находятся в гостинице в постоянном движении: оприходование на склад, отпуск со склада для различных внутренних подразделений, начисление износа, учет порчи и списание.
Все факты по движению материалов и МБП фиксируются в установленных специальных формах документов. Тем не менее, из-за значительного количества операций велика вероятность ошибок при учете.
Чтобы выявить учетные ошибки и обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, необходимы периодические инвентаризации имущества гостиницы. Так, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация имущества гостиницы проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.95г. №49.
Инвентаризация представляет собой подсчет в натуре имущества организации и выверку ее обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Обязательное проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств предусмотрено:
a в случае передачи имущества в аренду; при выкупе, продаже и преобразовании организации;
aперед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года, а также основных средств, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет);
a при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
a при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
a в случае пожара или стихийных бедствий;
a перед составлением ликвидационного баланса при ликвидации организации.
В гостинице должен применяться специальный график проведения инвентаризаций различных видов имущества, дифференцированный по видам имущества и срокам проведения. В нем рекомендуется предусмотреть проведение локальных инвентаризаций по отдельным подразделениям гостиницы, а также более частую инвентаризацию материалов и МБП, чем предусмотрено действующим законодательством, в связи со спецификой деятельности гостиницы.
Вопрос своевременного проведения инвентаризации имущества и обязательств является важным, поскольку только на основании результатов проведенной в соответствии с требованиями законодательства инвентаризации можно судить о достоверности отчетности организации.
При обязательной аудиторской проверке аудитор вправе отказаться дать заключение организации о достоверности ее отчетности и соответствии законодательству совершаемых финансово-хозяйственных операций, если отсутствуют результаты инвентаризации за проверяемый отчетный год.
Инвентаризация в гостинице
Вопрос осуществления инвентаризации активов и обязательств важен для любого предприятия, поскольку лишь по полученным итогам проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства проверки можно говорить о правдивости финансовой информации, представляемой отчетностью компании. Не является исключением и гостиничный бизнес. Инвентаризация имущества отеля проводится на базе нормативных актов: закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухучете», Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств от 13.06.1995 № 49, а оформляются результаты чаще всего формами документов, рекомендованных к применению Госстатом (постановление № 88 от 18.08.98). Учитывать приходится лишь специфику предприятия. Поговорим о ней и особенностях проведения инвентаризации в отеле.
Инвентаризация в гостинице
Имущество гостиниц, как и любого производственного предприятия, состоит из основных средств, инвентаря, материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Проверка наличия ОФ, МПЗ, а также расчетов и обязательств, не отличается от инвентаризации этих активов в любой фирме.
Особое внимание в отеле обращают именно на МБП, поскольку в их составе числятся предметы, находящиеся в постоянном движении. Это – мебель, убранство номеров (портьеры, шторы), техническое оборудование (сантехника, противопожарные щиты), напольные покрытия (ковры, паласы) осветительные приборы, постельные принадлежности, а также форменная и специальная одежда персонала и другое имущество, которое в силу специфики бизнеса подвержено динамике: приходуется на склад, отпускается подразделениям, требует отслеживания начисленного износа, учета порчи, документального оформления списания инвентаря и т.п.
Все операции по движению имущества отражаются в первичных документах и учетных регистрах, но их массовость может привести к возникновению ошибок и неточностей. Проведение инвентаризации выявляет подобные ошибки и обеспечивает достоверность отчетных форм. Инвентаризируют имущество подсчетом в натуральных величинах, сверяют фактическое наличие с учетными данными и фиксируют результат.
Число инвентаризаций в финансовом году, даты и сроки их проведения, список подлежащих проверке активов и обязательств, устанавливаются компанией самостоятельно, кроме случаев, когда осуществление инвентаризации оговаривается законодательно. Как правило, в отеле устанавливается график проведения инвентаризаций по различным видам имущества, подразделениям и срокам их осуществления. И, если по ОФ и материалам на складе наличие сверяется, например, один раз в год, то по инвентарю и МБП на усмотрение руководства инвентаризация в гостинице может назначаться с более частой периодичностью.
Когда инвентаризация проводится в обязательном порядке
Законодателями предусмотрены случаи, когда инвентаризация должна проводиться обязательно:
- при сдаче имущества в лизинг, аренду, перед продажей, в случае реорганизации компании;
- перед оформлением годовой финансовой отчетности (кроме имущества, инвентаризируемого после 1-го октября отчетного года, ОФ, пересчитывать которые разрешается раз в 3 года, а библиотечного фонда – раз в 5 лет);
- при ликвидации фирмы;
- при смене лица, ответственного за сохранность имущества;
- если произошло хищение, установлены факты порчи ценностей или злоупотреблений;
- при нештатных обстоятельствах – пожаре, потопе, других стихийных бедствиях.
Отсутствие инвентаризации может негативно сказаться на репутации отеля. К примеру, при аудиторской проверке этот факт может стать основанием для отказа в оценке достоверности отчетной информации за проверяемый год.
Пресс-центр
Инвентаризация в гостинице проводится для получения точных данных о перемещении и фактических остатках ОС, товаров, расходных материалов и прочих активов предприятия. Это обязательная процедура для компаний любого типа.
Результаты инвентаризации принято использовать для установки достоверности данных, предоставляемых руководителю ответственными сотрудниками. Кроме того, на их основании можно оценить реальное положение дел предприятия.
В гостиничных комплексах может проводиться полная либо выборочная инвентаризация. Это касается как гостиниц, так отелей и хостелов.
Главной ошибкой владельцев подобных заведений является привлечение к проверке только штатного персонала. Отсутствие независимых экспертов формирует предпосылки для сокрытия недобросовестных действий со стороны сотрудников, фактов хищения и, следовательно, получению недостоверных данных.
Кроме того, при отвлечении работников от выполнения своих прямых обязанностей может привести к оттоку клиентов в связи со снижением качества сервиса. Так или иначе, это отрицательно скажется на рабочей дисциплине и показателях прибыли.
Чтобы не допустить ошибки, своевременно выявить недобросовестное отношение персонала, минимизировать убытки, инвентаризацию в гостинице рекомендуется проводить с привлечением независимых экспертов компании «ПРОФСОСТАВ».
Специфика процедуры переучета в гостиничном бизнесе
Переучет имущества гостиницы регламентируется законодательной базой, нормативными актами и методическими указаниями.
Для внесения результатов предусмотрена установленная форма документа. Специфика гостиничного бизнеса может определять те или иные особенности проверки.
К имущественным ценностям гостиничного комплекса относятся:
- Основные фонды;
- Товарно-материальные ценности (ТМЦ);
- Инвентарь;
- Предметы невысокой ценности (быстроизнашивающиеся).
Если говорить об инвентаризации гостиничного бизнеса, первостепенное внимание уделяется МБП (постоянно перемещающиеся объекты).
К ним относятся:
- Портьеры, занавески;
- Оборудование (в т.ч. сантехника);
- Напольные покрытия;
- Приборы освещения;
- Постельные принадлежности;
- Предметы гардероба (халаты, полотенца и пр.);
- Элементы декора в номерах;
- Форма для персонала;
- Фурнитура.
Вышеперечисленная категория имущества находится в постоянном перемещении, поэтому требует своевременного учета. Списание должно подтверждаться соответствующими документами. Правильный учет гостиничных ценностей возможен только при условии регулярной проверки МБП, с привлечением независимых специалистов.
Зачем проводить инвентаризацию в отелях?
Перемещение имущества, а также другие операции отражаются в учетных регистрах, первичных документах.
Ошибки, неточности и недочеты могут быть следствием огромного количества учетных единиц. Привлечение независимых экспертов позволит получить достоверные сведения, основанные на фактическом подсчете.
При расчете МБП и прочего имущества гостиницы принято использовать натуральные величины. Фактические сведения сопоставляются с данными учетной документации.
Периодичность, сроки и порядок переучета устанавливает руководитель предприятия. График должен быть составлен для каждого типа активов, а также по каждому подразделению компании.
Обязательный переучет
Обязательная инвентаризация в гостинице предусмотрена в следующих случаях:
- Перед продажей активов, сдачей в аренду, при реорганизации;
- Перед составлением и подачей отчетности за год;
- Перед закрытием предприятия;
- При смене материально ответственных лиц;
- При выявлении хищения, порчи имущества;
- После стихийных бедствий, техногенных катастроф.
Если вам нужна квалифицированная помощь в поведении переучета в гостинице, отеле, хостеле – обратитесь в компанию «ПрофСостав».
Независимый аудит подразумевает отсутствие личной заинтересованности специалистов в результатах инвентаризации, что, в свою очередь, помогает показать реальное положение дел на предприятии.
Заказывая инвентаризацию в специализированной компании, вы можете избежать временных и финансовых затрат на аудит, так как отпадает необходимость дополнительно нагружать собственных сотрудников.
Далеко не каждая фирма имеет в своем штате сотрудников, которые обладают достаточной квалификацией для проведения экспертной оценки хозяйственных активов. Обращаясь к сторонним специалистам, вы можете быть уверены в качестве проведенной инвентаризации.
Статистика показывает, что в случаях воровства на предприятии чаще всего виноваты сами сотрудники, при этом они не только наносят имущественный ущерб, но также подделывают документы, чтобы скрыть случаи воровства. Отчет о независимой инвентаризации подписывается экспертами и передается непосредственно в руки руководителя, что исключает возможность его подделки другими сотрудниками фирмы.
Независимая инвентаризация
– это возможность выявить реальное положение дел на предприятии. Наиболее эффективна такая процедура будет для мелких и средних предприятий, так или иначе связанных с торговлей или поставками товара. Проведение независимого аудита позволит вовремя заметить ошибки в работе сотрудников или целых отделов фирмы, а также исключить случаи воровства и подделки документов.
Независимая инвентаризация имущества в компании «ПрофСостав» — это выгодно. Заказав проведение аудита у нас, вы сможете спокойно продолжать производственный процесс, а, значит, не потеряете свои деньги из-за вынужденного простоя. Результаты инвентаризации будут доступны в максимально короткие сроки.
Порядок проведения инвентаризации: что учесть бухгалтеру
Перед составлением годовой отчетности, при выявлении фактов хищения или порчи имущества необходимо провести инвентаризацию. Как правильно это сделать, каким образом отразить ее результаты в бухучете, рассказывается в статье.
В каких случаях проведение инвентаризации обязательно
Провести инвентаризацию необходимо (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее – Положение № 34н):
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственного лица;
- при выбытии имущества (продажа, передача в аренду);
- в случае пожара или стихийного бедствия;
- при выявлении фактов порчи имущества;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления;
- при реорганизации и ликвидации компании;
- при преобразовании ГУП или МУП.
Приказ о проведении инвентаризации
Прежде всего, необходимо оформить приказ генерального директора компании о проведении инвентаризации. Сделать это можно:
- в произвольной форме;
- используя унифицированную форму № ИНВ-22.
В документе следует указать:
1. Дату составления и номер.
2. Состав комиссии (ФИО и должность председателя и членов).
3. Перечень проверяемых активов и обязательств.
4. Даты начала и окончания инвентаризации (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, далее – Методические указания).
5. Причину инвентаризации (контрольная проверка, переоценка и так далее).
6. Дату, не позднее которой материалы по инвентаризации необходимо представить в бухгалтерию.
Приказ необходимо внести в журнал учета контроля за в ы полнением приказов о проведении инвентаризации, который можно составить по форме № ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний).
Сроки проведения инвентаризации
Сроки проведения инвентаризации определяет руководитель компании. Они могут быть конкретизированы в положении об инвентаризации (ч. 3 ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний).
Сроки зависят от случая проведения проверки и особенностей деятельности компании.
При установлении сроков годовой инвентаризации необходимо учитывать, что (п. п. 1.5, 2.1 Методических указаний):
- при проведении годовой проверки можно не охватывать имущество, предыдущая опись которого была в IV квартале отчетного года;
- проверку основных средств можно осуществлять один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
- в компаниях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, сверку остатков товаров, сырья и материалов можно проводить в том периоде, в котором эти остатки минимальны.
Годовую опись имущества обычно осуществляют в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. При этом инвентаризацию обязательств проводят по состоянию на 31 декабря включительно (Приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Завершить годовую проверку необходимо до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности.
Сроки проведения инвентаризации при реорганизации (ликвидации) организации устанавливают так, чтобы завершить ее до даты составления передаточного акта или промежуточного ликвидационного баланса (п. 1.5 Методических указаний).
Срок проверки в ряде случаев может быть продлен. Такая необходимость может возникнуть, например, когда количество имущества значительно, оно находится далеко и так далее.
Законодательство не содержит каких-либо ограничений на такое продление. Однако годовую инвентаризацию и проверку при реорганизации или ликвидации компании надо завершить к определенному сроку.
Срок продлевают приказом генерального директора компании.
Порядок проведения инвентаризации
Шаг 1. Формирование комиссии
Проводить проверку может постоянно действующая инвентаризационная комиссия или рабочая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний). Рабочие комиссии создают при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации в отношении всего имущества компании.
Приказом можно утвердить состав как одной, так и нескольких комиссий. При небольшом объеме работ отдельную комиссию можно не создавать, а провести опись силами ревизионной комиссии, если она есть в компании.
Состав определяет генеральный директор организации. В комиссию, как правило, включают:
- сотрудников администрации;
- специалистов бухгалтерской службы;
- работников службы внутреннего аудита;
- сотрудников технических, экономических, юридических подразделений – в зависимости от вида проверяемых активов.
Членами комиссии в случае необходимости могут быть и сторонние специалисты (например, независимые аудиторы, оценщики). Как правило, в инвентаризационную комиссию входит не менее трех человек.
Председателем может быть любой сотрудник компании за исключением материально ответственного лица. Обычно председателем комиссии назначают заместителя генерального директора или руководителя одного из подразделений компании.
Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, однако они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации (п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний).
Шаг 2. Подготовка к проведению проверки
Если объектом инвентаризации выступают матценности или денежные средства, то до начала проверки комиссия должна получить от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний):
- приходные и расходные документы (отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств), которые еще не передавались в бухгалтерию. Их визирует председатель комиссии, делая надпись «до инвентаризации на «__» __________ 20__ г.»;
- расписки о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны.
Также на этом этапе необходимо подготовить бланки инвентаризационных описей. Можно разработать их самостоятельно или использовать унифицированные бланки (формы № ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4).
Шаг 3. Проведение проверки
Инвентаризацию обязательно нужно проводить в присутствии материально ответственного лица (п. 2.8 Методических указаний). Если установлена коллективная материальная ответственность, следует обеспечить присутствие всех членов бригады.
Комиссия проверяет наличие, состояние и оценку имущества и обязательств компании (ч. 2 ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 26 Положения № 34н). При инвентаризации имущества – фактическое наличие запасов, основных средств, наличных денежных средств и так далее. Делают это путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний).
Кроме того, комиссия проверяет наличие и правильность оценки активов, не имеющих материально-вещественной формы (нематериальные активы, финансовые вложения и прочие) – путем сверки документов, подтверждающих права компании на эти активы, с данными учета (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний).
Инвентаризация обязательств включает проверку правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, обязательств по возврату кредитов и займов, задолженности перед бюджетом по налогам и взносам, перед персоналом по выплате зарплаты, оценочных обязательств.
Правильность и обоснованность сумм кредиторской и дебиторской задолженности обосновывают путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний).
Шаг 4. Оформление результатов инвентаризации
Комиссия заносит в описи сведения о фактическом наличии проверяемых активов. В них же материально ответственные лица делают отметку о том, что проверка проведена в их присутствии (п. п. 2.5, 2.10 Методических указаний).
По имуществу, при инвентаризации которого комиссия выявила отклонения от учетных данных, составляют Сличительную ведомость (п. 4.1 Методических указаний).
По итогам проверки проводят заседание инвентаризационной комиссии. Протокол составляют в свободной форме. Помимо процедурных моментов (время проведения, состав присутствующих) в документе фиксируют
- предложения по зачету излишков и недостач в результате пересортицы на основании объяснений материально ответственного лица о причинах возникновения такой пересортицы;
- причины, по которым недостачи не были отнесены на виновных сотрудников;
- данные об имуществе, подлежащем списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных лиц;
- выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности матценностей;
- суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости запасов и так далее) либо указание на то, что резерв не создается ввиду отсутствия признаков снижения стоимости актива (в протоколе по итогам годовой инвентаризации).
Протокол подписывают все члены комиссии.
В форме № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» следует обобщить результаты проверки. Ведомость можно составить в произвольном виде. В документе необходимо отразить все выявленные излишки и недостачи, а также указать способ их урегулирования (п. 5.6 Методических указаний).
Допускается составление ведомости по итогам нескольких инвентаризаций, проведенных в течение отчетного периода. Можно детализировать ее вплоть до конкретных расхождений, указанных в сличительной ведомости.
Ведомость учета результатов, вместе с протоколом заседания инвентаризационной комиссии передают на рассмотрение генеральному директору компании для принятия окончательного решения.
Окончательное решение руководителя по итогам рассмотрения представленных документов фиксируют в приказе (п. 5.4 Методических указаний). В нем необходимо также прописать порядок устранения расхождений, выявленных в ходе проверки.
Бухгалтерский учет результатов проведения инвентаризации
Результаты инвентаризации нужно отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 5.5 Методических указаний). Годовая инвентаризация должна сформировать показатели годовой бухгалтерской отчетности.
Результаты проверки следует учесть так:
- зачесть пересортицу по запасам, если выполняются условия для этого;
- списать недостачи;
- учесть излишки.
Зачет пересортицы
Условия проведения зачета недостач и излишков при пересортице (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации):
- излишки и недостачи выявлены за один и тот же период;
- излишки и недостачи возникли у одного и того же материально ответственного лица.
Если оба условия выполняются, можно зачесть излишки и недостачи ценностей одного наименования в тождественных количествах.
При проведении зачета недостач и излишков нужно сделать запись в аналитическом учете: по дебету счета учета ценностей, по которым обнаружен излишек, и кредиту счета учета ценностей, по которым обнаружена недостача.
В количественном выражении зачет следует сделать на меньшее из следующих значений:
- количество недостающих ценностей;
- количество ценностей в излишке.
Если при зачете стоимость недостающих ценностей оказалась ниже, чем стоимость ценностей, оказавшихся в излишке, разницу включают в прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше, чем стоимость ценностей, оказавшихся в излишке, эту разницу относят на прочие расходы (пп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019, п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
До распределения суммы потерь между счетами можно предварительно учесть ее на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Такое распределение нужно произвести до конца года, чтобы на счете 94 не осталось сумм, которые не соответствуют понятию актива.
Бухгалтерские записи могут быть следующими.
Зачет равнозначных излишков и недостачи:
Операция
Кредит
Недостача ценностей одного сорта зачтена за счет излишков ценностей другого сорта
Стоимость недостающих ценностей выше, чем стоимость ценностей, оказавшихся в излишке:
Операция
Кредит
Отражена сумма недостачи, выявленной в результате инвентаризации (с учетом зачета по пересортице)
Стоимость недостающих ценностей (с учетом зачета по пересортице) списана в прочие расходы
На дату получения письменного согласия виновного лица или решения суда о возмещении убытков от пересортицы признан прочий доход в сумме возмещения, подлежащего получению от виновного лица
Стоимость недостающих ценностей ниже, чем стоимость ценностей, оказавшихся в излишке:
Операция
Кредит
Отражено превышение стоимости зачтенных излишков над стоимостью зачтенных недостач
Списание недостачи
Суммы недостач, которые не являются следствием ошибок и не могут быть зачтены излишками по пересортице, учитывают в следующем порядке:
- недостачи в пределах норм естественной убыли отражают проводками по счетам учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции со счетом учета недостач и потерь от порчи ценностей (пп. «б» п. 28 Положения № 34н);
- недостачи сверх норм естественной убыли или в полной сумме при отсутствии установленных норм списывают в прочие расходы (п. п. 11, 13 ПБУ 10/99).
Сделать это надо в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 16 ПБУ 10/99).
Учет излишков
Выявление излишков зачастую свидетельствует об ошибке, заключающейся в неотражении или некорректном отражении фактов хозяйственной жизни.
Поэтому в первую очередь нужно проверить, не допущены ли ошибки в бухгалтерском учете – возможно, дважды было отражено в учете списание или своевременно не учтено поступление ценностей.
Если ошибка выявлена, то ее следует исправить обычном порядке – в зависимости от того, это ошибка текущего года или прошлых лет.
Если найти ошибку не удалось (например, истек срок хранения первичных документов за период, в котором предположительно была совершена ошибка), то рыночную стоимость найденных ценностей нужно включить в прочие доходы в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проведена инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 5.1 Методических указаний).
Учет результатов инвентаризации расчетов
По итогам инвентаризации расчетов необходимо:
- списать задолженность с истекшим сроком исковой давности;
- при необходимости создать резерв по сомнительным долгам или скорректировать его сумму;
- восстановить ранее списанную дебиторскую задолженность, учтенную на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», если срок исковой давности по ней начал течь заново или получена информация, что имущественное положение должника улучшилось;
- списать с забалансового счета 007 ранее списанную в убыток дебиторскую задолженность, если выполняются условия для этого.
Кто несет ответственность за правильность проведения инвентаризации
Ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации, в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей несет инвентаризационная комиссия (п. 2.6 Методических указаний)
Налоговая инспекция может оштрафовать компанию за недостоверность данных учета и отчетности, если установит расхождение учетных данных с фактическими (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП).