Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Комментарии к ст. 353 ТК РФ
1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.
2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 — 7 — не приводятся).
См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 — 365 ТК).
3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).
4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).
От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.
5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).
В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.
Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит
Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.
Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.
Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.
Что проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.
Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.
Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.
Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.
Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.
Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку.
Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.
Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.
Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.
Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.
Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.
Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:
- Высокий риск — раз в 2 года.
- Значительный риск — раз в 3 года.
- Средний риск — раз в 5 лет.
- Умеренный риск — раз в 6 лет.
Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.
Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:
- Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
- Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.
В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.
Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию
За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:
- задерживает зарплату;
- не оформляет трудовой договор;
- оформляет работника не по Трудовому кодексу, например берет на полную занятость с 9 до 18, а по документам оформляет как совместителя;
- устанавливает оклад меньше МРОТ по региону;
- платит «в конверте» — то есть в трудовом договоре написана минимальная сумма, а по факту сотрудник получает больше. Работодатели так поступают, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Работники таких махинаций получают меньше отпускных, больничных и других пособий, а в итоге еще и пенсию получают значительно меньше;
- не оплачивает переработки;
- предоставляет плохие условия труда, например в офисе холодно, долгое время нет воды или не предусмотрен туалет;
- не соблюдает технику безопасности на производстве. Например, не выдает сотрудникам на вредных производствах спецодежду и средства индивидуальной защиты;
- не полностью рассчитывает при увольнении;
- нарушает трудовые права беременных сотрудниц или других категорий защищенных работников;
- не дает уйти в отпуск;
- заставляет уволиться по собственному желанию против воли работника.
Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.
В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.
Какие документы проверяет трудовая инспекция
В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.
В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.
Пример того, что может запросить ГИТ:
- учредительные документы;
- трудовые договоры с сотрудниками;
- личные карточки;
- должностные инструкции;
- штатное расписание;
- приказы, например при приеме и увольнении;
- трудовые книжки, если они есть;
- документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
- график отпусков;
- расчетные листки;
- больничные листы;
- положение о защите персональных данных;
- табели учета рабочего времени.
Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.
За что трудовая инспекция накажет работодателя
Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.
Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.
Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.
Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.
Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.
Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд
Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.
Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.
Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.
Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.
Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.
К выплатам при увольнении относятся:
- зарплата за отработанные дни;
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.
Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.
Права работодателей при проверке
По закону работодатель имеет право:
- присутствовать во время проверки;
- давать устные и письменные объяснения;
- получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
- ознакомляться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
- ознакомляться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
- обжаловать результаты проверки.
Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.
Как проходит выездная проверка трудовой инспекции
Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.
Расскажем об этом подробнее.
Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов
Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.
Что должно быть в приказе:
- наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
- ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
- цель проверки и срок ее проведения;
- основания для проведения проверки;
- список документов, которые должен представить работодатель;
- дата начала и дата окончания проверки.
Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.
Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание
Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.
На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.
У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.
Инспекторы не имеют права:
- запрашивать документы, которые не относятся к данной проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
- начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть доверенность;
- незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
- превышать установленные сроки проверки;
- требовать оплату с работодателя за проведение проверки.
Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.
Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.
Выберите «Не согласен с действиями должностного лица в рамках проверки» и заполните форму
Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.
Что указано в акте:
- дата, время и место, где его составили;
- наименование трудовой инспекции;
- дата и номер приказа, которым назначили проверку;
- ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
- ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
- дата, время, место и продолжительность проверки;
- результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
- сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
- подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.
По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.
Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.
Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.
Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.
Как продлить срок предписания
Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в ту трудовую инспекцию, которая выписала предписание.
Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.
Какая информация должна быть в ходатайстве:
- адресат — инспекция, что выдала предписание;
- реквизиты работодателя;
- дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
- причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
- срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
- подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.
Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.
ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.
Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.
Как обжаловать результаты проверки
У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.
Что указать в жалобе:
- наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
- данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
- указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
- дата и номер предписания.
Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на эл. почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.
Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.
Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда
В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.
Нарушение | Как накажут | Повторное наказание | Основание |
---|---|---|---|
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильно | ИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽ |
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Всегда ли права государственная трудовая инспекция?
Государственная инспекция труда (ГИТ) всегда стоит на страже охраны норм трудового законодательства и строго следит за соблюдением положений трудового кодекса. Несмотря на то, что на сайте этого контролирующего органа выложен план проверок ГИТ, кадровиков беспокоят визиты ее представителей. Но даже если инспектор сделал выводы, с которыми вы не согласны, есть возможность оспорить постановление ГИТ в суде.
1. Инспектор ГИТ выдал предписание, в соответствии с которым работодателю необходимо устранить нарушение трудовых прав, допущенное в отношении работника. В частности:
- отменить приказ о прекращении трудового договора об увольнении работника;
- восстановить работника в прежней должности;
- выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула.
Впоследствии в ходе проверки ГИТ было установлено, что данное предписание работодатель в установленный срок не выполнил. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья признал работодателя виновным в совершении этого правонарушения.
Однако Верховный суд РФ, как следует из постановления от 04.07.2014 № 34-АД14-3, пришел к другому выводу. Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением, подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом. И хотя на ГИТ возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства, однако полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ГИТ не наделена.
Кроме того, индивидуальный трудовой спор ранее был рассмотрен судом, которым исковые требования работника о восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда были частично удовлетворены.
При таких обстоятельствах предписание ГИТ считается незаконным, так как вынесено по вопросам, не относящимся к ее компетенции.
Программа «Контур-Персонал» позволяет сформировать приказ об отмене ранее утвержденного приказа.
2. Отсутствие в трудовом договоре положений, указанных в ст. 57 ТК РФ, — основание для привлечения работодателя к административной ответственности.
ГИТ признала работодателя виновным в совершении административного правонарушения и подвергла его административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Верховный суд РФ при проверке принятых по делу решений судов о признании вынесенного постановления ГИТ законным сделал вывод (постановление от 15.05.2014 № 3-АД14-1), что договор, заключенный между работодателем и работником, в нарушение ст. 57 ТК РФ не содержит идентификационного номера налогоплательщика работодателя. Кроме того, в договоре предусмотрено, что заработная плата выплачивается не позднее 15 числа каждого месяца, а это не соответствует требованиям ст. 136 ТК РФ. Таким образом, Верховный суд РФ оставил решение ГИТ без изменения.
Программа «Контур-Персонал» содержит различные формы приказов, трудового договора и дополнительных соглашений.
3. Поступление в Федеральную инспекцию труда обращения или заявления лица о нарушении работодателем его трудовых прав — одно из оснований для проведения внеплановой проверки работодателя.
В связи с поступившим в ГИТ обращением работника о нарушении его трудовых прав, в адрес работодателя заказным письмом с уведомлением был направлен мотивированный приказ о проведении документарной проверки с приведением перечня необходимых для этого документов.
Однако юридическое лицо не направило в десятидневный срок указанные в запросе ГИТ документы. По этой причине работодатель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ на основании постановления ГИТ.
При рассмотрении дела Верховный суд РФ указал (постановление от 05.02.2014 № 18-АД13-41), что, поскольку предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, орган государственного контроля (надзора) наделен правомочием направить в его адрес мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Таким образом, привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, обосновано.
4. Выявленные в рамках одной проверки ГИТ сразу несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы правонарушения.
В ходе проверки ГИТ было выявлено несколько нарушений трудового законодательства:
- несвоевременная выплата сумм, причитающихся работникам при увольнении;
- нарушение процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности;
- нарушение сроков ознакомления работников с приказами об отпуске.
Постановлением инспектора труда ГИТ работодатель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что все эти деяния образуют один состав административного правонарушения. Однако в ходе надзорного производства (постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 г. № 60-АД14-16) данные выводы были признаны ошибочными, основанными на неверном толковании положений КоАП РФ. Таким образом, каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, в том числе нарушение ст. 193 ТК РФ при применении дисциплинарного взыскания к работнику, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Программа «Контур-Персонал» заранее предупреждает о наступлении отпуска в соответствии с графиком отпусков, что позволяет вовремя подготовить приказ об отпуске и ознакомить с ним работника.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кто следит за соблюдением трудового законодательства
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА
Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще, чем один раз в 3 года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. |
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поступление в федеральную службу по труду и занятости:
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов
государственной власти (должностных лиц федеральной службы по труду и занятости труда и других федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств
массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших
возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении работодателей — субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:
а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;
б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;
г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.
Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.