Кто составляет смету заказчик или подрядчик
Перейти к содержимому

Кто составляет смету заказчик или подрядчик

Правила составления сметной документации

Строительство объектов разного масштаба и назначения предваряет разработка сметной документации. Целью составления сметы является определение суммарных расходов, которые понадобятся на реализацию замысла. Смета учитывает перспективы изменения цен на рынке оборудования, строительных материалов, аренды спецтехники и др. Составлением сметы может заниматься как подрядчик, так и нанятый заказчиком сметчик. Условия прописываются в договоре подряда.

Сметный расчет выполняется разными способами. Специалист учитывает затраты на ресурсы или базисные индексы цен, а также временные затраты. Каждый из подходов имеет свои нюансы. Вне зависимости от способа, полученная сметная документация — финансовый план всех затрат, связанных со строительством. Для ясности расходы учитываются по разделам, а затем выводится суммарное число, определяющее издержки по актуальным или прогнозируемым расценкам.

Разработка сметной документации на строительство преследует несколько целей одновременно:

  • вычисление общей цены строительства;
  • отчетность перед заказчиком, инвестором и другими лицами о расходовании средств;
  • обозначение расходов по каждому этапу стройки;
  • корректировка значений согласно изменившейся ситуации на рынке стройматериалов.

Смета, составленная профессионалом, становится неким гарантом целенаправленного расходования средств, бесперебойных строительных работ ввиду прозрачности предварительного подсчета финансирования. Заказчик может планировать объем инвестиций, высвобождать или занимать средства без необходимости в дальнейшем изыскивать суммы на дополнительные расходы. Подрядчик заранее видит общую картину работ, ориентируется по материалам, если ему предстоит их закупать, планирует работы с учетом прогнозируемых расценок.

Чтобы рассчитать объем инвестиций в строительство, сметная документация подразделяется на прямые затраты и сметную прибыль,а также накладные расходы. К прямым затратам относят цену стройматериалов, оклад рабочих, стоимость аренды или покупки строительных механизмов и техники.К сметной прибыли относят плановые накопления, необходимые для перекрытия расходов, не связанных со строительством объекта. Речь о расходах подрядчика на уплату налогов, материальное стимулирование сотрудников, развитие инфраструктуры. Высчитывают сметную прибыль в процентном соотношении, исходя из стоимости реализации проекта (12 %) или зарплаты рабочих (50 %). К накладным расходам относят затраты на управление процессами, организацию мероприятий и обслуживание стройки. Высчитываются накладные расходы в процентном отношении от прямых затрат согласно федеральным нормам или принятым в организации подрядчика правилам.

Методы разработки сметной документации

Существующие способы оформления и разработки актуальной сметной документации различаются в подходе к обозначению затрат на стройку.

Аналоговый метод применяют в ситуациях, когда сметчик владеет информацией по ценам объектов, спроектированных либо возведенных ранее. Согласно названию, метод подходит для аналогичных по всем параметрам объектов. Это могут быть два коттеджа из одинаковых материалов. Нет нужды в полной идентичности домов, главными условиями являются аналогичные единицы измерения и стоимость.

Повременной метод сводится к расчетам цены строительства на основании затраченного рабочего времени. Не в каждом случае можно использовать данный метод, только в ситуациях с оценкой малых объемов работ на стройке (бытовой подряд, ремонт и пр.). Для крупных объектов используют иные методы.

Базисно-индексный способ разработки сметной документации учитывает индексы, указанные в специализированных базах данных. Цена работ определяется базисным и текущим уровнями. Чтобы определить актуальные расценки, используют произведение базисной цены и индекса в конкретной отрасли, регионе и видах работ.

Ресурсный метод позволяет подсчитать стоимость будущей реализации строительного проекта на базе текущих и прогнозируемых расценок на ресурсы и специализированных тарифов. Сметчик учитывает расходы на ресурсы, что наиболее понятно для подрядчика и заказчика. Такой способ годится для любого этапа разработки сметных документов. Недостатком считают серьезные затраты времени и сил специалиста на калькуляцию по сложным формулам. Для заказчика недостатком становится невозможность контролировать региональные цены, что сводится к затруднениям в контроле над освоением финансовых ресурсов подрядчиком.

Ресурсно-индексный метод подразумевает одновременное применение ресурсного метода, указанного выше, и системы индексов. Итогом становятся адекватные расценки, обоснованные использованием данных из баз, которые обновляются каждый месяц. Сметчик пользуется информацией из единых центров ценообразования.

Базисно-компенсационный способ сметных вычислений сводится к суммированию предстоящих издержек и затрат на строительные мероприятия, определенные базисным уровнем. Данные будут уточняться во время проектирования и строительства. При возникновении разницы в стоимости заказчик компенсирует издержки. Речь идет о перерасходе строительных и отделочных материалов, дополнительных расходах ввиду низкой производительности труда, непредвиденных обстоятельствах, расходах на услуги посредников и пр. Недостатком методики для подрядчика становится невозможность контроля над тратами путем сравнения суммы со средними расценками. Подрядчику способ выгоден на объектах с высокой материалоемкостью.

В каждом из случае всостав сметной документации варьируется, как и применяемые нормативы, базы данных и способы исчислений. Выбор метода зависит от профессионализма сметчика, особенностей объекта, возможно — от предпочтений заказчика.

Кто согласовывает смету, а кто утверждает?

Кто согласовывает смету, а кто утверждает?

Вопрос по согласованию и утверждению сметной документации достаточно прост, но при этом постоянно ставит в тупик большинство начинающих участников строительного процесса. Для понимания всех нюансов рекомендуем прочитать статью по этому вопросу полностью.

Какими документами определяется, кто согласовывает смету, а кто утверждает?

    В своей практике большинство специалистов сметного дела сталкиваются с вопросом о том, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает. Более того, данную проблему встречают и другие специалисты, связанные со строительной областью.

    Решение этого вопроса крайне важно для ввода проектной и сметной документации в производство работ. Ведь без наличия соответствующих подписей не представляется возможным начать выполнение работ. Кроме того, произвести оплату выполненных работ без необходимых завизированных документов также крайне затруднительно.

    В связи с этим о том, кто утверждает сметы — заказчик или подрядчик, следует задуматься еще до формирования пакета документов на тот или иной объект. Тот же вопрос актуален и для согласовывающей стороны.

    В целом, чаще всего ответы на этот вопрос содержатся в договоре подряда или контракте на выполнение работ. Обычно стороной, которая занимается согласованием сметной документации, выступает подрядная организация, а уже согласованную смету утверждает заказчик.

    Это просто для тех организаций, которые работают с одним и тем же заказчиком или подрядчиком на протяжении нескольких лет. В таком случае редко возникает вопрос о том, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю».

    Однако для тех организаций, которые впервые работают с тем или иным заказчиком, или для тех, кто имеет небольшой опыт в согласовании и утверждении сметной документации, данный вопрос может вызвать затруднения. У сметчиков нашей компании возможно получить консультацию по данной проблеме, а также по всем интересующим вопросам, касающимся составления сметной документации на разные виды работ.

    Специалисты нашей компании имеют большой опыт в разработке смет различных форм и на объекты разного типа. Некоторые из наших работ можно обнаружить на вкладке «Примеры смет». Кроме того, сметные формы наших сметчиков имеют свойство успешно проходить проверки и переходить в стадию утверждения и производства работ.

    Если говорить о законодательных документах, которые могут помочь в понимании того, кто утверждает смету, то рекомендуется обращаться к Гражданскому и Градостроительному Кодексам РФ. В указанных сводах законов можно найти множество полезной информации не только о процедуре согласования сметной и проектной документации, но и ответы на многие другие вопросы, которые возникают перед специалистами строительной сферы.

    При обращении к Гражданскому кодексу для решения рассматриваемого вопроса рекомендуется внимательно изучить тексты статей 759 и 760. Статья 759 касается исходных данных для проектно-изыскательских работ. Однако и утверждение сметной документации входит в комплекс данного типа, ведь на основании проектных решений составляются сметы.

    Помимо этого, в решении вопроса о том, кто и где ставит подпись в смете в «Согласовано» и «Утверждено», может помочь статья 760 ГК РФ. В части 1 данной статьи упоминается, что в обязанности подрядчика входит согласование технической документации у заказчика.

    Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, то наибольшее количество информации, касающейся утверждения и согласования сметной документации, можно обнаружить в тексте статьи 48. Указанная статья рассматривает вопросы архитектурно-строительного проектирования в целом, и тему проектно-сметной документации в том числе.

    Таким образом, при ответе на вопрос о том, кто согласовывает и кто утверждает смету — подрядчик или заказчик, в тексте упомянутой выше статьи можно узнать, что проектная документации утверждается техническим заказчиком или застройщиком, а также региональным оператором или лицом, на котором лежит ответственность за эксплуатацию здания. А значит, по аналогии с проектной документацией, может быть утверждена и смета, составленная на ее основании.

    подписи

    Рисунок 1. Согласование и утверждение локального сметного расчета

Кто составляет смету: заказчик или подрядчик?

    В связи с утверждением и согласованием документации на объект кажется логичным возникновение вопроса о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. На самом деле, данный вопрос лишь косвенно связан с утверждением сметной документации на большинство объектов и разные виды работ.

    Дело в том, что составлением сметной документации на производство того или иного вида работ может заниматься любая из организаций, участвующих в процессе. Иногда подрядчик получает пакет документов, включающих в себя проектно-сметную документацию, от заказчика или застройщика.

    При этом сметы могут быть составлены специалистами этих организаций или сметчиками других компаний, специализирующихся на разработке сметных форм. Например, к нам часто поступают заказы на формирование сметной документации от различных компаний и физических лиц, однако наши сметчики не занимаются решением вопроса о том, кто подписывает смету в каждом отдельном случае. При этом получить консультацию по данной теме у наших специалистов возможно.

    Помимо того, смета может быть составлена проектной организацией в процессе производства проектных и изыскательских работ. В таком случае вся проектно-сметная документация утверждается между заказчиком и проектной организацией, однако при ее передаче в производство работ происходит согласование и утверждение уже между исполнителем и заказчиком.

    Таким образом, при возникновении вопроса о том, кто утверждает смету, а кто подписывает по закону, важно опираться именно на законодательные акты. Кроме того, чаще всего ответ на этот вопрос кроется в пакете документов к контракту на производство работ. Именно в договоре или приложениях к нему чаще всего обозначается алгоритм утверждения всех документов на объект, и смет на разные виды работ в том числе.

    Кроме того, следует отметить, что не всегда в строительно-монтажных работах на одном объекте занято всего две организации — подрядчик и заказчик. Зачастую можно столкнуться с тем, что и в роли подрядной организации, и в роли заказчика выступают несколько компаний. В таких случаях процедура утверждения сметных форм может иметь разные алгоритмы.

    О том, как правильно подписывать смету, если в строительстве участвует несколько исполнителей, обычно можно уточнить у организации генподрядчика, заказчика, застройщика и т.д. Как правило, для таких случаев всегда есть уже разработанный алгоритм согласования сметной документации.

    Часто случается такое, что каждый подрядчик составляет смету на производство именно тех работ, которые планирует выполнить на этом объекте, и утверждает ее у заказчика. Таким образом, у заказчика оказывается несколько смет на один и тот же объект, но согласованы они бывают разными подрядчиками.

    Если между подрядной организацией и заказчиком существует еще ступень в виде генерального подрядчика, то, как правило, утверждением подрядных смет занимается именно он. А в дальнейшем все сметы либо отдельно, либо в составе одного документа утверждаются между генподрядчиком и заказчиком.

    Тот же самый принцип действует, если в строительстве участвует несколько субподрядных организаций у одного подрядчика. Однако такое положение вещей не всегда применимо ко всем объектам. Поэтому о том, как правильно подписывать смету в каждом отдельном случае, необходимо узнавать в индивидуальном порядке.

    подписи

    Рисунок 2. Согласование и утверждение локального ресурсного сметного расчета

Что еще необходимо для согласования и утверждения сметы?

    Как правило, прежде чем понять, кто согласует, а кто утверждает смету, необходимо получить информацию о том, что еще нужно для этого. Как можно понять из написанного выше, разработка и создание сметной документации — это сложный процесс, в котором есть множество нюансов и тонкостей, связанных не только с количеством сторон, участвующих в строительном процессе.

    Помимо того, что смета должна быть кем-то составлена, ее должен кто-то проверить. Обычно в роли составляющей и проверяющей стороны выступают специалисты сметного дела, которые ставят свои визы в соответствующих полях в документе. Однако в данных полях может стоять и подпись организации, которая занимает ту или иную сторону, а также подписи прочих ответственных лиц.

    Кроме того, при понимании того, кто и где расписывается на смете в «Согласовано» и «Утверждаю», важно еще указать и всех остальных лиц, которые участвуют в утверждении сметной документации. Для каждого отдельного объекта и конкретного заказчика список таких лиц может включать разные сведения.

    Некоторым организациям достаточно и того, чтобы сметная форма была завизирована только составившими и проверившими сметчиками. В других случаях, список лиц, чьи подписи необходимы для согласования и утверждения, может быть гораздо шире. В их число могут входить кураторы, производители работ, начальники цехов, бухгалтера, главные инженеры и т.д.

    Обычно весь список лиц, которые должны подписать смету, располагается в конце документа. Внешний вид списка может быть в свободной форме, если нет регламентированного шаблона. Такой список, иногда называют «бегунок».

    Обычно сбором подписей в «бегунок» занимается организация, согласовывающая смету. То есть, как правило, это является задачей исполнителя, который после подписания у всех лиц передает сметную форму на утверждение заказчику. Таким образом, становится очевидно, согласовывает или утверждает смету заказчик.

Сколько времени необходимо для утверждения сметы?

    Назвать определенные сроки согласования для всех сметных форм не представляется возможным. Связано это с множеством факторов и, прежде всего, от того, кто согласовывает смету, а кто утверждает.

    Как было отмечено выше, для согласования сметной документации может потребоваться достаточно большое количество подписей. Поэтому и сроки утверждения зависят от того, как быстро эти подписи будут собраны.

    Конечно, если для того, чтобы утвердить смету, необходимо подписать ее только у сметчиков, которые ее составили и проверили, а затем сразу завизировать у тех, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю», то и скорость утверждения будет достаточно быстрой. Однако если для согласования сметной документации и дальнейшей ее передачи в производство работ необходимо собрать подписи у нескольких лиц, тогда и сроки составления будут пропорционально увеличиваться.

    Следует отметить, что иногда число таких лиц может измеряться десятками. Кроме того, у некоторых организаций есть регламентированные сроки подписания сметной документации. Например, согласование сметы у одного ответственного лица в одной организации может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Очевидно, что все это влияет на общий срок утверждения сметы.

Подведение итогов

    Несмотря на то, что вопрос о том, кто утверждает смету, является не совсем проблемой специалиста сметного дела, все же косвенно его касается практически каждый сметчик. Поэтому знание регламента и алгоритма процесса утверждения сметной документации будет не лишним для любого специалиста в строительной области.

    Наши сметчики обладают достаточным навыком составления смет форм различной сложности и на разные виды объектов. Кроме того, с ними всегда можно посоветоваться и получить ответы на интересующие вопросы, связанные с оформлением и утверждением сметной документации.

    P.S. Наш клиент Павел Колесников обратился к нам за разработкой сметной документации на электромонтажные работы. Смета нужна была ему для прохождения тендера на одной из площадок электронных торгов. Смета на изготовление любого конструктивного элемента или выполнения любого вида работ требует учета массы параметров и знаний, что наши сметчики и применили в работе над сметами нашего клиента.

    После того, как совместно с нашими сметчиками была составлена сметная форма, и торги успешно завершились в пользу Павла, от нашего клиента требовалось предоставить пакет документов Заказчику. При этом данный пакет включал в себя и смету, которая должна была быть подписана множеством лиц перед утверждением.

    У нашего клиента не было опыта в утверждении сметной формы с таким количеством подписей, до этого он не сталкивался с вопросом, кто подписывает смету, помимо руководителей организаций. Поэтому Павел и не подозревал о том, что смета должна быть завизирована не только всеми указанными лицами, но и предоставлена заказчику на утверждение в определенный срок.

    Об этом клиенту поведали специалисты нашей компании, как и о том, чем грозит несоблюдение условленных сроков. Кроме того, Павел проконсультировался с нашими сметчиками о том, в каком порядке лучше всего собрать все подписи в «бегунке».

    Благодаря этому, наш клиент вовремя сдал всю необходимую документацию на объект и приступил к выполнению работ. Кроме того, он узнал много нового для себя, что пригодилось ему в будущем.

Кто составляет смету заказчик или подрядчик

ГК РФ Статья 743. Техническая документация и смета

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 743 ГК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

4. Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

5. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

Кто составляет смету заказчик или подрядчик

nyunin Чт Окт 27, 2005 18:07

Ваша реклама

google adsense
Группа компаний «СтройСофт» Зарегистрирован: Чт Авг 22, 2002 11:06
Откуда: Москва

Мари Пт Окт 28, 2005 8:11

Вы неправы, что сметы должны составлять сами подрядчики.
Дело в том, что составление сметы учетно главой 12 Сводного сметного расчета «Проектные работы, авторский надзор».
Подрядчик же выполняет СМР (главы 1-8 и пункт 9.1. главы Сводного) и прочие работы (глава 9 ССР) .
То есть кто выполняет проектно-сметные работы, в принципе, решается в договоре подряда. Если хотите, чтобы подрядчик сметы составлял — пожалуйста, заключайте с подрядчиком договор, платите деньги за счет 12 главы ССР и будете иметь смету от подрядчика.
А так — вообще то проектно сметной документацией подрядчика должен снабдить заказчик .

Просто обычно подрядчику приходится самому смету составлять — заказчик долго смету не дает, а работать надо, или смета, выданная заказчиком, подрядчика не удовлетворяет.
А так — смету выдавать — функция заказчика.

133 Пт Окт 28, 2005 8:35

nyunin Пт Окт 28, 2005 11:46

Мари Пт Окт 28, 2005 12:35

Про процентовки. Это ничем не регламентируется. Обычно в договорах пишут «. числа подрядчик представляет на рассмотрение акты по форме КС-2, заказчик рассматривает в течение. дней , подписывает или дает мотивированный отказ».
То есть как предусмотреть в договоре, так и будет. Но правда, я ни разу не видела, чтобы процентовку готовил заказчик. Хотя. Было дело, я работала со стороны заказчика, у нас был субподрядчик, так они приносили процентовки с таким количеством ошибок, что мне было легче самой эту процентовку набрать, чем 30 раз туда-сюда бумаги гонять.

Про сметы. Сметы выдает в работу заказчик, даже штамп ставят «в работу» и подпись главного инженера ставят.
Подрядчик в течение 2 недель (не знаю где написано, но где-то есть) рассматривает сметы дает замечания. Заказчик принимает по замечаниям меры (выпускает дополнительные сметы или вообще заменяет сметы, или , если замечания неверны, отказывает).

Ирина Александровна Пн Ноя 14, 2005 16:41

Phantom Ср Дек 28, 2005 17:00

Parfen Пт Дек 30, 2005 10:29

И сколько вы берете?

Хочу примерно узнать кто? сколько? в каких регионах? примерно?
или ? точно? берерт за составление смет?

ВСЕХ ПРИШЕДШИХ НА ФОРУМ ПОЗДРАВЛЯЮ С
НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
ЖЕЛАЮ . (нужное подставьте сами).

Мари Вт Янв 03, 2006 9:56

Юлля Чт Янв 12, 2006 10:13

Phantom Чт Янв 12, 2006 16:18

Мари Сб Янв 14, 2006 14:11

Вот-вот. Для сметчика существует довольно простой метод для себя самого определить, сколько стоит составление сметы.
Если я, предположим, потратила на составление сметы 10 часов работы, то беру часовую зарплату сметчика соответствующего уровня (например, 10 тыс.р./166час=60 руб. Прибавляю накладные расходы предприятия (в строительных организациях на ИТР накладные расходы обычно 150-200%)от ФОТ . Можно прибыль заложить.
Ну то есть стоимость такой сметы будет (60руб. + 60 руб х 200%+60рубх50%)х 10 часов =2100 руб.
Доказать заказчику такие расчеты трудновато (как правило, не докажешь, сколько времени на смету потрачено), но самому себе по цене определиться можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *