специалист
Высокопрофессиональные, компетентные, опытные специалисты. | Технические специалисты. | Подготовка специалистов. | Привлечь к участию в работе специалистов. | Крупный специалист в области радиотехники. | Специалисты по древней истории. | Специалист широкого профиля. | Опытные специалисты помогут оформить и разместить рекламное объявление.
Специалисты отмечают, оценивают, утверждают, предупреждают. | Специалисты сходятся во мнении. | Заключение специалистов. | Глобальное перерождение микрофлоры специалисты называют экологическим бедствием.
Специалист в каком-либо деле. | Специалист на все руки.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «специалист» в других словарях:
Специалист — Специалист работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования. Специалист (дипломированный специалист) квалификация, приобретаемая студентом … Википедия
СПЕЦИАЛИСТ — СПЕЦИАЛИСТ, специалиста, муж. представитель той или иной специальности (научной, художественной, технической и т.п.), Человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Специалист по радио. Врач, специалист по детским… … Толковый словарь Ушакова
Специалист — (specialist) Дилер Нью Йоркской фондовой биржи, который уполномочен руководством биржи поддерживать рынок некоторых ценных бумаг. Специалисты действуют в качестве делателей рынка и обязаны выполнять четыре функции: котировать цены, исполнять… … Финансовый словарь
специалист — См … Словарь синонимов
СПЕЦИАЛИСТ — (фр. specialiste, от лат. specialic особенный, частный). Человек, избравший себе какую либо специальность, посвятивший себя какому либо одному делу, изучивший его точно, подробно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Специалист по съёму — The Pick Up Artist Жанр комедия Режиссёр Джеймс Тобэк Продюсер Уоррен Битти Дэвид Ли Маклеод … Википедия
СПЕЦИАЛИСТ — человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом,, а иногда даже и о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными; см. Функционер.… … Философская энциклопедия
специалист — а, м. spécialiste, > нем. Spezialist. Человек, профессионально владеющий какой л. специальностью, обладающий специальными знаниями в какой л. области науки, техники, искусства. БАС 1. Всякому человеку следует, не переставая быть человеком,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СПЕЦИАЛИСТ — СПЕЦИАЛИСТ, а, муж. Работник в области какой н. определённой специальности. Подготовка специалистов. Узкий с. С. широкого профиля. Молодой с. (выпускник вуза или техникума, начинающий самостоятельную работу). С. по сосудистой хирургии. | жен.… … Толковый словарь Ожегова
СПЕЦИАЛИСТ — «СПЕЦИАЛИСТ» (The Specialist) США, 1994, 109 мин. Боевик, триллер, мелодрама. Наемный убийца Рей Куик (дословно «Быстрый») встречается лицом к лицу с притягательной Мей Манро, заказчицей убийства, лишь на 70 й минуте фильма и их первое личное… … Энциклопедия кино
Специалист – это знающий сотрудник в своей области.
Обычно принято считать, что специалист – это тот человек, который получил в каком-либо учебном заведении определенный запас знаний и готов применить их на практике. Но есть и другие мнения на этот счет.
Сила знаний
Каждый выпускник средней школы понимает, что с теми знаниями, которые он уже приобрел, невозможно достойно конкурировать в будущем на рынке труда. Именно поэтому многие принимают решение продолжить свое обучение. Для начала перед вчерашним школьником стоит задача выбрать направление, в котором он будет развиваться. Дальше необходимо пройти долгий путь, изучая различные науки и запасаясь определенным багажом знаний. Затем человек идет в самостоятельную жизнь, чтобы применять на практике то, чему его научили. Можно ли считать, что он уже – специалист? Это утверждение отчасти верно. Ведь по окончании такому выпускнику обычно выдается диплом, где четко обозначена полученная специальность. Значить человек разбирается в конкретных вопросах, касающихся определенной сферы деятельности.
Он может принимать решения, основываясь на имеющихся у него знаниях. Отсюда понятно, что специалист – это тот, кто обладает конкретными знаниями и готов их применять. Для вчерашнего студента это – своего рода квалификация.
Критерии оценки
После обучения вчерашний студент приступает к работе. В начале своего трудового стажа он получает звание молодой специалист. Это не говорит о его возрасте. Да, после окончания колледжа или ВУЗа человек еще молод. Он может совершать ошибки и необдуманные поступки, основываясь только на желании проявить себя. Через это проходят практически все. Но не каждому удается справиться со своими эмоциями и амбициями. Порой их чрезмерное проявление может только навредить. Именно поэтому руководство предприятия внимательно изучает каждого нового сотрудника, пытаясь определить, нужен ли ему такой работник. Обычно для оценки любого специалиста пользуются следующими критериями:
1) Возможности. Здесь имеется в виду уровень знаний. Ни один работодатель не хочет содержать у себя на службе фиктивного сотрудника.
2) Желания. Руководство всегда поощряет тех, кто не просто выполняет свои обязанности, а хочет на рабочем месте добиться определенных результатов. От сотрудника должна исходить инициатива, чтобы была видна его заинтересованность в конечном результате.
3) Совместимость. Коллектив – это группа людей, между которыми не должно быть явных противоречий или недосказанности. Сотрудник должен уметь найти подход к каждому, чтобы работать слаженно, без проявления предвзятости и агрессии.
4) Безопасность. Человек должен вести себя подобающим образом, не нарушая общественные нормы и корпоративные правила.
Только того, кто соответствует данным критериям, можно назвать специалистом. В дальнейшем этот человек будет не просто работать, а в полной мере посвятит себя выбранному делу.
Особая оценка
В процессе трудовой деятельности работник развивается, достигая определенных высот. Делает он это, используя не только личные знания, но также и навыки своих товарищей, полученные ими ранее. Накапливая такие сведения, человек получает возможность в нужное время находить единственно правильные решения в самых разных ситуациях. То есть он со временем приобретает определенную квалификацию. А это значит, что он не просто может выполнить работу, а сделает ее именно так, как это надо.
Отсюда ясно, что квалифицированный специалист – это тот, кто, обладая определенными знаниями, понимает, как нужно поступать в той или иной ситуации. Поначалу это кажется очень сложным и почти недостижимым. Но со временем каждый человек начинает понимать, что у любой ситуации выходов много, а правильный только один. Его-то и нужно найти. Значит квалифицированный специалист – это мастер своего дела. А значит он – человек, которому можно и нужно доверять.
Многолетний опыт
В процессе своего развития каждый работник проходит разные стадии становления личности. Постепенно он учится применять свои знания для того, чтобы находить выход из сложившихся ситуаций.
Такие навыки не пропадают бесследно. Они собираются воедино и составляют жизненный опыт, приобретаемый годами. С ним проще решать проблемы, так как некоторые решения уже известны в готовом виде. Иногда про такого человека говорят, что он – «асс» или первоклассный специалист. Это человек, который:
- много знает о своей профессии,
- владеет глубокими знаниями и может легко применять их на практике,
- обладает уникальными навыками,
- имеет богатый опыт, который всегда помогает ему принимать решения.
Такой человек никогда не останавливается на достигнутом результате, и всегда стремится к самосовершенствованию. Он готов в любое время поделиться своим опытом с другими и старается делать это постоянно. Для любой компании такой сотрудник может считаться гарантией успеха. Он будет стараться прилагать все усилия, чтобы добиваться нужных результатов.
Востребованный работник
Хороший специалист – это всегда редкость. За такими людьми идет постоянная охота. Многие работодатели хотят иметь у себя в штате такого сотрудника.
Кто же он такой и почему всем нужен? Термин «хороший» в данном случае больше относится к профессии, хотя нельзя совсем уж сбрасывать со счетов и человеческие качества. Все должно быть гармонично и приводить к положительному результату. То есть такой специалист должен объединять в себе:
1) Высокий уровень профессиональных знаний и желание его повышать.
3) Способность к обучению и желание узнать как можно больше.
4) Качества лидера и хорошего организатора.
5) Креативность и гибкость.
6) Ответственность за свои действия и поступки. Это качество позволит достойно выглядеть в глазах руководства. Разве можно доверять человеку, когда он не выполняет своих обещаний, даже если он старый и опытный работник.
7) Коммуникабельность. Имеется в виду уважение ко всем членам коллектива и желание помочь.
Только обладая всеми этими способностями, специалист может добиться успеха и считаться «хорошим».
Какие бывают категории работников
Категория работника — это квалификационная группа сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий и должностей, основных групп две: рабочие и служащие, но каждая из них делится еще на несколько видов.
Что такое категории персонала
Для слаженной деятельности в любой организации необходимо распределение трудового коллектива по должностям, специальностям, профессиональным навыкам и выполняемым функциям (ч. 1 ст. 15 ТК РФ ).
При формировании категорий персонала организации следует ориентироваться на Общероссийский классификатор профессий и должностей, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. В этой классификации отмечены две основные группы:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Каждая из них делится еще на несколько категорий персонала на предприятии, в зависимости от характера деятельности, уровня знаний, квалификации и других факторов. Такое распределение позволяет четко ставить производственную задачу и правильно назначать зарплату сотрудникам.
Дополнительно на предприятиях принято разделение на производственный и административный персонал, поскольку эти группы не всегда совпадают с разделением на рабочих и служащих. И среди производственников есть специалисты, и в администрации есть рабочий персонал. Выпуском основной продукции на производстве занимаются не только рабочие в цехе, но и начальники цеха, инженеры и т. д.
Какие бывают категории персонала
Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.
Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:
- непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
- на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
Другой вопрос, кто относится к категории «служащие»: в основном управленческий персонал, который отвечает за решение административных, финансовых, кадровых вопросов. Эти кадры делят на несколько групп:
- руководители;
- специалисты;
- технические исполнители.
К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:
- персонал административно-управленческой сферы;
- служба инженерно-технических работников.
Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.
К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.
Категории руководителей
В эту группу входят не только топ-менеджеры, но и начальство других уровней управления. Всего таких уровней несколько:
- высшее звено — генеральный директор, его заместитель;
- среднее — шефы подразделений, цехов, отделов;
- низовое — начальники мелких отделов, например мастер участка цеха.
Иногда категории неоднозначны, и работодателям самостоятельно приходится выбирать, как распределить кадры. Это касается, например, вопроса, к какой категории работников относится мастер участка: варианта два — к специалистам или к руководящему составу. Если ориентироваться на квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России № 37 от 21.08.1998), то понятно, что его необходимо включать в руководящий состав. Среди его должностных обязанностей — организовать производственные процессы, распределить рабочих и бригады, чтобы своевременно и качественно выполнить задачи на участке.
К руководящему составу относят и главных специалистов по разным видам деятельности: главный механик, геолог, экономист, агроном, инженер и т. д. Иногда их включают в группу специалистов. Но это ошибочно. По Общероссийскому классификатору ОК 016-94, должность главный специалист относится к категории руководителей (код 20889, код по ОКЗ 1229). Причисление к той или иной группе во многом зависит от характера деятельности.
Руководящий состав предприятий разделяют еще на два вида:
- линейные — отвечают за реализацию всех направлений деятельности компании или конкретного подразделения, контролируют действия подчиненных (это генеральный директор, начальник цеха, техобслуживания);
- функциональные — исполняют задачи по отдельному направлению (директор по персоналу, финансовый директор).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к категории основного персонала. Используйте эти инструкции бесплатно.
Классификация персонала предприятия
Этим классификация работников не ограничивается. Есть и другие признаки и факторы. По правам собственности — владельцы, учредители, наемные работники. По вовлечению в хозяйственный процесс — производственный и непроизводственный. По включению в штат — штатные и внештатные специалисты, по месту работы — удаленные или офисные сотрудники и др.
Сотрудников разделяют и по дополнительным признакам:
- тарифным разрядам (от 1 до 8);
- квалификационным классам (от 1 до 3);
- способам оплаты заработка (оклад, сдельная, премиальная);
- способам выполнения работы (механизированная или ручная) и др.
Существует и распределение по категориям опасности условий труда. Всего их четыре (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- оптимальные — 1 класс;
- допустимые — 2 класс;
- вредные — 3 класс;
- опасные — 4 класс.
По закону, для тех, чье рабочее место предполагает вредные условия труда, проводят стажировку. Отсюда становится понятно, к какой категории опасности относятся стажеры, — к третьей или четвертой. Для первых двух классов стажировка не обязательна.
От чего зависит принадлежность к той или иной категории
Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:
Значение слова «специалист»
СПЕЦИАЛИ́СТ, -а, м. Человек, обладающий специальными знаниями в какой-л. отрасли науки или техники, представитель какой-л. специальности. Специалист по внутренним болезням. Специалист-зоотехник. □ Андрей знал Ростовцева как одного из лучших специалистов по антеннам. В своей области он считался магом, волшебником. Гранин, Искатели. || Разг. Мастер в каком-л. деле, знаток в чем-л. Кравцов оказался на все руки специалистом — слесарем, сварщиком и стекольщиком. Панова, Спутники.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СПЕЦИАЛИ’СТ, а, м. Представитель той или иной специальности (научной, художественной, технической и т. п.), человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. С. по радио. Врач, с. по детским болезням. С. по древним языкам. С. по Пушкину. С. по акварели. С. по переплетному делу. Узкий с. Крупный с. Обратиться за справкой к специалисту. || Человек, умеющий что-н. хорошо делать, обладающий большим опытом в чем-н. (разг., часто шутл. или ирон.). Печорин — специалист по части женского сердца. Добролюбов. Она оказалась великолепным специалистом по солению огурцов. || Квалифицированный представитель интеллигентной профессии (нов.). Было бы глупо и неразумно рассматривать теперь чуть ли не каждого специалиста и инженера старой школы, как не пойманного преступника и вредителя. Сталин. Ленин требовал от коммунистов бережного отношения к беспартийным специалистам. Советские специалисты. Буржуазные специалисты. Партийная прослойка среди специалистов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека