Маркировка товаров кому выгодно
Перейти к содержимому

Маркировка товаров кому выгодно

Маркировка товаров в 2022 году: 10 вопросов и ответов

С каждым годом список товарных групп, подлежащих обязательной маркировке, расширяется, появляется много разъяснительной информации. Но количество вопросов от участников рынка меньше не становится. Они уточняют требования, которым должны соответствовать, чтобы не заработать штраф, и разбираются в деталях самого процесса.

Не хотите читать текст — посмотрите видео, которое подготовила для вас Эльба.

В тексте содержатся ответы на вопросы об этапах маркировки, штрафах, требованиях к кассам и ЭДО и много других деталей.

  • Какой бизнес затрагивает маркировка товаров?
  • Зачем вообще нужна маркировка?
  • Чем маркировка отличается от QR-кода?
  • Кто из участников рынка и в какой момент подключается к процессу маркировки?
  • Как маркировка влияет на розницу и общепит?
  • Как происходит вывод маркированного товара из оборота?
  • Что на сегодняшний день общепиту нужно знать о маркировке?
  • Почему все так сложно со сроками введения маркировки на товарные группы?
  • Насколько серьезно штрафуют за неправильную маркировку или ее отсутствие?
  • Зачем так много контролирующих систем: «Меркурий», ЕГАИС, маркировка, прослеживаемость товаров?

Какой бизнес затрагивает маркировка товаров?

Поскольку маркировка — это система, позволяющая отслеживать весь путь товара от момента производства до продажи, то она затрагивает всех участников товарооборота.

На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат разные товары: табачная продукция и альтернативные виды табака, шубы и изделия из меха, обувь и некоторые виды одежды, шины и покрышки, духи и туалетная вода, фотоаппараты и лампы-вспышки, лекарства, молочные продукты (исключение: для фермеров и сельхозкооперативов сроки по маркировке сдвинуты с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года), упакованная питьевая вода из категории «минеральная».

По ряду товарных групп уже проводятся эксперименты: это соки, морсы, квас, сладкая газировка, пищевая рыбная продукция, упакованная в потребительскую упаковку, и др.

Зачем вообще нужна маркировка?

Цель введения маркировки — сделать рынок максимально прозрачным, чтобы можно было отследить весь процесс передвижения товара и таким образом гарантировать качество конечному потребителю. Эти гарантии заключаются в следующем: человек должен быть уверен в том, что он приобрел качественный товар, соответствующий всем требованиям, и что этот товар произведен или ввезен на территорию страны законным способом.

Поэтому маркировка введена для всех участников товарооборота — от производителя или импортера до конечного продавца. Она затрагивает и розницу, и общепит. Маркировка — это сквозная система.

Чем маркировка отличается от QR-кода?

Маркировка представляет собой двухмерный матричный код — Data Matrix. По сути он содержит информацию о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК.

Система Честный ЗНАК позволяет реализовать весь процесс маркировки, поскольку она полностью обеспечивает контроль оборота маркированного товара.

Система генерирует и передает производителям или импортерам двухмерные коды Data Matrix. Их удобно наносить на товар и считывать сканером. Каждый такой код стоит 50 копеек.

Кто из участников рынка и в какой момент подключается к процессу маркировки?

Код нужно не просто получить, но и нанести. Соответственно, производитель должен перестроить цепочку и на каждый новый товар наносить уникальный код. Импортер тоже должен либо передать эти коды на завод, либо где-то до пересечения границы организовать пункт для нанесения кодов.

Процесс внедрения маркировки достаточно долгий. Поэтому запуску маркировки по каждой новой товарной группе предшествует довольно длительный эксперимент. Его цель — проверить вместе со всеми участниками рынка — производителями, импортерами, конечными продавцами, как перенастраиваются их процессы и сколько времени на это уходит.

Как маркировка влияет на розницу и общепит?

В целом требования по маркировке для всех товарных групп практически одинаковые. И это очень удобно.

Конечному продавцу важно всегда помнить о конечной цели внедрения маркировки — отслеживать всю историю передвижения товара и гарантировать то, что товар не подменили и что он действительно качественный.

Поэтому система Честный ЗНАК настроен таким образом, чтобы все участники рынка могли передавать в нее данные о перемещении товара. Между юридическими лицами это довольно легко сделать через ЭДО, поэтому маркировка между юридическими лицами, между производителями, оптовиками и розницей, отслеживается через электронный документооборот. В ЭДО они обмениваются универсальным передаточным документом (УПД), в котором появилось поле, куда можно вносить коды маркировки по каждой позиции товара.

Таким образом, передать данные о получении или продаже маркированного товара другому юридическому лицу можно только посредством формирования УПД.

Система Честный ЗНАК только генерирует коды, передает их производителям или импортерам. Для обмена данными между юрлицами, между оптовиками и розницей, она встраивается в имеющиеся системы ЭДО.

Как происходит вывод маркированного товара из оборота?

Помимо ЭДО система Честный ЗНАК интегрирована с ОФД. Сейчас любой розничный магазин и общепит должны при продаже выдать клиенту чек.

При продаже маркированного товара чек ККТ должен содержать обязательный реквизит «код товара», в котором указывается код идентификации. Благодаря этому система Честный ЗНАК узнает о том, что маркированный товар продан конечному потребителю и выводит его из оборота.

Таким образом, система Честный ЗНАК:

  • Создала генератор кодов, которые передаются производителям или импортерам.
  • Интегрировалась в ЭДО и ОФД, чтобы собирать данные о перемещениях товара вплоть до продажи конечному потребителю.

Для предпринимателя, владеющего, например, розничным магазином, это значит, что когда он закупает маркированный товар, нужно обязательно:

  • Принять УПД по этому товару через ЭДО. А значит этот ЭДО должен у него быть. Поэтому важно заранее уточнить у оператора ЭДО, поддерживает ли он маркировку на вашем тарифе и сможете ли вы принимать УПД.
  • Удостовериться в том, что касса и кассовое ПО совместимы с маркировкой. Выполнение требований по маркировке сводится только к тому, чтобы ОФД в момент пробития чека с маркировкой передал данные в Честный ЗНАК. Но узнать о продаже такого товара ОФД может только в том случае, если кассовая программа при формировании чека специально пометит маркированный товар.

Если вы только собираетесь открыть ИП и планируете торговать маркированным товаром, заранее позаботьтесь о необходимых опциях.

Что на сегодняшний день общепиту нужно знать о маркировке?

Для общепита сроки по маркировке передвинуты до 1 декабря 2023 года. То есть заведения общепита при покупке молочных продуктов для приготовления каких-то блюд могут не сообщать о выводе упаковок из оборота до указанной даты. За них это будет делать поставщик.

Заведение общепита должно к 1 сентября 2022 года позаботиться об ЭДО.

Почему все так сложно со сроками введения маркировки на товарные группы?

В целом маркировка на все группы товаров вводится по одному и тому же плану. Сначала озвучивается какая-то дата для проведения эксперимента по маркировке. Для бизнеса это означает, что в ближайшие два года к нему никаких вопросов, скорее всего, не возникнет, но если по его товарной группе начался эксперимент, то когда-то требование коснется его напрямую. Об этом просто нужно помнить.

В ходе эксперимента Честный ЗНАК отрабатывает все процессы с крупными игроками — производителями, импортерами, дистрибьюторами. Они проходят все процессы, анализируют реакцию рынка, смотрят, как внедряется маркировка, сколько игроков затронет требование.

Дата окончания эксперимента по маркировке определенной товарной группы сигнализирует о скором появлении закона, в котором будут обозначены конкретные даты подключения к процессу всех участников рынка.

Дальше выходит постановление с обозначением этапов перехода на маркировку. Первая дата — это, как правило, дата регистрации в системе Честный ЗНАК для всех участников оборота конкретной товарной группы. Это значит, что нужно с помощью КЭП зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК и заявить о том, что вы являетесь одним из участников товарооборота.

На следующем этапе, как правило, озвучивается дата обязательной маркировки для производителей и импортеров. Это означает, что после этой даты на рынке не будет немаркированных новых товаров в конкретной товарной группе.

Но есть разные товарные группы. В товарных группах без срока годности (например, одежда, обувь) возникает промежуточный этап между обязательным производством только маркированного товара и обязательной продажей маркированного товара с фиксацией в системе Честный ЗНАК, — маркировка остатков.

После этого появляется требование фиксировать передачу прав собственности через ЭДО между юридическими лицами, то есть от производителя — к оптовику, от оптовика — к конечной рознице.

Это последний этап, но он может включать подэтапы, как это происходит с молочной продукцией.

Насколько серьезно штрафуют за неправильную маркировку или ее отсутствие?

Штрафы по маркировке довольно строгие. Юридические лица могут наказывать на сумму до 300 000 руб., причем санкции предусмотрены и за нарушение требований по обороту, и за продажу контрафакта.

За нарушения, которые совершены в крупных и особо крупных размерах, грозит уголовная ответственность.

Зачем так много контролирующих систем: «Меркурий», ЕГАИС, маркировка, прослеживаемость товаров?

Маркировка изначально вводилась как система, которая к 2024 году покроет все товары. То есть она была заявлена как верхнеуровневая и всеохватывающая система.

ЕГАИС и «Меркурий» — это системы, созданные отдельными ведомствами, которым было важно контролировать конкретный тип товара — алкоголь и товары животного происхождения.

Уже сейчас видно движение в сторону объединения этих систем и устранения дублирующих функций. Это заметно на примере молочной продукции.

«Меркурий» гарантирует розничному продавцу, что ему от производителя пришел качественный товар, а маркировка такую гарантию дает в том числе конечному покупателю.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться

Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес.

Михаил Кратов

Эксперт по праву

В России ввели обязательную маркировку товаров — планируется, что к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».

Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.

Что такое маркировка товаров

Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.

На какие товары распространяется

Вид товара Срок, с которого надо маркировать
Сигареты и папиросы с 1 июля 2019 года
Остальная табачная продукция с 1 июля 2020 года
Обувь и лекарства с 1 июля 2020 года
Парфюмерные товары и фотооборудование с 1 октября 2020 года
Шины с 1 ноября 2020 года
Одежда и текстиль для дома с 1 января 2021 года
Молочная продукция с 1 июня 2021 года
Велосипеды с 1 марта 2022 года
Упакованная вода с 1 марта 2022 года

Как устроена система маркировки

Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.

Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.

ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Коды для них бесплатные.

Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.

Пример поиска на сайте национального каталога товаров Пока в каталоге есть не все товары, но он постоянно пополняется

Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.

Что такое код маркировки и как он выглядит

Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:

  1. Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.
  2. Код проверки (криптохвост): генерируется оператором.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.

Кто и когда обязан подключиться к ЭДО

С 1 января 2022 года передавать сведения о товарах шести категорий в систему «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота (ЭДО). Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в системе «Честный знак».

Это касается следующих категорий товаров:

  • обувь;
  • одежда и текстиль для дома;
  • шины и покрышки;
  • парфюмерия;
  • фототехника;
  • табачная продукция.

Для молока и молочной продукции это правило начнет действовать с 1 сентября. Для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. Для остальных категорий маркированных товаров сроков подключения к ЭДО пока нет.

В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Передавать сведения о переходе права собственности в систему маркировки «Честный знак» можно только через оператора ЭДО. Напрямую сведения больше подавать нельзя.

Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.

Как подключиться к системе маркировки

Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.
  2. Заказать коды на все выпускаемые товары.
  3. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
  6. Встроить маркировку в процесс работы производства.

Для дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  3. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.

Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.

Порядок действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  3. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
  4. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, чтобы в систему «Честный знак» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы товара.
  5. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки.

Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.

Как работает ЭДО в маркировке

Для производителя. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация подписывает с помощью УКЭП.

Дальше производитель действует так:

  • маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
  • формирует исходящий УПД;
  • указывает в нем коды маркировки;
  • подписывает УПД электронной подписью;
  • через оператора ЭДО подтверждает сделку в Честном знаке, отправляет товар и УПД оптовику-дистрибьютору. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.

Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.

Если данные совпадают, то подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.

Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ, а их организации зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.

Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:

  • запросить уточнение по данным УПД у производителя товара;
  • принять товар частично;
  • отклонить поставку товара.

Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.

Обязательный ЭДО в маркировке молочной продукции и питьевой воды

Молочная продукция. С 1 сентября 2022 года участники маркировки молока и молочной продукции, например сливок, йогурта, кефира, творога, сыров, мороженого, должны подключиться к ЭДО и вести объемно-сортовой учет — ОСУ. Новое правило касается производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.

ОСУ — упрощенный поэкземплярный учет маркировки. При ОСУ не нужно сообщать в Честный знак о каждом товаре отдельно. Достаточно указать в УПД только общий код типа продукции — GTIN, ее количество и заполнить поле «НомУпак».

Дальше все произойдет автоматически: УПД передается контрагенту, он принимает документ и подписывает его электронной подписью. Затем подписанный обеими сторонами документ уходит в Честный знак.

Для фермерских хозяйств, общепита и госучреждений сроки маркировки перенесли — они должны будут подавать сведения об обороте молока и молочной продукции в Честный знак с 1 декабря 2023 года.

Питьевая вода. С 1 ноября 2022 года все участники оборота питьевой воды должны использовать ЭДО и вести объемно-сортовой учет.

Всю упакованную питьевую воду, которая должна маркироваться, можно разделить на две группы:

  • минеральная вода природная, газированная;
  • остальная питьевая вода: природная и искусственная минеральная вода, газированная, без добавления сахара, подсластителей и ароматизаторов.

Не нужно маркировать лед и снег, упакованную воду для детского питания, тестовые образцы и пробники.

ЭДО в Контур ДиадокПредложение Тинькофф

ЭДО в Контур Диадок

Бесплатно 50 исходящих документов
для клиентов Тинькофф Бизнеса

Что будет, если не маркировать товар

За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.

Как маркировка убьет малый бизнес и поднимет цены

Современная экономика давно достигла уровня насыщения товарами повседневного спроса, а также многими товарами сектора B2B. Такая ситуация называется кризисом перепроизводства.

Бороться с ним можно либо ограничением производства, либо ограничением доступа на контролируемый рынок. Большинство стран, и ЕАЭС и Россия, в частности, в той или иной степени идут по второму пути.

Кроме того, нельзя не отметить, что после исчезновения с политической карты мира СССР были разрушены и защитные барьеры нашей экономики не только экономического характера, но и те, которые были направлены на недопущение на рынок недоброкачественной продукции и товаров, несоответствующих требованиям безопасности. В результате образовалось фактическое отсутствие контроля импорта и расцвет различных «цветных» импортных схем и откровенной контрабанды.

Постепенно ситуация начала ставиться государственными органами под контроль через повышение качества таможенного контроля и восстановление системы технического регулирования.

Однако контроль все-таки нельзя обеспечить без наличия системы «свой-чужой» на торговой полке. Если у продавца есть сертификат соответствия, то это не означает его подлинность или то, что конкретная продукция является той, что заявлена в предъявляемом потребителю или контролирующим органам документе.

Для обеспечения такого тотального контроля происхождения и прослеживания жизненного пути продукции была придумана Единая система маркировки и прослеживаемости товаров, координатором от государства в разработке системы выступает Минпромторг РФ, а для реализации создана специальная структура — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Практическая реализация включает следующие шаги:

  1. Регистрация производителя и участников товаропроводящей цепи (дистрибьюторов, магазинов) в системе (ИС Маркировка);
  2. Описание товаров по набору атрибутивных признаков (размер, цвет, тип и др.), различающемуся для различных маркируемых товаров (табак, обувь и т.д.);
  3. Регистрация в ГС1 РУС;
  4. Получение/ формирование кодов GTIN (EAN-13, например) и их регистрация в ГС1 РУС;
  5. Формирование уникального Data Matrix кода (или в комбинации с буквенно-цифровым кодом);
  6. Получение программно-аппаратного комплекса для эмиссии кодов (владелец комплекса — ЦРПТ)
  7. Маркировка каждой единицы товара, которая может быть продана в розничной торговле (например, пачки и блока сигарет) Data Matrix кодом;
  8. Сканирование кода при реализации и передача его оператору фискальных данных (ОФД) с отражением информации в чеке.

Маркировка и логистика

  1. Глобальные производители/поставщики обуви вынуждены будут уже на этапе производства и упаковки разделить товарные потоки и встроить в системы управления возможность маркировки продукции. Кроме того, в процесс производства и дистрибьюции необходимо включить процедуру описания товара и передачу информации в ИС Маркировка.
  2. Усложняются процедуры списания товара вследствие порчи, недоставки и т.п., так как товар является контролируемым после того, как его промаркировали.
  3. Все системы управления товарными потоками должны быть адаптированы под работу с маркированным товаром, что влечёт денежные и временные затраты на разработку/доработку софта и обучение персонала.
  4. Работа с маркированным товаром будет возможна только на складах с применением систем автоматизированного учета (сканеры кодов), так как практически невозможно гарантировать правильность приемки и подбора маркированного товара вручную. Это заставит участников цепи поставок либо переходить на более качественные складские площади сторонних операторов (очевидно, более дорогие), либо внедрять собственные системы управления складом (типа WMS) и приобретать соответствующее оборудование, обучать персонал.
  5. При доставке продукции в точки продаж водитель-экспедитор должен будет также использовать средства сканирования упаковок и документов, чтобы убедиться в правильности отгружаемого товара; аналогичные действия необходимы и при приёмке.
  6. При импорте маркированных товаров нужно обеспечить маркировку товаров до пересечения границы, либо не территории ЕАЭС, но в контролируемом режиме. Это, вероятно, потребует дополнительных складских затрат по аналогии с маркировкой акцизными марками.
  7. Усложнение процесса оформления ситуаций недостачи, пересортицы импортного товара.
  8. Все участники рынка товаров, которые подлежат обязательной маркировке, должны будут, в соответствии с графиком старта маркировки (например, обувь — с 1 июля 2019 года) обеспечить маркировку товаров во всей цепи поставок, в том числе, в точках продаж, что означает проведение инвентаризации, физическую маркировку и внесение данных в учетную систему.
  9. Импорт товаров мелкими дистрибьюторами крупных компаний, которые не представлены на российском рынке и не заинтересованы наносить маркировку в процессе производства, либо при отгрузке, будет сопряжен с довольно значительными затратами на соблюдение процедур и логистические операции.

Одним из таких механизмов является сокращение доли импорта продукции мелкими компаниями не представленных на рынке производителей. Это приведёт к ещё большему перераспределению рынка в сторону продукции крупных компаний, снижению конкуренции и, потенциально, росту цен. Заявленный ЦРПТ эффект по увеличению доли рынка и объёмов производства легальных производителей «на 5-50% в зависимости от товарной группы» свидетельствует о росте рыночной силы продавца (по М.Портеру) и ведёт к росту цен.

Конечно, указанная система маркировки сделает систему более прозрачной, понимание того, что продано в розничной точке продаж, будет происходить в режиме онлайн. Но если раньше это была информация конкретного поставщика в конкретной цепи поставок, то сегодня это становится информацией, владельцем которой является ЦРПТ. И подобная «открытость» не может радовать многих участников рынка. Ведь вряд ли кто-то хочет сообщать всему миру информацию о том, где, сколько и по какой цене был реализован его товар.

Не ман(р)кируйте реальностью. Новые сюрпризы для бизнеса от российской власти

Товар маркированный Data Matrix кодом Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Первая половина этого года оказалась для российского бизнеса самой сложной если не за всю его историю, то, по крайней мере, с «лихих 1990-х». Два-три месяца простоя сотен тысяч бизнесов, сокращение доходов граждан, до сих пор остающиеся в нокдауне пассажирские перевозки, торговые центры и ресторанный бизнес — все это, казалось, должно ориентировать власти на снижение административного давления на предпринимателей и упрощение системы государственного регулирования экономики. Однако это у правительства не в приоритете. Напротив, даже символические (хотя я бы назвал их скорее «крохоборскими») повышения налогов на доходы по вкладам граждан и на заработки более 5 млн рублей в год были призваны напомнить всем, что народ в России — «новая нефть», а уж предприниматели, наверное, еще и «новый газ».

Налоги у нас повышают в последнее время часто, и этот тренд все же привлекает внимание, вызывая если не возмущение, то ропот. Куда реже обсуждаются другие темы — прежде всего появление разных новых регламентов, выполнение которых дорого обходится бизнесу, а их несоблюдение может быть чревато огромными штрафами. Самой большой угрозой для предпринимателей в последнее время становится любимая «игрушка» Кремля, называемая цифровизацией. Эта тема впервые стала подниматься еще в 2004–2005 годах в связи с алкогольными акцизными марками и с внедрением системы ЕГАИС, которое в 2006 году парализовало рынок почти на полгода (об этом я не раз высказывался). Позже цифровизация «родила» систему «Платон», также встреченную в обществе без видимых проявлений восторга. Но в последние годы процесс принял характер, простите за неполиткорректный каламбур, настоящей пандемии: власти решили «пометить» практически все.

Общая концепция заключалась в том, чтобы к уже маркировавшимся сигаретам, меховым изделиям, а также части лекарственных препаратов и парфюмерной продукции добавить обувь, одежду и многие виды продовольственных товаров (в том числе рыбу и рыбопродукцию, а также всю «молочку», минеральную воду и т. д.) Все это власти определяют как элемент реализации «национальной системы маркировки и прослеживания товара», которая должна была быть создана к 2024 году.

Откровенно говоря, сама идея изначально вызывала сомнения и критику. Еще в прошлом году Национальный союз производителей молока выступил с возражениями: с одной стороны, доля контрафакта, производимого с нарушением прав на бренды (маркировка в целом не обеспечивает повышения качества продукта, а лишь препятствует продаже в торговых сетях товара неясного происхождения или реализации продукции под чужими марками), составляет на рынке всего 0,01%; с другой — стоимость оборудования производств необходимыми системами и покупки кодов в первый год могут составить астрономические 45 млрд рублей (при общей емкости внутреннего рынка молочных продуктов в 1,28 трлн рублей и устойчивом сокращении в натуральном выражении, указывающем на низкую доступность товара потребителю). Я бы добавил от себя, что введение отслеживания в пищевой промышленности бессмысленно, так как государство не получает здесь значительных доходов, за исключением налогов на добавленную стоимость на прибыль, которые отслеживаются по бухгалтерской отчетности торговых сетей. Если в случаях с алкоголем и табаком — важными подакцизными товарами — такие методы контроля представляются хотя бы отчасти разумными ввиду необходимости учета и сбора специфического налога, то применительно к пищевой промышленности они выглядят явно избыточными.

Кроме того, довольно странно, что Россия, не способная произвести ни собственного мобильного устройства связи, ни передатчиков сотового сигнала, ни хотя бы отчасти заместить импортный софт отечественным даже в стратегических отраслях, вознамерилась осуществлять «цифровизацию» в масштабах, о которой на Западе даже не мечтают. В Соединенных Штатах никому и в голову не приходит требовать от производителя чего-то большего, чем обозначения на упаковках съестного основных составляющих продукта, его питательных свойств и аллергенов. Существует ряд добровольных сертификаций (как, например, USDA Organic в США или EU Organic Logo в Европейском союзе, применяющиеся для обозначения продукции, изготовленной без применения пестицидов, антибиотиков, химических удобрений и генетически модифицированных растений или организмов), но они лишь курируются правительственными структурами, а сама сертификация проводится некоммерческими ассоциациями производителей. Замечу: учитывая затратность процесса, власти многих стран сознательно идут на покрытие значительной части сопутствующих расходов — например, в США она достигает 75% потраченных средств и осуществляется по линии министерства сельского хозяйства. Маркировки, подобные вводимой в России, зачастую используются крупными торговыми сетями типа Walmart, а в последнее время также онлайн-ретейлерами Amazon и AliBaba для отслеживания внутреннего товарооборота, но не более. При этом в большинстве развитых стран обязательной маркировка является только для фармацевтической продукции и медицинских инструментов (да и то ее пока не могут внедрить в полной мере во многих крупных экономиках — от Китая до Франции).

Однако Россия — страна особенная, и экономическая рациональность ей не указ. Проблема, вероятно, не вызвала такого резонанса, если бы очередные отрасли — как, например, молочная или рыбоперерабатывающая — не попали под нововведение с 1 июля 2020 года, когда рынок только начал восстанавливаться после нескольких месяцев «коронавирусного паралича». Чтобы читатель осознал «простоту» предлагаемой схемы, скажу только, что каждый производитель должен подключиться к специальной информационной системе (издевательски названной «Честный знак»), которая будет присваивать его товару код, содержащий максимально возможную информацию о продукции, ее производителе, ее компонентах и о пройденной ею логистической цепочке. Этот код должен быть физически наклеен на товар и может быть проверен любым участником цепи поставок, а также обязан отразиться на кассовом чеке (!) при продаже конечному покупателю. Стоимость предлагаемого на рынке оборудования для генерирования и изготовления кодов составляет от 500 до десятков тысяч евро, а изготовление одного кода типа Data Matrix может доходить до 50 копеек. В случае с производителями сигарет данная мера повысит стоимость продукции приблизительно на 6 млрд рублей в год, а производителей минеральной воды может попросту разорить.

Странность самой идеи и исключительная своевременность ее внедрения перевели недовольство бизнеса в открытую форму. Дело дошло до того, что Алексей Нечаев, председатель недавно образованной партии «Новые люди», выступил с предложением пересмотреть оригинальное нововведение, а его сторонники готовятся включить соответствующий пункт в свою политическую программу на региональных выборах, делая ставку на малый бизнес и самозанятых граждан. Консенсусным мнением бизнеса является необходимость перенесения введения маркировки на более поздний срок — как минимум на полгода, когда экономика отойдет от нынешнего шока. Подобные предложения вполне рациональны, так как и в тех отраслях, где эксперимент начался в прошлом году, радикальных перемен с качеством продукции не произошло, а на все сто процентов система маркирования не работает даже в алкогольной сфере, с которой все и началось.

Власти пока не идут на уступки предпринимателям — и на самом деле несложно понять почему. В истории с ЕГАИС, как многие отмечали, имелся явный интересант — близкая к ФСБ малоизвестная компания «Научно-технический центр “Атлас”», занимавшаяся изготовлением программного продукта для новой технологии (после того как компания не справилась с задачей, ее заменил некий Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы). В эпической истории с «Платоном» интересант был уже куда статуснее: им выступала компания «РТ-Инвест Транспортные системы», на 23,5% контролировавшаяся Игорем Ротенбергом, а на 50% — компанией, одним из учредителей которой являлась госкорпорация «Ростех» (в то время я писал, что, если бы Кремль просто хотел повысить благосостояние своих друзей, стоило учредить какую-то синекуру, а не подрывать сложившиеся практики ради того, чтобы ввести в схему дополнительного игрока). В случае с обязательной маркировкой «уши» видны с еще большей дистанции: оператором системы является «Центр развития перспективных технологий», 50% в котором принадлежит компании «Петер-Сервис», входящей в USM Holdings Алишера Усманова, а еще 25% — тому же Ростеху. «Перспективность» предлагаемой технологии гарантируется тем, что ЦРПТ получил статус оператора системы без конкурса и во многом является автором законов и правил, на основе которых внедряется новая система.

Собственно, мы приходим к тому, с чего начали, — к постоянному и последовательному введению новых поборов, препятствием чему не является даже пандемия. Гражданам, поддержавшим поправки к Конституции, 1 июля выдали последний транш пособий и тут же подняли тарифы на ЖКХ, а предпринимателям — отменили «коронавирусные» льготы и послабления и повысили издержки на маркировку (а проще говоря — дань очередному олигарху).

Последняя капля горечи во всей этой истории была добавлена на этой неделе. Как известно, уже несколько лет все чиновники и приближенные к ним граждане — от Дмитрия Медведева / Михаила Мишустина до Германа Грефа, от Максима Орешкина / Максима Решетникова до Сергея Чемезова — говорят о «цифровизации» как о важнейшем приоритете национального развития. Давно принята и действует национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» — по никем пока не отмененным планам до конца 2024 года на нее будет (или должно было быть) потрачено 1,84 трлн (!) рублей. Однако не далее чем в минувший понедельник президент Владимир Путин сообщил россиянам, что поручил правительству подготовить проект указа, переносящего окончательные сроки реализации национальных проектов с 2024 года на 2030-й.

Так, может быть, не только национальные, но и индивидуальные проекты российских мультимиллиардеров также стоит «сдвинуть» на подобный срок? По-моему, это соответствовало бы принципам справедливости (про эффективность я не говорю). Ведь условия сейчас не благоприятствуют смелым экспериментам, что косвенно признал и сам президент. Не стоит манкировать реальностью — это не приводит ни к чему хорошему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *