Дискретность
Причем если в субъективных построениях возведение большого и сложного из выделенных простых составляющих является само собой разумеющимся, то в объективной организации это свойство отражает генезис процесса как последовательность совмещения, взаимодействия, совпадения, объединения случайных явлений и их последствий.
Периодическое повторение объективно установившейся или целенаправленно сформированной последовательности преобразований в любой организации представляет такую ее конструкционную особенность, как цикличность.
Цикличность — периодическое повторение определенной последовательности
Этот композиционный ресурс, его разработка, применение и отражение позволяют четко представлять, конструктивно проектировать и эффективно осуществлять целенаправленные организационные изменения. Основой таких преобразований является ожидание и расчет периодического повторения складывающейся или устанавливаемой последовательности, что позволяет ставить и решать задачи ее оптимизации, дублирования и тиражирования.
Именно цикличность предполагает, обусловливает и раскрывает свойство реверсивности организации как процесса. Сущность его заключается в определяемой цикличностью модели возврата к предыдущим действиям. При этом необходимо понимать, что речь идет не о возможности "дважды войти в одну и ту же реку", а о необходимости и вероятности оптимизации и повторения пройденного па основе целенаправленного или случайного возврата к предыдущему. Здесь адекватное понимание свойства реверсивности открывает конструктивные возможности в повышении эффективности восприятия, оценки и управления процессом организации на основе повторения, адаптации и применения штатных, типовых, аналогичных решений, например по алгоритму "цикл в цикле".
Реверсивность
(От лат. — возвращение) — возвращение к повторению исходного состояния.
Реверсивность изначально использовалась человеком в процессе анализа происшедшего, исправления допущенного, корректировки происходящего, что сделало использование этого свойства особенно важным в организации исследовательских и оперативных действий человека.
Осуществляясь во времени, любая организация как процесс прежде всего характеризуется таким его основным ресурсом и свойством, как оперативность.
Оперативность — быстрота, своевременность
Причем под оперативностью как свойством организации здесь понимается не столько быстрота, сколько адаптация, соответствие, синхронизация ритмов, темпов, скорости осуществления процесса организации динамическим характеристикам развития ситуации, оперативно необходимым условиям достижения запланированного результата.
Оперативность процесса обусловливает необходимость своевременного и адекватного учета организационных изменений. Такую характеристику иначе часто называют мобильностью, мягкостью, активностью, но наиболее точно ее сущность раскрывает понятие гибкость.
Гибкость — способность организации к адаптации, модернизации, реформированию
Гибкость организации в значительной степени определяет или обусловливает ее способность к приспособлению, переориентации, изменению. Она играет важную корректирующую роль в конкретной организации как для процессов, так и для систем. Это обусловлено адекватным восприятием данного термина как в статических, так и в динамических ситуациях, определением с его помощью важнейшего ресурса формирования, развития и регулирования изменений, широким диапазоном его применения в связи с необходимостью проведения оперативной коррекции уже осуществляющегося процесса организации.
Одним из важных конструктивных проявлений потенциала реверсивности и ресурса гибкости организации является такое ее свойство, как ротационность, понимаемая как возможность взаимной перестановки, замены составляющих процесса в ходе его осуществления. Именно в нем заключается мощный ресурс регенерации, реорганизации, реформирования организационных отношений между составляющими на основе анализа их альтернативного функционирования после проведения взаимного, последовательного или встречного замещения.
Свойства управления: флуктуация, непрерывность, дискретность, инерционность, временная протяженность
Дискретность (от лат. discretus — разделённый, прерывистый), прерывность; противопоставляется непрерывности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени — это изменение, происходящее через определённые промежутки времени (скачками).
Организационная система имеет следующие основные признаки: наличие целостной структурности, т.е. сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих в системе новые интерактивные качества; четко фиксированные состояния и положения элементов по отношению друг к другу и целому; существование в сфере или заданной функциональной направленности: иерархичность, упорядоченность структуры в целом.
Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами) и др.
Система характеризуется состоянием и движением. Состояние системы это совокупность поведения ее элементов, взаимосвязей между ними. Состояние элементов это совокупность всех различных свойств элементов. Движение системы это процесс последовательного изменения состояния системы под влиянием внешней среды с учетом потенциала внутренней среды.
Любая социальная система самоуправляемая. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обуславливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.
Для самоорганизации системы необходимы ряд условий. Среди них в первую очередь отмечаются следующие: 1) относительная открытость системы, что предполагает наличие определенных потоков в нее (человеческих ресурсов, энергии, капитала, товаров и т.д.); 2) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т. д.); 3) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы; 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров.
Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей:
целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом;
сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;
высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.
Выделяют следующие виды технологий управления:
- -линейная — характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов);
- -управления по отклонениям — исходит из того, что незначительные отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и преодоление незначительных отклонений возможно силами самих исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при значительной величине отклонений;
- -управления по результатам — заключается в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих управленческих действий (например, при управлении войсками);
- -управления по целям;
- -управления по ситуации;
- -поискового управления.
Современный менеджмент основывается на следующих аксиомах:
Управление — сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь
В любой организации сотрудник это, прежде всего, личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь — инструмент для обеспечения или извлечения прибыли
Управляемый объект находится в чрезвычайно изменчивой и подвижной внешней среде, для которой характерно многообразие и интеграция
Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи.
Второй важной характеристикой внешней среды является ее динамизм, который проявляется в ряде моментов.
В соответствии с процессным подходом к менеджменту влияние внешней среды на организацию является процессом. Его содержанием становятся изменения в самой внешней среде.
Изменения во внешней среде характеризуются скоростью этих преобразований. Они затрагивают и законодательную базу хозяйственной деятельности, и рынки ресурсов, и состояние конкурентной среды.
Для внешней среды современных организаций характерно ускорение темпа изменений под воздействием науки, усиление интернационализации хозяйственной деятельности. Хозяйство становится сферой технологического применения достижений науки.
Неравномерность изменений во внешней среде проявляется в различных темпах изменений этой среды в конкретных отраслях и в отдельных элементах внешней среды.
Третья характеристика внешней среды — ее неопределенность.
Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой информации на момент принятия решения всегда ограничена. Ограничены и возможности организации в получении и уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды.
В организационной системе в процессе функционирования приобретают индивидуальный особый характер проявления. Это связано прежде всего с уникальным набором факторов внешней и внутренней среды. Если функциональная цель организационных систем имеет, как правил, идентичный (одинаковый) характер, то способы обеспечения, механизмы реализации всегда носят характер особых, специфических.
1. Закон своеобразия. Для каждой организационной системы существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления.
Любое предприятие имеет некоторые особенности в использовании технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, особенности организационной культуры и характера взаимоотношений (климата). Эти особенности определяют организацию как некое социальное общество со своим населением, территорией, иерархией.
Задача менеджмента состоит в использовании предоставленных ей ресурсов в целях достижения главных стратегических функций.
Вывод — Для достижения оптимальности результата менеджмент должен:
- 1) получить достоверную информацию о деятельности данной организации;
- 2) выявить имеющиеся факторы влияния, воздействия;
- 3) определить способы управления имеющимися ресурсами и в частности социальными;
- 4) осуществлять процессы управленческого воздействия в режиме мониторинга данных факторов;
- 2. Закон социальной гармонии. В каждой организационной системе развитие социальной сферы, учет человеческого фактора влияет на эффективность деятельности организационной системы.
Основные механизмы данного закона:
- 1) снижение конфликтности в организации;
- 2) соотношение уровня удовлетворенности трудом (работников);
- 3) повышение трудовой активности;
- 4) участие работников в управлении
- 5) совершенствование информационных (коммуникативных) связей как по вертикальной, так и по горизонтальной системе построения организации;
- 6) повышение совокупного потенциала организации за счет более высокого уровня маркетингового соответствия.
- 3. Закон стабильности. Для каждой организационной системы выбираются такие уровни динамического состояния, которые обеспечивают максимальное значение эффективности организации в соответствии с временными, производственными, о чаш финансовыми и прочими характеристиками организации.
Основные принципы статического состояния организации:
- 1. принцип приоритета цели в системе взаимодействия: цель, задача, функция, структура, персонал. Наивысший приоритет должна иметь цель.
- 2. принцип приоритета организации над структурой;
Принципы динамического состояния организации.
- 1. Принцип приоритета персонала в системе: цель, задача, функция, структура персонал. Приоритет должен быть персонал, структура, функция, задача, цель.
- 2. приоритета структуры над функцией, т.е. в условиях изменения, динамики организационная система адаптируется к внешней среде в первую очередь за счет изменений структуры.
- 55. Инфраструктура менеджмента
Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.
При этом менеджмент (в прикладном значении термина) понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».
Рис. 18. Интегрированная система менеджмента организации
Инфраструктура организации — обеспечение эффективного управления, финансы, управление людскими ресурсами, технологические разработки, закупки, предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности.
Ценностная цепь включает в свой состав все виды деятельности организации (звенья цепи), направленные на создание ценности для потребителя. В классической модели организации эти виды деятельности включают разработку, производство, маркетинг, сбыт и поддержку ею своих продуктов. Эти виды деятельности группируются на основные виды деятельности (входная логистика — обеспечение производственных операций всем необходимым; производственные операции — выпуск готовых продуктов; выходная логистика — обращение с готовыми продуктами; маркетинг, включая сбыт, и услуги) и поддерживающие виды деятельности (инфраструктура организации — обеспечение эффективного управления, финансы, управление людскими ресурсами, технологические разработки, закупки, предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности). Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели организации каждая из девяти видов ее деятельности в свою очередь может быть конкретизирована — например, маркетинг — по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д. Задача заключается в проверке издержек и выходных параметров каждого из девяти видов деятельности и поиске путей их совершенствования. Путем сравнения этих данных с данными конкурентов выявляются пути завоевания конкурентных преимуществ.
Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.
Уровень управления представляет собой иерархическую соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.
К звеньям управления относятся структурные подразделения управляемой системы, а также соответствующие специалисты выполняющие управленческие функции.
Профессиональная инфраструктура управления персоналом — внешние по отношению к некоторой организации специализированные организации или государственные органы, занимающиеся вопросами управления персоналом и оказывающие по этим вопросам помощь или услуги организациям.
Таким образом, для успешного управления знаниями инфраструктура организации должна включать три главные составляющие: людей, информационные технологии, и бизнес-процессы. Однако эти составляющие не рассматриваются по отдельности, независимо друг от друга, а объединяются принципами особой «дружественной к знаниям» организационной культуры. Такая социо-техническая система позволяет компании систематически приобретать, хранить, создавать, удерживать и повторно использовать знания из различных источников.
- 56. Коммуникации в управлении
- 1. Коммуникация — это процесс социального взаимодействия и обмена сообщениями, информацией между двумя и более людьми. Коммуникации осуществляются в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями) в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон. Как показывают исследования от 50 до 90% всего своего времени руководители затрачивают на коммуникации. Коммуникации являются основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности. Представляется вполне правомерным вывод М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, согласно которому » эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают как среда влияет на обмен информацией»
Неэффективные коммуникации — одна из главных причин возникновения проблем в управлении. Поэтому основная цель коммуникационного процесса — обеспечить понимание передаваемой информации.
В процессе обмена информацией выделяют следующие базовые элементы:
- -отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
- -средства сообщения — код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.).
- -предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т. д.);
- -получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее;
- -эффекты коммуникации — выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.
Обмен информацией протекает в несколько этапов:
- -зарождение идеи, концепции. На этом этапе, отправитель должен четко осознавать какие идеи нужно передать до того, как отправлять сообщение, с учетом конкретной ситуации и цели;
- -кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов ее закодировать, использовав для этого слова, интонации, жесты. Наиболее известными каналами являются речь, письменные материалы, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты, видеоконференции. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникации в сочетании;
- -передача. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации. Это лишь один из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица;
- -декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя Обмен информацией считается эффективным, если получатель показал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Обратная связь — это ответная реакция получателя на сообщение. Информация, которая отсылается назад отправителю, свидетельствует о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Обратная связь необходима для того, чтобы понять в какой мере сообщение было воспринято и понято.
Шум — это все то, что искажает смысл информации. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией:
- -вербальные и невербальные различия в восприятии, из-за которых может меняться смысл в процессах кодирования и декодирования;
- -различия в статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднить точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Высокий уровень шума приводит к утрате смысла, может блокировать информационный обмен.
- 2. Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:
- -межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);
- -коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;
- -коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлечекнности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещение подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;
- -коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;
- -неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
В теории управления выделяют следующие модели социальной коммуникации:
- -линейная модель, которая разработана американским социологом Г. Лассуэлом. В этой модели выделяют следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммутатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффективность понимания сообщения.
- -интеракционистская модель, предложенная в середине 50-х годов двадцатого века Т. Ньюкомбом. Она исходит из того, что субъекты коммуникации равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения.
- -общая теория коммуникации, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. Маклуэн выделяет следующие этапы развития коммуникативного процесса:
- -возникновение речи и мифологического сознания;
- -появление письменности;
- -изобретение И. Гутенбергом в 15 веке печатного станка;
- -широкое распространение аудиовизуальных средств.
Г. Маклуэн сделал основной упор на технические средства исследуемого процесса, придав им значимость основного детерминанта в развитии коммуникативных процессов.
- -аутопотетическая модель немецкого социолога Никласа Лумана. На его взгляд, аутопотетическая система — это система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т.е. различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление.
- 3. В процессе управленческой деятельности широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя так и получателя выступают отдельные индивиды. Для него характерен непосредственный контакт между субъектами общения.
В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникающие здесь преграды.
Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее. Одна из преград, связанных восприятием возникает из-за конфликта между основаниями суждений, убеждениями отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, события сентября-октября 1993года в России одни воспринимают как государственный переворот, а другие как подавление мятежа.
Расхождения в основаниях суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения полученного ими.
Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то сообщение сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «А» имеет шесть толкований.
Невербальные прерады. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Примерами невербальной коммуникации могут быть обмен взглядами, выражение лица, улыбка и выражения неодобрения, поднятые с недоуменим брови, живой или остановившийся взгляд и т.д.
Другая разновидность невербальной коммуникации связана с вербальной и проявляется в том, как произносятся слова. Это интонация, модуляция голоса, плавность и другие характеристики речи.
Неумение слушать. Исследования показывают, что многие менеджеры, по сути дела, слушают и воспринимают лишь четверть сообщений.
Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально придававшемся ему смысле.
Процессы непрерывные и дискретные
Непрерывные процессы осуществляются без перерыва с момента запуска и до окончательного завершения. Непрерывная реализация процесса предполагает непрерывное изменение состояния системы, отсутствие остановок при завершении стадий цикла, постоянное поддержание на необходимом уровне соответствующих количественных параметров процесса. Непрерывными, например, могут быть процессы контроля качества продукции или анализа состояния рынка.
В ходе дискретных процессов возникают перерывы, периоды, в течение которых процесс временно приостановлен. Таким образом, дискретные процессы дополнительно структурированы на периоды движения и периоды перерывов.
К дискретным процессам относятся, например, обеспечение поставок на предприятие сырья и материалов или разработка различных управленческих документов.
Выбор рационального режима реализации определяется: во-первых, особенностями самого процесса управления, во-вторых, состоянием внешней и внутренней среды организации, в-третьих, спецификой сложившейся управленческой ситуации.
Процессы наблюдаемые и латентные.
Наблюдаемый процесс – это процесс, имеющий такие внешние проявления, которые могут быть восприняты каким-либо субъектом наблюдения. Доступные наблюдению внешние проявления процессов могут происходить:
— в изменении состояния участвующей в процессе системы;
— во взаимодействии данной системы с другими системами;
— в изменении положения данной системы во внешней среде.
При этом могут использоваться разные формы наблюдения: непосредственное с помощью органов чувств, опосредованное использованием различных технических средств, социологическое, статистическое и т. д. Достаточно легко наблюдаемыми являются, например, процессы разработки плана или контроля качества продукции.
Латентный процесс – это скрытый, неявный процесс, не проявляющийся внешне в форме, доступной для наблюдения. Если процесс полностью латентен, то скрытыми остаются сам факт его осуществления и ход реализации, ориентация, основные параметры, а также влияние, оказываемое на систему и ее окружение. Управление такими процессами невозможно.
Однако латентность или наблюдаемость процесса зависит не только от его собственного характера и особенностей участвующей в нем системы, но и от того субъекта, который ведет наблюдение, от тех средств, форм и способов, с помощью которых это наблюдение осуществляется. Поэтому можно говорить о некоторой условности латентности процессов. По существу, каждый процесс имеет те или иные внешние проявления. Нужно только суметь их воспринять. Естественно, что чем меньше внешних проявлений и чем они слабее, тем более латентный характер принимает процесс.
Многие процессы управления в той или иной степени носят латентную форму. Особенно это характерно для процесса принятия управленческих решений, когда в удобном для восприятия виде имеются только исходные данные и конечный результат, а сам процесс принятия решений часто от наблюдения скрыт.
Следует учитывать и возможность ложной наблюдаемости, когда воспринимаемые наблюдателем внешние проявления процесса, в действительности являющегося латентным, искаженно раскрывают его содержание, ориентированность и основные параметры. В этом случае рациональное управление процессом также будет невозможным.
Важнейшее направление рациональной процессуализации управления – сокращение сферы латентных процессов и расширение сферы наблюдаемых, а также использование методов косвенного наблюдения за латентными процессами путем отслеживания их влияния на взаимодействующие с ними наблюдаемые процессы.
Понятие дискретности управления
Инф контуры организации различаются дискретностью. Под дискретностью понимается частота получения информации от объекта и принятия и реализации решения субъектом. Она в большей степени связана со скоростью изменения объекта.
В непрерывных информационных контурах информация от объекта управления поступает непрерывно, соответственно непрерывно принимаются решения и осуществляются воздействия на объект управления. В этих случаях имеется направленность на автоматическое управление.
Менеджмент осуществляется и дискретных организациях. Различные отрасли экономики характеризуются разной дискретностью. Та или иная дискретность определяется целями управления и скоростью изменения объекта управления. В рамках одной и той же организации мы имеем различную дискретность на разных уровнях управления. Понятно, что, чем выше дискретность, тем чаще субъект управления получает информацию об объекте и может принимать и реализовывать решения. Различная дискретность определяет роль знаний в организации. Чем ниже дискретность, тем реже принимаются решения, тем важнее роль каждого из этих решений и тем значимее знания субъекта управления.
В каждой дискретной системе управления существуют два вида запаздывания информации. Первое — запаздывание по выработке решения. Это означает, что информация, которой располагает субъект управления о состоянии объекта, является устарелой. Она соответствует прошлому состоянию объекта.
Второе запаздывание — по реализации решения. Принятое субъектом управления решение будет реализовано в объекте управления через временной период, равный запаздыванию по реализации решения.