General Motors
General Motors (произносится: Дженерал моторз), сокращённо GM (произносится: Джи-Эм) — крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире (с 2008 года — Toyota, а с 2009 года — Volkswagen). По результатам 2011 года концерн вновь стал самым крупным автопроизводителем в мире [1] , хотя в мае 2012 года вновь уступил место Toyota и Volkswagen [2] . Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах. Штаб-квартира компании расположена в Детройте.
Содержание
История
Основана в США 16 сентября 1908 года Уильямом Дюрантом [3] , уже имевшим к тому моменту компанию Buick. Первоначально штаб-квартира компании находилась в городе Флинт (штат Мичиган), а затем переехала в Детройт.
Начало XXI века: банкротство и возрождение
В конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM сильно ухудшилось. 1 июня 2009 года компания приступила к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о банкротстве) — в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. Согласно условиям банкротства, правительство США предоставило компании около $30 млрд, а взамен получило 60 % акций концерна, правительство Канады — 12 % акций за $9,5 млрд, Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности США (ОПРАП) — 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделили между собой крупнейшие кредиторы концерна. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна [4] . В результате 10 июля 2009 года [5] была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company.
Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel, и одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей. [6]
В конце 2010 года GM провёл публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 году, реализовали свои акции на общую сумму $23,1 млрд [7] .
Собственники и руководство
C 1 января 2011 года председателем и генеральным директором является Дэниэл Акерсон.
Деятельность
Автомобильные марки
В настоящее время General Motors принадлежат автомобильные марки: Alpheon, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall. Ранее выпускались также: Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn, Asüna, Acadian, Geo .
Джи-Эм тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).
Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая была упразднена в начале 2011 года.
Показатели деятельности
В 2010 году компания стала вторым по продажам автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин [7] . Но уже в 2011 г. компания вновь стала первой в мире по продажам среди автопроизводителей, реализовав 9,03 млн машин.
На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год). Выручка компании по US GAAP за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд [8] . Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд), чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7 млрд). [9]
General Motors в России
Интересы GM в России представляет компания General Motors Russia & CIS (управляющий директор — Джим Бовензи) [7] .
По состоянию на май 2011 года в России у компании было 154 автодилера марки Chevrolet, большинство из них также занимались продажей автомобилей марки Opel, и 28 продавали Cadillac. В России в 2010 году GM заняла второе место по продажам автомобилей, продав 159 376 машин всех своих марок [7] .
Производство в России
General Motors принадлежит автосборочный завод в Санкт-Петербурге, в Шушарах, открытый в ноябре 2008 года. Суммарные инвестиции GM в производственный комплекс оцениваются в $300 млн. Строительство завода началось 13 июня 2006 года; на первом этапе (сборка 70 000 машин в год) объём инвестиций в проект составил $115 млн. Монтаж оборудования начался в январе 2008 года, пробный пуск производства состоялся в сентябре, а официальное открытие предприятия — 7 ноября 2008 года. На церемонии торжественного открытия предприятия GM Шушары присутствовал Президент России Дмитрий Медведев. Выход завода на полную мощность запланирован на конец 2009 года. По словам генерального директора завода Ричарда Свандо, уже проведены переговоры с 80 потенциальными поставщиками комплектующих, а уровень локализации производства в Санкт-Петербурге будет доведен до 30 % приблизительно к 2010 году. [10]
С сентября 2006 года, ещё за два года до начала работы основного сборочного завода GM в Шушарах, компания начала сборку из SKD-комплектов автомобиля Chevrolet Captiva в арендованном цеху завода «Арсенал», расположенного в районе Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. С сентября 2007 года здесь развёрнута SKD-сборка внедорожника Opel Antara, а с февраля 2008 года на второй производственной площадке в Шушарах началась сборка — Opel Astra. В 2006 году на «Арсенале» было собрано 273 ед. Chevrolet Captiva, в 2007 — 5631 ед. Captiva и 48 ед. Antara. За 9 месяцев 2008 года собраны 30 575 автомобилей моделей Captiva, Antara и Astra. С февраля 2009 года сборка на заводе «Арсенал» прекращается, а работники переводятся на завод в Шушарах, где с конца 2009 года намечается также сборка легковой модели Chevrolet Cruze на всемирной платформе Global Compact.
Кроме того, General Motors является партнёром (владеет 41,6 % обыкновенных акций предприятия) ОАО «АвтоВАЗ» по совместному предприятию — СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающему внедорожники Chevrolet Niva. Корпорация General Motors сотрудничает с калининградским ЗАО «Автотор», где выпускаются автомобили компании под брендами Chevrolet и Cadillac.
В ноябре 2008 года General Motors запустила на заводе «Автотор» производство полного CKD-цикла модели Chevrolet Lacetti. Строительство и оснащение дополнительных цехов по сварке и окраске обошлось сторонам примерно в 80 млн евро. Переход на полный цикл сборки Lacetti в Калининграде потребовал дополнительно нанять 1450 сотрудников. Общая сумма инвестиций GM в «Автотор» превысила $350 млн.
История Великих Поглощений General Motors
Однажды первоапрельским утром на лентах ведущих информагентств появилось срочное сообщение – захвачена штаб-квартира компании General Motors. По сведениям многочисленных источников, рано утром в офис фирмы ворвались вооруженные люди в масках. Бандитам удалось быстро разоружить охрану. Затем стрельбой и резиновыми дубинками они разогнали всех сотрудников компании, проникли внутрь помещения и забаррикадировали все входы. Десятки служащих были ранены.
Сообщалось, что организатором скандального захвата является некий российский бизнесмен, бывший гражданин США (приводилось даже его имя, но здесь мы решили его не упоминать). Примерно месяц назад он выиграл в казино контрольный пакет акций General Motors, однако затем бывший владелец компании не пожелал платить ему по долгам, обвинив удачливого россиянина в шулерстве. Последовала судебная тяжба, в ходе которой судья вопреки всем ожиданиям решила исход дела в пользу русского предпринимателя. Получив решение суда, бизнесмен пригласил из России специалистов, занимающихся силовыми решениями корпоративных конфликтов, и исполнил правосудие.
О случившемся было немедленно доложено тогдашнему президенту Соединенных Штатов Биллу Клинтону. Прервав воскресный отдых, он тут же вылетел в Белый дом. Там немедленно была созвана пресс-конференция, в ходе которой президент передал по всем американским теле- и радиоканалам свое обращение к нации. Господин Клинтон принес российскому предпринимателю свои глубочайшие извинения от имени всего американского народа, а также еще раз напомнил гражданам страны о незыблемости гарантий неприкосновенности частной собственности, закрепленных в Конституции США.
Этот розыгрыш остался прессой практически незамеченным. И не только потому, что прошел он лишь по российским информагентствам. Причиной тому стала догадливость российских журналистов, сразу разгадавших пиар-подтекст первоапрельской шутки. Таким образом хозяева одной из отечественных компаний пытались привлечь внимание к конфликту вокруг нескольких предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России.
Вряд ли глава General Motors узнал о том, что его корпорация стала объектом столь неоднозначного юмора. Однако, несмотря на солидную репутацию компании, ее руководители зачастую и сами бывают не прочь пошутить над окружающими.
Рассказывают, что недавно, на компьютерной выставке COMDEX Билл Гейтс, глава Microsoft, сравнил индустрию хай-тек с автомобильной промышленностью, причем, сравнение это вышло отнюдь не в пользу последней. «Если бы компания General Motors работала и развивалась также успешно, как многие компьютерные фирмы, то мы бы с вами уже давно ездили бы на автомобилях стоимостью 25 долларов, которые потребляли бы бензина не более 0,005 литров на 100 километров!» — уверенно заявил он.
Представители General Motors вместе со всеми посмеялись над едкой шуткой богатейшего человека планеты, а затем, спустя несколько дней, выпустили пресс-релиз.
«Если корпорация General Motors станет работать также успешно, как и Microsoft, то:
без особых на то причин ваш автомобиль будет ломаться как минимум дважды в день;
каждый раз, когда будет перекрашиваться дорожная разметка, вам придется покупать новую машину;
время от времени ваша машина будет останавливаться прямо посреди дороги, и для того, чтобы заставить ее двигаться дальше, вам придется закрыть, а потом заново открыть все окна в салоне;
выполняя сложный маневр, ваш автомобиль может заглохнуть и не заведется до тех пор, пока вы не переустановите двигатель;
датчики уровня топлива, масла, температуры и зарядки аккумулятора будут заменены одним-единственным индикатором: «Ваша машина выполнила недопустимую операцию и будет заглушена»;
перед тем, как раскрыть подушки безопасности, система автомобиля будет задавать вопрос «Are you sure?»;
иногда без особых причин автомобиль будет запираться от вас на все замки и не открывать двери до тех пор, пока вы одновременно не выполните три операции: повернете ключ, поднимете дверную ручку и вытянете радиоантенну;
для того чтобы заглушить автомобиль, нужно будет нажать кнопку Start».
Никаких комментариев со стороны Билла Гейтса и его компании не последовало.
Великий комбинатор
С первых шагов своего создания компания General Motors задумывалась как огромная корпорация, объединяющая под своим крылом всех производителей автомобилей в США. Сегодня, по прошествии 194 лет, уже можно судить о результатах этой затеи. Правда, время внесло свои коррективы, и в эпоху всеобщей глобализации под эгидой GM оказалась, помимо американского, часть немецкого, корейского, японского, английского и даже российского автопрома.
Если бы Уильям Дюрант, основатель и главный вдохновитель General Motors, жил в наше время, его имя не сходило бы с первых полос мировых изданий. Однако двести лет назад неуемный пыл молодого предпринимателя-авантюриста не вызывал у широкой публики особого интереса. В то время на слуху были лишь удачливые золотоискатели и нефтяные бароны.
Почти двадцать лет Дюрант руководил собственной фирмой, занимающейся выпуском карет для конных повозок, поэтому он, наверное, одним из первых смог ощутить на себе приближение эры автомобилей. Кэбы и коляски интересовали покупателей все реже, а американские улицы постепенно заполнялись самоходными автомобилями. Великие современники Дюранта – Рэнсом Олдс, Адам Опель, Генри Форд, Дэвид Бьюик и Генри Леланд (основатель компании Cadillac) сумели сделать машины вполне доступными не только для очень богатых, но и для просто состоятельных граждан.
Дюрант прекрасно понимал, что упускать время нельзя. Необходимо было как можно быстрее переориентировать свой бизнес и двигаться дальше в ногу со временем. Однако предложить рынку конкурентоспособный товар он не мог. К тому же его невероятные амбиции не позволяли ему встать в один ряд с остальными производителями. Дюрант не хотел быть даже первым среди равных. Его целью стала полная власть над всеми автомобильными компаниями США. По его замыслу, всем автопроизводителям надлежало сплотиться в рамках единой компании – General Motors.
Имеющихся средств хватило на то, чтобы приобрести компанию Бьюика и еще ряд мелких убыточных машиностроительных фирм. Но Дюрант, одержимый своей идеей, не собирался останавливаться. Каждый раз он находил новых инвесторов, готовых финансировать его авантюры и скупать один за другим автомобилестроительные заводы и предприятия.
Официально история корпорации General Motors ведет свое начало с 16 сентября 1908 года, когда компания Durant-Dort Carriage окончательно объединилась с Buick Motor Company. Спустя два месяца после образования корпорации, 12 ноября 1908 года в ее состав вошла фирма Olds Motor Vehicle, один из старейших автопроизводителей США, с 1897 года выпускавший знаменитые «олдсмобили». Еще через несколько месяцев GM приобрела половину Oakland Motor Car, а вскоре и полностью выкупила все предприятие. Через полгода, в июле 1909 года, корпорация купила компанию Cadillac за сумасшедшую по тем времена сумму – $5,5 млн.
На какие только ухищрения не шел отчаянный предприниматель, чтобы достичь заветной цели. Всеми правдами и неправдами он уговаривал банкиров предоставить ему огромные кредиты, ставя под залог все имущество компании. Несколько раз GM оказывалась на грани банкротства, и лишь очередная авантюра Дюранта спасала его детище от окончательного разорения. Упрашивая кредиторов о новом займе, бизнесмен даже пообещал сложить с себя полномочия руководителя General Motors. В обмен на это компании был предоставлен кредит размером $15 млн.
Свой триумфальный дебют General Motors, которой едва исполнился год, продолжила приобретением компаний AC Spark Plug и Rapid Motor Vehicle Company of Pontiac. Однако вскоре череда славных побед внезапно прервалась на самом интересном месте. Американские банкиры не захотели предоставлять Дюранту новую ссуду в размере $9,5 млн. для покупки Ford Motor Co, тем самым, положив начало вековому соперничеству двух крупнейших автомобилестроительных корпораций. В результате по требованию кредиторов и акционеров Дюранту пришлось оставить свой пост.
Новый президент GM Джеймс Сторроу оказался не столь амбициозен, как Дюрант. Агрессивная скупка автомобильных компаний в его планы совсем не входила. Он решил сконцентрировать деятельность фирмы на создании научно-исследовательских лабораторий и развитии новых направлений, таких, как производство грузовиков. Однако Дюрант, оставшись не у дел, даже и не думал расстраиваться. В его голове уже созрел хитроумный план по возвращению себе оперативного контроля над General Motors.
Захватчик Дюрант
В первой четверти ХХ века машины полностью вытеснили с американских улиц конные экипажи. Именно тогда был провозглашен знаменитый принцип: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Отрасль развивалась семимильными шагами, и каждый год с конвейера сходили все более совершенные модели. К примеру, в 1911 году компания Cadillac выпустила первый в истории автомобиль, оснащенный стартером. Водителям больше не приходилось запускать двигатель, вращая огромную тяжелую ручку впереди машины. Кроме того, именно это изобретение позволило американским дамам сделать первые робкие шаги в освоении управления столь сложным и опасным средством передвижения.
Одна за другой в мире открывались новые автомобильные компании. Вскоре были организованы и первые в истории состязания автомобилистов. Одним из самых знаменитых гонщиков того времени был Луи Шевроле. Именно он, по замыслу Дюранта, должен был стать ключевым звеном его новой авантюры.
В 1911 году совместно с ним и при участии ряда других бизнесменов Дюрант организовал собственную фирму по производству автомобилей, дальновидно присвоив ей громкое имя своего знаменитого компаньона – Chevrolet Motor Company. Верный маркетинговый ход вмиг сделал новые «шевроле» такими же популярными, как «форды» и «бьюики». Кроме того, оказалось, что предприимчивый авантюрист ухитрился поставить на свой конвейер автомобиль, разработанный конструкторами GM еще в то время, когда он сам стоял во главе компании и осваивал выданные кредиты.
Будучи отлученным от General Motors, Дюрант, тем не менее, ни на секунду не выпускал из виду свое любимое детище. Каждый раз, слыша о новых достижениях GM, он удовлетворенно потирал руки: налаженная им работа шла хорошо. Несмотря на неуемную жажду власти, Дюрант, тем не менее, оказался очень дальновидным руководителем. «Управляйте своей компанией так, как будто она по-прежнему принадлежит вам и только вам», — говорил он бывшим владельцам каждой из поглощенных GM компаний в свою бытность президентом этой корпорации. И каждый из них был готов к новым свершениям.
К слову сказать, уволенный Дюрант по прежнему оставался одним из акционеров General Motors. Он не только не стал продавать имеющуюся у него долю в компании, но и постепенно довел свой пакет до контрольного, скупая акции на бирже в течение нескольких лет.
Целых четыре года понадобилось Дюранту для того, чтобы подготовиться к следующему шагу. Все это время в Chevrolet шла напряженная работа. Громкое имя и успешный старт обязывали теперь держать марку. В конце концов усилия принесли долгожданные плоды. В 1915 году Дюрант, купивший к тому времени нескольких мелких автопроизводителей, открыл филиал своей новой компании в штате Делавэр и стал главой объединенной холдинговой компании Chevrolet Motor Co. Примерно тогда же и в General Motors произошли кадровые перемены. На пост председателя совета директоров GM был избран Пьер Дюпон, член всемирно известной династии американских бизнесменов.
Год спустя бизнес поглотителя Дюранта разросся до масштабов крупной корпорации. Теперь в ее состав входили не только автостроительные фирмы, но и заводы по производству двигателей и других комплектующих. Объединенная компания была переименована в United Motors Corp. Но на этот раз, вопреки обыкновению, Дюрант не стал сражаться за президентское кресло, отдав его своему компаньону Альфреду Слоуну. Еще бы – ведь впереди Дюранта ждало триумфальное восшествие на трон General Motors.
Развязка случилась спустя всего несколько месяцев. Дюрант объявил, что принадлежащая ему компания Chevrolet является собственником 54,5% акций General Motors. Затем, недолго думая, он сместил с руководящего поста президента GM Чарльза Нэша, стоявшего у руля последние четыре года, с 1912 г. Сама же компания была преобразована в корпорацию, которую, разумеется, возглавил сам Дюрант.
На этот раз он старался вести дела куда осторожнее. Созданная им United Motors была присоединена к GM, а ряд существующих в корпорации подразделений, не приносящих прибыли, были упразднены. Тем не менее, будучи даже одной из крупнейших компаний мира, General Motors в своем тогдашнем виде не достигла главной цели Дюранта – не собрала в своем составе всех американских автопроизводителей. Так что предпринимателю не оставалось ничего другого, кроме как продолжить череду поглощений. Всего за первые десять лет своего существования GM приобрела более 30 предприятий.
Однако, несмотря на свой высокий статус и прочное положение корпорации, Дюрант по-прежнему оставался авантюристом. Под его руководством производство автомобилей неуклонно росло, развивались новые направления, в том числе научно-техническое, но финансовые потоки становились все более темными. В результате дела компании оказались чрезвычайно запутанными. Конечно, положение было не столь плачевным, как в период первого президентства Дюранта, однако этого вполне хватило для очередной президентской отставки. Дюрант покинул свой пост в 1920 году, а его место занял все тот же Пьер Дюпон.
Навстречу мечте
С уходом Дюранта череда бесконечных поглощений прекратилась на долгое время. Новое руководство корпорации куда щепетильнее подходило к вопросам приобретения новых компаний. Гораздо больше внимания стало уделяться созданию филиалов и распространению продукции в странах Европы, Канаде, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Египте и даже в Уругвае. Теперь объявления о сделках GM по приобретению заводов, производящих детали и двигатели для автомобилей, выглядели совсем не так впечатляюще. Новое громкое поглощение произошло лишь в 1925 году, когда General Motors под руководством нового президента Альфреда Слоуна перешагнула через океан и купила английскую компанию Vauxhall Motors Ltd.
Еще один шаг навстречу мечте Дюранта был сделан в 1929 году. Тогда после непродолжительных переговоров в состав General Motors вошла знаменитая немецкая компания Adam Opel AG. По завершении сделки GM выпустила жизнерадостное сообщение о том, что «в ее дружной семье произошло пополнение».
Конкуренты, которых постепенно становилось все меньше, скрежетали зубами. Завидовать было чему: за двадцать лет своего существования компания авантюриста Дюранта превратилась в одну из крупнейших корпораций мира! Более того, оказалось, что со временем ее аппетиты только растут. Чрезвычайная разборчивость в выборе компаний-целей привела к тому, что в том же 1929 году General Motors обратила свои взоры на авиационную промышленность. Корпорация приобрела 40% акций американской фирмы Fokker Aircraft Corporation, которая имела в активах существенные доли нескольких крупных предприятий, связанных с авиацией. Новое приобретение было тут же переименовано в General Aviation Corporation. На вопросы журналистов, зачем GM понадобилась такая неожиданная покупка, представители корпорации уклончиво отвечали: «Для того чтобы, изучив авиационный опыт и обладая новой технической базой, мы могли совершенствовать наши автомобили».
Авиационные пристрастия GM сказались на их автомобилях намного позже, в 50-х годах, когда компания выпустила знаменитый «кадиллак» с огромными стреловидными задними фарами. Однако поглощение авиапредприятий пришлось руководству компании по вкусу практически сразу. В 1933 году корпорация продала часть General Aviation Corporation компании North American Aviation в обмен на часть ее акций, а затем довела свою долю в объединенной компании до 51%. К слову сказать, в то время в холдинг North American Aviation входили достаточно крупные авиапредприятия: Eastern Air Transport, позже переименованное в Eastern Airlines, Douglas Aircraft и Transcontinental and Western Air, Inc. (TWA).
Новое время
Вторая мировая война началась для GM с потери одного из основных европейских активов – компании Adam Opel AG. В 1940 году немецкое правительство официально заявило о переходе всех предприятий Опеля под контроль государства. А на следующий год было закрыто подразделение General Motors в Японии.
Теперь вся работа компании была сконцентрирована исключительно на производстве военной техники. Мирное производство было свернуто до лучших времен. Любопытно, что даже в столь смутное время руководство корпорации не отступало от своих империалистических планов. В 1944 году компания полностью поглотила фирму Yellow Truck & Coach, занимавшуюся выпуском большегрузных автомобилей и автобусов. На ее базе было создано соответствующее подразделение GMC Truck & Coach.
После окончания войны General Motors быстро удалось вернуть свои довоенные позиции. В 1948 году Opel вернулся в свою «дружную семью», а новые модели легковых машин, разработанные конструкторами GM в первые десятилетия после войны, пожалуй, до сих пор остаются эталоном шика и стиля.
Послевоенные «шевроле», «бьюики», «понтиаки» и «олдсмобили» на долгие годы завладели воображением мировых модников и модниц. Окончив тяжелую войну, люди, как никогда раньше, отчаянно и самозабвенно стремились погрузиться в роскошь и комфорт, не жалея денег на сногсшибательные наряды, светские рауты и дорогие автомобили.
На волне всеобщего праздника GM на время оставила свои экстенсивные планы, переключившись на борьбу за потребителей. К чести компании стоит сказать, что свое сражение она выиграла. Сейчас невозможно представить себе «золотые пятидесятые» без блестящего «кадиллака» с хромированными спицами на колесах или шикарного кабриолета «понтиак», за рулем которого, окутавшись развевающимся шарфом, сидит белокурая легкомысленная красотка.
Романтика закончилась с приходом семидесятых. Темп жизни, год от года становившийся все быстрее, требовал от автопроизводителей адекватной реакции. Кроме того, на горизонте уже забрезжила эпоха всеобщей глобализации. GM пришла пора вновь задуматься о мировом господстве.
В 1971 году корпорация выкупила 34,2% японской автомобильной компании Isuzu Motors Limited, несколько месяцев спустя полностью поглотила малазийскую Capital Motors Assembly Corp, в 1989 году приобрела 50% известной шведской компании SAAB, в 2000 г заключила стратегический альянс с итальянским автопроизводителем Fiat, приобретя 20% его акций, а в 2002-м стала собственником корейской Daewoo Motor Company, находившейся в крайне плачевном состоянии.
Но время всегда вносило свои коррективы в стратегию General Motors. Так, в 1984 году, на заре эры хай-тек руководство компании приняло решение вложить средства в покупку одного из ведущих телекоммуникационных операторов мира – компанию Electronic Data Systems, на базе которой впоследствии было организовано телекоммуникационное подразделение GM.
Завистники и обожатели
Огромная корпорация, включающая в себя не один десяток автомобилестроительных предприятий, не раз становилась участницей крупных скандалов, когда разъяренные потребители, недовольные качеством машин, забрасывали суды многомиллионными исками. Пожалуй, одним из самых знаменитых процессов против GM стало дело Патрисии Андерсон, рассмотренное в 1999 году. Из-за какой-то чудовищной неисправности автомобиль этой 31-летней женщины, в котором она находилась вместе со своими детьми, попросту взорвался. По счастливой случайности все остались живы.
Разгневанная госпожа Андерсон подала иск против корпорации General Motors и потребовала от руководства компании в качестве компенсации причиненного физического ущерба ни много ни мало $5 млрд. Суд полностью удовлетворил ее требования, постановив GM дополнительно заплатить этой семье $107 млн. за моральные страдания.
Свою лепту в борьбу за качество автомобилей внес и российский гражданин Ростислав Рычанов, новенькая машина которого внезапно заглохла на железнодорожном переезде. Компании пришлось признать свою вину, компенсировать понесенный ущерб и впоследствии даже свернуть производство части своих автомобилей в России, так как после этой нашумевшей истории спрос на них окончательно упал.
Что же касается государственных органов, то с ними General Motors всегда была куда более церемонной. Недаром в ее истории не было ни одного крупного антимонопольного скандала. Видя, как одним росчерком пера председатель Федеральной комиссии рушит целые империи, GM всегда была настороже. Настолько, что несколько раз целенаправленно отказывалась от выгодных сделок, чтобы не привлечь к себе лишнее внимание антимонопольных ведомств. Похоже, что со временем основной стратегией General Motors стали не постоянные победы, как раньше, а полное отсутствие поражений.
Впрочем, злые языки поговаривают, что своей «бесконфликтной» историей эта гигантская корпорация обязана не только лишь стратегическому гению своих руководителей. С середины прошлого века в Соединенных Штатах бытует поговорка: «Что выгодно General Motors, то выгодно государству». Авторство этих слов приписывают министру обороны США Чарльзу Уилсону, пришедшему на этот пост прямиком из президентского кресла GM. Правда, никаких особенно компрометирующих компанию сведений в истории не сохранилось, чего нельзя сказать о самом мистере Уилсоне, закончившем свои дни в лечебнице для душевнобольных.
Как бы то ни было, авантюрная затея Уильяма Дюранта, превратившая небольшую фирму в одну из крупнейших корпораций планеты, до сих пор так и не достигла своей цели. По всему миру «на свободе» все еще остаются десятки автомобильных компаний. Но теперь вольнолюбивая Америка уже вряд ли захочет подчиниться господству General Motors. Мнение историков однозначно – время трестов и монополий давно прошло.
В настоящее время General Motors принадлежат автомобильные марки: Alpheon, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall.. Ранее выпускались также: Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn, Asüna, Acadian, Geo .
Джи-Эм тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).
Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая была упразднена в начале 2011 года.
7 брендов General Motors, которых больше не существует
Acadian (1962-1971). В начале 1960-х канадские дилеры GM столкнулись с востребованностью автомобилей средней ценовой категории и небольших размеров. Единственной подходящей моделью в активе GM был Pontiac Tempest, но поставлять его в Канаду было невыгодно по ряду причин. Поэтому на базе Chevrolet Corvair был разработан отдельный модельный ряд для Канады, и образовано канадское отделение GM – Acadian. Если вы прочли обзор исчезнувших брендов компании Ford, то вы заметили, что практика отдельных канадских брендов в те годы была широко распространена. Все Acadian использовали техническую начинку Chevrolet, и в 1971-м бренды объединили – так стало выгоднее и проще. На снимке ниже – Acadian Beaumont Sport Coupe 1964 года.
Oakland (1907-1931). Компания Oakland была основана как независимая в 1907 году, но спустя всего два года её купила корпорация General Motors. До этого фирма успела выпустить 278 автомобилей. Внутри GM компания заняла вторую по стоимости нишу: самыми дешёвыми были Chevrolet, затем Oakland, Oldsmobile, Buick и шикарный Cadillac . В 1926 году GM основала новое подразделение – Pontiac – для «освежения» линейки. Бренды Oakland и Pontiac оказались конкурентами внутри материнской корпорации, и последний продавался явно лучше, в несколько раз. В 1931 году было решено оставить только один бренд данного ценового сегмента, и Oakland ликвидировали. На снимке ниже – Oakland Model 212 Landaulette Sedan 1929 года.
Geo (1989-1997). Созданный как подразделение Chevrolet суббренд сверхкомпактных по американским меркам автомобилей. Было выпущено несколько моделей и в какой-то момент даже казалось, что бренд выживет, но в середине 1990-х его всё-таки ликвидировали, вернув модельный ряд по эгиду Chevrolet. На снимке ниже – Geo Tracker LSi Convertible. Tracker был «клоном» Suzuki Vitara и продержался на конвейере (уже под брендом Chevrolet) до 2004 года.
Statesman (1971-1984). В 1920-х годах GM купила независимого австралийского производителя Holden, сделав его своей базой в Австралии (собственно, ситуация сохраняется и по сей день). В начале 1970-х было решено выделить из Holden отдельный бренд для автомобилей представительского класса специально для Австралии, поскольку Holden был в первую очередь маркой автомобилей бюджетных, а конкуренты в лице Ford запустили удачную модель высшего класса Ford Fairlane. Ликвидировали марку в середине 1980-х из-за низких продаж. На снимке ниже – Statesman Caprice WB 1980 года.
Envoy (1959-1970). Бренд был создан для того, чтобы продавать в Канаде британские активы GM – марки Vauxhall и Bedford. Это был чистый ребрендинг, замена бейджа, никаких технических отличий от «доноров» Envoy не имел. История была свёрнута из экономических соображений. На снимке ниже – Envoy F Special 1959 года, базирующийся на Vauxhall Victor F.
Ranger (1968-1978). Попытка General Motors завоевать рынок Южной Африки. Производство Ranger, разработанного специально для этих целей, было организовано в Порт-Элизабет (ЮАР), а сама машина позиционировалась как «первая собственная южноафриканская модель» (что было в целом неправдой). В 1970 году модели Ranger решили продавать и на европейском рынке и для этого открыли ещё две фабрики – в бельгийском Антверпене и в Швейцарии. В 1973 году прекратили производство в Африке – машина не очень хорошо продавалась плюс из-за менталитета сборщиков очень страдало качество. В Европе Ranger продержался чуть дольше, но держать целый бренд ради средних европейских продаж не имело смысла. На снимке ниже – Ranger SS южноафриканской модификации.
LaSalle (1927-1940). Бренд, выделенный в 1927 году из Cadillac как чуть менее престижный, но всё-таки относящийся к люксовому сегменту. Назвали марку в честь Рене-Робера Кавелье де Ла Саля, французского исследователя. В принципе, LaSalle неплохо продавались и пользовались успехом, но в конце 1930-х в линейке Cadillac появились компактные модели, напрямую конкурирующие с LaSalle, и суббренд решено было ликвидировать. На снимке ниже – LaSalle Series 340 1930 года.
Марки принадлежащие General Motors
Американскому концерну Джи-Эм принадлежат следующие брэнды/марки автомобилей:
1) Alpheon,
2) Buick,
3) Cadillac,
4) Chevrolet,
5) GMC — известен на рынке США и Канады
6) Holden — тот же Шевроле, но только для рынка Австралии
7) Opel и
8) Vauxhall — тот же Опель, но только для рынка Великобритании
Также раньше принадлежали — Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn, Asüna, Acadian, Geo. Сейчас данные компании ликвидированы по причинам убыточности.
Самые прибыльные и успешные компании GM — это Кадиллак и Шевролет.
Один из самых популярных моделей в мире — Шевроле Круз, продающийся во всех странах мира