Устройство электрического триммера для травы: основные элементы и принципы их работы
Электрический триммер (электрокоса, электротриммер) предназначен для скашивания декоративной или невысокой дикорастущей травы неподалеку от электрифицированных строений.
Однако для эффективного использования такого электрического механизма вам необходимо понимать, как он устроен и по каким принципам работает.
В данной статье мы опишем, как устроен и как работает электротриммер, а также расскажем об устройстве и принципе работы режущей головки триммера с леской.
Основные элементы
Вот основные элементы, из которых состоит этот аппарат:
- электромотор;
- кнопки управления и проводка;
- корпус;
- вал и редуктор;
- съемный режущий инструмент.
Электромотор
Электродвигатель является наиболее дорогой частью триммера, а от его параметров зависят характеристики аппарата. Производители устанавливают различные типы электромоторов, но все они работают от сети переменного тока напряжением 220 В.
Мотор выполнен в виде единого блока, поэтому в случае какой-бы то ни было поломки, ремонт агрегата не предусмотрен, поэтому его меняют на новый двигатель той же модели.
Большую часть аппаратов оснащают коллекторными моторами, благодаря чему запуск электрокосы происходит плавно, без резкого рывка, это особенно важно, если установлен нож или пильный диск.
В таких моделях перед электромотором установлен драйвер, то есть устройство, обеспечивающее работу силового агрегата, а также создающее условия для плавного запуска с постепенным раскручиванием вала.
Кнопки управления и проводка
На каждом электрическом триммере установлены как минимум 2 кнопки, обеспечивающие запуск мотора только при последовательном нажатии, это сделано для исключения случайного включения двигателя.
В зависимости от конструкции электрокосы, они расположены на корпусе или отдельной рукоятке, а с двигателем и внешним кабелем их соединяет штатная проводка, изготовленная из мягких проводов соответствующего сечения.
На конце кабеля установлена вилка для подключения к удлинителю, оснащенному соответствующей розеткой.
Корпус
У всех электрокос этот элемент изготовлен из пластика, ведь только такой материал обладает достаточной прочностью при минимальном весе.
Устройства с верхним расположением электромотора оснащены одним корпусом, те же электротриммеры, где мотор стоит снизу, обладают двумя корпусами, соединенными друг с другом штангой изменяемой длины.
Вне зависимости от места расположения двигателя, вокруг него в корпусе проделаны отверстия (окошки), через которые проходит воздушный поток, охлаждающий обмотку.
Если эти отверстия забиты травой, силовой агрегат не получает достаточного охлаждения и быстро перегревается, после чего его приходится менять целиком.
Штанга и редуктор
Штанга – это алюминиевая прямая или изогнутая к концу трубка, соединяющая корпус электротриммера и его режущий инструмент. Внутри трубки установлены подшипники качения или скольжения (втулки), удерживающие жесткий или гибкий вал, что обеспечивает его вращение с минимумом вибраций.
Преимуществом жесткого вала является передача более высокого крутящего момента, поэтому ее ставят на аппараты увеличенной мощности.
Преимущество же мягкого вала (жилы) в том, что он позволяет обойтись без редуктора, роль которого выполняет изогнутая трубка.
Редуктор аналогичен тому, который устанавливают на бензиновые ручные триммеры и представляет собой пару конических шестеренок в прочном корпусе, выдерживающем воздействие высокого крутящего момента.
На входе и выходе установлены сальники, защищающие механизм от попадания любых загрязнений, а также удерживающие смазку внутри корпуса и не выпускающие ее наружу.
Съемный режущий инструмент
Основным инструментом являются всевозможные катушки под леску, о которых мы рассказывали тут, но часть моделей оснащают двух или трехлопастными ножами, а также пильными дисками.
Аппараты с изогнутой штангой, в силу небольшой мощности и невысокого крутящего момента, плохо работают с дисками или ножами, поэтому их не комплектуют такими режущими инструментами.
Принцип работы электрокосы
Принцип работы электрокосы такой же, как у мотокосы, то есть двигатель через вал и редуктор (или напрямую, зависит от конфигурации) вращает режущий инструмент, который благодаря большим оборотам аккуратно срезает траву.
Причем термин «триммер», как и в применении к мотокосе, относится только к аппарату, оснащенному лишь головкой (катушкой) с намотанной на нее леской.
Мы уже рассказывали об истории появления этого термина и первом триммере, который бережно срезал траву даже вплотную к деревьям, поэтому всю информацию вы найдете тут.
Отличия между бензиновым и электрическим устройством кроются в принципе работы силового агрегата:
- В бензиновом это двигатель внутреннего сгорания, получающий энергию в результате окисления углеводородов (бензина) с выделением дыма и тепла.
- В электрическом моторе это электродвижущая сила (ЭДС), возникающая в катушке обмотки, когда по ней проходит электрический ток.
Все остальные отличия вызваны конструкцией моторов, ведь бензиновый агрегат не только мощней, но также гораздо тяжелей, а значит для комфортной работы с таким инструментом необходима иная форма рукояток и специальная подвесная система.
Как работает электротриммер с леской?
Когда оператор включает этот электроинструмент, то есть в нужной последовательности нажимает соответствующие кнопки, то поступающий на обмотку двигателя электрический ток заставляет вращаться вал двигателя с определенной частотой.
Вал двигателя через штангу или напрямую раскручивает второй вал, на котором зафиксирована катушка с леской. Под действием центробежной силы торчащие наружу куски лески выпрямляются и при столкновении с травой легко перерезают ее.
Надетый на штангу кожух защищает оператора от разлетающихся во все стороны обрезков растительности и капель ее сока.
В зависимости от конструкции электрокосы, оператор держит ее за ручку на корпусе или отдельную рукоятку, расположенную на штанге, наиболее тяжелые модели оснащают ремнем, который оператор надевает на плечо.
Этот ремень принимает на себя вес электротриммера, благодаря чему руки оператора устают гораздо меньше, ведь ему не приходится держать аппарат весом в 4–5 кг на своих руках.
Выходной провод аппарата соединен с кабелем, который, в свою очередь, подключен к розетке и тянется за оператором. Это несколько затрудняет покос травы, ведь оператору приходится учитывать тянущийся за ним кабель и так планировать передвижение по участку, чтобы не запутаться в лежащем на земле проводе.
Установленная на валу электромотора крыльчатка создает движение мощного воздушного потока, охлаждающего обмотку, однако, в отличие от бензиновых аналогов, даже самые лучше электрокосы не предназначены для долгой работы.
Это связано с особенностями выделения и распространения тепла в обмотках электрических двигателей, поэтому использовать этот вид садового оборудования стоит лишь на относительно небольших участках (100–500 м 2 ).
Видео по теме
В видео ролике автор демонстрирует устройство электротриммера во время разборки и ремонта:
Заключение
Электрический триммер (электрокоса) – это недорогой и относительно удобный инструмент ухода за придомовыми озелененными территориями с культурной или невысокой дикорастущей травой.
Понимая его устройство и принцип работы, вы сможете более правильно использовать этот вид триммеров, что сохранит вас от травм, а аппарат от преждевременного выхода из строя.
Электрические триммеры. Виды и устройство. Технические параметры
Уход за летним газоном является одной из основных задач для дачников и владельцев загородных домов. Раньше для удаления пышной растительности применяли обычную косу. Но технический прогресс приводит к появлению различных электрических помощников для человека. Для скашивания травы разработаны специальные электрические устройства, называемые электрические триммеры. Конечно, существуют их бензиновые собратья.
Устройство и особенности работы
Электрические триммеры для скашивания и стрижки травы, называемые в народе электрокосами, можно носить с помощью ремня на плече. Триммеры с электродвигателем включаются путем нажатия одной кнопки, во время работы практически не создают шума, не оказывают вредного воздействия на внешнюю среду. Они подходят для скашивания травы в труднодоступных местах, возле заборов, деревьев и дорожек.
Триммерная катушка является основной режущей частью устройства. Она выполнена в виде катушки с леской, намотанной так, что два конца лески остаются свободными. На разных моделях имеются катушки с двумя, четырьмя и шестью свободными концами лески.
Триммерная катушка вращается с большой скоростью, и движущиеся проволочные хвостики скашивают стебли растений и ветки кустарников. На катушку момент вращения передается с помощью тросика или вала от электрического двигателя.
Вместо катушек с проволокой или леской могут устанавливаться пластиковые или металлические ножи, или диски. Вращение рабочей головки может осуществляться сразу от вала электродвигателя, если он расположен внизу триммера, либо с помощью вала, если двигатель находится вверху.
Другим редко используемым способом передачи крутящего момента является передача вращения гибким валом, если электродвигатель находится в специальной сумке на спине работника.
Если говорить о конструкции штанги, то они бывают прямыми и изогнутыми. При прямой штанге вращение от мотора к рабочей катушке передается через жесткий вал и редуктор, который может располагаться вверху или внизу. Такое устройство имеют почти все мощные триммеры, они являются надежными в эксплуатации, и имеют оптимальные рабочие параметры.
В случае с изогнутой штангой, передача вращения к катушке с леской от электромотора выполняется стальным гибким тросиком. В этом случае в редукторах нет необходимости. Такое устройство характерно для маломощных электрических триммеров, аккумуляторных моделей, и обладает более низкой надежностью конструкции.
При выборе электротриммера, необходимо учесть, что модели с изогнутой штангой используются для работы на ровной поверхности с применением пластиковых ножей или лески. Прямой вал дает возможность косить траву на местности с неровностями, в оврагах и ямах, с использованием пильных дисков и металлических ножей.
Виды
Электрические триммеры можно разделить на несколько видов по признакам.
По типу режущего инструмента:
- Леска . Электрокосилки оснащаются специальной шпулькой с леской. При большой скорости вращения она срезает траву. Толщина лески может быть 1,2-2,5 мм. Более толстой леской можно скосить толстые стебли растений.
- Металлический нож. На место шпульки с леской на некоторых моделях триммеров можно устанавливать стальной нож. При этом кроме травы появляется возможность скашивать небольшие кустарники, толстую сухую траву. Ножи могут иметь несколько лопастей. Кроме металла для изготовления ножей может использоваться прочный пластик. При выборе следует отдать предпочтение триммеру, имеющему в комплекте металлический нож. Стоимость такого устройства будет выше, но польза от такой покупки будет заметна.
- Металлический диск. Таким инструментом можно производить фигурную обрезку кустарника, обрезать ветки деревьев.
По расположению электрического двигателя:
- С верхним расположением двигателя. Это более мощные электротриммеры, мощность которых достигает 1,4 киловатта. Таким устройством можно скашивать мелкие кустарники и высокую мокрую траву.Электрические триммеры с верхним расположением мотора обычно комплектуются как леской, так и металлическим ножом. Стоимость таких устройств значительно выше, что оправдывается их высокой эффективностью в работе.
- С нижним расположением электродвигателя. Такое устройство делает электрическую косилку более удобной и сбалансированной в эксплуатации. Малый вес устройства дает возможность косить траву даже людям со слабой физической силой, например, людям пожилого возраста, или женщинам. Такие модели стоят значительно дешевле, их мощность чаще всего не более 0,65 киловатт. В комплекте маломощные электрические триммеры имеют только головку с леской.
— У триммеров с нижним расположением мотора, есть некоторые особенности. Внизу электродвигатель быстрее засоряется травой, влажную траву косить такой конструкцией запрещается, так как возможен удар работника электрическим током. Так как такой триммер обладает малой мощностью, двигатель быстрее нагревается, и требуется время для его охлаждения. Если работа производилась 15 минут, то и для отдыха требуется примерно такое же время.
— Электрические триммеры с нижним электродвигателем ограничены по толщине используемой лески. Более толстая леска, по сравнению с паспортными данными, не рекомендуется к установке, так как может привести к поломке или нестабильности в работе. Такие электрические косы целесообразно применять для периодической стрижки маленького газона, так как с большой площадью они не справятся. Обычно такие маломощные устройства покупают в качестве подарка для бабушки или пожилого человека.
По классу устройства:
- Бытовые.
- Профессиональные.
Профессиональные электрические триммеры чаще всего работают от бензинового двигателя, обладают большой мощностью, эффективностью и богатой комплектацией. Однако существуют и электрические профессиональные модели, имеющие высокую стоимость, большую мощность и производительность.
Бытовые электрические триммеры обычно снабжены электромотором или маломощным бензиновым мотором. В таких моделях обычно двигатель расположен внизу возле самой триммерной катушки. К ним можно отнести и автономные аккумуляторные косилки.
Выбор класса устройства зависит от интенсивности предполагаемой эксплуатации и объема работ. Если необходимо подравнять раз в месяц скосить траву возле садовой дорожки или подравнять возле дома лужайку, то бытовая модель триммера будет оптимальным выбором. А если косилка необходима для ежедневного ухода за садовыми посадками и газонами, или заготовки сена на зиму, то для этого лучше приобрести более мощную профессиональную модель триммера.
Питание
Аккумуляторные триммеры
Такой вид относится к автономным устройствам, так как для них не играет роли длина шнура и наличие электрической сети. Аккумуляторные триммеры работают автономно, их легко переносить, не требуются электрошнуры и бытовая сеть. Однако постоянно необходимо заряжать батарею аккумуляторов. Мощность автономных моделей невелика, по сравнению с бензиновыми и электрическими конструкциями.
Электрические триммеры
Они обладают небольшой ценой, нет необходимости в заправке топливом или заливке масла, зарядки аккумулятора. Масса таких конструкций значительно меньше топливных косилок. Но по мощности они уступают бензиновым косилкам. Сфера их применения ограничивается длиной электрического шнура и наличием питания в сети.
Электрические триммеры для травы: устройства, принцип работы, плюсы и минусы
Электрический триммер незаменим для проведения садовых работ. С его помощью обкашивают клумбы, кустарники и деревья. Эти места недоступны для газонокосилок. Благодаря простоте конструкции, устройство пользуется популярностью у садоводов и дачников.
Устройство
Триммеры оснащены ремнём, который позволяет держать их во время работы навесу на плече. Основное предназначение электрокосилок – стрижка травы на сложных ландшафтных участках. Использовать триммеры можно и для обрезания веток кустарников.
Для кошения травы предназначен корд, представляющий собой леску или струну. Ветки срезают с помощью диска, оснащённого лезвиями или насадками-ножами. В процессе кошения трава или ветки отбрасываются вращающимся против часовой стрелки шпинделем влево.
Основные элементы конструкции:
- Штанга. Она может иметь два варианта исполнения: телескопическое и раздвижное. Посредине штанги расположена ручка с кнопкой пуска и остановки, предназначенная для удержания триммера во время работы. Штанга регулируется по углу наклона.
- Система ремней. Предназначена для снижения нагрузки триммера на руку человека во время работы. Наплечные ремни регулируются по длине.
- Рабочая головка. Для безопасности работы она прикрыта защитным кожухом, который разделяет режущую насадку с ногами косильщика.
Электрокосилки представляют собой двигатель с присоединённым к нему длинной штангой, на конце которой закреплён режущий механизм. Внутри штанги размещён вал, передающий движущий импульс от двигателя к режущему механизму. Он может быть гибким или жёстким.
Передача движущего импульса может осуществляться тремя способами:
- Через последовательное сцепление деталей.
- Посредством гибкого вала.
- Напрямую от вала мотора к шпинделю.
Особенности электрокосилок
Электрические триммеры для травы работают от напряжения сети в 220 В. Радиус действия таких устройств ограничен длиною кабеля. Автономные устройства оснащаются аккумуляторной батареей. Такая техника может работать без подзарядки 20-25 минут. По типу питания триммеры подразделяются на стационарные и автономные.
По типу режущего различают электрокосилки с леской, ножами и дисками. Разделяют конструкции и по расположению двигателя. Оно может быть верхним или нижним.
По классу различают устройства:
- Бытовые.
- Полупрофессиональные.
- Профессиональные.
Достоинства и недостатки
К преимуществам относят:
- Компактность и простота конструкции. Изделия удобно хранить в разобранном виде.
- Манёвренность и возможность кошения травы в труднодоступных для газонокосилок местах.
- Возможность косить траву и обрезать ветки кустарников.
- Малый вес.
- Отсутствие бензиновых выхлопов.
Недостатки:
- Необходимость регулярного технического обслуживания
- Повышенный уровень шума при работе;
- Невысокая мощность.
Лучшие модели для травы
Рейтинг составлен на основе мнения экспертов и популярности устройств у пользователей ими. В него включены стационарные и автономные устройства.
Bosch ART 26 SL
Модель эконом-класса с хорошими техническими характеристиками. Мощности двигателя Bosch ART 26 SL рассчитана на кошение травы на небольших территориях со сложным рельефом. Ширина среза – 26 см. Режущий элемент – леска. Мощность двигателя – 280 Вт. Средняя стоимость модели 2500 рублей. Вес Bosch ART 26 SL в сборе 2,25 кг.
Достоинства:
- Невысокая стоимость.
- Наличие автоматической системы запуска Semi-Auto Feed.
- Высокое качество среза травы.
- Надёжная конструкция режущего механизма.
Модель не имеет явных недостатков.
- Иван Р. отзыв:
Huter GET-600
Модель эконом-класса. Средняя стоимость 2200 рублей. Предназначена для дачных участков. Ширина среза травы – 32 см. Мощность двигателя 600 Вт. Режущий элемент – леска. Она легко заменяется благодаря нажимной катушки. Huter GET-600 хорошо справляется с невысокой травой. Вес изделия в сборе 2,3 кг.
Достоинства:
- Бесшумная работа.
- Манёвренность.
- Простота сборки и разборки.
- Хорошая мощность.
Недостатки у модели Huter GET-600 не выявлены.
- Антон У. отзыв:
Daewoo DATR 450E
Средняя стоимость модели 2000 рублей. Модель с двигателем, расположенном внизу устройства. Вес в сборе – 1,48 кг. ширина среза травы – 22,8 см. Daewoo DATR 450E не может использоваться для кошения травы на влажных участках. Это является главным недостатком триммера. Телескопическая штанга позволяет регулировать длину держателя. Максимальные обороты устройства – 1200 об./мин.
Достоинства:
- Компактность.
- Малый вес.
- Возможность регулировки длины держателя.
- Хорошая балансировка.
Игорь Ж. отзыв:
Лёгкая, бесшумная модель. Очень удобна в регулировке по длине.
Интерскол МКЭ-30/500
Модель оснащена не разборной телескопической разборной штангой с передвижной ручкой. Мощность Интерскол МКЭ-30/500 обладает мощностью 500 Вт. Ширина среза травы 30 см. Скорость вращения режущей головки – 9500 об./мин. Режущий инструмент – леска. Вес в сборе 2 кг. Средняя стоимость 2500 рублей.
Достоинства:
- Низкий уровень шума и вибрации при работе.
- Хорошая балансировка.
- Наличие в конструкции держателя кабеля.
- Компактность.
- Малый вес.
Главный недостаток – невысокая мощность.
- Сергей И. отзыв:
Denzel TE-1200
Стационарная электрокосилка с мощностью двигателя 1200 Вт. Ширина среза травы 38 см. Вес изделия в сборе 4,7 кг. Denzel TE-1200 оснащена переносным ремнём. Скорость вращения режущего элемента 7000 об./мин. Средняя стоимость изделия 4700 рублей.
Достоинства:
- Надёжность конструкции.
- Высокая производительность.
Недостаток – ограниченный радиус действия.
- Михаил Ш. отзыв:
Greenworks 1200W GST1246
Средняя стоимость изделия 6990 рублей. Модель отличается надёжной, хорошего качества режущей частью. Триммер легко справляется с толстыми стеблями сорняков. Леска имеет автоматическую подачу. Ширина среза составляет 41 см. Конструкция оснащена системой защиты от случайного включения. Вес модели 4,5 кг. Мощность двигателя 1200 Вт.
Достоинство:
- Высокая производительностью.
- Надёжность конструкции.
Главный недостаток – высокий уровень шума во время работы.
- Юрий Е. отзыв:
Ставр ТЭ-1700Р
Средняя стоимость изделия 4500 рублей. Модель отличается очень тихой работой. Мощность двигателя 1700 Вт. Частота вращения 10000 об./мин. Вес 6 кг. Ширина среза травы 23 см. Вес изделия в сборе 8 кг.
Достоинства:
- Высокая производительность.
- Надёжная сборка.
Главный недостаток – большой вес.
Александр Ш. отзыв:
Отличное качество кошения. При установке ножей способна справиться с ветвями кустарников, имеющими толщину 5 мм.
Как выбирать?
Покупатели при выборе изделий обращают внимание на 3 основных показателя:
Ремонт электротриммера своими руками: пошаговое руководство в картинках для начинающего мастера
Инструменты и оборудование
Обычно поломка электрического триммера возникает в самый не подходящий момент, когда возникла срочная необходимость скашивать траву возле дома. Устранять неисправность надо быстро и надежно.
Сделать это в подавляющем числе случаев вполне возможно самостоятельно: достаточно представлять его устройство и принцип работы.
Эти сведения в виде понятной инструкции с поясняющими фото и схемами на основе личного опыта ремонтника и электрика излагаю ниже в материале статьи.
Устройство электрического триммера: 3 типа распространённых конструкций
Довольно долго занимаюсь обслуживанием, ремонтом и наладкой электродвигателей с различными приводами и сравниваю электротриммер с обычной электроделью или шуроповертом:
- тот же коллекторный двигатель с щеточным механизмом и проводами подачи напряжения;
- простейшая кинематическая схема передачи вращающегося момента от вала ротора на исполнительный механизм;
- даже шнур питания с вилкой и кнопка включения идентичны.
Разница только в креплении двигателя, конструкции рукояток, обеспечивающих удобства управления и некоторых других узлах техники, связанных со спецификой работы косца.
Легкий маломощный триммер для стрижки небольшой травы бюджетного класса обычно создается с нижним расположением двигателя и закреплением на нем катушки с леской. Штанга крепления и ручки делаются длинной: спина работающего не должна сгибаться.
Мощный электрический триммер имеет вытянутую штангу, а электродвигатель расположен сверху. Вся система сбалансирована и подвешивается на ремне, что позволяет удобно работать такими моделями даже представителям слабого пола.
Производители пошли дальше. Сейчас набирают популярность конструкции без шнура питания. В качестве примера привожу аккумуляторный триммер Karcher LTR 18-30 Battery.
Все эти три типа электрических триммеров созданы по общим принципам. Их знание позволяет выполнять ремонт своими руками самыми доступными инструментами домашнего мастера.
Электрическая схема триммера: на что обращать внимание при возникновении неисправностей
Электрики давно свели все свои неисправности к двум причинам и говорят о них в шуточной форме, когда электрический контакт:
- случайно возникает там, где его не должно быть (пробой изоляции и возникновение короткого замыкания или перегрузки);
- обрывается в любом неожиданном месте.
Именно с этих двух принципиально разных позиций будем разбираться с дефектами электрической схемы.
Причем, в первом случае я настоятельно рекомендую для защиты использовать автоматический выключатель или дифференциальный автомат, которые будут защищать розетку, питающую электротриммер.
Когда он правильно выбран и настроен, то спасение человека от поражения электрическим током обеспечено. Это очень важно соблюдать всегда.
А вот про все остальные особенности работы схемы, связанные с несанкционированным разрывом цепи, рассказываю дальше. Принципиально упрощенно она выглядит следующим образом.
Ток от стационарной розетки 220 вольт через удлинитель проходит на контакт вилки выходного кабеля триммера, а дальше протекает через включенную кнопку выключателя на щетки и обмотку ротора, обмотку статора, термореле и возвращается назад.
Все эти элементы соединяются проводниками. Когда в любом месте случайно возникнет обрыв, то тока не будет и двигатель остановится. По этому принципу работает кнопка включения: ее разрыв прекращает вращение якоря.
Рассматриваю работу этих частей подробнее.
Как проверить удлинитель: 3 способа
Ситуация не тривиальная, но в моей практике уже были случаи, когда у людей перетирался провод удлинителя и они не могли косить. После этого сразу брали отвертку в руки и разбирали исправный триммер.
Спешить в этом случае нельзя. Сразу надо убедиться, что напряжение питания доходит до двигателя электрического триммера.
Сделать это можно его замером на выходе удлинителя с помощью простейшего мультиметра, переключив в режим вольтметра переменного тока. Можно использовать старый стрелочный тестер или вольтметр.
Если мультиметра под рукой нет, то выручит простая индикаторная отвёртка. Ею замер нужно делать дважды в обеих гнездах удлинителя. Причем второй раз следует пройти к питающей стационарной розетке и перевернуть вилку.
Таким способом будут проверены обе жилы удлинителя.
Когда нет ни мультиметра, ни индикатора напряжения, то поступаем третьим способом. Идем к стационарной розетке с электротриммером, убеждаемся в наличии электроэнергии (включаем свет выключателем) и проверяем работу двигателя без удлинителя.
Если он не заработал, то надо искать внутренние повреждения.
Корпус триммера: как вскрыть и добраться до электрической схемы
Все фото буду делать на примере своего триммера из Китая, отработавшего уже 6 сезонов. У других моделей могут быть отличия, но они не существенны для уяснения принципов работы.
Не забываем перед разборкой предварительно выдернуть вилку шнура из розетки .
Верхняя пластиковая крышка по периметру закреплена винтами саморезами с крестовой головкой. Все они расположены и закручены только с одной стороны корпуса.
Поочередно выкручиваем их до конца. После этого между обеими половинками корпуса необходимо расцепить (отсоединить) пластиковые защелки – замки. Их можно открыть тонким лезвием отвертки или ножа.
Дальше крышка снимается вверх, а мы имеем доступ ко всем внутренностям. Выполняем осмотр.
Возьмите фотоаппарат и делайте фотоснимки каждой детали и их расположение между собой. Они значительно ускорят вам будущую сборку и пригодятся в дальнейшем ремонте, особенно если что-то придется искать и покупать.
Все, что изображено на этом фото (на конкретно вашей модели триммера могут быть отличия), необходимо тщательно осмотреть и проверить электрическими замерами, вызвонить целостность каждого проводка и узла.
Обратите внимание на чистоту внутренностей, особенно состояние вентиляционных отверстий и работу вентилятора охлаждения. Если воздух не обдувает электродвигатель, то последний станет при работе перегреваться.
Как проверить выключатель: самый надежный метод
В качестве выключателя триммера обычно используется микрик с нормально разомкнутыми контактами, которые в процессе длительной работы могут подгореть или окислиться.
Их исправность позволяет проанализировать замер сопротивления мультиметром в режиме омметра или так называемая на языке электриков прозвонка цепи.
При нажатии на кнопку контакты замыкаются и их сопротивление становится маленьким, как на фото выше. Если выключатель отключен, то омметр покажет бесконечно большое значение.
На моем электрическом триммере выключатель работает следующим образом.
Разрыв цепи
Замыкание цепи
Все другие показания будут свидетельствовать о неисправностях. Довольно часто сам микрик можно аккуратно разобрать, сняв крышку, и почистить загрязненные контакты воронилом или отмыть спиртом. После этого микрик собирается в обратной последовательности.
При замене выключателя новым обращаете внимание на коммутационную способность контактов. Они должны иметь запас по мощности, ибо будут рвать электрическую дугу и могут сгореть.
Как проверить работу выключателя не разбирая корпус триммера за 5 шагов:
- Подключаем мультиметр режиме в омметра или прозвонки на контакты вилки кабеля питания.
- Фиксируем показания прибора.
- Срабатываем выключатель.
- Наблюдаем за изменением отсчета.
- Отпускаем кнопку, контролируя сопротивление.
Анализируем работоспособность схемы. Двигатель у нас работает на переменном токе, а омметр – на постоянном. Но это не мешает судить о коммутации контакта по изменению активного сопротивления цепи.
На электродвигателях разной мощности эта величина отличается. В моем случае эти показатели видны на фото ниже.
Исправный отключенный выключатель: цепь разорвана – показание бесконечность.
Выключатель выключен
Выключатель включен: цепь замкнута – сопротивление 12 Ом. У вас эта величина может незначительно отличаться.
Выключатель включен
Рассказывая про выключатель хочу обратить внимание на кнопку фиксации его рабочего положения. Она имеет чисто механическую конструкцию пружинного переключения. В своем триммере я ее изъял и оставил свободное отверстие.
Считаю, что вопросы безопасности должны преобладать над удобствами. Фиксатор лишний. При косьбе можно оступиться, поскользнуться, упасть.
Электротриммер, выпавший из рук, должен моментально отключиться .
Если же триммер будет продолжать работать, то возможны большие неприятности. Аналогичная кнопка фиксации находиться на электродрели. Но это инструмент можно крепить в стойку и управлять дополнительной схемой. В этом случае работа происходит безопасно.
Впрочем, рассчитывайте на свои силы и возможности самостоятельно, а я считаю профилактическую часть информации обязательной.
Термореле для электродвигателя триммера: как проверить и заменить
Внутри небольшой белой пластиковой коробочки встроен электрический контакт с биметаллической пластиной. Термореле лежит на медной обмотке статора и прижато к ней стяжкой.
Термореле имеет ту же температуру, что и обмотка. В нормальном режиме его контакт замкнут, а во время перегрева – размыкается, автоматически разрывая цепь тока: двигатель останавливается.
Проверяется состояние контактов прозвонкой, как и выключателя. Методика аналогична – не расписываю.
За все время мне только один раз попалось термореле с внутренним обрывом. Разбирать не пробовал. Просто зашунтировал его контакт на две недели. За это время друзья нашли аналог на двигателе доноре уже полностью поломанного триммера.
Заменил и все работает по сей день. Есть еще вариант поискать термореле в интернет магазинах.
Наличие термореле – существенный приоритет электротриммеров перед аналогами с обычными бензиновыми двигателями. Я не рекомендую блокировать его контакт.
Делаю это заявление на основе собственного опыта. У меня для скашивания травы имеется еще бензокоса (та же марка ECO) и простая литовка ручной сборки для мелких работ в саду. Они представлены на фото ниже.
Производитель бензинового устройства в своей инструкции четко пишет, что работать этим триммером при температуре воздуха выше 30 градусов по Цельсию не рекомендуется. Он может перегреться и отказать: потребуется сложный ремонт.
Другие косы к жаре менее восприимчивы, да и уход проще.
Все это расписано в отдельной статье про заводку бензокосы.
Вообще же я до сих пор предпочитаю в работе электрокосу, а не бензиновый триммер:
- не надо готовить точную пропорцию топливной смеси, замерять бензин и масло;
- не попадется некачественное топливо, загрязненное различными примесями;
- исключены проблемы в работе со свечой зажигания, карбюратором, стартером;
- аналогичное по мощности устройство легче по весу, а значит скашивать траву на участках дачи легче;
- после зимы заводится без проблемы;
- ремонт лично для меня проще выполнить своими руками;
- простота запуска.
Неисправности коллекторного двигателя: как выявить и отремонтировать
В процессе эксплуатации у коллекторного двигателя электрического триммера чаще всего могут повредиться:
- угольные щетки;
- коллекторные пластины ротора;
- обмотки статора и якоря;
- подшипники.
Рассмотрим эти дефекты и способы их ремонта подробнее.
Угольные щетки: неисправности и ремонт
Графитовые щетки служат для прохождения тока между стационарной обмоткой статора и вращающейся – якоря. Это расходный материал, он со временем изнашивается.
Через ослабленный контакт начинает проскакивать искра: разрушается графит и выгорает медь контактных пластин.
В таком случае требуется замена щеток. Их можно найти в продаже с двумя типами площадок прилегания, показанных на фото.
Парадокс в том, что левая щетка, имеющая сглаженную поверхность, дольше притирается к пластинам и стоит дешевле. С правой стороны щетки качественные: они имеют четко выраженный рельеф – он обеспечивает более быструю приработку (цена дороже).
В отдельных случаях имеет смысл приобретать щетки большего размера и стачивать их напильником до габаритов щеткодержателя. Графит легко обрабатывается.
Усилие прижима графита к контактным площадкам зависит от пружины. Проверяйте его при замене щеток и регулируйте при необходимости.
Ремонт коллектора: на что обращать внимание
Подгоревший коллектор якоря виден сразу. Обращайте внимание не только на круговое углубление из выгоревших борозд, но и на наличие эллипсности. Определить ее поможет штангенциркуль.
Исправить положение может токарь, сточив пластины до образования ровной боковой плоскости цилиндра и отполировав их.
Главная ошибка многих мастеров: они затачивают коллектор в домашних условиях на самодельных станках.
Однако качество такой работы низкое. Коллектор будет еще служить, но не очень долго – скажутся не устраненные биения. Поломка до конца не устранена. Время работы сокращается, устройство раньше выходит из строя.
Обращайте внимание на состояние зазоров между коллекторными пластинами. В них может скапливаться токопроводящая угольная пыль от щеток, мелкие металлические опилки. Их надо удалить. Они создают проблемы для нормального протекания электрического тока.
Прочищать воздушный зазор коллектора необходимо металлическим скребком до полного удаления токопроводящих цепочек между контактными пластинами.
Как проверить обмотку статора: 2 способа
Повреждения обмотки могут проявиться в трех случаях:
- обрывом токопроводящего провода;
- пробоем слоя изоляции на корпус двигателя;
- межвитковым замыканием (нарушением диэлектрического слоя между витками).
Обрыв провода
Неисправность выявляется прозвонкой обмотки мультиметром, который покажет ее активное сопротивление в режиме омметра.
Пробой изоляции на корпус двигателя и триммер
Здесь нужен специальный прибор – мегаомметр, выдающий напряжение 500 или лучше 1000 вольт между участками цепи. Он способен замерять ток утечки в долях миллиампер и пересчитывать их в мегаОмы.
В домашних условиях он имеется далеко не у каждого электрика. Выручить может вот такая простенькая схема. Она ограничена рабочим напряжением.
Питание 220 вольт подается от бытовой розетки через лампочку накаливания и амперметр мультиметра.
Этот замер относится к работам под напряжением. Выполнять его допускается только электрикам с группой III по электробезопасности или выше. Без специальной подготовки лучше не пробуйте: доверьтесь специалистам.
Межвитковое замыкание обмотки
Эту неисправность можно выявить только в специализированной электрической лаборатории со специфичным оборудованием. Выполнять диагностику в домашних условиях просто нет возможностей.
Если кого интересует подобная проверка, чтобы изучить более досконально, то пишите в комментариях. Помогу советами. Мне приходилось искать межвитковые замыкания как непосредственно под нагрузкой, так и на стенде снятием вольт-амперных характеристик.
Как проверить обмотку якоря: обзор 3 методик
Неисправности у роторной обмотки такие же, как у статорной, но конструкция отличается и способы проверки тоже.
На статоре коллекторного двигателя триммера обмотка намотана определенным числом витков, но одним длинным проводом с двумя концами, выведенными на клеммы.
На коллекторе же имеется четкое число пар контактных площадок. Между ними вмонтированы совершенно одинаковые обмотки с равной длиной провода по определенной схеме подключения.
За счет одинаковых длин и сечений проводников между контактными площадками у них создается равное активное сопротивление. Если же в каком-то месте схемы появится обрыв, то баланс нарушается, сопротивления отличаются.
На этом принципе существует три методики проверки целостности якорных обмоток.
Перед проведением замеров не забудьте извлечь щетки из щеткодержателей. Их наличие в цепи повлияет на показание прибора, исказит конечный результат.
Методика №1. Замер сопротивлений между соседними пластинами
Мультиметром в режиме омметра замеряем доли Омов между каждой парой контактных площадок.
Результат запоминаем или записываем. Один щуп переставляем и повторяем замер всех цепочек, последовательно двигаясь по кругу. Сверяем все показания. Обеспечиваем плотное прилегание измерительных концов к контактным пластинам.
Результаты всех измерений исправных обмоток будут равны, а в случае обрыва – станут отличаться .
Методика №2. Замер сопротивлений между диаметрально расположенными пластинами
Технология измерения аналогична предыдущей, но щупы омметра ставят на площадки, расположенные по противоположным концам диаметра вала. Для этого якорь потребуется достать из двигателя или использовать отверстия для щеток в щеткодержателе.
Существует мнение, что этот способ более точен. Проверьте эту гипотезу.
Методика №3. Замер сопротивлений косвенным методом
Суть электрических измерений та же, но инструментарий другой. В качестве источника тока подойдет заряженный аккумулятор повышенной емкости. Снимать его с танка или комбайна не обязательно. Можно обойтись легковым автомобилем или мотоциклом.
Просто повышенная емкость обеспечивает более стабильное напряжение источника во время кратковременного замера. Это важно понимать и учитывать.
Напряжение подается на коллекторные пластины через резистор, сопротивление которого не меняется, и параллельно снимается его падение с помощью вольтметра.
Контактные площадки можно использовать расположенные рядом или по противоположным концам диаметра. Кому как удобнее.
Замер выполняется по кругу. Все показания сравниваются. Равный результат – целые обмотки без обрыва.
Как проверить подшипники триммера: простой способ
У электрического двигателя профессиональные ремонтники оценивают состояние подшипников на специальных стендах. Но у нас сервисный центр отсутствует. Мы выполняем эту операцию своими руками, оценивая результат тактильными ощущениями.
Поступаем следующим образом:
- электродвигатель располагаем на твердой поверхности, желательно столе или верстаке;
- одной рукой прижимаем корпус к опоре;
- второй рукой вращаем вал;
- оцениваем равномерность его вращения по отсутствию или наличию его биений и заеданий, шум.
В случае выявления дефектов изношенные подшипники подлежат замене на новые.
Не забываем, что силу трения уменьшает смазка. При разборке двигателя ее следует обновить или хотя бы добавить внутрь каждого подшипника.
Кинематическая схема триммера: как передается крутящий момент от двигателя на косильную головку – где возникают поломки
У электрического триммера с верхним расположением двигателя, как и у бензинового, существует две конструкции передачи крутящего момента через штангу, имеющую форму:
- прямой линии;
- или изогнутой.
Прямолинейная штанга используется на более мощных и дорогих триммерах. У меня более бюджетный вариант, но работает он надежно. Начну описание с него.
Верхняя часть штанги вставлена в корпус. Ее фиксируют крепежные саморезы с противоположных сторон – два диаметрально расположенных.
Отверстие под саморез
Внутри нее вращается пружинный вал, свободный конец которого вставлен в переходную втулку.
Крепление вала
Вращение передается напрямую. На мощных триммерах здесь может стоять верхний редуктор, повышающий мощность усилия за счет числа оборотов, столь необходимую при косьбе кустарников и молодых стволов.
Личное мнение: пилить древесину лучше пилой , а не триммером с электродвигателем или бензиновым мотором.
У меня штанга разборная. Состоит из двух частей, что позволяет перевозить электрокосу в салоне обычного автомобиля.
Маркетологи считают это полезной функцией, но я ею за 6 лет так ни разу и не воспользовался, если не считать случая разборки для показа вам этой конструкции фотографией.
Возможности изгиба пружины даже под собственным весом хорошо видны ниже.
Обращаю ваше внимание на то, что на ней всегда должна быть специальная смазка. Она резко снижает возможную силу трения вала о внутренние стенки металлической трубы, исключает ее повреждение.
Второй вал, расположенный последовательно ниже, совершенно такой же. Но ему смазка нужна в большей степени: он работает внутри изогнутой трубки и должен лучше смазываться.
Вал входит в подшипник скольжения, вмонтированный внутри нижней части штанги. На нижнем конце закреплена катушка с леской.
Кстати, электродвигателя в 800 ватт и лески 1,6 мм мне на триммере вполне достаточно для регулярного скашивания травы вокруг дачи. Мощность бензокосы в 1,85 кВт и толщина лески 2,4 мм для моих целей излишняя. Хотя работа идет быстрее.
Детали крепления катушки с леской на выходном валу показываю очередным снимком.
Заводскую катушку к концу шестого сезона эксплуатации я протер об землю до основания, а леска полностью прорезала металлические втулки и вылезла из ее пластмассовых стенок.
Пытался выполнить ее ремонт, но это не эффективно: бесполезное занятие. На снимке уже вторая, купленная катушка с леской моей косилки.
Подшипник скольжения (когда нет шариков или роликов, а сделано просто калиброванное отверстие во втулке) – далеко не лучшее техническое решение. У меня на триммере он уже износился и требует замены.
В продаже таких втулок практически нет . Необходимо их снимать и заказывать у токаря.
На канале Яндекс Дзен показываю поэтапную замену лески внутри катушки в виде нарратива.
Особенности конструкции триммеров с прямолинейной штангой
Вращение электродвигателя внутри штанги передается сплошным валом, а не пружинным: надежнее при работе. Он может быть один или состоять из двух частей, что позволяет лучше транспортировать собранный электротриммер.
На сплошных валах работают подшипники качения, а это значительно продлевает межремонтный период и ресурс изделия.
Триммер с прямолинейной штангой может иметь верхний редуктор, состыкованный с валом электродвигателя. Шестерни в нем цилиндрические.
Альтернативный вариант – нижнее расположение редуктора с выходом вращающегося момента непосредственно на косильную головку: конические шестерни.
Любая конструкция редуктора передает вращение шестеренками и требует их смазки. Без нее резко возрастает трение и, как следствие – увеличивается износ механизма: проработает малый срок.
Для смазки редуктора триммера используйте только специальные сорта триммерной смазки: они лучше работают.
Режущий диск для скашивания кустов на своей бензокосе я не использую, а на электрическом триммере его нет. Поэтому никакой информации об его работе не публикую.
На этом буду заканчивать свою статью. Остальные детали триммера, на мой взгляд, ломаются реже и сложного ремонта не требуют, как ременная оснастка. Например, поломанную пряжку я просто заменил куском попавшейся под руку проволоки.
В заключение хочу предложить вам поучаствовать в коротеньком опросе и высказать личное мнение, которое поможет следующим читателям сайта.
Интересное решение по ремонту электрокосы предлагает Малуша в своем коротеньком видеоролике, отказываясь от устройства плавного пуска двигателя. Считаете ли вы подобное решение оправданным?
Другое полезное видео по теме касается устранения повышенной вибрации триммера. MasterLom решил это вопрос самостоятельно и оригинально: изменил размер резьбы, проведена дополнительная регулировка.
Если у вас остались еще не выясненные вопросы про мотокосу, то воспользуйтесь разделом комментариев. Сейчас вам удобнее всего это сделать. Я обязательно дам ответ.
Главный редактор сайта.
Специализация: электрика, механика, копирайтинг.
на фото видно желтую коробочку резистор, один конец на выключателе, а второй я случайно оторвал и не могу найти откуда. Подскажите откуда второй конец?
Желтая коробочка на этой картинке — искрогасящий конденсатор. Его ставят параллельно нагрузке, а ей является сам коллекторный двигатель.
подскажите какие крепежные болты нужны для закрепления корпуса электродвигателя
Татьяна. каждая конструкция крепится по своему. У меня электродвигатель просто плотно вставлен между двумя половинками корпуса. а уже они стягиваются саморезами.
Сравниваю электрокосилки небольшой мощности с нижним и верхним расположением двигателя. Возникает вопрос выбора: какая конструкция лучше выдерживает случайные повышенные нагрузки? Какие узлы наиболее критичны?
Здравствуйте, Дмитрий.
Однозначно ответить сложно, буду опираться на собственный жизненный опыт. Оба вида электрокос проектируются и изготавливаются под конкретные условия покоса травы определенного размера указанной в паспорте леской. Но, как водится, соблюдать эти правила не всегда получается.
Высокая и жесткая трава, особенно высохшая, может не скашиваться, а наматываться на вал и подклинивать вращение, тормозить его. Мне попадались обрывки веревки, намотанные и затянутые вокруг вала. Их приходилось перерезать, открутить без ножа руками проблематично.
Силовой удар косильной головкой по камням, веткам, земле тоже вызывает повышенные нагрузки на двигатель.
Конструкция с нижним расположением движка все удары сразу воспринимает подшипником. Никаких амортизаторов нет. В нем возникают люфты, деформации, повреждения вплоть до разрушения.
Крутящий момент у агрегата с верхним расположением двигателя передаётся на косильную головку через промежуточный элемент, который частично сглаживает подобные удары о разные предметы посредством гибкого вала (пружинный трос в штанге).
У меня он составной, из двух частей. Место соединения имеет переходную втулку. Никакую настройку делать не требуется, но вот за его смазкой необходимо следить. Он вращается в изогнутой полой трубе на больших оборотах. Если будет касаться стенок, то силу трения следует минимизировать.
Излишний нагрев штанги в месте загиба – один из признаков проявления этого дефекта, при котором длительно формируется нагрузка на двигатель. Его обмотка будет дополнительно греться. Возможно протирание штанги или повреждение изоляции мотора, вплоть до сгорания.
Обе конструкции надо использовать по назначению, поддерживать в порядке, следить за техническим состоянием.
Здравствуйте, Алексей!
После неоднократного использования электротриммера Huter GET 1500-SL внутри корпуса появился звенящий звук — сквозь решётку вентилятора виден обломок чёрного цвета около 1,5 см в длину и 3 мм в ширину.
Что это может быть? Может ли этот обломок попасть в мотор?
На гарантию особой надежды нет, по срокам рассмотрения в этом сезоне можно не дождаться ответа.
Спасибо.
Всё расписано хорошо и понятно , однако я про свою болячку : электрокоса ОМАКС начала после 5ти минут работы стала 10 отдыхать ,вскрыл двигателе тепловика ни снаружи ни внутри нет ,прозвонил до включателя всё в норме,заменил провода жидковаты , собрал проработал 5 мин и отдыхает потом опять включился ,ну какая тут радость от работы. Посоветуйте ,вроде всё просто как у рубильника…да, выключатель заменил на микрик 400 в 10А
Лев, здравствуйте.
За 5 минут движок не должен перегреваться. Определитесь с температурой. Если рука держит, то не особо критично.
Однако не только тепловое реле может отключать. Для начала проверьте удлинитель: вдруг где-то жила обломана и отключает от вибрации. Или контакт плохой в розетке или вилке. Поработайте с другим удлинителем.
В каком состоянии щетки и коллекторные пластины? Исправность микрика?
Надо проверять все цепочки электрической схемы под нагрузкой и вибрацией,но вначале вызванивать в спокойном не нагруженном состоянии: так безопаснее.
Что получится — отпишите: интересно узнать конечный результат.
При включении электротриммера варубает автомат. Началось это после трехкратного включения. Новый. Позвонил вроде все. В чём дело?