Огни святого Эльма: научное объяснение загадочного явления
Язычки голубого пламени, фейерверк с букетом из искр, возникающий без рукотворного действия человека, завораживал взгляд. Пугал своей необъяснимой мистикой, будоражил воображение. Красота природного явления, называемого Огни святого Эльма, давно нашла научное объяснение, но по-прежнему интересует, интригует человечество.
Что такое огни святого Эльма
Редкое явление природы наблюдается при конкретных природных условиях рядом с вершинами острых предметов. Рождаются они под действием сил естественного электричества, когда увеличивается напряженность электрического поля в местах с острыми предметами.
Это случается во время грозы, а зимой среди больших метелей. Возникающее рядом с острием свечение и называются огнем Эльма. Впервые версии их связи с атмосферным электричеством появились в XVIII столетии по результатам опытов Бенджамина Франклина.
Исторические сведения
Огни святого Эльма — природное явление с мистическим пламенем, от которого не возникали ожоги, были известны в древности. Они назывались огни «Кастора и Поллукса» (именем мифологических близнецов) во времена античности. В древних письменных источниках о путешествии Колумба, Магеллана, Дарвина рассказывается о появлении загадочных свечений. Информация средних веков подтверждает возникновение их на шпиле Святого Эльма в Германии, что стало одной из версий появления названия. Огни видели высоко в горах, на вершинах деревьев, в пустынях среди песчаных бурь, в период извержения вулканов, на морских просторах.
Светятся многие предметы:
- скалы;
- мачта;
- верхушки деревьев;
- рога животных, обычные волосы;
- летящие самолеты;
- обычные удочки.
Предполагается, что несгорающий библейский куст на Синайской горе — это те же огни Эльма.
Происхождение названия
Основной легендой, объясняющей название огней, считается, что Святой Эльма был католическим покровителем моряков. Умирая во время грозы на палубе корабля, он пообещал морякам, что будет и на том свете молиться за их судьбу и предупреждать о любой опасности в море. В качестве предупреждения он будет посылать танцующие огоньки. С той поры они стали добрым знаком для моряков. Их появление говорило о скором окончании грозы. Огоньки нельзя было потушить, они не опускались на палубу, поднимаясь с любого обломка мачты. В случае, когда огни возникали на палубе или туловище человека, надо было ожидать неприятностей.
Внешний вид
Огни святого Эльма имеют разную форму и оттенки свечения. С научной точки зрения они называются коронным разрядом. Название произошло от вида свечения на электродах сложной формы. Оно напоминает корону. Если из острия электрода вылетает много искр, то создается впечатление танцующих язычков света. Огни Эльма могут быть в виде равномерного свечения, небольших огоньков и факелов, похожих на пожар. Их цвет определяется составом ионизированного газа. Кислород и азот являются веществами, максимально содержащимися в атмосфере. Они создают свечение светлого, голубого оттенка.
Кто такой святой Эльм
Католический мученик известен под именами Эразм, Эрмо, Эльма Антиохийский или Формийский. С давних времен он считался покровителем моряков Средиземноморья. День памяти святого отмечают 2 июня. Его мощи находятся в храме Италии.
Согласно легенде, мученическая смерть католика наступила во время жестокой пытки. Убийцы намотали внутренности погибшего на лебедку. До сих пор она считается атрибутом, с которым святой приходит на помощь морякам, попавшим в беду. Пляшущие огоньки подтверждают его присутствие.
Где и кому встречается явление
Редкое природное явление возникает на острых концах предметов, находящихся на большой высоте. Это происходит в момент образования электрического поля напряженности около 500 В /м. Часто такая ситуация случается во время грозы, зимних метелей, песчаных бурь, извержений вулканов.
Морякам
В судовых журналах многих кораблей есть описание огней. Знаменитые путешественники Магеллан, Колумб, Чарльз Дарвин, служивший на корабле «Бигль», описывают пляску «танцующего пламени».
Огонь потушить из-за боязни возникновения пожара нельзя.
Во время кратковременного танца раздается шипящий или свистящий звук. У моряков Колумба вид огней вызвал улучшение настроения, надежду на счастливый исход путешествия.
Пилотам
Чаще всего огни Эльма наблюдают люди, летящие в самолетах. Они могут появиться на крыльях, пропеллере, лобовом стекле во время пролета через грозовые тучи. Это не просто красивое зрелище, но и очень опасное явление. Возникающие разряды могут быть очень сильными, создавать помехи используемому оборудованию.
Интересным примером является случай с британским лайнером, попавшим в облако вулканического пепла над островом Ява. Огни окружили все двигатели самолета и вывели их из строя.
Приборы не показали приближение грозы, не зафиксировали нарушений в работе систем самолета.
Опыт, усилия пилотов помогли избежать аварии и посадить лайнер в аэропорту Джакарты.
Альпинистам
Покоряя горные вершины, альпинисты встречаются со многими трудностями и загадками природы. Часто случается, что ледорубы, пальцы, рога животных, деревья начинают зажигаться необычными факелами пламени. Это не радуга, гало или сполохи северного сияния, а огни Эльма. О них ходит много слухов, легенд.
А жители поселений в Швейцарских Альпах использовали огни для определения погоды на ближайшее время. Для этого они крепили копье с деревянной ручкой на стене дома. Стражник древних замков периодически подносил к нему алебарду. Если возникали искры, он звонил в колокол, предупреждая о приближении грозы.
Научное объяснение огней
Физики давно доказали, что создателем огней Эльма является атмосферное электричество. Первым это предположения высказал Бенджамин Франклин в XVIII столетии при проведении опытов с электрическими разрядами. Перед грозой в атмосфере появляется много ионизированных элементов, создающих электромагнитное поле. Его напряжение быстро растет и создает условия для зарождения энергетического потока частиц в виде снежной лавины. Их максимальная концентрация появляется рядом с острыми предметами в виде светящейся ионизированной плазмы. Она не двигается как молния, а зажигается на конкретном месте.
Причины возникновения
Во время грозы у оснований облаков скапливаются заряженные частиц (положительные или отрицательные). У земли появляются элементы противоположного заряда. Образующиеся потоки создают условия для рождения молнии. Громоотвод создает канал для прохождения лишнего заряда из атмосферы. Эту же функцию выполняют острые предметы для «стекания» атмосферного электричества, формируя вспышки.
Коронный разряд
Тлеющий, или коронный, разряд в атмосфере возникает при наличии электрического поля с большим неоднородным потенциалом. Самое высокое значение неоднородности находится рядом с острыми предметами, расположенными на определенной высоте. Во время грозы (движения торнадо) образуются условия для образования ионной лавины, рождающей голубое свечение. Причиной образования потока ионов является песчаная пыль, пепел вулканов, любые явления, ионизирующие воздух.
Главным условием зарождения разряда рядом с острым концом электрода считается наличие электрического поля с более высокой напряженностью, чем на пути между электродами, формирующем разность потенциалов.
Как увидеть свечение в домашних условиях
Аналогичный разряд просто получить в домашних условиях. Для этого снимают синтетическую одежду и прикасаются к ней острием иголки. На ее конце будут видны голубые огоньки и раздаваться характерное потрескивание. Этот же эффект образуется при приближении иглы к кинескопу телевизора.
Огни в массовой культуре
Ушли в прошлое необъяснимые мифы, легенды, связанные с необычным явлением природы. Человек научился использовать, управлять ими для своих целей. Искусственно созданный коронный разряд применяется в неоновых, галогенных, лампах дневного света. Его используют для уничтожения вредных частиц пыли в качестве электростатического фильтра на ксероксах, лазерных принтерах. По значениям интенсивности коронного разряда определяется давление в лампе накаливания, эффективность ее свечения.
Специалисты нашли способы борьбы с вредным действием коронного разряда на проводах ЛЭП. Для этого провода расщепляются на несколько отдельных линий. В зависимости от климатических параметров (температуры, влажности) напряжение на линии уменьшается на конкретную величину, допускающую образования короны свечения с минимальными размерами.
Кто такой святой эльм
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.
Текст Сергея Борисова, журнальный вариант
Огни Святого Эльма
Еще римский философ Сенека говорил, что порой «звезды словно нисходят с небес и садятся на мачты кораблей».
Древние греки называли их огнями братьев-близнецов Диоскуров – Кастора и Полидевка, покровителей моряков, а зажигала огни их сестра – прекрасная Елена. Позднее, в трудах Тита Ливия, отмечалось: когда флот Лисандра выходил в море, чтобы сразиться с афинянами, на мачтах галеры полководца вспыхнули огни, и все воины восприняли это как доброе предзнаменование.
Много позже огни Диоскуров стали именовать огнями святого Эльма, потому что они часто появлялись на шпилях собора святого Эльма в Италии. Но как бы они ни назывались, эти огни всегда были символом надежды, их появление означало, что самое страшное уже позади.
Во время плавания Христофора Колумба в Америку разразилась буря. Что было дальше, гласит предание: «Измученные тяжелой работой, напуганные молниями и свирепым океаном матросы начали роптать. Во всех своих бедах они винили Колумба, затеявшего это безумное плавание, которому нет и не будет конца. Тогда Колумб приказал всем подняться на палубу и посмотреть на мачты. На их концах светились огоньки. И возрадовались матросы, ибо поняли, что святой Эльм милостив к ним, и плавание закончится благополучно, и все останутся живы».
Огни святого Эльма как добрый знак восприняли и спутники Магеллана. Летописец первого кругосветного плавания, рыцарь Пифагетта, оставил в своем дневнике такую запись: «Во время ненастья мы часто видели свечение, которое называют огнями святого Эльма. Как-то ночью оно явилось нам подобием доброго светоча. Огни оставались на верхушке грот-мачты в течение двух часов. В разгар свирепой бури это было для нас большим утешением. Перед тем, как исчезнуть, свечение вспыхнуло так ярко, что мы были восхищены и ошеломлены. Кто-то в неверии своем воскликнул, что сейчас мы погибнем, но в то же мгновение ветер стих».
В 1622 году тысячи «святых огней» усыпали мальтийские галеры, возвращавшиеся на родной остров, а 64 года спустя «святой огонь» буквально взял в плен французский корабль, направлявшийся к Мадагаскару. Находившийся на его борту аббат Шаузи записал: «Дул страшный ветер, лил дождь, сверкали молнии, все волны морские были в пламени. Вдруг я увидел огни святого Эльма на мачтах нашего корабля. Они были величиной с кулак и прыгали по реям, а некоторые спустились на палубу. Они сверкали и не обжигали, поскольку святость их не позволяла им творить зло. Они вели себя на корабле, как дома. Они веселились сами и веселили нас. И продолжалось это до рассвета».
И еще свидетельство – капитана парохода «Моравиа» А. Симпсона, относящееся к «случаю, имевшему место у островов Зеленого мыса» 30 декабря 1902 года: «В течение часа в небе полыхали молнии. Канаты, топы мачт и ноки рей – все светилось. Казалось, на всех штагах через четыре фута повесили зажженные фонари».
Подобных рассказов не счесть, и год от года их все больше. Причем поделиться ими готовы не только моряки с таких гигантов, как «Седов» или «Крузенштерн». Владельцы яхт тоже становятся очевидцами этого удивительного явления. Кого-то оно пугает, но лишь тех, кому ничего не известно об огнях святого Эльма, об их физической природе.
Как правило, огни святого Эльма представляют собой светящиеся шары, реже они напоминают пучки или кисточки, еще реже факелы. Но как бы эти огни ни выглядели, они не имеют ничего общего… с огнем.
Это – электрические разряды, возникающие при большой напряженности электрического поля в атмосфере, что чаще всего бывает во время грозы. Обычные молнии сопровождаются оглушительным громом, ведь молния – это сильный и быстрый электрический разряд. Однако при определенных условиях происходит не разряд, а истечение зарядов. Это тот же разряд, но только «тихий», его еще называют коронным, то есть венчающим какой-либо предмет подобно короне. При таком разряде из различных острых выступов – тех же корабельных мачт, – начинают выскакивать одна за другой электрические искры. Если искр много и процесс длится более или менее продолжительно, возникает сияние.
В общем, если ваша яхта вдруг засияет, как новогодняя елка, не хватайтесь за огнетушитель. Вам повезло – это огни святого Эльма, которые всегда приносят удачу морякам. Единственная неприятность, которая вам грозит, это радиопомехи. Но это можно пережить, зрелище стоит того!
Шаровая молния
Никто не знает, что это такое – шаровая молния. Величайшие умы человечества бились над разгадкой, пытаясь создать физическую теорию возникновения и протекания этого явления, однако вынуждены были ограничиться гипотезами, которые в устах простого человека звучат так: «Возможно… нельзя исключить… если предположить…» Таких гипотез на сегодняшний день более двухсот, и есть среди них совершенно экзотические, типа: «посланцы из параллельного мира» и «сублимированное единение квазичастиц». И это при том, что давно известно, из чего шаровая молния состоит: азот, кислород, озон, пары воды и т. д. Возможно, шаровая молния – это сгусток сверхкалорийного топлива с энергией до 1 млн. Дж и мощностью взрыва равного взрыву нескольких десятков килограммов тротила. При этом небольшая плотность шаровой молнии позволяет ей парить в воздухе, а собственный источник энергии — перемещаться с весьма приличной скоростью.
Но это все теории, практика же свидетельствует – шаровые молнии опасны и для людей, и для кораблей, ведь часто они возникают над водной поверхностью.
Вот, что случилось в 1726 году с шлюпом «Кэтрин и Мэри», согласно отчету его капитана Джона Хоуэлла: «Мы были у берегов Флориды. Внезапно в воздухе появился огненный шар, который ударился о нашу мачту и разнес ее на 1000 кусков. Потом он убил одного человека, ранил другого и попытался сжечь наши паруса, но ему помешал ливень».
В 1749 году шаровая молния атаковала «Монтего», корабль английского адмирала Чемберса. Доктор Грегори, находившийся на судне, свидетельствует: «Около полудня мы заметили большой огненный шар милях в трех от корабля. Адмирал приказал сменить курс, но шар догнал нас. Он летел в сорока-пятидесяти ярдах над морем. Оказавшись над судном, он с грохотом взорвался. Верхушка грот-мачты была снесена. Пятерых человек на палубе сбило с ног. Шар оставил после себя сильный запах серы. Господь уберег нас от дьявола».
В 1809 году английский военный корабль «Уоррен Гастингс» атаковали сразу три шаровые молнии. Вот строки из отчета о происшедшем: «Один из шаров спикировал и убил матроса. Его товарища, который бросился к нему на помощь, сбил с ног второй шар, опалив пламенем и оставив сильные ожоги. Третий шар убил еще одного человека».
Наконец, случай из нашего времени. В 1984 году шаровая молния едва не отправила на дно озера Эри яхту Уилфреда Дерри, жителя Чикаго. Она появилась после дождя, словно бы из ниоткуда. Заметили ее слишком поздно, а когда Уилфред попытался запустить двигатель, то не смог этого сделать, поскольку микроволновые излучения нарушили работу электросистемы. Минуту или две молния висела над судном, потом чуть опустилась… и взорвалась. Контуженный Дерри упал на палубу. Взрыв повредил его барабанные перепонки, а вспышка «в тысячу солнц» лишила зрения. Также Дерри получил термические ожоги. По счастью, он был не один на борту, в каюте спала его жена. Она и привела яхту, чей мотор вдруг волшебным образом «ожил», к берегу. Слух и зрение вернулись к пострадавшему от шаровой молнии только через несколько недель.
Надо заметить, что Уилфреду Дерри еще повезло – и что касается здоровья, и касательно его собственности. Его судно могло вспыхнуть, как свечка! Но молния взорвалась над яхтой, а не при соприкосновении с ней. Вещество шаровой молнии обладает свойством, во-первых, рассыпаться на тысячи маленьких огненных шариков, а во-вторых, как бы прилипать к поверхности. Тогда загорается дерево, из-за резкого перепада температур трескается стекло и коробится пластик. Наконец, молния могла прожечь борт или стекло иллюминатора, и взорваться в каюте. Короче, могло быть хуже.
Наблюдения показывают, что шаровые молнии обычно движутся навстречу загрязненному воздуху, например, дыму из трубы или от костра. Привлекают их и отработанные газы, что объясняет, почему шаровые молнии иногда преследуют суда.
Впрочем, парусные яхты тоже не могут чувствовать себя в безопасности, особенно идущие с приличной скоростью. За быстро движущимся судном образуется область пониженного давления в более теплом воздухе, а это для шаровой молнии, как «путеводная нить».
Так что же делать при встрече с шаровой молнией? Прежде всего надо постараться избежать лобового столкновения, а дальше – у вас есть выбор. Вариант №1. Вы глушите двигатель (если он работал), укрываетесь в каюте, закрыв дверь и задраив иллюминаторы, и ждете, когда незваная гостья отстанет от вас, ведь срок ее жизни недолог. Вариант №2. Если вы уверены в скоростных возможностях вашей лодки, вы пускаетесь наутек; запасов энергии шаровой молнии хватит минуты на две-три преследования, после чего она или взорвется у вас за кормой, или, израсходовав свои энергетические ресурсы, поднимется вверх и… исчезнет. Что и требуется.…
Огни святого Эльма и шаровая молния – явления со знаком «+» и знаком «-». Не бойтесь первого и опасайтесь второго. Мы вас предупредили, а кто предупрежден, тот защищен.
Опубликовано в Yacht Russia №53 (6 — 2013) под названием "Святого Эльма свечки"
В самое «темечко»
Удар молнии в мачту может вывести судно из строя. Особую опасность в этом случае представляют незаземленные мачты, проходящие до киля — разряд молнии проходит через мачту почти без сопротивления и пробивает киль и обшивку.
Громоотвод на мачте, один конец которого соприкасается с водой, может считаться надежной защитой в том случае, если под водой имеется достаточно большая переходная площадь с сопротивлением в пределах 0,5 — 1 ом. При малой переходной площади в воде образуется «воронка напряжения» — гигантский перепад потенциалов между концом провода и водой. Эта разность может привести к тому, что яхта попадет под второй удар, который последует из воды и окажется сильнее первого, вследствие эффекта так называемого «каскадного наложения». Поэтому к килю необходимо прикреплять металлические пластины из нержавеющей стали, латуни, бронзы или меди. В общем, чем больше на судне металлических частей, обеспечивающих переход заряда из атмосферы в воду, тем лучше. Правда, обилие металла нередко отрицательно сказывается на радиосвязи, провоцируя помехи.
Монтируют громоотвод таким образом, чтобы он приблизительно на 10 см возвышался над клотиком мачты. В качестве собственно громоотвода обычно используется изолированный медный кабель сечением 35 мм2 или алюминиевый сечением 50 мм2. Внутри мачты или закрепленный вдоль нее, громоотвод спускается к палубе, проходит сквозь нее, уходит под пайолы и закрепляется на килевых болтах. Отрицательный полюс аккумулятора и антенна заземляются главным проводом; баллер руля, топливные баки, двигатель — боковыми отводами.
Следует иметь в виду, что даже при хорошей грозозащите молния может причинить неприятность. Например, девиационная таблица компаса требует коррекции после удара молнии, так как меняется магнетизм судна.
Кто такой Святой Эльм? И почему его именем названо явление природы?
Эльм, Эразм из Формий.
Сенека писал, что «звезды как бы сходят с неба и садятся на мачты кораблей».так он описывал огни святого Эльма,явление,наблюдаемое перед грозой,когда электрические разряды как бы оседали на мачтах кораблей.Святого Эльма еще называют электрическим святым.
Огни святого Э́льма, (англ. Saint Elmo’s fire, Saint Elmo’s light) — возникающий при большой напряжённости электрического поля в атмосфере разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающих на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.). Образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, а зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда. Название явление получило от имени святого Эльма (Эразма) — покровителя моряков в католической религии.
Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение.
При атмосферном давлении вблизи заостренных участков проводника, несущего большой электрический заряд, наблюдается газовый разряд, светящаяся область которого напоминает корону. Этот разряд, называемый коронным, вызывается высокой напряженностью электрического поля вблизи заряженного острия. При такой большой напряженности поля ионизация . посредством электронного удара происходит при атмосферном давлении. По мере удаления от поверхности проводника напряженность быстро убывает. Поэтому ионизация и связанное с ней свечение газа наблюдаются в ограниченной области пространства.
Заряженное грозовое облако индуцирует на поверхности Земли под собой электрические заряды противоположного знака. Особенно большой заряд скапливается на остриях. Поэтому перед грозой или во время ее нередко на остриях и острых углах вспыхивают похожие на кисточки конусы света. С давних времен это свечение называли огнями святого Эльма. Особенно часто свидетелями этогo явления становятся альпинисты. Иногда не только металлические предметы, но даже и кончики волос на голове украшаются маленькими светящимися кисточками.
Гало — Самый простой ответ — радуга вокруг солнца. Радуга, которая создается не капельками воды (как обычная радуга), а радуга, которая создается ледяными кристалликами. Наблюдать гало на небе можно в любое время года, ночью и днем, вокруг солнца или луны и даже вокруг фонарей или ламп (последнее возможно только в холодную погоду).
Пояс Венеры — Появляется он во время заката или рассвета только на чистом безоблачном небе над горизонтом
Призрак Броккена — возникает при преломлении горизонтально расположенных кристалликов льда в облаках или тумане. Когда при восходе или заходе солнца тень находящегося на возвышенности или высоте объекта падает сзади на близко расположенные облака, она приобретает огромные размеры, и возникает окрашенная в цвета радуги стена.
Огни Святого Эльма — это электрическое свечение, которое порой окружает высокие, заостренные объекты, при приближении грозы. Это явление долгое время было своего рода знамением божественного вмешательства среди моряков, поскольку возникало при штормах, для команды корабля призрачное свечение символизировало направляющую длань Святого Эльма, покровителя моряков.
Фата-моргана — фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями — редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.
Огни святого Эльма. Опасны ли они для человека?
Огни Святого Эльма некоторые народы считали добрым знаком, другие — предвестником беды. Это загадочное явление, возникающее на мачтах, башнях, остроконечных скалах и одиноко стоящих высоких деревьях, известно людям с давних пор, но понять его природу учёные смогли лишь в конце XIX века.
У Николая Гумилёва есть такие строки:
…Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Человек считал огни Святого Эльма чудом. Чаще необычное мерцающее свечение наблюдали мореплаватели и жители морских побережий. Множество историй и легенд посвящено этому явлению природы. В те времена люди верили, что огни появляются благодаря деятельности духов.
- Одна из версий о происхождении названия огней гласит, что некогда жил бесстрашный моряк-первопроходец. Однажды он отправился в далёкое плавание и попал в свирепый шторм. Судно затонуло, погиб и Эльм, а его душа превратилась в мерцающие огоньки, предупреждающие моряков об опасности.
- По другой версии, дивное свечение получило название в честь покровителя моряков в католицизме, святого Эльма (Эразма).
Описание таинственного свечения на мачтах кораблей встречается ещё у Юлия Цезаря, Плиния Старшего и других стародавних авторов. В Древней Греции и Риме мореплаватели не боялись этих огней, они считали их пришествием братьев-близнецов Кастора и Полидевка. Эти братья были покровителями путешественников и мореходов. Огни святого Эльма на мачтах корабля
Фото: ru.wikipedia.org
Дарвин в своих письмах во время плавания на корабле «Бигль» также упоминал о необычных огнях, появляющихся на кораблях.
Интересно, что с появлением судового компаса огни Святого Эльма из доброго предшественника трансформировались в зловещего предсказателя несчастий. Как считают некоторые исследователи, это связано с тем, что во время свечения судовые приборы на некоторое время выходили из строя.
Первым занялся исследованием природы таинственных огней британский физик и химик Уильям Крукс. В ходе экспериментов он получил в 1879 году в лабораторных условиях похожее явление.
- С научной точки зрения, огни Святого Эльма — оптическое явление, представляющее собой коронный разряд в форме святящихся пучков или кисточек. Свечение наблюдается на острых концах высоких объектов при большом напряжении электрического поля в атмосфере, что случается во время грозы или перед ней, во время штормов и метелей.
Даже в домашних условиях можно увидеть такой эффект, конечно, в очень мелких масштабах. Наверное, многие наблюдали разлетающиеся искры и потрескивание, когда в темноте снимали с себя, например, синтетический свитер. Если в этот момент направить на снятую одежду иголку, то на её кончике возникнет разряд, сопровождающийся характерным потрескиванием. Марта Гумилёвская
Фото: ru.wikipedia.org
Марта Гумилёвская, советский прозаик и популяризатор научных знаний, писала:
Корабль русского мореплавателя Алексея Ильича Чирикова поздней осенью плыл по северным водам Тихого океана. Моряки возвращались домой после замечательного плавания — они открыли берега Аляски. Обратный путь был очень тяжел. Наступила осень с частыми бурями и штормами. Корабли в те времена, примерно двести лет назад, были парусные, хрупкие — не то что нынешние громадины, океанские теплоходы, — и ветры носили парусники по волнам, бросали, крутили как хотели! И вот разыгралась такая буря, какой не запомнили даже бывалые, старые моряки. Гибель казалась неизбежной. Силы моряков истощились, они уже не в состоянии были сопротивляться бешеному напору разбушевавшейся стихии. И вдруг на мачтах вспыхнули длинные языки пламени! Увидев их, измученные люди упали на колени, благодаря судьбу за счастливое избавление от смерти. Потому что эти огни — добрые вестники, и они означали, что непогода стихает!
Для человека контакты с такими разрядами не представляют опасности, они не вызывают даже слабого ожога на теле.
Компьютерная реконструкция инцидента с Boeing 747 над Явой в июне 1982 г.
Фото: Anynobody, ru.wikipedia.org
А вот в работу техники подобные явления вносят беспорядок, особенно это касается технического оснащения кораблей. Для предотвращения сбоев в работе оборудования инженеры устанавливают специальную защиту, которая предупреждает появление коронных разрядов.