Как составить перечень работ повышенной опасности и не разорить работодателя
Работы повышенной опасности требуют особого внимания и дополнительных расходов. Расскажем, как составить перечень работ, в каком случае он не нужен и как наладить взаимодействие с подрядными организациями
Как организовать работы повышенной опасности
Перечень работ повышенной опасности, выполняемых с оформлением наряда-допуска, и порядок их проведения работодатель устанавливает отдельным приказом. Примерные перечни размещены в правилах по охране труда. Если организация многопрофильная, рекомендуем составить один перечень, в котором будут указаны только те виды деятельности, которые характерны для работодателя, и не включать те, что могут делать подрядчики.
Если ваше предприятие не будет самостоятельно производить работы повышенной опасности,
а привлечет стороннюю организацию, перечень можно не составлять, но в Положении о СУОТ нужно обязательно указать это условие.
Реальное положение дел должно соответствовать и штатному расписанию. Если в нем указаны должности электромонтера, сварщика или сотрудников, работающих на высоте, вы не сможете написать в Положении о СУОТ об отсутствии работ повышенной опасности.
Почему важно правильно составить перечень
Работы повышенной опасности накладывают на работодателя дополнительные обязанности:
- ежегодное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии
с нормативными правовыми актами; - более частое проведение инструктажей по охране труда, если это следует из правил
по охране труда по вашей отрасли; - организация стажировок;
- ежегодное обучение по оказанию первой помощи;
- оформление наряда-допуска, разработка проекта производства работ и технологических карт;
- выдача дополнительных средств индивидуальной защиты и пр.
Следовательно, если в вашей офисной организации есть штатный электрик, вы должны составить перечень работ и выполнить все обязательства.
Проанализируйте, необходимо ли постоянное присутствие электрика или можно заключить договор гражданско-правового характера на разовые услуги? Так ли часто нужны работы на высоте, чтобы присваивать группу в учебном центре, проводить психиатрические освидетельствования, или можно один-два раза в год заключать договор с промышленным альпинистом, у которого есть свои удостоверения, спецодежда, инструменты?
Ваши задачи как заказчика — грамотно составить договор на оказание услуг или производство работ и оформить акт-допуск. Подрядчик должен отчетливо понимать, что требуется от него по охране труда.
Как составить и утвердить перечень работ
Перечень работ повышенной опасности может быть отдельным локальным нормативным актом.
В этом случае проставьте гриф утверждения руководителем организации.
Если вы решили оформить перечень приложением, в правом верхнем углу необходимо указать, каким документом утверждена эта форма. Как правило, образец перечня размещается
в Положении о системе управления охраной труда в разделе «Обеспечение безопасной продукцией».
- Настоятельно рекомендуем согласовать перечень работ повышенной опасности
с представительным органом работников.
Шаблон перечня вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Как работать с подрядчиками
Чтобы привлечь стороннюю организацию к проведению работ повышенной опасности на вашей территории, необходимо разработать Порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ. Документ нужен как для сторонней организации, так и для собственных сотрудников. Установите ответственность подрядчика и систему контроля за выполнением согласованных
в акте-допуске мероприятий.
Ознакомьте задействованных специалистов
с опасностями до начала работы. Это можно сделатьво время вводного инструктажа по охране труда. Составьте лист ознакомления сотрудников подрядчика
с отчетом об оценке профессиональных рисков в вашей организации, соберите подписи.
Проверьте, чтобы еще на этапе подготовке к работе была учтена специфика деятельности. Если необходимо, заранее запросите справку о состоянии здоровья работников, например, при проведении специальной оценки условий труда в медорганизации.
Обеспечьте контроль выполнения подрядчиком требований охраны труда. Для этого перед тем, как подрядчик приступит к работе, вы как заказчик обязаны оформить акт-допуск. Проверяйте исполнение акта-допуска. Вы вправе требовать от подрядной организации приостановления работ и устранения замечаний.
Подрядная организация выполняет работы повышенной опасности по наряду-допуску. Требования по оформлению этих документов указаны в п. 17 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н).
Исполнители обязаны информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте: об авариях или угрозе возникновения аварии, о несчастных случаях, повлекших причинение вреда жизни или здоровью человека. Срок извещения — не позднее 24 часов с момента, когда о происшествии или угрозе стало известно или должно было стать известно подрядчику (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр).
Утверждение документов: каприз или необходимость?
Каждый организационно-нормативный документ нужно утверждать путем оформления соответствующего реквизита 16 – грифа утверждения документа. Такая процедура придает документу юридическую силу. Вводить в работу неутвержденный документ нельзя.
Сегодня поговорим о том, какие документы подлежат утверждению и чем оно отличается от согласования, а также подробно рассмотрим способы утверждения и оформления грифа утверждения документа.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДЛЕЖАТ УТВЕРЖДЕНИЮ?
Перечень документов, нуждающихся в обязательном утверждении, должен содержаться во внутренних локальных нормативных актах (далее – ЛНА) конкретной организации. Например, таким документом может быть инструкция по делопроизводству. Если подобных ЛНА в вашей организации нет, то следует обратиться к специальной литературе по делопроизводству и общепринятой практике.
Если в ЛНА не установлено другое, то рекомендуется утверждать:
- акты (проверок, ревизий, приема законченных строительством объектов, оборудования, экспертизы, приема-передачи дел, ликвидации и реорганизации организаций и т.д.);
- технические задания на проектирование и разработку объектов, технических сооружений, объектов капитального строительства, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ, разработку программного обеспечения и сайтов организаций и т.д.;
- шаблоны и формы документов, используемых в деятельности организации;
- методические инструкции и указания;
- правила, в том числе внутреннего трудового распорядка;
- инструкции по всем направлениям деятельности, в том числе должностные, по делопроизводству, охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и т.д.;
- нормативы (трудовые и материальные);
- отчеты о производственной деятельности, командировках, проведении научно-исследовательских работ и т.д.;
- перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем, типовых форм и материалов с указанием сроков хранения и т.д.;
- планы строительно-монтажных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ, работ коллегиальных органов (комиссий, комитетов, советов и т.д.), производственные, коммерческие и т.д.;
- графики производственные, рабочие, оперативные, процессов, выполнения работ и т.д.;
- расценки, тарифные ставки;
- сметы расходов;
- стандарты отраслевые, государственные;
- технические условия и нормали предприятия;
- структуру предприятия, штатное расписание, штатную численность;
- уставы организаций и коллегиальных органов;
- положения о подразделениях, о должностях;
- регламенты бизнес-процессов.
Приведенный перечень – примерный. Каждая организация вправе утверждать любые документы, если в этом есть необходимость.
Для грамотного обоснования утверждения нужно внести перечень утверждаемых документов в инструкцию по делопроизводству. Кстати, этот документ также следует утверждать!
Если по каким-либо причинам внести перечень утверждаемых документов в инструкцию по делопроизводству невозможно или нецелесообразно, его можно утвердить и ввести в работу приказом организации.
В сфере делопроизводства нуждаются в утверждении:
- план работ отдела на год;
- положение о подразделении (канцелярии, документационном обеспечении управления, архиве и т.д.);
- номенклатура дел;
- акт приема-передачи дел;
- инструкция по делопроизводству.
Чем отличается утверждение от согласования?
Утверждение – это способ введения документа в действие, придания ему законной силы и распространения его действия на определенный круг лиц или организаций. Утверждение производит, как правило, первое лицо организации – директор или генеральный директор. Утверждать документ следует только после его подписания.
Согласование – это процесс проверки качества проекта документа, его своевременности, целесообразности, реальности выполнения, соответствия действующему законодательству и ЛНА организации. Документы согласуют специалисты или руководители соответствующих структурных подразделений в рамках своей компетенции. Порядок согласования различных видов документов также закрепляют документально: как правило, в инструкции по делопроизводству или в регламентах, описывающих бизнес-процессы. Согласовывать документ следует перед его подписанием.
СПОСОБЫ УТВЕРЖДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ГРИФА УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТА
Существует три способа утверждения документа:
- утверждение распорядительным документом (распоряжением, приказом, постановлением, решением);
- утверждение коллегиальным органом;
- утверждение должностным лицом без издания распорядительного документа об утверждении.
Рассмотрим эти способы.
Утверждение распорядительным документом
Этот способ чаще используют в случаях, когда нужно сопроводить утверждение документа дополнительными пояснениями или совершить какие-то действия по внедрению утверждаемого документа. Но утвердить документ приказом не запрещено и в том случае, когда никакие пояснения и действия не нужны.
На утверждаемом документе оформляют гриф утверждения документа. Его размещают в правом верхнем углу первого листа утверждаемого документа. Он состоит из слова УТВЕРЖДЕН (-А, -О), согласованного с наименованием вида утверждаемого документа (то есть если утверждают график, то пишут УТВЕРЖДЕН, если инструкцию, то УТВЕРЖДЕНА, если положение, то УТВЕРЖДЕНО, если правила, то УТВЕРЖДЕНЫ), наименование утверждающего распорядительного документа в творительном падеже (например, «приказом»), его даты и регистрационного номера. Строки реквизита центруют относительно самой длинной строки или выравнивают по левому краю (Пример 1).
Л.А. Назарова,
делопроизводитель
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2019.
Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить
В федеральных законах и ведомственных приказах часто встречается формулировка «порядок определить локальным нормативным актом организации». Разбираем, что это за документ, чем он отличается от повседневных приказов или регламентов деятельности, как его правильно составить и утвердить.
- Что такое локальный нормативный акт
- Кто не должен принимать ЛНА
- Какие ЛНА должны быть в организации
- Как разработать ЛНА
- Как правильно утвердить ЛНА
- Как часто пересматривать ЛНА
- Когда ЛНА прекращает действие
- Как накажут за отсутствие ЛНА
Что такое локальный нормативный акт
Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются среди прочего локальными нормативными актами (ст. 5 ТК РФ). Точного определения этих документов в Трудовом кодексе не содержится. Можно выделить только признаки, по которым локальный нормативный акт (ЛНА) отличается от других документов работодателя:
- принимается работодателем, а не по соглашению сторон (ст. 8 ТК РФ);
- содержит нормы трудового права в отношении работников данного работодателя (ст. 8, 13 ТК РФ);
- не имеет персонализированного характера, как трудовой договор или кадровый приказ, и распространяется на неограниченное число сотрудников (ст. 13 ТК РФ);
- рассчитан на неоднократное применение (ст. 12 ТК РФ).
Хороший пример локального нормативного акта — должностная инструкция. Ее разработка не обязательна по ТК РФ — работодатель утверждает ее по собственной инициативе. Она определяет конкретную трудовую функцию работника, то есть содержит нормы трудового права. Она разрабатывается на должность, а не на Ф.И.О. конкретного специалиста. Инструкция применяется до замены ее новой или до исключения должности из штатного расписания, то есть рассчитана на неоднократное применение.
Есть мнение, что регламентирующие документы (положения, порядки) относятся к ЛНА, а приказы и распоряжения — нет, так как это организационно-распорядительные документы. Это не так. Регламент пользования переговорной не содержит норм трудового права и к ЛНА не относится. А приказ об установлении процента премирования на 2022 год для работников будет локальным нормативным актом, так как имеет все его признаки.
По общему правилу ЛНА принимают с учетом мотивированного мнения профсоюза. И оно не обязательно должно быть положительным.
Суды считают, что ЛНА выражает волю работодателя, а не относится к соглашению сторон. Смотрите, например, Постановление Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18.01.2016 по делу № 5-22/2016.
То есть работодатель должен запросить мотивированное мнение профсоюза до утверждения ЛНА, а вот соглашаться с ним он не обязан (ст. 372 ТК РФ).
Защита интересов работников обеспечивается другой нормой — ЛНА не могут ухудшать их положение по сравнению с трудовым законодательством или коллективным договором (ст. 8 ТК РФ).
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Кто не должен принимать ЛНА
Трудовой кодекс освобождает от разработки ЛНА только три категории работодателей:
- физические лица без статуса ИП (ст. 8 ТК РФ);
- микропредприятия (ст. 309.2 ТК РФ);
- некоммерческие организации (ст. 309.2 ТК РФ).
Работодатели-физические лица не разрабатывают локальные акты. Все трудовые отношения с работником регулируются трудовым договором.
Микропредприятия и некоммерческие организации имеют право отказаться от разработки локальных актов полностью или частично. Единственный обязательный для них документ — порядок перевода сотрудников на дистанционную работу по своей инициативе (ст. 312.9 ТК РФ).
Микропредприятия и некоммерческие организации при отказе от ЛНА включают все неурегулированные вопросы в трудовые договоры. При этом за основу они берут Типовой трудовой договор (Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858).
Какие ЛНА должны быть в организации
Все локальные нормативные акты у работодателя можно разделить на три группы — смотрите таблицу с примерами.
ЛНА по обязательности разработки
Необязательные
Руководитель организации разрабатывает и принимает их по собственной инициативе, чтобы урегулировать на постоянной основе какие-то моменты в трудовых отношениях
- Должностные инструкции
- Положение о наставничестве
- Положение о командировках (ст. 168 ТК РФ)
- Положение о медосмотрах (ст. 220 ТК РФ)
Условно обязательные
Разрабатываются в случаях, если работодатель решит внедрить какой-то процесс, который должен быть урегулирован ЛНА, и требование об этом есть в законодательстве; либо когда разработка ЛНА рекомендована, а не является обязательной
- Положение об электронном кадровом документообороте (ст. 22.2 ТК РФ)
- Порядок временного перевода на дистанционную работу по инициативе работодателя (ст. 312.9 ТК РФ)
- Порядок учета микротравм (Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н)
- Порядок применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ)
Обязательные
Документы, требование о разработке которых прямо предусмотрено в законодательстве, и которые должны быть у каждого работодателя
- Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ)
- Порядок обработки персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ)
- Правила и инструкции по охране труда (ст. 214 ТК РФ)
Работодатель в обязательном порядке принимает те локальные нормативные акты, по которым есть отдельное требование об их разработке. Например, инструкции по охране труда или порядок применения вахтового метода, если он использует вахту.
Работодатель также имеет право урегулировать или не урегулировать ЛНА любой аспект трудовых отношений с соблюдением требований законодательства (ст. 8 ТК РФ). В его нормотворческую деятельность никто вмешиваться не может, включая судебные инстанции (Апелляционное определение Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. N 33-31926/16).
На практике бывали случаи, когда работники пытались через суд обязать работодателя принять порядок индексации зарплаты. Судьи отметили, что принятие локального нормативного акта — воля работодателя.
Как разработать ЛНА
Нет нормативных требований к порядку разработки, а также оформлению локальных актов в частных компаниях. Примерная инструкция по делопроизводству, где есть отдельный раздел о ЛНА, обязательна только для государственных предприятий (Приказ Росархива от 11.04.2018 №44). Но работодатели могут взять ее за образец и на ее основе разработать собственные правила.
Что рекомендует Росархив
По каждому ЛНА нужно сразу определить разработчика. Он оформляет документ, согласовывает с заинтересованными лицами и обеспечивает утверждение.
ЛНА по сроку действия могут быть постоянными (действуют до замены новыми) или краткосрочными (приняты на определенный период времени). Например, Порядок обработки персональных данных — документ постоянного действия. А приказ об установлении показателей премирования — временный.
ЛНА принимаются по законодательным требованиям, распоряжению вышестоящей организации или решению руководителя компании. Руководители структурных подразделений могут давать предложения директору по разработке локального акта, если необходимо нормативно отрегулировать какой-то вопрос. Они направляют служебную записку, в которой указывают цель принятия ЛНА, примерную структуру и сроки подготовки документа.
Обязательные реквизиты ЛНА: название организации, вид и название документа, место издания, гриф утверждения с датой. Если в документе несколько страниц, то оформляется титульный лист. На него выносят все обязательные реквизиты.
Пример оформления титульного листа ЛНА
Структуру ЛНА определяет разработчик, если в организации нет требований к содержанию. Для регламентов, положений, инструкций обычно используют следующие элементы:
- титульный лист;
- оглавление, если в документе больше 10 страниц;
- общие положения;
- нормативные ссылки;
- термины и определения, сокращения;
- ответственность — здесь указывают тех, кто должен выполнять требования ЛНА и несет за это ответственность;
- основные разделы — собственно сам текст ЛНА;
- приложения — графики, формы документов, чек-листы;
- лист согласования;
- лист ознакомления.
Это рекомендуемая структура. Работодатель может придумать свои правила.
Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Как правильно утвердить ЛНА
Работодатель самостоятельно определяет порядок принятия локальных актов. Единственное требование, которое он должен выполнить — получить мотивированное мнение профсоюза в случаях, когда это обязательно (ст. 372 ТК РФ).
Перед принятием проект ЛНА проходит согласование внутри организации. Список определяет разработчик с учетом действующих в компании требований.
С внешними организациями ЛНА согласовывают только в том случае, если это содержится в поступившем требовании об его разработке или внутренних стандартах организации. Например, в холдинговых компаниях многие положения «дочек» и филиалов сначала проходят процедуру одобрения в головном офисе.
Локальные нормативные акты не имеют обратной силы. Они применяются только с момента утверждения (ст. 12 ТК РФ). Например, в майском приказе о вводе в действие ЛНА нельзя указать, что он действует с 1 апреля. Поэтому не стоит затягивать с процедурой подписания документа, который был нужен «вчера».
Согласованный проект ЛНА направляется на утверждение уполномоченному лицу. Рекомендуем сразу приложить к документу проект приказа о вводе в действие локального акта.
На практике ЛНА утверждаются одним из трех способов:
- решением директора;
- протоколом общего собрания участников, если это предусмотрено Уставом;
- решением любого должностного лица, которому это делегировано по доверенности или приказом о распределении прав и обязанностей.
Выбранный способ утверждения ЛНА нужно закрепить документально, чтобы подтвердить полномочия лица, подписавшего документ.
Приказ о вводе в действие ЛНА подписывает директор или уполномоченное им лицо. В документе указывают дату, с которой начинает действовать нормативный акт, а также организационные мероприятия в связи с его принятием. Например, ознакомить весь персонал с ЛНА и представить в отдел кадров подписанные листы ознакомления.
Утверждение ЛНА и ввод в действие ЛНА — две разных процедуры. Вторая не относится к обязательным. Например, должностные инструкции часто вводят в действие без приказа, с момента утверждения. Распорядительный документ нужен, чтобы дать какие-то поручения в связи с принятием документа.
С утвержденным ЛНА нужно обязательно ознакомить работников под личную подпись, если он касается их трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Это не пустая формальность. Подпись работника об ознакомлении с локальным актом — «броня» работодателя при возможных трудовых спорах.
Как часто пересматривать ЛНА
Локальные акты актуализируют по мере необходимости — нормативных сроков нет. На практике их пересматривают раз в 3-5 лет, но точную периодичность устанавливает работодатель.
Корректировки вносятся при появлении новых законодательных требований, изменении производственных или организационных условий в компании. Например, при утверждении нового штатного расписания или оргструктуры.
Изменения в ЛНА согласовываются и утверждаются в том же порядке, в каком принимался основной документ. Цепочка та же: «заинтересованные лица — профсоюз — руководитель». Если ЛНА вводился в действие приказом, то и изменения вводятся в действие приказом того же должностного лица.
Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам
Когда ЛНА прекращает действие
Статья 12 ТК РФ предусматривает три случая, когда локальный нормативный акт утрачивает силу:
- истек срок действия;
- заменили новым ЛНА;
- вступили в силу нормативные правовые акты или положения колдоговора, которые устанавливают более высокий уровень гарантий работникам.
Отмена ЛНА, как правило, оформляется приказом руководителя.
Утративший силу документ не выбрасывают в ведро, а отправляют в архив на хранение по установленным правилам (Приказ Росархива от 20.12.2019 №236).
Случай из практики
Вышедший на пенсию работник попытался оспорить Положение об оплате труда десятилетней давности на том основании, что он о нем не знал и не ведал, что действовали такие правила оплаты. В суде работодатель предъявил архивный оригинал Положения с личной подписью работника. Суд отказал работнику в исковых требованиях.
Как накажут за отсутствие ЛНА
Если работодатель не примет локальный нормативный акт, который предусмотрен трудовым законодательством, он может заплатить штраф до 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).
Отсутствие инструкций по охране труда обойдется дороже — до 80 тыс. рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Размер штрафа — не главное. Неприятность в том, что работодатель получит «пятно» на репутации как лицо, привлеченное к административной ответственности.
Кем утверждается перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации?
ПОТ № 328н п. 8.1. Небольшие по объему ремонтные работы и работы по техническому обслуживанию, выполняемые в течение рабочей смены и разрешенные к производству в порядке текущей эксплуатации, должны содержаться в перечне работ. Перечень работ подписывается техническим руководителем или работником из числа административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов), на которого возложены обязанности по организации безопасного обслуживания электроустановок в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами (далее — ответственный за электрохозяйство) и утверждается руководителем организации или руководителем обособленного подразделения.