Московский авиационный институт
Геращенко Анатолий Николаевич, профессор, д. т. н.
Моско́вский авиацио́нный институ́т (национальный исследовательский университет) (МАИ) — Основан 20 марта 1930 года. В советское время — Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.
В настоящее время в национальном исследовательском университете «МАИ»:
- Более 20 тыс. студентов обучаются на 10 факультетах, 3 институтах (на правах факультетов) и 4 филиалах . [1]
- В аспирантуре готовят кандидатов наук по 54 специальностям физико-математических, химических и технических наук, а также по 6 специальностям исторических, экономических, философских и политических наук. [2]
- В докторантуре более 10 научных направлений по проблемам механики, машиностроения и процессов управления. Имеются Советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.
- Учёные университета ведут исследования по 29 важнейшим направлениям науки.
Содержание
Факультеты и филиалы
Основные факультеты
- № 1 «Авиационная техника»
- № 2 «Двигатели летательных аппаратов»
- № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»
- № 4 Радиоэлектроника летательных аппаратов (ФРЭЛА);
- № 5 Инженерно-экономический институт МАИ (ИНЖЭКИН МАИ)
- № 6 «Аэрокосмический»
- № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» (ФАУСТ)
- № 8 «Прикладная математика и физика»
- № 9 «Прикладная механика»
- № 10 «Социальный инжиниринг» (Факультет иностранных языков) (ФВО) (на правах факультета)
А также
- Факультет переподготовки и повышения квалификации (без номера)
- Факультет довузовской подготовки (без номера)
- Физико-математическая школа [1]
- Учебный центр МАИ «Интеграция» при ИИФ РФ (территориальный факультет)
Филиалы
На сегодняшний день в составе МАИ 6 филиалов [3] :
- (космодром «Байконур»)
- «Взлет» (г. Ахтубинск)
- «Стрела» (г. Жуковский) (без номера; территориальный факультет)
- «Комета» (г. Химки, бывший территориальный факультет № 20)
- «Ракетно-космическая техника» (г. Химки, бывший территориальный факультет № 50)
- «Серпухов» (г. Серпухов, территориальный факультет при Институте инженерной физики)
История
Рождение и развитие МАИ тесно связано с потребностями развивающейся авиации, с созданием ЦАГИ (1918 год), с деятельностью профессора Н. Е. Жуковского, по инициативе которого в 1909 году в Императорском Московском техническом училище (впоследствии МВТУ, ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания.
20 марта 1930 года на базе Аэромеханического факультета МГТУ имени Баумана было создано Высшее Аэромеханическое училище (ВАМУ). 20 августа на базе ВАМУ был создан Московский авиационный институт. Поначалу занятия проходили на Ольховской улице, затем вузу было предоставлено здание на 5-й Тверской-Ямской улице [4] . Первое собственное здание института (в настоящее время корпус № 3 факультета Систем управления) было построено на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе к 1933 году, где основная территория ВУЗа находится и по сей день.
В 1956—1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Помимо подготовки специалистов в области самолёто- и моторостроения, добавились инженерно-экономические специальности и специальности по авиационному оборудованию и приборостроению.
7 октября 2009 года Московскому авиационному институту был присвоен статус национальный исследовательский университет [5] .
По случаю 80-летия вуза Президент России Дмитрий Медведев направил сотрудникам вуза поздравительную телеграмму [6] :
Сегодня в стенах МАИ ведутся фундаментальные и прикладные исследования в целом ряде областей, среди которых наноматериалы и нанотехнологии. Институт обладает современной технической базой и уникальной инфраструктурой и по праву входит в число национальных исследовательских университетов.
Пожар 8 мая 2002 года
8 мая 2002 года в корпусе № 3 случился сильный пожар. В результате происшествия выгорело целое крыло, кроме того, обвалилась часть перекрытий здания. [7]
Пожар 30 — 31 марта 2009 года
- В ночь с 30 на 31 марта2009 года во втором корпусе МАИ произошёл сильнейший пожар.
В 23:46 на пульт дежурного службы «01» поступило сообщение о возгорании по адресу Волоколамское шоссе, д. 4, корпус 2. [8] Очень скоро на месте происшествия оказалось более 40 пожарных расчётов. Поначалу пожару была присвоена 3 категория сложности, однако затем её сменили на пятую, наивысшую. По оценкам, его площадь составила около 5 тыс. кв. метров. [9]
В 0:45 из корпуса эвакуировали трёх, [8] а по другим данным — четырёх [10] , человек. Одна из них — комендант корпуса, остальные были без сознания; их личности установить не удалось. Ситуация осложнялась тем, что более 50 единиц техники, прибывшей со стороны Волоколамского и Ленинградского шоссе, перегородила две крупнейших в Москве автомобильных магистрали. Кроме того, в помещении хранились баллоны с горючими газами. [11] : из здания вынесли 25 баллонов.
По сообщениям СМИ [9] , пожар удалось потушить к 2:19 по московскому времени, однако, по словам очевидцев, [12] он продолжался всё утро 31 марта. В результате чрезвычайного происшествия никто не пострадал. Поначалу пожар был признан самым крупным в Москве с начала года [13] , однако затем, при подсчёте убытков с учётом амортизации, выяснилось, что экономический ущерб от пожара несколько меньше, чем предполагалось. При этом сообщается, что сгорела уникальная коллекция авиадвигателей, разработанных советскими авиаконструкторами:
В сгоревшем корпусе были прекрасные экспонаты по развитию двигателей и их строению. Очень обидно, многое пострадало
— начальник хозяйственного отдела МАИ Алексей Шилов [14]
По предварительным данным, причиной пожара стало короткое замыкание из-за перегрузки электрической сети здания. [10]
2 апреля 2009 года Правление Клуба выпускников МАИ выступило с обращением к выпускникам института с просьбой о внесении пожертвований на специально созданный счёт в банке. [15]
Последствия
Корпус № 2 после пожара. 1 апреля 2009 года. Вид из окна седьмого корпуса
«Университет, который смотрит в будущее». История МАИ
В МАИ были подготовлены десятки тысяч высококлассных специалистов в области авиастроения и космонавтики, благодаря чему в России возникла современная авиационная промышленность. В нем преподавали выдающиеся деятели науки и инженерной мысли нашей страны. Трудами его выпускников были созданы уникальные самолеты, вертолеты, космические корабли, а также летательные аппараты других типов.
Конец XIX – начало XX столетия – время бурного развития авиационной науки и техники в России. Именно в этот период в нашей стране начинается создание основ теории полета аппаратов тяжелее воздуха, строятся первые успешные образцы самолётов и двигателей к ним, промышленность начинает осваивать их производство и связанные с ним новые технологические процессы.
Так, в 1902 году в Московском университете под руководством выдающегося русского учёного, основоположника аэрогидродинамики профессора Николая Егоровича Жуковского была построена первая отечественная аэродинамическая труба – установка для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании самолетов воздухом. В ней Жуковский вместе со студентами изучал поведение моделей планеров, воздушных змей и чучел разных птиц.
Николай Жуковский
Вместе с тем, Николай Егорович понимал и необходимость подготовки специальных кадров — инженеров и пилотов. Поэтому в 1913 году при его активном участии были созданы Краткие теоретические курсы авиации, преобразованные в 1919 году сначала в Московский авиационный техникум, а затем в 1920 году в Институт инженеров Красного воздушного флота, первым ректором которого за два года до своей смерти стал сам Жуковский.
В середине 1920-х годов, в СССР начинается создание современных Военно-воздушных сил, которым требовался квалифицированный инженерный и летный состав. Поэтому в 1925 году, по инициативе Бориса Николаевича Юрьева на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ) было организовано авиационное отделение, преобразованное в 1929 году в аэромеханический факультет.
20 марта 1930 года МВТУ было разделено на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ). В состав ВАМУ вошли самолетостроительное, моторостроительное и отделение воздухоплавания, на которых на тот момент обучалось 404 студента — бывшие студенты аэромеханического факультета МВТУ и переведенные в ВАМУ студенты авиамоторной специальности Московского механического института имени М. В. Ломоносова. Первоначально ВАМУ размещалось на Ольховской улице в Москве.
Как все начиналось
20 августа 1930 года ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). В его составе, так же как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. Но уже через год институт перешел на факультетскую систему организации учебного процесса.
Со временем в МАИ начали появляться новые факультеты, кафедры и лаборатории. Так, в 1933 году в нем был создан инженерно-экономический факультет, обеспечивший выпуск квалифицированных специалистов в области экономики и организации авиационной промышленности. А в целях обеспечения авиапромышленности специалистами в области боевых установок, навигационного и радиооборудования в 1935 году возник факультет вооружения самолетов. В 1940 году был создан факультет «Приборостроение и авиационное оборудование», куда перешла часть специалистов с факультета вооружения самолетов.
МАИ в 1935 году
В то же время, одним обучением студентов дело не ограничивалось. В период с 1930 по 1940 года, специалистами МАИ был выполнен ряд научных и конструкторских разработок. Так, в КБ по самолетостроению, было создано несколько оригинальных типов самолетов, в частности самолет «Сталь — МАИ», легкомоторный самолет тандемной аэродинамической схемы «Октябренок», самолет, целиком выполненный из магниевых сплавов — ЭМАИ.
В 1939 году для создания мощного поршневого двигателя М-250 профессор Глеб Скубачевский организовал ОКБ-2. В этом же году под руководством Бориса Юрьева и Ивана Братухина начало работать ОКБ, которое занялось проектированием первого советского вертолета — двухместного геликоптера с двумя двигателями МВ-6 с максимальной скоростью 150 км/ч, дальностью до 200 км и потолком 4500 метров.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны, МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности. В его состав входило 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.
В послевоенный период
В начале 1950-х годов в авиационной технике в очередной раз произошли революционные изменения: самолеты стали в основном реактивными, скорости их полета вплотную приблизились к скорости звука, а затем и превзошли ее. Изменилось и их оборудование, появились новые виды вооружения, новые отрасли авиационной науки и промышленности. Началось создание серийных вертолетов.
Соответственно, пришлось меняться и МАИ. Преподавателями института были разработаны курсы лекций по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, новым типам конструкций и материалов, технологиям их обработки и др. Появились новые кафедры и факультеты. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов.
Серьезно изменилась структура учебных планов и программ. В частности, усилилась подготовка по физико-математическим наукам и конструкторско-технологическим дисциплинам, использованию электронно-вычислительной техники, автоматизированному проектированию и конструированию.
В итоге к началу 1990-х годов МАИ превратился в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли. Он имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр, среди его выпускников было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР.
Легкий спортивно-пилотажный самолет «Квант»
С их помощью было спроектировано более 200 типов летательных аппаратов и авиационных двигателей, в том числе: 26 типов военных и гражданских самолетов, 25 типов военных и гражданских вертолетов, 12 искусственных спутников Земли и космических кораблей и многие другие летательные аппараты, ставшие известными во всем мире. Например, только на одном спроектированном в студенческом конструкторском бюро и построенном в ЭПМ МАИ легком спортивно-пилотажном самолете «Квант» в 1970-1980-годы было установлено пять мировых рекордов.
От института к национальному исследовательскому университету
В непростые для страны годы социально-экономических и политических реформ развитие МАИ продолжилось. Несмотря на все трудности, шло обучение студентов, появлялись новые кафедры, факультеты и лаборатории. МАИ получил государственный статус разработчика авиационной техники, став официально признанной авиационной конструкторской организацией.
Активизировалась и международная деятельность: существенно увеличилось число студентов из Юго-Восточной Азии, Сирии, Ирана, Америки, Канады, Европы, преподаватели, студенты и сотрудники института начали активные выезды на рубеж, было реализовано около 50 международных контрактов.
Менялся и организационно-правовой статус института. В 1993 г. институт получил новое название: Московский государственный авиационный институт (технический университет). Традиционная аббревиатура – МАИ – была сохранена. А 19 мая 2011 года приказом Министерства образования и науки РФ МАИ стал национальным исследовательским университетом.
В настоящее время МАИ имеет 13 институтов и 5 филиалов, в которых работает более 2300 преподавателей и обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. В его состав входят более 140 научно-исследовательских центров и лабораторий, 20 конструкторских бюро, экспериментально-опытный завод, аэродром «Алферьево», центр управления полётами.
Аудитория МАИ имени В.П. Глушко
Всего со дня основания МАИ выпустил более 175 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности. В их числе более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей, 49 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.
Под их руководством были созданы самолеты МиГ-29, Ил-76 и Ил-96, Ту-160 и Ту-204, Су-25, Як-130, вертолеты Ми-26 и Ми-28, Ка-52 и Ка-60, баллистические ракеты, зенитные ракетные комплексы, радиолокационные комплексы дальнего обнаружения и управления, системы жизнеобеспечения и спасения авиационных и космических аппаратов, космические комплексы, самые мощные в мире ракетные двигатели РД-120 и РД-170 и другая техника.
Ударный вертолет КА-50
«Сегодня МАИ динамично развивается, и это я считаю особенно важным для нашего коллектива. Опираясь на колоссальный опыт и многолетние традиции, наш университет следует новейшим трендам в области образования, науки и инноваций и готовит специалистов в соответствии с будущими потребностями индустрии высоких технологий. Московский авиационный институт — это университет, который смотрит в будущее и формирует повестку завтрашнего дня», — говорит его ректор Михаил Погосян.
Московский авиационный институт (МАИ): история, факультеты, адрес
Московский авиационный институт (МАИ) – один из самых крупнейших современных институтов России, имеющих техническую направленность. Менее чем за столетие своей преподавательской деятельности, МАИ успел зарекомендовать себя как один из самых лучших ВУЗов в России и занять позицию наравне с престижными международными институтами.
В настоящее время здесь обучается более 20000 студентов, магистрантов и аспирантов, способных в ближайшем будущем продолжить развитие российской науки.
История университета
У ВУЗа МАИ история берет начало в 30-х годах XX века. За это время университет выпустил сотни тысяч высококвалифицированных инженеров, строителей и экспертов разных направленностей.
Главной идеей основания института было обеспечение углубленного и качественного образования для специалистов авиационной промышленности. Поэтому было решено отделить часть аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана в большое образовательное учреждение.
Первоначальное название институт получил от названия факультета и стал называться Высшим аэромеханическим учебным учреждением (ВАМУ). Несколько позже, в конце августа того же года, ему присвоили другое название, которое университет носит и сейчас – Московский авиационный институт.
В 60-е годы XX века труды научных работников университета внесли огромный вклад в развитие космической промышленности, после чего институт приобрел всеобщее признание, в том числе и на международном уровне.
МАИ за все время своего существования получил немало наград, одни из них:
- орден Ленина (за особые заслуги в период Великой отечественной войны, 1945 год),
- орден Великой Октябрьской революции (за огромный вклад в процветание Советского Союза, за отвагу и мужество всех работников университета, 1980 года).
В 1993 году Московскому авиационному институту присвоили официальное звание «технического университета», а в 2009 году учреждение стало называться Национальным исследовательским университетом. В 2015 году МАИ был объединен с Московским авиационным технологическим институтом (МАТИ).
Направления подготовки
Для абитуриентов мы нашли видео-гид по институту:
В данный момент Московский авиационный институт готовит специалистов разных специальностей, связанных не только с космической промышленностью. Кроме экспертов в различных авиационных направлениях, сейчас из МАИ выпускаются дипломированные высококвалифицированные программисты, биотехнологи, нанотехнологи, лингвисты, материаловеды, менеджеры, экономисты, специалисты по проверке качества и даже организаторы по работе с молодежью.
За последние несколько десятилетий количество направлений подготовки значительно расширилось, но МАИ по-прежнему считают главным Летным университетом страны. Благодаря тому, что квалификация выпускников всегда была на высоком уровне, работодатели отмечают наличие диплома Московского авиационного института.
Структурные подразделения
В МАИ можно пройти обучение на 12 факультетах, 9 из которых в статусе институтов:
- авиационная техника;
- информационные технологии и прикладная математика;
- факультет информатики и электроэнергетики;
- аэрокосмический институт;
- институт иностранных языков;
- факультет авиационных и ракетных двигателей и другие.
Посмотрите видео-презентацию про аэрокосмический факультет:
Филиалы МАИ находятся в Московской (3) и Астраханской области (1), а также в республике Казахстан (1). Самый известный из них – «Восход», который находится в г. Байконур.
МАИ в числах
МАИ – крупный центр, который дает своим выпускникам высшее техническое образование. Ежегодно сюда подают заявления десятки тысяч абитуриентов, а поступают – всего лишь тысячи.
- По плану приема в 2018 году было предоставлено около 3800 бюджетных мест, которые теперь занимают умные и подающие надежды студенты.
- В составе университета насчитывается более 40 направлений подготовки, предназначенных для бакалавров, более 20 направлений для магистрантов, 15 направлений для аспирантов и 9 общих специальностей.
- Преподавательский состав, работающих на различных кафедрах и факультетах, насчитывает более 1800 человек, из них 18 – академики и члены-корреспонденты РАН, более 400 профессоров и докторов наук и свыше 1000 доцентов и кандидатов различных наук.
На фото – авиаконструктор, с 2016 года ректор МАИ Погосян М. А.:
- Свыше 1300 человек иностранных студентов и студентов, обучающихся по обмену, в числе которых более 40 человек, приехавших из дальнего зарубежья, 10 студентов родом из стран СНГ и более 60 иностранных представителей, продолжающих обучение в докторантуре и аспирантуре.
- Более 165000 выпускников, 250 главных конструкторов и инженеров, работающих в крупнейших предприятиях различных отраслей промышленности.
- Более 20 летчиков-космонавтов, 300 заслуженных государственных деятелей, 2350 генералов и офицеров, 16 ректоров других университетов.
Сотрудничество
Почти за столетие существования Московский авиационный институт приобрел уважение многих государственных и международных организаций (в том числе и за пределами Москвы), что гарантирует выпускникам университета трудоустройство на современных предприятиях.
На базе этого института были основаны другие образовательные учреждения, в числе которых не только российские (Самарский университет, МГТУГА), но и иностранные институты (Indian Institute of Technology Bombay, Beihang University).
В данный момент МАИ реализует подготовку кадров для всех действующих российских космодромов: «Восточный» (г. Углегорск, Амурская область, Россия), «Байконур» (г. Байконур, Казахстан), «Плесецк» (г. Мирный, Архангельская область, Россия).
На фото – космодром «Байконур»:
С 2009 года в силу вошел трехсторонний договор с АмГУ (Амурским государственным университетом) и Правительством Амурской области. Его задача – обеспечить подготовку профессионалов, которые смогут продолжить работу на новейшем российском космодроме «Восточный». Одной из основных задач этих выпускников будет разработка, определение интерфейсов и других характеристик системы, производство и использование ракетных космических комплексов и ракет.
Первый выпуск таких студентов в составе 13 человек состоялся уже в 2015 году. В настоящий момент на космодроме «Восточный» работают уже около 30 специалистов, способствующих развитию космической промышленности.
Выпускники МАИ работают в крупнейших российских организациях, в числе которых «Роскосмос», АО «ОАК», Госкорпорации «Ростех», АО «ОСК», АО «ОДК» и т.д.
Центр трудоустройства университета имеет огромное количество контактов более чем с 200 организациями, предприятиями и компаниями разных направленностей, которые регулярно предоставляют информацию о возможном трудоустройстве.
Институт состоит во многих российских и международных ассоциациях, тесно сотрудничает с Федерацией космонавтики РФ и Союзом машиностроителей. Также преимуществом университета является сотрудничество с Международной Федерацией космонавтики и Международным советом по авиационным наукам.
Военная деятельность
Московский авиационный институт стал одним из самых первых учебных заведений, проводивших эксперимент по обучению военных кадров с техническим профилем. В результате этого исследования из университета выпускались молодые офицеры, способные совмещать работу по специальности с военной службой.
Благодаря этому эксперименту более чем в 35 ВУЗах были созданы учебные военные отделения, позволяющие готовить офицеров и инспекторов для контрактной службы в различных войсках Вооруженных сил России, в том числе и в авиации. В настоящее время этот авиационный ВУЗ выпускает сотни молодых военных, способствуя их трудоустройству.
МАИ в лицах
За всю историю МАИ среди выпускников насчитывается 23 летчика – испытателя, общее количество часов работы в космосе которых приравнивается к 15 годам. Среди них Виноградов П.В., Волков В.Н., Аубакиров Т.О., Савицкая С.Е., Лазуткин А.И. и другие.
На фото – российский космонавт Лазуткин А. И.:
Также выпускниками Московского авиационного института являются конструктор ракетной техники Мишин В.П., ученый-конструктировщик Бункин Б.В., авиаконструктор Зырин Н. Г., государственный деятель Добрынин А.Ф., писатель-сатирик Задорнов М.Н., артист эстрады Измайлов Л.М. и другие, получившие образование в разных филиалах МАИ.
Контакты
МАИ находится в г. Москва, Волоколамское шоссе, 4. Телефон для справок:
+7 499 158-43-33, 158-58-70, 158-00-02.
Аккаунты института есть во всех социальных сетях: ВК, Инстаграмм, Твиттер, Фейсбук.
День рождения Московского авиационного института (МАИ)
Московский авиационный институт
Рождение и развитие МАИ тесно связано с развитием советской авиации, с созданием Центрального аэрогидродинамического института, а также — деятельностью профессора Николая Жуковского — основоположника аэродинамики. По его инициативе, в Императорском техническом училище (после революции — МВТУ, а ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана) еще с 1909 года стал читаться курс теоретических основ воздухоплавания.
20 марта 1930 года на базе аэромеханического факультета училища был создан новый ВУЗ, названный Высшим аэромеханическим училищем. 20 августа того же года новый ВУЗ получил своё историческое название, то есть был переименован в Московский авиационный институт.
В 1932-1933 годах на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе был построен первый учебный корпус, и эта территория МАИ до сегодняшнего дня является основной. В 1956-1975 годах осуществлен второй этап строительства МАИ. Было построено 35 учебных корпусов, научных лабораторий и производственных помещений. С ростом МАИ изменилась его структура. Сначала основными направлениями подготовки специалистов были моторостроение и самолетостроение.
В 1933 году был образован инженерно-экономический факультет, в 1940 году – факультет авиационного оборудования и приборостроения. В 1960-1970 годы произошло становление аэрокосмического направления. В 1993 году МАИ поднялся до ранга университета, а в марте 2015 года Приказом Минобрнауки был реорганизован путём присоединения к нему МАТИ — Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского.
За годы существования МАИ из его стен вышло более 160 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности. И сегодня данный университет является лидером среди гражданских вузов по количеству выпущенных летчиков-космонавтов и лётчиков-испытателей.